Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Аудит - файл аудит курсовая.doc


Аудит
скачать (42 kb.)

Доступные файлы (1):

аудит курсовая.doc290kb.11.05.2005 22:32скачать

содержание
Загрузка...

аудит курсовая.doc

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Содержание


Введение

3

  1. Сущность и понятие аудита в России

5

    1. Становление аудита

5

    1. Понятие и цели аудита

7

    1. Принципы аудита

10

  1. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в России

12

    1. Источники правового регулирования аудиторской деятельности

12

    1. Организация и законодательное регулирование аудиторской деятельности в России

15

  1. Аудиторская палата России и новые законодательные требования

20







Заключение

20

Список литературы

22



Введение
Аудит имеет уже достаточно большую историю. Первые независимые аудиторы появились еще в XIX веке в акционерных компаниях Европы. Слово «аудит» в разных переводах означает «он слышит» или «слушающий».

Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятия (администрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы). Последние не могли и не хотели полагаться лишь на ту финансовую информацию, которую представляли управляющие и подчиненные им бухгалтеры предприятия. Достаточно частые банкротства предприятий, обман со стороны администрации существенно повышали риск финансовых вложений. Акционеры хотели быть уверены в том, что их не обманывают, что отчетность, представленная администрацией, полностью отражает действительное финансовое положение предприятия. Для проверки правильности финансовой информации и подтверждения финансовой отчетности приглашались люди, которым, по мнению акционеров, можно было доверять. Главным требованием, предъявляемым к аудитору, были его безупречная честность и независимость.

Исторической родиной аудита является Англия, где с 1844 года выходит серия законов о компаниях, согласно которым правления акционерных компаний обязаны приглашать не реже одного раза в год специального человека для проверки бухгалтерский счетов и отчета перед акционерами.

В России звание аудитора было введено Петром I. Должность аудитора совмещала в себе некоторые обязанности делопроизводителя, секретаря и прокурора. Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами. Все три попытки организации аудита (в 1889, 1912 и 1928 годах) оказались неудачными.

Мировой экономический кризис 1929 – 1933 годов усилил потребность в услугах бухгалтеров-аудиторов. В это время резко ожесточаются требования к качеству аудиторской проверки и ее обязательности, увеличивается рыночная потребность в такого рода услугах. После окончания кризиса практически все страны начинают вводить обязательные требования к объему информации, содержащейся в годовых отчетах, и обязательности публикации этих отчетов и заключений аудиторов. Аудит становится мощным оружием против мошенничества.

В нашей стране аудиторская деятельность в современном ее виде появилась сравнительно недавно, и в связи с экономическими преобразованиями получает все большее распространение.

Первыми аудиторскими организациями в России стали представительства и дочерние предприятия акционерного общества «Инаудит», основанного осенью 1987 года. В начале аудит проводился на совместных предприятиях, созданных с участием иностранного капитала, так как зарубежные партнеры требовали представления им бухгалтерской отчетности, подтвержденной независимой аудиторской организацией.

С возникновением новых форм предпринимательской деятельности, появлением акционерных обществ, товариществ с ограниченной ответственностью, коммерческих банков и других предприятий сфера применения аудита значительно расширилась.

Аудиторские услуги в России предлагает и так называемая Большая шестерка крупнейших аудиторских фирм мира, в которую входят Deloitte & Touche, Ernst & Young, Artur Anderson, Price Waterhouse, Cooper & Lybrant, KPMG. Каждая из этих фирм является крупной международной группировкой, фирмы-члены которой работают во многих странах мира. Все эти фирмы по своей организационной форме представляют собой партнерства (товарищества) с неограниченной ответственностью. Каждая из групп, входящих в Большую шестерку, в целом предоставляет весь круг аудиторских и консультационных услуг, а отдельные фирмы, входящие в эту группу, могут иметь какую-либо специализацию (налоговое консультирование или аудит в какой-то одной сфере бизнеса и др.).

  1. Сущность и понятие аудита в России

    1. Становление аудита


Становление рыночной инфраструктуры способствовало возникновению в России новой сферы предпринимательской деятельности – аудита. Слово «аудит» происходит от латинского «audio», что означает буквально «он слышит» («auditor» (лат.) – слушатель). Самые древние упоминания об аудите как методе контроля, по мнению историков, относятся еще к тем временам, когда древние цивилизации Ближнего Востока начали создавать высокоорганизованные государства и налаживать хозяйственную деятельность. Упоминания об аудиторах и аудите в англоязычных странах встречаются с XIII века. Мощное развитие рыночной экономики в Великобритании сопровождалось массовыми разорениями людей, вкладывающих сбережения в создаваемые компании. Рудольф Иеринг писал, что акционерные общества разорили больше людей, чем все войны вместе взятые. Происходящие процессы способствовали тому, что во второй половине XIX века профессия аудитора – независимого стороннего специалиста, который мог бы дать объективное заключение о финансовом состоянии компании, и аудиторская деятельность стали важной неотъемлемой составной частью делового мира. В 1844 году в Англии был принят ряд законов об акционерных компаниях, согласно которым правления были обязаны приглашать специального человека для проверки бухгалтерских счетов и отчетов. В 1879 году в Англии был принят закон об обязательном аудите, а закон 1900 года потребовал аудита всех компаний. Мировой экономический кризис 1929 – 1933 годов, когда после потери значительной доли средств инвесторы потеряли доверие к существующим финансовым структурам, способствовал ускоренному развитию аудиторской деятельности. Сегодня практически во всех странах мира с рыночной экономикой существует общественный институт аудита со своей правовой и организационной инфраструктурой.1

Попытки создания аудита в дореволюционной и послереволюционной России оказались неудачными. В СССР в условиях административно-командной системы необходимости в независимом контроле не существовало. При Министерстве финансов СССР действовали специальные контрольно-ревизионные управления, в компетенцию которых входило проведение проверок и ревизий министерств, ведомств, организаций, учреждений и предприятий.

Несмотря на то, что первые аудиторские фирмы в России начали создаваться в конце 80-х годов, официальное признание аудит в России получил лишь в 1993 году, когда был принят Указ Президента Российской Федерации, утвердивший Временные Правила аудиторской деятельности в Российской Федерации. Быстрое формирование основных институтов фондового рынка, с одной стороны, и первый негативный опыт банкротства целого ряда финансовых институтов, использовавших денежные средства частных инвесторов, с другой – сделали проблему создания аудита в качестве авторитетного независимого финансового контроля одной из основных на пути стабилизации российской экономики.

В настоящее время в России функционируют несколько тысяч небольших отечественных аудиторских фирм (с численностью до 2-3 десятков человек) и индивидуальных предпринимателей-аудиторов, несколько десятков достаточно крупных российских аудиторских фирм (с численностью до нескольких сотен человек) и несколько десятков иностранных аудиторских фирм («большая пятерка» и некоторые другие западные фирмы).2



    1. Понятие и цели аудита


Аудиторская деятельность (аудит) лицензируемая предпринимательская деятельность аттестованных независимых юридических и физических лиц (аудиторских организаций и аудиторов) – законных участников экономической деятельности, направленная на подтверждение достоверности финансовой, бухгалтерской и налоговой отчетности, для уменьшения до приемлемого уровня информационного риска для заинтересованных пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности, представляемой предприятием (организацией) собственникам, а также другим юридическим и физическим лицам.3

Известный в США специалист в области теории и практики аудита профессор Дж. Робертсон определяет аудит как деятельность, направленную на уменьшение предпринимательского риска. В своей монографии «Аудит» – это процесс уменьшения до приемлемого уровня информационного риска для пользователей финансовых отчетов».4

Аудиторская деятельность является одним из видов предпринимательской деятельности, поэтому ей присущи все признаки предпринимательской деятельности:

    • самостоятельность;

    • риск;

    • направленность на систематическое получение прибыли;

    • наличие регистрации.

Самостоятельность аудиторской деятельности проявляется при решении вопроса о заключении договора, в процессе планирования аудитором своей деятельности. Аудиторский риск – это субъективно определяемая аудитором вероятность признать по итогам аудиторской проверки, что бухгалтерская отчетность может содержать не выявленные существенные искажения после подтверждения ее достоверности или признать, что она содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений в бухгалтерской отчетности нет.5

Но аудит – это не только проверка бухгалтерской отчетности, это еще и комплекс так называемых сопутствующих услуг. К которым относятся:

  • постановка, восстановление, ведение бухгалтерского учета у клиента (так называемые «эккаутинговые» услуги);

  • составление бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций;

  • проверка учетных, налоговых и иных аспектов деятельности предприятия, интересующих клиента;

  • проведение экспертиз;

  • анализ финансово-хозяйственной деятельности;

  • оценка инвестиционных проектов, бизнес-планов, активов и пассивов экономических субъектов;

  • разработка для клиентов документации экономического характера (учетной политики, рекомендаций по вопросам учета и налогообложения, инструкций, положений и пр.);

  • научные исследования и разработки по проблемам экономического характера;

  • подготовка, переподготовка, повышение квалификации кадров по экономическим специальностям;

  • проведение конференций, семинаров, «круглых столов» и пр.;

  • подбор и тестирование кадров по экономическим специальностям для клиентов;

  • представление интересов экономического субъекта перед третьими лицами;

  • консультации по вопросам учета, налогообложения.

Оказание сопутствующих аудиту услуг регламентируется Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним». Требования данного Правила (стандарта) являются обязательными для всех аудиторских организаций при оказании сопутствующих аудиту услуг, перечень которых представлен в названном стандарте, за исключением тех его положений, где прямо указано, что они носят рекомендательный характер.6

По вопросу о понятии аудита следует отметить, что в последнее время в нормативно-правовых актах и правовой литературе термин «аудит» стал употребляться и по отношению к иным объектам проверок, появилось понятие экологического аудита.

Законодательно установленными целями российского аудита являются:

  • во-первых, выражение мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов;

  • во-вторых, установление соответствия порядка ведения бухгалтерского учета хозяйствующими субъектами финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ.

Достоверность отчетности – это степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности. Это дает возможность пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения, которые, в конечном счете, будут всего лишь выражением мнения аудиторских организаций и аудиторов о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц.


    1. Принципы аудита7


Независимость – один из основополагающих принципов аудита. Данный принцип деятельности аудитора закреплен в статье 12 Закона. Аудиторы, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в ходе осуществления своей деятельности обязаны соблюдать профессиональные, этические принципы аудита и использовать их в качестве основы для принятия любых решений профессионального характера.

Независимость – принцип аудита, заключающийся в обязательности отсутствия у аудитора при формировании его мнения финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности в делах проверяемого экономического субъекта, превышающей отношения по договору на осуществление аудиторских услуг, а также какой-либо зависимости от третьих лиц. Требования к аудитору в части обеспечения независимости и критерии того, что аудитор не является зависимым, регламентируются нормативными документами по аудиторской деятельности, а также этическими кодексами аудиторов.

Конфиденциальность информации – принцип аудита, заключающийся в том, что аудиторы и аудиторские организации обязаны обеспечивать сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудиторской деятельности, и не вправе передавать эти документы или их копии (как полностью, так и частично) каким бы то ни было третьим лицам либо разглашать устно содержащиеся в них сведения без согласия собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Данные, полученные в ходе аудиторской проверки, проводимой по поручению органа дознания, прокурора, следователя, суда и арбитражного суда, могут быть преданы гласности только с разрешения указанных органов и в том виде, в каком упомянутые органы признают это возможным.

Принцип конфиденциальности должен соблюдаться неукоснительно, даже если разглашение или распространение информации о проверяемом экономическом субъекте не наносит ему материального или иного ущерба. Аудиторская организация не вправе использовать для своей выгоды или в интересах третьих лиц конфиденциальную информацию о делах клиентов, ставшую ей известной при выполнении профессиональных задач. Статья 8 Закона базируется на принципе конфиденциальности. Данная статья раскрывает содержание понятия аудиторской тайны, предусматривает ответственность за ее разглашение.

Профессионализм, компетентность и добросовестность аудитора. Аудитор должен обладать необходимой профессиональной квалификацией, знаниями в области бухгалтерского учета и налогообложения, в том числе правовыми. Данный принцип предусмотрен статьями 15, 17 и 20 Закона, устанавливающих в качестве обязательных требований для аудиторской деятельности аттестацию аудиторов, лицензирование аудиторской деятельности и аккредитацию аудиторских объединений.

В частности, в качестве критериев допуска к аттестации на право аудиторской деятельности установлены:

  • наличие экономического или юридического образования у этих лиц;

  • стаж работы не менее трех лет из последних пяти по соответствующему профилю.

Закон устанавливает также основания недопущения к аттестации на право аудиторской деятельности. Это осуждение лица по приговору суда с применением наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово-хозяйственных отношений, в течение отбывания наказания и в последующий период до погашения (снятия) судимости в установленном законом порядке.


  1. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в России

    1. Источники правового регулирования аудиторской деятельности


В настоящее время правовые основы аудиторской деятельности определяются Федеральным законом от 7 августа 2001 года за № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности.

В настоящее время отдельные направления аудиторской деятельности регулируются:

  • Федеральным законом от 21 ноября 1996 года (ред. от 30.06.03 г.) «О бухгалтерском учете» с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.01.2004 года;

  • Федеральным законом от 7 мая 1998 года за N 75-ФЗ (ред. от 10.01.2003 г.) «О негосударственных пенсионных фондах»;

  • Федеральным законом от 26 декабря 1995 года за N 208-ФЗ (ред. от 06.04.2004 г.) «Об акционерных обществах»;

  • Федеральным законом от 5 марта 1999 года за N 46-ФЗ (ред. от 09.12.2002 г. с изменениями от 23.12.2003 г.) «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»;

  • Федеральным законом от 29 октября 1998 года за N 164-ФЗ (ред. от 29.01.2002 г. с изменениями от 23.12.2003 г.) «О лизинге»;

  • Федеральным законом от 8 февраля 1998 года за N 14-ФЗ (ред. от 21.03.2002 г.) «Об обществах с ограниченной ответственностью»;

  • Федеральным законом от 8 мая 1996 года за N 41-ФЗ (ред. от 21.03.2002 г.) «О производственных кооперативах»;

  • Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 года за N 4015-1 (ред. от 20.07.2004 г.) «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Со значительными ограничениями и в части, не противоречащей действующему законодательству Российской Федерации, в данной области может применяться Закон СССР от 26 мая 1988 года за N 8998-XI «О кооперации в СССР» (ред. от 19.06.92 г.).8

Организационно-правовая форма аудиторских организаций определяется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Нормы законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности, содержащиеся в вышеперечисленных Законах, должны соответствовать положениям Закона об аудиторской деятельности. Данный закон является специальным законом, регулирующим аудиторскую деятельность в Российской Федерации. В случае столкновения норм различных законов будут применяться нормы Закона об аудиторской деятельности.9

Особенности правового положения аудиторских организаций, осуществляющих аудиторские проверки сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов, определяются Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации».

На основании и во исполнение Закона об аудиторской деятельности и иных федеральных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности.

В настоящее время действует ряд таких Постановлений:

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.12.1994 года за № 1355 утвердило перечень показателей, согласно которым бухгалтерская отчетность экономических субъектов подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке (в части, не противоречащей Федеральному закону за № 119-ФЗ).

  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.02 года за № 190 утвердило порядок лицензирования аудиторской деятельности.

  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.01.2000 года за № 81 дополнило перечень показателей, по которому бухгалтерская отчетность экономических субъектов подлежит обязательной проверке.

  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2002 года за № 80 во исполнение Федерального Закона за № 119-ФЗ определило уполномоченный федеральный орган – Министерство Финансов Российской Федерации (Минфин РФ) и утвердило правила обмена квалификационных аттестатов, выданных до принятия Федерального закона за № 119-ФЗ, на аттестаты, предусмотренные этим законом.10

Рядом документов Минфина РФ и Центрального Банка Российской Федерации (ЦБ РФ):

    • разработаны программы квалификационных экзаменов на аттестат аудитора в области общего аудита, аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, страхового аудита, банковского аудита;

    • детализирован порядок проведения квалификационных экзаменов;

    • разработан порядок повышения квалификации и продления срока действия аудиторских аттестатов;

    • детализирован порядок лицензирования аудиторской деятельности.

В документах ряда министерств и ведомств (Минфина РФ, Госкомэкологии РФ, Минимущества РФ) утвержден порядок аккредитации аудиторских организаций, уполномоченных для проведения специальных видов аудита, а также аудита государственных унитарных предприятий.
Приказом Минфина РФ от 27.10.1999 года за № 69н установлен порядок ежегодной отчетности аудиторов и аудиторских организаций перед Минфином РФ.11


    1. Организация и законодательное регулирование аудиторской деятельности в России


Поскольку результаты аудиторской проверки являются основой множества экономических решений, аудит достаточно жестко регулируется во всех странах. В некоторых из них (например во Франции) в этот процесс вмешивается государство, устанавливая нормы, нормативы аудита, осуществляя регистрацию аудиторов и аудиторских фирм и контроль за их деятельностью. В других странах (США, Англия) этот процесс регулируется общественными профессиональными аудиторскими организациями. На международном уровне профессиональные организации аудиторов сотрудничают с помощью Международной федерации бухгалтеров, которая вырабатывает рекомендации, касающиеся различных аспектов аудиторской деятельности.

Организация и методика аудиторской деятельности в России формируется на основе опыта, сложившегося в мировой практике. В соответствии с принятой концепцией нормативного регулирования аудита в России должна быть построена трехуровневая система его регламентации.

Верхним уровнем станет закон об аудиторской деятельности (до принятия закона аудиторская деятельность регулируется Временными правилами, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года за №2263).

Закон об аудиторской деятельности в Российской Федерации относится к основным законодательным актам, регламентирующим хозяйственное право в России. Это будет закон прямого действия, определяющий, в частности место аудита в финансово-хозяйственной деятельности как необходимого и равноправного элемента. Для России это особенно важно, так как исторически государственный контроль превалировал над другими видами контроля.

Второй уровень системы нормативного регулирования представлен стандартами. Основное назначение документов этого уровня состоит в установлении норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности, и, прежде всего арбитражем.

Все аспекты аудиторской деятельности, права и обязанности аудиторов и предприятий, пользующихся их услугами, должны пониматься однозначно, стандарты аудита должны регулировать взаимоотношения аудиторских фирм, предприятий, налоговых и других служб, проверяющих законность деятельности предприятий, а также учитываться в арбитражном процессе.

И, наконец, документы третьего уровня носят вспомогательный характер и основная их цель – помощь в технической реализации требований стандартов, в разработке прогрессивных приемов и рациональных способов организации аудиторской деятельности. Если работа по созданию закона об аудиторской деятельности находится в стадии завершения, то разработка стандартов только начинается. Перечень необходимых стандартов аудита в Российской Федерации определен в соответствии с рекомендациями Комитета Международной Федерации бухгалтеров.12

Согласно Федеральному закону от 07.08.2001 г. за № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.

Аудиторская проверка, в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 г. за № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», может быть обязательной и инициативной. Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных актами законодательства РФ, инициативная – по решению экономического субъекта. Кроме того, обязательная аудиторская проверка может проводиться по поручению государственных органов.

Аудиторской деятельностью в Российской Федерации имеют право заниматься физические лица (аудиторы) и юридические лица (аудиторские фирмы) независимо от вида собственности, в том числе иностранные и созданные совместно с иностранными физическими и юридическими лицами.

Аудиторские фирмы регистрируются как предприятия, создаваемые в целях осуществления аудиторской деятельности, и могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за исключением формы акционерного общества открытого типа.

Аудиторские фирмы осуществляют свою деятельность при условии, если в их уставном капитале (уставном фонде) доля, принадлежащая аттестованным аудиторам и (или) получившим лицензии аудиторским фирмам, составляет не менее 51%.

Аудиторы, работающие самостоятельно, и аудиторские фирмы могут заниматься аудиторской деятельностью только после получения лицензии на ее осуществление. Для аудиторской фирмы лицензия выдается на основании соответствующего заявления с приложением учредительных документов, копии свидетельства о государственной регистрации, сведений о руководителях аудиторской фирмы, их заместителях и аудиторах, имеющих квалификационный аттестат. Лицензии выдаются отдельно на осуществление банковского аудита, аудита страховых организаций, аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, общего аудита (аудита иных экономических субъектов).

Аудиторы, прошедшие аттестацию и желающие работать самостоятельно, а также аудиторские фирмы начинают свою деятельность после государственной регистрации в качестве субъектов предпринимательской деятельности, получения лицензии на осуществление аудиторской деятельности и включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.

Сбор за выдачу лицензии на осуществление аудиторской деятельности сроком на 1 год с аудиторов и аудиторских фирм определен соответственно в 30-кратном и 150-кратном размере установленной законодательством Российской Федерации минимальной оплаты труда. При выдаче лицензии на срок более 1 года размер сбора за ее выдачу пропорционально увеличивается.

Аудиторы и аудиторские фирмы помимо проведения проверок могут оказывать услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского (финансового) учета, составлению деклараций о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности, анализу хозяйственно-финансовой деятельности, оценке активов и пассивов экономического субъекта, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства РФ, а также проводить обучение и оказывать другие услуги по профилю своей деятельности.

Аудиторы и аудиторские фирмы не могут заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме аудиторской и другой связанной с ней деятельностью.

При проведении аудиторской проверки и составлении заключения аудиторы независимы от проверяемого экономического субъекта, а также от любой третьей стороны, в том числе от государственных органов, поручивших им проведение проверки, а также от собственников и руководителей аудиторской фирмы, в которой они работают. При этом аудиторы и аудиторские фирмы не вправе передавать сведения, полученные ими в процессе проверки, третьим лицам для использования в предпринимательской деятельности.

Аудиторам и аудиторским фирмам разрешено образовывать союзы, ассоциации и другие объединения для координации своей деятельности или защиты своих профессиональных интересов. Однако заниматься непосредственно аудиторской деятельностью общественные аудиторские объединения не имеют права.13

Федеральным законом от 07.08.2001 г. за № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» оговаривается состав аудиторского заключения (вводная, аналитическая и итоговая части), а также содержание каждой части в отдельности.

Помимо перечисленного, Федеральный закон от 07.08.2001 г. за № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» устанавливает ответственность экономических субъектов при уклонении от проведения обязательной аудиторской проверки и ответственность аудиторской фирмы за неквалифицированное проведение проверки либо осуществление ею аудиторской деятельности без получения в установленном порядке лицензии.

Так, уклонение экономического субъекта от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствование ее проведению влечет за собой взыскание на основании решения суда или арбитражного суда штрафа с экономического субъекта в сумме от 100- до 500-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда и штрафа с руководителя (руководителей) экономического субъекта в сумме от 50- до 100-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда.

В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства или для экономического субъекта, с аудитора (аудиторской фирмы) могут быть взысканы на основании решения суда или арбитражного суда по иску, предъявляемому органом, выдавшим лицензию, понесенные убытки в полном объеме, расходы на проведение перепроверки и штраф в сумме до 100-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда – с аудитора, осуществляющего свою деятельность самостоятельно, и от 100- до 500-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда – с аудиторской фирмы.

Осуществление юридическим или физическим лицом аудиторской деятельности без полученной в установленном порядке лицензии влечет за собой взыскание полученных в результате незаконной деятельности доходов – в пользу введенных ими в заблуждение заказчиков в размерах понесенных этими заказчиками расходов и штрафа в пределах от 500- до 10000-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда – в доход республиканского бюджета Российской Федерации. Кроме того, орган, уполномоченный выдавать лицензии на осуществление аудиторской деятельности, вправе обратиться в арбитражный суд с иском о ликвидации указанного юридического лица.14

  1. Аудиторская палата России и новые законодательные требования


До недавнего времени перед отечественным аудитом стояла цель оформиться в подсистему рыночной экономики и утвердиться в общественном сознании как профессия. Можно с большой уверенностью констатировать, что эта цель успешно достигнута. В настоящее время решается задача сближения правовой и нормативной базы отечественного аудита с практикой работы, в том числе с практикой работы международной системы аудита. Правовые основы такого сближения заложены Федеральным законом от 7.08.01 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности". В развитие этого нормативного акта постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.02 г. N 696 утверждены первые шесть федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. Минфин России приказом от 29.04.02 г. N 38н утвердил Временное положение о порядке аккредитации профессиональных аудиторских объединений при Министерстве финансов Российской Федерации. Эти документы нацелены на повышение качества деятельности аудиторских организаций и аудиторов. Данную проблему предполагается решать путем создания нормативных и организационных механизмов, предназначенных для оказания аудиторским организациям и аудиторам информационной, консультационной и другой помощи; путем разработки системы правил (стандартов), соответствующих или максимально приближенных к международным стандартам аудита (МСА), а также путем разработки общероссийских требований профессиональной аудиторской этики. Предполагается такое создание и функционирование четкой разноуровневой системы контроля качества аудиторской деятельности, профессионализма и профессиональной этикой аудиторов.

Эти новые моменты в полной мере учитывает в своей деятельности Аудиторская палата России. Она проводит серьезную работу в направлении достижения своего соответствия новым требованиям законодательства и нормативных актов, издаваемых Минфином России как федеральным государственным органом регулирования аудиторской деятельности.

Первое требование законодательства - наличие в составе аккредитованного профессионального аудиторского объединения не менее 100 аудиторских организаций. Сегодня число аудиторских организаций и аудиторов - членов АПР, внесенных в ее реестр, превысило этот порог более чем в 3 раза. В соответствии с уставом АПР ее членами являются также 20 профессиональных аудиторских объединений и 21 вуз. В 2002 г. продолжался прием в члены АПР, причем не только аудиторских организаций и аудиторов, но и региональных профессиональных аудиторских объединений и вузов, занимающихся подготовкой аудиторов. Так, членами АПР стали НП "Аудиторы Кузбасса", Московский государственный университет леса и Сибирский институт бизнеса, управления и психологии. Общая численность Палаты за 2002 г. увеличилась в 2 раза. Нам представляется, что активная работа в регионах позволяет профессиональному аудиторскому объединению в своей деятельности полнее учитывать территориальные особенности функционирования аудиторских организаций и аудиторов. Поэтому в своей региональной политике АПР считает приоритетной задачей усиление взаимодействия с межрегиональными и региональными аудиторскими объединениями - членами АПР, а также создание региональных представительств. К началу 2003 г. члены Палаты зарегистрированы на территориях 60 субъектов Российской Федерации, действуют практически на всей ее территории. Проводимая АПР региональная политика позволяет успешно решать многие вопросы взаимодействия членов Палаты с местными органами власти, объединениями промышленников и предпринимателей, организовывать на высоком уровне повышение квалификации аудиторов, оперативно оказывать им консультационные и информационные услуги.

Второе требование законодательства к аккредитованному профессиональному аудиторскому объединению состоит в том, что оно должно быть саморегулируемым, а его структура должна обеспечивать условия деятельности своих членов и защиту их интересов. Саморегулирование деятельности АПР, как нам представляется, достигается использованием в ее системе управления принципа разумного разделения полномочий представительных и исполнительных ветвей власти. Высшим органом управления в Палате, как и предусмотрено Федеральным законом "О некоммерческих объединениях", является общее собрание ее членов. В промежутках между общими собраниями работает Совет АПР, который в соответствии с ее уставом решает отнесенные к его компетенции вопросы, в основном перспективного характера. Всей текущей деятельностью Палаты руководят президент и правление, формируемое из председателей профильных комитетов и комиссий, которые утверждаются Советом АПР по представлению президента АПР. В настоящее время корректируется структура профильных комитетов и комиссий АПР с целью достижения большего соответствия структуре рабочих органов Совета по аудиторской деятельности при Минфине России.

Третье требование законодательства к аккредитованному профессиональному аудиторскому объединению - наличие обязательных для своих членов правил (стандартов) аудиторской деятельности и Кодекса профессиональной этики. В соответствии с решением Совета АПР до момента вступления в силу федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности члены АПР в своей работе руководствуются требованиями правил (стандартов) аудиторской деятельности, одобренных Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации. В настоящее время наш профильный комитет приступил к изучению утвержденных федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности в целях создания на их базе, как предусмотрено Законом N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности", внутренних правил (стандартов) АПР. Члены Палаты в своей деятельности применяют Кодекс профессиональной этики аудиторов, который утвержден решением общего собрания членов АПР от 26.09.01 г. (протокол N 2).

Четвертое требование законодательства относится к системе контроля аккредитованного профессионального аудиторского объединения за соблюдением его членами правил (стандартов) аудиторской деятельности и профессиональной этики, за качеством аудита. Эта система должна функционировать на постоянной основе. Поэтому в АПР проведена большая работа по корректировке имевшейся ранее системы контроля для приведения ее в соответствие с новыми законодательными требованиями. В частности, Советом АПР утвержден комплект нормативных документов, регламентирующих работу новой системы контроля - Временного положения о Комиссии по контролю за качеством аудиторской деятельности и соблюдением профессиональной этики аудиторскими организациями и аудиторами - членами Аудиторской палаты России, Временного положения о контроле за качеством аудиторской деятельности и соблюдением профессиональной этики аудиторскими организациями и аудиторами - членами Аудиторской палаты России и Временного порядка привлечении (отбора) и участия в проведении проверок качества аудиторской деятельности уполномоченных экспертов. Эти документы неоднократно обсуждались на правлении АПР и Совете АПР, прошли экспериментальную проверку. Их окончательное утверждение общим собранием членов Палаты запланировано на март 2003 г.

Качество аудиторской деятельности членов АПР напрямую связано с уровнем их профессионализма. Этому аспекту своей деятельности органы управления Палаты уделяют самое пристальное внимание. Так, в истекшем году создан и успешно функционирует Институт повышения квалификации АПР. Он, в частности, является организатором проведения телемостов Москва - регионы, в рамках которых в прямом эфире обсуждаются наиболее актуальные проблемы аудиторской деятельности. Ежегодно АПР совместно с Минфином России при активном участии ИПК АПР и Международной школы управления "Интенсив" РАГС при Президенте Российской Федерации проводит Всероссийские научно-практические конференции "Аудит в России". Как показывают результаты проведенных социологических исследований, эти мероприятия приносят российским аудиторам ощутимую пользу. Аналогичные конференции АПР совместно с ее региональными структурами проходят на межрегиональном и региональном уровнях. Так, в организации конференций в Астраханской и Пензенской областях приняли активное участие органы власти этих субъектов Российской Федерации, а в числе участников кроме аудиторов были руководители предприятий, их главные бухгалтеры, специалисты из налоговых, финансовых и экономических органов.

Для оперативного обеспечения членов АПР современной актуальной информацией создан в структуре АПР и успешно функционирует Информационный центр. Его основная задача - подготовка еженедельных обзоров новых законодательных и нормативных актов по аудиторской деятельности, бухгалтерскому учету, налогообложению, арбитражной практике, другим аудиторским услугам, а также ответы на вопросы наших членов. Работа этой структуры оценивается членами Палаты положительно.

Укреплению контактов с аудиторами, а значит, и росту качества их профессиональной деятельности в значительной мере способствует созданная в АПР комплексная система электронной связи, которая состоит из сайта в Интернете, электронной почты, факса и телефонов. Полученная по этим каналам связи информация обрабатывается Информационным центром и используется в работе всех органов управления Палатой.

В заключение подчеркнем, что руководство АПР уделяет серьезное внимание перспективным проблемам развития Палаты. В этой связи разработан проект концепции развития Аудиторской палаты России, который в основном был одобрен Советом АПР. После доработки с учетом высказанных замечаний и пожеланий проект концепции будет представлен общему собранию членов АПР.

  1   2   3



Скачать файл (42 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru