Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Новое геополитическое качество России - файл 1.docx


Контрольная работа - Новое геополитическое качество России
скачать (38.4 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx39kb.03.12.2011 08:16скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...


Содержание

Введение...........................................................................................................2


  1. Москва на распутье.................................................................................3

  2. Статус России.........................................................................................6

  3. Приоритеты во внешней и внутренней политике России...................7


Заключение....................................................................................................15
Список используемых источников..............................................................17



Введение
Геополитическая карта Европы состоит как минимум из трех крупных образований (ареалов). Первое из них – континентальный Запад, ядром которого можно назвать, прежде всего, Францию, Испанию, Португалию, островной Запад (Англия). Второе образование (ареал) – Средняя Европа. Сюда входят Австрия, Венгрия, Германия, Италия. Третье образование – Восточная Европа, в том числе и Европейская Россия. Названные геополитические регионы создают на континенте зоны напряженности: постоянно возникают противоречия между континентальным и островным Западом.

В соответствии с целями поставленными руководством России на ближайшие десятилетия относительно развития внешнеполитических и внешнеэкономических связей, а также с установлением приоритета национальных, государственных приоритетов в международной политике Россия должна усиливать свое влияние не только в экономической и энергетической областях, но и в сфере высоких технологий. Она также способна синтезировать в себе лучшие образцы культуры Запада и Востока, как евразийская держава, формируя свою оригинальную культуру, духовную жизнь. А главное – Россия, которая имеет многовековые традиции достойно позиционировать себя на международной арене, должна возродить эти традиции, чтобы оставаться важным субъектом в современном геополитическом пространстве.

Цель исследования – выявление нового геополитического качества России. Задачи исследования:

- рассмотреть течения либерал-радикалов и их оппозицию как попытки выбора геополитического курса России;

- рассмотреть статус современной России в геополитике;

- выявить приоритеты во внешней и внутренней политике современной России.

  1. 

  2. Москва на распутье


В оценках геополитического и международного положения России исследователи, как правило, обращали и продолжают обращать внимание на специфичность отношений страны с ее ближайшими соседями, и в частности с Европой. Они отмечают, с одной стороны, ее культурную близость с Европой, а с другой — объективную спе

цифичность, обусловленную, в числе прочего, ее географическим по

ложением, огромной территорией, а также культурно-историческим (византийским) наследием. Кроме того, на оценки исследователей-геополитиков, политологов, экономистов существенно повлияли изменения, произошедшие в Евразии за 1990-е гг. Разрушение преж

него равновесия, длившегося почти 50 лет (с 1945 по 1992 г.), по

влекло за собой кризис политической идентичности как в Европе, так и в России. Но в России на этот кризис накладывается другой — геополитический, связанный с ликвидацией СССР. Практически и теоретически она становится континентальной державой, имеющей ограниченные выходы к Черному и Балтийскому морям и отделен

ной от Центральной Европы поясом независимых государств ближ

него и среднего зарубежья. Сложившаяся геополитическая ситуа

ция, к сожалению, ставит Россию в положение региональной держа

вы с ограниченными международными возможностями.

Страна оказалась перед необходимостью выбирать из небольшо

го числа вариантов, которые предлагают политологи и геополитики: стать «другой Европой», пассивным придатком, адептом Запада; вновь попытаться превратиться в «третий Рим» и настойчиво и энергично продвигать свои теократические идеи на Запад; взять на вооружение «неоконсервативный» подход, предполагающий смеще

ние центра России в восточные регионы. При этом авторы очень основательно аргументируют свою точку зрения.

Радикальные реформаторы России, ориентирующиеся на Запад, берут за основу своих рассуждений тезисы, выдвинутые Ф. Фукуямой в работе «Конец истории». Современный «торговый строй», создан

ный на Западе, — 

идеал для радикал-либералов. Их не интересуют такие понятия, как история народа, государства, геополитические интересы России, ценностные установки и ориентации народов, проживающих на территории страны (ценности во многом, если не в большинстве, не совпадающие с ценностями народов Запада, в частности: коллективизм в противовес индивидуализму, социальная справедливость в противовес принципам «каждый за себя», «каж

дый против каждого» и т.д.), не принимаются во внимание разли

чия в системах религиозно-нравственных ориентиров народов Рос

сии и Запада.

Лидеры данного течения на первое место ставят материальные потребности и систему рыночных отношений. Рынок у них высту

пает как цель, а не как средство улучшения жизни народа. Их глав

ное желание — соорудить на территории нынешней России новое историческое общество, живущее в системе тех экономических, по

литических, духовных координат, в которых живет Запад, особенно США. Идеологи этого проекта в его защиту приводят следующие аргументы: 55% внешней торговли России приходится на Европу и около 20% — на страны СНГ, т.е. Европа — основной экономиче

ский партнер России. На все оставшиеся страны мира, включая Китай, Японию, США, приходится, следовательно, только 25% тор

говли России.

Но либерал-радикалы, как и в других случаях, явно лукавят. Во-первых, отношения России с Западной Европой остаются несим

метричными: на долю России падает только 3% внешней торговли Европейского союза. Во-вторых, Россия экспортирует в Европу в основном энергоносители и другое сырье, а не готовую продукцию, не товары, связанные с машиностроением, т.е. обогащенные трудом россиян. Экспорт высокотехнологичных товаров по-прежнему же

стко ограничен Западом. В-третьих, российские политики рассмат

ривают Содружество Независимых Государств (СНГ) как регион, где Россия продолжает играть центральную роль (хотя отношения внутри СНГ носят по многим признакам диалектически противоре

чивый характер). Позиция России в связи с этим вызывает недове

рие к ней со стороны Запада, 

который обвиняет ее в имперских амбициях. Например, поводом для обвинений является Ташкент

ский договор о коллективной безопасности СНГ, который якобы носит антинатовский характер, или сессии Парламентского собра

ния Союза Белоруссии и России, регулярно проходящие с 2001 г. в г. Гродно, а также Съезд славянских народов, состоявшийся в июне 2001 г. в Москве.

Во второй половине 1990-х гг. в России сформировалось мощ

ное национально ориентированное течение, связанное с защитой ее национальных интересов. О силе его влияния говорят многие фак

ты из политической, экономической, духовной жизни страны. Это беспокоит западных политиков, ученых, разрабатывающих геостра

тегию НАТО. Это и упомянутый Съезд славянских народов, и при

зывы «покупать все российское», и принятие важных социально-экономических программ на государственном уровне, и задача «вы

работать, сформировать национальную идею».

Отсюда ясно, что национально ориентированное течение не приемлет либеральные реформы. А провал либералов на выборах в Государственную Думу в 2003 г. показал, что их идеи по реформи

рованию экономики, политики, идеологии страны не поддерживает практически все население, поскольку за два срока нахождения в высшем законодательном органе они ничего радикального для на

стоящего экономического и социального благополучия России не сделали.

Оппозиция либерал-радикалам являет собой довольно пеструю картину в организационном и идеологическом плане: от политиков, деятелей культуры (особенно искусства, литературы, журналистики) промонархической, «белой» ориентации до бывших и нынешних представителей коммунистической идеи, видных функционеров до

перестроечной системы. Анализируя концепции этого течения, А. Дугин назвал оппозиционный проект «советско-царистским», так как он основан на некоторых идеологических, геополитических, политико-социальных и 

административных архетипах, которые объ

ективно сближают между собой советский и досоветский периоды. Политолог А. Панарин, предлагая перенести центр России в ее вос

точные регионы, например на Урал или даже в Западную Сибирь. Ориентация же на Запад, по его мнению, обрекает страну на деин

дустриализацию .



  1. ^ Статус России


Для того чтобы определить приоритеты во внутренней и внешней политике России, надо выяснить, что такое современная Россия, каковы ее интересы в советском и постсоветском пространстве. Разрушение СССР, суверенизация национальных республик и дру

гие факторы создали пространство, где не существует строгих юри

дических норм, слабо определены границы, где каждая республика и даже национальный округ имеет не только свою суверенную не

устойчивую территорию, но и аморфную законодательную базу. Отсюда и вытекает отсутствие конкретных социальных и экономи

ческих перспектив для жителей республик, краев, областей, округов в частности и для России в целом. По этому поводу А. Дугин пи

шет: «Для того чтобы строить планы относительно «интересов госу

дарства», необходимо иметь ясное представление, о каком именно государстве идет речь... Полагаем, что речь надо вести о политиче

ском субъекте, которого в случае русских нет».

В статусе России много неясного: является ли она наследницей СССР (а что тогда представляют собой другие субъекты СНГ?), ме

жэтнической федерацией, многонациональным государством или адептом Запада, в частности США (территория которого с подачи 3. Бжезинского должна быть поделена на три самостоятельные рес

публики)?

Таким образом, получается, что Россия в зависимости от об

стоятельств может выступать в различных ипостасях: как объект для дележа между 

мировыми державами, как региональная держава и как держава, обладающая мощным ядерным потенциалом. Эконо

мический потенциал РФ настолько мал, о чем мы уже говорили, что это служит «основанием» для государств-соседей (и не только соседей) предлагать свое видение дележа ее территории. Вот почему нет возможности говорить о стратегических интересах такого марги

нального образования, как современная Россия. А. Дугин справедли

во считает, что стратегические интересы РФ могут проясниться только после того, как появится, сложится и определится политический, со

циальный, экономический и идеологический субъект этих интересов. И далее он развивает тезис: «РФ не имеет государственной истории, ее границы случайны, ее культурные ориентиры смутны, ее полити

ческий режим шаток и расплывчат, ее этническая карта разнородна, а экономическая структура фрагментарна и отчасти разложена».



  1. ^ Приоритеты во внешней и внутренней политике России


Нынешняя Россия — фрагмент СССР. Подобные образования представляют собой и другие страны СНГ. Бельгийский геополитик Жан Тириар сравнил СССР с плиткой шоколада, где его дольки — это советские республики. После того как плитка разломана, ее не

возможно сделать монолитной никаким иным путем, кроме пере

плавки всей плитки и новой штамповки. Но дадим возможность истории оценить или реализовать этот тезис Ж. Тириара. Сейчас же посмотрим, что представляют собой другие «кусочки шоколада» — бывшие союзные республики, выскажем предположение, что может ожидать их в недалеком будущем.

В бывших союзных республиках после получения ими статуса независимых государств у власти первое время находились, как правило, представители КПСС, постсоветской управленческой струк

туры, во многом сохранившие менталитет и навыки руководства, полученные в системе 

подготовки кадров во времена СССР. Кажет

ся, они всей пуповиной должны быть привязаны к России. Но дело в том, что в геополитике политические, экономические и другие связи построены по иному принципу, чем связи между органами в биологической системе. Как правило, место ослабевшего суверена постепенно, но неуклонно занимает другой. На смену постсовет

ским лидерам независимых государств приходят новые люди, часто представляющие и отстаивающие интересы скорее не своего народа или народов, проживающих на территории республики, а сопредель

ных или дальних государств (это характерно, например, для стран Прибалтики, Грузии, Украины).

В независимых государствах на постсоветском пространстве идет постоянная ротация руководящих кадров. В качестве примера можно взять любую из них, да и саму Россию. Политические и экономические решения, принимаемые главами государств — быв

ших республик, нередко полностью или частично игнорируют ин

тересы народа, их национально-культурные и другие чувства. Фак

тически народы становятся зависимы от «старо-новой» номенкла

туры, которая часто проводит в своей внешней и внутренней политике интересы более сильных в геополитическом отношении государств. Этими факторами во многом объясняется укрепление позиций в регионах бывшего СССР Турции и Ирана, США и Гер

мании, Китая и Японии, Франции и Англии и т.д.

Противостоять этой экспансии народы России и других суве

ренных республик смогут в том случае, если они объединятся. Воз

можно ли это объединение при имеющихся разногласиях, противо

речиях, существующих почти во всех сферах общественной жизни? Да, возможно. Надо четко представлять, что многие противоречия в сфере экономики, политики, идеологии созданы искусственно и специально раздуваются СМИ, которые преподносят искаженную, а зачастую и лживую информацию, воздействуя на сознание масс в нужном направлении. Примером может быть многолетняя 

шумиха вокруг пустяковых проблем, поднятая в СМИ после подписания союзного договора между Россией и Белоруссией.

Как показала история, добровольное объединение, сотрудниче

ство, добрососедские отношения всегда были характерны для сла

вян, русских, в том числе и с тюркскими народами. Они, как писал Л.Н. Гумилев, обладают положительной комплиментарностью, каж

дый народ занимает свою исторически обусловленную ландшафт

ную нишу. И сейчас во многом русские и тюркские народы сосу

ществуют в своих специализированных экономических, производ

ственных нишах, детерминированных общественным разделением труда. Русский народ в этом сосуществовании-сотрудничестве все

гда выполнял мессианскую роль, был носителем прогрессивных традиций, технологий, культуры и т.д.

А. Дугин выдвигает тезис, что в нынешний период именно рус

ский народ должен быть взят в качестве главного политического субъекта, от которого и следует вести отсчет на шкале геополити

ческих и стратегических, а также социально-экономических инте

ресов России, что русский народ — геополитическая потенция, реальная и конкретная, но еще не определившая свою новую госу

дарственную структуру — ни ее идеологию, ни ее территориальные пределы, ни ее социально-политическое устройство.

Возможна ли переплавка «разломанной плитки шоколада», т.е. возрождение новой России в обозримом будущем, где ядром, при

тягивающим разорванные элементы, выступит русский народ? Да, возможна! Но для этого, во-первых, национальные интересы страны следует поставить выше сиюминутных интересов многих россий

ских политических деятелей, а во-вторых, необходимо обязательно избавиться от пагубного влияния внешних сил на внешнюю и внут

реннюю политику страны. Разрушение СССР началось с культурно-политической экспансии, затем оно было закреплено экономиче

ской экспансией, а в 1990-х гг. последовала и военная, в частности приближение войск блока НАТО к границам России.



Подобную схему экспансии детально описал русский философ ИА. Ильин в 1940-х гг. Он считал, что весь кризис, переживавшийся тогда Россией и миром, есть кризис по существу своему духовный: идет измельчание духовного характера, утрата духовного измере

ния жизни, обмеление и прозаизация человеческого бытия, торжест

во пошлости в духовной культуре, отмирание рыцарственности ивырождение гражданственности. По его мнению, вселенское власто

любие, разрешающее себе все средства, весь этот единый и ужас

ный недуг имеет не русское, а западноевропейское происхождение. Русская интеллигенция, считает Ильин, в течение XIX в. мечта

тельно, сентиментально и безвольно соблазнялась «вселенским вла

столюбием» как последним словом передовой культуры. А принесла эту «духовную чуму» в Россию зараженная ею до мозга костей «по

лурусская полуинтеллигенция» — тупая, волевая и жестокая. Поче

му же не удалось оборониться от этого засилья? Философ так отве

чает на этот вопрос:

«Потому, что русская национальная интеллигенция не понимала своего народа... не умела верно вести его... по невежеству, ребячливой доверчивости и имущественной жадности народной массы, а также по недостатку волевого элемента в русском Православии последних двух веков. И главное — по незрелости русского национального характера и русского национального правосознания».

Эта полуинтеллигенция уверовала в «западного дьявола», как в Бога, и поработила многоплеменную российскую массу — сначала соблазном разнуздания, а потом страхом голода, унижения, муки и смерти.

В конце 1980-х гг. на СССР обрушился поток невиданных ранее вседозволенности, пошлости, насилия, садизма, порнографии и прочих «прелестей» западного образа жизни — с экранов телеви

зоров и кинотеатров, с глянцевых обложек журналов и книг, из передач радио, из рекламы и т.д. Это раскачивало мораль и нравст

венность, элиминировало национальное самосознание. Большинст

во СМИ «демократической» ориентации, будто соревнуясь друг с другом, обливали грязью всю историю России, но 

особенно много желчи было вылито на послеоктябрьский период российской госу

дарственности.

За культурно-политической экспансией, последовала экономи

ческая. Лозунг «Запад нам поможет!» затмил здравый смысл у мно

гих даже национально ориентированных россиян. К сожалению, не очень много умов смогло устоять в той идеологической вакханалии, оголтелом натиске на национальное, патриотическое самосознание русского народа. Патриотизм был назван «последним прибежищем негодяев» (однако Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой вкладывали в эти слова совсем не тот смысл, который мерещился «российским демократом», выхватившим фразу из контекста и тупо ее повто

ряющих, причем совершенно не к месту).

И запад «помог» России. За 10 лет реформ, с 1991 по 2001 г., долг России возрос до 150—160 млрд долл. Выплаты только по про

центам долга ежегодно составляют до 40% всего экспорта РФ. Кро

ме того, Россия попала в унизительное положение «бедного родст

венника». Если император Александр III мог себе позволить ловить рыбу, когда у него просил аудиенции посол ведущей европейской державы (царь тогда произнес известную фразу: «Европа может по

дождать, пока русский император ловит рыбу»), то сейчас ни одно первое лицо в России не может позволить себе подобной роскоши.

Немаловажный рычаг в руках западных «друзей» — продоволь

ственная зависимость РФ. По оценкам специалистов, 30% ввози

мых продуктов питания из-за рубежа — уже угроза национальной безопасности. Россия перешагнула через эту красную черту в 1994— 1995 гг. К 2001 г. она ввозила из-за рубежа более 50% сельскохозяй

ственной продукции. А в Москве и Санкт-Петербурге эта планка поднялась до 70—80%. Естественно, сбрасывая в РФ недоброкачест

венные продукты питания, решая проблему депопуляции населения нашей страны, западные «доброжелатели» используют продовольст

венные поставки как сильнейшую экономическую и политическую удавку. Успешно идет реализация рекомендаций Римского 

клуба, представленных им в ООН. В них четко сказано, что «численность населения России к 2010 г. не должна превышать 50 млн человек». [Россию приговорили // Правда России. 1997. 3 июня.]

Россия может сдержать продовольственную, экономическую экспансию, но для этого нужна политика, направленная на ожив

ление собственного экономического потенциала, в первую очередь сельского хозяйства. К сожалению, в бюджете страны на 2006 г. расходы на сельское хозяйство не соответствует его реальной потреб

ности. В этой сфере экономики надо менять паритет цен, налоговую и кредитную политику. Но есть и другие, не менее эффективные ис

точники получения продуктов питания и валюты. По различным экспертным оценкам, из-за отсутствия надлежащего государственно

го контроля за промыслом и вывозом морепродуктов за рубеж Рос

сийская Федерация ежегодно несет убытки в виде реального ущерба и неполученного дохода в размере от 2 до 5 млрд долл. в год. Из страны по бросовым ценам уходят сотни тысяч тонн морской ры

бы: окуня, палтуса, камбалы, осетровых, нототении, минтая, трес

ки, сельди и других морепродуктов. Но особенно хищнически от

носятся отечественные и зарубежные рыбаки к добыче крабов.

Так, согласно российской статистике, в 1994 г. мы экспортировали в Японию крабов и других ракообразных около 7 тыс. т, в 1995 г. — тоже 7 тыс. т, в 1996 г. — 8 тыс. в 1999 г. — 7,5 тыс. т. По официальной японской статистике, из России было вывезено указанной продукции: в 1994 г. — 38,7 тыс. т, в 1995 г. — 56 тыс. т, в 1996 и в 1999 гг.— почти 60 тыс. т. Получено за эти операции валюты в аме

риканских долларах по российской статистике: в 1994 г. — 90,4 млн, в 1995 г. — чуть более 85 млн, в 1996—1999 гг. — около 100 млн. А по японской статистике, эти данные таковы: 1994 г. — почти 511 млн долл., 1995 г.— более 622 млн, 1996—1999 гг.— около 700 млн. Данная тенденция сохранилась и в начале XXI в. Этот канал утечки валюты и морепродуктов можно легко перекрыть и направить деньги в 

госказну. Но для этого важно, чтобы наши сторожевые пограничные корабли не ржавели у причалов из-за от

сутствия горючего, а находились в море.

Еще более мощный источник поступления валюты — экспорт энергоносителей, в которых заинтересовано большинство промыш-ленно развитых стран Востока и Запада. Европа не в состоянии обеспечивать свои потребности в нефти и природном газе за счет собственных источников. Дефицит газа в Германии, Франции, Ита

лии составляет более 50%. Разведанные запасы российского газа — 48 трлн м3 (общие потенциальные ресурсы — примерно 235 трлн м3). Газ из России имеет более низкую себестоимость, чем сырье из Алжира и Ближнего Востока. Доля российского «Газпрома» в за

падноевропейском импорте составляет 47%, Алжира — 29%, Норве

гии — 22,3%. Наши партнеры по экспорту энергоносителей, прежде всего нефти и газа, неоднократно предлагали российским постав

щикам снизить квоты и повысить цены за единицу энергоносите

лей, но эти предложения, как правило, отвергались олигархами-поставщиками «с порога», а конкуренты смотрят на Россию с иро

нией и подозрением. Почти ту же картину мы видим и на Востоке. Торговля энергоносителями — это всегда геополитика. Страны — поставщики энергоносителей и их потребители, как мать и дитя пуповиной, связаны тысячекилометровыми магистралями-газопро

водами. Поставка энергоносителей — не только экономика, но и по

литика, важно уметь этим пользоваться.

Еще один источник больших финансовых поступлений валюты в Россию — поставки вооружений в различные регионы мира. Но и здесь в роли судьи в последней инстанции выступали США. Они указывали России, что продавать, кому и когда. Так, в 1997 г. США посчитали нецелесообразным продажу Россией системы ПВО С-300 Кипру, партии самолетов-вертолетов Ми-17 Колумбии, партии вер

толетов Ка-32 Канаде, самолетов и танков Индии. Под предлогом, что в Китае нарушаются права человека, палата представителей конгресса США приняла решение о прекращении оказания России финансовой помощи в размере 190 млн долл., 

если Москва поставит Китаю противокорабельные ракеты «Москит». В итоге торговля оружием стала монополией Вашингтона. В 2005 г. американцы про

дали оружия другим странам более чем на 21 млрд долл., русские — едва на 6 млрд долл.

Американцам сегодня принадлежит 80% европейского рынка вооружений, а 85% всех контрактов на поставку боевой техники Вашингтон заключает с «недемократическими режимами». Делать же подобное России категорически запрещают.



Заключение
Россия оказалась перед необходимостью выбирать из небольшо

го числа вариантов, которые предлагают политологи и геополитики: стать «другой Европой», пассивным придатком, адептом Запада; вновь попытаться превратиться в «третий Рим» и настойчиво и энергично продвигать свои теократические идеи на Запад; взять на вооружение «неоконсервативный» подход, предполагающий смеще

ние центра России в восточные регионы.

Россия в зависимости от об

стоятельств может выступать в различных ипостасях: как объект для дележа между мировыми державами, как региональная держава и как держава, обладающая мощным ядерным потенциалом.

Отличительной чертой российской внешней политики является ее сбалансированность. Это обусловлено геополитическим положением России как крупнейшей евразийской державы, требующим оптимального сочетания усилий по всем направлениям. Такой подход предопределяет ответственность России за поддержание безопасности в мире как на глобальном, так и на региональном уровне, предполагает развитие и взаимодополнение внешнеполитической деятельности на двухсторонней и многосторонней основе.

Среди приоритетов российской внешней политики на глобальном уровне является сохранение и усиление регулирующей роли Организации Объединенных Наций в международных отношениях. Россия считает международное миротворчество действенным инструментом урегулирования вооруженных конфликтов и выступает за укрепление его правовых основ в строгом соответствии с принципами Устава ООН.

Внешняя политика России в сфере международных отношений должна обеспечивать благоприятные внешние условия для развития национальной экономики, должна быть готова к использованию всех имеющихся 

экономических рычагов и ресурсов для защиты своих национальных интересов.

Приоритетом внешней политики России в регионе будет развитие добрососедских отношений и стратегического партнерства с государствами-участниками СНГ. Главной целью российской внешней политики на европейском направлении является создание стабильной и демократической системы общеевропейской безопасности и сотрудничества.

В отношениях с США приоритетным направлением является сотрудничество по проблемам разоружения, контроля над вооружениями и нераспространением оружия массового поражения, а также предотвращения и урегулирования наиболее опасных локальных и региональных конфликтов.




Список используемых источников:


  1. Василенко И.А. Геополитика современного мира: учеб пособие / И.А. Василенко. – М.: Гардарики, 2007. – 317с.



  1. Иноземцев В. Россия в системе международных отношений XXI века /В. Иноземцев // Международная жизнь. – 2007. - №3. – с. 46-54



  1. Мешков А. Актуальные аспекты внешней политики России / А. Мешков // Международная жизнь. – 2006. - №4. – с. 72-81




  1. Мировая политика и международные отношения: Учебное пособие / Под ред. С.А.Ланцова, В.А.Ачкасова. – СПб.: Питер, 2006. – 448с.




  1. Нартов Н.А. Геополитика: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Государственное и муниципальное управление», «Международные отношения», «Регионоведение» / Н.А.Нартов, В.Н.Нартов; под ред. В.И.Староверова. – 4-е изд., перераб. и доп.. – М.: ЮНИТИ – ДАНА: Единство, 2007. – 527с.



Скачать файл (38.4 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации