Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Контрольная работа - Эстетика древних славян - файл 1.docx


Контрольная работа - Эстетика древних славян
скачать (31.9 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx32kb.03.12.2011 10:28скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...





Содержание


 4

Введение 5

 7

1. Религиозные взгляды древних славян 8

2.  Языческое мировоззрение как основа миропонимания и эстетических представлений славян 10

3. Эстетические представления древних славян в ремеслах и прикладном искусстве 13

 16

Заключение 17

 18

Список литературы 19





Введение



Эстетический опыт с глубокой древности был присущ человеку и получил свое первоначальное выражение в протоэстетической практике архаического человека - в первых попытках создания тех феноменов, которые сегодня мы относим к сфере искусства, в стремлении украсить свою жизнь, предметы утилитарного употребления и т. п.

В дальнейшем эстетический опыт и эстетическое сознание наиболее полно воплощались в искусстве, культовых практиках, обыденной жизни [2, с. 488].

  Мощной основой формирования и развития самобытной древнерусской культуры было богатое культурное наследие восточных славян. Ко времени образования Киевской Руси восточнославянская культура прошла длительный путь своего развития, измеряемый тысячелетиями.

Начало процесса возникновения и формирования культуры восточных славян связывают с развитием протославянских племен в недрах индоевропейского единства, на невыгодной окраине индоевропейского мира, в стороне от центров развития. Начиная с XV – Xв. до н.э. можно уже с достаточной определенностью говорить о праславянах, составивших основу восточно-славянской этнической общности [4].

  Мощной основой формирования и развития эстетических установок древних славян было богатое культурное наследие восточных славян, где центральное место занимала язы

ческая религия.

По мнению Б.А. Рыбакова, почти все богатство восточнославянского фольклора, записанного в XIX в., мы можем проецировать в I тысячелетие н. э. и тем самым приблизить наше представление о той эпохе к её реальному многообразию и красочности, которые совершенно недостаточно отражены археологией или поучениями против язычества [3, с. 445].

Около полутора столетий Киевская Русь была государством с языческой системой, нередко противостоящей проникновению христианства.



 Греческое христианство застало на Руси значительно развитую языческую культуру со своей мифологией, пантеоном главным божеств, жрецами, и, по всей вероятности, со своим языческим летописанием.

Формально Русь приняла крещение, и язычество начало свой долгий путь слияния с христианством [4].

В Киевской Руси IX - X вв. сложилось влиятельное сословие жрецов («волхвов»), руководившее обрядами, сохранявшее давнюю мифологию и разрабатывавшее продуманную аграрно-заклинательную символику.

Выполнение общеплеменных ритуальных действий («соборы», «события»), организация ритуальных действий, святилищ и грандиозных княжеских курганов, соблюдение календарных сроков годичного обрядового цикла, хранение, исполнение и творческое пополнение фонда мифологических и эпических сказаний требовало специального жреческого сословия («волхвы», «чародеи», «облакопрогонители», «ведуны», «потворы»).

Даже через столетие после крещения Руси волхвы могли в некоторых случаях привлечь на свою сторону целый город для противодействия князю или епископу (Новгород) [3, с. 445].

^



1. Религиозные взгляды древних славян




Язычество - это религиозная форма освоения че

ловеком мира. Религиозные взгляды древних славян отражали ми

ровоззрение наших предков. Они развивались, усложнялись, не отличаясь значительно от аналогичного развития религий других народов. Человек жил в мифологической картине мира. В центре ее находилась природа, к которой приспосабливался коллектив. Мож

но выделить несколько этапов развития языческой культуры.

На первом этапе обожествлялись силы природы. Вся она на

селялась множеством духов, которых надо было умилостивить, что

бы они не вредили человеку, помогали в трудовой деятельности.

Славяне поклонялись Матери-Земле, довольно развиты были водяные культы. Они считали воду стихией, из которой образовался мир. Славяне населяли ее различными божествами - русалками, водяными, морянами, посвящали им праздники. Почитались леса и рощи, их считали жилищами богов. Почитались бог солнца - Даждьбог, бог ветра - Стрибог. Славяне думали, что их родослов

ная происходит от богов. Автор «Слова о полку Игореве» называет русский народ «Даждьбоговыми внуками» [1, с. 244].

На втором этапе в русско-славянском язычестве развивает

ся и держится дольше других видов верований культ предков. По

читали Рода - творца Вселенной и Рожаниц - богинь плодородия.

Славяне верили в потусторонний мир. Смерть воспринимали не как исчезновение, а как переход в подземный мир. Они сжигали трупы или предавали их земле.

В первом случае предполагалось, что по

сле смерти жить остается душа, в другом - допускалось, что они продолжают жить, но в ином мире. Душа после сожжения сохраня

ла связи с материальным миром, принимая иной образ, вселяясь в новое тело. Славяне считали, что Предки продолжали и после смер

ти жить с ними, постоянно находясь рядом.



На третьем этапе развития языческой религии появляется «Бог богов», удаленный от мира. Это уже существо небесное, глава иерархии богов. В VI веке повелителем Вселенной признавали бога громовержца Перуна. В договорах X века с греками русские князья клялись двумя богами: дружинным - Перуном (впоследствии - княжеским богом), а купцы - Велесом - богом скота (впоследст

вии - богом богатства и торговли).

У славян существовали доволь

но развитые формы языческой обрядности, т. е. организованной, упорядоченной системы магических действий, практическая цель которых в том, чтобы воздействовать на окружающую природу, за

ставить ее служить человеку. Поклонение идолам сопровождалось языческими ритуалами, которые не уступали христианским по пышности, торжественности и воздействию на психику. Языческая обрядность включала и различные виды искусств. С помощью скульптуры, резьбы, чеканки создавались изображения, облада

ние которыми, думали славяне, давало власть над силами природы, предохраняло от бед и опасностей (амулеты, обереги). Языческие символы проявлялись в славянском фольклоре (образы березы, со

сны, рябины), в зодчестве - на кровлях жилищ вытесывались изо

бражения птиц, конских голов.

Славяне строили многокупольные деревянные языческие храмы. Но их храм был скорее местом хранения предметов покло

нения. Обряды же сопровождались произнесением заговоров, за

клинаний, пением, плясками, игрой на музыкальных инструмен

тах, элементами театрализованных действий. Византийские исто

рики упоминали о трех музыкантах, захваченных в VI веке в плен по пути в Хазарию, куда шли в качестве послов своего князя. Плен

ные славяне сообщили, что они не умеют владеть оружием, а толь

ко умеют играть на своих инструментах. Это сообщение свидетельствовало о привилегированном, почетном положении древних му

зыкантов. Выполнять дипломатические поручения могли люди, об

леченные доверием. Такое совмещение функций было широко рас

пространено в средневековой Западной Европе. В феодальной Руси этот обычай некоторое время еще будет сохранен.



В связи с потребностью внутреннего объединения княжес

кий бог Перун становится богом общегосударственным [1, с. 245].

Славянское язычество – это одна из частей огромного комплекса первобытных воззрений, верований, которые, по словам академика Б. Рыбакова, шли из глубины тысячелетий и послужили основой для всех мировых религий.

^

2.  Языческое мировоззрение как основа миропонимания и эстетических представлений славян



 Миропонимание и его эволюция является сложным и многогранным процессом, находящегося в зависимости от самых разных обстоятельств и связано со степенью познания мира и природных явлений, а также с тем или иным видом хозяйственной деятельности.

Византийский писатель VI века определил мировоззрение славян следующим образом: «Славяне, говорит он, - не имеют понятия о неизменном порядке вещей и не признают его влияния на человека. Когда грозит им смерть, или они заболеют, или собираются на войну, то обещают, если вернутся в живых, принести жертву богу за свою душу. И если уцелеют, то приносят обещанную жертву и остаются в уверенности, что купили свое спасение этой жертвой». В этих словах выражается и определенный взгляд на мир [3].

Славянскому образному мышлению издревле был свойственен антропоморфизм, т.е. перенесение человеческих свойств на область нечеловеческую.

Древние славяне обожествляли природу,  признавали наличие за предметами и явлениями внешней природы мыслящей человеческой силы, поклонялись солнцу, небу, воде, земле, ветру, деревьям, птицам, камням. Все это выражалось в их разных верованиях, празднествах и обрядах, создаваемых и учреждаемых на основании этого обожествлении природы. Их религиозные представления отчасти выражались в форме идолов.



Славяне  верили в невидимые души умерших, которые подобно дыму от сжигаемых жертв поднимаются к небу и небесным властителям. Место захоронения горшка для еды с прахом предка становилось местом культа предков. Они чествовали умерших прародителей, считали их покровителями и приносили им жертвы.

Мироощущение древних славян и вытекающая из него обрядность ярко обрисованы Б.А.Рыбаковым: «Древнему славянину казалось, что каждый дом в деревне находится … под покровительством духа, приглядывавшего за скотиной, оберегавшего огонь в очаге и по ночам выходившего из-под печки полакомиться приношением, оставленным ему заботливой хозяйкой. В каждом овине, в таинственном свете подземного огнища, обитали души мертвых предков. Каждое живое существо, соприкасавшееся с человеком, было наделено особыми чертами. Лесные звери представлялись оборотнями, в большинстве своем враждебными человеку…» [3, с. 227].

Язычество пронизало практически всю духовную жизнь древнерусского человека. Это нашло выражение в фольклорном творчестве, обрядах, заговорах, заклинаниях и даже в дипломатических отношениях. В договоре князя Игоря с греками 944 г. можно прочитать следующее: «А кто из русской стороны замыслит разрушить эту любовь, то пусть те из них, которые приняли крещение, получат возмездие от Бога Вседержителя, осуждение на погибель в загробной жизни, а те из них, которые не крещены, да не имеют помощи от Бога, и от Перуна, да не защитятся они собственными щитами, и да погибнут они от мечей своих, от стрел и иного своего оружия, и да будут рабами во всю свою загробную жизнь» [3].

Язычество сохранило свою первозданную прелесть, образность и жизненность в сказках, преданиях, легендах, былинах, в которых образно прослеживаются эстетические установки и представления древних славян.

Змей был устойчивым символом степных кочевников, набеги которых сопровождались заревом пожаров.



Итогом богатырских дел Добрыни является не свержение языческих идолов, не прославление новой веры, а освобождение несметного русского полона, уведенного степняками-«змеенышами» в степь.

Быт и культура наших далеких предков отражает одновременно и любовь к природе, ощущение красоты окружающего мира и страх перед природой, силам которой они противопоставляли заговоры, заклинания, магическую обрядность. Всевозможные праздники и обряды славян были связаны с аграрной магией и молениями об урожае.

Годичный цикл древнерусских празднеств у славян был связан с языческими молениями и слагался, во-первых, из четырех солнечных фаз и связанных с ними праздниками: святками, масленицей, праздника Купалы – «зеленые святки» и праздника урожая в сентябре и во-вторых, молениями о дожде и о воздействии вегетативной силы на урожай.

В подавляющем большинстве языческие празднества и моления проводились общественно, являлись «событием» и проводились за пределами житейского бытового круга, существовали и межсельские – «игрища межю селы». До нашего времени дошло большое количество святилищ где, в свое время, всем селом или племенем проводились торжественные обряды, далекими отголосками которых являются хороводы и игры XIX и XXвв [3].

^

3. Эстетические представления древних славян в ремеслах и прикладном искусстве



В прикладном искусстве христианской Руси XI-XIIIвв. златокузнецы в совершенстве знали языческую символику и широко применяли свои знания как для изготовления деревенских амулетов и украшений с оберегами, так и для «гривной утвари» самых знатных женщин страны вплоть до великих княгинь.

Все виды работ с металлом в древности были связаны со множеством обрядов, поверий и представлений, перераставших в мифы. Общеизвестна связь 

кузнецов с образом волка. Известным является миф о волшебном кузнеце Космедемьяне (Кузьма и Демьян), который выковал плуг в 40 пудов и обучил людей земледелию. Мифический кузнец побеждает страшного змея и пропахивает на нем гигантские борозды – «змиевы валы».

Кузнец, выковывающий свадебные кольца, расценивался и в XIXв. как покровитель брака и семьи.

От древнего глагола «ковать», изготавливать нечто из металла, происходит слово «коварство», которое нами употребляется в переносном смысле, а в свое время означало «мудрость», «умение».

Мастера оберегов и амулетов создавали сложные космологические композиции на зооморфных и антропоморфных фибулах со знаками земли и солнца, птицами и змеями, с неизменным ящером. Это было не стихийное бессознательное творчество славянских литейщиков, а воспроизведение той картины мира, которая была истолкована и воплощена в образы многими поколениями ведунов.

С древнейших времен, человек, охраняя себя от злых сил, покрывал одежду и жилище изображениями – оберегами, сплетая охранительную символику в единый образ мироздания. Древнерусский язычник, ожидавший опасности от всего мира, по которому дуют «злые ветры», защищался не отдельными элементами мира, а системой мироздания, взятой не в статике, а в ее естественной, законоустановленной динамике.

Множество магических обрядов и поверий было связано с постройкой дома. С удивительной строгостью соблюдалась древняя картина мира в системе его архитектурного убранства.

Снаружи и внутри дома все покрывалось орнаментикой. Орнаментика внешнего вида восточнославянского жилища сохранила почти в полной неприкосновенности древнюю, идущую чуть ли не из энеолита оберегающую символику. Когда человек покидал свой дом-крепость, то овеществленные заговоры, если так можно назвать орнамент, переносились на одежду.



Все предметы, связанные с изготовлением полотна для одежды, густо оснащались заклинательными знаками. Сама одежда, особенно женская, была насыщена символикой, опять-таки воспроизводившей макрокосм. Верхняя часть одежды, головной убор, посвящалась небу. Здесь господствовало изображение солнца и птиц. Сами народные названия головных уборов были связаны с птицами: «сорока», «кокошник» (от «кокоши» – курицы), «кичка» – утка.

Декоративные ленты, спускающиеся от кокошника к груди – «рясны» имитировали дождь. Этнографически известные нам вышивки дают на рубахах и поневах символы засеянного поля, земли, а археология добавляет, исчезнувший впоследствии, символ нижнего мира: на свисающих вниз концах поясов изображались головы ящеров.

Таким образом, язычники прибегают к модели мира и микрокосм человеческого быта (дом, одежда, украшения) воспроизводит макрокосм, мир в его неразделенном целом. Привнесение элементов динамики (движущееся по небу солнце, идущий дождь) должно было увеличить магическую силу глубоко продуманной надолго вкоренившейся в народную жизнь орнаментики.

Парадный золотой убор киевских княгинь был также отражением и воспроизведением макрокосма в микрокосме личной одежды и украшений.

В Х веке языческая культура достигла своего апогея. Стихийно создававшаяся на протяжении многих столетий, она, в условиях сложившейся государственности и в противоборстве с появившимся христианством, вооруженным мощным арсеналом византийской культуры, стала напряженно совершенствоваться, обновлять ритуалы, воскрешать архаичные пласты народной мифологии, соучаствовать в создании нового народного эпического жанра [4].

^



Заключение



Понятие «язычество» происходит от слова «языки», т.е. отождествляется непосредственно с сутью конкретного народа, племени и выступают самобытной формой освоения природного бытия конкретным обществом и человеком.

Языческая культура – это первый системообразующий социокультурный слой, с которого начинала формироваться и строиться любая цивилизация.

Ее значение в истории русской культуры определяется, прежде всего, тем, что она:

1) во-первых, выступила в качестве духовной силы, объединившей многочисленные славянские племена,

2) во-вторых, сумела сохранить и развить архетипы (первопринципы и первообразы) национальной культуры [4].

Славянское язычество – это одна из частей огромного комплекса первобытных воззрений, верований, которые шли из глубины тысячелетий и послужили основой для эстетических установок и представлений в культуре древних славян [3, с. 444].

^



Список литературы



1. Культурология: Учебное пособие/ под ред. А.А. Радугина - М.: Центр, 2001.

2. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. / Под ред. В.В.Бычкова - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003.

3. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси - http://paganism.msk.ru/liter/rybakov14.htm

4. Шевцова Н.П. Язычество и христианство в генезисе русской национальной культуры - http://avt.miem.edu.ru/Kafedra/KT/


Скачать файл (31.9 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru