Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - особенности проведения социально-психологического тренинга - файл 1.docx


Лекции - особенности проведения социально-психологического тренинга
скачать (80 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx81kb.02.12.2011 10:50скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Российский университет дружбы народов

Филологический факультет

Кафедра социальной и дифференциальной психологии
Курс лекций по направлению

«Основы проведения социально-психологического тренинга»

По вопросам программы 5 курса специальности «Психология»

Котова Л.Н.

С использованием литературы:

  1. В.Э.Пахальян «Групповой психологический тренинг»

  2. Вачков И.В. «Основы технологии группового тренинга»

  3. Интернет ресурсы: http://www.training.com

  4. http://psycho-state.ru

  5. http://www.gumer.info

Для личного пользования

Выполнила

Студент(-ка) 5 курса

Группы Фпс+в-51

Десятова Е.А.



  1. 

  2. Группа как объект и предмет социально-психологического тренинга. Сущность группового социально-психологического тренинга.

Группа как объект и предмет социально-психологического тренинга.

К.Левин: «Что

бы выявить свои неадекватные установки и выработать новые формы поведения, люди должны учиться видеть себя такими, какими их видят другие»

Первая тренинговая группа (Т-гуппа) – 1946 г. собрана для исследования основных соци

альных законов (например, закон найма на работу)

1947 – национальная лаборатория тренинга.

Первые группы – «группы тренинга базовых умений»

Позже такие группы ста

ли дифференцироваться по задачам и делиться на определенные категории:

1 ) группы умений (подготовка руководителей, деловых людей);

2) группы межличностных отношений (проблемы семьи, секса);

3) группы «сенситивности» (группы, ориентированные на рост и самосовершенствование личности, преодоление нереши

тельности и т. п.)

Отличия группы от реального мира

  • здесь каждый может быть и экспериментатором, и предме

  • том эксперимента;

  • здесь возможно решение задач, которые неразрешимы в ре

  • альной жизни;

  • занятия в группе предполагают «психологическую безопас

  • ность», что обеспечивает «чистоту» эксперимента

Другая существенная сторона Т-группы связана с характером самого процесса, предполагающим такие элементы, как:

■представление самого себя;

■обратная связь;

■ экспериментирование (Кондратенко В. Т., Донской Д. И., 1993, с. 388).

Россия. ХХ век. Петровская Л.Б. подразделяет тренинг на 2 класса:

а) ориентированные на развитие специальных умений;

б) нацеленные на углубление опыта анализа ситуаций общения.

Сущность группового психологического тренинга

Св-ва соц.-псих-го тренинга:

1 ) возможность получения обратной связи и поддержки от лю

дей, имеющих общие проблемы или переживания с конкрет

ным участником группы;

  1. здесь происходит принятие ценностей и потребностей дру

  2. гих людей;

  3. в группе человек чувствует себя принятым и принимающим, пользующимся доверием и доверяющим, окруженным забо

  4. той и заботящимся, получающим помощь и помогающим;

  5. наблюдая происходящие в группе взаимодействия, участни

  6. ки могут идентифицировать себя с другими и использовать установившуюся эмоциональную связь при оценке собствен

  7. ных чувств и поведения;

  8. группа может облегчить процесс самоисследования и инт

  9. роспекции, самораскрытия;

группа дает экономические преимущества, как метод психо

логической помощи она экономически более доступна лю

дям (Рудестам К., 1993.).

Основная идея тренинга - с помощью группы открыть новые возможности в развитии личности, открыть и актуализировать ее потенциал.

Различные т.зр. на тренинг:

  1. Ю. Н. Емельянов – «тренинг» исп-ся для а для обозначения методов развития способностей к обучению или овладению любым сложным видом деятельности, в част

  2. ности общением.

  3. Жуков Ю. М., Петровская Л. Б., Растянников П. В. - весь курс тренинга и каждое отдельное его занятие мож

  4. но рассматривать как ситуацию воздействия. методы воздействия прямо ориентированы на вмешатель

  5. ство в развитие группы или личности с целью вызвать опре

  6. деленные изменения.

  7. Зайцева Т. В – тренинг, как инструментальное опосредствующее действие, предоставляющее участникам тренинга орудия и приемы, которые позволяют им активно овладевать своим поведением, перестраивать непродуктивные структуры дея

  8. тельности и тем самым поднимать регуляцию поведения на более высокий уровень. Применяется для освое

  9. ния нового или изменения старого поведения.

  10. А. Г. Лидере – тренинг – групповая психологическая работа. Групповая психотерапия, групповое психологическое обучение, групповой личностный тренинг. Критерии: цель, принципы отбора участников, ос

  11. новная метафора модуса работы, критерии успешности ра

  12. боты.

Макшанов С. И.: тренинг - многофункцио

нальный метод преднамеренных изменений психологиче

ских феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия че

ловека.

  1. 

  2. Ситников А. П.: тренинг – синтетическая антропотехническая, сочетающей в себе
    учебную и игровую, деятельность, проходящую в условиях моделирования различных игровых ситуаций. Три основные антропотехники: научение, учение и игра.

И.В.Вачков: Характеристики тренинга:

  • тренинговые группы — это специально созданные малые группы, участники которых при содействии ведущего-пси

  • холога включаются в интенсивное общение, ориентирован

  • ное на оказание помощи каждому в разрешении разнообраз

  • ных психологических проблем и в самосовершенствовании (в частности, в развитии самосознания);

  • тренинг — метод работы психолога с клиентом, когда кли

  • ент делает то, чему он пришел тренироваться.

Общее рабочее определение тренинга здесь выглядит следую

щим образом.

Групповой психологический тренинг представляет собой со

вокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития. При этом автор отмечает, что тренинговые мето

ды могут применяться как в рамках клинической психотерапии при лечении неврозов, алкоголизма и ряда соматических заболе

ваний, так и в работе с психически здоровыми людьми, имеющи

ми психологические проблемы, в целях оказания им помощи в саморазвитии

М. Р. Битянова:

Психологический тренинг — Особая форма групповой работы со своими возможностями, ограничениями, правилами и проблемами. Представляет собой форму обучения, присвоения новых навыков, открытия в себе иных психологических возможностей. Особен

ность - обучающийся занимает в ней активную позицию, а усвоение навыков происходит в про

цессе проживания, личного опыта поведения, чувствования, дея

ния.

Психологический тренинг — форма активного обучения, позво

ляющая человеку «самоформировать» навыки и умения строить социальные межлич

ностные отношения, продуктивную учебную и другую деятель

ность, анализировать возникающие ситуации со своей точки зре

ния и с позиции партнера, развивать в себе способности познания и понимания себя и других в процессе общения и деятельности.

Тренинговые занятия в учебной деятельности (в школе, кол

ледже, вузе) — существенная модификация тренинговой мето

дологии и процедур, для того чтобы тренинг можно было ис

пользовать:

а) для всей учебной группы;

б) в обязательном порядке;

в) в режиме коротких встреч раз в неделю;

г) в ситуации довольно низкой психологической безопасности, характерной для учебных заведений.

ИТОГ: Тренинг (от англ. train — тренироваться) — в самом общем значении рассматривается как способ, точнее, совокупность различных приемов и способов, направленных на развитие у человека тех или иных навыков и умений. Как один из инструментов психолога он может применяться в индивидуальной и групповой работе. Но наибольшую популярность этот способ воздействия приобрел в работе с группой.

  1. ^ Групповая терапия. Коррекция обучение и групповой тренинг: их общность и различия.

И. В. Вачков : И в групповом психологическом тренинге, и в групповой пси

хотерапии довольно часто используются одни и те же процеду

ры. Однако существуют и отличия:
Психотерапия

Психологический тренинг

^ Цели:

Лечение

Оказание психологической помощи

Внимание на:

Дис

кретные характеристики внутреннего мира, отдельные психологические структуры.

Дис

кретные характеристики внутреннего мира, отдельные психо

логические структуры

Ориентация

На норму психологического развития

В некоторых видах тренингов не принимается категория нормы.


Когнитивный компонент не всегда является главным. Может отсутствовать
Цели практической психологической деятельности:

  1. информирование;

  2. консультирование;

  3. интервенция;

  4. тренинг.

Сравнительный обзор целей групп:



Психоаналитическая парадигма

Создать климат, помогающий клиентам вновь пережить опыт разных взаимоотношений в семье. Выявить подавляемые чувства, связанные с прошлыми событиями, влияющими на текущее положение

^ Адлерианская парадигма

Создать психотерапевтические отношения, побуждающие участников исследовать свои основные жизненные принципы и достичь более широкого понимания стиля жизни

^ Психодраматическая парадигма

Способствовать освобождению от сдерживаемых чувств, возникновению инсайтов, Помогать клиентам развивать новые и более эффективные формы поведения

^ Экзистенциальная парадигма

Обеспечить условия, которые максимизировали бы процесс осознания себя и снимали бы блоки, препятствующие росту. Помочь клиенту открыть и использовать свободу выбора, принять ответственность за совершаемые выборы.

^ Личностно-центрированная парадигма

Обеспечить безопасный контекст, в котором клиенты могли бы исследовать полный спектр своих чувств. Развивать открытость, искренность, спонтанность

Гештальт-парадигма

Дать возможность членам группы уделить больше внимания тому что они переживают непосредственно в данный момент, с целью осознания и интеграции отвергаемых частей собственной личности

^ Парадигма транзактного анализа

Помочь клиентам освободиться от сценариев и игр, используемых ими во взаимодействии с другими людьми. Призвать членов группы к пересмотру более ранних решений и принятию новых, основанных на осознании.

^ Поведеническая парадигма

Помочь клиентам группы устранить дезадаптивное поведение и обучиться новым и более адаптивным поведенческим паттернам

^ Когнитивная парадигма

Обучить членов группы брать на себя ответственность за собственные эмоциональные нарушения и помочь им отказаться от способов, при помощи которых они продолжают сохранять свои эмоциональные нарушения

^ Парадигма психотерапии реальностью

Помочь членам группы обучиться более реалистичным и ответственным формам поведения и развить «идентичность удачника». Помочь им оценить свое поведение и составить план действий по его изменению

Выделение конкретных задач тренинга определяет эффектив

ность создаваемой программы с процессуальной стороны: задать определенную последовательность действий, подобрать упраж

нения к каждому занятию, подготовить соответствующий раз

даточный материал и т. п.

С момента возникновения и начала развития группового тре

нинга цель, как правило, рассматривалась через призму феноме

на влияния группы на отдельных участников и обучение этому влиянию.

Эллиот Аронсон: Цель тренинга - развитие готовности к исследованию собственно

го поведения, повышение социальной компетентности и откры

тости в межличностных отношениях, обучение сотрудничеству и конструктивному разрешению конфликтов.

Кьелл Рудестам: Цель Т. - могут задаваться извне и оп

ределяться потребностями ее участников.

Бачков И. В: - цель тренинга — помочь участникам освоить какую-либо деятельность. При этом он обращает внима

ние на то, какие условия обеспечивают усвоение новой деятель

ности. По его мнению, участник тренинга должен: 1) хотеть это делать; 2) знать, как это делать и 3) уметь это делать.

Среди общих целей тренинга он выделяет следующие:

исследование психологических проблем участников группы и оказание помощи в их решении;

улучшение субъективного самочувствия и укрепление пси

хического здоровья;

♦ изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы более эффективного и гармоничного обще

ния с людьми;

♦ развитие самосознания и самоисследование участников для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений;

^ Виды тренинговых групп


Задачи — это всегда «промежуточные цели», т. е. те конкрет

ные проблемы, которые решаются на пути к достижению основ

ной цели. Поэтому когда речь идет о задачах любого тренинга, то, как правило, при их описании рассматриваются ключевые проблемы, решаемые на каждом из этапов данной работы.

Бачков: Проблемы тренинга:

  1. мотивирование и формирование позитивных отношений к новой деятельности;

  2. формирование системы определенных представлений учас

  3. тника группы;

3)формирование конкретных умений
Контрольные вопросы тренинга:

  1. На решение какой задачи направлено то, что происходит в данный момент в группе?

  2. Как соотносятся актуальные (данные) события в группе с основной целью тренинга?

  3. Какие коррекционные действия следует предпринять, если группа сбилась с «главного курса»? (Лебедева H. М., Луне

  4. ва О. В., Стефаненко Т. Г., 2004).

Предметом работы тренера может быть:

поведенческие паттерны, конкретных действиях в опреде

ленных обстоятельствах;

личностная или групповая динамика;

определенные состояния участников группы;

■ когнитивные аспекты поведения;

■ конкретные навыки и т. п.

Предмет работы неразрывно связан с выбранной целью.


  1. ^ Тема Многообразие видов группового тренинга.

Каждый из подходов проведения тренинга предполагает свои критерии и, как следствие, особые цели, структуру и ком

позицию.

Дж. Коттлер и Р. Браун:

Характеристика групп тренингов:

1. «Группа встреч» - самая неопределенная катего

рия, «группы человеческих отношений», «группы по раскрытию по

тенциала», «Т-группы», «группы личностного роста» и т. п. Особое значение придается созданию некой обучающей структуры, основанной на доверии и искренности. Группы имеют достаточно свободную структуру, а веду

щий - участник, но не экс

перт

«Тематическая группа». Четкий формат, структура, план работы. Дидактический, педагогический характер, не ори

ентированы на чувства и переживания участников. Цель - профилактика возможных проблем в будущем. Здесь у участников формируют различные адаптационные навы

ки, необходимые для решения конкретных проблем.

«Группа консультирования» — Разновидность групповой работы, которая направлена, в первую очередь, на ре

шение проблем межличностного общения у участников. Все действия сконцентрированы на настоящем, на индивидуаль

ных целях.

«Психотерапевтическая группа» - ззанятия проводятся с людьми, имеющими диагноз психоневроза, личностного расстройства или психоза.

«Группа самопомощи и поддержки» - цель - самопомощь, поддержка. Ведущим может быть не специалист, а опытный член такой группы. Такие группы ориентированы на решение ка

кой-либо одной проблемы, включая политические и др.

Разновидности тренинга:

  1. Тренинг коммуникативных навыков и умений.

  2. Тренинг личностного роста.

  3. Тренинг саморегуляции (например, уверенности в себе).

  4. Обучающие тренинги (для конкретных категорий обучаю

  5. щихся: тренинг профессионально значимых навыков пер

  6. сонала учреждения, тренинг ведения переговоров) и т. п.

По критерию парадигмы, лежащей в основе и соответствую

щей ей цели воздействия, можно выделить и другие разновид

ности тренингов. В частности:

  1. дрессура: цель — выработать необходимые, требуемые (си

  2. туацией, жизнью и т. п.), по мнению тренера, паттерны по

  3. ведения;

  4. тренировка: цель — сформировать востребованные конкрет

  5. ным человеком отдельные навыки и умения;

  6. обучение: цель — познакомить и передать участникам груп

  7. пы возможные способы решения психологических проблем;

развитие: цель — помочь в саморазвитии, в раскрытии соб

ственных возможностей

  1. 

  2. Методические проблемы группового тренинга. Основные методы группового тренинга.

Метод — это способ достижения цели. Система способов, с помощью ко

торых человек познает мир, осваивает и преобразует объекты действительности, включающая в себя общие принципы и конк

ретные приемы обращения с теми или иными предметами.

Основной метод тренинга - групповая дискуссия и игра.

^ Групповая дискуссия - организованное об

щение, в котором людей поощряют внимательно слушать друг друга и в процессе этого взаимного говорения и слушания по

нимать и принимать иное видение мира.

Тренер выступает в роли фасилитатора, т. е. человека, который направляет взаимодействие участников, по

могает им извлекать знания из собственного опыта, но он не обу

чает группу в формальном смысле этого слова.

Метод направлен на работу с субъектами: индивидуальный и групповой.

Условия работы тренера:

  1. в группе (с отдельным участником),

  2. с группой (как единым целым);

  3. через группу (с отдельными участниками средствами самой группы).

И.В.Бачков: метод должен выступать спосо

бом организации событийности тренинга. Событие — это конкретное проявление движения в пространстве и времени.

Тренинговый метод — это способ организации движения (актив

ности) участников в пространстве и времени тренинга с целью достижения изменений в их жизни и в них самих.

^ Важнейшие тренинговые методы:

По уровню организации
По содержанию



^ Типы тренинговых методов

Методы, реализуемые в психологическом пространстве

Методы, реализуемые в пространстве дискурса

Методы, реализуемые в пространстве физической реальности

Методы работы с прошлыми событиями

1.Метод регрессии

2.Метод обмена опытом

3.Метод имитаций

Методы работы со случающимися событиями

4.Метод концентрации присутствия

5.Метод групповой рефлексии

6.Метод построения диспозиций

Методы работы с конструируемыми событиями

7.Метод символического самовыражения

8.Метод группового решения проблем

9.Метод операционализации




  1. Методические проблемы группового тренинга. Место и роль психологического «разогрева» в социально-психологического тренинге.

Помимо основных методов, выделяется группа способов работы, применяемых как дополнительные. К таким дополнительным (вспомогательным) методам большинство специалистов отно

сят, в частности, психогимнастические игры, которые могут быть условно разделены на следующие группы:

■ разминочные (разогревающие), имеющие целью мотивиро

вать участников на дальнейшую работу через создание со

ответствующего эмоционального состояния;

■ разряжающие, используемые для разрядки скопившегося напряжения и снятия усталости.

«B "живом теле" СПТ, помимо конкретных тем и работы над групповой динамикой, есть еще один элемент — психогимнас

тические упражнения. В тренингах общения они в большинстве случаев выполняют подчиненную роль, используются в качестве разминки на этапах перехода от одной темы к другой для поддер

жания групповой атмосферы. Наиболее активно психогимнасти

ка обычно используется в разминке. Однако, повторим, в СПТ на ней акцента не делается. При этом надо ответственно относиться к выбору психогимнастических упражнений, так как многие из них чрезвычайно энергоемкие или, наоборот, высвобождают ог

ромное количество групповой энергии, которая затем может не позволить группе переключиться на отработку навыков»


  1. ^ Методические проблемы группового тренинга. Функция игры в социально-психологическом тренинге.

Отличие тренинга от игры:

тренинг — деятельностное обучение, природа которого прин

ципиально дискретна (игра — принципиально целостна);

тренинг предполагает остановки, рефлексию, возвращение к получившемуся и непонятому, повтор, репетицию;

в тренинге иногда бывает и фальстарт, хотя хороший тренинг в результате обретает в голове у человека целостность и за

конченность, становится единым фрагментом жизни («тре

нинг — это маленькая жизнь»). Но процесс тренинга — пре

рывист.

^ Составляющие игры:

  1. Функциональный — самый верхний пласт игрового взаи

  2. модействия, то, что видно всем, в том числе участникам. Это видимый пласт: кто и как играет, насколько увлечены ведущий и участники игрой и т. д. Данный пласт находится в прямой зависимости от задач, которые ставит игротехник или организатор игр.

  3. Физиологический пласт игрового взаимодействия оказыва

  4. ет влияние на регуляцию физиологических процессов орга

  5. низма: реализацию потребности в двигательной активности, формирование тормозящей функции головного мозга, разви

  6. тие координации движений, насыщение организма кислоро

  7. дом и т. п.

  8. Психологический пласт игры. Влияние игры на психику человека: развитие памяти, внимания, мышления, воображения, регу

  9. ляция эмоционального состояния, приобретение коммуни

  10. кативных навыков и т. д.

  11. Педагогический пласт игрового взаимодействия — это уровень, корректирующий выра

  12. батывание чувства «мы», сопричастность коллективу, сопе

  13. реживание, толерантность, флексибильность.

  14. Личностный (латентный) пласт игры. Направлен на отсрочен

  15. ный результат, приводящий к личностному развитию участ

  16. ника игры, проявляется значительно позже окончания иг

  17. рового взаимодействия.

Важно – цель игры!




Критерии эффективного игрового взаимодействия:

высокая эмоциональность;

чувство сопричастности;

■ контакт глаз;

интрига игры;

скорость речи соответствует скорости чтения;

открытая поза;

■ высокая степень мобилизации;

■ «легкий вес»;

пристройка «на равных»;

■ четкость инструкции;

высокая динамика;

соответствие игры пространству;

соответствие текста мимике и жестам;

доведение игры до логического конца;

установка на действие;

оформление, инструментарий;

■ адекватность возрасту, месту, времени, ситуации
Борисова С. Е. Важно помнить о ролях в ролевой игре:

игровые роли представляют собой инструкции для участ

ников группы;

они определяются контекстом игры, а именно профессиональноориентированной ситуацией;

инструкции задаются таким образом, чтобы была известна некоторая область возможных решений;

  • желательно, чтобы инструкции носили проективный харак

  • тер, который способствует возникновению творческого по

  • иска и нахождению большего количества вариантов решения сложной профессиональной ситуации.




  1. Методические проблемы группового тренинга. Правила и принципы социально-психологического тренинга.



Г. И. Марасанов:

точность начал и финала процедуры;

конфиденциальность;

активность;

право говорить «нет»;

♦ не обманывать;

право на поддержку;

обязанность слушать — не перебивать;

участвовать во всем;

право на личное мнение;

♦ ко всем обращаться на «ты»;

♦ работать «от» и «до»;

♦ говорить от себя лично о происходящем сейчас



















































С. И. Макшанов:

^ Принцип создания среды тренинга

Принцип поведения участников тренинга

Организационные принципы

Этические принципы

Системная детерминация

Активность, Исследовательская и творческая активность

Физическая открытость. Комплектование группы (гомогенность – гетерогенность)

Конфиденциальность. Соответствие заявленных целей тренинга содержанию.

Реалистичность

Субъект-Объект общение. Объективация поведения

Пространственно-временная организация

Нанесение ущерба

Избыточность

Искренность «здесь и теперь»

Битянова М. Р.:

^ Правила тренинга




Основные

Текущие

Закон «Ноль-Ноль»

Своевременное на

чало тренинга, его окончание и столь же своевременное возвра

щение в аудиторию после перерыва.

Все высказывания должны идти от своего имени: «я считаю...», «я думаю...», а не «все сейчас думают...», «большинство из нас...» ит. д.
^ Обращение на «ты»

Желательно обращение на «ты»

При обращении к другому участнику или в рассказе о нем не

обходимо обращаться непосредственно к нему: «ты сказал», а не «Маша сейчас говорила»

Работа «от и до»

Человек, принявший решение об участии в тренинге, изыскивает возможность присутствовать на всех заня

тиях с начала до самого конца

Безоценочность высказываний в отношении других участни

ков группы. Допускается и поощряется обратная связь в виде описания поведения, выражения собственных чувств по поводу этого поведения, но не оценка личности.

Конфиденциальность информации

Закрытость для обсуждения за пределами тренинговой ситуации

Активное участие в работе: если есть желание сказать, это нужно сделать, даже если неловко, страшновато, не хочется затя

гивать обсуждение.

«Здесь и сейчас»

Работа группы разворачивается только в про

странстве актуальных переживаний и потребностей участников. Предметом обсуждения могут стать прошлые события и прошлые отношения между участниками, но только в контексте их сегод

няшнего отношения к тем ситуациям и отношениям

Право говорить и обязанность слушать. Никто не имеет пра

ва монополизировать дискуссию, лишать других возможности принять в ней участие.
Бачков И. В. – выделяет три принципа: принцип событийности, прин

цип символизма, принцип трансспективы

Принцип событийности - при прове

дении тренинга психолог должен обеспечить превращение его движения в цепь связанных между собой событий, которые бу

дут переживаться участниками как целостность, единство, не

разрывность изменений, происходящих в них и в окружающем.

Принцип символизма - реализуется в символическом самовыраже

нии, которое осуществляется с помощью медитации-визуализа

ции, приемов активного воображения и техник имаготерапии и имагогики, проективных рисунков, написания сказок, упражне

ний нейролингвистического программирования, создания изде

лий из песка, глины, пластилина, бумаги или ткани, некоторых методик развития социальной перцепции и др.

Принцип трансспективы

Этот принцип означает, что все участники тренинга «проходят сквозь» какое-то событийное время:

до тренинга; ♦ на тренинге; ♦ после тренинга.

Представляя тренинг, имеющий специфическую направлен

ность — наслаждение, его авторы выделяют правила, которыми должны руководствоваться участники группы:

■ честность, искренность и открытость;

■ прямое выражение чувств;

■ «Я-коммуникации»;

■ концентрация на позитивном;

активное участие;

конфиденциальность;

взаимное участие и взаимопомощь.
^ Процедурно –организационные аспекты группового тренинга. Подготовка к тренингу.
Формы пространственной организации тренинга. То, как расположены участники тренинга.

^ Наиболее распространенная форма – круг.

При работе в тренинговой группе тренер постоянно меняет формы пространственной организации, так как этого требуют усло

вия решения различных задач, поставленных перед ее участ

никами:

1 ) работая с внутренним миром участников, целесообразно со

здать для каждого то пространство, которое ему удобно;

2) при работе с событиями, которые должны актуализировать

ся в конкретном физическом пространстве, создаются со

ответствующие этому событию пространственные условия и т. п.

Организационные условия проведения группового психологического тренинга.

Важнейшие организационные аспекты груп

пового тренинга:



а) соответствующий поставленным целям и задачам уровень квалификации тренера, т. е. его подготовленность к ведению данных тренинговых занятий;

б) соответствующее всем нормам и условиям (санитарным, техническим и т. п.) помещение;

в) сформированная определенным образом группа(ы) людей, желающих принять участие в подобной работе;

г) тщательно разработанная программа тренинга.

Материально-техническое оснащение

Санитарно-гигиенические нормы, психологические требования и технические условия предусматривают следующее:

  1. помещение для занятий должно быть просторным и доста

  2. точно вентилируемым, звукоизолированным и располагать

  3. ся в месте, обеспечивающем отсутствие случайного посто

  4. роннего вмешательства и помех работе. Желательно, чтобы на каждого участника приходилось не менее 5 м2;

  5. не рекомендуется проводить тренинг в том же помещении, где у участников проходят другие мероприятия;

  6. 10-15-минутные перерывы в работе делаются в среднем че

  7. рез полтора-два часа.

Минимум оборудования:

стол и стул на каждого участника;

доска (стенд для вывешивания плакатов или флип-чарт);

цветные карандаши (или фломастеры), краски и кисточки на каждого участника;

листы плотной бумаги в достаточном количестве (формата A4 и A3);

картонные карточки (размером 9 ч 12 см или чуть меньше);

маты или поролоновые матрацы;

набор разнообразных игрушек.

Желательны:

телевизор;

видео- и аудиомагнитофоны;

компьютер;

зеркала на стенах, скрываемые шторками. Время занятий (зависит от возраста):

♦ продолжительность каждого занятия: от 35-45 минут (для детей от 6 до 10 лет) до 3-4 часов (для детей от 11 до 16 лет) с одним 10-минутным перерывом;

♦ частота: рекомендуется не реже одного раза в неделю; для детей 14-16 лет возможно проведение тренинга-марафона в выходные дни (по 6 часов в день).

Требования к группе

Объем группы: Не менее 3-4, но не более 30 участников. Оптимально 8-15.

Личностная готовность и характер мотивации к тренингу: Членом тренинговой группы может стать любой психи

чески здоровый человек, чья психологическая защита низка, а спо

собность к научению достаточно высока.

Состав группы: Гомогенный или гетерогенный.

Если цель — помочь понять что-то, то группа может быть гетерогенной. Если же цель — психологическая поддержка в ситуации потери близкого человека, то эффективна гомогенная группа

В гетерогенных группах эмоциональное напряжение и степень конфронтации могут быть более выраженными, а способы реше

ния конфликтов — более естественными.

Гомогенные группы более сплочены, менее конфликтны, члены ее более, чем в гетерогенных группах, склонны к эмоциональной поддержке друг друга. В то же время гомогенная группа является плохой ареной для споров и решения острых конфликтных ситуа

ций.

Критерии форми

рования состава группы

В поведенческом тренинге, используемом в психотерапии, от

бор участников группы может проводиться по следующим кри

териям:

эффективное прохождение основного курса психотерапии;

наличие показаний для проведения поведенческого тре

нинга;

необходимый уровень мотивации для участия в группе по

веденческого тренинга.

При отборе участников межкультурного тренинга учитывает

ся следующее:

сформированность определенного уровня этнической толе

рантности — наличия исходно благоприятных установок на контакт с «иноверцами»;

высокий социометрический статус (влиятельности) подро

стка в своем классе — для того, чтобы приобретенные на

выки межэтнического взаимодействия и нормы взаимной толерантности могли быть перенесены им в свою школу.


Программа и структура социально-психологического тренинга

Работа над программой (сценарием) тренинга.

Каждый из специалистов, опираясь на определенную концеп

цию, определяет цели, задачи и предмет работы, формирует ос

новное содержание групповой работы в зависимости от его опы

та, цели и конкретных задач.

Различия каждого дня тренинга могут зависеть от:

типа тренинга;

особенностей позиции и стиля ведения группы тренером;

от места данного дня внутри целого тренинга;

от количества участников; от возможностей помещения и т. п.

^ Битянова М. Р. Последовательность создания тренинга:

первый шаг — осознание той идеи человеческих отно

шений, которую тренер желает осуществить в своей работе;

второй шаг — выбор общей логики тренингового про

цесса. В частности, предлагаемая ею логика исходит из сле

дующего представления о фазах коммуникации: установле

ние контакта, содержательный обмен (информацией, чув

ствами, смыслами), завершение контакта;

■ третий шаг — подбор тем для отработки.

^ Сценарий тренинга:

Установление контакта с партнером на вербальном и невер

бальном уровне, выход из контакта.

Взаимоподдержка и обратная связь.

Выражение и понимание чувств в процессе общения.

Межличностные позиции в общении.

Нормативное и ценностное развитие группы (групповая динамика).

Активное слушание и «Я-сообщение».

Совместное принятие решений, переговоры и конфликты.

Убеждающее поведение, навыки аргументирования своей позиции.
Взаимосвязь фазы коммуникации и тем для обсуждения:

Фаза коммуникации

Тема для обработки

Фаза контакта

Установление контакта

Взаимопонимание и личностная поддержка

Межличностные позиции в общении

Обратная связь

Фаза содержательного обмена

Активное слушание и «Я-сообщение»

Совместное принятие решений, переговоры и конфликты

Убеждающее поведение, навыки аргументирования своей позиции

Фаза завершения контакта

Взаимопонимание и личностная поддержка

Обратная связь

Выход из контакта
Левиный В. Б. - При подборе конкретного со

держания тренинговой программы, как правило, используется следующая стратегия:

1 ) предлагаются упражнения, направленные на снятие напря

жения участников, преодоление их закрытости и недоверия к партнерам;

  1. используются техники, направленные на расширение пер

  2. цептивного опыта участников, развитие эмпатии, стимули

  3. рование идентификации с партнерами по взаимодействию;

  4. создаются ситуации, в которых проявляется неуспешность в попытках использовать привычные для участников мани-пулятивные и авторитарные стратегии поведения;

  5. на созданной предыдущей стадией психологической осно

  6. ве, на уже сформированной психологической готовности участников, происходит освоение новой для них партнер

  7. ской стратегии межличностного взаимодействия.

  8. в заключительной части тренинга используются упражнения обобщающего характера, которые направлены на стимули

  9. рование осознавания себя как профессионала и человека, своего места в мире, на переосмысление системы ценно

  10. стей.



Ясвин В.А. – При выборе комплекса конкретных упражнений можно опираться на следующие критерии:

соответствие упражнений основной цели занятия;

последовательность перехода от более простых упражнений к более сложным;

  • наличие связи между отдельными упражнениями, обеспе

  • чивающей единое восприятие всего «мероприятия»;

необходимая смена ритма жизнедеятельности участников, чередование разговоров и действий;

чередование совместной групповой, парной и индивидуаль

ной деятельности участников;

  • предоставление каждому участнику возможностей для са

  • мореализации, ограничение узурпации инициативы наибо

  • лее активными участниками;

  • возможности для спонтанного передвижения участников в образовательном пространстве;

  • получение участниками удовольствия от занятий;

возможность каждого принять участие во всех упражнени

ях и обсуждении их результатов.

Оптимальные временные границы тренинговой программы задаются в пределах от 24 до 72 часов.
Оформление программы психологического тренинга

Связано с формальными требованиями ведения документации, выступает одним из средств организации самого процес

са подготовки и проведения.

а) «внешний вид» програм

мы, т. е. собственно оформление;

б) структура и содержание про

граммы.

^ Титульная страница. Четко сформулировать на

звание программы и имя автора (автора-составителя). При оформлении письменных работ принято в шапке обозначать на

звание учреждения, в котором создан текст или при котором про

водится данная работа. В нижней части титула указывается место и год создания программы.
^ Пояснительная записка. Здесь, прежде всего, обозначаются и раскрыва

ются цели и задачи работы, кратко обосновывается содержание про

граммы и используемые методы, при необходимости обозначаются важнейшие теоретические основания, указываются организационные условия проведения занятий и общее количество часов.
Тематический план. Здесь представляется основное содержание тренинговых занятий (тем), указывается примерное количество занятий и часов и порядок их реализации.
Структура занятий. Это «стержень» программы. Здесь выделяются и кратко описываются этапы, присутствующие в каждом занятии.
Содержание тренинга. Это «ядро» программы. Здесь (особенно если речь идет об авторской программе) представляется каждое занятие, его цели и задачи, подробное описание всех используемых средств и форм контроля.
Список литературы. Здесь указываются источники, которые использовались при создании программы, и источники допол

нительной информации, с помощью которой участники могут выполнять самостоятельную работу в определенном целями и задачами данной программы направлении.
^ 10. Процесс группового тренинга. Групповая динамика. Умения приобретаемые в группе.
Групповая динамика - совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явле

ний, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой груп

пы и его этапы.
Стадии развития группы:

на ранних этапах развития группы ее участники испытыва

ют стремление к включению в ситуацию. Здесь формирует

ся чувство принадлежности к группе и желание установить адекватные отношения со всеми ее участниками

на второй стадии ярко актуализируются потребность в конт

роле ситуации, негативизм. Возникают соперничество, стрем

ление к независимости, желание выделиться, занять лиди

рующее положение

на третьей стадии доминирующее место занимает потреб

ность в привязанности. Устанавливается тесная эмоцио

нальная взаимосвязь участников друг с другом. На первый план выступают сплоченность, чувство открытости, близо

сти, эмпатии.



5 стадий развития:


  1. Стадия формирования. Здесь группа начинает свое развитие в процессе подбора будущих участников, которые уже тогда начи

  2. нают размышлять и строить предположения о том, чего им следует ожидать. Знакомые между собой до первой встречи группы участ

  3. ники, скорее всего, будут делиться своими ожиданиями и чув

  4. ствами по поводу предстоящих встреч.

  5. Начальная стадия — это время, когда завершена вступитель

  6. ная часть, намечена цель, установлены основные правила и осу

  7. ществлена предварительная работа по решению проблемы дове

  8. рия. Она может длиться от нескольких минут (если программа действий ясна, а степень доверия высока) и до двух-трех сессий (в случае если необходимо более серьезно подойти к решению проблемы доверия и комфорта).

  9. Переходная стадия является вполне закономерным этапом, на котором в большинстве групп возникает ряд инцидентов и под

  10. дающихся прогнозированию проблем, которые, как правило, яв

  11. ляются знаками сопротивления и замешательства. Это период времени между тем, как члены группы впервые начали знако

  12. миться друг с другом, и тем, когда они уже начали заниматься более серьезной работой. Здесь заметен ряд типичных признаков: долгое молчание; просьбы, чтобы ведущий задал структуру; вы

  13. раженное беспокойство и дискомфорт у участников; некото

  14. рые члены группы вступают в споры, создают затяжные конф

  15. ликты, проявляют агрессию и даже нападают на ведущего.

  16. Рабочая стадия. Преодолев (или «проскочив») предыдущую стадию, члены группы начинают работать над решением конкрет

  17. ных проблем, рассматривать имеющиеся противоречия, исследо

  18. вать те или иные проблемы, делиться личными наблюдениями.

  19. Стадия завершения. Здесь участники пытаются разобраться с оставшимися нерешенными внутригрупповыми проблемами, оценить уровень производительности группы, попрощаться и за

  20. вершить свои отношения с группой. Главная цель этой стадии заключается в том, чтобы помочь участникам сохранить свою энергию для продолжения развития после завершения работы группы.

К числу важнейших характеристик групповой динамики от

носят структуру группы, групповые роли и лидерство.

К числу значимых моментов групповой динамики относится тенденция к формированию подгрупп.
Критерии оценки тренинга и его эффективности
Зайцева Т.В.

Изменения участников в процессе тренинга:
развиваются и оптимизируются коммуникативные способ

ности, что отражается в навыках общения и приемах меж

личностного оценивания. Опыт переживаний, полученный в процессе работы группы, становится важным эмоциональ

ным компонентом целого ряда эффектов — децентрация, проявляющаяся в большей обращенности к партнерам по общению; развитие гуманистической установки в отношении партнеров; возрастание социально-психологической актив

ности участников тренинга; осознание ими общения как са

мостоятельной ценности.

растет социально-психологическая компетентность, умение ориентироваться в социальных ситуациях, понимать других людей, выбирать и реализовывать адекватные формы обще

ния. Повышается эффективность оперативной саморегуляции (регулирование своего поведения в конкретных кратковре

менных ситуациях), перспективной саморегуляции (на про

тяжении длительного отрезка времени) , появляется умение поставить себя на место партнера по об

щению; развитие эмпатии.

преодолеваются барьеры и защитные механизмы бессозна

тельного, приводящие к искаженной интерпретации чужого и собственного поведения (психодинамический подход);

развиваются и совершенствуются навыки социальной пер

цепции, раскладываются по полочкам внешние элементы поведения (поведенческий подход);

стимулируется открытость и готовность понять и принять поведение другого человека (гуманистический подход).
^ Д. Киркпатрик

4 уровня оценки эффективности тренинга:

уровень реакций участников тренинга (мнения, суждения, оценки, которые выносятся участниками тренинга с того момента, когда они узнают, что должны пройти обучение);

уровень приобретения, усвоения знаний и умений к концу тренинга, формирования установок;

уровень поведения после тренинга «за его пределами»;

уровень результатов для организации, что в случае тренинга этнической толерантности скорее можно рассматривать как сложно измеряемый уровень общероссийской идентичности



Схема анализа тренингового занятия:

Тема, цель, задачи, время и место проведения.

Состав участников занятия.

План занятия (проводимые упражнения):

а) запланированное;

б) реально проведенное.

4. Особенности группы:

характер отношений;

психологический климат;

личностные изменения участников.

Успешность в использовании упражнений и психотехники.

Особые ситуации.

Важные достижения, методические находки.


Скачать файл (80 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru