Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Измерение устойчивости и концентрации внимания (корректурная проба Бурдона-Анфимова) - файл 1.doc


Измерение устойчивости и концентрации внимания (корректурная проба Бурдона-Анфимова)
скачать (52 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc52kb.03.12.2011 08:13скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Министерство труда и социального развития РФ

Российский государственный социальный университет

Институт социального образования

филиал РГСУ в г.Саратове


факультет социальной работы

Измерение устойчивости и концентрации внимания

(корректурная проба Бурдона—Анфимова)
отчет по курсу «Общий психологический практикум»

выполнила студентка

4 курса по заочной

сокращенной программе

Серянова

Марина Александровна

руководитель

Журавлева

Любовь Викторовна

Саратов 2004

^ Вводные замечания

Традиционным методом исследования устойчивости внимания на сенсорно-перцептивном уровне служит корректурная проба. Позволяя выявить особенности некоторых свойств внимания, в частности сосредоточенности, устойчивости, отвлекаемости, эта проба представляет собой сенсорно-моторную реакцию с выбором и адресуется к процессам внутреннего восприятия. Кроме того, эта методика позволяет судить о некоторых характеристиках умственной работоспособности, например, утомляемости, упражняемости, темпе психической деятельности и т. д.

Наиболее распространенным вариантом корректурной пробы является тест Бурдона, который представляет собой неупорядоченную совокупность букв какого-либо, например русского алфавита. Результаты, полученные путем использования теста Бурдона, дают возможность установить определенный уровень развития внимания и работоспособности в элементарной сенсомоторной деятельности. Тест проводится при помощи специальных бланков с рядами расположенных в случайнном порядке букв (цифр, фигур), или газетный текст. Испытуемый, просматривая бланк, ряд за рядом, вычёркивает указанные в инструкции буквы или знаки.

По количеству правильно зачеркнутых букв можно установить степень устойчивости внимания, его объем, а распределение ошибок по всему листу указывает на колебания внимания: если ошибки заметно нарастают к концу работы, то это может говорить об ослаблении внимания в связи с утомлением (снижение работоспособности) или пресыщением; если ошибки распределяются достаточно равномерно, это говорит о снижении устойчивости внимания, трудностях его произвольной концентрации; волнообразное появление и исчезновение ошибок чаще всего говорит о флуктуациях или колебаниях внимания.

^ Цель работы

Исследование степени концентрации и устойчивости внимания.

Оснащение опыта

Бланк корректурной пробы и программный бланк, секундомер, карандаш, ручка.

^ Процедура исследования

Испытуемому выдают бланк и зачитывают инструкцию: "На бланке с буквами вычеркните вертикальной чертой, просматривая ряд за рядом, все буквы «р» и «к». Задание следует выполнять быстро и точно. По моему сигналу "черта" отметьте вертикальной чертой то место бланка, где Вас застала эта команда". На второй и четвертой минутах экспериментатор вводит помехи, называя в течение 15 секунд какие-либо буквы алфавита без предупреждения испытуемого. Время работы 5 минут.

^ Представление, обработка и анализ результатов

1.Сверить результаты в корректурном бланке с программой экспериментатора.

2. Подсчитать в корректурном бланке временные промежутки (Т1-Т10) по меткам - вертикальным линиям.

3.Подсчитать число правильных ответов (m) для каждого временного промежутка.

4. Определить показатели скорости выбора (S) для каждого временного промежутка в отдельности (S1-S10) по формуле S = m / T.

5. Построить график динамики устойчивости внимания.

6. Вычислить коэффициенты точности внимания до воздействия 1й и 2й помех.

7. Определить значения показателя концентрации внимания.

8. При анализе результатов эксперимента на графиках проследить динамику устойчивости внимания в течение всего задания. Сделать выводы о влиянии помех на устойчивость внимания.


Врем. пром-ки

30 сек

Фон помех

Ответы испытуемого

Характеристики внимания

Правильные m

ошибочные

Скор-ть выбора S

Коэф точности A

То же, среднее значен.

Показ. конц. K

r

p

1

Нет

44

0

1

1,47

0,98

0,97

0,7

2

Нет

39

0

2

1,3

0,95

3

Есть

28

4

9

0,93

0,68




4

Нет

49

2

5

1,63

0,88

0,91

0,67

5

Нет

36

0

1

1,2

0,97

6

Нет

53

2

6

1,77

0,87

7

Есть

22

5

9

0,73

0,61




8

Нет

20

2

4

0,67

0,77

0,83




9

Нет

30

0

1

1

0,97




10

Нет

29

3

7

0,97

0,74






Итак, в каждой серии определили продуктивность работы по минутам и в целом за серию, то есть подсчитали количество просмотренных букв и количество ошибок. На основании полученных количественных данных построили график динамики продуктивности работы. Считается, что в норме резких скачков не должно быть.

Выводы

Полученные результаты позволяют увидеть спады продуктивности работы, которые можно объяснить введением помех, которые и определяют сниженную работоспособность.

Сопоставление количества ошибок в каждой серии с количеством просмотренных элементов позволило увидеть уровень распределения внимания у испытуемого, а также показывает характер динамики работы испытуемого в каждой серии опыта. Снижение работоспособности, уменьшение числа просмотренных букв, увеличение количества сделанных ошибок наблюдается при введении помех и следующем за введением временном отрезке, далее показатели выравниваются. Также при введении помех происходит изменение показателей скорости выполнения задания в сторону уменьшения. Обнаружилось отрицательное влияние введения помех на устойчивость внимания испытуемого в нашем эксперименте.


Скачать файл (52 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru