Logo GenDocs.ru


Поиск по сайту:  


Лекции по Организации и безопасности движения - файл 1.doc


Лекции по Организации и безопасности движения
скачать (98 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc98kb.03.12.2011 08:23скачать

содержание

1.doc

Реклама MarketGid:

  1. Основные понятия организации движения.

Транспорт – это совокупность факторов производства (мат. объектов природного и антропогенного происхождения, занятого персонала), знаний и информации, правил и процедур, экон. объектов (юр. и физ. лиц), оказывающих услуги по перемещению в пространстве людей и мат. объектов.

Т.с. – это технологич. единицы, осуществляющие непосредственное перемещение людей и грузов по тр. путям.

Терминалы – это объекты, обеспечивающие поступление перемещаемых объектов в тр. систему и выход из системы (погрузка/разгрузка грузов, посадка/высадка пассажиров), а так же перемещение с одного пути на другой (перевалка, пересадка) и изменение формы, способа и иных характеристик транспортировки (маркировка, оформление документов, весовой контроль).

^ Пути – это протяжные искусственные объекты, по которым происходит перемещение т.с.

Пространство для движения – участки природной среды (возд. и подземного пространства, земной и водной поверхности) используемые для размещения путей или для перемещения т.с.

^ Пространство для размещения отходов – участки природ среды, в кот. происходит выброс производства тр. услуг.

Организация движения – это совокупность видов деятельности направленных на:

    • выделение пространства для движения из общ. пространства;

    • организация потоков движения в выдел. пространстве;

    • разработка правил движения;

    • обеспечение выполнения этих правил (+ санкции за их нарушение);

    • обеспечение безопасного и оптимального движения;

    • предоставление навигационных, метеорологических и иных услуг;

Сфера орг-ции движения делится на:

  • Статистическая (инженерно-техническая) (планирование и реализация проектов транспортной инфраструктуры);

  • Динамическая (организационно-правовая) (управление движением);

  1. Цели государственной политики в сфере регулирования транспорта.

Целью гос. политики в сфере регул. тр. яв-ся обеспечение динамич. развития этой отрасли, способной удовлетворить потребности граждан и жителей РФ в услугах транспорта для бытовых и производственных нужд, экономически эффективным образом и с надлежащим уровнем безопасности, как краткосрочной, так и долгосрочной перспективе. В соответствии с этой целью критерием успеха гос. политики яв-ся:

    • обеспечение динамичности развития отрасли;

    • обеспечение баланса м/у производителями и потребителями;

    • экономическая эффективность, означающая прибыльную работу предприятий отрасли;

    • обеспечение общест. приемлемого уровня безопасности;

    • удовлетворение потребности гос-ва в тр. услугах;

    • долгосрочный характер реализации 5 предыдущих критериев;

  1. Аварии, их причины и способы предотвращения.

Аварии являются одной из основных опасностей, связанных с транспортом. Авария может привести к полной утрате транспортного средства и его груза, но часто полные потери от аварии оказываются больше, потому что наносится еще ущерб третьим лицам (например, пассажирам, или пешеходам, или владельцам поврежденных других транспортных средств).

^ Классификация транспортных происшествий:

1. По тому, пострадал ли в аварии только собственник средства транспорта и транспортная инфраструктура, или же был причинен также ущерб жизни, здоровью и имуществу третьих лиц.

2. По тяжести – 1) сопровождающиеся гибелью людей; 2) сопровождающиеся только травмами различной тяжести; 3) приводящие только к материальному ущербу; 4) не приведшие к прямым материальным потерям, но создавшие сбои в работе транспортной инфраструктуры.

3. По оценке материального ущерба - здесь нет "естественных" границ, хотя в некоторых ведомственных классификациях вводится, например, деление по тому, подлежит ли транспортное средство восстановлению вообще и может ли восстановление быть проведено за средства, превосходящие стоимость покупки нового транспортного средства. Оценкой мат. ущерба занимается оценочная компания;

4. По причинам аварии.

5. По тому, кто несет ответственность и кто мог бы предотвратить (но не предотвратил) аварию;
^

Причины аварий

    • Человеческий факторфактор, обусловленный ошибками экипажей транспортных средств или персонала, ответственного за оперативное управление движением (диспетчеров, уличных регулировщиков и др.).

    • Технические неисправности – понимается выход из строя систем , узлов, агрегатов т.с. и инфраструктуры. Неисправности, в свою очередь, можно разделить на три основные категории (эти категории могут относиться как к транспортным средствам, так и к инфраструктуре):


1. Обусловленные конструктивными недостатками, т.е. ошибками проектирования.

2. Обусловленные дефектами изготовления.

3. Обусловленные дефектами обслуживания, нарушениями при выполнении регламентных работ или несвоевременным их проведением.

  • Природные условия. Практически для всех транспортных средств большую опасность представляет туман и прочие погодные условия, ухудшающие видимость. Автомобили страдают от гололеда и мокрых дорог, корабли - от штормов, самолеты - от порывов ветра, низкой облачности, обледенения, поезда - от снежных заносов и от листопада, трубопроводный транспорт -- от морозов.
    • ^

      Предотвращение аварий


Для предотвращения аварий используются:

· правила движения;

· регулировка движения;

· автоматика предотвращения столкновений;

· бортовые "автоматы контроля внимания";

· сертификация водителей, пилотов и диспетчеров;

· проверка самочувствия перед и во время работы у водителей и диспетчеров;

· технические требования (технические регламенты системы технического регулирования);

· оповещение о возможности аварии;

· сигналы светофоров;

· дорожная разметка;

· публикация статистики;

· пропаганда;

· прогнозы погоды,

· проверки содержания алкоголя в крови водителей;

  1. Виды опасностей на транспорте и способы их устранения.
^

Опасности терактов и других насильственных действий


Опасности насильственных действий можно подразделить на четыре группы:

1. Кражи и ограбления (включая морское пиратство);

2. Захват заложников;

3. Уничтожение пассажиров и грузов на борту транспортного средства, а также уничтожение иных объектов с использованием транспортного средства как инструмента.

4. Опасность нахождения вблизи зон военных действий и учений;

Предотвращение рисков преступности.

Предотвращение насильственности на транспорте сводится к усиленной охране тр. объектов – это может быть обеспечено вооружением экипажа т.с., ЧОПами, усиленными милиц нарядами.
^

Опасности, создаваемые нормальным функционированием транспортной системы

    • Экологические опасности


Для составления классификации следует разделить экологические опасности, порождаемые нормальной работой транспорта (например, выбросы сажи или шумовое загрязнение) и экологические опасности от аварий и катастроф (например, разливы топлива и утечки опасного груза).

Методы предотвращения экологических опасностей:

· Облегчение транспортных средств и другие меры, позволяющие снизить расход топлива.

· Совершенствование двигателей, обеспечивающее более полное сгорание топлива.

· Различные катализаторы и фильтры на выхлопных трубах.

· Замена топлива (безуглеродное).

· Совершенствование двигателей и подвески транспортных средств и улучшение транспортной инфраструктуры, снижающие шум и вибрационные загрязнения.

· Замена насыпей эстакадами (позволяет избежать нарушений гидрологического и мерзлотного режима, вреда животному миру).
^

2. Эпидемиологические опасности


Современные средства транспорта позволяют всего за несколько часов - что гораздо меньше инкубационного периода большинства инфекций - достичь любой точки Земли. Меры XIX века, такие, как пребывание приезжих в карантине, политически и экономически неприемлемы, но яв-ся единственно возможным средством при эпидемии.

Способы предотвращения эпидемий:

· карантинные мероприятия, которые, даже если они и не осуществляются самими транспортными операторами, практически всегда непосредственно их затрагивают;

· массовая вакцинация населения;

· вакцинация пассажиров.

3. Контрабанда.


Эти явления часто также относят к транспортным опасностям. Контрабанда либо препятствует протекционистским мерам в отношении той или иной продукции, либо связана с попаданием на территорию страны товаров, прямо запрещённых к обращению среди частных лиц - оружия, наркотиков, некоторых лекарств, книг, музыки или иных информационных продуктов.
^ 5. Схема управления системой «водитель-автомобиль-дорога-среда».

Система ВАДС – взаимосвязанная система, состоящая из элем-в: водитель, автомобиль, дорога, среда.

При выходе из строя хотя бы одного элемента системы нормальное функционирование ВАДС нарушается или становится невозможным.

Для обеспеч. эффективного и безопасного функцион-я сист. ВАДС необх: совершенствовать подготовку водителей; улучшать конструкции технич. сост. ТС; расширять строит-во улиц и дорог; оптимально организовывать процесс дор. дв.

С
позиции системного подхода деят-ть по организации дв-я (упр-е системой ВАДС) может быть рассмотрена как последовательно осуществляемая на 3 уровнях упр-я, конечной целью которой явл. безопасность движения.

1 уровень предусматривает создание системы законодат. и иных норм.-правовых актов, а также стандартов, правил, содержащих общие требования безопасности по всем компонентам системы ВАДС.

2 уровень предусм. непосредственную реализацию требований 1 уровня в процессе создания ТС, строительства, реконструкции, содержания УДС, орг-ии ДД, а также при подготовке водителей и обучении населения.

3 уровень предусм. орг-ю контроля надёжности функционирования всех компонентов системы ВАДС в процессе ДД и принятие соотв. мер для восст-я соотв. уровня безоп-ти.
^ 6. Основные направления обеспечения безопасности движения согласно закону «О безопасности дорожного движения»

Декабрь 1995г. – принятие Закона «О безоп-ти ДД»

Исходя из требований этого Закона, осн. напр-я обесп-я БД можно сгруппировать на 7 блоков:

  • Установление полномочий и ответственности правительства, федеральных органов исполнит. власти и органов исп. вл. субъектов федер;

  • Разработка и утверждение законодат. и иных норм.-правовых актов в сфере обесп-я БД;

  • Регулирование деят-ти на автомоб., гор. тр-те, в дор. хоз-ве, осуществление деят-ти орг-ии ДД;

  • Организация подготовки водителей ТС, обучение населения ПДД;

  • Проведение комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению БД;

  • Сертификация объектов, продукции и услуг тр-та и дор. хоз-ва, лицензирование деят-ти, связанной с обесп-ем БД;

  • Осуществление надзора и контроля за выполнением законодательства, действующего в сфере обесп. БД;

Согласно Закону РФ «О без-ти ДД» термин «организация движения» опр-ся как комплекс организационно-правовых и инженерно-технических мероприятий и распорядительных действий по упр-ю дв-ем на дорогах. Организовать ДД значит с пом. инж-техн. и орг-х предприятий создать на существующей УДС условия для достат. быстрого и удобного движения тр-тных средств и пешеходов.
^ 7. Инженерная деятельность по ОДД

  1. исследование дорожного движения и формирование информации о состоянии его организации

  2. обследование дорожных условий, выявление местной концентрации ДТП

  3. проектирование и экономич обоснование мероприятий по совершенствованию ОДД

  4. участие в реализации мероприятий по совершенствованию ОДД

  5. оператив изменения ОДД в местах ДТП при заторах движения во время массовых мероприятий.

^ 8. Интенсивность ТП.

Na – число тр ср-в, проезжающих через сечение дороги за единицу времени. В качестве расчетного периода времени для определения интенсивности движения принимают год, месяц, сутки, час и тд, в зависимости от поставленной задачи наблюдения.

^ 9. неравномерность ТП

Неравномерность тр потоков в течении суток и года, те временная неравномерность может быть охарактеризована соответствующим коэффициентом неравномерности Кн, который может быть вычислен для годовой, суточной и часовой неравномерности. Неравномерность так же может быть выражена как доля интенсивности движения, приходящихся на данный отрезок времени либо как отношение наблюдаемой имнтенсивности к ср промежутку времени. Коэффициент годовой неравномерности: Кнг=12Naм/Naг Naг-ср пок за месяц, 12-число месяцев, Naм- интенсивность движения за сравниваемый месяц [авт/месяц], Naг- интенсивность за год [авт/год]

Коэффициент суточной неравномерности Кнс=24Naч/Nac, 24- число часов, Naч- интенсивность за сравниваемый час [авт/час], Nac- интенс.в сутки [авт/сутки]

Пространственная неравномерность – неравномерность тр потоков проявляется не только во времени и пространстве, те по длине дорги и по направлению. Для определения характеристики пространств неравномерности тр-ого или пешеходного потока могут быть определены пространств коэффициенты неравномерности по отдельным учсткам дорог и улицам. На дорогах с более высоким уровнем интенсивности уровень неравномерности движения меньше.
^ 10. СОСТАВ ТРАНСПОРТНОГО ПОТОКА

Хар-ся соотношением в нем ТС различного типа, в значит степени отражает общ состав ТС в данном регионе (в Европе 80-90% легковые а/м). Состав тр-го потока влияет на загрузку дорог (стесненность движ-я), что объясн существ разницей в габаритах ТС: легковые 4-5м, грузовые 6-8, автобусы 11, двойные автобусы 16,5, автопоезда и фуры 24. Это статический габарит.



При движ-и в тр-ном потоке сущ понятие динамического габарита ТС, кот зависит от t реакции водителя и тормозных кач-в ТС. Под динам габаритом понимается участок дороги, min необходимый для безопасности движ-я в тр-ном потоке с заданной V, длина кот вкл стат габарит а/м и дистанцию безопасности d. Для учета фактического состава тр-го потока при наличии в нем ТС различных типов применяют коэф приведения Кпр к условному а/м. С помощью Кпр можно получить пок-ль интенсивности в условно приведенных единицах:

m

Nпр=∑(Ni$Kпрi)

i=1

Ni – интенсив движ-я а/м данного типа

Кпрi – соответ коэф приведения для данной группы а/м

m – число типов а/м
^ 11. ПЛОТНОСТЬ ТР-ГО ПОТОКА

Qa явл пространственной хар-кой, определ степень стесненности движения на полосе дороги, ее измеряют числом ТС приходящихся на 1км протяженности дороги, max плотность достигается в неподвижной колонне ТС расположенных вплотную др к др. Qmax(теор) = 200 авт/км Qmax(практ) = 170-185 авт/км Чем меньше плотность потока, тем свободнее чувствуют себя водители ТС, тем выше скорость. И, наоборот, при увеличении плотности: стесненность увелич, V падает. Потому как от водителей требуется больше внимания. В зависимости от плотности потока по степени стесненности движ-е разделяют на: свободное, частично связанное, насыщенное, колонное.
^ 12. СКОРОСТЬ И ТЕМП ДВИЖЕНИЯ

V движения явл. важн. показателем эффективности тр-ного процесса. Наиболее объективной хар-кой ТС на дороге может служить график изменения V на протяжении всего маршрута. Однако получение таких графиков для мн-ва а/м затруднено необходимостью непрерыв. автоматич. записью V. В практике ОД V принято оценивать ее мгновенными значениеми, зафикс. в отдельных точках дороги.

Скорость сообщения явл. измерителем быстроты доставки грузов и пассажиров и определ. как отн-я расстояния м/у точками сообщения ко времени нах-я ТС в пути (времени сооб-я).

Темп движ-я явл. показателем обратным V сооб-я и измеряется временем в сек, затрач на преодоление длины пути в км.

Влияние параметров ТС и дороги на V движ-я. Верхний предел V а/м определ его max конструктивной V, кот зависит глав образом от удельной мощности двигателя и колеблется в шир. пределах в зависимости от типа ТС.

Легковые а/м большего и сред класса – 200км/ч; легковые малого класса – 160; грузовые (сред грузоподъемности) – 100; грузовые (бол груз-ти) и автопоезда – 90. Водители ТС движутся с max V в искл.случаях и кратковр, т.к. это сопряжено с напряженным режимом работы ТС, увелич. расходом топлива и повыш. опасности поэтому водитель выбирает крейсерскую V, руководствуясь при этом ПДД. Крейсерская V движ-я для большинства а/м = 0,75Vmax. Однако реальные дор. условия вносят свои коррективы: на слож. участках дороги, подъемах, уклонах, неровной пов-ти, при наличии ограничений ПДД водитель выбирает такую V, кот. обеспеч. безопасное движ-е.


^ 13.ВЛИЯНИЕ ОСВЕЩЕНИЯИ ПОГОДНЫХ УСЛОВИЙ

Несмотря на незначит V движ-я в темное вр суток до 50% ДТП. Кол-во ДТП на 100тыс ТС сост: утрен сумерки – 26ДТП; в светлое вр дня – 2; вечерн сумерки – 65; ночью – 4. Ночью происх самые тыжелые ДТП. В темное вр суток тяжесть увел на 30-40%, движение ночью в 3,5 раза опасней, чем днем, а вероятность погибнуть в 10 раз выше. Вследствие недостаточной видимости и повыш усталости вод-ля, он не способен различать на УДС пешеходов и велосипедистов без спец светоотр полос. Наиб акт мера повыш без-ти втемное вр суток – это кач-е искусств осв-е (особенно конфликт точек м/у а/м и пешеходом).

На БДД оказ сильное влияние погодные усл-я: снег, гололед, туман, дождь, жара, мороз, кот ухудшают БД, поскольку ухудшется видимость, коэф сцепления, увелич тормозной путь ТС. При уменьш коэф сцепления от 0,75 до0,45число ДТП на 1кмдороги увел с 0,8 до 3.

Наиб влияние на повыш опасности дорог погод усл-я оказывают зимой.
^ 14. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВ-Ю БД В ТЕМНОЕ ВРЕМЯ СУТОК

1. Совершенствование осветит. Приборов самих ТС

2. Ограждение тротуаров, установка дор знаков, разметки и др

3. Уменьшение V движения

4. Применение противоослепит ср-в

5. Доп осв-е особо конфликтных точек

6. Оборуд-еопасных уч-в и тр-ных ср-в доп светоотр приборами

Искусств стац осв-е облад неоспор преимуществом перед освещении приборами, установленными на ТС. В конфликт точках повыш БД в 3-6раз, на загород уч-х снижает аварийность на 25%.

Нормативы осв-ти город магистралей и улиц предусматривают яркость осв-я от их категории и загрузки. Наивысшая степень яркости предусмотрена для скоростных дорог и городских магистралей с Na=3000 а/м в час в обоих напр-х она должна сост 1,6 кд/м2 (кандела – яркость света), при этом осв-ть=20лк (люкс). Св-ва адаптации чел глаза диктуют осв-е тоннелей: 1000лк на въезде/выезде и не менее 100лкв самом тоннеле. При высоком кач-ве осв-я кол-во ДТП снижается на 35%. Эффективная мера в темное вр суток – снижение допустимой скорости (установка знаков с переменной инф-цией). Max исп-е осветит. Приборов ТС позволяет повысить БДД путем:

  1. Осветление покрытий дорог

  2. Ограждение светоотр приборами кромок проезжей части, ограждений и препятствий

  3. Исп-е светоотр дор знаков, дор разметки

  4. Исп-е противоослепит уст-в

  5. Применение светоотр полос на одежде спец служб, пешеходов, мотоциклистов, велосипедистов.


^ 15. ВИДЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТС

Различают след виды:

- активная;

- пассивная;

- послеаварийная.

АКТИВНАЯ – это комплекс эксплуатационных кач-в, способствующих предотвращению возникновению аварийных ситуаций ДТП. Отн-ся:

- высокие динамические кач-ва ТС;

- эффективное стабильное замедление;

- хорошая управляемость и устойчивость, в том числе при торможении и разгоне;

- устойчивость ТС против заноса и опрокидывания;

- наличие на ТС надежной, хорошовидимой световой и звуковой сигнализации;

- надежность и долговечность узлов и деталей ТС;

- Обеспечение комфортных условийв салоне ТС;

- экспуатацон св-ва и эргономические кач-ва раб места водителя: хорошая обзорность, эффективная вентиляция кузова, низкий уровень вибрации и шума, предотвращение попадания в салон ТС выхлопных газови паров топлива.

ПАССИВНАЯ – это комплекс эксплуатационных св-в а/м, обеспеч при возникновении ДТП исключение или снижение тяжести травм водителя и пассажиров. Относятся:

- деформ способности перед и зад частей ТС и боковая жесткость кузова;

- надежность запирания замков, дверей;

- наличие ветрового стекла безосколочного типа.

Эти св-ва обеспеч:

- установкой энергопоглощающей рулевой колонки;

- установка в салоне мягких накладок, внутр панелей не имеющих выступающих и жестких участков;

- оборудование ТС ремнями.

ПОСЛЕАВАРИЙНАЯ – это согласование эксплуатац св-в ТС с требованиями после аварийной без-ти. Достигается за счет:

- обеспечение возможности быстрой эвакуации людей из аварийного ТС;

- обес-е пожар без-ти (надежная герметизация топл баков);

- обесп-е низкой степени возгораемости внутр отделки салона с низким сод-ем токсичных вещ-в.
Реклама:





Скачать файл (98 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru