Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - Банковское дело - файл БД зуо 2009.doc


Лекции - Банковское дело
скачать (142.9 kb.)

Доступные файлы (2):

БД зуо 2009.doc879kb.08.02.2009 14:38скачать
экзаменBD 2009.RTF33kb.16.11.2008 14:46скачать

содержание
Загрузка...

БД зуо 2009.doc

  1   2   3   4   5   6   7
Реклама MarketGid:
Загрузка...
1. Понятие и структура кредитной системы

Кредитная система характеризуется совокупностью банковских и иных кредитных учреждений, правовыми формами организации и подходами к осуществлению кредитных операций.

Выделяют две подсистемы в кредитной системе:

  1. банковскую систему;

  2. систему иных специализированных финансово-кредитных институтов (парабанковскую, квазибанковскую, околобанковскую систему). Специализированные финансово-кредитные институты (или парабанки) отличаются ориентацией либо на обслуживание определенных типов клиентуры, либо на осуществление одного - двух видов услуг. К ним, например, относятся ломбарды, кредитные товарищества (союзы, кооперативы, общества), факторинговые и лизинговые компании (фирмы), страховые организации и другие.

В зависимости от того, насколько строго регламентируется и лицензируется банковская деятельность, выделяются два типа организации кредитного дела.

Во-первых, специализированное кредитное дело, когда существует жесткая грань между операциями банков и парабанков, вводятся запреты и лимиты для банков на осуществление специализированных финансово-кредитных услуг и не разрешается осуществление «классических» банковских операций квазибанкам.

Во-вторых, универсальное кредитное дело, дающее возможность практически всем видам кредитных учреждений осуществлять различные виды финансово-кредитных услуг (при этом возможны некоторые ограничения).
2. Сущность, функции и эволюция банков.
Банки возникают на основе товарно-денежных отношений, и поэтому существуют при различных общественно-экономических формациях, обслуживая движение уже товарной формы денег.

Для периода зарождения первых государств на Древнем Востоке (третье тысячелетие до н.э.) характерно использование товарных денег в виде общественно значимых предметов потребления (скот, зерно, меха, кожи и тому подобное), что требовало их накопления как всеобщего эквивалента и последующего хранения как страхового фонда общин и государств.

Местом хранения товарных денег постепенно становятся храмы и иные культовые сооружения, так как, во-первых, устойчивость храмового хозяйства основывалась на сложившемся веками доверии как со стороны государства, так и общины и, во-вторых, относительно высокая стабильность храмового хозяйства служила важным условием поддержания денежного обращения способствовала упрочению и постоянному проведению храмами таким денежных операций как сохранение товарных денег и регулирование денежного обращения (кассовые).

Храмы производили основные денежные операции, способствовали зарождению кредитных операций, осуществляли расчетно-кассовые операции, совершенствовали платежный оборот.

Традиция доверять денежные средства храмам распространяются не только на Древнем Востоке, но активно перенимается в Древней Греции и Древнем Риме, а затем–в средневековой Европе.

Однако уже в Древнем мире храмы (например, греческие храмы Дельфийский, Делосский, Самосский, Эфесский) начинают передоверять выполнение денежных операций отдельным лицам, функционально закрепляя за ними отдельные денежные операции. По мере усложнения операций укреплялось положение лиц, которые становились финансовыми посредниками.

Монополия храмов на проведение денежных операций не устраивала государства, в результате чего с VII в. до н.э. стандартизация и монетизация денежного обращения стали прерогативой государств, которые начинают самостоятельную чеканку металлической монеты.

Стандартизация чеканки денег способствовала развитию торговых отношений и денежного оборота,. расширению и укреплению внутренних и внешних экономических связей. Растущее общественное разделение труда, обособление ремесел и промыслов увеличивало количество торговых сделок и платежей, создавало объективную потребность в разработке различных форм и методов ускорения торгового и платежного оборотов.

Первыми институтами, обслуживающими торговый и платежный оборот, стали "торговые дома" на Древнем Востоке. Вавилонские торговые дома Эгиби и Мурашу (VII-V в. до н.э.) славились разнообразием выполняемых ими операций: комиссионные операции по купле-продаже, выдача ссуд под расписку и залог, продажи и платежи за счет клиентов, участие в торговых делах в качестве финансирующего дело вкладчика, посредничество (как советника или доверенного лица) при составлении разного рода актов и сделок. Развитию кредитных отношений в Древнем Вавилоне способствовало государственное юридическое регулирование личных кредитных отношений.

Появление капиталистических банков было обусловлено ростом потребностей производства, ускорением кругооборота торгового капитала. По мере распада натурального хозяйства, развития торговли и товарообмена происходило постоянное повышение значения денежных расчетов и кредита. Использование в широких масштабах наемного труда вызвало необходимость выплат доходов в денежной форме.

Посредством аккумуляции свободных денежных средств предприятий, правительственных учреждений, сбережений и доходов населения банки сосредоточили у себя огромные массы капитала, который использовался для предоставления ссуд.

В ходе укрупнения банков и превращения их деятельности в самостоятельную область капиталистического предпринимательства они становятся особым видом капиталистического предприятия–кредитными учреждениями (организациями).

Таким образом, возник регулярный денежный оборот, организацию и обслуживание которого стали осуществлять банки. В результате появилась особая форма предпринимательской деятельности–банковская.

Одновременно с этим получает развитие и другая сторона банковской деятельности–управление капиталом, приносящим проценты, т.е. специфическую форму предпринимательства, связанную с привлечением денежных ресурсов и распределением ссудных капиталов.

Банк – учреждение (организация), аккумулирующее денежные средства и накопления, предоставляющее кредиты, осуществляющие эмиссию денег и денежные расчеты, проводящие операции с ценными бумагами, иностранной валютой и драгоценными металлами. Банк – это денежно-кредитный институт, регулирующий платежный оборот в наличной и безналичной формах.

По существу банки являются центрами кредитных отношений (все виды денежных отношений возникающих на основе платности, срочности, возвратности), общая схема которых (стадии движения кредита) выглядит следующим образом:


Привлечение денежных средств



Получение кредита заемщиком



Использование кредита заемщиком















Возврат привлеченных денежных средств



Возврат кредита заемщиком



Высвобождение ресурсов (капитала)



Место банков в общей модели кругооборота факторов и результатов общественного воспроизводства обусловлено общественной необходимостью их появления и существования, как посредников в проведении денежных расчетов между участниками рынка, с одной стороны, и посредников в процессе превращения денежных средств в капитал, с другой стороны.

Многообразие банковских операций можно разделить на следующие виды:

  1. Пассивные операции – это операции по привлечению (мобилизации) денежных средств. Средства, полученные в результате пассивных операций, являются основой дальнейшей банковской деятельности.

  2. Активные операции – это операции по размещению денежных средств в доходные активы как в ликвидные (фиктивный капитал), так и в неликвидные (банковский кредит или ссудный капитал);

  3. Посреднические операции – это операции, проводимые банками по поручению клиентов. Наиболее распространены такие посреднические операции как расчетно–кассовое, брокерское и консультационное обслуживание, а также хранение ценностей и тому подобное.

  4. Доверительные операции – операции по управлению активами клиентов по их поручению, т.е. сочетание пассивных (привлечение активов клиентов на условиях возвратности, платности, срочности), активных (превращение активов клиентов в капитал) и посреднических (получение комиссионного вознаграждения).


Таким образом, роль, место и значение банковского капитала в экономике непосредственно определяются следующими функциями, выполняемыми банками:

  1. Посредничество в платежах;

  2. Посредничество в кредите и превращение денег в капитал;

  3. Создание кредитных средств обращения;

  4. Инвестиционная деятельность.


Посредничество в платежах как банковская функция первоначально выполнялось денежно-торговыми капиталистами–менялами, а затем перешла к банкам. Банки осуществляют денежные платежи по поручению клиентов, принимают деньги на счета и ведут учет всех денежных поступлений и выдач. Централизация платежей в банках способствует уменьшению издержек обращения субъектов экономики.

Наиболее значимой функцией банков для экономики в целом является посредничество в кредите, которая проявляется в преодолении следующих трудностей, препятствующих непосредственному установлению кредитных связей между капиталистами:

  1. Несовпадение размеров предлагаемого в ссуду капитала с предъявляемым спросом;

  2. Несовпадение срока высвобождения денежного капитала со сроком, на который он необходим заемщику;

  3. Наличием опасности неплатежеспособности заемщика.


Решение указанных трудностей связано с тем, что банки, аккумулируя вклады различной величины и на различные периоды времени, мобилизуют денежные капиталы в размерах, позволяющих осуществлять кредитование заемщиков в требуемых объемах и на необходимый срок. В результате подобного накопления свободных денежных средств капиталистических предприятий, правительственных учреждений, сбережений и доходов населения банки сосредоточили у себя огромные массы капитала, который использовался для предоставления ссуд.

Кроме того, банки имеют более широкие возможности определения состояния платежеспособности заемщика. Вместе с этим, с развитием капиталистического производства, происходит расширение сферы банковского кредита, что находит проявление в увеличении как кредитования повседневного производства и обращения товаров, так и долгосрочных потребностей в капитале (покупка оборудования, акций, облигаций).

Таким образом, главный смысл посредничества банков в кредите проявляется в репатриации свободных денежных средств в процесс общественного воспроизводства.

Превращение временно свободных финансовых средств в капитал является одной из старейших функций банков, которая при капитализме получила широкое развитие. Аккумулированные в банках свободных денежные средства юридических и физических лиц, с одной стороны, приносят их владельцам доходы в виде процентов, с другой стороны, создают базу для дальнейших ссудных операций, то есть превращают деньги в капитал.

При выполнении двух вышеуказанных функций для банков очень часто возникает проблема дефицита финансовых ресурсов, которая может быть решена в рамках выполнения такой банковской функции как создание кредитных средств обращения.

Источником банковских кредитов являются не только временно свободные средства и капиталы, но и так называемая депозитно-чековая эмиссия. Последняя происходит путем выдачи ссуд в объемах, превышающих суммы во вкладах. Кроме того, банки осуществляют выдачу наличных денег–банкнот с так называемых мнимых вкладов, отличающихся от реальных, которые созданы в результате действительного взноса денег.

В современных условиях различия между реальными и мнимыми вкладами постепенно стираются, поскольку практически невозможно отделить один вид вкладов от другого. Таким образом, банки выполняют важную роль в замещении полноценных денег различными кредитными инструментами, создавая депозиты и выпуская кредитные деньги.

Одновременно с выполнением банками посреднических функций в платежах и управлении капиталом, связанным с привлечением денежных ресурсов, выпуском кредитных средств обращения и распределением ссудных капиталов, в последнее время получает развитие новая банковская функция–инвестиционная, то есть управление собственным капиталом. Банки становятся как профессиональными участниками финансовых рынков, так и инвесторами, осуществляющими производственные инвестиции, то есть прямые инвестиции в реальный сектор экономики.
3. Виды банков и их характеристика

По характеру, форме и специфическим особенностям исполняемых функций банки можно разделить на два типа: центральные банки и коммерческие банки.

Центральные банки ведущее звено банковской системы, которые функционируют с целью укрепления национальных банковской и денежной систем, обеспечения устойчивости национальной валюты и ее валютного курса, организации системы расчетов. Центральные банки обладают монопольным правом эмиссии наличных и безналичных денег.

Коммерческие банки непосредственно осуществляют обслуживание юридических и физических лиц с целью извлечения прибыли посредством проведения банковских операций. Коммерческие банки могут проводить эмиссию безналичных кредитных денег.

*Другие критерии классификации банков см. в вопросе 11
4. Банковская система.
Банковская система, как и любая система, представляет собой совокупность упорядоченных элементов, взаимодействующих между собой на основе общих правил, обладающих единством целей и образующих, таким образом, определенную целостность.

Банковская система представляет собой неотъемлемый элемент рыночной инфраструктуры, отсутствие которой делает невозможным функционирование рыночных отношений.

Банковская система обладает определенными специфическими признаками, к числе которых относятся: взаимозаменяемость элементов, динамичность, наличие "банковской тайны", саморегуляция и управляемость.

Функционирование и развитие банковской системы зависит от следующих факторов:

  1. Степень зрелости товарно-денежных отношений;

  2. Социально-экономическая формация;

  3. Функционирование финансовых рынков.

Степень зрелости товарно-денежных отношений непосредственно определяет масштабы банковской деятельности, так как объективная потребность в институте, специализирующимся в организации денежного оборота, возникает по мере расширения производства и масштабов обмена товарами между экономическими агентами, то есть уже в условиях простого товарного производства.

В результате распада натурального хозяйства особое значение приобретает торговля и товарообмен, происходит постоянное повышение значения денежных расчетов и кредита, в том числе и использование наемного труда в условиях капиталистического производства вызывает необходимость выплат заработной платы в денежной форме.

Социально-экономическая формация определяют форму и структуру банковской системы, место банковской системы в экономической жизни общества и, следовательно, динамику развития, особенности функционирования и взаимодействия с экономическими агентами.

Функционирование финансовых рынков существенным образом влияет на перечень банковских операций, так как в зависимости от структуры, состояния и специфики финансовых рынков определяется возможность свободного перемещения капиталов и, следовательно, потребность в соответствующих банковских операциях.

Элементами банковской системы являются:

  1. Банки и небанковские кредитные организации;

  2. Банковская инфраструктура;

  3. Банковское законодательство.

Банки и небанковские кредитные организации являются основными элементами банковской системы, так как они непосредственно осуществляют (проводят) банковские операции и оказываются банковские услуги различным экономическим агентам.

Банки и небанковские кредитные организации могут иметь различные права и обязанности и, соответственно осуществлять операции и оказывать услуги только в пределах разрешенных полномочий, что образует структуру и, в рамках единой структуры, различные уровни банковской системы.

Банковская инфраструктура как элемент банковской системы включает в себя организации, обеспечивающие деятельность банков в частности и банковской системы в целом по следующим направлениям:

  1. Информационное обеспечение;

  2. Методическое и научное обеспечение;

  3. Кадровое обеспечение;

  4. Коммуникационное обеспечение.


Информационное обеспечение банковской системы определено потребностью в оперативных сведениях и аналитических материалах, касающихся состояния и перспектив отдельных предприятий и их групп, отраслей, экономики в целом; конъюнктуры и динамики финансовых рынков; прочей деловой информации.

Указанная информация предоставляется специальными агентствами (Reuters, Интерфакс, "кредит-бюро" и прочее), издательствами (выпуск справочников и специальных изданий и так далее) и государственными структурами (служба статистики, службы государственной регистрации, судебные органы, налоговая служба, "кредит-бюро" и тому подобное).

^ Методическое и научное обеспечение банковской системы представляет собой совокупность разработанных методических указаний, положений и порядков по проведению и анализу банковских операций, научно обоснованных рекомендаций по улучшению банковской деятельности.

Создаваемые специализированные научные центры и рабочие группы (ВБ, ЕЦБ, Базельский комитет, ЕВИ и так далее) в качестве одной из своих задач видят унификацию банковских операций, их приведение к единым стандартам проведения и внутреннего учета.

^ Кадровое обеспечение банковской системы состоит в организации подготовки специалистов с высшим и средне–специальным образованием на базе учебных заведений, центров переподготовки кадров и повышения квалификации.

^ Коммуникационное обеспечение банковской системы заключается в организации высокоскоростного, надежного, защищенного канала связи для непосредственного и опосредованного проведения банковских операций.

Коммуникационным обеспечением занимаются как специализированные организации, непосредственно предоставляющие услуги связи, защиты и передачи информации, так организации, организующие коммуникации внутри банковской системы (SWIFT, Reuters Dealing, VISA и так далее).
Банковское законодательство осуществляет регулирование банковской системы. Международная практика показывает, что для успешного регулирования банковской системы в банковское законодательство должны быть включены:

  1. Законы о банковских институтах;

  2. Законы о специальных банках, их объединениях и кооперации;

  3. Законы об отдельных аспектах банковской деятельности (банковская тайна, кредитование, система электронных платежей, банкротство);

Практика знает несколько типов банковской системы:

  • распределительная централизованная банковская система;

  • рыночная банковская система.

В противоположность распределительной системе банковская система рыночного типа характеризуется отсутствием монополии государства на банки. Каждый субъект воспроизводства самой разнообразной формы собственности (не только государственной) может образовать банк.

В рыночном хозяйстве функционирует множественность банков с децентрализованной системой управления. Эмиссионные и кредитные функции разделены ими между собой. Эмиссия сосредоточена в центральном банке, кредитование предприятий и населения осуществляют различные деловые банки - коммерческие, инвестиционные, инновационные, ипотечные, сберегательные и др. Деловые банки не отвечают по обязательствам государства, так же как государство не отвечает по обязательствам деловых банков; деловые банки подчиняются своему Совету, решению акционеров, а не административному органу государства.

Различия между этими двумя типами системы представлены в таблице.
Таблица^ Различия между распределительной и рыночной банковскими системам

Распределительная (централизованная) банковская система

Рыночная банковская система

^ По типу собственности

Государство - единственный собственник на банки


Многообразие форм собственности на

Банки

^ По степени монополизации
Монополия государства на формирование банков


Монополия государства на банки отсутствует, любые юридические и физические лица могут образовать свой банк

^ По количеству уровней системы

Одноуровневая банковская система


Двухуровневая банковская система

^ По характеру банковской политики

Политика единого банка


Политика множества банков

По характеру взаимоотношений банков с государством

Государство отвечает по обязательствам банков



Государство не отвечает по обязательствам банков, так же как банки не отвечают по обязательствам государства

^ По характеру подчиненности

Банки подчиняются правительству, зависят от его оперативной деятельности


Центральный банк РФ подотчетен парламенту, коммерческие банки подотчетны своим акционерам, наблюдательному Совету, а не Правительству


^ По выполнению эмиссионной и кредитной операции

Кредитные и эмиссионные операции сосредоточены в одном банке (кроме отдельных банков, которые не выполняют эмиссионные операции)



Эмиссионные операции сосредоточены только в Центральном банке РФ; операции по кредитованию предприятий и физических лиц выполняют только коммерческие банки


^ По способу назначения руководителей банка

Руководитель банка назначается центральной или местной властью, вышестоящими органами управления


Руководитель ЦБ РФ утверждается парламентом. Председатель (Президент) коммерческого банка назначается его Советом



5. Банковская система России.

Согласно ст. 2 федерального закона "О банках и банковской деятельности" банковская система Российской Федерации "…включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков", то есть является централизованной двухуровневой банковской системой.

Банковская система России включает в себя (без учета вспомогательных организаций):

  • Банк России;

  • Агентство страхования вкладов (АСВ) как элемент верхнего уровня банковской системы. Агентство-это государственная корпорация;

  • Отечественные коммерческие банки и небанковские кредитные организации (НКО);

  • Филиалы и иные территориально удаленные подразделения Отечественных коммерческих банков и НКО на территории РФ;

  • Зарубежные филиалы отечественных коммерческих банков и НКО;

  • Российские загранбанки и их филиалы за рубежом;

  • Действующие в России дочерние банки (и НКО) иностранных банков (и НКО), а также филиалы указанных дочерних организаций на территории РФ;

  • Действующие в России филиалы банков (и НКО), не являющихся резидентами РФ.

^ Правовое регулирование банковской деятельности в России осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами "О банках и банковской деятельности", "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.

Современная банковская система РФ возникла в процессе поэтапного реформирования монобанковской системы периода существования СССР, состоящей из трех государственных банков (Госбанк, Стройбанк, Внешторгбанк) и системы трудовых сберегательных касс.

Реформа банковской системы в России началась с принятием 13 июля 1990 г. Верховным Советом России Постановления "О государственном банке РСФСР и банках на территории республики". 2 декабря 1990 г. Верховный Совет России принял Закон "О Центральном банке России" и Закон "О банках и банковской деятельности на территории России". Эти два закона создали правовую основу для формирования двухуровневой банковской системы.

^ Первый этап реформирования (1987-88 гг.) был связан с увеличением числа государственных банков, а именно была создана система, состоящая из крупных отраслевых специализированных банков СССР (Госбанк, Промстройбанк, Агропромбанк Жилсоцбанк, Внешэкономбанк, Сберегательный банк), а также из новых коммерческих и кооперативных банков.

^ Второй этап реформирования (1988-1990) гг. ознаменован прежде всего тем, что в принятых законах "О государственном банке СССР" и "О банках и банковской деятельности" была определена структура банковской системы, состоящая из двух уровней: Госбанк СССР, центральные банки республик (независимых государств на территории бывшего СССР) и коммерческие банки. С принятием этого закона начался более интенсивно процесс организации коммерческих банков.

^ Третий этап реформирования (начало 90-х гг.) связан прежде всего с развалом СССР и возникновением отдельных государств. В результате этого появилась необходимость внесения изменений в ранее принятые законы, которые определили современную структуру банковской системы: Центральный банк РФ и коммерческие банки.

Либеральный и в значительной степени поощрительный подход Центрального банка РФ к образованию коммерческих банков в начале экономической реформы положил начало формированию сети коммерческих банков. Большинство коммерческих банков было создано путем преобразования филиалов и отделений бывших государственных специализированных банков (Промстройбанк, Жилсоцбанк, Агропромбанк, Внешторгбанк) в самостоятельные коммерческие банки. Исключение составил Сбербанк, который в основном сохранил свою филиальную сеть.

Немало новых банков возникло под эгидой министерств и ведомств (например, Промрадтехбанк, Морбанк, Авиабанк, Химбанк и др.). Создание таких банков позволяло контролировать движение внутриотраслевых финансовых потоков, обеспечивало контроль министерств и ведомств за предприятиями отрасли через расчетное обслуживание и кредитование, в том числе и за счет централизованных ресурсов.

Некоторые банки создавались предприятиями и организациями. Для предприятий–учредителей появилась возможность привлекать средства для собственных нужд. Как правило, значительная часть уставного капитала таких банков формировалось за счет средств самих предприятий.

В рамках третьего этапа реформирования банковской системы РФ можно выделить следующие периоды:

  1. Банковский бум;

  2. Квазистабилизация;

  3. Системный банковский кризис;

  4. Восстановление;

  5. период «финансовых лихорадок».


Первый период или "банковский бум" приходится на годы с высокими темпами инфляции (1992–1994 гг.). Для данного этапа свойственно резкое увеличение числа функционирующих банков. По данным Центрального банка России по состоянию на конец 1994 года число зарегистрированных банков превысило 2 600. Рост количества кредитных организаций и их филиалов продолжался до 1996 года, так как ему благоприятствовала высокая рентабельность банковских операций в условиях высокой инфляции и нестабильности на валютных рынках.

Второй период (1995-1997гг.) или квазистабилизация характеризуется:

  1. Продолжающимся кризисом производства при относительном снижении темпов его падения, что является ситуацией "дна", а не восстановления;

  2. Снижением темпов инфляции в результате проведения жесткой монетарной политики.


На протяжении всего второго этапа сохранялись признаки банковского кризиса. По данным Центрального банка России за этот период количество банков в России сократилось до 1 700, при этом только с января 1996 г. по июль 1997 г. прекратили свое существование свыше 510 коммерческих банков.

Одной из причин, обуславливающих сокращение числа банков, является естественный процесс концентрации банковских ресурсов. По данным Центрального банка России тенденция увеличения числа более крупных банков, поглощающих мелкие и средние, становится все более явно выраженной на фоне сокращения их общего количества.

Другой причиной стало значительное снижение эффективности и прибыльности банковских операций, что привело к миграции банковских активов на фондовый и валютный рынки страны.

В развитии банков и их филиальной сети в данный период проявились две противоположные тенденции. Первая тенденция отражала стремление крупных по размеру собственного капитала банков открывать филиалы за пределами места регистрации. Вторая тенденция состояла в том, что отдельные банки вынуждены были закрывать свои филиалы.

Сформированные в этот период крупные системообразующие банки представили собой основу формирующейся российской банковской системы.

Третий период (вторая половина 1998 г.) развития банковской системы России явился системным банковским кризисом или кризисом системообразующих банков.

В результате, по данным Центрального банка России, произошло уменьшение количества крупных системообразующих банков, среди которых оказались неплатежеспособными СБС-Агро, Инкомбанк, Менатеп, Российский кредит, ОНЭКСИМ – банк, Мосбизнесбанк, Промстройбанк России, Империал, Нефтехимбанк и другие.

Основной причиной данного кризиса стал преимущественно фиктивный характер банковских операций, которые оказались оторванными от процессов реальной экономики, что привело к распространению кризиса финансовых рынков на банковскую систему в целом.

Кроме этого, существенными кризисными факторами стали низкое качество банковской системы, распыленность банковского капитала и наличие большого количества мелких и средних банков создало трудности в управлении, обеспечении устойчивости банковской системы России, повышении качества банковских услуг.

С конца 1998–начала 1999 года можно говорить о новом периоде функционирования банковской системы России–периоде восстановления, для которого характерны следующие основные моменты:

  1. Оживление национальной экономики, начавшееся благодаря росту мировых цен на энергоносители и положительного эффекта девальвации;

  2. Низкая доходность и активность торгов на финансовых рынках;

  3. Общесистемный дефицит финансовых ресурсов и реструктуризация обязательств банков;

  4. Концентрация банковского капитала и перераспределение сфер влияния (рынка банковских услуг) крупнейших банков, а также появление "новых" банков за счет ликвидных и доходных активов "старых" (Сбербанк РФ, Альфа-банк, МДМ, Автобанк, ГЛОБЭКС, ГУТА, Менатеп СПб, Росбанк, Башкредитбанк, Импэкс-банк);

  5. Усиление государственного регулирования банковской деятельности.

Пятый этап (с середины 2004 г.) происходит на фоне повторяющихся «финансовых лихорадок» (например, последние - август 2007 г. и сентябрь-октябрь 2008 г.), связанных со сложностью привлечения внешнего финансирования в связи с проблемами с ликвидностью на международных рынках, в основе которых мировой финансовый кризис, углубленный ипотечным кризисом в США. Основная проблема данного периода – значительный разрыв между краткосрочными привлекаемыми ресурсами и долгосрочными потребностями экономики в финансовых ресурсах, которая может быть решена не только за счет собственных средств коммерческих банков, но и за счет усиления регулирующей роли ЦБ РФ с целью соблюдения интересов национальной денежно–кредитной политики.

^ Для банковской системы России характерны высокие темпы развития. Мировая банковская история не знает аналогов тому, что произошло в России. За кратчайший срок в стране возникло более 2500 самостоятельных банков. Для сопоставления: США, чтобы создать 1000 банков, потребовалось около 80 лет с 1781-1860 гг. В дальнейшем (прежде всего в условиях банковского кризиса) произошло уменьшение количества банков почти в 2 раза. Но высокие темпы развития сохранились: прирост активов банковской системы в 2005 г. составил 36,6%, в 2006 г. – 44,1%, в 2007 г. – 44%. Но при этом по своим масштабам банковская система значительно уступает банковским систем развитых стран и необходимо ее дальнейшее развитие.

^ Ключевыми недостатками современной банковской системы России, которые приводят к ее несоответствию масштабам и потребностям национальной экономики в целом и которые должны быть устранены в ходе ее реструктуризации, являются:

  1. Низкий уровень капитализации в большинстве российских банков – по данным ЦБ России совокупный размер собственного капитала российских банков на 01.01.2008 составляет около 2,437 триллиона рублей или около 97,5 млрд. долларов США, что соизмеримо с капиталом одно­го крупного иностранного банка, например, такого как немецкий Deutsche Bank, япон­ский Mitsubishi Bank. Доля собственных средств кредитных организаций России в ВВП на 1.01.2008 г. составила 8,1 % (на 1.01.2007 г. – 6,3%). Рост очевиден, но при этом этот показатель в Германии равен 16,8%, во Франции и в Англии – 28,5%.

  2. Незначительные, в сравнении с банковскими системами развитых стран, объемы ресурсов и активных операций банков. Доля объема активов российской банковской системы в ВВП не превышает 61%, тогда как в большинстве ведущих стран мира указанное соотношение достигает 200-300%. Это свидетельствует об относительной еще слабости россий­ской банковской системы, ограниченных возможностях кредито­вания реального сектора экономики, необходимости защиты го­сударством российского банковского сектора от конкуренции иностранных банков на национальном рынке банковских услуг.

  3. ^ Несбалансированная структура банковских ресурсов и банковских активов;

  4. Наличие значительного числа малых и средних банков – высокий уровень концентрации капитала и банковских операций. Так, около 85% банков имеют среднюю величину активов от 0,05 до 0,6 млрд.руб. и 1,6% - от 51 до 370 млрд.руб. У всего лишь 200 наиболее крупных банков (из 1200) сконцентрировано 89,6% всех активов банковской системы России. Соответственно, у оставшихся 1000 банков страны сосредоточено всего лишь 10,4% активов банковской системы.

  5. ^ Проблема доступности банковских услуг в регионах (неравномерность географического размещения банков по стране). По данным Ассоциации российских банков в настоящее время в России на 100 тыс. человек приходится менее 14 точек банковского обслуживания, в то время как этот показатель составляет 33,2, во Франции – 43,8, в Италии – 56,5, Германии – 58.

  6. ^ Низкая эффективность использования банковских ресурсов.

Основные тенденции развития банковской системы России определены Стратегией развития банковского сектора РФ на период до 2011 г.:

- укрепление устойчивости банковского сектора, исключаю­щее возможность возникновения системных банковских кризисов;

- повышение качества осуществления банковским сектором функций по аккумулированию денежных средств населе­ния, предприятий и их трансформации в кредиты и инве­стиции;

- укрепление доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков, в первую оче­редь населения;

- усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков;

- предотвращение использования кредитных организаций в не­добросовестной коммерческой практике и др.

Выполнение данных целей должно позволить Правительству и Банку России в 2009-2015 г.г. эффективно проводить политику защиты интересов российских банков на международной арене.

В числе практических задач достижения намеченных целей:

    • укрепление финансового состояния действующих кредитных организаций;

    • выведение с рынка банковских услуг нежизнеспособных кредитных организаций;

    • повышение уровня капитализации кредитных организаций и качества капитала;

    • расшире­ние деятельности по привлечению средств населения и предпри­ятий;

    • усиление взаимодействия банков с реальным сектором экономики;

    • развитие конкурентных начал в деятельности кре­дитных организаций.

Основная задача на сегодняшний день состоит в обеспечении долгосрочной устойчивости банковской системы.
^ Инструментарий денежно-кредитной политики Банка России определен в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", согласно которому основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

  1. Процентные ставки по операциям Банка России;

  2. Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

  3. Операции на открытом рынке;

  4. Рефинансирование кредитных организаций;

  5. Валютные интервенции;

  6. Установление ориентиров роста денежной массы;

  7. Прямые количественные ограничения;

  8. Эмиссия облигаций от своего имени.

Использование столь широкого спектра инструментов денежно-кредитного регулирования дает возможность Центральному банку России оказывать влияние на ликвидность банковского сектора, конъюнктуру валютно-финансового рынка, регулировать и выравнивать доходность операций с различными финансовыми инструментами.
6. Центральные банки: возникновение, характеристика, функции, задачи

Возникновение центральных банков исторически связано с централизацией банкнотной эмиссии в наиболее надежных коммерческих банков, пользовавшихся всеобщим доверием, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения. Создание центрального эмиссионного банка было обусловлено процессами концентрации и централизации капитала, переходом к единым национальным денежным системам.

Государство, издавая соответствующие законы, активно способствовало этому процессу, так как выпускавшиеся для выдачи ссуд многочисленными мелкими банками банкноты лишались способности к обращению в случае банкротства эмитентов и уже в конце XIX–начале XX вв. в большинстве стран эмиссия всех банкнот была сосредоточена в одном банке, который стал называться центральным эмиссионным банком, а на современном этапе–центральным банком.

Впоследствии, кроме эмиссии банкнот, за центральными банками закрепилась роль государственного казначейства, посредника между государством и коммерческими банками, проводящим денежно-кредитную политику в рамках экономической политики государства.

Несмотря на то, что первым банком, осуществившим эмиссию, был Банк Стокгольма (в 1650 году он выпустил депозитные сертификаты на золотые монеты, которые выписывались на предъявителя и обращались наравне с другими видами денег на всей территории королевства Швеции), первым эмиссионным банком считается созданный в 1694 году Банк Англии, поскольку он начал выпускать банкноты и учитывать коммерческие векселя.
Современные центральные банки можно классифицировать с точки зрения собственности на капитал: государственные (Германия, Франция, Великобритания, Россия), частные (США, Италия) и смешанные (Япония). Центральный банк независимо от принадлежности его капитала является юридически самостоятельным: его имущество обособлено от имущества государства, центральный банк распоряжается им как собственник.

Деятельность центральных банков промышленно развитых и развивающихся стран регулируется рядом законов, в которых сформулированы и закреплены задачи и функции центрального банка, определены инструменты и методы их осуществления. В некоторых государствах главная задача центрального банка излагается в конституции.

Традиционно основным правовым актом, регулирующим деятельность национального банка, служит закон о центральном банке страны, в котором устанавливается организационно-правовой статус, процедура назначения или выборов его руководящего состава, статус во взаимоотношениях с государством и национальной банковской системой. Данным законом закрепляются полномочия центрального банка как эмиссионного центра страны.

Наряду с законом о центральном банке взаимодействия между центральным банком и банковской системой регулируются законом о банковской деятельности. Такой закон определяет основные права и обязанности кредитных институтов по отношению к центральному банку.

При этом вне зависимости от права собственности на капитал центрального банка, исторически между банком и правительством сложились тесные связи, которые усилились в конце XX века.

Степень независимости центрального банка от государства различна и характеризуется следующими законодательно закрепленными моментами:

  1. Участие государства в капитале центрального банка и в распределении прибыли;

  2. Процедура назначения (выбора) руководства банка;

  3. Степень отражения в законодательстве целей и задач центрального банка;

  4. Права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику;

  5. Правила, регулирующие возможность прямого и косвенного финансирования государственных расходов центральным банком страны.


Большей самостоятельностью пользуются банки, по закону подотчетные парламенту (США, Германии, Швейцарии, Швеции, Голландии, России), меньшей – подотчетные Министерству финансов (Япония, Франция, Великобритания, Италия).

В любом случае, независимость центрального банка имеет относительный характер, так как экономическая политика правительства не может быть успешной без согласования и тесной увязки ее основных элементов: денежно-кредитной и финансовой политик, что определяет в долгосрочном плане политику центрального банка в зависимости от приоритетов макроэкономического курса правительства.

Деятельность любого центрального банка подчинена решению следующих задач, объединенных в единое целое:

  1. Обеспечение стабильности покупательной способности и валютного курса национальной денежной единицы;

  2. Поддержание стабильности и ликвидности банковской системы;

  3. Повышение эффективности и надежности платежной системы.


Для решения данной триединой задачи центральный банк наделяется правом и обязанностью выполнять следующие функции:

  1. Монопольная эмиссия банкнот;

  2. "Банк банков";

  3. Банк правительства;

  4. Валютный контроль;

  5. Денежно-кредитное регулирование.


Монопольная эмиссия банкнот

За центральным банком законодательно закреплена эмиссионная монополия только в отношении банкнот, то есть общенациональных кредитных денег, которые являются общепризнанным окончательным средством погашения долговых обязательств в стране.

В некоторых странах центральный банк имеет право на монопольное осуществление эмиссии монет, но обычно их чеканкой занимается министерство финансов (казначейство).

Эмиссионная монополия превратила центральный банк в эмиссионно-кассовый центр банковской системы, поскольку обязательства центрального банка (как в форме банкнот, так и в форме депозитов коммерческих банков в центральном банке) служат кассовым резервом любого коммерческого банка.

"Банк банков"

Центральный банк непосредственно не обслуживает коммерческие предприятия и организации, не работает с населением. Основными клиентами центрального банка являются коммерческие банки, которым он оказывает услуги по хранению свободной денежной наличности, организации и проведению межбанковских расчетов, рефинансированию, лицензированию деятельности и/или отдельных операций, проверка и анализ финансового состояния и тому подобное.

Начиная с XX в. коммерческие банки в большинстве стран в соответствии с законом обязаны хранить часть своих кассовых резервов (обязательные банковские резервы) в центральном банке. Центральный банк устанавливает для коммерческих банков минимальное отношение обязательных резервов к их обязательствам по депозитам (норму обязательных резервов).

^ Банк правительства

Независимо от принадлежности капитала центральные банки выступают как кассир, кредитор и финансовый консультант правительства.

В центральном банке открыты счета правительства и правительственных ведомств, осуществляется кассовое исполнение государственного бюджета. Доходы правительства, поступившие от налогов и займов, зачисляются на беспроцентный счет казначейства (министерства финансов) в центральном банке, все правительственные расходы покрываются с этого счета.

Центральный банк анализирует и публикует информацию о ситуации в денежно-кредитной сфере, что позволяет при необходимости дать рекомендации и скоординировать действия государственных органов.

Центральный банк кредитует государство и консультирует министерство финансов по вопросам размещения и погашения государственных займов, выбора условий и сроков проведения эмиссии, определения доходности государственных ценных бумаг в зависимости от рыночной ситуации.

Центральный банк управляет государственным долгом (размещение и погашение займов, организация выплат доходов по ним, проведение конверсии и консолидации), используя различные методы управления: покупает или продает государственные обязательства с целью воздействия на их курсы и доходность, изменяет условия продажи, повышает привлекательность государственных обязательств для частных инвесторов.

^ Валютный контроль

Центральный банк является органом валютного контроля, для целей и задач которого он определяет режим обменного курса национальной валюты и осуществляет его регулирование, проводит операции по управлению официальными золотовалютными резервами, регулирует международные расчеты и платежный баланс, контролирует движение валютных ценностей внутри страны и за границей, принимает участие в разработке прогноза и организует составление платежного баланса.

Центральный банк участвует в подготовке международных соглашений по соответствующим вопросам, сотрудничает с центральными банками других стран, а также с международными и региональными валютно-кредитными организациями, представляет страну в этих организациях.

^ Денежно-кредитное регулирование

Все рассмотренные выше функции центрального банка взаимосвязаны. Кредитуя государство и банки, центральный банк проводит эмиссию, осуществляя выпуск и погашение правительственных обязательств–воздействует на уровень ссудного процента.

Указанная взаимосвязь определяет особое положение центрального банка в банковской системе и создает объективные предпосылки для выполнения им своей важнейшей функции–функции денежно-кредитного регулирования.

Сущность функции денежно-кредитного регулирования заключается в регулировании экономики путем воздействия на состояние кредита и денежного оборота, что является составным элементом экономической политики правительства.

Возможность денежно-кредитного регулирования определяется способностью банковской системы изменять размер денежной массы в соответствии с эффектом мультипликативного расширения и свойством денежного оборота по обеспечению свободного перелива денежного капитала из одной сферы рыночных отношений в другую посредством изменения структуры денежного оборота.

^ Функции и полномочия Центрального банка России (Банка России) регламентируются Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в соответствии с которым целями деятельности Банка России являются:

  1. Защита и обеспечение устойчивости рубля;

  2. Развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

  3. Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Таким образом, цели и функции Банка России, установленные законодательством, отвечают требованиям, принятым в промышленно-развитых странах.
7. Активные и пассивные операции центральных банков

Центральный банк осуществляет свои функции через пассивные и активные банковские операции.

^ Пассивные операции центральных банков

Пассивные операции центральных банков – это банковские операции, в результате проведения которых формируется пассив баланса центрального банка – собственные, заемные и привлеченные средства.

К основным пассивным операциям центральных банков относятся:

  1. Эмиссия банкнот и долговых обязательств;

  2. Прием вкладов и депозитов коммерческих банков и казначейства;

  3. Формирование собственных средств.


Эмиссия банкнот в большинстве стран является основной банковской операцией центральных банков, так как в результате ее проведения формируется от 40 до 85% пассива баланса. На современном этапе эмиссия банкнот является фидуциарной (не обеспечена золотом), что связано с отменой золотого обеспечения банкнот.

Современный механизм эмиссии банкнот основан на кредитовании коммерческих банков, покупке государственных ценных бумаг и увеличении золотовалютных резервов.

Эмиссия банкнот, осуществляемая при кредитовании банков, обеспечена их обязательствами; при покупке государственных долговых обязательств, золота и иностранной валюты–соответственно государственными обязательствами, золотом и иностранной валютой. В результате, обеспечением банкнотной эмиссии служат активы центрального банка, что есть форма взаимосвязи его пассивных и активных операций.

Кроме эмиссия банкнот центральные банки формируют свои пассивы из вкладов и депозитов казначейства и коммерческих банков.

Коммерческие банки могут помещать на беспроцентные счета в центральных банках часть своих кассовых резервов, в том числе обязательные. В ряде стран обязательные резервы зачисляются на специальные беспроцентные счета (например, в России).

Центральные банки также могут открывать коммерческим банкам и срочные счета с фиксированной процентной ставкой.

Собственные средства центральных банков обычно составляет не более 4% пассива из образуются из уставного, резервных и прочих фондов, прибыли.

Принципиальной особенностью центрального банка является первичность активных операций центрального банка по отношению к пассивным.

^ Активные операции центральных банков

Активные операции центральных банков–это банковские операции, в результате проведения которых формируется актив баланса центрального банка – денежные средства и драгоценные металлы, ценные бумаги, кредиты и прочие требования.

К основным активным операциям центральных банков относятся:

  1. Учетно-ссудные операции;

  2. Вложения в ценные бумаги;

  3. Операции с золотом и иностранной валютой.


Учетно-ссудные операции включают в себя операции по покупке центральным банком векселей у государства и банков и.

В результате покупки векселей у коммерческих банков (переучет) происходит вторичный учет векселей, которые коммерческие банки купили у своих клиентов. Учет казначейских векселей служит в большинстве промышленно развитых стран главным инструментом краткосрочного кредитования государства для покрытия временных кассовых разрывов.

Прямое краткосрочное кредитование банков и государства проводится центральным банком на срок до 1 года. При этом обеспечением по кредитам коммерческим банкам являются государственные долговые обязательства, простые и переводные векселя, ценные бумаги и другие активы.

Вложения в ценные бумаги может осуществляться центральными банками либо как форма кредитования государства, либо как инструмент денежно-кредитной политики.

Покупка государственных облигаций в большинстве промышленно развитых стран является главной (иногда единственной) формой кредитования правительства для покрытия бюджетного дефицита. Прямое кредитование государства для финансирования бюджетного дефицита в этих странах практически отсутствует (США, Канада, Япония, Великобритания, Швейцария, Швеция) или ограничено законом (ФРГ, Франция).

Покупка-продажа центральными банками ценных бумаг может осуществляется и для достижения целей денежно-кредитной политики посредством регулирования ликвидности банковской системы, денежной массы и курса государственных облигаций.

Операции с золотом и иностранной валютой также служат целям денежно-кредитной политики и позволяют регулировать ликвидность банковской системы, денежную массу, валютный курс и динамику торгового и платежного балансов.
  1   2   3   4   5   6   7



Скачать файл (142.9 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru