Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Бухгалтерский учет, механизмы реализации в программе 1С:Предприятие 8.0 - файл 1.doc


Бухгалтерский учет, механизмы реализации в программе 1С:Предприятие 8.0
скачать (397.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc398kb.03.12.2011 09:47скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Бухгалтерский учет, механизмы реализации в программе "1С:Предприятие 8.0"

Знакомство с порядком ведения бухгалтерского учета в программе "1С:Предприятие 8.0" целесообразно начать с рассмотрения азов бухгалтерского учета как науки. Для одних это введение в прикладную область, для других просто напоминание уже знакомых терминов. В любом случае, изучение данной главы позволит говорить на одном языке как со специалистом в бухгалтерском учете, так и со специалистом в области автоматизации. Более того, бухгалтер поймет, как его знания классической теории бухгалтерского учета отражаются в объектах программы, в то же время программист поймет название тех или иных объектов и узнает, чем обусловлена их специфика.

Прежде чем приступить к рассмотрению вопросов реализации бухгалтерского учета в программе "1С:Предприятие 8.0" следует обратить внимание на некоторые особенности работы с программой.

Работа с программой "1С:Предприятие 8.0" делится на два принципиально разных процесса. С программой можно работать в режиме исполнения (ведения учета), то есть вводить какие-либо данные в систему, например, вводить сведения о начислении заработной платы, или получать отчетность о взаиморасчетах с контрагентами. С другой стороны, с программой можно работать в режиме конфигурирования, то есть настраивать систему таким образом, чтобы программа позволяла вести учет в соответствии с теми учетными особенностями, которые приняты на предприятии.

В рамках данного курса предусматривается рассмотрение обоих режимов работы с программой, однако следует учитывать, что режим конфигурирования в курсе рассматривается поверхностно, только с целью ознакомления с возможностями реализации тех или иных учетных механизмов.

^ Краткий курс бухгалтерского учета в приложении к программе "1С:Предприятие 8.0"

Предмет, метод и задачи бухгалтерского учета

Предметом бухгалтерского учета является финансово-хозяйственная деятельность предприятия или организации.

Финансово-хозяйственная деятельность складывается из:

  • формирования источников, необходимых для деятельности (источники могут быть финансовыми и материальными);

  • размещения привлеченных и сформированных средств (создание производственных запасов, затрат на производство продукции, реализации продукции, взаимоотношений с бюджетом в части налогообложения и иные хозяйственные операции).

Метод бухгалтерского учета - ведение учета финансово-хозяйственных операций на основе натуральных измерителей в денежном выражении путем сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного их выражения.

Задачами бухгалтерскими учета являются:

  • формирование достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятий необходимой для оперативного руководства и управления, а также ее использования инвесторами, покупателями, налоговыми, финансовыми, банковскими органами и иными заинтересованными лицами;

  • обеспечение контроля за движением имущества и использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

  • предупреждение негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных ресурсов.


^ Основные правила ведения бухгалтерского учета

В основе ведения бухгалтерского учета лежит требование равенства активов и пассивов предприятия. Данное требование выполняется благодаря принципу двойной записи, то есть одновременной записи хозяйственной операции на двух разных счетах. Здесь мы подходим к рассмотрению основополагающего объекта бухгалтерского учета - счету.

Понятие счета, как собственно, и принцип двойной записи, было предложено около 500 лет назад итальянским математиком Лукой Пачоли. Изначально он предложил достаточно простую, но в тоже время весьма эффективную систему учета производства вина. Суть ее заключалась в следующем. Всё, чем владело предприятие, или что оно должно было своим поставщикам винограда, было выписано на отдельные листы бумаги. Похожие формы учета были и ранее, но Пачоли внес некоторые изменения в порядок формирования записей, что и положило основу бухгалтерского учета. Изменения заключались в следующем. Каждый лист бумаги был разделен на две части: с одной стороны записывалось поступление (дебет) чего-либо (винограда, денег и пр.), с другой записывался их расход (кредит). При этом обязательным требованием являлась одновременная запись на двух разных листах одной и той же суммы, поскольку если виноград поступил на некоторую сумму, то на эту же сумму увеличилась задолженность перед поставщиком данного винограда. Таким образом, был понятие сбалансированности хозяйственных показателей предприятия, которое никак не изменился до сих пор:

^ АКТИВЫ = ПАССИВЫ (СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ + ЗАДОЛЖЕННОСТЬ)

Активами принято называть то имущество предприятия, которым оно владеет; пассивами принято назвать то, что предприятие должно своим контрагентам. Следует учитывать, что капитал предприятия также относится к пассиву, поскольку это та сумма, которую предприятие должно своему учредителю.

Со временем список листов был упорядочен, и каждый лист в отдельности стали называть "счетом", все вместе счета называются "планом счетов". Кроме того, для удобства работы и единообразия ведения учета принято все записи на счетах ОБЯЗАТЕЛЬНО отражать в стоимостном выражении, хотя по возможности, конечно, на счетах отражаются и натуральные показатели.



Исходя из подобного описания бухгалтерских счетов, следует понять, что счет служит для отражения стоимости того или иного имущества, принадлежащего предприятию, или суммы задолженности, перед контрагентом или учредителем. Одновременная запись по двум счетам отражает некую единичную хозяйственную операцию. Подобного рода записи принято называть проводками.

Важно! Счет не показывает движение денежных средств. В принципе нельзя сказать, что деньги ушли со счета "Расчетный счет" и пришли на счет "Контрагенты".

Счета служат только для отражения некой хозяйственной операции в денежном выражении, и по возможности, в натуральном. Например, хозяйственная операция передачи оборудования в монтаж характеризуется тем, что счет 07 "Оборудование к установке" уменьшается на сумму переданного оборудования, а счет 08 "Вложения во внеоборотные активы" увеличился на эту же сумму. Хотя при этом, оборудование даже не трогали!

Счет есть способ группирования информации о хозяйственной деятельности предприятия.

Дальнейшее развитие бухгалтерского учета привело к тому, что для облегчения составления баланса увеличение остатков по счету учета актива стали отражать по левой стороне счета, а уменьшение правой. Увеличение остатка по пассивному счету, стали отражать по правой стороне счета, уменьшение - по левой. Таким образом, правильность ведения бухгалтерского учета достаточно просто проверить - все счета сложить вместе и подсчитать остатки по левой и правой стороне счетов. Остатки должны быть равны. Подобная организация учета не позволяет однозначно говорить о том, что левая сторона счета - это приход, а правая - расход, однако название сторон счета сохранилось прежним: левая - "дебет", правая - "кредит".

Структуру хранения информации на счетах обычно представляют в виде Т - образной записи.



Так как на счетах отражается уже произошедшая хозяйственная операция, то можно говорить о том, что счет показывает конечное состояние некоего объекта учета. То есть мы всегда можем посмотреть, сколько осталось материалов на складе, или на какую сумму увеличилась наша задолженность. Исходя из смысла, информацию, содержащуюся на счетах, принято называть "итогами". Бухгалтерский учет оперирует как конечными итогами (сколько осталось на текущий момент), так и оборотными (какую сумму задолженности удалось погасить за прошедшую неделю).

Конечные итоги принято называть "сальдо", оборотные итоги "оборот".

Учет активов предприятия ведется на активных счетах, учет пассивов ведется на пассивных счетах плана счетов. Кроме того, в процессе расчетов с контрагентами возможны ситуации, когда мы должны контрагенту, или контрагент должен нам. Подобного рода расчеты ведутся на активно-пассивных счетах.

^ Активные счета

На активных счетах, как правило, отражается то имущество, которым предприятие владеет. У активного счета нет кредитового сальдо.


^ СКД = СНД+ДО-КО - должно быть положительное, но может быть и отрицательным, в случае, если имеются ошибки в учете. Сумма отдельной записи тоже может быть отрицательной в случае сторно. Отрицательные суммы отражаются красным цветом.

^ Пассивные счета

Пассивный счет показывает, как правило, задолженность предприятия. У пассивного счета нет дебетового сальдо.



^ СКК = СНК+КО-ДО - должно быть положительное, но иногда может быть отрицательным.

Сумма отдельной записи может быть отрицательной в случае сторно. Отрицательные суммы отражаются красным цветом.

^ Активно-пассивные счета

Активно-пассивные счета, как правило, показывают состояние взаиморасчетов. Типичным примером являются счета взаиморасчетов с контрагентами. У данных счетов может быть как дебетовое, так и кредитовое сальдо.
^ План счетов

План счетов представляет собой группировку счетов бухгалтерского учета. Структура плана счетов регламентированного учета, то есть учета, в соответствии с которым формируется регламентированная государством отчетность, утверждается Минфином РФ. Согласно законодательству добавлять счета в план счетов запрещается. Разрешается добавлять при необходимости субсчета, а также забалансовые счета бухгалтерского учета.

Следует учитывать, что параллельное использование дополнительного плана счетов не запрещается. Таким образом, одну и ту же хозяйственную операцию можно отражать как в основном (регламентированном) плане счетов, так и в дополнительном, благодаря чему можно реализовать в рамках одного предприятия различные стандарты учета, например в соответствии со стандартами Минфина и МСФО.

Для обращения к плану счетов в программе "1С:Бухгалтерия 8.0" можно воспользоваться одним из способов:

  • Меню Операции - Планы счетов;

  • Меню Предприятие - Планы счетов.


Рис. 01. План счетов бухгалтерского учета

Структура плана счетов, а также предопределенные счета, задаются в режиме конфигурирования. Следует понимать, что счета учета в плане счетов могут задаваться как в режиме использования, так и в режиме конфигурирования.

Как правило, в режиме конфигурирования задаются те счета, которые предусмотрены законодательством РФ, а также субсчета, необходимые для реализации алгоритмов работы программы. Такие счета называются предопределенными.

Особенностью предопределенных счетов является наличие ограничений при их изменении. В первую очередь такие счета нельзя удалить в режиме ведения учета, они удаляются только в режиме конфигурирования. Кроме того, согласно рис. 02, для этих счетов нельзя изменить такие признаки учета, как:

  • Вид счета (активный, пассивный или активно-пассивный);

  • Признаки учета по счету (забалансовый, валютный, количественный);

  • Признаки учета по субконто, заданные в конфигураторе.

У предопределенных счетов можно изменить код счета, его подчинение другому счету, наименование, а также реквизиты счета, заданные в конфигураторе (в представленной на рис. 02 экранной форме это реквизит "Запретить использовать в проводках"). Кроме того, в режиме ведения учета к счету можно добавить вид субконто, не предусмотренный для него в Конфигураторе.


Рис. 02. Окно редактирования свойств счета

В случае, если счет (субсчет) задается в режиме ведения учета, все реквизиты счета становятся доступными для редактирования. Подобные счета можно удалить в пользовательском режиме, если по ним, конечно, не было проводок.

Отличить счета, заданные в конфигураторе от счетов, заданных на этапе ведения учета можно визуально: у таких счетов в плане счетов имеется желтая точка рядом с символом счета: .

Следует учитывать, что реквизиты счета можно условно разделить на реквизиты обеспечивающие правильность ведения учета (активный, пассивный, или активно-пассивный, а также балансовый, или забалансовый), целостность данных (валютный, количественный), а также связанные с особенностями использования счета (Запретить использовать в проводках).

Такие реквизиты как забалансовый, валютный и количественный непосредственно связаны с таким объектом программы, как регистр бухгалтерии (о нем чуть ниже). Их наличие и порядок обращения к ним определяется системой.

В то же время, есть реквизиты, связанные с настройкой определенных уникальных свойств счета. Порядок работы с данными реквизитами полностью определяется настройками, осуществленными разработчиками конфигурации.

Приведем следующий пример. В "1С:Предприятие 8.0" все счета плана счетов фактически "равноценны", что с одной стороны позволяет отражать записи по счетам бухгалтерского учета не зависимо от того, есть ли у счета субсчета или нет. Данная возможность специально добавлена в платформу 8.0, поскольку некоторые западные модели учета позволяют формировать проводки отдельно как по счетам, так и по их субсчетам. С другой стороны, в соответствии с методикой бухгалтерского учета, принятой в РФ, итоги по счету формируются только на основании движений по его субсчетам (если они конечно есть), указывать в проводке счет-группу нельзя.

В связи с вышесказанным, в плане счетов бухгалтерского учета у каждого счета есть реквизит Запретить использовать в проводках, который включается для счетов, являющихся группой. Когда при работе с программой "1С:Бухгалтерия 8.0" требуется указать счет учета, дополнительно анализируется состояние данного реквизита, и если флажок установлен, что означает, что у выбранного счета есть субсчета, то выдается соответствующее предупреждение, и такой счет не выбирается.

Следует учитывать, что в режиме ведения учета пользователь может видеть только те реквизиты счета, которые разработчик считает нужным ему показать. Так, в частности, у всех счетов плана счетов налогового учета установлен признак забалансовый. Чтобы у пользователя не было соблазна ввести в данный план счетов балансовый счет, данный реквизит вообще не виден в режиме ведения учета.

Для каждого плана счетов может быть организована произвольная иерархия субсчетов. Общая длина кода не может превышать 50 символов, при этом в нумерации счетов может применяться произвольная комбинация цифр и букв, благодаря чему можно говорить о том, что количество счетов первого уровня (то есть без субсчетов) практически не ограничено. С другой стороны, количество уровней субсчетов у счета может быть максимум 25 (1 символ счета, 24 символа субсчетов и 24 разделителя субсчетов).

При определении свойств счетов допустимые виды субконто выбираются не более чем из одного плана видов характеристик (меню "Операции - План видов характеристик").
Для предопределенного счета в режиме "1С:Предприятие" допускается изменять код счета, добавлять аналитические разрезы, изменять наименование счета.
Виды субконто, введенные в режиме "Конфигуратор" не могут быть удалены в режиме "1С:Предприятие". Таким образом, для удаления некоторого вида субконто существенным является фактор режима, в котором данный вид субконто был введен.

Для предопределенных видов субконто в режиме "1С: Предприятие" не допускается увеличивать длину кода, а можно только изменять код.
В плане счетов можно просмотреть корректные корреспонденции счетов бухгалтерского учета, а также можно увидеть соответствие счетов БУ и НУ. Для этого необходимо воспользоваться кнопкой "Перейти" на командной панели плана счетов:

В конфигурации можно просмотреть соответствие счетов бухгалтерского и налогового учетов (меню "Предприятие - План счетов - Соответствие счетов бухгалтерского и налогового учета"). Соответствие счетов бухгалтерского и налогового учета определяется в регистре сведений "Соответствие счетов бухгалтерского и налогового учета".

^ Регистры бухгалтерского учета

Как уже упоминалось, изменение остатков на бухгалтерских счетах происходит только с использованием механизма проводок. Проводки отражают отдельные факты хозяйственной деятельности предприятия. В целях обеспечения контроля ввода текущей информации, при написании проводки применяется правило "двойной записи":


Рис. 03. Корреспонденция счетов

Таким образом, при вводе одной проводки, изменяются итоги сразу по двум счетам. Если за рассматриваемый период ни одной проводки не было введено, то в качестве итоговой информации можно получить только начальное сальдо.

Для хранения проводок в программе "1С:Бухгалтерия 8.0" используется объект регистр бухгалтерии.

Так как пользователю (бухгалтеру) более привычны такие названия, как "проводка" и "журнал проводок", то в пользовательском режиме выводится именно такое представление регистра, хотя в режиме конфигурирования нет объекта "проводка" или "журнал проводок". Все настройки осуществляются для регистра бухгалтерии, пример которого представлен на рис. 03.

Регистр бухгалтерии описывает структуру накопления данных, учет которых ведется исходя из подключенного к данному регистру плана счетов.

По сути, план счетов является первичным объектом по отношению к регистру. В плане счетов задаются те признаки учета, в разрезе которых необходимо вести учет на счетах. Чаще всего такими признаками являются валютный и количественный учет по счетам плана счетов. Поскольку бухгалтерский учет хозяйственных операций обязательно ведется в денежном выражении, то суммовой учет (учет в национальной валюте) по счетам плана счетов ведется всегда, и для его организации нет необходимости создавать дополнительный реквизит, в отличии, например, от реквизита валютного учета. Так, для налогового плана счетов не предусмотрено ведения учета в иностранной валюте, следовательно, в плане счетов данный признак учета отсутствует.


Рис. 04. Настройка регистра бухгалтерии (он же журнал проводок)

Таким образом, можно говорить о том, что в плане счетов содержатся сведения о том, что можно учитывать при отражении хозяйственных операций по данному счету, а в регистре бухгалтерии содержатся сведения о том, что фактически отражается по счету в проводке.

Поскольку регистр бухгалтерии строится на основании выбранного плана счетов, можно предположить, что не все параметры счетов будут учтены при формировании записей (проводок). Более того, на основании одного плана счетов можно создать несколько регистров бухгалтерии. Например, на основании одного плана счетов можно создать регистр бухгалтерского учета в соответствии со стандартами Минфина РФ, и регистр налогового учета в соответствии с главой 25 НК РФ. При этом можно так организовать регистры учета, что на основании одного и того же плана счетов в регистре бухгалтерского учета будет вестись учет и в рублях и в валюте и в количественном выражении, в то время как по налоговому учету по тем же счетам будут учитываться только рублевые суммы и количество, и не будут учитываться валютные суммы.

Исходя из изложенной выше взаимосвязи между регистрами бухгалтерии и планами счетов, следует весьма важный вывод: итоговые значения хранятся не по счетам бухгалтерского учета, а по каждому регистру в отдельности с учетом его настройки и "прикрепленного" к нему плана счетов. Таким образом, нельзя сказать, что мы получаем баланс по плану счетов, поскольку к одному плану счетов может быть "подключено" множество регистров. Баланс можно получить по каждому регистру в отдельности.

Нельзя так организовать ведение регламентированного бухгалтерского учета на предприятии, чтобы на отдельных регистрах учитывались отдельные участки учета, например, отдельно регистр для учета материалов, расчетов с контрагентами и пр.

Обратившись к рис. 05, можно заметить, что для регистра "Хозрасчетный" ресурсов установлено больше, чем предусмотрено признаков учета в плане счетов "Хозрасчетный".


Рис. 05. Связь между признаками учета в плане счетов и ресурсами в регистре учета

Из представленной настройки видно, что не все ресурсы регистра бухгалтерии совпадают с признаками учета по счетам плана счетов. Более того, обратившись к палитре свойств ресурса "Сумма", представленной на рис. 06, можно увидеть, что данный ресурс вообще не привязан к какому-либо признаку учета по счету.


Рис. 06. Палитра свойств ресурса

Данная настройка говорит о том, что значение выбранного нами ресурса действует в целом для всей записи (проводки), а не для какого-то отдельного счета в корреспонденции. Подтверждением сказанного является включенный флажок "Балансовый", указывающий на то, что в данный ресурс будет учтен по дебету одного счета и кредиту другого.

Таким образом, можно утверждать, что регистр обеспечивает формирование записи в разрезе каждого счета с учетом только тех признаков учета, которые подключены в качестве ресурсов данного регистра бухгалтерии. Кроме того, регистр позволяет хранить отдельные числовые значения не в разрезе счетов, а в разрезе текущей записи (проводки) в целом.

Любая запись в регистре бухгалтерии фактически является единичной проводкой, изменяющей состояние учета. Данный процесс (изменение состояния регистра) называется "движение регистра".


^ Синтетический и аналитический учет

Многоуровневый учет
Многомерный учет
Пооперационная аналитика

Синтетический учет - это учет в разрезе максимально укрупненных групп объектов учета. Основными элементами синтетического учета в рамках бухгалтерского учета являются счета плана счетов. Каждый из показателей, расшифровывающих значение синтетического счета можно, в принципе, назвать аналитическим показателем.

Аналитический учет - это учет, который позволяет проанализировать состояние синтетического учета. Под аналитическим учетом подразумевают разукрупнение показателей синтетического учета, в результате которого появляется список аналитических показателей. Например, значение синтетического счета учета материалов можно представить как совокупность значений аналитических показателей - материалов. Таким образом, каждый из материалов выступает аналитическим объектом. В свою очередь, конкретный материал можно рассмотреть в разрезе мест хранения и .т.д.

Схем организации аналитического учета достаточно много, но наиболее популярными являются две из них: многоуровневая и многомерная. Кроме этих схем, программа "1С:Предприятие 8.0" позволяет организовать так называемую пооперационную аналитику.


^ Многоуровневый учет

Данная схема построения аналитического учета основана на открытии к синтетическим счетам бухгалтерского учета аналитических субсчетов. Схематично данную модель аналитического учета представить следующим образом.



Например, можно принять следующую схему аналитического учета для синтетического счета 10 "Материалы".

  • Субсчет 1 - склад №1;

  • Субсчет 2 - склад №2;

  • Субсчет 1.1 - гвозди на складе №1;

  • Субсчет 2.1 - гвозди на складе №2;

  • Субсчет 1.2 - доски на складе №1;

  • Субсчет 2.2 - доски на складе №2;

и т.д.

Получаем следующие итоги:

  • сальдо по счету 10 показывает общую сумму материальных запасов;

  • сальдо по субсчету 10.1 показывает общую сумму материальных запасов на складе №1;

  • сальдо по субсчету 10.1.1 показывает остаток гвоздей на складе №1;

  • сальдо по субсчету 10.2.1 показывает остаток гвоздей на складе №2.

и т.д.

Данная схема аналитического учета обладает, несомненно, простым алгоритмом и легкостью восприятия. Однако имеются и свои недостатки. Так, например, если есть необходимость изменить код аналитического счета учета материала "Гвозди", придется вносить изменения во все соответствующие субсчета, что может быть весьма затруднительно при большом объеме данных и количестве уровней. Кроме того, чтобы получить остатки по конкретному материалу по всем складам придется складывать соответствующие остатки, в то время как для получения остатков по складу, достаточно посмотреть соответствующее сальдо по субсчету. Отсюда следует вывод, что аналитические данные об остатках на складе в разрезе материалов получить намного проще, чем аналитические данные об остатках одного материала на разных складах.

^ Многомерный учет

Аналитический учет, построенный по многомерной модели, позволяет избежать недостатков, присущих многоуровневой схеме. Однако данная модель также обладает своими недостатками, в частности, сложностью внутренней организации.

Модель многомерного учета позволяет хранить данные аналитического учета независимо друг от друга. Проиллюстрируем это на следующем примере. На предприятии синтетический учет материалов ведется на счете 10, имеется два места хранения материалов: склад №1 и склад №2; есть два материала: доски, гвозди. Обратимся к Рис. 07.

Из Рис. 07 можно сделать следующие выводы. Многомерный учет представляет собой пространство (в рассматриваемом случае всего два измерения, но может быть и неограниченно много). Каждое из измерений представляет собой отдельный вид аналитического учета: для рассматриваемой задачи - это "Материалы" и "Склады". В точках пересечения (узлах) хранятся сведения о соответствующих остатках и оборотах.

Таким образом, если необходимо получить значение остатка одного материала по одному из складов, достаточно "спозиционироваться" на соответствующем узле. Если необходимо получить суммарный остаток по конкретному материалу по всем складам, достаточно сложить значения по соответствующему столбцу, и наоборот, если необходимо получить остаток по конкретному складу по всем хранящимся на нем материалам, достаточно просуммировать значения по соответствующей строке.


Рис. 07. Модель многомерного аналитического учета

Не трудно понять, что скорость обращения к итогам не зависит от их группировки. Кроме того, при необходимости внесения изменений в один из объектов аналитического учета потребуется изменить только соответствующее значение на измерении, поскольку все данные хранятся на "пересечении координат", а не по конкретным объектам учета.

К недостаткам подобной организации аналитического учета следует отнести сложность построения многомерного пространства, а также сложность позиционирования в данном пространстве.
^ Пооперационная аналитика

Рассмотренные выше схемы организации аналитического учета были непосредственно связаны со счетами синтетического учета. Однако, если учесть, что все итоговые значения хранятся не в разрезе плана счетов, а в разрезе регистра учета (журнала проводок), что было рассмотрено выше, можно сделать вывод о том, что в рамках программы "1С:Предприятие 8.0" можно реализовать и пооперационную аналитику, то есть аналитику, привязанную к записи в регистре (проводке).

Данная схема аналитического учета характеризуется тем, что у счетов нет аналитических субсчетов или привязки к объектам аналитического учета. В проводке указываются только синтетические счета, однако имеется возможность ко всей проводке добавить определенные объекты аналитического учета, актуальные для всей проводки. Так, например, аналитический учет по счету 10 "Материалы" стандартно ведется в разрезе материалов и мест хранения, а по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" в разрезе контрагентов и договоров.

Применение пооперационной аналитики позволяет обойти ограничения по используемым объектам аналитики. В операции поступления материалов от поставщика можно указать только синтетические счета 10 и 60, а аналитические объекты (материалы, место хранения, контрагента, договор и пр.) можно указать в целом для всей проводки. В дальнейшем, при анализе счета будет происходить отбор соответствующих проводок, и группировка по определенным объектам аналитики. Таким образом, автоматически организуется аналитический учет по счету 10 в разрезе, например, контрагентов, и наоборот, по счету 60, в разрезе материалов, поступивших от контрагента.

Недостатком подобного рода аналитического учета следует признать сложность получения итоговых данных (приходится перебирать все записи), а также "лишняя" аналитика по синтетическим счетам.

Запись в регистре (проводка)

Счет Дт

Счет Кт

Сумма

Количество

Аналитика 1

Аналитика 2

Аналитика 3

Аналитика 4

10

60

20000

150

гвозди

Склад №2

Партия №8

НПО "Боровик"



^ Организация аналитического учета в "1С:Предприятие 8.0"

Многоуровневый аналитический учет в "1С:Предприятие 8.0" организуется с помощью введения соответствующего количества субсчетов к счетам синтетического учета. Субсчета к счетам вводятся как в режиме конфигурирования (они называются предопределенными), так и на этапе ведения учета.

Количество уровней субсчетов, а также то, сколько знаков отводится под счет и каждый из субсчетов, определяется в конфигураторе в целом для всего плана счетов, что представлено на Рис. 08.


Рис. 08. Настройка маски кода счета/субсчетов

Структура маски кода счета оказывает только влияние на техническую структуру кода счета/субсчета. Следует понимать, что в "1С:Предприятие 8.0" логическая подчиненность субсчета некоторому счету синтетического учета определяется не кодом предыдущего уровня, а тем значением счета, который выбран в качестве родителя, пример приведен на рис. 09.


Рис. 09. Структура подчиненности субсчетов

Следует учесть, что хотя подчиненность кода субсчета не влияет на логическую подчиненность субсчета, в типовой конфигурации подчинение по структуре счетов всегда совпадает с подчинением по структуре кодов. Приведенный на рис. 09 пример является вымышленным!

В случае, если структура подчиненности не совпадает, то в плане счетов пользователь будет выбирать субсчет в соответствии с его кодом (на рис. 09 - это счет 41.11), а в итогах будут храниться значения в соответствии с родительским счетом (в оборотно-сальдовой ведомости итоги будут зафиксированы по счету 58).

Во избежание недоразумений в процессе ведения учета стоит избегать несоответствия подчиненности по коду и по родительскому счету.

В "1С:Предприятие 8.0" счет и субсчет являются единицами учета. Теоретически в проводке можно указать как счет, так и его субсчет. Однако, принятая в РФ методология бухгалтерского учета подразумевает, что итоговые значения по счетам, у которых есть субсчета, формируются путем объединения итогов по субсчетам. Следовательно, в плане счетов регламентированного бухгалтерского учета предусмотрен дополнительный реквизит, который отключает возможность выбора и формирования проводок по счету, если у счета есть субсчета. Этот реквизит называется Запретить формирование проводок.

В режиме ведения учета пользователь также может ввести счета и субсчета, а также у субсчетов может изменить родительский счет.

Многомерный аналитический учет в "1С:Предприятие 8.0" строится с использованием так называемых субконто. Под субконто в "1С:Предприятие 8.0" понимается минимальная единица многомерного аналитического учета. Почему субконто? Обратимся еще раз к схеме многомерного аналитического учета, и рассмотрим "укрупненно" одну из ячеек, представленных на рис. 10. Говоря о бухгалтерском учете, мы не можем просто сказать, что на пересечении "склада №1" и "досок" находится 15 единиц на 100.00 руб. Дело в том, что нам еще необходимо знать, что это за цифры: остаток на начало дня, остаток на конец месяца, приход за неделю, расход за квартал?

 

Рис. 10. Одно из возможных представлений субконто

Таким образом, нам необходимо знать: начальные и конечные остатки по объекту аналитики, а также дебетовый и кредитовый обороты. Следовательно, можно представить, что в ячейке содержится не просто цифры, а некий счет минимального аналитического учета, то есть говоря привычным бухгалтеру языком - субсчет. Как отличить субсчета многоуровневого и многомерного учета? Очень просто - дать разные названия. Субсчета многоуровневого аналитического учета оставили "как есть", поскольку это наиболее привычно для бухгалтера, а в схеме многомерного аналитического учета они получили название "субконто", что в переводе с итальянского (повторимся родины классического бухгалтерского учета) означает "Субсчет".

Следует понимать, что под субконто в "1С:Предприятии" понимается не столько ячейка, находящаяся на пересечении, например, склада и материала, а непосредственно отдельный элемент аналитического учета - конкретный склад, материал, контрагент, сотрудник и пр. Это позволяет говорить о субконто как действительно об объекте аналитического учета, а не как о какой-то конкретной комбинации.

В качестве примера возьмем счет 10 "Материалы". По данному счету аналитический учет ведется в разрезе каждого поступившего в организацию материала и каждого склада.

Конкретный материал называется, например, субконто "Нитка". Список всех материалов называется "Виды субконто "Номенклатура". Конкретный склад, на который поступил материал, также является субконто - "Склад материалов №3". Список всех складов называется "Виды субконто "Склады".

В "1С:Предприятие 8.0" многомерный аналитический учет можно вести по любому счету или субсчету. Для организации многомерного аналитического учета по счету (субсчету) необходимо при создании (изменении) счета (субсчета) прикрепить требуемый вид субконто, как это показано на рис. 11.


Рис. 11. Добавление к счету (субсчету) вида субконто

Следует учитывать, что к любому счету (субсчету) можно добавить абсолютно произвольные виды субконто. Максимальное количество субконто по счету (субсчету) не может превышать максимальное количество субконто, установленное для плана счетов (см. рис. 12).

Для плана счетов максимально допустимо использование 50 субконто. Данное количество показывает, сколько измерений может быть у счета (субсчета), но не определяет, сколько всего видов субконто может быть в системе.


Рис. 12. Настройка многомерного аналитического учета в плане счетов

Количество видов субконто, которые можно прикрепить к счету (субсчету) определяется в свойстве плана счетов "Виды субконто:".

Для каждого, из существующих в системе планов счетов, можно установить свой список допустимых видов субконто. Виды субконто для разных планов счетов могут как совпадать, так и не совпадать. Если виды субконто для разных планов счетов не совпадают, то создаются различные списки видов субконто, например, "ВидыСубконтоХозрасчетные" и "ВидыСубконтоМеждународные".

В типовой конфигурации два плана счетов: "Хозрасчетный" и "Налоговый" используют одни и те же виды субконто, сгруппированные в "ВидыСубконтоХозрасчетные".

Также при настройке учета по субконто в свойствах плана счетов указывается, какие сведения (виды учета) возможно будут использоваться по объектам аналитического учета - субконто. Из представленной на рис. 12 настройки видно, что по плану счетов "Хозрасчетный" учет по субконто возможен как по сумме, так и по количеству и валютной сумме.

Группировка объектов аналитического учета в список доступных для конкретного плана счетов осуществляется в режиме конфигурирования на ветви конфигуратора "Планы видов характеристик", представленной на рис. 13.


Рис. 13. Список планов видов характеристик

Следует понимать, что "Планы видов характеристик" - это перечень группировок аналитического учета. Иначе, можно сказать что это список, каждый элемент которого в свою очередь является списком определенных (за частую не всех возможных) видов субконто (объектов аналитики).

Непосредственно виды субконто, также, как и счета могут быть заданы как в режиме конфигурирования (предопределенные), так и на этапе ведения учета. Предопределенные виды субконто в режиме ведения учета нельзя удалить, а также по ним нельзя изменить тип данных. Для ввода нового вида субконто (как предопределенного, так и не предопеределенного) необходимо обязательно указать, какие объекты (конкретные справочники, виды документов, перечисления) будут использоваться в качестве объектов аналитического учета по данному виду субконто.

Из рис. 12, также можно увидеть, что для аналитического учета по субконто отдельно настраиваются признаки учета. Так, например, можно установить признак количественного учета по счетам, и не устанавливать количественный признак учета по субконто. Однако, такая комбинация видов учета по счетам и по субконто представляется маловероятной, поскольку организация аналитического учета с помощью субконто является доминирующей в "1С:Предприятие 8.0".

Порядок "привязки" объектов (справочников, документов и пр.) к конкретному виду субконто, представлен на рис. 14.


Рис. 14. Настройка списка видов субконто в конфигураторе

Создать новый план видов характеристик (список возможных видов субконто) можно только в режиме конфигурирования. Добавить же вид субконто в уже существующий список можно как в режиме конфигурирования (предопределенный вид субконто), так и в режиме ведения учета.

Пооперационный аналитический учет в "1С:Предприятие 8.0" в первую очередь определяется наличием измерения у регистра бухгалтерии, что видно из рис. 15.

Виды аналитики, устанавливаемые в качестве измерений в регистре бухгалтерии, обеспечивают привязку конкретного объекта аналитики непосредственно ко всей записи в регистре (проводке).


Рис. 15. Измерения регистра

Так, в типовой конфигурации реализована возможность ведения аналитического учета в разрезе организаций. Данная настройка объясняется тем фактом, что при ведении учета по нескольким организациям в рамках одной информационной базы, необходимо получать как итоговые данные (баланс) по каждому предприятию в отдельности, так и консолидированные данные по всему предприятию в целом. В записи регистра (проводке) ссылка на организацию привязана ко всей записи (проводке). Таким образом, в один регистр можно вводить записи (проводки) по разным организациям, отличая их друг от друга по соответствующему значению измерения регистра.

Обратите внимание, что указать организацию в качестве субконто по счету нельзя, поскольку в записи регистра (проводке) не могут корреспондировать счета разных организаций, так как для каждой организации обязательно соблюдение принципа баланса итогов. В связи с этим, данное измерение регистра является балансовым.

В общем случае, к регистру можно установить неограниченное количество измерений и организовать таким образом пооперационную аналитику, однако следует понимать, что подобная организация аналитического учета требует пересмотра всей структуры информационной базы.

В типовых конфигурациях, построенных на платформе "1С:Предприятие 8.0" организована комбинированная аналитика с помощью субсчетов, субконто и измерений регистра бухгалтерии.

Отдельно для счетов (субсчетов) настраиваются признаки учета (количественный, валютный и пр.), позволяющие получать соответствующие итоги отдельно по каждому счету (субсчету). Суммовой учет не является признаком учета по счетам, поскольку для обеспечения баланса итогов по счетам плана счетов в регистре бухгалтерии предусмотрен балансовый (действующий для счетов и дебета и кредита) ресурс "Сумма".

Признаки учета также настраиваются и для учета по субконто. В общем случае, признаков учета по субконто больше, чем по счетам (субсчетам), поскольку в типовых конфигурациях аналитический учет преимущественно ведется с использованием субконто.

Признаки учета по измерениям регистра не предусмотрены, так как для объектов аналитики по проводам актуальными являются все балансовые и небалансовые ресурсы регистра бухгалтерии.


Регистраторы

Бухгалтерский учет оперирует "свершившимися" данными. То есть любая запись в регистре бухгалтерии (проводка) обязательно связана с некоторым событием, повлекшим за собой изменение в структуре активов и/или пассивов предприятия - сами по себе они (активы и пассивы) измениться не могут. Согласно законодательству (№ 123-ФЗ "О бухгалтерском учете"), изменение состояния счетов бухгалтерского учета обязательно должно быть подтверждено документально, следовательно, у каждой записи регистра бухгалтерии (проводки) есть некий подтверждающий документ, в соответствии с которым данная запись и была внесена в регистр.

Можно сделать вывод, что те документы, на основании которых в информационной базе появились те или иные записи регистра бухгалтерии являются регистраторами бухгалтерских событий.

Не все документы, предусмотренные типовой конфигурацией, регистрируют бухгалтерские события. Из рис. 16 видно, что документы, формирующие записи в регистре бухгалтерии, должны быть установлены в качестве регистраторов на закладке "Регистраторы" при настройке объекта "Регистр бухгалтерии" в режиме конфигурирования.


Рис. 16. Настройка регистраторов для регистра бухгалтерии

Следует понимать, что регистраторы, то есть документы, формирующие записи в регистре бухгалтерии, настраиваются для каждого регистра в отдельности. В общем случае записи в одном регистре могут формировать одни документы, в другом регистре - абсолютно другие.

Каждая запись в регистре бухгалтерии имеет ссылку на сформировавший ее документ. Если обратиться к рис. 17, то можно увидеть что в режиме просмотра регистра (Операции - Регистр бухгалтерии…), названного для удобства бухгалтеров-пользователей "Журнал проводок", есть реквизит "Документ", в котором указан документ, сформировавший ту или иную запись (проводку).

Следует понимать, что документ (регистратор) может сформировать как только одну запись в регистре бухгалтерии, так и группу записей. При этом взаимосвязь между записями в регистре (проводками), осуществляется только по регистратору, сформировавшему данные записи.

Зачастую документ (регистратор) содержит данные, используемые для заполнения реквизитов записи (проводки). Следовательно, для изменения (редактирования) записи (проводки) необходимо открыть документ, породивший данную запись.


Рис. 17. Экранная форма регистра бухгалтерии

Говоря о документе как о регистраторе некоторого события в информационной базе, стоит помнить о том, что дата документа и дата записи в регистре, в общем случае, могут не совпадать. Возможны ситуации, когда документ вводится текущей датой, а записи формируются одной из предыдущих дат, что бывает при "запаздывании" отражения в учете хозяйственных операций. Возможны и обратные случаи, когда документ формирует записи в последующих периодах.

В бухгалтерском учете, то есть при отражении хозяйственных операций в регистре бухгалтерии, подобные возможности не предусмотрены, поскольку бухгалтерский учет подразумевает отражение уже свершившихся операций, а не планируемых.
^ Система отчетности

Суть любой учетной системы, в том числе и бухгалтерской, заключается не только и не столько в регистрации тех или иных событий, сколько в организации достоверной и удобной системы отчетов. В противно случае, если системы отчетов нет или данная система крайне слабая, никакой пользы только от регистрации событий нет.

Более того, можно смело утверждать, что основной задачей учетной системы является получение синтетической и аналитической отчетности.

"1С:Предприятие 8.0" обладает весьма мощным механизмом генерации отчетов любой сложности.

Помимо отчетов, предусмотренных конфигурацией, а также содержащихся во внешних файлах, "1С:Предприятие 8.0" предлагает пользователю механизм создания произвольных отчетов в режиме ведения учета. Для этого используется обработка "Консоль отчетов" в которой пользователь, знакомый с конструктором запросов, может сформировать произвольный отчет.

Отчеты могут быть как встроенными в информационную базу, так и внешними. Для открытия внешнего отчета необходимо выполнить команду "Файл - Открыть…" и выбрать требуемый файл отчета, который должен иметь формат *.epf.

Отчеты бухгалтерского учета могут быть синтетическими (оборотно-сальдовая ведомость) и аналитическими (анализ счета); специальными и регламентированными.



Стандартные отчеты предназначены для получения бухгалтерских итогов и оборотов за определенный период по синтетическим и аналитическим счетам в стоимостном и натуральном выражении. В течение месяца с их помощь анализируют полноту отражения фактов хозяйственной деятельности, состояние расчетов и т.д. По завершению отчетного периода с их помощью формируют регистры бухгалтерского учета, которые затем можно распечатать.

К стандартным отчетам относятся:

  • оборотно-сальдовая ведомость;

  • оборотно-сальдовая ведомость по счету;

  • обороты счета;

  • шахматная ведомость;

  • анализ счета;

  • карточка счета и др.

Специализированные отчеты предназначены для получения результатной информации по разделам бухгалтерского учета. Их применяют, если результатную информацию в надлежащем виде нельзя получить из стандартных отчетов. Такие отчеты предполагают специфическую выборку информации и ее печать по установленным формам.

К специализированным отчетам относятся:

  • кассовая книга;

  • книга покупок;

  • книга продаж и др.

Регламентированные отчеты предназначены для получения результатной информации о различных сторонах деятельности организации и ее представления в форме, установленной контролирующими органами.

Регламентированные отчеты подразделяют на отчеты для формирования бухгалтерской, налоговой и государственной статистической отчетности. Состав показателей регламентированного отчета регулируется нормативно-правовой базой. В связи с постоянными изменениями, актуализация регламентированных отчетов проводится централизованно.


Скачать файл (397.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru