Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - Антикризисное управление - файл 1.doc


Лекции - Антикризисное управление
скачать (410.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc411kb.16.11.2011 07:49скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Тема 1. Особенности антикризисного государственного управления в странах с развитой рыночной экономикой

  1. Антикризисный процесс в странах развитой рыночной экономики.

  2. Государственное регулирование и структурные сдвиги в условиях снижения инвестиционной активности.

  3. Государственная финансовая поддержка инноваций в экономически развитых странах в условиях кризисных явлений.

  4. Основные направления совершенствования государственного регулирования финансовых отношений в целях оздоровления экономического состояния предприятий.


1. Разработка теории и практики антикризисного регулирования получила широкое распространение в промышленно развитых странах в середине 80-х годов в связи с обострением экономического кризиса.

Западный опыт, имеет большое значение для России, но необходимо учитывать, что этот опыт управления в принципиально иных условиях. Прежде всего, это то, что данный процесс осуществляется в условиях сложившейся рыночной экономики, с действующими законами конкуренции и относительно стабильной социально-политической ситуацией. В этих странах банкротство рассматривается как положительное явление, очищающее рынок от слабых конкурентов, и где государство, в зависимости от конкретных условий, начинает применять такие механизмы и инструменты антикризисного регулирования, как национализацию или приватизацию.

Проводимая приватизация преследует следующие цели: поиск более совершенных структур для предприятий, решение бюджетных проблем, динамизация национальных финансов, в целях повышения конкурентоспособности предприятия.

Особенности приватизации определяются политической обстановкой и состоянием финансового рынка. Поэтому приватизация в каждой стране имеет свои особенности. Так, характерной чертой приватизации в Великобритании, по заключениям специалистов, являются смелость и постепенность, в ФРГ - осторожность, в Италии - ярко выраженный прагматизм. Даже в скорости проведения приватизации в развитых странах имеются существенных различия: от очень быстрой во Франции до медленной в ФРГ.

В целом развитые страны Запада рассматривают приватизацию в качестве долговременной и устойчивой экономической тенденции. Характерной чертой западноевропейской экономики 90-х годов стало создание смешанной экономики и поиск путей сотрудничества между государственными предприятиями различных стран ЕС, а также с частным капиталом. Именно смешанные предприятия в настоящее время признаны наиболее конкурентоспособными, наиболее гибкими, в то время как для большинства государственных предприятий во всех странах характерна низкая эффективность в результате роста издержек на единицу продукции. Как правило, государственные предприятия, в этих странах, рассматриваются как инструмент экономической и социальной политики, а не как коммерческие предприятия.

Государственные предприятия не подвергаются риску банкротства, имеют доступ к средствам государственного бюджета для осуществления своих инвестиций, а это расслабляет такие предприятия, снижает у их администрации чувство ответственности. Государственные предприятия функционируют достаточно эффективно только при благоприятных экономических условиях и особенно сильно страдают, когда экономика переживает трудности. Однако опыта тотальной приватизации государственных предприятий не существует. Приватизируются или национализируются отдельные отрасли, предприятия в зависимости от их значимости в структуре народного хозяйства. Основным побудительным стимулом приватизации является оздоровление экономики предприятий за счет частных инвестиций, в том числе и иностранного капитала.

В развитых странах рыночной экономики приватизация принимает следующие формы: продажа государственных предприятий частным инвесторам - физическим и юридическим лицам; создание совместных предприятий с долевым участием частного капитала; продажа части акций предприятий, являющихся государственной собственностью.

Процедура приватизации, как правило, осуществляется поэтапно: сначала предприятие подвергается санации, затем оценивается экспертом-оценщиком и только потом продается частному капиталу. Такая последовательность позволяет максимизировать выручку от приватизации предприятия.

П. При наличии кризисных явлений государства осуществляют процессы регулирования и структурные сдвиги в экономики своих стран. Основной предпосылкой структурных изменений в экономике Запада - низкая инвестиционная активность и низкая норма прибыли, что является симптомами снижения темпов экономического роста. В таких условиях частные страховые компании, пенсионные фонды вкладывают средства, как правило, в различную недвижимость, предоставление займов под сравнительно высокие проценты на короткие сроки, производят экспортные инвестиции. Поэтому государственная политики, в этих условиях, направлена на образование финансовых групп, состоящих из государственных и полугосударственных банков, страховых и холдинговых компаний (особенно во Франции, Англии, Японии). Целью создания этих групп является обеспечение капитальных вложений в промышленность, которая способна обеспечить рост основных фондов и повышение технического уровня производства.

Важным фактором структурных изменений в промышленном производстве стран Запада является интернационализация производства, основные признаки которой - рост доли международного обмена в валовом национальном продукте и расширение масштабов деятельности транснациональных компаний. Углубление разделения труда между развитыми и развивающимися странами все интенсивнее влияет на структурные изменения в промышленном производстве. Государственное регулирование в этих условиях направлено на защиту внутреннего рынка. Однако поскольку прямой тарифный протекционизм сейчас весьма не популярен, государственный аппарат разрабатывает в законодательном порядке требования к продукции, предназначенной для внутреннего рынка, учитывающие программы отечественных производителей и в то же время трудно выполнимые для иностранцев.

В последние два десятилетия процесс интернационализации экономики подвергся серьезным изменениям, причины которых в том, что изменили свое направление потоки миграции капитала. Если в 50-60г.г. США выступали как экспортеры капитала, то с середины 70-х - как импортеры капитала. Кроме того, в движении капитала появились новые черты. Например, отрасли с малой интенсивностью НИОКР обладали большей географической диверсификацией, и наоборот.

Ш. Условия кризиса вынуждают государство оказывать финансовую поддержку инноваций. Необходимость государственной поддержки НИОКР в целях повышения технологического уровня страны, её технологической конкурентоспособности определяется, в данном случае, несовершенством современного рыночного механизма. Для повышения технологической конкурентоспособности страны необходимы, прежде всего, действия государства по улучшению общеэкономического климата и создание необходимых условий для увеличения капиталовложений в сферу НИОКР.

В странах Западной Европы, США, Японии значительное место уделяется проблемам поддержания высокой инновационной активности, решение которых достигается как на основе прямого государственно-монополистического регулирования, так и косвенными методами регулирования развития научно-технического прогресса. Государственные программы поощрения НИОКР включают четыре раздела: выработка общих принципов политики поощрения и её целей; исчерпывающее информационное обеспечение; создание групп по оценке данных программ, действующих независимо от аппарата управления, и выбор рационального временного интервала для проведения таких оценок; непосредственное проведение оценок.

Государственная финансовая поддержка в развитых странах направлена на выбор ключевых, наукоемких технологий, оказывающих революционизирующее воздействие на экономическое развитие. Широко используются агрессивная, защитная, абсорбирующая модели технологического и производственного поведения. Агрессивная модель предусматривает наличие высокого научно-технического потенциала и занятие национальными фирмами лидирующих позиций в разработке передовой технологии и на рынках сбыта. В этом случае научно-техническая политики включает осуществление рисковых и в то же время высокорентабельных научно-исследовательских проектов, крупных вложений в НИОКР.

В случае оценки национальных возможностей как защитных, т.е. признания спорным технологического лидерства страны или факта его утраты, в арсенал государственной политики включаются меры, направленные на поддержание конкурентных позиций в передовых областях науки и техники, на активное использование рыночных и производственных возможностей.

Если техническая ситуация оценивается как абсорбирующая (сильное технологическое отставание, низкорентабельное производство и др.), то необходимо расширять международное научно-техническое сотрудничество, отдавая при этом предпочтение освоению передовых технологий и созданию необходимой институциональной и технологической инфраструктуры. Формы и масштабы государственного воздействия на научно-техническое развитие зависят от конкретных условий конкурентоспособности и технологических возможностей страны.

Процесс разработки политики государственного стимулирования НИОКР в промышленности включает следующие элементы: идентификация технологий, по отношению к которым необходимо принимать политические решения; характеристика потенциальных возможностей нации в обладании данными технологиями; оценка роли правительства. Особое внимание уделяется оценке эффективности государственного стимулирования НИОКР и методам, усиливающим государственное регулирование.

1У. В странах развитой рыночной экономики проблемам государственного регулирования и их разрешению уделяется постоянное внимание. В целях совершенствования государственного регулирования в странах Запада и США значительное внимание уделяется следующим направлениям: 1. совершенствование управления, которое рассматривается как организационная и процедурная основа для реформ; 2. управленческое законодательство, являющееся юридической базой для осуществления перестройки структуры госаппарата; 3. совершенствование ведомственного уровня, обеспечивающего перевод общеправительственных курсов и целей в конкретные задания для каждого федерального министерства.

Для руководства всей работой в США созданы специальные органы. Президентский совет по честности и эффективности (создан в марте 1961г.) призван координировать усилия различных ведомств по сокращению числа должностных преступлений, злоупотреблений и потерь при осуществлении федеральных программ. В его задачи входят координация деятельности генеральных инспекторов, разработка межведомственных подходов к проблеме, создание условий для ранней диагностики случаев злоупотреблений, потерь, некомпетентности управления и борьбе с ними (посредством использования бухгалтерского учета, компьютеризированных систем проверки и контроля).

Кроме того, в 1984г. создан Президентский совет по совершенствованию управления, цель которого - служить местом для выработки решений проблем, встающих перед госаппаратом, и для обмена идеями. В его деятельности выделяются следующие приоритетные направления: совершенствование управления финансовыми ресурсами; повышение отдачи от правительственных ведомств; рационализация управленческих инструментов и процедур; усиление управленческого контроля для обеспечения эффективного использования финансовых ресурсов.

Следует отметить, что государственное регулирование значительно усиливается в периоды экстремального развития. Например, в Японии в послевоенные годы, когда коэффициент ущерба составлял для энергетики, машиностроения и химической промышленности 30-58 %, экономический механизм характеризовался прямым государственным управлением подавляющего большинства отраслей и предприятий, системой фондового распределения, жесткого регулирования процессов обращения, ценообразования, политики доходов.

Усилия государственной экономической политики в тот период были направлены прежде всего на создание условий для рыночной конкуренции. В 1947г. были приняты законы о ликвидации избыточной концентрации экономической мощи, о реорганизации фирм, о частных предпринимательских организациях. В последующие годы (1949 - 1950г.г.) продолжалась активная политика государства по демонополизации экономики и лишь после достижения некоторых устойчивых позитивных изменений в этом направлении поэтапно, буквально по месяцам отменяется государственное регулирование цен. Административное установление цен на услуги коммунального хозяйства, связи, электроэнергию, в розничной торговле сохранялось длительный период.

Тема 2. Антикризисное управление: цели и содержание

1. Понятие антикризисного управления

П. Основы организации и принципы антикризисного управления


1. Антикризисное управление (антикризисный менеджмент) стало одним из самых "популярных" терминов в деловой жизни России. Сам термин "антикризисное управление" возник сравнительно недавно. Считается, что причина его появления это реформирование российской экономики и возникновение большого количества предприятий, находящихся на грани банкротства. При этом считается, что кризис некоторых предприятий - это нормальное явление рыночной экономики. В Японии, например, ежемесячно около трех тысяч малых и средних предприятий прекращают свою деятельность на рынке. Примерно столько же появляется новых. В России около четырех пятых всех предприятий по существующим меркам следует считать банкротами, об этом говорит и растущее количество дел о банкротстве. Можно сказать, что разработка теории антикризисного управления это заказ практики, причем потребность в антикризисном управлении возникает не только в экономике переходного периода, но в развитых рыночных экономиках западных стран.

В последнее время в нашей стране появилось огромное количество публикаций посвященных антикризисному управлению. В книгах по общему управлению финансами, антикризисному управлению отводят целые главы. Практически все авторы отмечают особенности антикризисного управления от обычного и считают, что оно должно особое место в управленческой теории практике.

В одних случаях под ним понимают управление фирмой в условиях общего кризиса экономики, в других - управление фирмой, в преддверии банкротства, третьи же связывают понятие антикризисное управление с деятельностью антикризисных управляющих в рамках судебных процедур банкротства.

Некоторые авторы считают, что антикризисные меры следует принимать, когда финансовое положение функционирующего предприятия становится уже тяжелым, а перспектива банкротства - реальной. Исходя из этого они полностью игнорируют диагностику угрозы банкротства на ранних стадиях ее возникновения и акцентируют внимание только на преодолении кризиса.

Другие же, считают подобный подход неприемлемым. Так, например, в своей книге "Справочник кризисного управляющего" профессор Уткин Э.А. отмечает, что главное в антикризисном управлении - обеспечение условий, когда финансовые затруднения не могут иметь постоянный стабильный характер. Речь о банкротстве при таком подходе быть не должно, поскольку должен быть налажен управленческий механизм устранения возникающих проблем до того, пока они не приняли необратимый характер".

Некоторые же авторы, напротив, обращают внимание только на меры по диагностике кризиса и механизме банкротства, и абсолютно забывают про методы антикризисного управления.

Однако, по мнению большинства авторов, верным является системный подход к антикризисному управлению, когда оно рассматривается как комплекс мероприятий от предварительной диагностики кризиса до методов по его устранению и преодолению. Исходя из этого, наиболее приемлемым является определение антикризисного управления, данное профессором А.Г. Грязновой в книге "Антикризисный менеджмент": "Антикризисное управление - система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, при опоре в основном на собственные ресурсы".

П. Антикризисное управление базируется как на общих закономерностях, присущих управленческим процессам, так и на специфических особенностях, связанных с осуществлением антикризисных процедур. Так, например, управление всегда целенаправленно. Выбор и формирование целей являются исходным пунктом в любом процессе управления, в том числе и антикризисном. В то же время система контроля и раннего обнаружения признаков предстоящей кризисной ситуации является специфическим атрибутом, присущим процессу антикризисного управления.

Механизм антикризисного управления предприятием состоит из следующих основным подсистем: 1. Подсистема диагностики финансового состояния и оценки перспектив развития бизнеса предприятия. 2. Подсистема маркетинга. 3. Подсистема антикризисной инвестиционной политики. 4. Подсистема управления персоналом. 5. Подсистема производственного менеджмента. 6. Подсистема организации ликвидации предприятия.

Планирования антикризисного управления строится на учета всей совокупности факторов, определяющих финансовое положение предприятия.

Мероприятия по выходу из кризиса можно подразделить на тактические и стратегические.

Тактические (оперативные) мероприятия по выходу из кризиса могут быть как защитными (сокращение расходов, закрытие подразделений, сокращение персонала, сокращение производства и сбыта), так и наступательными (активные маркетинговые исследования, высокие цены на продукцию, использование внутренних резервов, модернизация, совершенствование управления). Оперативные мероприятия по выходу из кризиса состоят в установлении текущих убытков, выявлении внутренних резервов, привлечении специалистов, кадровых изменениях, получении кредитов, укреплении дисциплины и т.п.

Стратегические мероприятия заключаются в анализе и оценке положения предприятия, изучении производственного потенциала, разработке производственных программ, политики доходов, инноваций, разработке общей концепции финансового оздоровления предприятия.

Основными принципами антикризисного управления являются:

1. Ранняя диагностика кризисных явлений в финансовой деятельности предприятия. Учитывая, что возникновение кризиса на предприятии несет угрозу его существованию и связано с потерями капитала его собственников, возможность возникновения кризиса должна диагностироваться на самых ранних стадиях с целью своевременного использования возможностей ее нейтрализации.

2. Срочность реагирования на кризисные явления. Каждое появившееся кризисное явление не только имеет тенденцию к расширению с каждым новым хозяйственным циклом, но и порождает новые сопутствующие ему явления. Поэтому чем раньше будут применены антикризисные механизмы, тем большими возможностями к восстановлению финансового равновесия будет располагать предприятие.

3. Адекватность реагирования предприятия на степень угрозы его финансовому равновесию. Используемая система механизмов по нейтрализации банкротства в подавляющей части связана с финансовыми затратами. При этом уровень этих затрат должен быть адекватен уровню угрозы банкротства предприятия. В противном случае или не будет достигнут ожидаемый эффект (если действие механизмов недостаточно), или предприятие будет нести неоправданно высокие расходы (если действие механизма избыточно).

4. Полная реализация внутренних возможностей выхода предприятия из кризисного состояния. В борьбе с угрозой банкротства предприятие должно рассчитывать исключительно на внутренние финансовые возможности.

Вышеперечисленные принципы являются основой организации антикризисного управления предприятием.

Особую роль в антикризисном управлении играет финансовый менеджмент, представляющий сочетание стратегических и тактических элементов финансового обеспечения предпринимательства, позволяющих управлять денежными потоками и находить оптимальные финансовые решения.


^ Тема 3. Антикризисное регулирование финансового оздоровления предприятий

1. Антикризисная политика государства

П. Антикризисная стратегия государства

Ш. Федеральная служба РФ по финансовому оздоровлению и банкротству, ее основные задачи и функции.


1. Антикризисная политика государства направлена на преодоление инвестиционного спада в период кризиса и депрессии, на структурную пере­стройку производства и финансовое оздоровление предприятий. В этих целях разрабатываются и принимаются решения тактиче­ского и стратегического плана. Тактические решения обычно оперируют относительно небольшими суммами средств и не означают реши­тельного отхода от ранее проводимой инвестиционной политики. Стратегиче­ские решения оперируют более крупными суммами финансо­вых средств и могут привести к решительному отказу от ранее проводимой антикризисной и финансовой политики, повлечь существенные изменения ожидаемых доходов и повышение финансовых рисков.

Стратегические решения антикризисной политики должны быть также направлены на развитие и поддержку малого и среднего пред­принимательства. Для чего необходимо: а) формирование нормативно-право­вой базы поддержки малого предпринимательства; б) совершенствование сис­темы финансовой поддержки; в) создание системы информационного обеспе­чения; г) содействие внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства; д) подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров; е) производственно-техническую поддержку.

Антикризисная политика может быть успешной при выполнении следующих условиях: а) политическая и социально-экономиче­ская стабильность; б) стабильность и определенность в законодательстве, осо­бенно в налоговом; в) снижение темпов инфляции, поскольку инвестиции на длительный срок невозможны при высоких процентных ставках по банков­ским вкладам, неизбежным в периоды высокой инфляции; г) создание рыноч­ной инфраструктуры.

В свою очередь, создание таких условий невозможно без первоначаль­ного инвестирования в реальный сектор экономики. Так как, первоначальные инвестиции приводят к после­дующим инвестициям и многократному увеличению инвестиций в целом по народному хозяйству [принцип мультипликатора (множителя) (К = 1 / S, а S - предельная склонность к сбережениям)]. Здесь действует цепная реакция: любое капиталовложе­ние израсходует часть своего дохода на приобретение потребительских това­ров, увеличение спроса, на которые активизирует другие производственные процессы, так как заставит предпринимателей расширять производство, тем самым стимулируется спрос на ка­питальные вложения, что вызовет вторичную занятость и рост спроса.

Однако для осуществления этого не­обходимо, чтобы финансирование общественных работ привело к чистому увеличению общественного спроса на потребительские товары. Это означает, что финансирование должно производится за счет государственного долга, а не налогообложения, поскольку рост налогообложения сокращает покупатель­ную способность населения. Кроме того необходимо второе условие - более или менее устойчивый уровень цен, так как рост цен также вызывает сокраще­ние покупательной способности населения и способствует инвестиционному спаду.

Инвестиции находятся в определенной зависимости от уровня роста продаж и дохода. Эта зависимость выража­ется принципом акселерации, согласно которому основной капитал, занятый на предприятиях, зависит от уровня дохода или объема продаж, т.е. период процветания может закончится в трех случаях: а) происхо­дит сокращение объема продаж потребительских товаров; б) продажи устанав­ливаются на одном и том же высоком уровне; в) продажи растут, но медлен­нее, чем раньше.

Возникновение любой из этих ситуаций может привести к сокращению производства в отраслях производящих машины, оборудование, что вызовет уменьшение доходов и спроса на продукцию других отраслей, т.е. приведет к дальней­шему мультиплицированному изменению в доходах и расходах.

Принцип акселерации представляет фактор, порождающий не­стабильность экономики. Если продажи промышленных товаров понижаются или повышаются, то принцип акселерации значительно увеличивает эти коле­бания. В момент подъема он подталкивает чистые инвестиции вверх, а в мо­мент спада с той же силой приводит к чистому деинвестированию.

П. Основная цель антикризисной стратегии государства - это структурная перестройка промышленного производства, основанная на передовых технологиях и смешанных формах собственности. В настоящее время отраслевую структуру экономики России западные специалисты харак­теризуют как типичную для развивающейся страны. Основным признаком от­сталости считается высокий удельный вес тяжелой промышленности, добы­вающих отраслей, строительства, сельского хозяйства и низкий удельный вес сферы услуг, современных отраслей машиностроения, приборостроения и т.д.

Структурная перестройка в условиях рыночной экономики обычно начинается в периоды экономического кризиса, при котором погибают, прежде всего, нежизнеспособные предприятия. В этом же направлении действовал и спад производства в Росси в начале 90-х г.г. Однако этот кризис имел свои особенности:

структурная перестройка начала проводится в условиях общего кризиса, т.е. в условиях изменений характера производственных отноше­ний, изменений мотивации к труду, социально-экономической и политической нестабильности;

рыночные отношения только начали развиваться и даже в современных условиях не соответствуют тому периоду первоначального накопления капитала, который западные страны прошли более трех веков назад;

преобладание крупных предприятий, не способных к быстрому реагированию на потребности рынка, что тормозит внедрение новых технологий.

Изменения в данной ситуации можно достичь только на уровне государ­ственной антикризисной стратегии, поскольку предприятия самостоятельно не способны их осуществить. При этом следует учитывать реальные инвестиции, а не номи­нальные, поскольку необходимо обеспечить прирост реального ос­новного капитала.

Финансовое оздоровление предприятий может быть достигнуто только при комплексном решение взаимосвязанных проблем в трех об­ластях антикризисной стратегии: 1) эффективная производствен­ная деятельность, основанная на оптимальном использовании производствен­ных ресурсов; 2) эффективное финансирование, т.е. тщательный выбор и осторожное использование источников финансирования; 3) эффективное инвестирование, основанное на детальном расчете и оценке инвестиционных решений и сопутствующих им рисков.

Эффективная производственная деятельность предполагает глубокий анализ рыночной ситуации и прогнозирование объема продаж, цен реализации товаров, постоянных и переменных издержек производства.

Эффективное финансирование требует анализа собственного капитала и дивидендов по привлеченному капиталу; заемного капитала и стоимости об­служивания долгосрочной задолженности; прибыли от производственной деятельности и возможности капитализации прибыли.

Эффективное инвестирование основано на анализе и оценке новых инвестиций и возможных изъятий вложений. Для пред­приятий инвестици­онные решения, которых направлены на выход из кризиса, решающими крите­риями оценки инвестиционных проектов являются, максимизация прибыли с учетом рисков инвестирования и будущая структура активов и пассивов.

Кроме того, необходимо учитывать альтернативные способы использо­вания инвестируемых средств. Для финансового оздо­ровления предприятий целесообразно созда­ние холдинговых компаний, состоящих из промышленных предприятий, про­мышленно-финансовых объединений, коммерческих банков и т.п., что позво­лило бы диверсифицировать финансовый и предпри­нимательский риски и создало бы условия для перелива капи­тала между дочерними фирмами.

При разработке антикризисной страте­гии необходимо четкое определение:

1. целей (создание новых предприятий; замена устаревших ОПФ; рационализация производства и т.п.);

2. объектов стратегии (материальное производство, финансовые институты, нематериальные активы и т.п.);

3. сроков выполнения решений.

При определении эффективности государственных антикризисных решений необходимо учитывать:

1. Достижение эффективности по отдельным предприятиям, при оказании государственной финансовой поддержки, не означает достаточного эффекта в целом по народному хозяйству;

2. Антикризисная стратегия - это многоцелевая система, направленная на решение проблем на макроуровне, т.е. на преодоле­ние структурного кризиса;

3. Разработка критериев предпочтения инвестиционных решений предпо­лагает системный подход к анализу укрупненных блоков: а) научно-технического прогресса; б) трудовых, финансовых, природных ресурсов; в) потребностей произ­водства в ходе структурной перестройки; г) социальных условий производства;

4. соотношение между валовыми инвестициями и амортизацией, т.е. объемом потребленного в течение года капитала, что является одним из показателей состояния экономики страны. Так, если валовые инвестиции превышают амортизационные отчисления, экономика находится на стадии роста. Если валовые инвестиции равны амортизационным отчислениям – в экономике депрессия. Если валовые инвестиции меньше амортизационных отчислений – происходят процессы деинвестирования, возникает ситуация стагнации, т.е. кризис.

Ш. В целях создания условий, необходимых для реализации актов о несостоятельности (банкротстве) государственных предприятий и предприятий, в капитале которых доля РФ составляет более 25%, Постановлением Правительства РФ от 20 сентября 1993 года № 926 было создано Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при государственном комитете РФ по управлению государственным имуществом. Постановлением правительства РФ от 1 июня 1998г. N 537 было утверждено «Положение о Федеральной службе России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (ФСФО).

Данная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции, предусмотренные законодательством РФ.

На нее возлагается решение следующих основных задач:

1. проведение государственной политики по предупреждению банкротств, финансовому оздоровлению, реструктуризации неплатежеспособных организаций, обеспечение условий реализации процедур банкротства;

2. исполнение полномочий государственного органа по финансовому оздоровлению и представлять интересы РФ как собственника и как кредитора при решении вопросов о банкротстве организаций, о передачу органом исполнительной власти, соответствующих полномочий Федеральной службе.

3. разработка и реализация мероприятий по обеспечению анализа финансового состояния организаций и контроля за соблюдением ими платежно-расчетной дисциплины.

В соответствии с этими задачами ФСФО выполняет ряд функций:

1. участвует в формировании и реализации программ реструктуризации и финансового оздоровления организаций государственного значения;

2. привлекает финансовые средства и рассматривает вопросы государственной финансовой поддержки неплатежеспособных организаций;

3. инициирует приватизацию предприятий и продажу находящихся в федеральной собственности акций (паев), принимает решения о ликвидации неплатежеспособных предприятий и осуществляет при этом полномочия собственника;

4. участвует в разработке мер социальной защиты работников, высвобождаемых в связи с ликвидацией организаций-работодателей; в проведении реструктуризации задолженности должников в бюджет, в процедурах обращения взыскания на их имущество, в разработке международных договоров по проблемам несостоятельности (банкротства);

5. согласовывает условия отбора лиц, желающих совместно с органами исполнительной власти принять участие в досудебной санации должника;

6. организует деятельность межведомственных балансовых комиссий, подбор, подготовку, учет и лицензирование специалистов по антикризисному управлению, прошедших регистрацию в арбитражных судах; заключает и расторгает договора на управление предприятиями-должниками;

7. утверждает методические указания по оценке-экспертизе финансового состояния организаций, проводит учет лиц, осуществляющих эти экспертизы; анализирует финансовое состояние организаций-должников и принимает решение о признании их неплатежеспособными, определяет порядок ведения учета неплатежеспособных организаций и ведет их учет, дает заключения о несостоятельности и финансовом оздоровлении организаций, в том числе:

а) о платежеспособности организаций, наличии признаков фиктивного или преднамеренного банкротства;

б) о наличии реальной возможности восстановления платежеспособности и планах финансового оздоровления организации-должника;

в) по обязательствам, связанным с особенностями банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц;

г) о возможных последствиях обращения взыскания на имущество должника и целесообразности возбуждения дел о банкротстве;

д) о результатах оценки рыночной стоимости имущества должников;

8. выпускает официальное издание службы - "Вестник Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению";

9. изучает и обобщает отечественную и зарубежную практику применения законодательства о несостоятельности (банкротстве).

ФСФО включает: территориальные органы; межрегиональные территориальные органы; территориальные агентства.


  1   2   3   4



Скачать файл (410.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru