Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Курсовая работа - Прибыль - файл 1.doc


Курсовая работа - Прибыль
скачать (490.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc491kb.02.12.2011 11:06скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Содержание

Введение………………………………………………………………………......…2

I Глава. Прибыль. Сущность, значение прибыли

в условиях реформирования экономики………………………….………........4

II Глава. Экономический анализ прибыли в машиностроении ……….....13

III Глава. Прогнозирование прибыли………………………………………...20

Заключение………………………………………………………………….….…..26

Список литературы………………………………………………………….…......28
Введение.

С переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства усиливается многоаспектное значение прибыли. Акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.

Машиностроение – базовая отрасль экономики, производящая основные средства производства. Машиностроительный комплекс является основным фактором развития материально-технической базы всего народного хозяйства.

^ Получение прибыли в машиностроении — непременное условие и цель любого предприятия данной отрасли. Прибылью (рентабельностью) оценивается эффективность хозяйствования, прибыль — главный источник финансирования экономического и социального развития; прибыльность служит основным крите­рием выбора инвестиционных проектов и программ оптимиза­ции текущих затрат, расходов, финансовых вложений.

Прибыль, известнейшая с давних времен категория, получила новое содержание в условиях современного экономического развития страны, формирования реальной самостоятельности субъектов хозяйствования. Являясь главной движущей силой рыночной экономики, она обеспечивает интересы государства, собственников и персонала организации. Поэтому одной из актуальных задач современного этапа является овладение руководителями и работниками, которые заняты в сфере экономики современными методами эффективного управления формированием прибыли и рентабельности в процессе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности организации. Таким образом, под предприятием понимается организация коммерческого дела с целью выпуска продукции (оказания услуг) и получения прибыли. Для получения прибыли компания должна организовать процессы, механизмы, оборудование, трудовые навыки и материалы таким образом, чтобы производить нужные товары наивысшего качества в нужное время с минимальными затратами. Это комплексная проблема, и для ее решения потребуется эффективная система планирования и контроля.

Правильная система планирования должна давать ответы на четыре вопроса:

1. Что мы собираемся производить?

2. Что нам для этого потребуется?

3. Что у нас есть?

4. Что нам еще нужно?

Грамотное, эффективное управление формированием прибыли предусматривает построение в организации соответствующих организационно-методических систем обеспечения этого управления, а экономический анализ дает знания основных механизмов формирования прибыли, использования современных методов ее анализа и планирования.

Наряду с формированием прибыли в каждой организации должно быть и ее планирование и прогнозирование. В процессе этого должны учитываться все факторы, которые могут оказывать влияние на финансовые результаты предприятия.

^ Цель написания курсовой работы - рассмотрение прибыли, экономический анализ и ее прогнозирование на предприятии машиностроительного комплекса.. Для достижения указанной цели в курсовой работе поставленные следующие задачи:

  • определение экономической сущности и значения прибыли организации;

  • выявление факторов, влияющих на формирование прибыли организации;

  • экономический анализ показателей оценки прибыли;

  • планирование и прогнозирование прибыли;

Предмет исследования - прибыль организации, сущность, значение, методы планирования и пути ее повышения.

I Глава. Прибыль. Сущность, значение прибыли в условиях реформирования экономики.

В условиях рыночной экономики возрастает значение коммерческой деятельности с целью получения максимальной прибыли для удовлетворения материальных и социальных потребностей работников и производственного развития предприятия. При определении объема закупки того или иного товара и возможностей его продажи партнеры (поставщики и торговое предприятие) должны обязательно просчитывать выгодность торговой сделки, т.е. возможность получения оптимального уровня и массы прибыли. Прибыль в торговле является денежным выражением стоимости прибавочного продукта, созданного производительным трудом работников торговли, которые заняты продолжением процесса производства в сфере товарного обращения, а также части прибавочного продукта, созданного трудом работников других отраслей народного хозяйства (промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.) и направляемого в торговлю через механизм цен на товары, тарифов, торговых надбавок как плата за реализацию товаров (продукции, услуг).

Прибыль измеряется суммой и уровнем. Она является одним из важнейших оценочных показателей, характеризующим результат хозяйственной деятельности предприятия. Отношение прибыли к товарообороту, выраженное в процентах, определяет уровень рентабельности реализации товаров.

Прибыль представляет собой конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия. Однако финансовым результатом может выступать не только прибыль, но и убыток, возникший, например, по причине чрезмерно высоких затрат или недополучения доходов от реализации товаров в связи с уменьшением объема поставок товаров, снижением покупательского спроса. В упрошенном виде прибыль — это разность между валовым доходом и издержками обращения предприятия. Такую прибыль принято называть бухгалтерской (валовой), она отражает финансовый результат конкретной деятельности предприятия

Прибыль представляет собой конечный финансовый результат хозяйственной деятельности торгового предприятия. Однако финансовым результатом может выступать не только прибыль, но и убыток, возникший, к примеру, из-за чрезмерно высоких затрат или недополучения доходов от реализации товаров в связи с уменьшением объёма поставок товаров, снижением покупательского спроса.

При определении прибыли от реализации основных фондов и иного имущества учитывается разница (превышение между продажной ценой (без налога на добавленную стоимость) и остаточной (первоначальной) стоимостью этих фондов и имущества, увеличенной на индекс инфляции, который исчисляется в порядке, установленном Правительством РФ. При этом понятие "остаточная стоимость имущества" рассматривается применительно к основным фондам, нематериальным активам, малоценным и быстроизнашивающимся предметам, а первоначальная стоимость - для прочего имущества.

Рассматривая прибыль как экономическую категорию, необходимо выделить выполняемые ею функции. В современной экономической науке не сложилось единого мнения, что относить к функциям прибыли. Как правило, выделяют две основные функции прибыли — измеритель (мера) эффективности общественного производства и стимулирующая функция.

Функция прибыли как меры эффективности производства заключается в том, что именно прибыль является основным показателем успешной деятельности предприятия и предопределяет принятие таких решений, как выход фирмы на новые рынки сбыта, переток капитала из одних отраслей в другие и т. п.

Итак, из выше сказанного следует, что прибыль в торговле выполняет следующие основные функции:

  • инвестиционная - поскольку ожидаемая прибыль является основой принятия инвестиционных решений;

  • результативная - фактически полученная прибыль оценивает эффективность деятельности предприятия;

  • финансирующая — часть полученной или ожидаемой прибыли определяется в качестве источника самофинансирования предприятия;

  • стимулирующая - часть ожидаемой или полученной прибыли может быть использована в качестве источника материального
    вознаграждения работников предприятия и выплат дивидендов
    владельцам капитала.

"Под прибылью понимается результат деятельности фирмы (компании, корпорации). Для всех фирм обязательным условием является максимизация прибыли: прибыль максимальна, когда предельный доход равен предельным издержкам"1 Правило максимизации прибыли заключается в выборе такого объема производства и реализации товара, чтобы его цена равнялась долговременным предельным издержкам. Как известно, издержки фирмы подразделяются на постоянные и переменные. Предельные издержки представляют собой дополнительные переменные издержки, связанные с каждой дополнительной единицей выпуска, реализации продукции.

Выявление факторов, влияющих на прибыль, предполагает изучение экономических условий ее формирования. Под воздействием внешних и внутренних условий хозяйственной деятельности торгового предприятия существенно изменяются абсолютная величина и относительный уровень прибыли. К внешним условиям можно отнести инфляцию, изменения в законодательных и нормативных документах в области ценообразования, кредитования, импортирования товаров народного потребления, налогообложения предприятий, оплаты труда работников.

На формирование прибыли от реализации товаров влияют те же факторы, что и на валовой доход и издержки обращения. Объем и уровень прибыли находятся в прямой зависимости от абсолютной величины и уровня валового дохода и в обратной зависимости от величины и уровня издержек обращения. На практике валовая (балансовая) прибыль в основном создается за счет прибыли от реализации товаров, но она может быть увеличена на величину выявленного положительного сальдо по внереализационным операциям. На валовую прибыль может повлиять финансовый результат реализации основных фондов и иного имущества. Прибыль от реализации основных фондов представляет собой разность между продажной (рыночной) и первоначальной их ценой или остаточной стоимостью с учетом переоценок, вызванных инфляцией. Если выявлено превышение первоначальной стоимости и понесенных расходов, связанных с выбытием основных фондов и иного имущества, над суммой выручки от их реализации, то соответственно на величину этого превышения уменьшается валовая прибыль. Если сумма выручки превышает первоначальную стоимость и расходы по выбытию основных фондов и иного имущества, валовая прибыль увеличивается на эту разницу.

Таким образом, можно обобщить влияние факторов, воздействую­щих на прибыль от реализации и, следовательно, на прибыль отчетно­го периода (см. табл.1). Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, зависит от суммы налога на прибыль, а чистая прибыль — от суммы затрат, относимых на прибыль.

Основными взаимовлияющими факторами являются: объем продажи товаров, розничные цены на реализуемые товары, издержки обращения, оборачиваемость и состав оборотных средств (оборотного капитала), фондовооруженность работников, налогоемкость предприятия, численность работников. К подсистеме взаимовлияющих факторов можно отнести элементы, которые традиционно не включаются при исчислении валовой (балансовой) прибыли, но фактически являются составляющими экономической прибыли. Это группа расходов предприятия, не учитываемых в издержках обращения, но относимых на прибыль, которая остается в распоряжении предприятия. Одним из факторов, снижающих величину экономической прибыли, является изъятие средств у предприятия за допущенные нарушения налогового законодательства. Разделив подсистему взаимовлияющих факторов на отдельные элементы — показатели, можно выявить степень влияния каждого из них на прибыль на "основе применения методов и приемов экономико-математического анализа.

Коэффициенты роста того или иного показателя исчисляются путем их последовательного соотношения. Интенсивное развитие торгового предприятия может характеризоваться не только ростом товарооборота и прибыли, но и повышением производительности труда торговых работников, увеличением капиталам».

Прибыль предприятия является критерием эффективности конкретной производственной (операционной) деятельности. Индивидуальный уровень прибыли предприятия в сравнении с отраслевым характеризует степень умения (подготовленности, опыта, инициативности ) менеджеров успешно осуществлять хозяйственную деятельность в условиях рыночной экономики.

^ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРИБЫЛЬ2:

Таблица 1.

Показатели-факторы

^ Характер влияния на сумму прибыли

1 .Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг

Прямое действие

2. Изменение цен на реализованную продукцию

Прямое действие

3. Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг

Обратное действие

4. Коммерческие расходы

Обратное действие

5. Управленческие расходы

Обратное действие

6. Проценты к получению

Прямое действие

7. Проценты к уплате

Обратное действие

8. Доходы от участия в других организациях

Прямое действие

9. Прочие операционные доходы

Прямое действие

10. Прочие операционные расходы

Обратное действие

11. Прочие внереализационные доходы

Прямое действие

12. Прочие внереализационные расходы

Обратное действие

13. Чрезвычайные доходы

Прямое действие

14. Чрезвычайные расходы

Обратное действие


Среднеотраслевой уровень прибыли предприятий характеризует рыночные и другие внешние факторы, определяющие эффективность производственной деятельности и является основным регулятором «перелива капитала» в отрасли с более эффективным его использованием. При этом капитал перемещается, как правило, в те сегменты рынка, которые характеризуются значительным объемом неудовлетворенного спроса, что способствует более полному удовлетворению общественных и личных потребностей.

Прибыль как экономическая категория выступает:

  • в качестве целевого ориентира деятельности предприятия;

  • результативным оценочным показателем деятельности пред­приятия;

  • источником развития предприятия и финансирования его деятельности.

Являясь оценочным показателем, прибыль характеризует со­вокупную эффективность использования всех ресурсов предпри­ятия.

Развитие того или иного предприятия возможно при следующих необходимых условиях:

Тп > Тт > Ти > Тф > Тр,

где Тп — темп роста прибыли;

^ Тт — темп роста товарооборота;

Ти — темп роста издержек обращения;

Тф — темп роста фондовооруженности работников;

Тр — темп роста численности работников.

В экономической практике различают множество видов прибы­ли - номинальная, минимальная, нормальная, целевая, максималь­ная, консолидированная, экономическая, бухгалтерская, чистая и т.д.

  • ^ Номинальная прибыль характеризует фактический размер по­лученной прибыли. Минимальная, нормальная, максимальная прибыли связаны с разными уровнями объема производства и указывают, в какой области находится предприятие (безубыточности, прибыльности, убыточности). Минимальной считается прибыль, которая обеспе­чивает предприятию минимальный уровень доходности на вло­женный капитал. Величина минимального уровня доходности при­нимается равной среднему проценту ставки банка по депозитам, сложившейся за исследуемый период.

  • ^ Нормальная прибыль - минимальный доход или плата, необхо­димая для удержания предприятия в определенной отрасли.

  • Максимальная прибыль определяет целевую установку при пла­нировании деятельности предприятия. Ее достижение означает сни­жение издержек производства и реализации до минимума. Объем производства, обеспечивающий максимум прибыли, ус­танавливается в точке, в которой достигается равенство предельно­го дохода и предельных издержек.

  • ^ Консолидированная прибыль - прибыль, свободная от бухгал­терской отчетности о деятельности и финансовых результатах от­дельно материнских и дочерних предприятий. Выгодность приме­нения консолидированной прибыли определяется экономией на налоговых платежах и снижении отрицательных последствий от рисковых видов деятельности.

  • ^ Экономическая прибыль представляет собой разность между выручкой (валовой доход) и экономическими издержками (сумма явных и неявных издержек).

  • Бухгалтерская прибыль - разность между полученной выруч­кой и бухгалтерскими издержками (явными). Ее величина тожде­ственна балансовой прибыли. При этом особое внимание следует уделить выбору стратегии деятельности: либо снижению цены на товары, пользующиеся пониженным спросом в расчёте на увеличения прибыли за счёт увеличения объёмов продаж, либо оставлению цены неизменной, ориентируясь на сохранение стабильности умеренного спроса. В результате использования того или иного метода (стратегии) возможны различные последствия вплоть до банкротства предприятия.

  • ^ Балансовая прибыль – база всех расчетов, основной финансовый показатель производственно-хозяйственной деятельности предприятия машиностроительного комплекса3.

Так что выбор стратегии подразумевает, что при этом особое внимание следует уделить выбору стратегии деятельности: либо снижению цены на товары, пользующиеся пониженным спросом в расчёте на увеличения прибыли за счёт увеличения объёмов продаж, либо оставлению цены неизменной, ориентируясь на сохранение стабильности умеренного спроса. В результате использования того или иного метода (стратегии) возможны различные последствия вплоть до банкротства предприятия. Так что выбор стратегии подразумевает под собой ещё и глубокое маркетинговое исследование рынка схожих по назначению с продаваемыми данным предприятием товаров.

Итак, рост чистой прибыли, создающий условия хозяйственного раз­вития предприятия, является важнейшим фактором укрепления пред­принимательской деятельности.

Рассматривая сущность прибыли, следует в первую очередь отметить такие ее характеристики:

  • Прибыль представляет собой форму дохода предпринимателя, осуществляющего определенный вид деятельности. Эта внешностная, наиболее простая форма выражения прибыли является вместе с тем недостаточной для её полной характеристики, так как в ряде случаев активная деятельность в какой либо сфере может и не быть связанной с получением прибыли (например, деятельность политическая , благотворительная и т.п.)

  • прибыль является формой дохода предпринимателя , вложившего свой капитал с целью достижения определенного коммерческого успеха. Категория прибыли неразрывно связана с категорией капитала - особым фактором производства и в усредненном виде характеризует цену функционирующего капитала.

  • прибыль не является гарантированным доходом предпринимателя вложившего свой капитал в тот или иной вид бизнеса. Она является результатом только умелого и успешного осуществления этого бизнеса. Но в процессе ведения бизнеса предприниматель вследствие своих неудачных действий или объективных причин внешнего характера может не только лишиться ожидаемой прибыли , но и полностью или частично потерять вложенный капитал. Поэтому прибыль является в определенной мере и платой за риск осуществления предпринимательской.

  • Прибыль характеризует не весь доход полученный в процессе
    предпринимательской деятельности, а только ту часть дохода, которая «очищена» от понесенных затрат на осуществление этой деятельности.

Иными совами в количественном выражении прибыль является остаточным показателем, представляющим собой разность между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе предпринимательской деятельности. Прибыль является стоимостным показателем, выраженным в денежной форме. Такая форма оценки прибыли связана с практикой обобщенного стоимостного учета всех связанных с ней основных показателей - вложенного капитала , полученного дохода, понесенных затрат и т.п., а также с действующим порядком налогового её регулирования.

Основными хозяйствующими субъектами на рынке выступают как отдельные предприниматели (физические лица),так и предприятия (юридические лица). (см. таблица 2)

Таблица 2.4

7 основной защитный механизм от угрозы банкротства предприятия

1 главная цель предпринимательской деятельности

2 база экономического развития государства

6 важнейший источник удовлетворения социальных потребностей общества

^ Прибыль предприятия в условиях рыночной экономики

3 критерий эффективности конкретной производственной деятельности

5 главный источник возрастания рыночной стоимости предприятия




^ 4 основной внутренний источник формирования финансовых ресурсов, обеспечивающих развитие предприятия


Таким образом, как результативный показатель прибыль характеризует эффективность использования имеющихся ресурсов, успех (неуспех) в бизнесе, рост (снижение) объемов деятельности. А как количественный показатель прибыль представляет собой разницу между ценой и стоимостью товаров, между объемом продаж и себестоимостью (в сфере обращения - между валовой прибылью и расходами на реализацию). Прибыль, являясь конечным результатом деятельности организации, создает условия для ее расширения, развития, самофинансирования и повышения конкурентоспособности.


II Глава. Экономический анализ прибыли в машиностроении.

Экономическому анализу всегда придавалось большое значение. Он позволяет определить эффективность как отдельного предприятия, группы предприятий, так и в конечном счете , всей экономики в целом. Но с переходом на рыночный путь развития, с созданием рыночной экономики, с появлением огромного количества независимых самостоятельных предприятий и организаций, экономический анализ приобретает еще большую важность.

Экономический анализ представляет собой сравнение данных отчётного периода с нормативными, а также с данными бывших периодов, которые позволяют выявить тенденции ухудшения или же улучшения состояния экономики предприятия. Эта информация является полезной как для акционеров, возможных инвесторов, потенциальных покупателей и поставщиков (внешний анализ), так и для управленческого персонала самого предприятия (внутренний анализ).

Экономический анализ, следовательно, является одним из важных слагаемым научно обоснованного планирования, регулирования, управления.

Принять правильное управленческое решение, выявить его рациональность и эффективность можно лишь на основе экономического анализа .

Экономический анализ финансово - хозяйственной деятельности представляет собой способ накопления, трансформации и использования информации финансового характера, имеющий целью :

- оценить текущее и перспективное финансовое состояние предприятия ;

- оценить возможные и целесообразные темпы развития предприятия с позиции финансового их обеспечения ;

- выявить доступные источники средств и оценить возможность и целесообразность их мобилизации ;

- спрогнозировать положение предприятия на рынке капиталов.

Анализ должен базироваться на использовании системы конкретных показателей, характеризующих финансово - хозяйственную деятельность предприятия в целом и ее отдельные стороны.

Своевременность анализа, подбор необходимой и достоверной информации, уверенность в сопоставимости данных в динамике позволяет свести к минимуму ошибки в оценке деятельности предприятия.

Кроме того, в процессе анализа необходимо изучить выполнение плана по использованию прибыли, для чего фактические данные об использовании прибыли по всем направлениям сравниваются с данными плана и выясняются причины отклонения от плана по каждому направлению использования прибыли.

Задачи экономического анализа также можно представить в виде схемы ( рис.3)


Рис.3. Задачи экономического анализа
Далее будет в полной мере рассмотрен экономический анализ прибыли на предприятии ОАО «АЗ «УРАЛ». Почему выбрано именно это предприятие в виде представителя отрасли машиностроения видно из представленной ниже диаграммы.5



Как видно из диаграммы, одно из первых мест по производству и реализации автомобилей занимает ОАО «АЗ «УРАЛ».
^ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «АЗ «УРАЛ».

Данная работа посвящена анализу экономической деятельности ОАО «АЗ «УРАЛ» по итогам работы за 2005 и 2006 годы.

Оценка финансового состояния объекта исследования основана на анализе относительных показателей, которые логично связывают между собой выходные данные финансовой отчётности: Баланса предприятия, Отчёта о финансовых результатах и т.д.

^ Показатели объема производства и реализации продукции ОАО «АЗ «УРАЛ» за 2006г. представлены в табл. 4

Таблица 46

^ Наименование показателей

Ед.

2006г.

2005г.

Сравнение фактических показателей 2006г. с

 

изм.

 

 

показателями 2005г., %

 

 

 

 

 

Обем производства факт

тыс.руб.

9 223

6 041

152,7%

 

 

562

120

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в т.ч. товарная продукция: факт

тыс.руб.

9 220

6 039

152,7%

 

 

698

65

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- автомобили факт

шт.

9 952

7 681

129,6%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

факт

тыс.руб.

8 534

5 532

154,3%

 

 

913

194

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- запасные части факт

тыс.руб.

371 138

305 514

121,5%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обем продаж факт

тыс.руб.

9 950

6 504

153,0%

 

 

818

800

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в т.ч. автомобили факт

шт.

10 216

7 433

137,4%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тыс.руб.

9 050

5

157,7%

 

 

966

740 121

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- запасные части факт

тыс.руб.

423 341

305 941

138,4%

 

 

 

 

 


Таким образом, выручка от продажи продукции, товаров и услуг за 2006год составила 9 950,8 млн.руб., в том числе:

  • автомобили – 9 050,9 млн.руб.,

  • запасные части, прочая продукция и услуги, товары – 897,4 млн.руб.

Отклонение выручки от показателя скорректированного бизнес-плана составило (+) 759,1 млн.руб. В том числе: по основной профильной продукции – автомобилям (+) 714,9 млн.руб.

Иначе можно представить это таким образом 7:


По сравнению с предыдущим годом объем реализации увеличился на 53,0% или на 3 446,0 млн.руб. За 2006год реализовано 10,216 автомобилей. Вместо 9 549 автомобилей, прогнозированных в прошлом году. Показатель запланированных автомобилей перевыполнен на 7,0 5 или на 667 автомобилей.

По сравнению с предыдущим годом реализация автомобилей увеличилась на 2 783 шт. или на 37,4%. Реализация запасных частей к уровню прошлого года увеличена на 38,4%.

Прибыль предприятия, табличные значения и расчеты:

Таблица 58

^ Наименование показателя

2006г.

2005г.

Методика расчета

 

 

 

Общая сумма выручки от продажи

Выручка всего, руб.

9 950 818

6 504 800

товаров, продукции, работ, услуг

 

 

 

 

 

 

 

Выручка (выручка от продаж) –

Валовая прибыль, руб.

1 629 091

891 549

себестоимость проданных










товаров, продукции, работ, услуг

 

 

 

(кроме коммерческих расходов)

 

 

 

 

Чистая прибыль

 

 

Прибыль (убыток) от обычной

(нераспределенная прибыль

386 487

2 901

деятельности + чрезвычайные

(непокрытый убыток), руб.

 

 

доходы - чрезвычайные расходы

 

 

 

 

 

 

 

Выручка (выручка от продаж) /

Производительность труда,

772

503

среднесписочная численность

руб./чел.

 

 

сотрудников (работников) всего

 

 

 

 

 

 

 

Выручка (выручка от продаж) /

Фондоотдача, %

1 018

670

стоимость основных средств

 

 

 

 


Таким образом, прибыль от продаж за 2006год получена в сумме 951,8 млн.руб. А по итогам работы за 2006год предприятие получило чистой прибыли в сумме 386,5 млн.руб.

Рост объемов производства и реализации продукции по сравнению с предыдущим годом позволили увеличить производительность труда на 53,4%, а фондоотдачу на 52,0%.

Теоретической базой экономического анализа финансовых результатов деятельности предприятия является принятая для всех предприятий, независимо от форм собственности, единая модель хозяйственного механизма предприятия, основанная на налогообложении прибыли в условиях рыночных отношений, которая по сути дела является моделью формирования и распределения финансовых результатов.

Также, одной из важных задач анализа является изучение вопросов использования средств фондов накопления и потребления. Средства этих фондов имеют целевое назначение и расходуются согласно утвержденным сметам. Фонд накопления используется в основном для финансирования затрат на расширение производства, его техническое перевооружение, внедрение новых технологий и т.д.

В конечном итоге, в процессе анализа устанавливается соответствие фактических расходов расходам, предусмотренным сметой, выясняются причины отклонений от сметы по каждой статье, изучается эффективность мероприятий, проводимых за счет средств этих фондов. При анализе использования средств фонда накопления следует изучить полноту финансирования всех запланированных мероприятий, своевременность их выполнения и полученный эффект.

Распределение прибыли выступает одним из направлений внутрифирменного планирования имеющегося особенно важное значение в условиях рыночной экономики. Государство не устанавливает нормативов распределения прибыли, предприятие самостоятельно определяет направление и пропорции, формирует необходимые ему фонды и резервы.

Тема планирования и прогнозирования прибыли подробнее будет описана в следующей главе.

III Глава. Прогнозирование прибыли.

В эпоху, когда скорость принятия качественных решений является главным фактором успеха, необходимо быть максимально подготовленным к любому развитию ситуации. Так как импровизировано принимать решения имеющие долгоиграющие последствия вряд ли возможно, по крайней мере вряд ли нужно, - возрастает потребность в прогнозировании развития ситуации, а также в планировании необходимых шагов.

Представление о будущем называется предвидением. Оно может быть как научным, так и ненаучным. Ненаучное предвидение может быть обыденным, интуитивным, религиозным. Однако предвидение в экономической жизни должно быть, как правило, научным.

Научное предвидение – это опережающее отображение действительности, основанное на познании законов природы, общества и мышления. Научное предвидение может иметь форму: предсказания, которому присущ описательный характер, или форму предуказания, когда указываются необходимые действия для достижения цели.

Формой предсказания является прогноз, то есть научное исследование, направленное на определение перспектив развития явления.

Предуказание, в отличие от предсказания, связано с решением проблемы. Здесь обязательно присутствует волевое решение человека (группы людей) по достижению намечаемой цели. Предуказание может быть в форме плана или программы.

План- это решение о мерах по достижению поставленной цели.

Программа –это система целевых ориентиров развития явления и планируемых путей их достижения.

Прогноз и план как производные экономического предвидения имеют в своей природе много общего, хотя план рассматривается как более сложная категория.

Прогнозирование прибыли производится раздельно по всем видам деятельности машиностроительного предприятия. В процессе6 прогнозирования и планирования прибыли учитываются все факторы, которые могут оказывать влияние на финансовые результаты.

В условиях стабильных цен и возможности прогнозирования условий хозяйствования планы на прибыли, как правило, разрабатываются на год.

Объектом планирования и прогнозирования являются элементы балансовой прибыли.

Р
Экономическое предвидение


Предсказание


Предуказание


Прогноз


План


Программа


Концепция






ис.6. Структура экономического предвидения
Отметим три особенности прогноза и плана:

  1. Прогноз связан с объективным течением жизни и исходит из её диалектического понимания, когда необходимость пробивает себе дорогу среди случайностей, план же включает решение, волю и ответственность лиц, его принявших, с целью преобразования действительности.

  2. Для прогноза характерно вероятностное наступление события; план рассматривает это событие как цель деятельности.

  3. Для прогноза характерны альтернативные пути и сроки достижения события; для плана характерно решение о системе мер, предусматривающих последовательность, порядок, сроки и средства достижения нужного события.

Существует и иная взаимосвязь прогноза и плана. Дело в том, что для научного обоснования плана используется, как правило, такие способы, как: анализ, то есть исследование и описание явления; объяснение или диагноз; предсказание, в том числе прогноз. Это значит, что прогноз часто используется в процессе планирования. Присутствие в плане прогноза, который включает в себя прошлые тенденции, обычно повышает точность принимаемого решения, то есть прогноз становится как бы частью плана, начальным этапом его обоснования. По удачному выражению одного автора, план без прогноза – это административная акция.

Таким образом, прогноз и план, имея много общего, имеют и различия. Последние заключаются, во-первых, в способе оперирования информацией о будущем: прогноз- это вероятность, план – это решение; во-вторых, в количественной оценке будущего: прогноз – это диапазон (интервал) значения, план –конкретная величина; в третьих, в отношении к свободе: прогноз-это

Прогноз – это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, альтернативных путях и сроках их осуществления.

Экономический прогноз – это научно обоснованное предвидение возможных направлений и результатов развития субъектов хозяйствования и их структурных подразделений. Основной задачей экономического прогнозирования является предвидение наиболее вероятных проблем экономического развития в ближайшей и отдалённой перспективе, поиск возможных направлений экономического роста, обоснование наиболее предпочтительной стратегии развития в будущем. Результаты прогноза используются для выбора альтернатив развития, разработки рекомендаций для реализации оптимального варианта.

В нашем примере прогнозирование производства автомобилей на конец 2007г. будет выглядеть так:


Экономический прогноз позволяет:

  • Оценить состояние и осуществить поиск возможных вариантов управленческих решений;

  • Определить очертания области и возможности для изменения будущих событий;

  • Выявить проблемы, слабо выраженные в настоящем, но возможные в будущем;

  • Осуществить поиск вариантов активного воздействия на объективные факторы будущего;

  • Моделировать варианты событий при учёте ведущих факторов.

Что касается прогнозирования реализации автомобилей на 2010г. по сравнению с 2005 и 2006годами, то графически это будет выглядеть так:


Из приведенных выше диаграмм видно, что увеличение объемов продаж, в отличие от увеличения объемов реализации, изображено более пологой линией. Как видно из цифр, рост продаж автомобилей растет с большей интенсивностью, нежели их производство.

Что касается запасных частей, прочих продукций и услуг, то по прогнозам на 2010 год их изготовление и продажа изменится в большую сторону, но не настолько существенно, как показатели автомобилей. Что получиться при таком раскладе вещей, окажется ли наш прогноз реальным покажет анализ, произведенный уже на 2010 год в сравнении с 2007г.

Назначение же экономического прогноза выражается в его функциях. К основным функциям экономического прогноза относят:

  • Анализ социально-экономических и научно-технических процессов и тенденций, объективных причинно-следственных связей этих явлений в конкретных условиях

  • Оценку этих тенденций в будущем; предвидение новых экономических условий и проблем, требующих разрешения;

  • Выявление альтернативы развития в перспективе; накопление экономической информации и расчётов для обоснования выбора и принятия оптимального управленческого решения, в том числе в плане.

Прогноз прибыли на 2010г. и некоторых, связанных с ней факторов, органами управления предприятием выглядит так (см. табл.7).
Таблица 79

^ Наименование показателя

2005г.

2006г.

на 2010г.

 

 

 

 

Выручка всего, руб.

6 504 800

9 950 818

11 128 264

 

 

 

 

 

 

 

 

Валовая прибыль, руб.

891 549

1 629 091

1 925 125

 

 

 

 

 

 

 

 

Чистая прибыль

 

 

 

(нераспределенная прибыль

2 901

386 487

598 526

(непокрытый убыток), руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Производительность труда,

503

772

856

руб./чел.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фондоотдача, %

670

1 018

1 852

 

 

 

 



Планирование и прогнозирование ни в коем случае не является абсолютным инструментом предвидения будущего. Такого инструмента нет и быть не может, если только система не жестко детерминирована, что бывает, пожалуй, лишь в играх и моделях, не реализуемо на сколь ни будь масштабных, значимых жизненных проектах.

Вместе с тем, обладание заранее обдуманной системой ходов, подобранных под разные варианты развития ситуации, всегда большой плюс. Так как возможность действовать обдуманно, строго и чётко в ситуации, где большинство участников событий подвержено хаосу, - большое преимущество.

По итогу следует сделать вывод, что наработанная на современном этапе развития науки методология планирования и прогнозирования позволяет значительно облегчить жизнь хозяйствующего субъекта, дав возможность подготовиться к грядущим событиям и рационально распорядиться имеющимися ресурсами.
Заключение.

Главная цель производственного предприятия в современных условиях – если не получение максимальной прибыли, то, по крайней мере, такого объема прибыли, который бы позволил предприятию не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своих товаров и услуг, но и обеспечивать динамическое развитие его производства в условиях конкуренции, что невозможно без эффективного управления капиталом. Также для этого необходимо знание источников формирования прибыли и методов по лучшему их использованию. Поиски резервов для увеличения прибыльности предприятия составляют основную задачу управленца.

Максимальная же потребность в прибыли определяется на основе учета экономических интересов собственника и трудового коллектива предприятия. В первую очередь эта величина определяется на основе плана развития предприятия.

Очевидно, что от эффективности управления финансовыми ресурсами и предприятием целиком и полностью зависит результат деятельности предприятия в целом. Если дела на предприятии идут самотеком, а стиль управления в новых рыночных условиях не меняется, то борьба за выживание становится непрерывной.

Прибыль представляет собой конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия.

В период с 2005-2006г. на величину прибыли предприятия ОАО «АЗ «УРАЛ» оказало влияние изменение величины финансовых доходов, величина уплаченного налога на прибыль, увеличение объема выпуска продукции, изменение цен на продукцию. Причем, изменение цен повлияло на чистую прибыль в составе двух показателей: выручки и себестоимости. Это влияние изменения цен на размер чистой прибыли в составе выручки и себестоимости носит разнонаправленный характер: рост выручки от реализации способствует росту чистой прибыли, а рост себестоимости способствует уменьшению прибыли. Чистая прибыль также увеличилась за счет уменьшения понесенных финансовых расходов.

Схемой механизма формирования, использования и прогнозирования прибыли является классическое предприятие машиностроения.

Факторный метод планирования прибыли данного предприятия включает в себя пять последовательных этапов:

  1. Расчет базовых показателей за предшествующий год.

В данном случае приведена таблица с числовыми данными.

  1. Постановка целей хозяйственной деятельности на планируемый период.

Таким образом, плановая прибыль, полученная факторным методом по ОАО «АЗ «УРАЛ» составляет 9 950 818 ден.ед, что больше, чем в базовом году на 3 446 018 ден.ед., за счет следующих факторов: роста объема реализации сравнимой продукции, снижения себестоимости сравнимой продукции, выпуска новой продукции, прочей прибыли, инфляционных факторов. Все расчеты сделаны в предположении, что структура сравнимой продукции и затрат существенно не меняются по отношению к предшествующему году. Если все же изменения есть, то в качестве самостоятельного фактора можно ввести структурные сдвиги в производстве и затратах.

Так, для повышения эффективности производства очень важно, чтобы при распределении прибыли была достигнута оптимальность в удовлетворении интересов государства, предприятия и работников. Государство заинтересовано получить как можно больше прибыли в бюджет. Руководство предприятия стремится направить большую сумму прибыли на расширенное воспроизводство. Работники заинтересованы в повышении оплаты труда.

Так как предприятие ведет многопрофильную деятельность, это дает возможность воспользоваться ситуацией и увеличить свою долю на рынке в расчете на последующий рост прибыли, достигаемой за счет увеличения реализации.

В конечном итоге, чтобы обеспечить выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовые состояния, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов.

Важнейшее значение в определении финансового состояния предприятия состоит в своевременном и качественном экономическом анализе его финансово-хозяйственной деятельности и умении правильно спрогнозировать те или иные показатели на ближайшее время.
^ Список литературы


  1. Негашев Е.В. Характеристика роли прибыли предприятия в условиях рыночной экономики; Анализ финансов предприятия в условиях рынка, М., Выш. шк. , 2005г.

  2. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика: Пер. с англ. М.: Экономика — Дело. 2006г. Стр. 226, 264.

  3. Платонова Н.А., Харитонова Т.В. Планирование деятельности предприятия в машиностроении. – М.: ДИС, 2005. – 431 с.

  4. Сафронов Н.А. Экономика предприятия, М., 2005г.

  5. Семенов В.М. Экономика предприятия, М., 2006г.

  6. Стрельцов А.В. Экономика машиностроения, глава 13.1-13.2, стр. 227-233, изд-во СГЭА, 2003г.

  7. Чернов В.А. Экономический анализ. Под ред. проф. М.И. Баканова. -
    М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 686с.

  8. www.bankreferatov.ru

  9. www.uralaz.ru




1 Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика: Пер. с англ. М.: Экономика — Дело. 2006. С. 226, 264.

2 Сафронов Н.А. «Экономика предприятия»,2005г.Семенов В.М. . «Экономика предприятия»,2006г.

3 Стрельцов А.В. «Экономика машиностроения», Изд-во Самарская государственная экономическая академия, 2003г., глава 13.1, стр. 228

4 Характеристика роли прибыли предприятия в условиях рыночной экономики, Негашев Е.В. Анализ финансов предприятия в условиях рынка. -М.: Выш. шк. , 2005г..

5 www.uralaz.ru

6 www.uralaz.ru

7 Данные взяты из таблицы 4.

8 www.uralaz.ru

9 www.uralaz.ru






Скачать файл (490.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации