Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Контрольная работа - Бюджетная классификация - файл 2_Муниц финансы и бюджет.doc


Загрузка...
Контрольная работа - Бюджетная классификация
скачать (36.2 kb.)

Доступные файлы (2):

1_Титульный лист контрольной.doc34kb.26.04.2010 02:26скачать
2_Муниц финансы и бюджет.doc105kb.12.03.2010 01:05скачать

2_Муниц финансы и бюджет.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...



ВВЕДЕНИЕ

В сегодняшних реалиях, когда экономика страны подвергается негативным воздействиям экономического кризиса, когда наиболее остро проявляется нестабильность социальных и экономических процессов, происходящих в России, ситуация в бюджетной сфере России свидетельствует о необходимости усиления регулирующей роли государства в системе бюджетных отношений между органами управления, ответственными за формирование бюджетов, распределение бюджетных ресурсов и пополнение доходов в бюджет. Однако регулирование в данной системе, без детальных и достоверных данных, характеризующих эффективности бюджетной системы, просто не возможно. Такие данные, которые строго сгруппированы по элементам и предоставляет бюджетная классификация, которая позволяет видеть реаль­ную картину движения финансовых ресурсов и активно вли­ять на ход социально-экономических процессов, происходя­щих в экономике и в обществе.

Сегодня, трудно себе представить, формирование проектов бюджетов без наличия такого важного документа, как бюджетная классификация. Именно бюджетная классификация обеспечивает единство бюджетной системы в стране, сопоставимость показателей всех уровней бюджетной системы. Бюджетная классификация составляет также основу организации бюджетного учета.

Изучение основ бюджетной системы РФ занимает особое место в системе образования государственных и муниципальных служащих и не может являться второстепенным. Так, государственный служащий, не имеющий представления о фундаментальных знаний формирования и функционирования бюджетной системы, просто физически не сможет максимально эффективно и без ущерба для государства (муниципального образования) осваивать в ходе своей служебной деятельности, государственные или муниципальные бюджетные денежные средства.

Целью данной работы, является изучение назначения бюджетной классификации, её схемы, основ классификации доходов бюджетов РФ, функциональной классификации расходов бюджетов РФ и экономической классификации расходов бюджетов.

Для достижения поставленной цели, в ходе работы, решались следующие задачи:

  1. Рассмотреть назначение и схему бюджетной классификации.

  2. Рассмотреть классификацию доходов бюджетов РФ, функциональную классификацию расходов бюджетов РФ и экономическую классификацию расходов бюджетов РФ.

1. Назначение бюджетной классификации. Схема бюджетной классификации

В соответствии со статьей 18 Бюджетного кодекса РФ, бюджетная классификация Российской Федерации представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы, видов государственного (муниципального) долга и государственных (муниципальных) активов и используется для составления, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней, составления консолидированных бюджетов, обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации1.

Таким образом, бюджетная классификация представляет собой систему, согласно которой классифицируются доходы и расходы по определенным признакам и сводятся в соответствующие груп­пы. Бюджетная классификация в целях облегчения планиро­вания, учета и контроля за состоянием доходов и расходов в рамках единой бюджетной системы призвана свести все раз­нообразные подходы по проблемам бюджетов к небольшому числу групп признаков. Классификация производится по сход­ным или характерным признакам, наиболее полно отражаю­щим процессы, происходящие в бюджетной системе.2

Бюджетная классификация является единой для бюджетов всех уровней.

Подбор показателей группировки бюджетных доходов и расходов учитывает многие факторы, оп­ределяющие формирование и использование средств, он даёт представление о составе и источниках формирования бюд­жетов, о структуре и направлениях расхода бюджетных средств, о территориальных, ведомственных и социально-экономических резервах формирования и расходования ре­сурсов, он так же охватывает ряд других процессов, происходящих в бюд­жетной системе.

Умелое использование данных, сгруппированных по эле­ментам бюджетной классификации позволяет видеть реаль­ную картину движения финансовых ресурсов и активно вли­ять на ход социально-экономических процессов, происходя­щих в экономике и в обществе. Сопоставление, сравнение и анализ соответствующих показателей бюджетов даёт возмож­ность сделать объективные выводы об эффективности бюд­жетной системы и сформулировать предложения на ее ре­формирование или на целенаправленное, экономичное и эф­фективное использование бюджетных ресурсов. Проводимая детализация группировки доходов и расходов облегчает проводку бюджет­ных данных, упрощает контроль за исполнением бюджетов и целевым расходованием финансов. Кроме того, в условиях широкой самостоятельности всех звеньев бюджетной систе­мы, это позволяет использовать единые подходы к составле­нию и применению в практике всех бюджетов единых пока­зателей и форм документации по учету и отчетности.

В настоящее время бюджетная классификация РФ включает:

  1. Классификацию доходов бюджетов Российской Федерации.

  2. Функциональную классификацию расходов бюджетов Россий­ской Федерации.

  3. Экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации.

  4. Классификацию источников внутреннего финансирования де­фицитов бюджетов Российской Федерации.

  5. Классификацию источников внешнего финансирования дефи­цитов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

  6. Классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, видов муниципального долга.

  7. Классификацию видов государственных внешних долгов Рос­сийской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также государственных внешних активов Российской Федерации.

  8. Ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Для наглядности, состав бюджетной классификация, представлен на рисунке 1.



Рис. 1. Состав бюджетной классификации

Бюджетная классификация построена таким образом, что позволяет четко привести в единую систему состав доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ.
2. Классификация доходов бюджетов РФ, функциональная

классификация расходов бюджетов РФ, экономическая классификация расходов бюджетов РФ

В бюджетной классификации доходы сгруппированы по видам, подвидам, статьям и элементам доходов.

Классификация доходов бюджетов РФ представляет собой группировку доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы (включая государственные внебюджетные фонды) по источникам их формирования и способам получения. Она основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов и закрепление главных администраторов за конкретными видами (подвидами) доходов бюджетов.3

Классификация доходов бюджетов РФ состоит из:

перечня главных администраторов доходов бюджетов;

вида доходов;

подвида доходов;

классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов.

Перечень и коды главных администраторов доходов бюджетов, закреплённые за ними виды (подвиды) доходов бюджетов утверждаются законом (решением) о соответствующем бюджете.

Администраторами поступлений в бюджет являются налоговые органы, иные органы государственной власти, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуп­равления, юридические лица, уполномоченные указанными орга­нами государственной власти, а также созданные этими органами государственные (муниципальные) учреждения, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ контроль за правильно­стью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начис­ление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

Вид бюджетов и его 20-значный код включает группу, подгруппу, статью, подстатью и элемент дохода.

Основными группами доходов являются:

а) налоговые доходы;

б) неналоговые доходы;

в) безвозмездные перечисления;

г) доходы целевых бюджетных фондов.4

В свою очередь, как было сказано ранее по тексту, у данных групп, есть подгруппы, которыми являются:

а) у налоговых доходов:

налоги на прибыль, доходы;

налоги и взносы на социальные нужды;

налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на тер­ритории Российской Федерации;

налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;

налоги на совокупный доход;

налоги на имущество;

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование при­родными ресурсами;

государственная пошлина;

задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;

б) у неналоговых доходов:

доходы от внешнеэкономической деятельности;

доходы от использования имущества, находящегося в го­сударственной и муниципальной собственности;

платежи при пользовании природными ресурсами;

доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;

доходы от продажи материальных и нематериальных активов;

административные платежи и сборы;

штрафы, санкции, возмещение ущерба;

доходы бюджетов бюджетной системы Российской Фе­дерации от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет:

возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет;

прочие неналоговые доходы;

в) у безвозмездных поступлений:

безвозмездные поступления от нерезидентов;

безвозмездные поступления от других бюджетов бюджет­ной системы Российской Федерации

безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций;

безвозмездные поступления от негосударственных организаций;

безвозмездные поступления от наднациональных организаций;

и прочие безвозмездные поступления.

Единый перечень статей и подстатей доходов бюджетов утверждается Минфином РФ.

Для детализации поступлений доходов выделяется подвид доходов и его 20-значный код. Наглядно код показан на рис. 2.

Этот код включает четыре части:

1. Администратор.

2. Вид дохода (группа, подгруппа, статья, подстатья, эле­мент).

3. Программа (подпрограмма).

4. Экономическая классификация доходов.5

Администратор

Вид дохода

Программа (подпрограмма)

Экономическая классификация доходов

Группа

Подгруппа

Статья

Подстатья

Элемент

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

1

2

3

4


Рис. 2 Классификация доходов бюджетов

Как видно из рисунка 2, первую часть кода (1-3-й разряды) составляет кодификация админис­траторов поступлений в бюджеты РФ. Она состоит из трех знаков и соответствует номеру, присвоенному администратору поступлений в бюджет в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и законодательством муниципальных образований. Например, для Федеральной налоговой службы это код 182; для Фе­деральной таможенной службы - 153; для Федерального агентства по управлению федеральным имуществом - 166.

Вторая часть в классификации доходов бюджетов РФ (4 - 13-й разряды) в соответствии с 20-значным кодом представляет собой вид дохода. Она состоит из 10 знаков и включает: группу (4-й раз­ряд), подгруппу (5 - 6-й разряды), статью (7 - 8-й разряды), подстатью (9 - 11-й разряды) и элемент (12 - 13-й разряды).

Дальнейшая детализация подгрупп кода вида доходов осуще­ствляется в разрезе статей и подстатей (с 14 – 17 разряды). И наконец, последняя, четвертая часть классификации доходов бюджетов - это экономическая классификация доходов, которая определяется трехзначным кодом (18 - 20-й разряды кода классификации доходов бюджетов РФ) классификации операций сектора государственного управления.

В свою очередь в бюджетной классификации РФ, расходы в отличии от доходов сгруппированы не по видам, подвидам, статьям и элементам, а по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов.

Классификация расходов бюджетной классификация РФ охватывает в себе:

функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;

ведомственную классификацию расходов бюджетов РФ.

Мы же более подробно остановимся на функциональной и экономической классификациях расходов бюджетов РФ.

Функциональная классификация расходов бюджетов РФ, пред­ставляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней и отражает направление бюджетных средств на выполнение единицами сектора государственного управления и местного самоуправления основных функций, а так же решение социально-экономических задач.

И так, бюджетная классификация расходов бюджетов бюджетной системы РФ включает:

перечень главных распорядителей бюджетных средств;

разделы, подразделы, целевые статьи и виды расходов;

классификацию операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.

Перечень главных распорядителей бюджетных средств бюджетов бюджетной системы устанавливается законом (ре­шением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.

Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ разделами классификации расходов бюджетов являются:

  1. Общегосударственные вопросы.

  2. Национальная оборона.

  3. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность;

  4. Национальная экономика.

  5. Жилищно-коммунальное хозяйство.

  6. Охрана окружающей среды.

  7. Образование.

  8. Культура, кинематография, средства массовой информации.

  9. Здравоохранение, физическая культура и спорт.

  10. Социальная политика.

  11. Межбюджетные трансферты.

Данная функциональная классификация состоит из четырех уровней и занимает 14 знаков.

Первый уровень - разделы (2 знака), которые отражают направления финансовых ресурсов на выполнение основных функций государства. Таких разделов предусмотрено 11. Например: 01 - общегосударственные вопросы, 04 - национальная экономика, 07 - образование, а 11 - межбюджетные трансферты.

Второй уровень — подразделы (2 знака). Они построены по принципу выделения подфункций, которые конкретизируют направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов. Всего в функциональной классификации расходов содержится 84 подраздела. Например, раздел «Общегосударственные вопросы», включает следующие подразделы: 0101 — Функционирование главы государства - Президента РФ, 0105 - Судебная система; 0111 - Фундаментальные исследования и др.

Третий уровень - целевые статьи (7 знаков). Этот уровень, обеспечивает привязку бюджетных ассигнований к конкретным направлениям деятельности субъектов бюджетного процесса, в пределах подразделов функциональной классификации. Например, раздел «Общегосударственные вопросы», подраздел «Международные отношения и международное сотрудничество». Целевые статьи: «Реализация межгосударственных договоров в рамках СНГ» или «Обеспечение международной экономической и гуманитарной помощи».

Четвертый уровень - виды расходов (3 знака). Данный уровень, детализирует направления финансирования расходов бюджетов, как по целевым статьям, так и по целевым программам расходов бюджетов. Например, раздел «Общегосударственные вопросы»; подраздел «Функционирование главы государства — Президента Российской Федерации»; целевая статья «Общее руководство и управление общими службами и услугами Управления делами Президента Российской Федерации»; виды расходов — «Центральный аппарат» или «Руководители Администрации Президента Российской Федерации и его заместители».

Следует заметить, что в рамках целевых статей и видов расходов отражаются также расходы на реализацию целевых программ. Например: 100 01 00 - федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)», 100 01 01 - подпрограмма «Железнодорожный транспорт»; 100 01 02 - подпрограмма «Автомобильные дороги» и т.д.

Функциональная классификация в части разделов и подразделов является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Целевые статьи и виды расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации в части федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов утверждаются законом о федеральном бюджете и федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов. Что касается целевых статей и видов расходов бюджетов РФ в части бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, то они утверждаются законами о бюджете субъекта РФ на соответствующий год и решениями о бюджете муниципального образования на соответствующий год.

Экономическая классификация расходов бюджетов - это группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию.6

Она состоит из групп, ста­тей и подстатей.

Выделяют следующие основные четыре группы:

  1. Расходы.

  2. Поступление нефинансовых активов.

  3. Поступление финансовых активов.

  4. Выбытие финансовых активов.

Каждая из групп, включает следующие статьи:

1. Группа «Расходы»:

оплата труда и начисления на оплату труда;

приобретение услуг;

обслуживание долговых обязательств;

безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям;

безвозмездные и безвозвратные перечисления бюджетам;

социальное обеспечение;

прочие расходы.

2. Группа «Поступление нефинансовых активов»:

увеличение стоимости основных средств;

увеличение стоимости нематериальных активов;

увеличение стоимости материальных запасов.

3. Группа «Поступление финансовых активов»:

увеличение задолженности по бюджетным кредитам.

4. Группа «Выбытие финансовых активов»:

уменьшение стоимости ценных бумаг, за исключением акций и иных форм участия в капитале;

уменьшение задолженности по бюджетным кредитам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней. Она устанавливает единство формы бюджетной документации, представления необходимой информации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированных бюджетов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, согласованных принципов бюджетного процесса. При этом бюджетная классификация осуществляет группировку доходов и расходов, а также источников покрытия его дефицита.

Направления, по которым бюджетная классификация осуществляет группировку доходов и расходов, являются едиными на всей территории Российской Федерации и используются при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней.

Таким образом, бюджетная классификация – это документ, не только выполняющий важнейшие организационные функции, позволяющий сводить все бюджеты в единый консолидированный бюджет Российской Федерации, но и имеющий большое экономическое значение.

В работе были рассмотрены теоретические аспекты назначения бюджетной классификации, её схема, основы бюджетной классификации доходов бюджетов РФ, функциональной классификации расходов бюджетов РФ и экономической классификации расходов бюджетов РФ.

В ходе рассмотрения теоретических основ бюджетной классификации доходов бюджетов РФ, функциональной классификации расходов бюджетов РФ и экономической классификации расходов бюджетов РФ, более подробно рассматривались их состав и содержание.

^ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Нешитой, А. С. Бюджетная система Российской Федерации : учебник / А. С. Нешитой. – 8-е изд. , испр. и доп. – М. : «Дашков и К0», 2009. – 320 с.

2. Александров, И. М. Бюджетная система Российской Федерации : учебник / И. М. Александров. - 2-е изд. - М. : «Дашков и К0», 2007. – 486 с.

3. Мысляева, И. М. Государственные и муниципальные финансы : учебник / И. М. Мысляева. - 2-е изд. , перераб. и доп. – М. : ИНФА-М, 2007. – 360 с.

4. Бурхапова, И. В. Бюджетная система Российской Федерации : конспект лекций / И. В. Бурхапова. – М. : Эксмо, 2008. – 162 с.

5. Бюджетная классификация : Википедия. – Режим доступа: [http: // ru. wikipedia. org / wiki / Бюджетная_классификация].

1 Мысляева И. М. Государственные и муниципальные финансы. – М. : ИНФА-М, 2007. – С. 73.

2 Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации. - М. : «Дашков и К"», 2007. – С. 62.

3 Нешитой, А. С. Бюджетная система Российской Федерации. – М. : «Дашков и К0», 2009. – С. 72.


4 Мысляева И. М. Государственные и муниципальные финансы. – М. : ИНФА-М, 2007. – С. 76.

5 Мысляева И. М. Государственные и муниципальные финансы. – М. : ИНФА-М, 2007. – С. 77.

6 Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации. - М. : «Дашков и К0», 2007. – С. 78.



Скачать файл (36.2 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru