Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Особенности личностной направленности и ценностных ориентаций молодежи - файл 1.doc


Особенности личностной направленности и ценностных ориентаций молодежи
скачать (322.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc323kb.03.12.2011 08:14скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Тема: Особенности личностной направленности и ценностных ориентаций молодежи


СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ НАПРАВЛЕННОСТИ И ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ 6

1.1 Понятие о направленности личности 6

1.2 Характеристика ценностно-смысловой сферы личности 16

1.3 Ценностно-смысловая сфера людей молодого возраста 36

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ 44

2.1 Программа исследования 46

2.2 Полученные результаты исследования и их обсуждение 47

^ ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 65

Заключение 67

списОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70

Приложение
Введение
Актуальность работы определяется необходимостью теоретической рефлексии личностного отражения новых социальных явлений и процессов, обусловленных развитием современного российского общества. Современные социально-политические, экономические процес­сы, процессы глобализации и другие, происходящие в мире, который и получил характеристику «изменяющегося», нестабильного не толь­ко в глобальном временном пространстве, но и в малом, «сиюминут­ном», накладывают существенный отпечаток на индивидуальную и коллективную жизнь субъекта. Это требует изучения ряда социально-психологических характеристик личности в тесной увязке с эмоцио­нально-оценочными отношениями к собственной жизни и тем явле­ниям социальной жизни, которые неминуемо детерминируют ее по­ведение в изменяющемся пространстве. Ценности россиян, в представлениях молодежи, — это ни что иное как проекция социальных представлений.

Существенной является и проблема взаимосвязи различных ценностей с идентичностью субъекта. Эта взаимосвязь отражает различные комбинации, типы социализации индивида и ее определение позволяет наметить ряд задач, касающихся направляемой социализации, а также спрогнозировать изменения характеристик социально-политического становления личности. Общность ценностных ориентации и идентичности личности выражается и в том, что их формирование связано с оценкой социальной реальности и усвоением ее качественных характеристик. Различные стороны идентичности обнаруживают непрерывную связь с меняющейся реальностью. Причем в разные периоды социализации личности эта связь может быть направлена по разные стороны: от идентичности к ценностям и от ценностей к идентично­сти. Очевидно, на ранних этапах социализации имеет место первое, затем все более выдвигается на передний план второе.

Наконец, необходимо особо выделить феномен изменчивости ценностных ориентации в связи с происходящими социальными изменениями. Ряд исследований, проведенных в конце 1990-х и начале 2000-х годов, достаточно убедительно показали, что к тому времени ценностные ориентации молодежи изменились в сравнении с восьмидесятыми годами XX века [28]. Однако в сравнении с теми временными промежутками в последнее десятилетие произошло существенное ус­корение в изменении массового сознания, и, конечно же, это способ­ствовало преобразованию ценностных ориентации. С другой стороны, их соотнесение с рядом показателей эмоционально-оценочных отно­шений к России и россиянам, а также с отраженными (ассоциированными) характеристиками иностранцев, по­зволяет обнаружить любопытные особенности, психологические детерминанты формирующегося целостного образа.

Таким образом, изучение характе­ристик ценностных ориентации молодежи в соотнесении с представ­ляемыми ими ценностями и социальной идентичностью представляется актуальным. Это предполагает соединение ряда подходов и концептуальных положе­ний социальной психологии личности, в частности, комплексного и системного подхода как методологической базы исследования и кон­цепции социальных представлений, социальной идентичности и ди­намической концепции нормативной социализации.

Новизна данной экспериментальной работы заключается в том, что направленность личности и ценностные ориентации молодежи исследуются в широком социально-психологическом аспекте.

Целью данной работы является исследование психологических особенностей личностной направленности и ценностных ориентаций молодежи.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

  1. Охарактеризовать понятие направленности личности в психологии

  2. Рассмотреть проблему ценностно-смысловой сферы личности

  3. Провести экспериментальное исследование направленности личности и ее ценностно-смысловой сферы у молодежи

  4. Сделать выводы по работе в целом.

Объект исследования: личностная направленность и ценностные ориентации молодежи.

Предмет исследования: отличительные особенности личностной направленности и ценностных ориентаций молодежи в сравнении с людьми старшего возраста.

Гипотеза исследования заключается в том, что направленность личности, ценностные ориентации и осмысленность жизни у молодежи имеет отличия от перечисленных параметров у людей более зрелого (старшего) возраста.

Для достижения цели нами были выбраны следующие методы:

1. Психодиагностические методы с целью изучения направленности личности

1.1 «Определение направленности личности» Б. Басса

1.2 «Уровень субъективного контроля» (УСК)

1.3 «Тест смысложизненные ориентаций» Д.А. Леонтьева (СЖО)

2. Психодиагностические методы с целью изучения ценностных ориентаций

2.1 Экспресс-диагностика социальных ценностей

2.2 Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности С.С.Бубнова

Практическая значимость Полученные в результате исследования данные могут быть использованы в различных отраслях психологии и социологии. Например, в педагогической психологии высшей школы учет ценностных ориентаций и личностной направленности молодежи позволит эффективно строить образовательный процесс. В психологической консультативной практике полученные результаты могут применяться для решения поставленных задач.


^ ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ НАПРАВЛЕННОСТИ И ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
1.1 Понятие о направленности личности
Поведение, интересы, пристрастия, увлечения каждого человека индивидуальны, и это своеобразие, как правило, может сохраняться независимо от окружающих условий достаточно долго. Очевидно, что в своей жизни каждый человек имеет определен­ную тягу к каким-то занятиям, знаниям, предметам, не замечая или отторгая другие.

В связи с этим С.Л. Рубинштейн предложил выделить в психологической структуре личности такую характеристику как направленность личности, понимая под ней совокупность основных интересов, потребностей, склонностей, устремлений человека [36]. В разных концепциях эта характеристика раскрывается по-разному: то как «динамическая тенденция» (С.Л.Рубинштейн), то как «смыслообразующий мотив» (А.Н. Леонтьев), то как «доминирующее отношение» (В.Н.Мясищев) или «основная жизненная направленность» (А.С.Прангишвили). Она так или иначе выявляется в изучении всей системы психических свойств и состояний личности: потребностей, мотивов, интересов, ценностных ориентации, убеждений и т.д. Таким образом, направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад.

Имеется следующее определение направленности личности: «Направленность личности – система доминирующих у человека потребностей, мотивов, целей, интересов, которые направляют его социальную активность. Понятие направленности личности не имеет строго научного определения» [25, С.63].

Итак, в настоящее время под направленностью понимают устойчивую систему мотивов (как правило, осознанных), определяющих активность личности и избирательность ее отношений к действительности, особенности поведения и деятельности человека независимо от условий данной (наличной) социальной среды (складывающейся ситуации). Можно сказать, что направленность личности — это обусловленная системой побуждений личная целеустремленность человека.

В.П. Каширин, рассматривая систему направленности, личности выделяет следующие основные элементы (компоненты) [32]:

  • систему ценностно-смысловых образований личности, включа­ющих два взаимосвязанных личностных конструкта: смысловой и цен­ностный;

  • притязания личности, оценка своих возможностей, ожидания личностью определенных результатов своих действий, поведения, отношения к ней окружающих и т.п. Содержание притязаний определяется системой ценностных образований личности, а их уровень и характер — самооценкой личности, (завышенная, адекватная или заниженная);

  • потребностные состояния личности, зависящие от объектов и предметов потребностей человека, от его систем смысловых и ценностных образований. Возникновение у личности тех или иных потребностных состояний обусловливает постановку соответствующих целей и воз­никновение мотивов их реализации;

  • цели личности как образ ожидаемого, предполагаемого результата действий, поведения человека;

  • мотивы личности — это внутренние психические побуждения к деятельности, поведению, обусловленные осознанием и актуализацией тех или иных потребностей личности.

Структура направленности состоит из ее форм, объединяющихся иерархически и имеющих следующие характеристики:

  • широта (большой диапазон интересов при сохранении центрального, главного, основного);

  • интенсивность (от смутных, нечетких влечений через осознанные желания и активные стремления до полной убежденности);

  • устойчивость, является временной характеристикой (например, временная направленность — влюбленность), связанной с настойчивостью как проявлением воли.

Направленность личности может определяться как каким-то одним чрезмерно развитым интересом (например, к футболу, балету и т.п.), так и несколькими. Таким образом, структура направленности личности, считает Е.П.Ильин, может быть простой и сложной [19]. Однако главное в структуре направленности — это устойчивое доминирование какой-то потребности, интереса, вследствие чего человек настойчиво ищет средства возбуждать в себе нужные ему переживания как можно чаще и сильнее.

П.М.Якобсон говорит о том, что направленность личности может носить временный характер [32]. Так, если рассмотреть влюбленность, то она лишь на какое-то время подчиняет себе распорядок жизни и определяет доминирующий мотив поведения. То же можно сказать и про другие увлечения человека, которые, как известно, меняются на протя­жении жизни.

Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется путем воспитания. Направленность проявляется в таких иерархи­чески связанных между собой формах, как влечение, желание, стремле­ние, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Все формы направленности личности вместе с тем являются мотивами ее деятель­ности и поэтому различаются по степени осознанности, по силе, энергичности (интенсивности, устойчивости). Дадим краткую характеристику основным формам направленности.

Влечение характеризуется отсутствием четко понимаемой, осознан­ной цели. Несмотря на то, что влечение считается малодифференцированным, смутным стремлением человека, оно всегда направленно на какой-либо объект. Поэтому когда говорят о симпатии или влюбленно­сти, то имеют в виду конкретного человека, а не влечение «вообще». В то же время влечение отличается недостаточной осознанностью потреб­ности субъекта, и поэтому некоторые влечения играют важную роль в формировании тех или иных личностных структур, защитных меха­низмов и т.д.

Н.Д. Левитов предложил классификацию влечения в зависимости от силы и устойчивости [32]. Наиболее оформившееся влечение, более захватывающее личность, он называет увлечением. Увлечения имеют различную продолжительность, но они всегда ограничены временем. Если увлечение затягивается на длительный срок, оно обычно перехо­дит в страсть, являющуюся более продолжительным и еще более силь­ным влечением, которое может проявляться по отношению к музыке, коллекционированию, охоте, рыбной ловле и т. д. Страсть может быть принята личностью, а может осуждаться ею как нечто нежелательное, навязчивое (к алкоголю, курению, наркотикам, игре в казино и т.д.). В этом случае говорят о мании — болезненном психическом состоянии с сосредоточением сознания и чувств на какой-то одной идее, одном же­лании (наркомания, мания величия).

Влечение является преходящим явлением, поскольку представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в конкретное желание, намерение, мечту и т.д.

Желание — это форма направленности, при которой осознаются объекты и возможные пути удовлетворения потребности. На основе сво­их желаний человек осознает цели будущего действия, строит планы.

Стремление — чувственное переживание потребности. Стремление тесно связано с субъективно испытываемыми чувствами, которые сигнализируют человеку о достижении цели, вызывая чувства удовлетворения или неудовлетворения. В стремлении присутствует волевой компонент, который помогает преодолевать различные трудности на пути к объекту потребности.

Интерес — форма познавательной направленности личности, рассматриваемая в качестве побудителей активности человека. Мы интересуемся тем, что может удовлетворить нашу потребность. Интересы имеют тенденцию развиваться: удовлетворение интереса не ведет к его угасанию, а вызывает новые интересы. По мнению Д.А. Кикнадзе, беспрепятственное удовлетворение потребности не порождает интерес [19]. Потребность порождает интерес только тогда, когда на пути ее удовлетворения встречаются какие либо препятствия. Предметное содержание интереса — это не предмет потребности, а средства его достижения.

В разных концепциях интерес толкуется по-разному: как «стремление посвятить свои мысли и действия какому-нибудь явлению» (Э.Торндайк); как «врожденное инстинктивное стремление» (В.Макдауголл); [43] как «потребность в переживании отношений, жажда положительных эмоций, духовная» (Б.И. Додонов); как «избирательное, эмоционально окрашенное отношение человека к действительности» (С.Л.Рубинштейна); как «эмоциональное и познавательное отношение» (А.Г.Ковалева); [2] как «динамические тенденции, развивающиеся вместе со всей личностью» (Л.С.Выготский). Л.С.Выготский считал, что интересы не приобретаются, а развиваются [9].

В психологии существует множество классификаций интересов:

1. В зависимости от цели (по наличию результата): процессуальные, при которых целью является наслаждение переживаниями от опреде­ленной деятельности, и процессуально-целевые, в которых получение удо­вольствия от процесса сочетается с получением полезного результата.

2. В зависимости от длительности, устойчивости интересы бывают устойчивые и неустойчивые. Нередко встречаются люди, интересующи­еся самыми разнообразными предметами, но ненадолго; один интерес быстро сменяется у них другим. У некоторых эти скоропреходящие интересы являются очень сильными и эмоционально захватывающими; таких людей называют обычно «увлекающимися». Человек, не способ­ный иметь устойчивые интересы, не может достичь значительного успе­ха ни в какой сфере деятельности. Степень устойчивости позволяет выявить стадии развития интереса: любопытство, интерес-отношение и интерес-склонность. Любопытство является начальной стадией разви­тия интереса при отсутствии четкого избирательного отношения к объек­там познания и является проявлением ситуативного интереса.

Н.Д.Левитов выделяет непосредственное, наивное любопытство, (свойственно маленьким детям и взрослым, попавшим в новую, непривычную обстановку); серьезное любопытство (свидетельствует о наличии любознательности у человека); праздное любопытство ('направлено на предмет, не стоящий внимания) [32].

Выделяют также интерес-отношение и интерес-склонности как более устойчивые образования личности (интерес к искусству, науке, спорту, своей профессии и т.д.). Интерес-отношение формируется на базе нео­днократно получаемого удовольствия от проявления ситуативного ин­тереса (при чтении книг, при просмотре кинофильмов, при посещении театров, концертных залов, спортивных соревнований и т.д.). Инте­рес-склонность включает волевой компонент и проявляется в стремле­нии заниматься определенной деятельностью.

3. По содержанию: интеллектуальные интересы, эстетические, политические и т.д. Так, для людей, живущих интеллектуальными интересами, самое главное в жизни — занятие наукой, разрешение теоретических и практических проблем.

4. По количеству привлекательных объектов интересы бывают широкими и узкими. Широкими интересами отличаются та­лантливые и гениальные люди. Так, Леонардо да Винчи был не только великим художником, но и великим математиком, механиком и инженером, ему обязаны важными открытиями самые различные отрасли науки.

Иногда интересы называют «мелкими». В данном случае имеют в виду, что люди в основном интересуются удовлетворением естественных потребностей: едой, питьем, сном и другими чувственными удоволь­ствиями.

5. По своей связи с объектом интересы бывают непосредственные, которые напрямую связаны с какой-либо потребностью, и опосредованнные, где потребность прослеживается неясно. Так, ученик может инте­ресоваться музыкой, так как ему нравятся уроки музыки, он любит петь и получает от этого удовольствие. В другом случае школьник хо­дит на музыку, потому что ему просто нужно, чтобы в табеле были только хорошие отметки.

При включении в интерес волевого компонента он начинает проявляться в стремлении заниматься определенной деятельностью — становится склонностью.

Склонность — избирательная направленность индивида на определенный вид деятельности, в основе которой лежит глубокая устойчивая потребность в данном виде деятельности. При этом человек старается совершенствовать умения и навыки, связанные с этой деятельностью. Обычно возникновение склонности сопровождается развитием способностей. Поэтому многие великие художники, музыканты прояв­ляли склонность к своей профессии еще с детства.

Р. Кеттелл выделяет [45]:

  • общие склонности, которые свойственны всем людям, и уникальные склонности, характеризующие определенную индивидуальность.

  • по признаку модальности: динамические склонности, которые направляют человека на достижение определенной цели, «склонности-способности», которые касаются эффективности, «темпераментные склон­ности», которые связаны с энергичностью и эмоциональностью. Более важное значение Р. Кеттелл придает «динамическим» склонностям.

По мнению Е.П.Ильина, не всякое положительное отношение к деятельности, к ее содержанию следует считать склонностью [19]. Характер­ной особенностью склонности является то, что человек, как правило, не осознает ее истинных глубинных причин. Он не может в большинстве случаев объяснить, почему ему нравится именно эта деятельность, и называет чисто внешние признаки, базирующиеся на содержатель­ной характеристике выбираемого вида активности (например, называ­ет вид спорта, которым хотел бы заниматься, не объясняя почему). Положительное же отношение к деятельности может быть обусловлено и другими факторами: заработной платой, режимом труда, близостью места работы к месту проживания, ее содержанием и т. д.

Идеалы формируются на основе склонностей и интересов личности. Человек старается изменить окружающий мир в соответствии со своими идеалами. Идеал — форма направленности, конкретизируемая в определенном образе, на который данный человек хочет быть похож; в целях, которые данный человек считает высшими в которых видит конечную цель своих стремлений. Для одних они — действенны и решающи, для других — недостижимы.

Благодаря идеалам человек способен не только отражать окружаю­щий мир, но изменять его в соответствии с ними. Если идеал неверен, то он приведет человека не к тому, на что он надеялся. В данном случае говорят об иллюзорных идеалах.

Некоторые авторы выделяют мечту как вид формы направленности. Б.И.Додонов отмечает, что мечтание иногда помогает человеку отступить от цели, заменить реальное действие воображаемым, но в то же время упускает возможность удерживать цель, так как в процессе мечтания создаются внутренние модели «потребного будущего», которые обладают большой побуждающей силой [32]. Мечтая, человек учится находить пути и средства удовлетворения потребности. Почти каждый человек проходит в своем развитии через стадию наивного мечтательства (мечта-игра), которая с возрастом перерастает в мечту-план, т.е. в мотивационную установку.

Убеждение — форма направленности личности, побуждающая ее поступать в соответствии со своими взглядами, ценностными ориентациями, принципами. Наличие у человека устойчивых убеждений, охва­тывающих различные сферы жизнедеятельности, является показателем высокой активности его личности. Человек со сложившимися убежде­ниями не только поступает в строгом соответствии с ними, но и стре­мится передать их другим людям, убеждая их в своей правоте. Образуя упорядоченную систему взглядов, убеждения человека выступают как его мировоззрение.

Мировоззрение — это система взглядов на окружающий мир и место в нем человека. Сформированность мировоззрения является существенным показателем зрелости личности. Мировоззрение играет большую роль в жизни человека. Оно влияет на нормы поведения человека, его вкусы, интересы, на его отношение к труду, к другим людям. Мировоззрение может иметь религиозную, политическую, нравственную, научную и эстетическую окраску. С мировоззрением связано самоопределение человека (цели, которые ставит перед собой человек, средства, которые он предпочитает для их достижения). Сочетание интеллектуального и воле­вого компонента в поведении человека предполагает переход мировоззре­ния в убеждение как высшую форму направленности личности.

Типы личностной направленности выделяются в зависимости от отношения человека к себе и обществу, другим людям: М.С. Неймарк, например, выделил личную, коллективистскую и деловую на­правленности личности. Д.И.Фельдштейн считает, что существует гуманистическая, эгоистическая, депрессивная и суицидальная направленность [32].

Альтруистическая направленность характеризуется положительным отношением личности к обществу, центральным мотивом поведения являются интересы других людей [24]. При этом помощь другим оказывает­ся бескорыстно, а подчас и в ущерб себе. Альтруизм проявляется по собственному желанию, без давления со стороны, проявляется в сочувствии, в стремлении опекать, защищать, заботиться. Важную роль в проявлении альтруизма играет способность человека к сопереживанию (эмпатии).

Гуманистическая направленность характеризуется положительным отношением к себе и к обществу. Людям с этой направленностью удается сочетать профессиональную и личную жизнь. Они «не идут по голо­вам» для карьерного роста, а как бы плывут по течению.

Эгоистическая направленность характеризуется положительным отношением к себе и отрицательным — к обществу. Эгоизм часто возникает вследствие неправильных воспитательных воздействий родителей (например, гиперопеки), формирующих у ребенка завышенную самооценку. Эгоисты предпочитают удовлетворение собственных интересов и потребностей интересам общества, потребностям других людей. Эго­изм является наиболее открытым проявлением индивидуализма. Одним из видов этой направленности может быть профессиональная направленность. Люди с такой направленностью редко думают о своей личной жизни, они больше заняты своей работой, повышением своего обще­ственного и материального положения, их часто называют карьериста­ми. Для человека наиболее важным является он сам, чувства окружаю­щих людей при этом игнорируются. Одним из качеств такой личности является нарциссизм.

Депрессивная направленность личности наблюдается в тех случаях, когда для человека он сам не представляет никакой ценности, а его отношение к обществу можно охарактеризовать как терпимое [47].

Суицидальная направленность наблюдается в тех случаях, когда ни общество, ни личность для самой себя не представляют никакой ценности. Люди с такой направленностью нередко заканчивают жизнь самоубийством [47].

Как считает П.М.Якобсон, у индивида может быть сразу несколько направленностей [32]. Человек, например, устремлен в область техники, пишет он, но неравнодушен к женщинам, любит детей и при этом очень восприимчив ко всем общественным событиям. Поэтому, делает он вы­вод, следует говорить о различных видах направленности, иногда перекрывающих друг друга, иногда же находящихся в разных плоскостях.

Итак, направленность — это система мотивов, определяющая направление деятельности человека, определяющая тенденции его поведения, определяющая облик человека в социуме. Направленность личности, по данным различных авторов, содержит установки, ценности, мотивы, потребности, идеалы и др. О направленности личности можно говорить в тех случаях, когда эти компоненты имеют определенную достаточно устойчивую характеристику у индивида.

^ 1.2 Характеристика ценностно-смысловой сферы личности
Прежде чем перейти к характеристике личностных ценностей, сопоставим ряд понятий, используемых в их научном анализе. Это понятия: ценности, жизненные ценнос­ти, личностные ценности, субъективные ценности, цен­ностные ориентации, ценностные предпочтения [33]. Самое широкое из вышеперечисленных понятий — это понятие «ценности». Во-первых, оно обозначает как общественные, так и личностные ценности. А во-вторых, это атрибут как объекта, так и субъекта. Все остальные перечисленные понятия относятся к субъекту. Большинство авторов трактуют ценность как особое системное качество предметов и явлений, выделяя в нем две стороны — на полюсе объекта и на полюсе субъекта. На полюсе объекта — это атрибут ценностности, заключенный в сущности объективно суще­ствующих предметов, событий, идей, свойств материаль­ных и духовных предметов, независимо от субъективных оценок людей.

На полюсе субъекта — это значимость (ценностность предмета, события, идеи и т.д.) для конкретного индивида в виде переживания ценности, а также рационального по­стижения ее в процессе решения «задач на ценность» или сложного процесса принятия и освоения ценностей (называ­емого интериоризацией, идентификацией, интернализацией).

Проблема трансформации общественных, общечелове­ческих ценностей в личностные, «утверждения» их в инди­видуальном сознании — одна из фундаментальных проблем человеческого существования. Культура задает систему цен­ностных представлений, регулирующих индивидуальное и социальное поведение человека, служит базой для постановки и осуществления познавательных, практических и личностных задач. Однако известные другим знания человек не может просто «взять» — он должен их переоткрыть для себя, должна состояться предельно личная встреча с ними. По единодушному мнению теологов, философов и пси­хологов, усвоение общечеловеческих ценностей несводимо к безличному знанию: оно есть не только знание, но и от­ношение, возникающее в реальных жизненных связях субъ­екта с окружающим миром. Присвоенные индивидом обще­человеческие ценности в отечественной психологии обозна­чаются понятием «личностные ценности» или «субъ­ективные ценности», которые Д.А. Леонтьев определяет как «консервированные» отношения личности с миром, отражаю­щие инвариантные аспекты общечеловеческого опыта [23]. Б.С. Братусь считает, что личностные ценности — это осоз­нанные, «отрефлексированные» наиболее общие смысловые образования [7].

Понятие «ценностные ориентации» популярно боль­ше в прикладных, чем в теоретических исследованиях, и определяется как направленность личности на определен­ные ценности. Понятие «ценностные предпочтения» по сути тождественно понятию «ценностные ориентации», и то и другое может рассматриваться как индикаторы личностных ценностей. В социологических, аксиологических исследова­ниях используется понятие «жизненные ценности», кото­рое трактуется как ценности, определяющие жизненный путь личности на достаточно больших отрезках биографии.

По мнению некоторых исследователей (М. Рокич, Ш. Шварц, У. Билски), ценности личности характеризуют­ся следующими общими признаками:

  • истоки ценностей — в культуре, обществе и личности;

  • влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах;

  • общее число ценностей, являющихся достоянием че­ловека, сравнительно невелико;

  • все люди обладают одними и теми же ценностями, но в различной степени;

  • ценности организованы в системы и упорядочены по степени важности;

  • ценности — это понятия или убеждения;

  • ценности имеют отношение к желательным конечным состояниям или поведению;

  • ценности имеют ситуативный характер;

  • они управляют выбором или оценкой поведения, событий.

Итак, ценности – это идеи, идеалы, цели, к которым стремится человек и общество. Существуют общепринятые ценности: универсальные (любовь, престиж, уважение, безопасность, знание, деньги, вещи, национальность, свобода, здоровье); внутригрупповые (политические, религиозные); индивидуальные (личностные). Ценности объединяются в системы, представляя собой определенную иерархическую структуру, которая меняется с возрастом и обстоятельствами жизни. Одновременно в сознании человека существует не более десятка ценностей, которыми он может руководствоваться [32].

Ценности – это социальное понятие, природный объект которого приобретает социальное значение и является или может являться объектом деятельности. Нельзя противопоставлять ценности и поведение (поведение отражает ценности и само составляет ценность). Функции ценностей разнообразны. Они:

  • являются ориентиром жизни человека;

  • необходимы для поддержания социального порядка, выступают как механизм социального контроля;

  • воплощаются в поведении и участвуют в нормообразовании.

В философии и психологии к настоящему времени пред­ложено множество классификационных схем личностных и общественных ценностей. Приведем наиболее известные из них [33].

Н.А. Бердяев классифицировал ценность как объ­ект направленно­сти человека. Он выделял:

1) духовные ценности

2)социальные ценности

3) материальные ценности

Классификация В.П. Тугаринова строится на основе сферы проявления ценностей. Он выделял:

1) духовные (образование, нау­ка, искусство) общественно-политические (свобода, братство, равенство, справедливость)

2) материальные (техника и материальные блага, могущие стимулировать индивидуально-психическое развитие в сово­купности с общественно-политическими и духовными ценностями)

Д.А. Леонтьев по форме существования ценностей выделял:

1) общественные идеалы

2) предметные ценности

3) личностные ценности

Этот же автор предложил «блоки» терминальных и инструментальных ценностей (в оппозиции друг к другу).

^ I. Терминальные ценности

1) конкретные жизненные ценности (здоровье, работа, друзья, семейная жизнь)и абстрактные ценности (по­знание, развитие, свобода, творчество)

2) ценности профессиональ­ной самореализации (инте­ресная работа, продуктивная жизнь, творчество, активная деятельная жизнь) и ценности личной жизни (здоровье, лю­бовь, наличие друзей, развле­чения, семейная жизнь)

3) индивидуальные ценности (здоровье, творчество, свобо­да, активная деятельная жизнь, развлечения, уверен­ность в себе, материально обеспеченная жизнь)и ценности межличностных отно­шений (наличие друзей, сча­стливая семейная жизнь, счастье других)

4) активные ценности (свобода, активная деятельная жизнь, продуктивная жизнь, интересная работа) и пассив­ные ценности (красота природы и искусства, уверен­ность в себе, познание, жизненная мудрость).

^ II. Инструментальные ценности

1) этические ценности (честность, непримиримость к недостаткам) — ценности межличностного общения (воспитанность, жизнерадостность, чуткость) — ценности профессиональ­ной самореализации (ответственность, эффективность в делах, твердая воля, исполнительность)

2) индивидуалистические ценности (высокие запросы, независимость, твёрдая воля) - конформистские цен­ности (исполнительность, самокон­троль, ответственность) - альтруисти­ческие ценности (терпимость, чут­кость, широта взглядов)

3) ценности самоутверждения (высо­кие запросы, независимость, непри­миримость, смелость, твёрдая воля) -ценности принятия других (терпи­мость, чуткость, широта взглядов)

4) интеллектуальные ценности (образованность, рационализм, самокон­троль) - ценности непосредственно-эмоционального мироощущения (жизнерадостность, честность, чут­кость)

Э. Шпрангер в своей классификации ценностей брал за основу доминирующую ценность, определяющую направленность личности (доминирующая ценность в связи с типом личности). В соответствии с этим критерием он различал следующие типы ценностей:

1) поиск истины (теоретический человек)

2) полезные и практические ценности (экономический человек)

3) стиль и гармония (эстетический человек)

4) любовь (социальный человек)

5) личная власть, влияние, извест­ность (политический человек)

6) поиск смысла жизни как высшей духовной силы (религиозный человек)

Мотивационная тенденция, оп­ределяемая цен­ностью, служила основанием классификации Ш. Шварца и У. Билски. Они предложили:

1) ценности сохранения (безопас­ность, конформность, традиции) - ценности изменения (полнота ощущений, саморегуляция)

2) ценности самоопределения (благополучие группы и человечества в целом) - ценности самовозвышения (власть, достижения, гедонизм)

Широко известна классификация М. Рокича, который выделял:

1) терминальные ценности (убе­ждения в том, что какая-то ко­нечная цель индивидуального существования с личной или об­щественной точки зрения стоит того, чтобы к ней стремиться)

2) инструментальные ценности (убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной или общественной точки зрения предпочтительным в любой ситуации)

В. Момов, определяя место ценности в жизнедеятельности личности, различал:

1) ценности целевые (или мыслимые, желаемые или возможные): а) ценности-цели б) ценности-идеалы в) ценности-желания г) ценности должного (нормативные ценности)

2) ценности существующие (на­личные, актуальные)

Знаменитый психолог гуманистического направления А. Маслоу за основу классификации ценностей брал уровень личностного бытия, различая:

1) ценности бытия (Б-ценности, «ценности развития») - высшие ценности, присущие самоактуализи-рующимся людям (истина, добро, красота, справедливость и др.)

2) дефициентные ценности (Д-ценности, «регрессионные») -низшие ценности, ориентирован­ные на удовлетворение какой-либо фрустрированной потребно­сти (мир, покой, сон, зависи­мость, безопасность и т.д.)

В. Франкл рассматривал ценности как смысловые универсалии:

1) ценности творчества, позво­ляющие человеку осознать, что он даёт обществу

2) ценности переживания, позво­ляющие человеку осознать, что он берет от общества

3) ценности отношения, позво­ляющие человеку осознать пози­цию, которую он занимает в отношении факторов, ограничи­вающих его жизнь: а) осмысленное отношение к боли; б) осмысленное отношение к вине; в) осмысленное отношение к смерти

Классификация Э. Фромма содержит:

1) официально признанные осоз­наваемые (религиозные и гуманистические)

2) действительные, бессознатель­ные (порождённые социальной системой, являющиеся непосред­ственными мотивами человече­ского поведения).

Таким образом, обобщая приведенные выше представ­ления о видах и типах ценностей можно утверждать, что по своему функциональному значению ценности личности могут быть разделены на две основные группы: терминальные и инструментальные (цен­ности-цели и ценности-средства). В зависимости от направ­ленности на личностное развитие или на сохранение гомеостаза, ценности могут быть разделены на высшие (ценности развития) и регрессивные (ценности сохранения). Все вы­шеперечисленные ценности могут соответствовать разным уровням или стадиям личностного развития и проявляться в разных сферах жизни личности.

Важную роль в формировании ценностно-смысловой сферы играют социальные нормы.

Социальные нормы – это один из многих классов норм (технические стандарты и нормы и т.д.), которые реализуются в человеческих взаимоотношениях, социальном взаимодействии. Они объективны, неперсонифицированы, не зависят от мнения групп и индивидов. Это социальные эталоны, установления модального должного, с точки зрения общества, поведения (приемлемого или запрещенного), которые выполняют функцию интеграции, упорядочивания жизни групп, индивидов, общества.

Отличие социально психологического и социологического подходов состоит в том, что социологи изучают степень распространенности, предпочтительности и приемлемости норм в разных группах и слоях общества; социальные психологи изучают психологическое содержание норм и их связь с мотивацией, ценностными ориентациями, установками, другими личностными свойствами; формирование и изменение норм.

Социальные нормы – это правила поведения, которые включают оценку и долженствование. Главное в норме – ее предписывающий характер, что отражено в определении, предложенном К. Б. Бэком и Л. Фестингером в 1950г.: норма – однородное множество предписаний, которыми группа влияет на силы, действующие на членов этой группы [30].

Однако это однородное множество предписаний становится нормой лишь в том случае, когда невыполнение предписаний наказывается санкциями. Функции норм состоят в том, что они подсказывают разумные и проверенные способы деятельности и способы решения в конфликтных ситуациях. Соблюдение норм приводит к исключению влияния случайных мотивов; они обеспечивают надежность, стандартность, общепонятность, предсказуемость поведения. Нормы – средство социального контроля и влияния, они приводят к уравновешенности, стабилизации общественной жизни. Все социальные нормы можно разделить на универсальные, обязательные для всех членов общества (нравы, обычаи), внутригрупповые (ритуалы) и личностные, индивидуальные. Личностные нормы осознаны, как правило, соотнесены с Я концепцией.

Классификация норм по Р. Линтону: универсальные, специфические, альтернативные. Классификация Д. П. Морриса: абсолютные (табу), условные (этикет), побуждающие и запрещающие, а также по типу санкций (нравы, обычаи, закон, договор, честь, совесть) [32]. Нормы – безличные правила поведения. Степень их осознанности и действенности проявляется в том, что человек знает о последствиях своих действий для других людей и признает свою ответственность за поступки в соответствии с нормами. Есть и субъективная сторона: действия человека в соответствии с его личными нормами повышают его самооценку и уменьшают самокритику. Социально психологические нормы – это указания и предписания поведения в соответствующих условиях.

Обычаи и нравы являются стержнем нормативной системы. Нравы более связаны фундаментальными устоями общества и потребностями; они считаются само собой разумеющимися и несут эмоциональную нагрузку. Табу – это нравы, выраженные в негативной форме.

Обычаи – относительно длительные стандартизованные действия, рассматриваемые как обязательные в надлежащих ситуациях.

Но они не абсолютно обязательны. Обычаи не планируются. Когда говорят об обычаях (способ приготовления пиши, ее типы, использование мебели и т. п.), подчеркивают их «бездушный» привычный характер. Это своеобразные привычки, мысли и действия, обеспечивающие высокую степень предсказуемости поведения в определенных ситуациях. Они, как и нравы, не оспариваются, относительно неизменны. Некоторые обычаи можно нарушать, но полное нарушение строго наказывается обществом вплоть до изгнания. Ритуалы должны соблюдаться более жестко.

Ритуалы связаны с важнейшими событиями социальной, семейной и духовной жизни этноса. Их сущность состоит в соблюдении внешней формы, в подчеркивании обязательности регламентирующих правил. Ритуал – исторически сложившаяся, связанная с мистическими верованиями стереотипная форма массового поведения, имеющая церемониальный характер.

Ритуалы выполняют многочисленные социально психологические функции, оправдывающие и объясняющие их существование: укрепление сплоченности группы, трансляция опыта, социальных и трудовых навыков от поколения к поколению, социализации и, наконец, средство развлечения, отдыха, удовлетворения эстетических потребностей членов группы. Такие компоненты коллективной психики, как общность нравственных ценностей, образа мыслей, коллективных настроений и чувств, наполняющие ритуальное действие, способствуют формированию и существованию социальной интеграции. К психологическим функциям относят способность регулировать психическую стабильность, создавать уверенность в трудных кризисных ситуациях общественной и личной жизни человека, выявлять у участников ритуала положительные эмоции.

Ритуалы – это церемониальная часть обряда, которая может выполняться самостоятельно, сообразно конкретной ситуации и цели группы. Они носят узкогрупповой характер, имеют большую регламентацию относительно количества участников, характера и последовательности церемонии, более жесткие санкции в случае отклонения участников от правил поведения. Поэтапное научение ритуалам происходит в рамках профессиональной и семейной групп, как передача необходимых навыков нормативного поведения подрастающему поколению.

Различаются также нормы нравственности и морали. Нормы нравственности – исторические нормы, более устойчивые, нередко идеализированные, могут существовать в форме заповедей, носят эталонный характер; нормы морали не абсолютны и даже могут быть безнравственными. В рамках одной нормативной системы конкретного человека на осознаваемом и неосознаваемом уровнях могут сосуществовать внутренне противоречивые и даже взаимоисключающие моральные нормы.

Одна из теорий развития морали принадлежит Л. Колбергу, который является основателем Центра по нравственному воспитанию и одним из создателей международной ассоциации нравственного воспитания [32].

Им разработана уровневая концепция морали и сознания, показывающая, как происходит интернализация социальных норм. Все поступки сопровождаются стыдом, страхом, виной – это регуляторы человеческого поведения, связанные с этикой, нормами.

Страх – биологическая эмоция. Стыд, вина – человеческие чувства. Страх лежит в основе тревоги (она может быть объективной, социальной, моральной). Стыд – ориентация на внешнюю оценку. Вина – ориентация на самооценку. Рассмотрим психологические механизмы действия этих чувств.

1. (Страх) доморальный уровень. В основе – эгоизм ребенка, послушание через страх – ребенок ориентируется на наказание или ребенок ориентируется на наслаждение (взаимная выгода).

2. (Стыд) конвенциональная мораль. Ориентации на внешние нормы, правила. Основа – стыд (конформность), сохранение хороших отношений с другими, поддержание своего авторитета.

3. (Вина) автономная мораль. В основе – логическое обоснование норм, регулируется чувством вины, строится на нравственных принципах. Ориентация на общественную мораль, индивидуальные принципы совести, стадия вины наблюдается у немногих. Моральные ценности – основа автономной морали. Обнаружена связь между интеллектом и уровнем морального сознания. Можно сказать, что существует культура стыда (Восток) и культура вины (Европа).

Моральное сознание тесно связано с ответственностью. Осознание ответственности в условиях морального выбора может происходить в игровых ситуациях, специально организованных дискуссиях, при решении предлагаемых дилемм, которые были разработаны Л. Колбергом и его последователями и легли в основу специальных курсов по нравственному воспитанию. Л. Колберг неопровержимо доказал, что нравственное совершенствование идет по ступеням, поддается воздействию взрослых, может быть ускорено. Особенно важно, что нравственное развитие при нормальных условиях необратимо. Программы воспитания нравственности предполагают большой набор жизненных ситуаций морального выбора, которые предоставляют возможность применять новые принципы на практике. Важное место в нормативной системе занимают правовые нормы.

Каждая из нормативных систем имеет свою ограниченную сферу действия в развитых обществах. В примитивном обществе нормы распространяются на всю группу. Распад, отсутствие общепринятых норм обозначается термином «аномия» и на поведенческом уровне выступает как отчужденность.

Отчужденность возникает как следствие распада и несоблюдения норм в обществе, ослабление внутригрупповых связей. В психологии первая концепция появилась в 1959г. В 60 е годы происходило дальнейшее развитие проблематики [39]. В отличие от социологического понимания в психологии идет трактовка в терминах социальных ожиданий и эмоциональных переживаний и подчеркивается, что это осознаваемое свойство.

На личностном уровне отчужденность проявляется как аномия, т.е. несформированность норм, отсутствие, упадок норм в обществе. Используя термин «аномия», Р. Мертон разработал основы теории, полагая, что аномия – это особое нравственно психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, отличающееся разложением и упадком системы моральных ценностей и «вакуумом идеалов» [47]. Аномия – состояние дезорганизации личности, возникающее в результате ее дезориентации, что является следствием либо социальной ситуации, в которой имеет место конфликт норм и личность сталкивается с противоречивыми требованиями, либо такой ситуации, когда нормы отсутствуют.

Отчужденность – это либо отстранение индивида от окружающего мира, либо недостаточная интеграция личности. При этом отчужденность не обязательно ведет к асоциальному поведению, но усиливает многие виды отклоняющегося поведения и враждебные установки и нередко рассматривается как крайняя форма выражения аномии. Таким образом, отчужденность на личностном уровне – это рассогласованность чувств, когда они перестают казаться субъекту нормальными. Отчужденность можно представить как многомерное свойство из пяти компонентов: чувство бессилия и чувство бессмысленности (не ясно, во что верить, пониженный уровень ожиданий), отсутствие норм, изоляция от ценностей и общества, чуждость всему. Отчужденность связана с неудовлетворенностью трудом, возникает у людей с низким социальным статусом, низкой зарплатой и образованием.

Проблема смысла жизни, как уже указывалось, отно­сится к числу междисциплинарных. Она является одной из традиционных проблем философии, теологии, активно об­суждается в художественной литературе. Для психологии важно понять, что представляет собой смысл жизни как психологическая реальность. Понятно, что это смысловое образование личности и что это — особое смысловое обра­зование. Отечественный исследователь Б.С. Братусь подчер­кивает, что это наиболее всеобъемлющее и глобальное смы­словое образование [7]. Это центральное объяснительное понятие психологии личности. Это ключ к пониманию личности вообще и конкретной личности, в частности, посколь­ку находит проявление во всех ее поведенческих актах, придает им смысл, является источником их смысла, объяс­няет отдельные поступки человека.

Способность осознавать, осмысливать собственную жизнь — необходимое условие человеческой жизни. Жизнь, лишенная смысла, теряет свою ценность. В психологии используется ряд понятий, описывающих явление смыслоутраты: невроз смыслоутраты (или ноогенный невроз, в отличие от психогенного невроза), «пассивное самоубийство», экзистенциальная фрустрация, сопровождающаяся состояниями депрессии, апатии, отчаяния. Анализ этих явлений ассоциируется в психологической науке с именем В. Франкла и его работой «Человек в поисках смысла» [44].

Смысл человеческой жизни многолик, имеет много гра­ней и обладает собственной динамикой.

В зарубежной психологии начало исследованию смыс­ла жизни положено А. Адлером в 1924 г. Его представление состоит в следующем. Смысл жизни присущ каждому человеку и складывается уже к 5-летнему возрасту. Он ос­тается неосознаваемым в большинстве случаев, но он объективно существует независимо от того, будет ли он осознан в будущем. Смысл жизни связан с уникальным стилем жиз­ни индивида [22].

По мнению другого зарубежного исследователя К.Г. Юнга, нахождение и реализация смысла жизни выступает как пер­вейшая потребность и задача [49]. С этим согласен А. Маслоу. Польский психолог К. Обуховский потребность в смысле жиз­ни относит к основным потребностям личности [33]. По К.Г. Юнгу, познание смысла жизни становится более важным в стар­шем возрасте, в молодом — люди больше ориентируются на действие. Смысл жизни — сугубо субъективен; суще­ствует опасность ориентации на навязанные извне роли, значит, — на выдуманный, внушенный себе смысл. Пока жизнь осмысленна, люди мало говорят и размышляют о ее смысле. Как только возникает нехватка или отсутствие смысла — проблема смысла начинает играть важную роль в сознании и самовыражении личности.

Таким образом, К. Юнг, в отличие от А. Адлера, счита­ет, что смысл жизни не складывается автоматически; по­иски смысла — сложнейшая жизненная задача, которую че­ловек решает в процессе жизни. Д.А. Леонтьев рассматривает их точки зрения как два подхода к решению вопроса о том, как решает человек вопрос о смысле на про­тяжении всей его жизни [23]. Концепцию В. Франкла он считает объединяющей эти два взгляда: поиск смысла жизни — важ­нейшая задача и врожденная мотивационная тенденция, присущая всем людям; смысл жизни доступен любому че­ловеку, независимо от пола, возраста, интеллекта, обра­зования, характера, среды, а также религиозности и веро­исповедания. Не человек ставит вопрос о смысле своей жизни, жизнь ставит перед ним этот вопрос. Человеку при­ходится отвечать на него ежедневно и ежечасно своими поступками, а не словами. Смысл жизни уникален и не­повторим. С точки зрения В. Франкла, необходимо отвергнуть некоторые «философии жизни» — например, не мо­жет быть смыслом жизни наслаждение, т.к. это внутреннее состояние субъекта, а смысл жизни не изобретается чело­веком, а находится в объективном мире. Поэтому человек не может стремиться к счастью, он может лишь искать при­чины для счастья [44].

В отечественной психологии К.А. Абульханова-Славская утверждает, что смысл жизни отражает жизненную концепцию человека, осознанный и обобщенный принцип его жизни, его жизненную цель [1]. В психологии смыслом (не толь­ко жизни, но и любого другого действия, поступка, собы­тия) принято называть внутренне мотивированное, индивидуальное значение для субъекта того или иного действия или поступка. Способность человека переживать ценность жизни, удовлетворяться ею и составляет ее смысл. Это и способность субъекта переживать ценность жизненных про­явлений своего «Я», своей личности. Смысл жизни, с одной стороны, выражает притязания и стремления личности, а с другой — определяет притязания личности и выбор тех жизненных задач, которые она берется решать; это ответствен­ность за осуществление собственной жизни, своеобразное чув­ство своей субъектности, возможность творчества жизни. Это, скорее, не когнитивное образование, а переживание личнос­тью своей включенности в жизненные структуры, причастно­сти к общественным ценностям, полноты своего самовыраже­ния, интенсивности взаимодействия с жизнью. Насыщенность, интенсивность жизни усиливает ее динамику и смысл, усили­вают ценность, значимость. К.А. Абульханова-Славская ука­зывает, что смысл жизни проявляется в специфическом мо­тиве — успеть воплотить себя в жизни чем-то непреходя­щим. Это теоретический способ организации личностью жизни [1].

Для определения сущности смысла жизни наиболее адекватной представляется категория «отношение». На по­люсе субъекта отношения — это переживание значимости, ценности; объектом отношения является целая жизнь — собственная жизнь субъекта. Б.С. Братусь отмечает, что смысл жизни осознается тогда, когда мы соотносим всю свою жизнь с тем, что больше нашей жизни и не оборвется с ее физи­ческим прекращением [7].

Другой отечественный психолог Ф.Е. Василюк подчеркивает, что смысл жизни — пограничное образование; в нем сходятся сознание и бытие, идеальное и реальное, жизненные ценности и бытийные возможности их реализации. Он отражает в себе ценностную целостность индивидуаль­ной жизни. Он может быть ориентирован на будущее, на прошлое или на настоящее [8].

В отечественной психологии также имеют место ис­следования, авторы которых обращаются к проблеме нару­шения смысла и целостности индивидуальной жизни в кри­тических ситуациях, когда возникает разлад всей системы жизни и одновременно жизненно важная необходимость преодоления критической ситуации и восстановления ощущения осмысленности жизни. Последнее, по мнению авторов такого рода исследований, становится возможным благода­ря процессам саморегуляции, рефлексии, «смыслового связывания» как одного из механизмов, обеспечивающих пере­стройку смысловых систем. Показано, что конструктивное разрешение кризиса требует внутренней активности личности по трансформации смысловых отношений [8, 16].

С 1995 г. в отечественной психологии ведутся система­тические исследования психологических, психолого-педа­гогических, социально-психологических и религиозных ас­пектов проблемы смысла жизни, возглавляемые А.А. Бодалевым и В.Э. Чудновским.

Рассмотрим некоторые идеи, высказанные в рамках данного направления.

По мнению В.Э. Чудновского, правомерно несколько ос­лабить акцент на вторичности, производности, «отражательности» психики и психических образований и подчеркнуть их относительную устойчивость, относительную самостоятельность, их обратное влияние на поступки и результаты деятельности человека [31]. Смысл жизни как психологический феномен — это особое психическое образование, которое имеет свою специфику возникновения, свои этапы станов­ления. Приобретая относительную устойчивость и эмансипированность от породивших его условий, он может су­щественно влиять на жизнь человека — действовать как некий «буферный механизм», как система сдержек и противовесов, не допускающих одностороннего подчинения как внешним обстоятельствам, так и непосредственным побуждениям, сиюминутным интересам и влечениям.

Однако феномен смысла жизни, являясь продуктом человеческого разума, несет в себе двойственность, амбива­лентность последнего. А.В. Суворов в работе «Филосфера и смысл жизни» противопоставляет духовную сферу человека сфере безумия, имеющей разрушительную, антикультурную, античеловеческую, антиприродную направленность [31].

В тесной связи со сказанным выступает проблема адек­ватности смысла жизни. Были выделены следующие основ­ные характеристики его адекватности [33]:

  1. Реалистичность смысла жизни, то есть его соответствие, с одной стороны, наличным, объективным услови­ям, необходимым для его осуществления, с другой, — ин­дивидуальным возможностям человека.

  2. «Конструктивность» смысла жизни — характеристика, отражающая степень его позитивного или негативного влияния на процесс становления личности и успешность де­ятельности человека. Несомненно, что «конструктивность» смысла жизни существенно обусловлена содержанием той идеи, которая составляет главную цель жизни человека. Вместе с тем показано, что функция смысла жизни как психологического механизма, существенно обусловливаю­щего поведение человека, зависит не только от содержа­ния основной жизненной цели, но и от структуры данного психического образования.

Последнее представляет собой структурную иерархию жизненных целей (ценностей), в которой жизненные смыслы могут занимать ведущую роль, быть относительно рав­нозначными, либо находиться в отношении подчинения к главной жизненной цели. Иерархическая структура смысла жизни является системой, динамика которой обусловле­на следующими факторами: социальными обстоятельства­ми, индивидуальными и возрастными особенностями чело­века, его субъективной активностью. В.Э. Чудновский выделил некоторые типы структур смысла жизни по этому показателю [31].

1. Структура, которую условно можно обозначить как «конгломерат» жизненных смыслов. Это фактически «предструктура», характеризующая первоначальный этап становления смысла жизни. Здесь возможны два варианта: а) так сказать, «мирное сосуществование» различных жизненных смыслов; б) противостояние жизненных смыслов, взаимодействующих между собой и противодействующих друг другу. При этом противопоставление и противодей­ствие пока не приводят к образованию ведущего и подчи­ненных компонентов структуры.

2. «Монолитная» структура смысла жизни. Она характе­ризуется тем, что ведущий компонент иерархии становит­ся самодовлеющим. Он как бы поглощает остальные ком­поненты иерархии. Смысл жизни приобретает упрощенную однонаправленную структуру. Такой «оголенный» смысл жизни начинает играть негативную роль в становлении личности.

3. Следующий тип структуры называется условно «авторитарной» иерархией. Она характеризуется тем, что ве­дущий компонент, оставаясь внутри иерархии, занимает преувеличенно господствующее положение в ней, «подминает» ее под себя, деформируя всю структуру.

4. «Разорванная» структура смысла жизни. Ее суть в том, что главный смысл, главная идея отрывается от остальных компонентов системы, от конкретных смыслов и существует сама по себе. Иными словами, образуется двухполюсная структура, одним из полюсов которой является главная, ведущая тенденция, другим — перефирическая часть иерар­хии, совокупность малых смыслов, которая под влиянием определенных условий может усиливаться, увеличивать свою значимость, достигая по своей мотивационной энергетике уровня главного смысла. Некоторое время существует неус­тойчивое равновесие между указанными полюсами.

5. «Номинальная структура» смысла жизни. В иерархии усиливаются компоненты, противоречащие главному смыслу. Последний под их влиянием теряет свою силу, свою энер­гетику и фактически остается, так сказать, официальным прикрытием нового не адекватного ему, но реально сформированного жизненного смысла.

6. «Распадающаяся структура» смысла жизни. Главный смысл жизни распадается на ряд малых смыслов. Происходит обратное развитие смысла жизни. Смысл жизни, который прежде был механизмом самотрансценденции, выхода за пределы собственной личности, теперь все более приземляется, локализуется в конкретной ситуации, укорачивается до элементарного стремления пережить сегодняшний день.

7. Иерархией гармонического взаимодействия (гармоническая иерархия). Она характеризуется тем, что главный компонент иерархии, является ведущим, тем не ме­нее остается элементом иерархии. Он не только воздей­ствует на нее, но и испытывает ее влияние. При этом имеет место динамическое воздействие, которое приводит к раз­витию, а при определенных условиях — и к смене ведуще­го компонента. Эта адекватная структура смысла жизни как психического образования [31].

Таким образом, можно согласиться с В.Э. Чудновским, что смысл жизни как психическое образование представ­ляет собой жизненную цель, ставшую для человека ценнос­тью высокого порядка. Психологическую основу смысла жизни составляет структурная иерархия, система больших и малых смыслов. Функция смысла жизни как психологического механизма, существенно обусловливающего поведение человека и становление его' личности, зависит не только от содержания основной жизненной цели, но и от структуры данного психического образования, представляющего собой иерархическую систему больших и малых смыслов. Существуют различные типы структурных иерархий, характеризующих различные соотношения смысловых компонентов и во многом определяющих особенности функционирования механизма смысла жизни.

С психологической точки зрения главным является не осознанное представление о смысле жизни, а насыщенность реальной повседневной жизни реальным смыслом. Именно объективно сложившаяся направленность жизни несет в себе истинный смысл, а любые попытки сконструировать себе смысл жизни интеллектуальным актом будут быстро опровергнуты самой жизнью. Вместе с тем жизненные ситуации могут ставить перед человеком задачу на осознание смысла своей жизни. Осознать и сформулировать смысл своей жизни — значит, оценить свою жизнь целиком.

Осмысленность жизни — не однородная структура. Мож­но полагать, что в каждом индивидуальном случае смысл жизни представлен системой жизненных смыслов, а какой-либо, или какие-либо из них играют доминирующую роль в жизни данного человека. По мысли Д.А. Леонтьева, индикаторами смысла жизни являются смысложизненные ориентации, которые можно соотнести с основными периодами жизни: прошлым, настоящим и будущим. Человек может черпать смысл своей жизни в каком-то из этих периодов или во всех вместе [23].

Какими могут быть индивидуальные жизненные смыслы? Отечественными исследователями делаются попытки описать и систематизировать их. Так, например, описывая экзистенциальные жизненные сценарии, В.Н. Дружинин называет их, фактически определяя доминирующий жизнен­ный смысл, соответствующий каждому из них: жизнь как «предисловие»; жизнь как творчество; жизнь как достиже­ние; жизнь как сон; жизнь «по правилам»; жизнь — «трата времени» и жизнь — «против жизни» [12].

Свою классификацию жизненных смыслов предлагает B.C. Котляков. В нее входят следующие категории: экзис­тенциальные, гедонистические, коммуникативные, саморе­ализации, статусные, когнитивные, семейные смыслы [33].

Классификация жизненных смыслов Т.Н. Березиной построена на идее П.В. Симонова о существовании тесной связи между низшими и высшими уровнями индивидуальности человека [5]. Смысл жизни, с ее точки зрения, формируется (надстраивается) на базе инстинктов высших животных, благодаря их одухотворению у человека. В данную классификацию входят следующие жизненные смыслы:

1. Витальные жизненные смыслы: жизнь ради жизни (вы­живание); жизнь ради удовольствия; жизнь ради бо­гатства; жизнь ради приятного время препровождения.

2. Социальные смыслы: жизнь ради любви; жизнь ради карьеры; жизнь ради профессионального мастерства; жизнь ради конкретного человека.

3. Идеальные смыслы: жизнь ради познания; жизнь ради творчества; жизнь ради самосовершенствования; жизнь ради детей; жизнь ради «гнездышка»; жизнь ради боль­шой социальной группы; жизнь ради дружбы; жизнь ради борьбы [5].

Нетрудно заметить, что вышеприведенные классифи­кации жизненных смыслов перекликаются и, в целом, ил­люстрируют действительное многообразие жизненных смыс­лов людей.

Таким образом, ценностно-смысловая сфера человека является базовым, глубинным образованием личности. Вопросы ценностей и смысла жизни широко рассматриваются различными авторами. Выделяют содержание, классификацию, детерминанты и особенности динамики формирования ценностно-смысловой сферы человека.

^ 1.3 Ценностно-смысловая сфера людей молодого возраста
Молодой человек, вступающий во взрослую жизнь, стоит перед необходимостью выбора и решения многих жизненно важных задач, среди которых наиболее важными являются брак, рождение детей, выбор профессионального пути. Данные события носят характер нормативных, так как их наступление ожидается и чаще всего происходит в определенное время у большинства людей. Именно эти события требуют принятия особенных решений, в русле которых поддерживаются, расширяются или подрываются ранее сложившиеся взгляды, формируются новые мотивы поведения и ценностные установки.

Кроме нормативных событий этого периода, мотивационная система человека может существенно корректироваться вследствие ненормативных событий. Это связано с еще не устоявшейся системой ценностей и эмоциональной чувствительностью молодой личности.

К ненормативным относятся события, случившиеся совершенно неожиданно: внезапная смерть близкого человека, любимого, потеря работы и т.д. Подобные события зачастую побуждают молодого человека к неадекватным поступкам которые в свою очередь могут коренным образом изменить последующую жизнь.

С возрастом импульсивность поведения человека начинает уменьшаться вне зависимости от нормативных или ненормативных событий, а осознание внешних и внутренних обстоятельств — усиливаться. Это позволяет человеку принимать более взвешенные решения и приводит к большему проникновению в причины своих поступков и поступков других людей. Таким образом, происходит становление социально зрелой взрослой личности.

Период ранней взрослости можно по-другому назвать периодом начинаний. Действительно, во всех областях взрослой жизни, будь то личная жизнь или профессиональная, молодой человек стоит в самом начале пути. Это начало, безусловно, связано с определенными планами и надеждами, большинство которых сложилось еще в юношеский период. Однако эти надежды по своей сути являются мечтами, которые необходимо осуществить, чтобы достигнуть желаемого. Поэтому одной из наиболее важных задач молодой личности является необходимость увязать мечту и реальность, желаемое и действительное.

Мечта — это положительно окрашенная долговременная мотивационная установка, направленная в будущее, которая присуща практически всем людям [35].

Строя планы на будущее, большинство молодежи не отдают себе отчет в том, что реальное будущее — это не будущее вообще, а будущее определенным образом построенного настоящего.

Мечта лишена непосредственного побуждения. В связи с этим очень часто мечты о взрослых достижениях слабо связаны с реальностью. Мечтой может быть конкретная цель. Постановка перед собой перспективных целей, настойчивость в поиске путей решения намеченных задач, ощущение того, что жизнь имеет смысл — все эти стремления в ранней взрослости не развиты полностью, а находятся в стадии становления

Цели, которые ставят перед собой молодые люди, часто бывают либо нереальными, либо фиктивными — их соотнесенность с реальностью трудно, а иногда и невозможно проверить или подтвердить. Часто они определяются непомерным уровнем притязаний или тем жизненным сценарием, который определили родители. В этом случае установка типа «Главное — высшее образование, а какое — не важно» или «Не получилось у меня, получится у моего ребенка» подменяет реальность нереализованными мечтами других людей. Результатом такого выбора жизненного пути зачастую становится разочарование и потеря смысла жизни, а мечта о взрослых достижениях может так и остаться фантазией.

Подобная мотивационная установка является достаточно распространенной [21]. В возрасте 22—28 лет молодые взрослые исходят из ложной посылки, которая отражает несовершенство и зависимость от родителей формирующейся системы ценностей, взглядов и убеждений: «Успеха можно достичь, если идти по пути родителей и проявить при этом силу воли и упорство. Но если я потерплю крах, окажусь в тупике, устану или просто не справлюсь, они вмешаются и укажут мне правильный путь». Чтобы побороть это представление, молодой мужчина или женщина должны полностью взять на себя ответственность за свою жизнь, отказавшись от ожидания постоянной помощи со стороны родителей. Это подразумевает нечто большее, чем освободиться от власти родителей. При реализации собственной мечты от молодых людей требуется активное позитивное строительство взрослой жизни — самостоятельный выбор жизненной стратегии с учетом окружающей реальности и своих возможностей.

Необходимость выбора собственной жизненной стратегии — общий принцип как для молодых мужчин, так и для молодых женщин. Он не зависит от того, что их мечты существенно отличаются друг от друга. Так, Левинсон в своих исследованиях указывает на то, что для женщин свойственна раздробленность в мечтах, в то время как мечты мужчин носят однородный характер и связаны с достижениями на работе [11]. Женщины мечтают о замужестве и карьере, при этом больший вес придается именно браку. Только около 18% женщин связывают свои мечты исключительно с успехами на работе. В то же время всего чуть более 15% ограничивают свои планы на будущее традиционными ролями жены, матери, помощницы. Однако даже те женщины, которые мечтают и о карьере и о браке одновременно, учитывают интересы мужей, ограничивая свои мечты, касающиеся личных достижений на работе. Эти различия, по-видимому, связаны с разными мотиваторами у мужчин и женщин, то есть теми факторами, которые участвуют в мотивационном процессе и обусловливают принятие решения, или, по-другому, мотивационными детерминантами.

Психологические исследования показывают, что при принятии решений мужчинам свойственно опираться на мотиватор «потребность», а женщинам — «долженствование» [11]. Это согласуется с данными других авторов, доказывающих большую предрасположенность женщин к усвоению общественных норм и требований.

Переход через порог 30-летия, на который мужчины и женщины реагируют по-разному, отмечается пересмотром жизненных целей, планов и ценностей.

Для мужчин в это время характерна смена работы или изменение образа жизни, но их сосредоточенность на работе и карьере не меняется. Наиболее частым мотивом добровольного ухода с работы является неудовлетворенность чем-то на данном производстве. При этом на первом месте стоит неудовлетворенность именно работой: производственной обстановкой, напряженностью труда, заработной платой и т. д. Если неудовлетворенность работой возникает вследствие стремления добиться лучшего результата, то это только способствует совершенствованию самого работника.

У женщин во время перехода возраста 30-летия обычно меняются приоритеты, установленные в начале ранней взрослости. Женщин, ориентированных на замужество и воспитание детей, теперь в большей степени начинают привлекать профессиональные цели. В то же время те, кто отдавал свои силы работе, теперь, как правило, направляют их в лоно семьи и брака.

Таким образом, происходит изменение системы ценностей, а на основе этого — смена мотивационных установок.

Действительно, если сравнить системы ценностей людей 20—23 и 33—35 лет, можно увидеть определенные различия.

Психологические исследования [35], проведенные в 1999 г. среди студентов 2-го и 3-го курсов СПбГУ (всего принимали участие 323 студента), показали, что в настоящее время лидирующими ценностями у молодых людей являются любовь, духовная и физическая близость с любимым человеком и уверенность в себе.

Важными — хорошие друзья, здоровье, активная, деятельная, эмоционально насыщенная жизнь, свобода и независимость в суждениях и поступках.

Серединная зона, то есть те ценности, которые занимают среднее место у большинства молодежи и которые можно назвать предпочитаемыми, представлена следующими ценностями: интересная работа, материально обеспеченная жизнь и счастливая семейная жизнь.

Нейтральными являются ценности, отражающие познавательный процесс: жизненная мудрость — зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом; развитие как постоянная работа над собой, духовное и физическое совершенствование; творчество, то есть возможность творческой деятельности; познание, то есть расширение своего кругозора, образования, развития интеллектуальных способностей.

На последнем месте стоят ценности, которые условно можно было бы назвать отвергаемыми. Это: общественное признание и уважение товарищей по работе; красота природы и искусства; счастье других и отсутствие обязанностей.

Представленный порядок в системе ценностных ориентации молодежи является усредненным. В индивидуальном ранжировании присутствует значительный разброс. Так, несмотря на то что любовь занимает лидирующую позицию, ее средний ранг, то есть тот, на который ее ставит большинство молодежи,— 5-е место. То же самое можно сказать в отношении всех ценностных ориентации, индивидуальная структура которых различна и имеет много вариаций.

Исследования, проводимые ранее, показывали более типичную картину в системе ценностей молодежи, а также их ориентацию на профессиональную направленность. Для студентов 80-х годов ведущими ценностями были интересная работа, хороший коллектив и повышение квалификации [3]. В настоящее время эти ценности переместились на второй план, пропустив вперед ценности интимно-личностного характера.

Индивидуализация ценностных ориентации связана с увеличением ценности индивидуального человеческого существования и уменьшением ориентации на широкую человеческую общность.

Для людей, перешагнувших порог 30-летия, важной ценностной ориентацией становится семья. Любовь как ценность уступает первое место счастливой семейной жизни, перемещаясь по рангу в группу предпочитаемых ценностей. С возрастом снижается, но остается значимой ценность наличия друзей (с 3-го на 5-е место). Также остаются стабильными ценности, связанные с работой (интерес к ней, хороший коллектив, повышение квалификации).

Наиболее заметны возрастные изменения в системе ценностей мужчин и женщин. Если у мужчин в 20—23 года на первом месте стоят творчество и работа, то в 30—33 года — семья, здоровье и материальная обеспеченность. Для женщин 20—23 лет характерна ценностная ориентация на любовь и создание семьи, а для 30—33-летних — семья, уверенность в себе и творчество (см. таблицу 1).

Таблица 1

^ Десять невротических потребностей (по К. Хорни)

МУЖЧИНЫ

ЖЕНЩИНЫ

20-23 года

30-33 года

20-23 года

30-33 года

1. Творчество

1. Семья

1. Любовь

1. Семья

2. Интересная работа

2. Здоровье

2. Семья

2. Уверенность в себе

3. Любовь

3. Материальная обеспеченность

3. Хорошие друзья

3. Творчество

4. Семья

4. Продуктивная жизнь

4. Интересная работа

4. Чуткость и терпимость

5. Хорошие друзья

5. Твердая воля

5. Творчество

5. Хорошие друзья

6. Свобода

6. Жизнерадостность

6. Познание

6. Широта взглядов, образованность

Некоторые возрастные изменения в системе ценностных ориентации людей оказываются связанными с уровнем материальной обеспеченности. В частности, при повышении уровня дохода повышается ранг таких ценностей, как жизненная мудрость, ощущение успеха, любовь; и снижается — таких, как материальная обеспеченность, терпимость, аккуратность, готовность помочь, чуткость.

Анализ возрастных изменений ценностных ориентации позволяет утверждать, что с возрастом на смену романтически окрашенным ценностям приходят более практичные. Человек начинает реальнее смотреть на жизнь, жить настоящими событиями и достижениями. Уверенность в собственных силах и осознание собственной компетентности, с одной стороны, а также признание ограничений и установление адекватного уровня притязаний на основе жизненного опыта, с другой стороны, обеспечивают ощущение целостности и удовлетворенности. Человек перестает верить в чудо и его действия во всех сферах деятельности, касается ли это семейной жизни или работы, и мотивирует это разумной установкой: «Мой успех напрямую связан с тем, сколько сил я готов затратить на его достижение». В то же время отсутствие этих изменений в мотивационной системе, нежелание найти приемлемое соотношение между желаемым и достигнутым к 40 годам приводит к ощущению пустоты и бессмысленности своего существования.

  1   2



Скачать файл (322.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации