Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - Философия науки - файл 1.doc


Лекции - Философия науки
скачать (538.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc539kb.03.12.2011 09:33скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Тема 1. Предмет и основные концепции философии науки.

  1. Основные аспекты бытия науки.

  2. Предмет философии науки.

  3. Логико-эпистомологический подход к исследованию науки.

  4. Социологический подход.

  5. Культурологический подход.


1. Наука – это сложный продукт общественной жизни, она существует в 3х основных измерениях: как познавательная деятельность, как социальный институт, как форма культуры.

Все три аспекта образуют определенное единство, но ведущим в этом единстве является познавательный аспект.

Познавательная деятельность человека биологический так называемый ориентировочно-исследовательский инстинкт животных («что такое?» - в научной литературе).

Познавательная активность и человека и животных разворачивается в ситуации, когда субъект сталкивается с чем-то новым, с чем-то таким, для чего у него не достаточно готовых схем поведения.

Познавательная деятельность, как и всякая другая включает в себя субъект и объект.

Субъектом выступает человек, включенный в те или иные общности.

Объектом бывает та или иная сторона действительности, а именно природы, общества и самого человека.

В зависимости от объекта науки делятся на естественные (биология, химия, физика), общественные (социология, юриспрюденция, экономика, политология), гуманитарные (история, культурология, литературоведение).

Как социальный институт наука представляет собой совокупность различных организаций, которые занимаются получением, хранений и передачей знаний. Это университеты, академии, НИИ. Кроме того в социальные институты включаются определенные нормы поведения, которые регулируют деятельность ученых и ценности, которыми они руководствуются в выборе жизненного пути.

Нормы и ценности науки обобщаются в понятие – этос (этос - моральные принципы, идеалы) науки.

Важнейшими нравственными качествами ученых считаются интеллектуальная честность, сдержанность и скромность.

Будучи формой культуры, наука представляет собой специфическую знаковую систему, которая передается традиционными способами и отличается от других знаковых систем, представленных в религии, политике, искусстве и т.д. Существует тесная связь науки и др. форм культуры.

В зависимости от того какой аспект науки избирается в качестве преобладающего выделяется 3 подхода к исследованию науки:

- логико-эпистомологический,

- социологический подход,

- культурологический подход.
2. Термин «философия науки» появился впервые в середине 19 века. Его ввел англ. ученый Уильям Юэл. Но соответствующая проблематика начала развиваться намного раньше. К предыстории философии науки можно отнести классификацию наук по их предметам, произведенную в 4 в. до н.э. Аристотелем: теоретические (то, что есть), практические (то, что д.б.), поэтические (творческие – то, что придумано); классификацию наук Френсисом Беконом (18 в.) по познавательным способностям: рассуждение, память - исторические, воображение – поэтические.

В 18 в. значительную работу по выявлению оснований арифметики, геометрии и физики проделал Эммануил Кант. Его последователь Иоган Фихте создал часть философии – наукоучение.

Собственно философия науки начинается в конце 19 в.-начале 20х в.-в. в противоборстве двух философских течений: эмпириокритицизма и шаргбургской школой неоконстианства.

К эмпириокритицизму принадлежали такие философы как Эрнст Мах, Рихард Авенариус и др. Мах поставил проблему места механики в системе естествознания и статуса ее основных понятий: пространства, массы, силы и т.д.

По Маху все понятия механики и др. естественных наук д.б. сведены к простейшим элементам мира: звуку, запаху, тону и т.д. Все что не м.б. к этим элементам является метафизикой и д.б. выброшено из науки.

Махизм характеризовался крайним психологизмом, т.е. он старался свести физику и механику к психологии – ощущениям.

^ Эмпирия – опыт, критизм – установка на критику опыта, на очищение науки от гадости. Психологизм Маха вызвал яростные протесты у неоконтиантов: Ян Герман Коган, Пауля Наторпа и Эрнста Косинья.

С их точки зрения в основе естествознания д. лежать не психология. А математика. А в основе мат. – логика, как наука о чистых формах мышления.

В целом философия науки возникла как ответ на необходимость выяснить основания, на кот. покоится наука. Сначала такая необходимость возникла в математике, а потом и в физике. До конца 19 в. ф.н. ориентировалась на историю математики, а в дальнейшем на историю естествознания.

Ученые обращаются к ф.н. тогда, когда они отвращаются от погони за практическими результатами и стараются исследовать основания своей науки.

Ф.Н. отвечает на вопросы:

1. что такое наука?

2. как она устроена?

3. как возникают и развиваются научные дисциплины?

4. чем они отличаются друг от друга и как влияют одна на другую?

Предмет ф.н. – закономерности и тенденции научного познания как деятельности по производству научных знаний взятых в их историческом развитии и исторически изменяющемся в социокультурном контексте.

Эмпирические методы познания: эксперимент (активное вмешательство человека) и наблюдение (человек как м. дальше, но человек наблюдает тоже субъективно) - отл. активностью познания.
3. Ведущим в ф.н. является логико-эпистомологический подход. Он ведущий сразу в трех отношениях: 1). Большинство философов науки работают в рамках этого подхода; 2). В этих же рамках написано наибольшее кол-во текстов; 3). Достигнуты наибольшие результаты.

^ Логика – учение о формах и законах мышления.

Эпистомология – учение о научном познании.

Эпистала – письмо, по гр. Эпистэмэ – познание, наука (эпи – после, стэмэ – вера, после веры).

В сер. 19 в. в логике, основы которой заложил еще в 4 в до н. э. Аристотель, произошла революция. Ее произвели англ. математик Джордж Буль (1815-1864), шотл. мат. Огастес де Моран (1806-1871), нем. Логик Готлаф Фреге (1848-1925), ам. фил. Чарьльз Пирс (1839-1914).

Суть произведенной р. состояла в том, что в логике можно вывести одни предложения из других чисто мат. методами.

Была создана новая наука – математическая или символическая логика. Из аксиом можно вывести новые истины. Создание мат.л. и разработка ее аппарата позволила производить логический анализ языка науки. Такую задачу поставили перед собой представители так называемой третей волны позитивизма – неопозитивисты.

У истоков неопозитивизма находились идею философов: Кембриджа, Бертрана Рассела (1872 - 1970), Людвига Витгенштейна (1889-1951). Н.-ты выступили с программой очищения языка науки от ненаучных вкраплений. С этой целью были разработаны три словаря научных терминов:

- логические термины (конъюнкция, дизъюнкция, импликация). Эти термины служили для обоснования теорий.

- эмпирические термины, описывающие непосредственно наблюдения ученых (нагревание, охлаждение, отталкивание).

- теоретические термины, описывающие идеальное построение (электрон, сила, масса).

При этом н.-ты были убеждены, что термины теоретического словаря с помощью правил соответствия м.б. сведены к терминам либо эмп., либо логич. словарей.

Научная теория д. исходить из эмпирического базиса, который составлялся из протокольных предложений (предложений-наблюдений): здесь и теперь две линии пересекаются, здесь и теперь красное соседствует с голубым. Это молекулярные (самые общие) предложения, которые состоят из атомарных, а в кач. атомарных д. избираться протокольные.

Таким сведением к предложениям научная теория будет очищена от всякого метафизического хлама.

Критерием научной осмысленности н. объявили принцип верификации, т.е. опытного подтверждения. Научными являются только те эмп. положения, кот. м.б. верифицированы, т.е. подтверждены наблюдениями или экспериментами. Цель: свести теорию к опытному основанию. Работали в 20е-30е годы.

Свести тер. знания к эмп. базису не удалось. В результате краха н. теории выяснилось:

- нет эмп. положений не зависимых от теории, всякий опыт ученого организуется в соответствии с теоретическими допущениями;

- описание чувственного опыта не отвечает критерию интерсубъективности (ни у кого нет и не м.б. гарантии того, что он воспринимает красный или синий цвет, как и любой другой человек);

- теор. положения далеко не всегда полностью можно свести к эмп-м. Смысл и значение теор. понятий часто обусловлен не опытом, а внутренними потребностями теории.

Н. программа реализовывалась в миннесотских чтениях по ф.н., кот. издавались с 1954 по 1970 гг. Параллельно с ними, несколько позже, с 1963 г. Стали публиковать бостонские исследования по ф.н.. В них обозначилась существенная переориентация – переход от н. к постпозитивизму (после, т.е. не относится к позитивизму).

^ Термин позитивизм был введен в пер. пол. 18 в. Огюстом Контом. Конт считал, что человечество в целом и знание, как существенная часть его культуры проходит три стадии развития: теологическая (все происходящее объясняется вмешательством потусторонних сил), метафизическая (природные процессы объясняются вымышленными сущностями: дух, бог), позитивная (положительная – все объясняется исходя из самой природы, ведущей формой культуры станет наука, ученые будут полагаться на наблюдения и эксперимент).

Переход к позитивизму наметился гораздо раньше бостонских исследований, его первые следы появляются в конце 30х гг. 20 в.

Признанным лидером и основателем п. считается Карл Раймунд Поппер (1902-1994). Первые п. идеи начинаются с его книги: «Логика научного исследования» 1934 г. (более попул. стал перевод книги на англ. 1960 – логика научного открытия). «Эпистомология без познающего субъекта» - знания сущ-т и развиваются в 3 мире самостоятельно.

Свои заслуги перед ф.н. П. сформулировал так: «Я похоронил неопозитивизм».

Он выступал против н. философии в нескольких направлениях:

- одной из величайших глупостей н. является приверженность индукции, как метод научного познания.

Индукция – это логическое движение от частных суждений к общему выводу.

Индукция в своем последовательном применении ведет к противоречию. По П. всякая наука начинается с проблемы и приближаясь к решению проблемы, ученый имеет определенную гипотезу, кот. он в дальнейшем проверяет эмп.-ки, вместо индуктивного метода. П. предложил гипотетико-дедуктивный метод, который заключается в формулировании гипотезы, выведении из нее частных следствий и последующей их проверке.

- П. считал, что критерий демаркации (разграничения) научного и ненаучного, предложенный н. не пригоден.

Дем. можно осуществить не принципом верификации, а принципом фальсификации. П. заметил, что процедуры подтверждения и опровержения явл-ся ассиметричными.

Для подтв. общих положений надо бесконечное множество (S суть Р) эмп. действий. А для того чт. опровергнуть положение с квантором общности нужен всего 1 факт.

Главным оружием ученого д.б. modus (метод, способ) tollens (). Главной задачей науки по П. является не установление истины, а обнаружение лжи. Мы никогда не м.б. уверены, что полученное нами знание истинно.

Критерием научности является принцип фальсификации, т.е. научными явл-ся только такие положения, кот. м.б. эмпирически опровергнуты. Задача науки не в том, чтобы разрешать сущ-е к-л. явлений, а в том чтобы формулировать запреты на определенные явления и процессы. Чем больше науки формулирует таких запретов, тем более она содержательнее. Е. к-л. теория является неопровержимой (Бог сущ-т), то это не достоинство ее, а порок (второе начало т.д. опровергает сущ-е вечного двигателя).

По П. ни одна теория не является истиной, все теории ложны и к-л. будут опровергнуты.

- ф.н. д. заниматься не столько строением научного (дальше н) знания, сколько его ростом. Н нах-ся в состоянии непрерывного развития, одни теории сменяются др., причем развитие н теорий не является коммулятивным процессом, т.е. не происходит постепенного накопления знаний при переходе от одних теорий к др.. Каждое новой знание разрешает одну проблему и находит другие.

Эпистомологическая позиция ^ Попера называется фаллибилизм (fallibility – погрешимость или погрешность). Истина – есть объективная сущность, но окончательное ее достижение невозможно. Все знания обладают истиной с некоторой погрешностью.

- рост н знания происходит в третьем мире (по Платону 2 мира: идей и вещей, по П.: физ. объектов (природа, з-н тяготения), мир содержания нашего сознания (объективные мысли, чувства), мир объективного существования знания (идеи, гипотезы, теории, кот. существуют независимо от людей и подчиняются собственной логике развития, пример – ноосфера Вернадского)).

Когда теории и идеи формулируются учеными, принадлежащими ко второму миру, он приобретают самостоятельную жизнь и м. оказывать самостоятельная воздействие и на 2ой и на 1ый мир. 2ой мир явл-ся необходимым связующим звеном м\у 1 и 3.

По П. уничтожение 3го мира: библиотеки, компьютеры, книги, привело бы к неизбежной деградации.

Иное релятивистское течение в постпозитивизме было связано с именем ам. уч. Томаса Куна (1922-1996).

Гл. работа К (1962): «Структура научных революций».

Ф.н по К д. сосредоточить внимание на развитии н, поворотными моментами в развитии н явл.-ся н революции. Н в целом сущ-т в двух вариантах: нормальная и экстраординарная. В основной массе развитие н протекает в форме норм. н, это такой этап развития н теории, когда сфор-сь устойчивое н сообщество, кот. сумело успешно изолироваться от других н сообществ и повседневного (уличного) мира. Средством изоляции явл-ся то, что К назвал парадигмой.

Термин парадигма К заимствовал из гр. грамматики, там этим словом обозначались образцы спряжения глаголов или склонения существительных.

К придал этому термину особый смысл – это набор знаков, теор. положений, методологических приемов и ценностных установок, разделяемых данным н сообщ-м.

В н сообщ-ве н деятельность направл-ся парадигмой (она опред-т в каком напр-ии следует развивать н). От одного поколения уч. к др. парадигма передается ч-з систему профессинальных образ-х учр-ий. Как правило уч., принадлежащие к одному сообщ-ву категорически не приемлют парадигму др. сообщ-ва.

Пока уч. придерживаются данной пар. имеет место стадия норм. н и в рамках ее деятельность уч-х подобна разгадыванию задач головоломок: сфор-ны условия, сущ-т приемы решения и известно, что рез-т сущ-т.

Так происходит до тех пор пока в данной науке не нах-ся мно-во аномалий. Их нах-е ведет к кризису н, а он ведет к н революции, в результате таковой одна парадигма сменяется др. Например, классическая механика -> квант.мех.

Вся история н – это история чередования норм. и экстраорд. наук.

Новая экстраорд.н рождает новую парадигму: открываются новые проблемные поля и нах-ся принципиально новее подходы к решению проблем.

Куновская концепция н революций вызвала всплеск интереса к историко-научной проблематике и критики одновременно. В первую оч. критиковалось само понятие парадигмы, некот. ученые находили многозначным, как его употреблял К.

В дальнейшем К попытался конкретизировать понятие парадигмы, введя др понятие – дисциплинарной матрицы, кот. включала в себя 4 осн. компонента:

1. символические обобщения, например, законы Ома, Ньютона и т.д., т.е. ключевые положения теории в краткой символической формулировке.

2. концептуальные модели – общие теор. утв-я, типа: теплота – суммарная внутр. эн. частиц тела.

3. ценности – важнейшие ценности, кот. опр-т хар-р и направл-е н деят-ти. Важнейшей из них по К явл-ся стремление к мах точности и попытка выражать хар-ки процесса кол-но, а не кач-но.

4. методологические приемы.

Развитие н не явл-ся коммулятивным, поскольку новая парадигма не м. сравниваться с прежней по степени истинности. Развитие н – цепь кач-х преобр-ий н картин мира и методологий.

У К проявляется заметный крен в сторону релятивизма (относительность).

Разв. н – борьба н школ, кот. опр-ся соц. факторами (релятив. позиция).

Постпозитивистская линия науки была продолжена Имре Локатесом (ученик П, 1922-1974). Гл. работа: «Доказательство и опровержение. Фальсификация и методология н-и программ».

Так же как и К он считает что ф. н д.б. органически связана с историей науки.

«Рассудок без чувств пуст, а чувства без рассудка слепы» -> «Ф. н без ист. н пуста, а ист. н без фил. н слепа».

Размышляя над теорией н разв. К, Л предложил заменить К-ое понятие парадигмы, кот. с его точки зр. слишком психологично, понятием н – и программы и SNP.

Разв. н – это смена разл-х НИП, а ф.н д. иссл-ть причины и мех-мы такой смены. В НИП Л выделил две компоненты: жесткое ядро (жя) и защитный пояс (зп).

Жя состоит из небольшого кол-ва основоположений, кот. принимаются учеными конвенциально (конвенция – соглашение, договоренность, собрание) и по их договору не м.б. опровергнуты.

В кач-ве одной из наиболее успешных НИП он наз-т теорию тяготения Ньютона. Жя этой программы явл-ся 3 дин. з-на Ньютона и з-н всемирного тяготения.

Зп – это сов-ть теорий и гипотез, формулируемых как развитие этого ядра и для его защиты.

Методологические приемы, с пом. кот. разделяются зп и жя, Л называет отрицательной и положительной эвристикой (эвристика - знание, приобретённое человеком по мере накопления опыта в какой-либо деятельности, т.е. в решении практических задач определённого класса. Эвристические методы, в отличие от алгоритмических, не требуют исчерпывающей исходной информации, но не всегда гарантируют успех. Эвристики применяются в экспертных системах).

Отр. эвр. включает в себя совокупность методол. приемов, напр-х на то, чтобы отвести опровергающие удары от жя на зп (движ-е планет на соотв-т расчетам по Н теории, поэтому выск-ся отводящая теория о сущ-ии некой неизв-ой планеты или доп. возмущении – отхок-гипотеза).

Полож. эвр. направлена на разработку выводов, след-х из жя теории и конструировании гипотез так, как если бы никаких аномалий и опроверг-х примеров не сущ-ло.

Главный вывод Л-са носит антиП-ий хар-р.: ни одна фальсификация, ни одно эмп. опроверж-е не м. стать причиной отказа от НИП, если эта прогр. достаточно богата по содержанию и поддерживается достаточно изобретательными учеными, в ней всегда найдутся средства, чтобы отвести это опровержение.

Эмп. опров.-я, или фальсификации, как правило, разрушают ! зп, но не достают до жя. Одна теория м. смениться другой, но при этом е. сохр-ся жя, то ученые действуют в рамках одной и той же НИП. Для того чт. произошла смена одной НИП др. необходимы два обстоятельства: должна появиться эта конкурирующая программа и разрушиться жя старой пр.

Л не считает НИП равнозначными, он разделяет их на 2 вида: прогрессирующие и дегенеративные.

НИП прогр-т, е. она предсказывает новые факты. Пр. явл-ся дегр. или вырожд.-ся, е. она ! задним числом объясняет факты открытые в рамках др. программ или случайно.

Главное достоинство НИП – способность предск-ть новые факты.

В этом выводе, по мнению совр. ф н, Л выявил важную особенность н теории.

Разв. н происходит ни столько в противостоянии теории и опыта, сколько в конкуренции НИП.

Релятивистскую линию ф н усилил Майкл Полоньи (1891-1976).

Гл. книга: «Личностное знание. На пути к посткритической философии».

Гл. задачу ф н П усмотрел в выявлении личностного смысла н деят-ти. Уч. сможет добиться существенных рез-в ! тогда, когда он сумеет вжиться во внутр. структуру иссл-го явл-я.

Для т.ч. иссл-ть фон, в кот. происх-т н иссл-е П различает 2 вида знания: прямое или центральное и скрытое или перифирическое.

Понять деятельность уч. м. ! тогда, когда мы раздели эти два вида знания.

В реальное практике периферическое знание играет огромную роль, далеко не все чем пользуется уч. м. выразить в ясной логической форме. В его инструментарии есть много такого, что передается не концептуальными (понятийными) средствами.

Во-первых, это знания, образцы действий, методологические приемы, кот. передаются прямой демонстрацией, во-вторых, передача ч\з текст.

Смысл большинства н терминов передается ч\з контекст, в кот. они употребляются. Е. ф н будет заниматься продуктами н деятельности, отвлекаясь от личности ученого, от совокупности его контактов и от соц. окружения, многое в развитии н останется белым пятном. Решающую роль в развитии н знания играют уч-е, обладающие богатой индивидуальностью, именно они способны создавать самые оригинальные концепции.

На примере П ясно виден переход в ф н от логико-эпист. к соц. и культур-му.

Крайнюю форму эпист. релятивизм приобрел у амер. философа науки Пола Фейеррабенда (1924-1994). Гл. работа: «Против метода. Очерк анархистской теории познания».

Суть его позиции выражается двумя словами: «Все дозволено». Любые НИП дозволены.

Ф развивает теоретико-познавательский анархизм ч\з два принципа: прин. пролиферации и принцип контриндукции. Термин пролиферации Ф заимствовал из биологии (лат. пролос – потомки, ферро - нести). Смысл – настоящий уч. д.б. подобен женщине в исконном смысле слова. Уч. д. рожать, рожать и еще раз рожать теории.

Задача н – это производство как можно большего числа, как м более разнообразных теорий.

Принцип контринд. указывает, что вновь рожденные теории д. радикально отличаться от предшествующих теорий. Чем больше новая теория включает положений, противоречащих прежней теории, тем более она осмысленна. Уч. в своей деят-ти не д. ограничивать себя никакими рамками, не придерживаться никакой парадигмы.

Это и есть анархизм, его оборотной стороной явл-ся признание того, что научные, религ., мифол. объяснения природных явлений равнозначны.

Гл. достоинство н теории – оригинальность. Гл. призыв – терпимость к др. теориям.

Общие признаки постпозитивистской платформы. Постп. приходит к след. выводам:

- теор. знание нельзя отделить от эмп-го, всякие опыты нагружены теорией,

- ф н не возможна без ее истории,

- ф. д.б. органическим компонентом науки,

- развитие н – это смена качественно различных состояний, а не коммул. процесс

- целью н явл-ся не достижение объективной истины, а решение большего кол-ва проблем, создание более простых теорий, рост теоретического разнообразия.
4. Социологический подход

Наука становится соц. институтом еще в рамках античной цивилизации, появляется первое учр-е, кот. совмещает н-и деят-ть и образ-ю. Самыми влиятельными н институтами античности были возникшие в 4 в до н.э. Платоновская академия и Аристотелевские ликеи. Обязательным усл-м обучения в Пл. ак. было знание геометрии. Математика – базис, фундамент.

В 3 в до н.э. возник еще один уч. н центр в г. Александрии, получ-ий наз-е Мусийонг.

В эпоху среднев. ведущими учр-ми, заним-ся н, стали университеты. Первые европ. ун-ты: Болонский, Парижский, Оксфорд, Кембридж, Неаполитанский, Солернский.

Ун-ты имели примерно одинаковую структуру, каждый из них вкл-л в себя 3 факультета, самый низший – мед-ий (все естеств. н), 2- юридический, высший – теол-ий.

Начиная ос среднев. ун-в в н становится более или менее строгое дисциплинарное деление.

В новое вр. (в 17-18 в-х) наряду с ун-ми появл-ся академии и н общ-ва, первым из таких образований (1960) стало «Лондонское королевское общ-во для развития по средством опыта наук о природе и полезных искусств». В него вошли 12 самых видных англ. уч., гл. обр-м естествоисп.: Уильям Пеки и др. Позднее были учр-ны фр. ак. н, С-Пб (1724).

К этому вр. относится начало формирования н этоса. На евр. н этос оказало влияние религиозное течение внутри протестантизма, кот. получило назв. пуританство. Для пуританства были хар-ны рационализм, антитрадиц-м, аскетизм, стремление решать проблемы методически.

Наиболее подробно совр. этос н иссл-л выдающ. англ. соц-г Роберт Мертон в книге: «Социология науки». По М этос н вкл0т в себя 4 фунд-х ценности:

- универсальность

- бескорыстность

- коллективизм

- организованный скептицизм.

Требование ун-ти озн-т, что з-ны природы не зависят ни от вр, ни о трассы, ни от нац-ти. Любое притязание на истину д. оцениваться не по авторитету уч., а по заранее устан-му объективному критерию. Нет и не м.б. нац-ой науки, н едина для всех.

Бескор. предполагает, что в своей деят-ти уч. д. руков-ся стремлением к истине, а не заботой о выгоде, конечно труд уч. д. оплачиваться, но размеры вознагр-я д. устанавл-ся не самим исслед-м, а его коллегами.

Коллект-м предпол-т, что продукт деят-ти уч., его открытия не д. оставаться его личным достоянием, своими открытиями и изобрет-ми уч. обязан делиться с н сообщ-м, а оно за это платит ему признанием и соотв-но статусом.

4-ая ценность предп-т, что любое н положение д.б. открыто для критики. Уч. д.б. требовательным к результатам своей деят-ти и деят-ти своих коллег, т.к. критическое отнош-е явл-ся одним из важнейших двигателей н прогресса.

Позиция М вызвала критику в том, что это идеальные требования и в реальной н не возможны. Отвечая на кр. М конкретизировал свои требования к ученому. По его уточн. позиции требования н этоса д. носить амбивалентный (двойственный направл. в противопол-ые стороны) хар-р:

  1. Уч. д. стремиться к новому и внедрять инновации в свою иссл-ю деят-ть, но при это он д. избегать опрометчивости и не торопиться с публ.-й рез-в, пока он не уверен в их надежности.

  2. Уч. д. обладать высокой эрудицией, но широкий кругозор не д. мешать проявлению самостоятельности и оригинальности.

  3. Уч. д. б. чутким к новому, активно и своевременно реагировать на новые идеи, но не гоняться за н модой.

  4. Уч. д. поддерживать новые идеи своих коллег, но воздерживаться от поддержки авантюрных идей и проектов.

  5. Уч. д. помнить о том, что рез-ты его н деят-ти носят универс-й хар-р, но не забывать, что его н деят-ть д. б. направлена на благо своей страны.

Иссл-я структуру совр. н сообщ-ва, соц-я н пришла к выводу, что это сообщ-во больше, чем к-л др. подчинено принципам меритократии (общ-во в кот. статус его членов опред-ся их заслугами).
5. Культурологический подход

Н нах-ся в определенном отношении с др. формами культуры: религией, искусством, эк-кой и т.д. Характер этого отношения стал поводом для широкой дискуссии, развернувшейся в 30е гг. 20 в. И продолжающейся по сей день.

В этой дискуссии сложились два лагеря: интернализм и экстернализм.

Лидером инт-в стал Александр Коэрэ. С т.зр. интерналистов развитие н опред-ся приимущ-но или искл-но внутренними факторами. В инт-ме появилось 2 крыла: умеренное и радикальное.

Радик-е инт-ты утв-ли, что е. признание к-л н теории обусловлено к-л внешним фактором, то истинность этой теории д.б. поставлена под сомнение. С их т.зр. история и ф н д. заниматься ! внутринаучными проблемами.

Позиция рад-го инт-ма явл-ся утопической, поскольку нет ни одной н отрасли и ни одной н теории, кот. не испытывала бы внешнего влияния.

Противопол-е течение: экст-м исходит из предпол-я о том, что преимущ-ю или исключ-ю роль в разв. н играют внешние факторы, военные, эк-е, религ-е.

Лидером экст. Считается Джон Бернал. К этому течению примыкали многие уч. и фил. марксистской ориентации, например, они объясняли возникновение и развитие Ньютоновской мех-ки преимущ-но технич. факторами: промышл. революцией, произошедшей в Англ.

Совр. ф н старается избежать крайностей как инт., так и экст., она ищет зол. середину м\у этими подходами, отвергая радикальные варианты и того и др.

В центре внимания совр-х исследоват-ей нах-ся сложные отношения м\у внутр. и внешн. историями н.
Тема 2. Наука в техногенной цивилизации

  1. Типы цивилизационного развития

  2. Специфические признаки науки


1. Роль н в общ-ве существенно зависит от цивилизационного типа этого общ-ва. Степин и его посл-ли выделили 2 типа цивилизации: традиционную и техногенную.

Тр. ц. возникает примерно в 4 тыс-и до н.э. одновременно с появл-м первых городских цив-ий в Ег. и Шумере и продолжается в Евр. до 15-16 вв.

Основные признаки этой цив.:

  1. медленные темпы соц. изменений, несколько поколений живут в одних и тех же соц. структурах.

  2. ориентация на традицию, на нормы и образцы деят-ти, выраж-е в опыте предков.

  3. в обществе и его идеологии господствует циклическое понятие времени, кот. аналогично природным циклам.

  4. развитие общ-ва происходит в основном экстенсивно, за счет освоения новых пространств, новых территорий.

Техногенная цивилизация возникает в зап. евр. в эпоху возр-я в 16-17 в-х и проходит 3 стадии: прединдустриальную (до сер. 18 в.), индустриальную ( до сер. 20 в.), и постинд. (по наши дни).

Основные признаки техн. цив.:

  1. резкое ускорение темпа соц. изменений

  2. развитие происходит в основном интенсивно за счет обновления средств и условий сущ-я. В разв. общ-ва решающую роль приобретают техника и технология.

  3. ориентация на инновации: новое приобрет. возрастающую ценность и в людях начинает особенно цениться способность к творчеству.

  4. циклическое понятие времени сменяется линейным, появл-ся идея необратимости времени.

  5. особое значение приобрет-т автономия личности, чел-к получает возм-ть вкл-ся в разл-е общности и быть независимым от каждой из них.

В техн. цив. природа понимается как упорядоченное целое, подчиненное объект-м законам и поддающееся воздействию, контролю в случае познания этих з-в, поэтому в тех.ц. н становится ведущей формой культуры. Ее рассматривают как необходимое средство овладения природой.

По мере развития тех.ц. все больше выявл-ся теневые моменты н прогресса. Н прогресс привел к таким проблемам, кот. раньше человечество не знало: глобальные проблемы – экол-я, изменение чел-й телесности и опасность утраты чел. сущности (ген. код), возможной гибели чел-ва в мир. войне с оруж. массового поражения.

Появл-е этих проблем изменило отношение к н. В кругах интеллигенции появл-ся два противоположных течения: сциентизм и антисциентизм.

Для первого н продолжает оставаться главным средством решения соц. проблем, в т.ч. и глобальных. К сц. тяготеют фил-фы постпозитивистской ориентации.

Антисц. считает н ответственной за глоб. проблемы чел-ва и призывают жестко регулировать хар-р и содержание н проблем.

К этому течению примыкают: экзистанц. и клерикальные (религ.) фил. течения.

Выход из ситуации очевидно не в том, чт. ограничить н, а в том чтобы придать ей большую ориент-ть на чел-ка, т.е. сделать н с человеческим лицом.

2. Существенными признаками н явл-ся:

1) н имеет предметный и объективный хар-р, т.е. все, с чем она имеет дело, она стремится опредметить, т.е. подчинить объективным зак-м. Чел-к изучается н как объект подч-ся з-м.

2) н рац-на: она пользуется логическими понятиями, а не худ. образами или мифолог. конструкциями.

3) н явл-ся систематической или стремится к систематичности. Знания, кот. входят в ее состав, связаны др. с др., и в идеале м.б. выведены одно из др.

4) занятие н иссл-ми направлены на достижение истины. Н м. заним-ся предметами, кот. вкл-ся в практ. деят-ть ! в отдал. будущем.

5) н облад-т осознанной методологией, т.е. признанными методами добывания и проверки знаний.

6) н д.б. проверяемой опытом, мат. расчетами или логич. выводом.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12



Скачать файл (538.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru