Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - История государства и права зарубежных стран - файл 1.doc


Лекции - История государства и права зарубежных стран
скачать (548.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc549kb.03.12.2011 08:14скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5
Реклама MarketGid:
Загрузка...

Предмет, метод и система курса ИГПЗС.


1.. Предмет истории государства и права зарубежных стран:

  • изучение возникновения, развития и функционирования государства и права стран, оказавших наибольшее влияние на историю государствен­ности;

  • анализ содержания государственно-правовых процессов, развивающихся в определенном времени и пространстве;

• исследование присущих им причинно-следственных связей и конкрет­но-исторических закономерностей.

2. Основные методы истории государства и права зарубежных стран:

  • исторический;

  • сравнительно-исторический;

  • системно-структурный;

  • статистический.

Исторический метод подходит к государству и праву как к изменяю­щимся во времени, развивающимся явлениям. Данный метод выявляет основные элементы изучаемого объекта и происходящие в нем измене­ния с целью раскрытия их содержания и взаимоотношений. Сравнительно-исторический метод основан на том, что выявленные исторические факты полнее раскрывают свое значение при сравнении, сопоставлении их с серией других сходных фактов. Конкретные государ­ственно-правовые явления изучаются путем:

  • синхронного сравнения - сопоставления их отдельных качеств с показателями других однотипных и одновременных явлений;

  • дисхронного сравнения - сопоставления самих явлений или даже одного
    явления с самим собой на разных временных этапах развития.

Эти методы используют следующие научные приемы:

  • аналогию;

  • экстраполяцию.

Аналогия применяется в случаях изучения явлений, сведения о которых неточны, неполны или фрагментарны. Умозаключением по аналогии является вывод о сходстве некоторых явлений в каких-либо определен­ных отношениях, сделанный на основании их сходства в других отно­шениях.

Экстраполяцией называется распространение выводов, полученных в ходе исследования одной части явления {процесса), на другую его часть. В тех случаях, когда объектом исследования является исторический процесс, выводы, полученные в результате исследования завершившейся ступени развития, помогают понять его настоящее и предвидеть грани­цы будущего, то есть предоставляют возможность научного прогнози­рования.

^ Системно-структурный метод эффективен при исследовании самоуправ­ляющихся систем, состоящих из множества взаимодействующих эле­ментов. Их анализ предусматривает: изучение структуры элементов, их внутренние и внешние связи, выявление системообразующих элемен­тов.

Вышеназванными методами осуществляются исследования качествен­ных сторон исторического процесса. При исследовании его количест­венных сторон наука использует статистический метод. Он помогает от­делить необходимое от случайного, выявить закономерность опреде­ленных процессов, связанных с массовыми явлениями. Работа с число­выми показателями позволяет выявить протяженность, распространен­ность, темпы развития и другие стороны процесса.

^ 3. История государства и права зарубежных стран изучается в хронологи­ческих рамках четырех основных периодов:

• история государственно-правовых институтов ^ Древнего мира (IV тыс. д.н.э. -Vв.н. э.);

• история государственно-правовых институтов Средних веков (V в. - XVII- XVIII вв.);

  • история государственно-правовых институтов Нового времени (XVII -XVIII вв.-конецXIXв.);

  • история государственно-правовых институтов Новейшего времени (XX в.).


^

Древневосточное государство и право


1. Происхождение государств

Существует множество теорий происхождения государств – теологическая, патриархальная, насилия, договорная…

Историки считают, что большинство исторических фактов подтверждают цивилизационную (кризисную) теорию происхождения государства. Появление государства считается следствием перехода от первобытного общества к иной форме социальной организации – цивилизация (civitas, произошло – «город»). Цивилизация – городская культура.

Государство выступает неотъемлемым элементом цивилизации, так как ей присущи черты:

  • цивилизация основана не на присваивающем хозяйстве, а на производящем (земледелие + скотоводство, ремесло);

  • цивилизация характеризуется оседлым образом жизни и высокой плотностью населения. В отличие от первобытной общины, в цивилизации людей объединяет проживание на одной территории. Если первобытная община объединяла несколько сотен людей, то самые ранние примитивные цивилизации насчитывали несколько десятков тысяч человек;

  • цивилизация характеризуется возникновением города как центра управления ремесла и обмена. Как правило, ранние цивилизации принимали форму нома, то есть города-государства;

  • цивилизация характеризуется усложнением социальных связей и возникновением разделения труда не только в сфере производства (земледельцы, скотоводы, ремесленники), в сфере обмена (купцы), но и сфере управления и власти.

Выделяется особая категория лиц, назначение которых только управлять. Эта категория лиц и монополизирует власть и объединяется в органы государства. По мнению российского историка Васильева Л.С. первоначально люди брали на себя функции управления лишь из стремления к социальному престижу, а не к обогащению.

Управление требовало значительных материальных затрат, тогда как в ранних цивилизациях не существовало еще системы постоянно взимаемых налогов. Поэтому государственная власть монополизировалась наиболее богатой частью общества – родоплеменная знать, жречество, военная аристократия.

Но почему возникла сама цивилизация? Историки установили, что около 12-10 тыс. лет назад вся суша земли, пригодная для жизни, была заселена людьми. Ученые объясняют это двумя кризисами, которые пережило человечество  10 тыс. лет назад:

  • кризис климатический (похолодание, которое вызвало исчезновение привычных объектов охоты и собирательства).

  • кризис демографический – около 10 тыс. лет назад население всей планеты составляло  5-7 млн. и при этом планета страдала от перенаселения.

Это объяснялось тем, что в условиях присваиваемого хозяйства для выживания одной общины необходима была территория в r = 25-100 км. Ученые зафиксировали снижение численности человечества.

Английский историк Тойнби А. Выдвинул концепцию возникновения цивилизации «как результата принятия вызова природы» (то есть люди, поставленные на грань выживания, были вынуждены изобрести новый способ производства и социальной организации).

2. Исторические условия возникновения и особенности общественного строя древневосточного государства

Возникновение первых государств на Древнем Востоке объясняется благоприятным сочетанием географических и климатических условий. Историки обратили внимание, что первые ранние цивилизации возникли в долинах крупных рек.

Древний Египет – Нил

Междуречье – Тигр и Евфрат

Древняя Индия – Инд и Ганг

Древний Китай – Янцзы и Хуанхэ

Это объясняется тем, что в этих регионах существовала возможность вести орошаемые ирригационное земледелие. Это земледелие требовало строительства специальных сооружений, что и объясняет необходимость объединения усилий нескольких общин, а также централизованную организацию этих работ.

Государства на Древнем Востоке возникли при низком уровне развития средств производства. Это предопределило следующие особенности общественного строя древневосточных государств:

  1. Возникновение государства не означало упразднение общины, а, напротив, замкнутая соседская община была основной социальной ячейкой древневосточных обществ.

  2. На Древнем Востоке рабство носило патриархальный характер, то есть труд рабов в основном использовался в домашнем хозяйстве и ремесле. Основной производительной силой выступали не рабы, а община. В ходе дискуссии 60-70 гг. XX в. большинство историков пришли к выводу, что на Древнем Востоке существовал особый способ производства – азиатский.

  3. Другой чертой азиатского способа производства являлось господство не частной, а государственной храмовой и общинной собственности.

  4. Древневосточные общества характеризовались сложной социальной структурой, в которой важнейшую роль играло жречество. Эта категория населения пользовалась не только идеологическим, но и огр. экономическим и политическим влиянием. Это объяснялось тем, храмы были собственниками огр. имуществ. Кроме того, орошаемое земледелие требовало специальных знаний (в геометрии, архитектуре), носителями которых были жрецы.

Наука зарождалась на Древнем Востоке.

Эти особенности общественного строя и предопределили своеобразную форму государственного устройства.
^

Восточная деспотия как форма государств


Как правило, на Древнем Востоке государства имели форму деспотий, то есть сильной, единоличной власти одного лица. «Деспот» - слово греческое и в переводе означает господин, хозяин. Это означает, что деспот относился к государству как к своей личной собственности. Деспот был не просто верховным законодателем, правителем и судьей, а самим воплощением государства! Этим и объясняется обожествление личности деспота. Он обладал не только высшей светской, но и духовной властью, то есть носил титул верховного жреца или живого Бога. Таким образом, по форме правления деспотия была теократической монархией.

Древней важнейшей чертой деспотии выступает наличие огромного бюрократического аппарата, в котором условно выделяется три ведомства:

  • финансовое ведомство по сбору налогов;

  • ведомство военное;

  • ведомство общественных работ.

Существование этого ведомства объясняется тем, что государство в лице деспота выступало в качестве организатора этого орошаемого земледелия.

По форме государственно-территориального устройства деспотии представляли из себя территориальные державы. Это объясняется тем, что, как правило, деспотия охватывала долину той или иной реки. Прямая зависимость ФГ и географического положения подтверждается тем, что, к примеру, отсутствие у реки Нил крупных притоков во многом объясняет высокую степень централизации власти в Древнем Египте, тогда как длительные периоды политической раздробленности в Междуречье объясняются тем, что реки Тигр и Евфрат имеют множество больших притоков, что позволяло отдельным регионам создавать свои местные ирригационные системы.

Социальной основой восточной деспотии выступала замкнутая азиатская община.

Каким образом самоуправляющаяся социальная ячейка может быть основой сильной деспотической власти?

Это объясняется тем, что социально-экономическая причина древневосточных обществ была противоречивой. С одной стороны основная масса населения проживала в пределах общины, которые жили своей внутренней жизнью, а с другой стороны – все эти общины должны были принимать участие в одной совместной работе по ведению единого ирригационного земледелия.

Выходом из этого противоречия и было установление над общинами единой централизованной власти в лице деспота, указания которого строго обязательно для всех общин. В исторической науке существует проблема универсальности деспотии для всех древневосточных государств. В вышеуказанном смысле типичными деспотиями являлись Древний Египет и Древний Китай. В Вавилоне деспот не обладал высшей духовной властью. В Древней Индии общим правилом была раздробленность, а сильная централизованная власть – исключением.

^

Государственный строй Древнего Египта


По мнению большинства ученых человеческая цивилизация зародилась в Древнем Египте – в Северной Африке в долине реки Нила. Уже в IV тыс. до н.э. в долине реки Нила существовало около 40 городов-государств (номов). Жизнь всех 40 номов была связана с р.Нил, поэтому в истории этого государства рано появилась тенденция к централизации. Уже к середине IV тысячелетия возникло 2 царства: верхний (южный) и нижний (северный) Египет.

Около 33 века до н.э. царь верхнего Египта – Мин завоевал Нижний Египет и принял титул царя Верхнего и Нижнего Египта. Таким образом, возникло централизованное деспотичное государство, просуществовавшее примерно три тысячелетия.

Деспот в Древнем Египте – фараон – был носителем всей полноты государственной власти. Его личность обожествлялась вплоть до того, что запрещалось вслух произносить его имя и титул «фараона» обозначает «большой дом». Фараон считался сыном Бога солнца Ра. Непосредственно фараон давал указания верховному чиновнику джати. Джати и стоял во главе огромного чиновнического аппарата.

В Египте существовали прообразы министерств. Например: «дом сокровищ» - финансовое ведомство, «дом оружия» - военное ведомство, «дом главного архитектора» - ведомство общественных работ.

В м/у сохранилось деление всего государства на Верхний и Нижний Египет, в котором правили назначенные фараоном наместники. Соответственно и отдельные номы превратились в административно-территориальные единицы, в которых правили номархи. Если раньше это были местные цари, то после объединения Египта они превратились в чиновников. Низшей единицей управления выступала община, в которой сохранялось определенное самоуправление – выборы старосты, распределение налогов, разрешение незначительных споров и т.д.

Судебная власть не была отделена от административной, и судопроизводство осуществляли соотв. чиновники. Джати принадлежали полномочия. Отчасти судебные функции принадлежали жреческим коллегиям. Длительное время армия в Древнем Египте была основана на ополчении. Лишь в период нового царства окончательно сложилась регулярная профессиональная армия.

В VI веке до н.э. Египет был захвачен персами и вошел в состав их империи. В I веке до н.э. Египет вошел в состав Римской империи. В VII веке н.э. Египет был завоеван арабами.
^

Своеобразие восточной деспотии в Древнем Китае


Первые ранние цивилизации в долинах рек Янцзы и Хуанхэ возникли еще в IV веке до н.э., но первые государственные образования лишь во II тысячелетии. Типичная восточная деспотия в Древнем Китае окончательно оформилась лишь к III веку до н.э. появлению деспотии предшествовал длительный период междоусобиц и смуты.

Древнекитайский мыслитель Конфуций (VI в. до н.э.) предлагал преодолеть гражданскую войну проповедью добродетели и возвращением к прошлому. Более реалистичным было учение школы «законников» (легистов), которые предлагали навести в стране порядок, издав строгие законы и установив за них жестокое наказание. Основателем этой школы был Шан-Ян. Он жил в IV веке до н.э., когда в Китае шла междоусобная война между 7 княжествами. Шан-Ян был приглашен князем Цинь для проведения реформ в своем государстве.

Он провел реформу:

1. Административная

Причину всех бед Шан-Ян видел в родоплеменной аристократии, поэтому он разделил все княжество, не обращая внимание на родовое деление, на территориальные единицы.

Низшей единицей управления Шан-Ян сделал объединение 10 семей и ввел принцип круговой поруки.

2. Военная

Во всех княжествах основу армии составляли колесницы как оплот влияния родоплеменной аристократии. Для древних обществ характерно совпадение военных и политических организаций. Шан-Ян отменил колесницу и сделал основой армии кавалерию и, прежде всего, пехоту. И соответственно, стал набирать в армию по признаку имущественного достатка, а не знатности.

3. Цензовая

Шан-Ян разделил все население на разряды по имущественному признаку и за каждым из них закрепил соответствующие повинности перед князем без учета знатности.

Эти реформы вызвали острое противодействие со стороны аристократии и после смерти князя – покровителя Шан-Яна – тот был привлечен к суду и казнен, но сами реформы не были отменены. В результате 17-летней войны в 221 году до н.э. было завоевано последнее независимое княжество. Таким образом, возникло единое централизованное государство Цинь-империя, соответственно князь Цинь взял новый титул Цинь ши Хуанди – император. Император распространил на весь Китай порядки, введенные Шан-Яном: вся страна была разделена на 36 территориальных областей без учета прежнего деления на княжества. Все жители страны получили единый статус подданных императора – «черноголовые». Под угрозой смертной казни было запрещено называть себя жителями прежних княжеств. Все население было разделено на 20 разрядов и под влиянием учения законников фактически был закреплен принцип равенства всех подданных перед законом. Это правило император распространил даже на своих братьев и сыновей. Во всем государстве стал действовать принцип «круговой поруки», когда к ответственности привлекались все родственники преступника до 3 колена. Император ввел подушную подать, установил общегосударственное письмо.

Все эти нововведения вызвали ожесточенное сопротивление аристократии. В 210 году до н.э. Цинь ши Хуанди, что вызвало гражданскую войну в Китае. В этой войне победу одержал лидер крестьянского движения, бывший сельский староста Лю Бань. В Китае стала править новая династия и возникла империя Хань. Лю Бань сократил и даже укрепил прежние порядки военно-бюрократической деспотии. Важнейшей основой любой деспотии является религия. Своеобразие же Древнего Китая в том, что идеологической основой этого государства стала не религия, этико-философское учение Конфуция. Соответственно роль жрецов в Древнем Китае играли не священники, а ученые-чиновники как знатоки философии Конфуция. Храмы в Древнем Китае имели форму школ конфуцианства.

Чиновниками становились лишь те лица, которые сдавали соответствующие экзамены в этих школах. Своеобразие сословного строя Древнего Китая в том, что не существовало замкнутых наследственных сословий. Привилегированное положение по происхождению имел лишь император и члены его семьи.
^

Судебник вавилонского царя Хаммурапи:


Рассмотрим основные черты древневосточного права на примере Судебника Хаммурапи. В Междуречье Тигра и Евфрата, как правило, не возникало прочных государственных образований. Наибольшей концентрации деспотическая власть достигла в Междуречье в годы правления вавилонского царя Хаммурапи (18 век до н.э.).

В историю этот царь вошел, прежде всего, как создатель 1 из первых пам-в письменного права. Историки предполагают, что изданию этих законов предшествовали народные явления и неслучайно о введении к этим законам царь обещал оказать помощь обездоленным. Законы были выбиты на каменных столбах и расставлены для всеобщего ознакомления. На этом столбе был изображен сам царь Хаммурапи, который принимал эти законы от Бога Правды Шамаша. В этом проявлялась важнейшая черта древневосточного права – его единство с религией и моралью. Соответственно, нарушение норм судебника считалось не только преступлением, но и религиозным грехом.

Судебник Хаммурапи характеризуется низким уровнем юридической техники. Так, законы написаны сплошным текстом, без выделения статей.

Историки выделили в Судебнике 282 статьи. Нормы Судебника изложены в казуистической форме, то есть они закрепляли отдельный судебный случай. К примеру, перечисляя конкретные виды вещей. Право носило формально казуистический характер. Судебник Хаммурапи основан на принципе сословности, то есть в нем открыто закрепляется различный правовой статус отдельных категорий населения.

Сословие – категория населения, имеющая особенный правовой статус и передающийся по наследству.

Первое сословие авилум – «человек», то есть свободные полноправные жители Вавилона.

Второе сословие «мушкенум» - стоящие на коленях, склоненные вниз, сводные, но неполноправные по отношению к авилум, люди.

Историки предполагают, что мушкенум находились в личной зависимости от царя.

За совершение одних и тех же правонарушений мушкенум несли более серьезное наказание; услуги, оказанные мушкенум, дешевле. При этом посягательство на имущество мушкенум, наказывалось строже, так как хозяином этого имущества считался сам царь.

3-е сословие – вардум – «раб». Судебник закрепил патриархальное рабство, т.е. рабы, будучи собственностью государства, храмов, общин или отдельных лиц при этом обладали определенной правоспособностью, т.е. могли обладать имуществом, заключать договоры, вступать в брак со свободными, обращаться в суд и т.д.

Значительная часть судебника Хаммурапи посвящена регулированию имущественных отношений. Древневосточное право не знало еще общего понятия права собственности и лишь разделяло законное или не законное владение. Если владелец не мог доказать законность овладения вещью, то он автоматически считался вором. Судебник Хаммурапи закреплял институт услуг владения за службу.

В судебнике Хаммурапи регулируются такие договоры, как купля-продажа, найм, заем, личные подряды. Государство активно вмешивалось в регулирование этих договоров, определялся процент ставки по договору займа или оплату услуги и т.д. Текст судебника свидетельствует о распространенности письменной формы заключения договора.

Основная часть судебника посвящена определению наказания за правонарушение. Преступление понималось, как ущерб, нанесенный отдельному лицу или корпорации. Не было различия между частным и публичным деликтом. Судебник Хаммурапи допускал применение принципа Талиона, т.е. наказание соответствовало нанесенному ущербу. Такой Талион назывался «зеркальный». Наряду с ними в судебнике Хаммурапи используется два вида талиона – символический (когда нет полного соответствия между ущербом и наказанием, но при этом учитывается способ совершения правонарушения – врач неумело сделал операцию, то его нужно лишить руки), абсурдный (когда к ответственности привлекается лицо, вообще не совершавшее правонарушение). Принцип талиона применялся между равными, в том случае, если правонарушитель принадлежал к более низкому сословию, то он нес более серьезное наказание. Если правонарушитель принадлежал к боле высокому сословию, то исполняется право «частной композиции», т.е. правонарушитель откупается от талиона и уплачивает штраф потерпевшему.

Судебник Хаммурапи определял наказание как за преступление против личности (убийство, нанесение телесных повреждений, оскорбление, клевета) и правонарушение имущественное (кража, разбой, повреждение имущества). За большинство правонарушений судебник определяет наказание в виде смертной казни. Обращает на себя внимание то, что в судебнике Хаммурапи не определяется наказание за посягательство на жизнь царя, жрецов, чиновников. Это объясняется тем, что такие преступления считаются наиболее тяжкими и за них наступала немедленная расправа. При этом квалификацией наиболее тяжкой считались кража царского имущества и имущества храмов.

Судебник Хаммурапи закреплял обвинительный суд состязательностью процесса. Это объяснялось тем, что преступление понималось, как вред, нанесенный отдельному лицу, поэтому инициатором возбуждения судебного преследования был сам потерпевший. Он находил преступника, арестовывал его, приводил в суд, предъявлял и обосновывал доказательства. В свою очередь подсудимый эти доказательства оспаривал, государство в лице судебного органа занимало пассивную позицию, лишь оценивала доказательства и выносила решение. В качестве доказательств использовались вещи, показания свидетелей, документы, а так же ордалии – «божий суд» - испытание водой или клятва.


Законы Ману

В Древней Индии понятие права как совокупности самостоятель­ных норм, регулирующих общественные отношения, было неизвестно. Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру являвшихся скорее этическими, чем правовыми. Данные нормы носили ярко выраженный религиозный ха­рактер. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы), содержались в сборниках - дхармашастрах. Наибо­лее известной дхармашастрой являются Законы Ману (Ману — мифи­ческий бог). Точное время составления этих Законов неизвестно. Пред­полагается, что они появились в период между II в. до н.э. и II в. н.э. Законы Ману состоят из 2685 статей, написанных в форме двусти­ший (шлок). Непосредственно правовое содержание имеют немного­численные статьи, содержащиеся в основном в главах VIII и IX (всего в Законах 12 глав). Главное в Законах Ману - закрепление существу­ющего варнового устройства. Здесь подробно описывается происхож­дение варн согласно религиозному учению, указывается на наследственно-профессиональный характер варн, определяется назначение каждой варны, привилегии высших варн.

^ Право собственности. В период создания Законов Ману в Индии уже хорошо понимали разницу между собственностью и владением при «том, охране частной собственности уделялось значительное внимание. Законы указывают семь возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находка, по­купка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также полу­чение милостыни. Древней Индии был известен и такой способ приоб­ретения права собственности, как давность владения (10 лет). При этом подчеркивалось, что только при законном подтверждении человек из владельца превращался в собственника. Приобретать вещь можно было только у собственника. Запрещалось доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение. Если у добросовестного приобре­тателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему Собственнику.

Среди основных видов собственности Законы называют землю. Зе­мельный фонд страны составляли земли царские, общинные, частных лиц. Не следует рассматривать царя как собственника всей земли в государстве. Царь получал налоги с землевладельцев не как собствен­ник земли, а как суверен, защищающий население страны. В Законах Ману говорится, что если царь взимает налоги, не охраняя подданных, то он немедленно идет в ад; такой царь называется «крадущим шестую часть урожая».

За незаконное присвоение чужой собственности (чужого участка земли) накладывался большой штраф, присвоившего чужую землю объявляли вором.

Вмешиваться в дела собственника запрещалось. В Законах Ману говорится, что, если не собственник поля засевает чужое поле своими семенами, он не имеет права получать урожай. Лишь сам собственник земли решал вопрос о своей земле, которую он мог продать, подарить, заложить, сдать в аренду. Законы Ману охраняют и движимое имуще­ство. Наиболее значительным из него было: рабы, скот, инвентарь.

В Законах Ману упоминается о рассмотрении судебных споров о границах между общинами, об общинных колодцах, каналах. При рас­смотрении этих споров, прежде всего, учитывалось мнение родственни­ков и соседей. Они же имели право преимущественного приобретения земли. Таким образом, община, игравшая значительную роль в общественных отношениях, стремилась ограничить частное землевладение.

Обязательства. Обязательственные отношения получили в Зако­нах Ману довольно тщательную разработку. В основном в Законах говорится об обязательствах из договоров. Наиболее подробно описы­вается один из древнейших договоров - договор займа. Закон твердо устанавливает нерушимость и преемственность долговых обяза­тельств. Если должник не мог уплатить долга в срок, он должен был его отработать. При этом кредитор, принадлежавший к низшей касте, не мог заставить отрабатывать долг должника, принадлежащего к высшей касте. Лицо более высокого происхождения, чем кредитор, отдавало долг постепенно. Допускалось получение долга с помощью силы, хит­рости, принуждения. После уплаты долга с процентами должник стано­вился свободным. В случае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего.

В Маурийскую эпоху широко применялся труд свободных наемных работников (кармакаров), поэтому Законы Ману уделяют значитель­ное внимание этому виду договора. По своей варновой принадлежнос­ти наемные работники в основном относились к шудрам, но, вероятно, среди них были и разорившиеся свободные общинники, и ремесленни­ки, принадлежавшие к вайшьям. Кармакары, занятые на земледельчес­ких работах, получали 1/10 урожая, в скотоводстве — 1/10 масла от молока коров, за которыми ухаживали. Условия заключения договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, и жалованье виновному не выплачивалось. Если же невыполнение рабо­ты было вызвано болезнью и, выздоровев, нанявшийся исполнял работу, он мог получить жалованье, даже спустя долгое время.

В Древней Индии был известен и договор аренды земли. Этот дого­вор получил распространение в связи с проникновением в общину процесса имущественной дифференциации. Разоряющиеся общинни­ки, лишившиеся земли, были вынуждены арендовать ее.

Договор купли-продажи также упоминается в Законах Ману. Дого­вор считался действительным, если совершался в присутствии свидете­лей, а в качестве продавца выступал собственник вещи. Закон устанав­ливал определенные требования к предмету договора и запрещал про­давать товар плохого качества, недостаточного по весу. В течение не более чем 10 дней после совершения купли-продажи сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин. Особенность этого договора для Индии заключалась в том, что здесь существовало ограничение торговлей людьми, и торговля рассматривалась как заня­тие, недостойное для высших каст.

Упоминается в Законах Ману договор дарения.

Устанавливая положения, регулирующие отдельные виды догово­ров, Законы сформулировали и некоторые общие для всех правила. Так, договор являлся недействительным, если был заключен пьяным, безумным, ребенком, старым рабом, неуполномоченным. Недействи­тельной являлась сделка, совершенная с обманом, с принуждением, а также соглашение, заключенное в нарушении дхармы, принятой в деловых отношениях. Устанавливалось также, что сделка расторгается таким же образом, как и заключалась.

Законам Ману известны были и обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства указывались порча имущества (потрава посевов скотом на огорожен­ном участке, потеря пастухом животного), вред, причиненный движе­нием повозки по городу. При этом виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.

^ Брачно-семейные отношения. Для Древней Индии характерна большая патриархальная семья. Глава семьи — муж. Женщина полнос­тью зависела от своего супруга и сыновей. Брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью.

Законы Ману определяют положение женщины следующим обра­зом: в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа - под властью сыновей, ибо «женщина ни­когда непригодна для самостоятельности». Законы Ману прямо требу­ют от жены почитать своего мужа как бога, даже если он лишен добро­детели.

Хотя Законы Ману как высшую дхарму между мужем и женой провозглашают «взаимную верность до смерти», муж мог иметь несколько жен, развестись с женой. Жена же не могла покинуть семью, даже если муж ее продал и оставил. Она продолжала считаться его женой. За измену жена подвергалась страшным карам, вплоть до смерт­ной казни. Согласно традиции, жена должна была принадлежать той же варне, что и муж. Мужчинам разрешалось в исключительных случаях вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей группы запреща­лось. Особенно серьезным грехом считалась женитьба шудры на брахманке. Также всесильной была власть отца над своими детьми.

Все имущество семьи было ее общим достоянием, но управлялось главой семьи. После смерти родителей имущество либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, становившегося опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследова­ния устранялись, но братья должны были выделить им по 1/4 своей доли для приданого. Наследования по завещанию древнеиндийское право не знало.

^ Уголовное право и процесс. Уголовное право, представленное в Законах Ману, с одной стороны, отличается довольно высоким для своего времени уровнем развития, что проявляется в указании на формы вины (умысел и неосторожность), на рецидив, на соучастие, тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потер­певшего и виновного к определенной варне. С другой стороны, Законы отражают сохранение пережитков старины, о чем свидетельствует со­хранение принципа талиона, ордалия, ответственности общины за пре­ступление, совершенное на ее территории, если преступник неиз­вестен.

Среди преступлений, называемых Законами Ману, на первом месте стоят государственные. В качестве примера можно назвать службу вра­гам царя, поломку городской стены, городских ворот. Полного перечня этого вида преступлений Законы не дают, что характерно для всех древних кодификаций.

Более подробно Законы описывают преступления против собствен­ности и против личности.

Среди имущественных преступлений Законы большое внимание уделяют краже, призывая царя к обузданию воров. Следует отметить, что Законы четко различают кражу как тайное похищение имущества от грабежа, совершаемого в присутствии потерпевшего и с насилием к нему. Меры, применяемые к вору, зависели от того, был ли он задержан на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью. Пойманного с краденым и с воровским инструментом Законы предпи­сывали казнить не колеблясь. Воров, совершающих кражу ночью, сле­довало, отрубив обе руки, посадить на кол. При первой краже вору отрезали два пальца, при второй — руку и ноги, третья кража влекла за собой смертную казнь. Наказание несли также лица, видевшие кражу, но не сообщившие о ней, укрыватель вора нес такое же наказание, как если бы он сам украл.

Законы Ману осуждали всякое насилие, совершенное над личнос­тью, и считали насильника худшим злодеем, чем ругателя, вора и уда­рившего палкой. К насилию относилось и убийство, и телесные по­вреждения. Умышленное убийство влекло за собой смертную казнь. Убийство при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов (необходимая оборона) не наказывалось.

Довольно много статей направлено на укрепление семейных отно­шений. Законы устанавливали суровое наказание за прелюбодеяние, за посягательство на честь женщины.

Законы Ману определяли наказание как силу, которая правит людьми и охраняет их, предписывая применять наказание с учетом всех обстоятельств совершения преступления, степени осознанности его. Несправедливое наказание «лишает неба в другом мире».

Вместе с тем при определении наказания за телесные повреждения и оскорбления довольно ярко видна классовая сущность древнеиндий­ского права, поскольку наказание зависело от принадлежности винов­ного и потерпевшего к определенной варне.

Среди видов наказания следует назвать смертную казнь (для брах­мана она заменялась бритьем головы) в различных вариантах: сажание на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание собаками и др.; членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног); штрафы, изгнание, тюремное заключение — это далеко не полный перечень наказаний. Кровная месть в Законах не упоминается, видимо, в то время она уже не применялась.

Законы Ману дают общее представление об уголовном процессе того времени. Отделения суда от администрации не существовало. Вер­ховный суд вершил царь с брахманами. Не было различия между уго­ловным и гражданским процессом, и процесс носил состязательный характер. Законы называют поводы для рассмотрения исков: неуплата долга, заклад, продажа чужого, соучастие в объединении, не отдача данного; неуплата жалованья, нарушение соглашения, отмена договора купли-продажи, спор хозяина с пастухом, спор о границе, клевета и 'оскорбление, кража, насилие, прелюбодеяние; раздел наследства, игра в кости и битье об заклад. Всего восемнадцать поводов судебного раз­бирательства. Дела тяжущихся сторон рассматривались, следуя поряд­ку варн.

'Основным источником доказательств служили свидетельские пока­зания. Законы весьма детально регламентируют их использование. Ценность показаний соответствовала принадлежности свидетеля к определенной варне. Лжесвидетельство, несообщение суду известных сведений считались тяжким грехом. В качестве свидетеля не могли выступать заинтересованные лица и женщины «вследствие непостоян­ства женского ума». При отсутствии свидетелей в качестве доказательств применялись ордалии различных видов: испытание огнем, весами, водой и некоторые другие.

Происхождение государства в Афинах

В отличие от др. Востока структурообразовательным элементом античной цивилизации был полис, который историки определяли как город-государство. Античные государства сформировались в среднеземноморском регионе, в котором не было условий для ведения крупного орошаемого земледелия и, соответственно, не было необходимости в сильной централизованной власти. Не случайно такие античные государства как полисы Др. Греции, Др. Рим, Карфаген, города-государства Азии существовали на побережье Средиземного моря. Их экономической основой кроме земледелия было также высокоразвитое ремесло и торговля.

Античные государства в отличие от древневосточного достигали большого уровня развития в рамках небольших по территории городов-государств, в которых, как правило, устанавливалась республиканская форма правления.

Типичным античным государством являлись Афины. На рубеже 2-1 тысячелетия до нашей эры Афины переживали период разложения первобытнообщинного строя. Афины представляли из себя не прочный союз 4 племени-филы. В каждой филе существовал строй военной демократии, т.е. выделялось 3 органа управления:

  • Базилевс – военный вождь, которого избирали на пожизненный срок и постепенно возникал обычай избирать его из 1 и того же знатного рода.

  • Була – совет старейшин, в состав которого входили главы родов.

  • Агора – народное собрание, в котором имели право участвовать только мужчины – воины, т.о. народное собрание совпадало с военным ополчением.

Дальнейшее развитие общества зависело от того, какой центр власти станет преобладающим. Если на ДР. Востоке усилилась власть военного вождя – жреца, то в античных государствах отсутствие необходимости в сильной централизации привело к образованию аристократии / демократических республик.

Происхождение государства в Афинах связывается с реформами полулегендарного базилевса Тезея.

  1. Синайкизм (объединение) – объединение 4 фил в единое общество.

  2. Создание новых надобщинных органов правления. Была создана коллегия архонтов (правителей), которые сначала избирался на пожизненный срок, потом на 10 лет, потом на 1 год, сохранив некоторые судебные и жреческие функции, вошел в состав коллегии в качестве рядового члена.


Реформы Солона. Их значение

В VII-VI вв. до н.э. в Афинах активно развивались товарно-денежные отношения, в которых втягивались все сословия, в т.ч. и геоморы. Широкое распространение получили договоры займа под залог земли (ипотека). Значительная часть рядовых афинян оказались под угрозой потери земли и долгового рабства. Афины оказались на грани гражданской войны. Для избежания этого в 594 г. до н.э. с согласия и эвпатридов и демоса был избран архонтом чрезвычайных полномочий Солон.

^ Солон издал следующие законы:

  1. Сисакфия (стряхивание бремени) т.е. Солон отменил все долги, запретил впредь продавать в рабство за долги и выкупил за государственный счет тех афинян, которые уже были проданы в рабство.

  2. Цензовая.

К началу VI в. до н.э. в Афинах возникло несоответствие между законностью и богатством. Это необходимо было отразить в политике и военной организации.

Солон разделил всех афинян на 4 имущественных класса:

  • пятисотники (пентакосиомедин) – те, кто имел годовой доход больше 500 мер масла, вина, урожая.

  • Трехсотники (всадники).

  • Двухсотники.

  • Феты – меньше 200 мер.

Пропорционально имущественному достатку Солон распорядил военные и политические права и обязанности.

Например, пятисотники занимали высшие командные посты и несли литургии, т.е. общественные повинности. Ех: король, часть стены.

Трехсотники служили в кавалерии, а двухсотники в тяжелой пехоте.

Феты или вообще не привлекались к военной службе, или несли ее во вспомогательных отделениях.

  1. Создание новых органов управления. Солон считал, что все слои афинского общества должны иметь возможность участвовать в решении государственных вопросов.

Пятисотники получили монопольное право быть архонтами и входить а ареопаг. Для 2 и 3 разрядов Солон создал спец. Орган – совет четырехсот, в который избирались по 100 человек из каждой филы. Наконец, все граждане, не зависимо от имущественного положения имели право участвовать в народном собрании и в новом судебном органе – гелиэе (суд солнца).

Солон издал иные законы, направленные на поощрение торговли и ремесла.

Реформы Солона носили противоречивый характер: с одной стороны, он усилил влияние торгово-ремесленных кругов Афин, но с другой стороны, сохранил деление на 4 родовые филы и не лишил ареопаг его высшей контролирующей функции.

Реформами Солона были недовольны и эвпатриды, потерявшие доли и земли, так и геоморы, которые потребовали передела земли. Солон был обвинен в злоупотреблении и был изгнан.

Противоречия в Афинах сохранились между аристократией и демосом. В этих условиях знатный афинянин Писистрат, приняв сторону демоса, установил свою тиранию. В целом тирания носила конструктивный характер. Во-первых, Писистрат предотвратил открытое столкновение между аристократией и демосом, во-вторых, тиран проводил активную политику поощрения торговли и ремесла. В годы правления Писистрата Афины выросли в крупнейший полис Др. Греции, но после его смерти к власти пришли его сыновья, установившие жестокую диктатуру. В 509г. до н.э. – тирания была свергнута.

Установление демократии в Афинах

Тирания в 509г до н.э. была свергнута демосом, во главе со своим лидером, выходцем из торгово-промысловых кругов – Клесфеном.

Клисфен, будучи героем, провел следующую реформу:

  1. ^ Введение процедуры осткранизма. Для предотвращения установления тирании каждый год в народном собрании голосованием определялся гражданин, от которого исходит угроза демократизации, и получивший большинство, подвергался изгнанию на 10 лет.

  2. ^ Территориальная реформа. Клесфен отменил деление Афина на 4 род. Филы и вместо них ввел новые 10 территориальных филы. При этом каждая новая фила делилась на три части: город, приморскую и сельскую местность. Т.о. преобладание получил городское население, которое было носителем демократических тенденций.

  3. ^ Создание новых органов управления. Был упразднен совет четырехсот и создан новый совет пятисот, в который избирались по 50 человек от каждой новой филы. Была создана новая коллегия 10 стратегов, т.е. военноначальников.

Т.о. эти реформы ослабили влияние родоплеменной аристократии, но при этом Клисфен не посмел лишить ареопаг его высших контрольных функций.

Поэтому большое значение имеет принятие закона Эфиальта 462 г. до н.э., по которому ареопаг сохранил лишь судебные функции и не мог отменять решения других органов.

Окончательно демократия в Афинах сложилась в результате реформ Перикла:

  1. Отмена имущественного ценза, и на должность могли избираться все граждане, не зависимо от своего имущественного положения.

  2. Введение платы за осуществление государственных полномочий (функций).

  3. Перикл ввел порядок выборов на многие должности по жребию. Т.о., к середине 5 века до н.э. в Афинах сформировалась афинская демократия.

В 462 году до н. э. афинская демократия, руководимая Эфиальтом, провела, наконец, закон о лишении ареопага всех политических функций.
Общественный и государственный строй Афинской демократии

Демократия в Афинах носила рабовладельческий характер. Господствующим сословием в Афинах были граждане – Афиняне. К гражданам относились те, кто был рожден в законном афинском браке. В редких случаях гражданство предоставлялось иностранцам.

Только граждане имели право требовать социальной помощи от государства. В военно-политической сфере только граждане могли быть полноправными членами военного ополчения и занимать государственные должности. В сфере государственного управления могли принимать участие только мужчины. Наряду с афинянами в Афинах выделялась коллегия свободных, но неполноправных – метеки (иностранцы). Метеки не имели право обладать недвижимостью и участвовать в государственном управлении, при этом они платили налоги и привлекались к военной службе во вспомогательных подразделениях. Метеки в основном занимались ремеслом и торговлей.

Основной категорией населения в Афинах были рабы. В античности сложилось классическое рабство, т.е. по своему положению раб был приравнен к вещи. Рабский труд стал основным. Историк Валлон в своей книге «История античного рабства» установил, что на 20.000 афинян-мужчин было примерно 300.000-400.000 рабов.

Т.о., демократия существовала лишь внутри граждан общины, но сама гражданская община выступала в качестве коллективного диспута по отношению к метекам и рабам.

Главным органом управления Афин было эклессия. В народном собрании имели право участвовать только афиняне-мужчины, старше 21 года. Эклессия решала все основные вопросы государственного управления, принятие и изменение законов, вопросы о войне и мире, установление налогов, избирание должностных лиц, назначение послов. Народное собрание выступало в качестве высшей судебной апелляционной инстанции. Народное собрание созывалось 4 раза в месяц, т.е. 40 раз в году. Наряду с обычными созывались и чрезвычайные собрания – для принятия решения народным собранием должны были участвовать не менее 3.000 граждан. Решения вопросов об остракизме менее 6.000 граждан. Решения принимались голосованием, причем каждый гражданин имел 1 голос.

Совет пятисот, который историки называли правительством Афин. Это был орган постоянно действующий. Его основное назначение – готовить дела для народного голосования, кроме того, совет пятисот надзирал над должностными лицами и был хранителем государственной казны.

Гелиэя – суд присяжных, состоящий из 6.000 граждан. Делилась на 10 комиссий, 501 присяжных. Все три органа принимали участие в законотворчестве:

  1. Инициатором принятия нового закона мог стать любой гражданин, о чем он заявлял в народном собрании.

  2. Народное собрание поручало совету пятисот рассмотреть законопроект и дать заключение.

  3. На очередном народном собрании законопроект ставился на голосование.

  4. После удовлетворения законопроекта народным собранием, то законопроект направлялся в Гелиэю, где он обсуждался и одобрялся в форме судебного процесса.

  5. Лишь после утверждения законопроекта в Гелиэе он начинал действовать.

  6. Через год вновь обращаются к обсуждению закона и определении его достоинства и недостатков.

Важную роль в афинской демократии играли должн. Коллегии, которые формировались и действовали на основе некоторых принципов:

  • Выборность,

  • Срочность (1 год).

  • Коллегиальность,

  • Ответственность, т.е. за злоупотребление своей власти должностные лица привлекались к ответственности,

  • Возмездность.

Большинство должностных лиц, за исключением стратегов, получали плату.

В Афинах существовали такие коллегии, как архонтов, стратегов, ареопаг.

Т.о., в Афинах существовала демократическая рабовладельческая республика.

С конца 5 века до н.э. наступает кризис афинской демократии. Внешней причиной кризиса афинской демократии было поражение в войне со Спартой в 404 г. до н.э., но основная причина кризиса в развитии рабства.

Более дешевый труд многочисленных рабов привел к массовому разорению значительной части рядового гражданства. Идет процесс превращения демоса в охлос (толпа) и соответственно демократия переходит в охлократию.

В политической жизни доминирующее положение получили демагоги – выходцы из богатых, но не знатных торгово-промышленных кругов, которые в борьбе с предпринимателями аристократии ловко использовали толпу. Демагог в переводе «защитник народа» и вначале это было почетное звание.

В целом афинская демократия доказала, что самый лучший способ укрепления демократии – ее расширение, вплоть до ее перехода в охлократию. Так демагоги добились введения платы за участие в народном собрании.

В 4 веке до н.э. Афины были завоеваны Македонией, а затем вошли в состав Римской империи.
Общественный и государственный строй Спарты

Своеобразие Спарты в том, что на его историю значительное влияние оказал военный фурор. В начале первого тысячелетия до н.э. 2 греческих племени ахейцы и дорийцы завоевали местность в центральной части полуострова Балканского. В момент завоевания эти племена находились на уровне военной демократии. Племена оказались в окружении многочисленного и враждебно настроенного местного населения и завоеватели были вынуждены постоянно жить в военном лагере и «законсервировать» порядки военной демократии. Основатель спартанского строя – законодатель Ликург установил, что спартанцы для сохранения военного духа не должны заниматься трудом, ни земледелием – они должны воевать и готовиться к войне. Для материального обеспечения спартиатов, Ликург разделил все государство на 9.000 земельных участков – клеры. Местное завоеванное население стало рабами – илотами, с обязанностью отдавать ½ урожая закрепленным за ними спартиатам.

Для предотвращения восстания илотов и одновременно для обучения молодых спартиат в войне каждый год проводились криптии.

Для обеспечения Спарты ремесленными изделиями было разрешено селиться иностранцам – ремесленникам – эта категория населения получила название периэки. Для предотвращения богатства и роскоши Ликург разрешил в Спарте только железные деньги.

^ Органы управления. Ликург установил:

  1. Геруссия – совет старейшин (геронтократия). В состав геронтократии входило 28 знатных спартиатов, достигших 60 лет.

  2. 2 военных царя – аркагета – они занимали свой пост пожизненно и избирались из одного и того же знатного рода.

Народное собрание - апелла – оно совпадало с военным ополчением. Голосование в апелле осуществлялось криком в любой момент аркогеты. Героты могли распустить народное собрание. Главную роль в управлении играла родоплеменная аристократия в лице Геруссии и Аркагентов между которыми часто возникали противоречия, поэтому со временем была установлена 1 должностная коллегия – совет 5 эфоров, т.е. контролеров. Спартанский строй был неизменен в течение столетий и этот консерватизм объясняется постоянной грозой восстания илотов.

Спарта, как и Афины, были легко завоеваны Македонией, а затем Вавилоном. Государственный строй Спарты определялся как аристократическую республику со значительными пережитками военной демократии.

Общественный строй и органы управления в Риме в царский период. Реформы С.Тулия

По мнению историков, г. Рим был основан в 753 г. до н.э. выходцами из различных племен, населявшим центральную часть Апенинского полуострова:

  • латины,

  • сабины,

  • этрусски.

В царский период в Риме сформировались 3 сословия свободных:

  1. привилегированное сословие (патриции – дети отцов) – потомки основателей г. Рима, которые были объединены в 3 племени – трибы, каждая из которых состоит из 100 родов. После возникновения замкнутой патрицианской организации г. Рим продолжал пополняться за счет пришлого населения. Так возникло:

  2. самое многочисленное сословие – плебеи.

  3. Те пришлые люди, которые заключали с патрициями договоры о покровительстве и составили третье сословие – клиенты.

В отличие от плебеев клиенты входили в состав патрицианских родов, но в качестве неполноправных. Рабство в Риме в царский период носило патриархальный характер.

В Риме в царский период существовали следующие органы:

  • Военный вождь – рекс. Избирался в народном собрании на пожизненный срок. Рекс был носителем высшей военной и судебной власти.

  • Сенат, состоял из 300 глав патрицианских родов.

  • Народное собрание – в виде куриатных комиций.

Военное ополчение состояло из 30 подразделений – курий. В курию входили воины – патриции 10 родов. Плебеи не имели право участвовать в этих органах управления, но при этом регулярно призывались к военной службе с самого начала истории др. Рима возникло острое противоречие между патрициями и плебеями, - в результате войн постоянно расширялось общее поле, к пользованию которым плебеи не допускались. Страдая от малоземелья, плебеи в основном занимались ремеслом и торговлей. Впервые это противоречие попытался разрешить шестой римский рекс Сервий Тулий, который провел в 6 веке до н.э две реформы:

  1. Центуриатная (центуриат – военная реформа). Стремясь по-новому организовать армию, С.Тулий ввел новую военную единицу – центурию (сотню). Для этого он разделил всех свободных жителей Рима на 5 имущественных разрядов: 1 класс > 100.000 ассов., 2 класс от 11 до 22 тыс. ассов. Те свободные, которые имели доход меньше 11.000 ассав, относились к категории пролетариев (имеющих только потомство). Они или вообще не призывались к военной службе, или составляли вспомогательные подразделения. Каждый класс поставлял определенное количество центурий. Всего центурий 193, при этом 1 класс имел 18 центурий всадников и 80 –центурий тяжеловооруженной пехоты. Т.е. первый класс составлял больше ½. Важно то, что в эти центурии были включены и плебеи и совпадение военной и политической организации предопределило возникновение нового вида народного собрания – центуриатных комиций. Фактически это означало признание за плебеями статуса гражданства.

  2. Трибутная реформа. (террит.). С.Тулий разделил всю территорию Рима на 4 городских и 17 сельских триб, включив в них плебеев. Т.о., в результате этих реформ и плебеи, и патриции были объединены в рамках военно-политической организации. Историки предполагают, что С.Тулий хотел провести и земельную реформу, наделив плебеев частью «общего поля». Это вызвало гнев у патрициев и С.Тулий был убит. К власти пришел седьмой и последний римский рекс - Тарквиний по прозвищу «гордый», который установил в Риме жесткую тиранию. В результате восстания Тарквиний был изгнан из Рима.

В 509г. до н.э. патриции решили избрать нового рекса, но при этом сохранить высшую власть, изменив лишь его носителя. Вместо рекса были избраны два должностных лица – консулы и лишь на 1 год. Т.о. в Риме была установлена республиканская форма правления.
Эволюция общественного строя Рима в период республики

Общественный строй в Риме, в период республики (V-IV вв. до н.э.) развивался по 2 основным направлениям:

  1. борьба плебеев и патрициев.

  2. Изменение характера рабства.

Плебеи с самого начала установления республики начинали борьбу за рабство с патрициями:

  • В сфере экономики плебеи допускались к общему полю и ограничение долгового рабства, от которого в основном страдали плебеи.

  • В политической сфере плебеи добивались допуска к патрицианским должностям и в сенат.

  • В социальной сфере плебеи требовали отмены запрета брака с патрициями, вхождения в жреческие коллегии.

В своей борьбе плебеи опирались на свое численное превосходство и регулярно прибегали к сецессии (право выхода) – т.е. уход из города с угрозой основать свое плебейское государство. Всего сецессией плебеи воспользовались 3 раза:

Первая произошла через несколько лет после установления республики и была вызвана злоупотреблением консулов при разрешении судебных споров о долгах. В результате 1 сецессии плебеи добились права избирать из своего состава своих должностных лиц – 2 народных трибунов. Эти должностные лица получили право вето («я запрещаю») на решение консулов и сената. Народные трибуны избирались на плебейских собраниях по трибам.

Вторая сецессия произошла в середине 5 века до н.э.

Для предотвращения злоупотребления со стороны консулов плебеи потребовали записи обычаев и патриции согласились с условием, что будет избрана специальная коллегия из 10 патрициев – законодателей (децелебры).

Вторая сецессия в 451г. до н.э. децелебры составили 10 досок законов (таблиц) и заявили о необходимости дополнения этих законов и поэтому в следующем году вновь были избраны. После добавления 2 таблиц децелебры отказались сложить с себя полномочия и установили в Риме тиранию. В результате 2 сецессий плебеи добились свержения тирании и восстановления должности консула и народных трибун.

Законы 12 таблиц закрепили запрет браков между патрициями и плебеями. Но через несколько лет был принят закон, который разрешал браки между патрициями и плебеями. Большое значение имел закон Петелия, который существенно ограничил долговое рабство. В ответ на это уступки патрициии стали создавать новые потрицианские должности – преторов (цензоров), которые проводили перепись населения и включали новых членов в сенат.

Большинство плебеев страдали от малоземелья и требовали допуска к общему полю, но, к вопросу о допуске к патрицианским должностям относились безразлично (индифферентно).

Важное значение имело принятие в 367 г. до н.э закона Лициния-Секстилия, который состоял из двух проектов:

  1. допуск плебеев к общему полю.

  2. допуск плебеев к должности консула.

К началу 3 века до н.э. плебеи стали избираться на все остальные должности, входить в Сенат и жреческие коллегии.

Патриции не соглашались признавать в качестве общегосударственных законов решения, принятые на плебейских патрицианских собраниях – плебесциты. В 287 г. до н.э. был принят закон, по которому плебесциты были приняты общеобязанными.

Так завершилась борьба плебеев и патрициев, и в Риме сложился новый сословный слой. Патриции и верхушка плебеев объединились в сословие нобили – крупные землевладельцы, аристократия.

Второе сословие – всадники – зажиточные торгово-ремесленные круги. Остальная часть рядовых граждан составила сословие плебеев.

К 3 веку до н.э. в Риме изменился характер рабства. Рабство стало классическим (основная производственная сила).

Государственный строй Римской республики

Расцвет Римской республики наступил в 3 веке до н.э. Формально высшими органами государственной власти считались комиции – народные собрания. К 3 в. до н.э. крупные комиции потеряли всякое значение.

Реально действовали два вида народных собраний:

  1. ^ Центуриатные комиции, которые, в основном, избирали высших должностных лиц;

  2. Трибунные комиции, которые, в основном, принимали законы и избирали народных трибунов.

Эти 2 народных собрания были ограничены в своих полномочиях – они не обладали законной инициативой и лишь голосовали. Кроме того, голосование было не единолично, а по центуриям и трибам.

Де-факто, центральным органом Римской республики был Сенат; в сфере законодательства все законопроекты обсуждал и закреплял Сенат. В сфере финансов Сенат был держателем и распространителем общей государственной казны. В сфере административной Сенат контролировал должностных лиц. В сфере военной и военно-политической Сенат принимал решения о мобилизации, о войне и мире.

Вел в лице своих представителей переговоры. Высшие должностные лица старались не конфликтовать с этим органом, т.к. надеялись после окончания полномочий войти в его состав и получить выгодные должности в провинции. Кроме того, Сенат был постоянно действующим органом. Важную роль играли магистратуры – должностные коллегии. Делились на высшие и низшие. Высшие магистратуры могли быть носителями империума – консулы, преторы, цензоры…

Кроме того, все должности делились на одинаковые (обычные) и экстраординарные, которые избирались или назначались в чрезвычайных условиях (децембиры, диктаторы).

Диктатор назначался по решению Сената на срок ≤ 6 месяцев с предоставлением неограниченных полномочий. Магистраторы действовали на основе принципов:

  • выборность;

  • коллегиальность;

  • срочность (на 1 год);

  • принцип безвозмездности, т.е. должностные лица не получали вознаграждения, поэтому избирались из состава нобилета и, отчасти всадников.

Т.о. в Риме существовала аристократическая республика.
Кризис Римской республики и военная диктатура

Со 2 в. до н.э. начался кризис Римской республики. Это проявлялось в размывании социалистической основы республики. Успешные завоевательные войны предопределяли обилие дешевых работ, и, соответственно рабский труд становился основным.

В с IX начинают преобладать латифундии, т.е. круги рабовладельческого хозяйства нобилей.

Граждане-земледельцы не выдерживают конкуренции и разоряются. Аналогичные процессы происходят в ремесле, но это предопределило любенизацию (обобщение) значительной части гражданства.

Другой причиной кризиса Римской республики было несоответствие между формой правления и формой государственного устройства. В результате успешных завоевательных войн Рим из большого города-государства превратился в средиземноморскую империю, тогда как республиканские органы управления были рассчитаны на небольшую городскую общину. В истории другого мира такого рода империи предлагали установленные монархические формы правления.

Кризис Римской республики проявлялся в 3 видах войн:

  1. ^ Восстание рабов (например, восстание Спартака). Та трудность, с которой были подавлены эти восстания, показала неэффективность республиканской формы правления.

  2. Войны союзнические. Значительную часть римской армии составляли латины – союзники и иные италийские племена. В ходе этих войн союзники добились права гражданства, что в несколько раз увеличило состав граждан.

  3. Войны гражданские. Внутри самой римской общины.

Условно выделяют два политических течения:

  • оптиматы (т.е. представители нобилитета, которые выступали за расширение полномочий Сената);

  • популяры (представители нобилитета и всадничества, которые в борьбе за власть с оптиматами использовали лозунги защиту интересов римского народа).

Во 2 половине 2 века до н.э. кризис Римской республики попытались приостановить знаменитые братья Гракхи.

В своих реформах Гракхи, прежде всего, пытались решить вопросы земли, введя размер предельного землевладения (500 югеров). Излишки раздавались обезземеленным гражданам. Кроме того, Гракхи пытались расширить политическое влияние всадников и были сторонниками предоставления гражданства союзникам. Гракхи были обвинены в стремлении перейти к тирании и убиты. В целом, стремление Гракхов возродить среднее и рядовое гражданство было утопическим, т.к. дешевый труд рабов был более рентабельным.

В конце 2 в. до н.э. возникли серьезные трудности с набором в армию, т.к. разорившиеся граждане не могли сами себя вооружить и прокормить. В этих условиях консул Гай Марий провел военную реформу – в легионы стали записывать всех желающих, независимо от имущественного положения. Было введено жалование для воинов, а ветераны (14 лет) получали земельные участки. Если раньше политическая и военная организация совпадали, то после военной реформы Гая Мария, армия становилась фактически наемной, подчинение определялось военноначальнику и заинтересованным в его политическом влиянии.

Эта реформа создала предпосылки для установления военной диктатуры. Впервые в ходе гражданской войны военную диктатуру установил противник Г.Мария – оптимат Корнелий Сулла.

В 80 гг. до н.э. Эта диктатура опиралась не на решения Сената, а на военную силу, и в отличие от прежних диктатур, не была ограничена сроком. Диктатура Суллы носила жестокий характер, это проявлялось в издании проскрикуций, т.е. списков граждан, объявленных вне закона.

Но спустя несколько лет, Сулла добровольно сложил с себя полномочия диктатора.

После смерти Суллы вновь началась гражданская война. В ходе нее ни один военноначальник – политик не мог брать верх над дружинами. В 60 г. до н.э. было заключено соглашение о разделе власти: Помпей, Красс, Гай Юлий Цезарь.

Помпей выступал сторонником Сената, открыто выступал и Г.Ю.Цезарь.

В результате этой войны была установлена новая военная диктатура. Кроме того, что свои полномочия диктатора Цезарь сделал бессрочными, он нарушил другую норму Римской республики. Одновременно занимал должности консула, цензора, верх. Трибуна и понтифика.

Диктатура была более мягкой по отношению к диктатуре Сулла. Он стал вести себя как монарх, поэтому в результате заговора Цезарь был убит.

Гибель Цезаря привела к новой вспышке гражданской войны, в ходе которой сформировался 2 триумвиат: Антоний, Лепид, Октавиан.

Антоний имел большой авторитет в армии и считался безусловным претендентом на установление военной диктатуры, но большее значение имел тот факт, что Октавиан был родственником Цезаря и постепенно стал восприниматься в качестве его наследника. В междуусобной войне Октавиан одержал победу в 32 г. до н.э.

Спустя 4 года Октавиан торжественно объявил о сложении с себя чрезвычайных полномочий, окончание гражданской войны и восстан-и республики (27 г. до н.э.). Историки считают, что это событие и ознаменовало падение Римской республики и установление империи.
Общественный и государственный строй Рима в период империи

В истории Римской империи выделяется 2 этапа:

1.Принципиат (27 г. до н.э. – 284 г. н.э.).

2.Доминат (284 г н.э. – 476 г. н.э.).

Принципиат:

Основателем режима принципиата является Октавиан, который после формального сложения с себя чрезвычайных полномочий в 27 г. до н.э. реально сохранил всю полноту власти. В целом, принципиат характеризуется внешним сохранением республики, за которым скрывалась монархическая власть принцепсов.

Октавиан получил это почетное звание как «первый среди равных» в Сенате. Принципс председательствовал в Сенате и руководил его работой. Утверждение / отклонение законопроекта зависело от его воли. Комиции созывались только для одобрения уже принятого принцепсом решения. С конца первого века комиции вообще не создаются. Принцепс был носителем титула императора, и, поэтому выступал в качестве верховного военноначальника. Экономической основой власти Принцепса были императорские провинции, доходы от которых поступали в личную казну принцепсов – фиск. Остальные повинности назывались сенаторские и доходы от них поступали в общую казну. Идеологической основой власти принципса был возникший еще при Октериане культ личности императора. Октавиан получил титул Августа, т.е. Божественного. Многие вопросы государственного правления принципс решает в рамках синклита, т.е. ближайшем окружении, но принципиат, как форма монархии имеет 2 особенности:

  1. Отсутствие императорского чиновнического аппарата, государственные функции продолжают обсуждать республиканские магистратуры, но их выборы становятся формальными и кандидатуры утверждает сам принципс. Сам Принципс являлся носителем большинства высшей магистратуры.

  2. Отсутсиве формального наследования престола, нового принципса провозглашал Сенат. Но уже Октавиан ввел практику назначения приемника еще при жизни. Общественный строй в период принципиата характеризовался сохранением классического рабства и постепенным разложением гражданства. В 212 г. предоставили всем свободным жителям права гражданства.

В 3 веке возникли предпосылки установления в Риме открытой монархии. Из ближайшего окружения императора формировался чиновничий аппарат, вследствие чего отпала необходимость в республиканских магистратурах. Сенат охотно преобразовался в совещательный орган при императоре и сенатконсульты вытесняются актами императора конституции. Началом Т домината считается год вступления на престол Диоклетиана.

Диоклетиан окончательно закрепил за собой титул dominus – господин. Император стал открыто вести себя как монарх. Были введены сложные дворцовые церемонии. Диоклетиан провел военную, административную, финансовую реформы, которые укрепили императорскую власть.

Существенные изменения произошли в общественном строе – Рим перестал вести успешные завоевательные войны, а вел лишь оборонительные. Это привело к резкой нехватке рабской силы. Это привело к переводу большого числа рабов в категорию колонов. Колоны – рабы, посаженные на землю. Одновременно с этим к земле прикрепились и свободные земледельцы. Император издавал акты, ограничивающую свободу перехода арендатора с 1 местности в другую. Кризис торговли и ремесла привел к возникновению элементов натурального хозяйства и, следовательно, к экономической раздражительности.

В период домината произошло окончательное разрушение гражданства и возникновение согл. Строя, т.е. за отдельными категориями населения был закреплен отдельный наследственно-правовой статус. Ближайшее окружение императора составило высшее сословие – императорское. Местная знать получила статус декурионов. Возникли замкнутые сословия ремесленников, купцов, военных и т.д.

Большое значение имело объявления христианства общегосударственной религии при императоре Константине – середина 4 века. Император в 330 г. перевел столицу из Рима в Константинополь. Кризис западной части Римской империи привел к фактическому и формальному разделению империи на 2 самостоятельных государства – Западная Римская империя и Восточная Римская империя.

Глубокий экономический и политический кризис привел осложнению Западной Римской империи и к ее падению в 476 г.

Историки до сих пор спорят о причинах кризиса и падения Западной Римской империи. Одни объясняли это вторжением варварского племени, другие историки объясняли это тем, что Рим перестал быль торгово-промышленным и политическим центром всего Средиземноморья, и торговые пути сместились на Восток. Сторонники цивилизованного подхода (Данилевский, Тойный, Шпенглер) – каждая цивилизация закономерно неизбежно проходит этапы не только зарождения и расцвета, но и упадка и гибели.

Государство Франков

На территории бывшей Римской империи сложились варварские государства. Они возникали в результате завоевания провинций союзами германских племен – государство вандалов, бургундов, готов, вестготов. Варварские государства были непрочными политическими образованиями – легко возникали и исчезали. Исключение составляло государство Франков: оно возникло в конце 5 века н.э. в результате завоевания союзом германских племен Франков, римской провинции – Галлии (Франция). В момент завоевания у Франков господствовал строй военной демократии, но само завоевание территории предопределяло ускоренное разложение родоплеменных отношений и возникновение государства. Вождь франков – Хлодвиг – после завоевания уничтожил почти всех представителей франкской родоплеменной знати и установил единоличную власть. Т. о. Государство франков возникло как монархия, которую историки называют раннефеодальной. Особенность государства Франков в том, что оно стало сразу формироваться, как феодальное, минуя этап рабовладения.

Феодализм предполагал наличие двух основных классов: крупные землевладельцы и зависимое крестьянство. Крупные землевладельцы в государстве Франков сформировались из следующих категорий населения:

  1. Военная знать, ближайшее окружение Хлодвига. Хлодвик стал раздавать землю своим приближенным в виде аллода – частичное наследование землевладения.

  2. Мест. Галла Римская знать, которая признала власть Хлодвига и сохранить свои Латифундии.

  3. Христианская церковь: монархии, паства, чему способствовало притяжение христианства Хлодвига и его окружения.

Класс зависимого христианства формировался следующей категорией населения: - местное завоеванное население, получало статус литов, т.е. полузависимых от местного землевладельца крестьян. Со временем к этой категории крестьян были отнесены и колоны; во-вторых, шел процесс закрепления самих рядовых Франков, которые первоначально жили свободными общинами – марка.

Широкое распространение получила комендация, т.е. добровольная отдача себя под покровительство местного крупного землевладельца. Это объяснялось тем, что сильной и организованной власти на местах не существовало и свободные Франки постепенно подвергнулись грабежам со стороны то одного, то другого местного землевладельца. В результате комендации сразу возникла личная и имущественная зависимость. Другим способом закрепления крестьян было закрепление договоров прекарий – землевладельцы захватили значительную часть земель и крестьяне страдали от малоземелья. В результате договора прекария крестьянин отдавал земельный участок в собственность земледельца, а тот, в свою очередь, передавал участок в аренду. В отличие от комендации, пекарий вначале порождал лишь имущественную зависимость, но не личную. С 7 века начинается массовый процесс закрепощения крестьян, когда целые общины заключали кабальные грамоты с местным землевладельцем.

По форме правления государство Франков – раннефеодальная монархия. После смерти Хлодвига власть перешла к его сыновьям, и, т.о., утвердился принцип наследования, но, первоначально, Хлодвиг рассматривался в качестве военного вождя и должен был учитывать мнение такого органа, как «мартовское поле» – общее собрание всех франков, но, со временем, собрание франков приобрело форму простых военных смотров и стали называться «майские поля». Аппарат управления формировался из личных слуг монарха, так, высшим должностным лицом стал майордом – старший по дому. Так смотритель конюшни стал командующим конницы – маршал. Личный писец Хлодвига стал в целом заниматься государственным делопроизводством – канцлером. Такой способ формирования государственного аппарата объяснялся тем, что Хлодвиг, его наследники относились к государству, как к своему личному хозяйству. В 8 веке династия Хлодвига ослабла. Государство разделилось на 4 части, в которых реально правили не потомки Хлодвига, а майордомы. Это объяснялось тем, что в результате раздачи земель своим приближенным в виде аллодов сами потомки Хлодвига остались безземельными. Характерная черта феодализма в прямой зависимости реальной власти от объема землевладения. В первой половине 8 века возникла реальная угроза арабского завоевания и стали вторгаться в государство Франков. В этих условиях майордом Карл Мартелл объединил все государство в ходе подготовки к решающему сражению с арабами и провел одновременно земельную и военную реформы. Карл Мартелл объявил набор в армию, у непокорных землевладельцам отобрал землю, а также реквизировал часть земель церкви. Эти свободные земли он стал раздавать, но не в виде аллода, а в форме бенефиция (благодеяния) – условное ненаследуемое землевладение за военную службу. Создав, т.о. боеспособную армию – кавалерию – в решающей битве 732 г. при Пуатье франки одержали победу.

Сын Карла Мателла сверг последнего потомка Хлодвига, в государстве франков стала править новая династия Каролингов. Внук Карла Мателла, имея хорошо организованную дисциплинированную армию, осуществлял значительные внешние завоевания и в 800 г. был объявлен Римским Папой императором. Т.о. государство Франков преобразовалось в империю Карла Великого. В рамках этой империи и завершился процесс феодализации. Специальными актами император обязал крестьян найти себе господина. Постепенно сложился обычай передачи земельных владений сыну Бенефициария и т.о. возникла новая форма землевладения – феод – условно наследуемое землевладение за военную службу. Испытывая трудности в управлении органами империи, Карл Великий стал крупным феодалам иммунитетные грамоты, в которых раздавал им право самостоятельно вершить суд, собирать налоги, иметь свою армию, вести внешние войны. Т.о. крупные феодальные владения переросли в минимальные государства. После смещения Карла Великого начались междоусобные войны и поэтому в 943 г. 3 внука Карла Великого заключили Верденский договор, по которому империя делилась на 3 самостоятельных государства. Позднее они назвались Франция, Германия, Италия.
  1   2   3   4   5



Скачать файл (548.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru