Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Справочник по подготовке к ГИА (экзамен по русскому в 9 классе) - файл spravochnik_GIA_9_.doc


Справочник по подготовке к ГИА (экзамен по русскому в 9 классе)
скачать (97.2 kb.)

Доступные файлы (1):

spravochnik_GIA_9_.doc609kb.03.01.2010 06:28скачать

содержание
Загрузка...

spravochnik_GIA_9_.doc

  1   2   3   4
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Справочник

для подготовки к ГИА

по русскому языку


9 класс


Учитель Нестерова С.Л.


МОУ «СОШ п. Советский

Выборгского района»

2009 год


Инструкция для учащихся

по выполнению экзаменационной работы

по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

• Работа выполняется гелевой ручкой с черными чернилами.

• Перед началом работы в Бланках ответов №1Р и №2 запишите дату тестирования и персональный код (вверху каждой страницы бланков и внизу ли-цевой страницы), поставьте свою подпись в указанном месте.

• Получив экзаменационную работу, подпишите ее (фамилия, имя, класс, школа, округ), а на Бланках №1Р и №2 запишите номер варианта.

Работа состоит из трех частей.

На выполнение всей работы отводится ^ 4 часа (240 минут).

Первая часть работы включает одно задание (С1) и представляет собой не-большую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение).

• Исходный текст для сжатого изложения прослушивается вами 2 раза.

• Задание выполняется на Бланке ответов №2 с указанием номера задания (С1). Запись текста начинается с лицевой стороны бланка (на Бланке №2 можно писать с двух сторон).

• Для работы над изложением используйте сначала черновик, а в бланке ответов пишите аккуратно и разборчивым почерком.

• Написание сжатого изложения рекомендуется закончить до 10.40.

• В 10.10 вам разрешат пользоваться орфографическими словарями.


Закончив выполнение первой части работы, отложите Бланк №2 и приступайте к выполнению второй части работы.

Вторая часть выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 7 заданий с выбором ответа (А1-А6) и 14 заданий с кратким ответом (В1-В14).

К каждому заданию с выбором ответа даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

• Нужно обвести в работе номер правильного ответа кружком. Если вы обвели не тот номер, то зачеркните этот обведенный номер крестом, а затем обведите номер правильного ответа.

• Выбранные ответы необходимо перенести в ^ Бланк ответов №1Р.

• При заполнении бланка №1Р в клеточку, соответствующую номеру задания (типа А) и номеру выбранного варианта ответа, ставится знак «Х».

• Если вы хотите исправить ваш ответ в бланке, не зачеркивайте его, а напишите новый ответ в поле «Замена ошибочных ответов на задания типа А». Для этого справа от буквы «А» напишите номер задания (например, 02) и поставьте знак «Х» в клеточку, соответствующую номеру выбранного вами другого варианта ответа.

Ответы к заданиям В1-В14 вы должны сформулировать самостоятельно.

• Записывайте ответы на эти задания словами или цифрами, разделяя их при необходимости запятыми, сначала в работе в отведенном для этого месте, а затем в Бланке №1Р.


• Ответ на задание типа В записывается в Бланке №1Р справа от номера задания, начиная с первой клеточки. Каждый символ надо писать в отдельной клеточке (по образцу написания из верхней части Бланка №1Р).


• Если вы хотите исправить ваш ответ в бланке, не зачеркивайте его, а напишите новый ответ в поле «Замена ошибочных ответов на задания типа В». Для этого справа от буквы «В» напишите номер задания (например, 05), а затем новый ответ.


Выполняйте задания второй части последовательно, начиная с первого. Если вы затрудняетесь при выполнении какого-либо задания, пропустите его и переходите к следующему. К пропущенному заданию можно будет вер-нуться, если останется время.


^ Третья часть работы выполняется на основе того же текста, который вы читали, работая над заданиями второй части.

• Приступая к третьей части работы, внимательно прочитайте задания С2.1 и С2.2 и выберите одно из двух предложенных заданий.

• Напишите сначала развернутый аргументированный ответ на выбранное задание в черновике, а затем аккуратно перепишите его в Бланк №2.

• В Бланке №2 в поле «Резерв» в левой клеточке напишите цифру 1, если вы выбрали задание С2.1, или цифру 2, если вы выбрали задание С2.2.

• Переписывая ответ из черновика в Бланк №2, отступите вниз от изложения три клеточки и укажите сначала номер задания (С2.1 или С2.2).

• Если вам будет недостаточно Бланка ответов №2, поднимите руку, к вам подойдет организатор и выдаст дополнительный Бланк №2.

• На дополнительном Бланке №2 надо записать:

��свой код (в трех местах),

��номер варианта,

��в поле «Служебная отметка» цифру 2,

��поставить свою подпись в указанном месте.

• Если часть развернутого ответа записана на одном бланке, а продолжение – на дополнительном, то перед продолжением обязательно еще раз укажите номер выполняемого задания и слово «продолжение».

Правильный ответ в зависимости от сложности задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и получить как можно больше баллов.

Желаем успеха!


План демонстрационного варианта экзаменационной работы


1

С1

Адекватное понимание устной речи. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста).

Текст как продукт речевой деятельности.

7 баллов

Время выполнения


100 мин

2

А1

Адекватное понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения

1 балл

3 мин

3

А2

Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста.

1 балл

3 мин

4

А3

Извлечение информации из различных источников

1 балл

3 мин

5

А4

Синонимы. Антонимы. Омонимы

1 балл

3 мин

6

А5

Лексическое значение слова

1 балл

3 мин

7

А6

Выразительность русской речи

1 балл

6 мин

8

В1

Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целя ми, сферой и ситуацией общения

1 балл

4 мин

9

В2

Правописание корней

1 балл

4 мин

10

В3

Правописание приставок

1 балл

4 мин

11

В4

Правописание суффиксов

1 балл

4 мин

12

В5

Знаки препинания в простом осложнённом предложении

1 балл

4 мин

13

В6

Знаки препинания в сложносочинённом предложении

1 балл

4 мин

14

В7

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

1 балл

4 мин

15

В8

Словосочетание

1 балл

4 мин

16

В9

Предложение. Грамматическая(предикативная) основа предложения.

1 балл

5 мин

17

В10

Простое осложнённое предложение

1 балл

4 мин

18

В11

Простое осложнённое предложение

1 балл

4 мин

19

В12

Синтаксический анализ сложного предложения

1 балл

5 мин

20

В13

Сложные бессоюзные предложения

1 балл

5 мин

21

В14

Сложные предложения с разными видами связи

1 балл

5 мин







Часть 2 А и В

20

85 мин

Часть 3




23

С2

Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

7 баллов


55 мин


frame3

Всего заданий – ^ 22.

Общее время выполнения работы – 240 мин.

Всего баллов - 44 баллов

п/п

Действия организатора

Действия экзаменуемого

^ Рекомендуемое время

1 часть работы

100 мин.

1.

Первое чтение текста

Слушание текста

10 мин.

Осмысление прочитанного текста



5 мин.

2.

Второе чтение текста

Слушание текста

10 мин.

Написание сжатого изложения прочитанного текста

75 мин.

За 30 минут до завершения этого вида работы объявить учащимся о возможности пользоваться словарями.

За 10 минут до завершения этого вида работы напомнить учащимся о необходимости завершения написания изложения.

^ 2 часть работы

85 мин.

Чтение текста и решение тестовых заданий

За 5 минут напомнить учащимся о необходимости завершить этот вид работы.

^ 3 часть работы

55 мин.

Написание сочинения-рассуждения (С2.1 или С2.2)

55 мин.

По истечении времени, отведённого на выполнение всей работы, собрать словари; собрать выполненные экзаменационные работы.

Время написания всей экзаменационной работы 240 мин ( 4 часа)



^ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ВО ВРЕМЯ ЭКЗАМЕНА


ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТОЙ


ЧАСТЬ 1. СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном листе или бланке. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 90 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.


^ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И ЯЗЫКОВЫЕ ПРИЁМЫ СЖАТИЯ

(Из методических рекомендаций ФИПИ).

Среди содержательных приёмов компрессии текста основными являются:

  1. разделение информации на главную и второстепенную,

исключение несущественной и второстепенной информации;

  1. свёртывание исходной информации за счёт обобщения

(перевода частного в общее).

К основным языковым приёмам компрессии исходного текста относятся:

  1. Замены:

  • замена однородных членов обобщающим наименованием;

  • замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

  • замена предложения или его части указательным местоимением;

  • замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

  • замена сложноподчинённого предложения простым.

  1. Исключения:

  • исключение повторов;

  • исключение фрагмента предложения;

  • исключение одного или нескольких из синонимов.

  1. Слияния:

  • слияние нескольких предложений в одно.

Три основные вида сжатия информации – объединение, замена, удаление.


Сжатое изложение проверяет:

  1. умение слушать, то есть адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте;

  2. умение обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное;

  3. умение письменно передавать обработанную информацию.

Проверка этих трёх основных умений легла в основу системы критериев оценивания изложения.


Как писать сжатое изложение

  1. Внимательно прослушайте (прочитайте) текст, который вам предстоит письменно кратко изложить.

  2. Обдумайте содержание текста, определите, какая информация является основной, а какая — второстепенной.

  3. Определите значение непонятных слов.

  1. Прослушивая (читая) текст второй раз, записывайте в черновике ключевые слова, наиболее яркие выражения, которые связаны с передачей основной информации текста. Затем составьте план.

  2. Продумайте ещё раз, какие основные способы сжатия текста вы можете применить при написании изложения: передача только основной информации текста; краткое изложение одного из фрагментов или нескольких фрагментов текста (например, замена диалога одним предложением, выражающим содержание разговора персонажей).

  3. Пользуясь своими записями, составленным планом и решением о способах сжатия текста, приступайте к написанию чернового варианта сжатого изложения.




  1. Отредактируйте черновик, обращая внимание на:

а) точность передачи сюжета, фактов, логику развёртывания темы, связь между предложениями и микротемами текста;

б) соблюдение требования сжатия текста при передаче его содержания;

в) соответствие изложения типу и стилю речи исходного текста;

г) соблюдение лексических и грамматических норм;

д) орфографическое и пунктуационное оформление текста.

  1. Перепишите текст, затем внимательно проверьте его.


МИКРОТЕМА – Часть одной общей темы называют подтемой или микротемой. Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста, которая называется абзацем.

Каждый абзац на письме выделяют красной строкой – небольшим отступом.

В абзаце обычно выделяют зачин (или начало), развитие мысли, конец (или концовку). Внимание!

1. При написании изложения экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в исходном тексте или в информации о тексте.

2. Количество абзацев в сжатом изложении должно соответствовать количеству микротем исходного текста.

Читая экзаменационную работу, эксперт, справляясь с этой информацией, устанавливает соответствие содержания работы выпускника перечисленным микротемам, их количеству и последовательности.


^ ИК1
Это критерий, оценивающий адекватность и полноту передачи

экзаменуемым основного содержания прослушанного текста.

По этому критерию оценивается умение экзаменуемого правильно выделить всю

главную информацию исходного текста. ^ Макс. балл – 2 балла

ИК2

Это критерий, оценивающий наличие сжатия прослушанного

текста в изложении.

По этому критерию не оценивается полнота и адекватность передачи содержания

исходного текста (это уже оценено по критерию ИК1), а оценивается только

умение экзаменуемого лаконично передавать основное содержание прослушанного

текста. ^ Макс. балл – 3 балла

ИК3 Это критерий, оценивающий смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения.

Сжимая прослушанный текст, экзаменуемый создаёт на его основе собственный, который, как и любой текст, должен обладать смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. При этом изложение должно сохранять логику исходного текста. В изложении нет логических ошибок. Макс. балл – 2 балла
^

Критерии оценивания задания С1.




Критерии оценивания изложения

Баллы

ИК1

Содержание изложения







Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, отразив все перечисленные важные для его восприятия микротемы.

2

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил 1 микротему.

2

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более 2 микротем.

0

ИК2

Наличие сжатия исходного текста







frame7

3


Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 3 микротем текста.





2


Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста.





1





Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста,

или экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста.





0

ИК3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения







Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

- в работе нет нарушений абзацного членения текста.

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

но

допущена 1 логическая ошибка,

и/или

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но

допущено более 1 логической ошибки,

и/или

имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.

0

^ Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1 – ИК3

7



ЧАСТЬ 2

  1. Прочитайте текст. Выполните задания А1 – А6; В1 – В14.


(1)Кинтель увидел маленькую скрипачку в последний день августа, когда шагал на рынок за картошкой. (2)Сперва он услышал музыку. (3)У забора заброшенной стройки полукольцом стояли ребята и взрослые, человек пятнадцать. (4)А на фоне тёмных и рваных афиш играла на скрипке девочка. (5)Одного с Кинтелем возраста.

(6)Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами. (7)Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.

(8)У ног девочки, в пыльных подорожниках, лежал скрипичный футляр, в откинутой крышке его белел бумажный лист. (9)На нём крупно было написано: (10)"3арабатываю на скрипку".

(11)Наверно, нынешняя скрипка у девочки была чужая. (12)Или не очень хорошая. (13)Но даже на ней девочка играла восхитительно. (14)По крайней мере, Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка — тоже. (15)Кинтель смотрел на юную скрипачку, и сердце у него заходилось в сладкой тоске. (16)Было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в том, кто её играл, — в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях. (17)И ещё была в девочке доверчивая беззащитность и одиночество. (18)А вокруг стояли люди.

(19)Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек.

(20)У Кинтеля в кармане были лишь деньги, которые дал дед и которые можно было тратить только на картошку. (21)А будь у него свои деньги — хоть сто рублей! — он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки. (22)Хотя... посмел бы он? (23)Все сразу начали бы глядеть на него. (24)И она посмотрела бы — на неловкого, стриженного арестантским ёжиком, в мятой, узлом на пузе завязанной рубашке... (25)Он и так уже стоит здесь, наверно, полчаса, поэтому все, конечно, догадались о его завороженности...

(26)Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. (27)И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. (28)И долго ещё слышал скрипку. (По В. Крапивину)


Крапивин Владислав Петрович – современный писатель, журналист. Автор более чем двухсот произведений, переведённых на многие языки во всём мире. Его книги были включены в «Золотую библиотеку избранных произведений для детей и юношества», «Библиотеку приключений и научной фантастики», «Библиотеку мировой литературы для детей».


А1. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему героя сразу «взяла в плен» маленькая скрипачка?»

  1. Девочка, игравшая на скрипке, обладала необыкновенной внешностью.

  2. Девочка вызывала симпатию у героя прежде всего тем, что умела сама зарабатывать деньги.

  3. Девочка представлялась герою беззащитной и в то же время самостоятельной, глубокой.

  4. Девочка не обращала внимания на героя, и это задевало его и пробуждало интерес к ней.

А2. Почему герой считал, что «девочка играла восхитительно»?

  1. Девочка играла уверенно и громко, хотя в руках у неё была чужая или плохая скрипка.

  2. На героя повлияло то, что многие останавливались послушать игру девочки.

  3. За плохую игру люди не станут платить деньги, а девочке набросали их немало.

  4. Девочка умела вложить в мелодию душу, как бы сливаясь с музыкой в единое целое.

А3. Как характеризует героя информация, заключённая в предложениях 20—21?

  1. Кинтель был человеком расчётливым, умеющим экономно тратить деньги.

  2. Кинтель был ответственным человеком, но при этом был способен на душевные порывы.

  3. Кинтель умел находить себе оправдание в затруднительной ситуации.

  4. Кинтель ничего не понимал в музыке и потому готов был заплатить за игру девочки большие деньги.

А4. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «завороженность» (предложение 25).

  1. очарованность

  2. колдовство

  3. любовь

  4. неподвижность




А5. В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого?

  1. (1)Кинтель увидел маленькую скрипачку в последний день августа, когда шагал на рынок за картошкой. (2)Сперва он услышал музыку.

  2. (11)Наверно, нынешняя скрипка у девочки была чужая. (13)Но даже на ней девочка играла восхитительно.

  3. (17)И ещё была в девочке доверчивая беззащитность и одиночество. (18)А вокруг стояли люди.

  4. (23)Все сразу начали бы глядеть на него. (24)И она посмотрела бы — на неловкого, стриженного арестантским ёжиком, в мятой, узлом на пузе завязанной рубашке...

А6. Укажите предложение, в котором содержится метафора.

  1. Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.

  2. По крайней мере, Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка — тоже.

  3. Было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в том, кто её играл, — в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях.

  4. А будь у него свои деньги — хоть сто рублей! — он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки.

В1. Замените слово БУМАЖЕК из предложения 19 синонимом официально-делового или научного стиля. Напишите этот синоним.


В2. Из предложений 6—7 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.


В3. Из предложений 6—10 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.


В4. В предложениях 24—25 найдите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «Если при прилагательном, образованном от глагола несовершенного вида, есть зависимые слова, то это прилагательное переходит в причастие и в его суффиксе пишется НН». Выпишите найденное причастие с зависимым словом.


В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при уточняющем обстоятельстве.

Она покачивалась на загорелых ногах,(1) как на стебельках,(2) задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком. У ног девочки,(3) в пыльных подорожниках,(4) лежал скрипичный футляр,(5) в откинутой крышке его белел бумажный лист.

В6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.

По крайней мере,(1) Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же,(2) и сама девочка — тоже. Кинтель смотрел на юную скрипачку,(3) и сердце у него заходилось в сладкой тоске.

В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Он и так уже стоит здесь,(1) наверно,(2) полчаса,(3) поэтому все,(4) конечно,(5) догадались о его завороженности... Кинтель попятился,(6) чувствуя,(7) как наливаются теплотой уши и щеки.


В8. Замените словосочетание ^ СЛУШАЛИ ВНИМАТЕЛЬНО (предложение 19), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В9. Выпишите грамматическую основу предложения 23.

В10. Среди предложений 1—5 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

В11. Среди предложений 25—28 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.

В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 1.


В13. Среди предложений 3—8 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.


В 14. Среди предложений 19—24 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.


ЧАСТЬ 3

Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном листе или бланке ^ ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 или С2.2.

С2.1

Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли знаков препинания1 в письменной речи.


Антон: «На письме без знаков препинания обойтись невозможно…»

Кирилл: « Зачем нужны все эти абзацы, двоеточия, тире, запятые? Неужели без них нельзя обойтись? Вот до XV века в книгах вообще не было знаков препинания. А сейчас их столько! Попробуй разберись, где какой знак ставить!»

Помогите ^ Антону доказать его точку зрения.

Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем нужны знаки препинания?»

Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст В. Крапивина.

Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции знаков препинания.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане.

Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Антону, так и собственным высказыванием.

Вы можете писать работу от своего имени или от имени Антона.

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


^ С2.2

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. И долго ещё слышал скрипку...»


Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, применяйте цитирование.


Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


^ ПЛАН СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ:

1)Формулировка тезиса, связанного с темой сочинения и основной мыслью.

2)Теоретически обоснованный и подтвержденный лингвистическими примерами из текста для чтения ответ на поставленный в теме вопрос.

3)Вывод (подтверждение тезиса).

1.ВАРИАНТЫ НАЧАЛА сочинения-рассуждения (ТЕЗИС)

1) фраза, принадлежащая герою дискуссии;

2) собственное высказывание

^ СОБСТВЕННОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ СФОРМУЛИРОВАНО:

1) С помощью предложения, констатирующего актуальность обсуждаемого вопроса(В наше время особенно остро стоит проблема…Или: Проблема… является актуальной в наши дни)

2) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТИЛИСТИЧЕСКИХ ФИГУР:

-назывные предложения (Русская орфография. Принципы русской орфографии. Что обозначают эти понятия?)

-парного соединения однородных членов (Звуки и буквы. Как связаны между собой эти понятия?)

-антитезы (Орфограмма и орфографическая ошибка- понятия, противопоставленные друг другу и тесно связанные между собой)

-умолчания (Риторический вопрос…Что заключено в нем в художественном произведении?)

-вопроса и ответа на него (Нужны ли обращения в речи? Безусловно, нужны)

-риторического восклицания (Какая же она трудная, русская орфография!)

3) С помощью пословиц и поговорок (Всем известна поговорка «Что написано пером, не вырубишь топором». В ней скрывается глубокий смысл: нужно быть требовательным к письменной речи.)

4) В виде небольшого отступления, которое может подвести к проблеме текста(Каждый человек хочет, чтобы его считали образованным.Одним из признаков хорошего образования является умение правильно написать письмо.)

^ 2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ СОЧИНЕНИЯ - РАССУЖДЕНИЯ

ДЛЯ СВЯЗИ ТЕЗИСА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ:

- Глаголов 1-го лица мн.числа (докажем, найдем, подтвердим, приведем, определим)

-Союзов и союзных слов (так как, так что, потому, поэтому, в результате чего, если, чтобы, для того чтобы)

-вводных слов(например, следовательно);(Я согласен с Ильей. Во-первых,…;

во-вторых,…;в-третьих,…)

-СПП с придаточными причины(Я разделяю точку зрения Николая,

потому что…);

-использование вопроса и ответа на него

(Разве можно не согласиться с мнением Тани? Конечно, нет.)


^ ДЛЯ СВЯЗИ ТЕЗИСА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ:

это подтверждается тем…; это объясняется тем…; это обусловлено тем…; причина состоит в следующем…; отсюда вытекает…; из этого следует, что…; из этого вытекает, что…; это позволяет предположить, что…

^ 3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ СОЧИНЕНИЯ - РАССУЖДЕНИЯ

СВЯЗЬ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ И ВЫВОДА МОЖЕТ БЫТЬ ОФОРМЛЕНА С ПОМОЩЬЮ:

-вводных слов(таким образом, итак)

-синтаксических конструкций

(в заключение сделаем вывод, подытожим всё вышесказанное, в итоге мы пришли к выводу )

^ ПРИМЕРНЫЕ задания С 2.1

  1. Вы знаете, что суффикс – это морфема, находящаяся после корня или после другого суффикса и служащая для образования новых слов.

Но у суффиксов есть ещё одна роль: с их помощью говорящий может выразить отношение к предмету, качеству, признаку.

Напишите сочинение-рассуждение «Зачем нужны суффиксы с эмоционально-экспресссивной окраской?»

  1. Напишите сочинение-рассуждение.

Объясните, как вы понимаете роль диалога в этом рассказе.

  1. Ознакомьтесь с мнением учёных-филологов о роли пунктуации в передаче смысловых оттенков текста.

«Такие пунктуационные знаки, как кавычки, многоточие и тире, появились лишь к концу 18 века, а сейчас пунктуация достигла такого уровня развития, когда она даже стала помогать авторам полно и глубоко передавать смысловое и эмоциональное содержание текста. Особую роль в способности передавать едва уловимые оттенки значений играет многоточие».

Докажите это утверждение. Напишите сочинение сочинение-рассуждение «Можно ли с помощью многоточия понять подтекст произведения?»

  1. Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли запятых в письменной речи.

Напишите сочинение-рассуждение «Зачем нужны запятые?»

  1. Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли запятых в письменной речи. Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем нужно двоеточие?»

  2. Роль устаревших и книжных слов в публицистической и художественной речи;

  3. Роль книжных слов в публицистической речи;

  4. Роль лексики разных стилей и сфер употребления в художественном произведении;

  5. Роль антонимов в речи;

  6. Роль антонимов в публицистической и художественной речи;

  7. Роль тире на письме;

  8. Роль тире в тексте;

  9. Зачем нужны тире и двоеточия в письменной речи?

  10. В каких случаях ставится тире между подлежащим и сказуемым?

  11. Зачем нужны вводные слова?

  12. Роль вводных слов и предложений в устной и в письменной речи;

  13. Зачем нужны обращения?

  14. Роль риторических вопросов в тексте;

  15. Зачем нужны риторические вопросы?

  16. Роль риторических вопросов в художественном произведении;

  17. Как правильно написать письмо;

  18. Особенности текстов публицистического стиля;

  19. Как строится рассуждение;

  20. Роль цитат в речи.
^

С2.1 Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тем




Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (С2.1)

Баллы

С1К1

Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос







Экзаменуемый дал обоснованный ответ на поставленный вопрос, указав 2 (или более) разные функции знаков препинания.

2

Экзаменуемый дал обоснованный ответ на вопрос в целом, но указал только 1 функцию знаков препинания.

1

Экзаменуемый не сумел дать обоснованный ответ на поставленный вопрос и не указал ни одной функции знаков препинания.

0

С1К2

Наличие примеров-аргументов







Экзаменуемый привёл 2 примера из текста, которые иллюстрируют 2 разные функции знаков препинания.

2




Экзаменуемый привёл 2 примера из текста, которые соответствуют обоснованиям и иллюстрируют 1 функцию знаков препинания, или

экзаменуемый привёл 1 пример из текста, соответствующий обоснованиям и иллюстрирующий 1 функцию знаков препинания,

или экзаменуемый привёл 1 или 2 примера не из текста, однако примеры иллюстрируют 1 – 2 функции знаков препинания.

1




Экзаменуемый привёл 1 или 2 примера из текста, однако они не соответствуют обоснованиям, или

экзаменуемый не привёл ни одного примера, иллюстрирующего функции знаков препинания.

0




Смысловая цельность, речевая связность и последователь­ность изложения







Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

- в работе нет нарушений абзацного членения текста.

2




Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

но допущена 1 логическая ошибка,

и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.

1




В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

Но допущено более 1 логической ошибки,

и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.

0




Композиционная стройность работы







Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет.

1




Работа лишена композиционной стройности, продуманности и завершённости.

0

^ Максимальное количество баллов за сочинение по критериям
С
1К1 – С1К4

7


Если экзаменуемый выбрал сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, он может написать эту работу как в общекультурном плане, так и с филологической точки зрения. Глубина раскрытия темы в данном случае не имеет принципиального значения.


Пример

Вопрос о роли знаков препинания в письменной речи и о необходимости знания правил пунктуации, волнующий Антона и Кирилла, возникал и среди моих одноклассников. Мнения наши тоже разделились. Некоторые ребята, в основном те, у кого трудности с русским языком, считают, как и Кирилл, что без запятых, тире и прочих знаков можно запросто обойтись, потому что «и так всё понятно». Другие же, наоборот, уверены, как и Антон, в их необходимости. И действительно, трудно не согласиться с Антоном, ведь у знаков препинания такие важные функции!

Во-первых, они разделяют предложения в тексте, части сложного предложения, однородные члены, отделяют прямую речь от слов автора. Наличие точек в конце предложения помогает автору передать повествовательную интонацию, а поставленное им в конце 24, 25 и 28 (лучше их цитировать) предложений многоточие является не только разделяющим знаком, но и позволяет выразить состояние героя: задумчивость, погружённость в свои чувства, силу воздействия музыки на его душу.

Во-вторых, знаки выделяют обособленные члены предложения, прямую речь. Например, выделение запятыми вводных слов в 11 и 14 предложениях подсказывает читателю, где необходима пауза, помогает не только прочитать предложение с правильной интонацией, но и понять, что герой потрясён героиней, её внешним видом и игрой, что он очень внимательно рассматривает девочку.

Прав был К.Паустовский, сравнивая знаки препинания с нотными знаками: они руководят интонацией, помогают автору оформить мысли и передать чувства, а читателю понять их. Без знаков препинания такое общение было бы затруднительным. А сомневающимся можно предложить эксперимент: уберите из текста все запятые, тире, точки – словом, все знаки, попробуйте прочитать. Думаю, вы поймёте, почему в языке возникла система знаков препинания.

Требуется привести два примера, иллюстрирующие разные функции знаков препинания.

Функции знаков препинания и примеры из текста, иллюстрирующие их.

Функции знаков препинания:

1)Разделение (разделяющие знаки) . ? ! …

Ставятся в конце предложения. Обозначают границу предложения.

Разделяют предложения в тексте, помогают понимать написанное и читать текст с нужной интонацией.

Запятая разделяет : однородные члены предложения, простые предложения в составе сложного.

ТИРЕ разделяет: состав подлежащего и состав сказуемого, прямую речь и слова автора, простые предложения в составе сложного бессоюзного предложения.

Двоеточие разделяет: обобщающие слова и однородные члены при них, слова автора и прямую речь, простые предложения в составе сложного бессоюзного предложения.

^ ;ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ разделяет простые предложения в составе сложного бессоюзного предложения

2)Выделение (выделяющие знаки)

Запятые выделяют: вводные слова, обращения, причастный оборот (обособленные определения), деепричастный оборот, обороты с предлогами (обособленные обстоятельства, обособленные дополнения, уточняющие члены предложения.

« » Кавычки выделяют прямую речь.

^ С 2.2. ПЛАН СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ:

1)Формулировка тезиса, связанного с темой сочинения и основной мыслью.

2)Теоретически обоснованный и подтвержденный лингвистическими примерами из текста для чтения ответ на поставленный в теме вопрос.

3)Вывод (подтверждение тезиса).

ВНИМАНИЕ!!!

Сочинение - это продуктивный вид речевой деятельности, в ходе которого экзаменуемый создаёт собственный текст, который, как и любой текст, должен обладать смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения.

Членимость – это одна из основных текстовых категорий (признаков). Средством выражения членимости является абзац.

Абзацное членение является важным средством выражения авторского замысла. В сочинении должно быть минимум 3 абзаца. (Вступление, основная часть, вывод (заключение).

Пример.

В настоящем тексте художником называется человек, не занимающийся искусством, а человек с душой и особым умом художника. «Рисовать он не умел», но умел быть художником – он создавал обстановку и проявлял находчивость так, как обычный человек не смог бы этого сделать.

Последней фразой автор хотел сказать, что настоящий художник не обязательно должен писать картины; он должен творить не только в искусстве, но и в жизни. В последней фразе говорится, что Серёга не писал картины, но воплощал их в жизнь – хотя картина не была написана, произведение искусства было сотворено».

Истинное произведение искусства помогает в жизни. Мы невольно любуемся полотнами великих художников, работами скульпторов, их произведения вечны и бесценны.
^

С2.2. Критерии оценивания сочинения-рассуждения

на тему, связанную с анализом текста




Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания текста (С2.2)

Баллы

С2К1
Понимание смысла фрагмента текста







Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента текста. Ошибок в интерпретации нет.

2

Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента текста, но допусти 1 ошибку в его интерпретации.

1





Экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста,

или экзаменуемый допустил 2 (или более) ошибки при интерпретации содержания фрагмента текста,

или объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует.





0

С2К2

Наличие примеров-аргументов







Экзаменуемый привёл из текста 2 примера, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента.

2

Экзаменуемый привёл из текста 1 пример, который соответствует объяснению содержания данного фрагмента.

1

Экзаменуемый не привёл ни одного примера, объясняющего содержание данного фрагмента.

frame12

0

С2К3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения







Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

- в работе нет нарушений абзацного членения текста.

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

но

допущена 1 логическая ошибка,

и/или

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но

допущено более 1 логической ошибки,

и/или

имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.

0

С2К4

Композиционная стройность







Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет.

1

Работа лишена композиционной стройности, продуманности и завершённости.

0

^ Максимальное количество баллов за сочинение по критериям
С2К1 – С2К4


7



Оценка грамотности и фактической точности речи (С1; С2.1 или С2.2)

Практическая грамотность экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оценивается на основании проверки изложения и сочинения в целом (с учётом грубых и негрубых, однотипных и неоднотипных ошибок). Внимание! Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов по всем критериям проверки (С1К1 – С1К4; ГК1 – ГК4, ФК1).

Критерии грамотности и фактической точности речи




^ Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого

Баллы

ГК1

Соблюдение орфографических норм







Орфографических ошибок нет или допущено не более 1 ошибки.

2

Допущены 2 ошибки.

1

Допущены 3 ошибки и более.

0

ГК2

Соблюдение пунктуационных норм







Пунктуационных ошибок нет или допущено не более 2 ошибок.

2

Допущены 3 ошибки.

1

Допущены 4 ошибки и более.

0

ГК3

Соблюдение грамматических норм







Грамматических ошибок нет или допущена 1 ошибка.

2

Допущены 2 ошибки.

1

Допущены 3 ошибки и более.

0

ГК4

Соблюдение речевых норм







Речевых ошибок нет или допущено не более 2 ошибок.

2

Допущены 3 ошибки.

1

Допущены 4 ошибки и более.

0

ФК1

Фактическая точность сочинения-рассуждения







Фактических ошибок в изложении материала, в понимании текста, а также в понимании и употреблении терминов нет.

2

Фактических ошибок в изложении материала нет, однако допущена 1 ошибка в понимании текста или употреблении терминов.

1

Экзаменуемым допущены фактические ошибки в изложении материала, в понимании текста, и/или есть 2 или более ошибки в понимании и употреблении терминов.

0

^ Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ФК1, ГК1 – ГК4

10

Внимание! Суммарный объем изложения и сочинения составляет слов:

140-290


Практическая грамотность экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оценивается на основании проверки изложения и сочинения в целом (с учётом грубых и негрубых, однотипных и неоднотипных ошибок).

Внимание! Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов по всем критериям проверки (С1К1 – С1К4; ГК1 – ГК4, ФК1).

При оценке грамотности (ГК1–ГК4) следует учитывать объём изложения и сочинения. Указанные в таблице нормативы применяются для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объём которых составляет 140–290 слов.

Если суммарный объём сочинения и изложения составляет 70–139 слов, то по каждому из критериев ГК1–ГК4 не ставится больше 1 балла.

ГК1 – 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка;

ГК2 – 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка;

ГК3 – 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет;

ГК4 – 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.

Если в изложении и сочинении в целом насчитывается менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 оценивается нулём баллов. Если ученик выполнил только один вид творческой работы (или изложение, или сочинение), то оценивание по критериям ГК1–ГК4 осуществляется также в соответствии с объёмом работы:

– если в работе не менее 140 слов, то грамотность оценивается по таблице 7;

– если в работе 70–139 слов, то по каждому из критериев ГК1–ГК4 не ставится больше 1 б

если в работе менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 оценивается нулём баллов.

Для получения оценки «5» по критериям грамотности необходимо набрать по ГК1 – ГК4 – 6 баллов.

Для получения оценки «4» по критериям грамотности необходимо набрать по ГК1 – ГК4 – 4 балла.

Классификация ошибок, исправляемых и учитываемых в системе оценивания заданий . Речевые ошибки

п/п

Вид ошибки

Примеры

1

Употребление слова в несвойственном ему значении

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.

Мысль развивается на продолжении всего текста.

2

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

Мое отношение к этой проблеме не поменялось.

Были приняты эффектные меры.

3

Неразличение синонимичных слов

В конечном предложении автор применяет градацию.

4

Употребление слов иной стилевой окраски

Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.

5

Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов

Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.

6

Неоправданное употребление просторечных слов

Таким людям всегда удается объегорить других.

7

Нарушение лексической сочетаемости

Автор увеличивает впечатление.

Автор использует художественные особенности (вместо средства).

8

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов.

Молодой юноша, очень прекрасный

9

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

10

Неоправданное повторение слова

^ Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.

11

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

^ Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

13

Неудачное употребление местоимений

Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю.
  1   2   3   4



Скачать файл (97.2 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации