Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Информационные системы - файл 1.doc


Загрузка...
Информационные системы
скачать (142 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc142kb.03.12.2011 09:05скачать

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ РАСТИТЕЛЬНЫХ ПОЛИМЕРОВ

Заочный факультет
Ускоренная форма обучения
Специальность: 220301 Шифр: хххххх

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Информационное обеспечение систем управления».

На тему: «Информационные системы».

Работу выполнил: студент 6 курса хххххххххххххххххххххххххх

Дата регистрации работы факультетом: ______________________________

____________________________________________________________________
г. Санкт-Петербург

2010г.

Оглавление.


Оглавление. 2

1.Информационные системы. 3

1.1. Структура информационных систем. 4

1.2. Классификация информационных систем. 5

1.2.1. Классификация информационных систем по архитектуре 5

1.2.2. Классификация информационных систем по охвату задач (масштабности) 5

1.2.3. Классификация информационных систем по сфере применения 6

1.3. Процессы в информационной системе 7

1.4. Основные задачи, решаемые ИС. Примеры ИС. 7

1.5. Компоненты информационных систем. 9

2. Система управления базами данных. 9

2.1. Основные функции СУБД 9

2.2. Классификация СУБД 10

3. Базы данных. 11

3.1. Классификации БД 11

3.2. Примеры базы данных. 12
^

1.Информационные системы.



Чтобы вести речь об информационных системах, прежде всего, необходимо определить, что обозначает данное понятие. Оно имеет несколько значений, которые используются как в широком, так и в узком смысле.

В широком смысле информационная система есть совокупность технического, программного и организационного обеспечения, а также персонала, предназначенная для того, чтобы своевременно обеспечивать надлежащих людей надлежащей информацией.

Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» даёт следующее определение: «информационная система — совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств». По одних авторов, ИС в широком смысле включает в себя персонал, её эксплуатирующий, по мнению других — нет.

В узком смысле информационной системой называют только подмножество компонентов ИС в широком смысле, включающее базы данных, СУБД (системы управления базами данных) и специализированные прикладные программы.

В любом случае основной задачей ИС является удовлетворение конкретных информационных потребностей в рамках конкретной предметной области. Современные ИС немыслимы без использования баз данных и СУБД, поэтому термин «информационная система» на практике сливается по смыслу с термином «система баз данных».
^

1.1. Структура информационных систем.





Структура информационной системы как совокупность обеспечивающих подсистем

Структуру информационной системы составляет совокупность отдельных ее

частей, называемых подсистемами.

^ Техническое обеспечение - комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.

^ Математическое и программное обеспечение - совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств.

^ Информационное обеспечение - совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных.

^ Организационное обеспечение - совокупность методов и средств,

регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы.

^ Правовое обеспечение - совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.


^

1.2. Классификация информационных систем.



1.2.1. Классификация информационных систем по архитектуре



По степени распределённости отличают:

  • настольные (desktop), или локальные ИС, в которых все компоненты (БД, СУБД, клиентские приложения) работают на одном компьютере;

  • распределённые (distributed) ИС, в которых компоненты распределены по нескольким компьютерам.


Распределённые ИС, в свою очередь, разделяют на

  • файл-серверные ИС (ИС с архитектурой «файл-сервер»);

  • клиент-серверные ИС (ИС с архитектурой «клиент-сервер»).


В файл-серверных ИС база данных находится на файловом сервере, а СУБД и клиентские приложения находятся на рабочих станциях.

В клиент-серверных ИС база данных и СУБД находятся на сервере, а на рабочих станциях находятся клиентские приложения.

звеньями.

^

1.2.2. Классификация информационных систем по охвату задач (масштабности)





  • Персональная информационная система предназначена для решения некоторого круга задач одного человека.

  • Групповая информационная система ориентирована на коллективное использование информации членами рабочей группы или подразделения.

  • Корпоративная информационная система в идеале охватывает все информационные процессы целого предприятия, достигая полной согласованности, безызбыточности и прозрачности информационных процессов. Такие системы иногда называют системами комплексной автоматизации предприятия.


^

1.2.3. Классификация информационных систем по сфере применения



Поскольку ИС создаются для удовлетворения информационных потребностей в рамках конкретной предметной области, то каждой предметной области (сфере применения) соответствует свой тип ИС. Перечислять все эти типы не имеет смысла, так как количество предметных областей велико, но можно указать в качестве примера следующие типы ИС:

  • Экономическая информационная система — информационная система, предназначенная для выполнения функций управления на предприятии.

  • Медицинская информационная система — информационная система, предназначенная для использования в лечебном или лечебно-профилактическом учреждении.

  • Географическая информационная система — информационная система, обеспечивающая сбор, хранение, обработку, доступ, отображение и распространение пространственно-координированных данных (пространственных данных).





^

1.3. Процессы в информационной системе


Процессы, обеспечивающие работу информационной системы любого назначения, условно можно представить в виде схемы, состоящей из блоков:

• ввод информации из внешних или внутренних источников;

• обработка входной информации и представление ее в удобном виде;

• вывод информации для представления потребителям или передачи в другую систему;

• обратная связь — это информация, переработанная людьми данной организации для коррекции входной информации.



^

1.4. Основные задачи, решаемые ИС. Примеры ИС.





  • Интерпретация данных. Под интерпретацией понимается процесс определения смысла данных, результаты которого должны быть согласованными и корректными. Обычно предусматривается многовариантный анализ данных.

  • Диагностика. Под диагностикой понимается процесс соотношения объекта с некоторым классом объектов и/или обнаружение неисправности в некоторой системе. Неисправность — это отклонение от нормы. Такая трактовка позволяет с единых теоретических позиций рассматривать и неисправность оборудования в технических системах, и заболевания живых организмов, и всевозможные природные аномалии.

  • Мониторинг. Основная задача мониторинга — непрерывная интерпретация данных в реальном времени и сигнализация о выходе тех или иных параметров за допустимые пределы.

  • Проектирование. Проектирование состоит в подготовке спецификаций на создание «объектов» с заранее определёнными свойствами. Под спецификацией понимается весь набор необходимых документов -- чертёж, пояснительная записка и т.д. Основные проблемы здесь — получение чёткого структурного описания знаний об объекте и проблема «следа».

  • Прогнозирование. Прогнозирование позволяет предсказывать последствия некоторых событий или явлений на основании анализа имеющихся данных. Прогнозирующие системы логически выводят вероятные следствия из заданных ситуаций.

  • Планирование. Под планированием понимается нахождение планов действий, относящихся к объектам, способным выполнять некоторые функции. В таких ИС используются модели поведения реальных объектов с тем, чтобы логически вывести последствия планируемой деятельности.

  • Обучение. Под обучением понимается использование компьютера для обучения какой-то дисциплине или предмету. Системы обучения диагностируют ошибки при изучении какой-либо дисциплины с помощью ЭВМ и подсказывают правильные решения.

  • Управление. Под управлением понимается функция организованной системы, поддерживающая определенный режим деятельности. Такого рода ЭС осуществляют управление поведением сложных систем в соответствии с заданными спецификациями.

  • ^ Поддержка принятия решений. Поддержка принятия решения — это совокупность процедур, обеспечивающая лицо, принимающее решения, необходимой информацией и рекомендациями, облегчающие процесс принятия решения. Эти ЭС помогают специалистам выбрать и/или сформировать нужную альтернативу среди множества выборов при принятии ответственных решений.

  • Основное отличие задач анализа от задач синтеза заключается в том, что если в задачах анализа множество решений может быть перечислено и включено в систему, то в задачах синтеза множество решений потенциально не ограничено и строится из решений компонент или подпроблем. Задачами анализа являются: интерпретация данных, диагностика, поддержка принятия решения; к задачам синтеза относятся проектирование, планирование, управление. Комбинированные - обучение, мониторинг, прогнозирование.


^

1.5. Компоненты информационных систем.


Как уже было сказано выше, информационные системы включают в себя базы данных, системы управления базами данных (СУБД) и специализированные прикладные программы. Коротко остановлюсь на каждом из понятий.
^

2. Система управления базами данных.


СУБД - специализированная программа (чаще комплекс программ), предназначенная для организации и ведения базы данных.
^

2.1. Основные функции СУБД


  • управление данными во внешней памяти (на дисках);

  • управление данными в оперативной памяти с использованием дискового кэша;

  • журнализация изменений, резервное копирование и восстановление базы данных после сбоев;

  • поддержка языков БД (язык определения данных, язык манипулирования данными).



^

2.2. Классификация СУБД


По модели данных:

  • Иерархические

  • Сетевые

  • Реляционные

По степени распределённости:

  • локальные СУБД (все части локальной СУБД размещаются на одном компьютере)

  • распределённые СУБД (части СУБД могут размещаться на двух и более компьютерах).


По способу доступа к БД:

  • Файл-серверные. В файл-серверных СУБД файлы данных располагаются централизованно на файл-сервере. СУБД располагается на каждом клиентском компьютере (рабочей станции). Доступ СУБД к данным осуществляется через локальную сеть.

  • Клиент-серверные. Клиент-серверная СУБД располагается на сервере вместе с БД и осуществляет доступ к БД непосредственно, в монопольном режиме. Все клиентские запросы на обработку данных обрабатываются клиент-серверной СУБД централизованно. Недостаток клиент-серверных СУБД состоит в повышенных требованиях к серверу. Достоинства: потенциально более низкая загрузка локальной сети; удобство централизованного управления; удобство обеспечения таких важных характеристик как высокая надёжность, высокая доступность и высокая безопасность.

  • Встраиваемые. Встраиваемая СУБД — библиотека, которая позволяет унифицированным образом хранить большие объёмы данных на локальной машине. Доступ к данным может происходить через SQL либо через особые функции СУБД. Встраиваемые СУБД быстрее обычных клиент-серверных и не требуют установки сервера, поэтому востребованы в локальном ПО, которое имеет дело с большими объёмами данных (например, геоинформационные системы).

^

3. Базы данных.


Базой данных является представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (Гражданский кодекс РФ, ст. 1260).

^

3.1. Классификации БД



1) по модели данных:


  • Иерархические - модель базы данных состоит из объектов с указателями от родительских объектов к потомкам, соединяя вместе связанную информацию.

  • Сетевые – эти базы данных подобны иерархическим, за исключением того, что в них имеются указатели в обоих направлениях, которые соединяют родственную информацию.

  • Реляционные - база данных, основанная на реляционной модели данных. Слово «реляционный» происходит от англ. relation (отношение). Для работы с реляционными БД применяют реляционные СУБД.

2) по степени распределённости:

  • Централизованные (сосредоточенные)

  • Распределённые. Распределённые базы данных (РБД) — совокупность логически взаимосвязанных баз данных, распределённых в компьютерной сети.


3) по содержимому:

  • Географические

  • Исторические

  • Научные

  • Мультимедийные.

4) по технологии хранения:

  • БД во вторичной памяти (традиционные)

  • БД в оперативной памяти (in-memory databases)

  • БД в третичной памяти (tertiary databases)



^

3.2. Примеры базы данных.



Астрофизическая информационная система НАСА

Интерактивная база данных, содержащая более 7 000 000 документов по астрономии и физике как из рецензируемых, так и из нерецензируемых источников. Почти для всех статей в системе доступны бесплатные рефераты. Отсканированные старые статьи размещены в форматах GIF и PDF. Новые статьи сопровождены ссылками на электронные версии, размещенные на сайтах журналов. Электронные версии обычно доступны по платной подписке, которая, как правило, есть у большинства факультетов астрономических исследований.

http://adswww.harvard.edu/
Scientific and Technical Network.

Европейская база данных, содержащая около 10 млн наименований журнальных статей, препринтов, книг, диссертаций, патентов и материалов научных конференций в области прикладной физики, химии, биофизики, технологий, биотехнологий, медицины. Благодаря очень широкому спектру интересов база данных является одной из самых больших в мире. База данных упрравляется Fiz-Karslruhe. Доступ к базе данных платный.

http://www.stn-international.de

ТопПлан Санкт-Петербург.

Информационно-справочная база данных для офиса, которая включает в себя актуальный справочник организаций по Санкт-Петербургу, Ленинградской области, Москве, Карелии, Петрозаводску, Пскову, Псковской области, Новгороду, Новгородской области, а также подробные векторные карты Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Москвы, Карелии, Петрозаводска, Северо-Западного федерального округа и всей России. Также на диске – Генеральный план Санкт-Петербурга.

http://www.topplan.ru/


Жизненный цикл базы данных — это совокупность этапов, которые проходит база данных на своём пути от создания до окончания использования.

Часто встречаемые этапы

  • Исследование и анализ проблемы, для решения которой создаётся база данных.

  • Построение Инфологической и Даталогической модели.

  • Нормализация полученных Инфологических и Даталогических моделей. По окончании этого этапа, как правило, получают заготовки таблицы БД и набор связей между ними (первичные и вторичные ключи)

  • Проверка целостности БД (Целостность базы данных)

  • Выбор физического способа хранения и эксплуатации (тех. средства) базы данных.

  • Проектирование входных и выходных форм.

  • Разработка интерфейса приложения.

  • Функциональное наполнение приложения

  • Отладка: проверка на корректность работы функционального наполнения системы

  • Тестирование: тест на корректность ввода вывода данных, тест на максимальное количество активных сессий и т. д.

  • Ввод в эксплуатацию: отладка ИТ-инфраструктуры, обучение пользователей и ИТ-персонала.

  • При необходимости добавления выходных форм и дополнительной функциональности. В случае если необходимы более серьёзные изменения, следует повторить все шаги с первого.

  • Вывод из эксплуатации: перенос данных в новую СУБД.



Скачать файл (142 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru