Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - файл Лекция 10.doc


Лекции
скачать (525.8 kb.)

Доступные файлы (7):

Лекция 10.doc77kb.12.03.2009 08:08скачать
Лекция 11.doc50kb.12.03.2009 08:08скачать
Лекция 12.doc57kb.12.03.2009 08:08скачать
Лекция 7.doc69kb.12.03.2009 08:08скачать
Лекция 8.doc128kb.12.03.2009 08:08скачать
Лекция 9.doc67kb.12.03.2009 08:08скачать
Основы конституционного строя Франции.doc79kb.12.03.2009 08:08скачать

содержание
Загрузка...

Лекция 10.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Тема №10

Парламент в зарубежных странах.
Вопрос № 1

Парламент: порядок формирования, структура и полномочия.

Вопрос № 2

Внутренняя организация парламента и его палат.

Вопрос № 3

Законодательная процедура в парламенте.

Вопрос № 4

Правовое положение депутата парламента.
Вопрос № 1

Парламент: порядок формирования, структура и полномочия.
Смысл деятельности парламента как общенационального представительного учреждения состоит в согласованном приня­тии государственных решений, прежде всего законов, после всестороннего обсуждения. Он консолидирует разнообразные социальные интересы и призван выражать волю народа.

Реальное значение парламент приобрел после буржуазных революций XVII—XVIII вв., однако он возник гораздо рань­ше — в Англии в XIII в. Парламент как собственное наименова­ние для обозначения представительного учреждения использу­ется в Великобритании, Франции, Италии, Японии, Индии, Бельгии и других странах. В США и странах Латинской Амери­ки он называется Конгрессом, в Швеции — Риксдагом, в Испа­нии — Генеральными Кортесами, в Норвегии — Стортингом, в Украине — Верховной Радой, в Израиле — Кнессетом.

В каждой стране по-своему решаются вопросы устройства и функционирования парламента, но есть общие признаки, кото­рые учитываются в парламентской практике.

В конституционно-правовом отношении положение органа народного представительства определяется формой правления. В парламентской республике и парламентской монархии вы­борный представительный орган государственной власти, оли­цетворяя народный суверенитет, формирует и контролирует правительство, а в президентской (полупрезидентской) респуб­лике и дуалистической монархии он делит власть с главой госу­дарства, который сам формирует и контролирует правительство (это не исключает отдельных властно-контрольных полномо­чий парламента).
По структуре парламенты — однопалатные или двухпалатные. Однако в политической истории известны случаи парламентов с большим количеством палат.
Способы формирования нижней и верхней палат различны. Члены нижней (первой) палаты обычно называются депутатами, народными представителями и избираются на четыре-пять лет либо непосредственно гражданами, либо путем многостепенных выборов (Китай), либо посредством косвенных выборов (Бутан, Свазиленд).

Верхняя (вторая) палата, состоящая из сенаторов (или других лиц), формируется различными способами: путем прямых выборов (США, Бразилия, Италия, Румыния, Япония), путем непрямых выборов (Франция, Индия, Беларусь), сочета­нием прямых и косвенных выборов (Испания), посредством на­значения на должность (Канада, Иордания, Таиланд, ФРГ).

В ря­де стран при формировании сената используется несколько спо­собов (Бельгия, Норвегия). В Великобритании на протяжении многих веков места в палате лордов ряд членов палаты занимали по наследству. Срок полномочий верхних палат — пять, шесть и даже восемь лет (например, в Республике Палау).
По структуре парламенты разнообразны, большинство из них однопалатные (уникамеральные). Двухпалатные (бикамеральные) парламенты составляют меньшинство, хотя за послед­нее время их число расширилось (Польша, Румыния, Чехия, Словения, Фиджи, Казахстан и др.).

Как правило, парламенты включа­ют в себя руководящие органы: председателя (спикера), замес­тителя председателя (вице-спикера), президиум, бюро. Для вы­полнения полномочий создаются парламентские комиссии, ко­митеты, а из членов одной партии или партийного блока — парламентские фракции, депутатские группы.
Специфика компетенции парламента связана с его природой как высшего представительного органа, осуществляющего зако­нодательную власть. Парламент сам вправе определять свою компетенцию путем принятия законов и даже конституции (в тех государствах, где конституция принимается или утверж­дается парламентским способом). Он издает основополагающие акты о компетенции органов исполнительной и судебной влас­ти, а в федеративных государствах устанавливает основы взаи­модействия федерального центра и субъектов федерации, раз­граничивая сферы их ведения. Это единственный орган госу­дарственной власти, обладающий законодательной властью и создающий законы. Исключение — КНР, Республика Туркме­нистан, где предусмотрены два государственных органа, осуще­ствляющих в общенациональном масштабе законотворчество. Другие государственные органы (например, исполнительные) могут принимать законы, если прямо уполномочены парламен­том, т. е. в порядке делегирования законодательных полномо­чий и на конкретный срок.
Современный парламент обладает законодательными, пред­ставительными, финансово-бюджетными и организационно-контрольными полномочиями, а также полномочиями в сфере международных отношений, обороны и безопасности.
Рассмотрим организационно-контрольные парламентские полномочия более подробно. Они обширны и имеют многолет­нюю практику осуществления в государствах с парламентскими формами правления. Значимы они в президентских и полупре­зидентских республиках, однако их осуществление связано прежде всего с системой сдержек и противовесов. В реализации контрольных полномочий главным образом заинтересовано парламентское большинство, оппозиционное правительству или главе государства, которое эффективно использует предостав­ленные конституционные правомочия. Типичный пример — Франция в 90-х гг. XX в. или США в условиях разделенного прав­ления.

^ Парламентский контроль разнообразен и проявляется в форме:

  1. депутатского вопроса, задаваемого устно на заседании парламента, и депутатского запроса, выраженного документаль­но. Они содержат обращение в компетентный орган, чаще всего к правительству, о предоставлении необходимой информации, важной для депутата или избирателей;

  2. интерпелляции — особой разновидности депутатского запроса, вносимой группой парламентариев правительству по крупному или политически значимому вопросу. Она сопровож­дается парламентскими дебатами и приводит к постановке вопроса о доверии правительству. Результатом интерпелляции мо­жет быть отставка отдельного министра, нескольких министров, всего правительства;

  3. парламентского расследования (в этом случае создается специальная комиссия или комитет по расследованию). Оно проводится по вопросам, входящим в компетенцию представи­тельного органа;

  4. отчета правительства, органов исполнительной власти, учреждений (органов), подконтрольных парламенту, о проде­ланной работе, сопровождаемого принятием соответствующего парламентского решения;

5) выражения недоверия правительству или отказа в дове­рии, что приводит к его отставке. Однако в политической и парламентской практике подобное происходит редко и напря­мую зависит от соотношения сил в представительном органе государственной власти.

Содержание парламентских полномочий, их объем и особен­но соотношение между собой неодинаковы в зарубежных госу­дарствах.

В классических президентских республиках не предусмотре­ны конституционные основания роспуска парламента. Однако они могут быть в силу фактических обстоятельств (например, военного переворота, воспрепятствования деятельности законодательного органа). В государствах с парламентскими формами правления предусмотрены следующие типичные конституцион­ные основания роспуска парламента — в случаях выражения недоверия правительству, отказа правительству в доверии, при неспособности сформировать правительство, при непринятии государственного бюджета в установленный срок.
Вопрос № 2

Внутренняя организация парламента и его палат.
Внутренняя структура палат парламента определяется их регламентами, в ряде стран — конституцией и законами.

Чис­ленность членов палат парламента составляет от нескольких десятков до нескольких сотен человек. Рекордсменом по чис­ленности является однопалатный парламент социалистическо­го Китая — Всекитайское собрание народных представителей, состоящее почти из 3 тыс. человек. Это отчасти можно объяс­нить огромной численностью населения и избирательного кор­пуса КНР.

Возглавляет палату руководитель, избираемый депутатами, как правило, на весь срок работы палаты, редко — на срок сес­сии. В отдельных случаях председателем палаты является не депутат, а лицо, занимающее эту должность согласно конститу­ционным положениям (в США, Индии Сенат возглавляет вице-президент).

^ Нижняя палата по численности больше верхней и формиру­ется на основе более широкого народного представительства. Верхняя палата чаще всего выражает особые интересы регионов или субъектов федерацией. В странах Запада палаты парламента действуют самостоятельно на основе принципа раздельного осуществления полномочий.
Каждая из палат имеет закрепленный конституционными и законодательными нормами свой круг полномочий и предметов ведения.
Внутри палат из числа депутатов создаются специализиро­ванные рабочие структурные подразделения — комитеты и ко­миссии в целях предварительной подготовки и рассмотрения вопросов, выносимых на парламентское заседание.
^ В зависимо­сти от содержания подготавливаемых проектов решений они бывают:

  • законоподготовительными (для разработки или рассмот­рения проектов законов);

  • следственными (для организации парламентских расследований);

  • согласительными (для разрешения разногласий между па­латами).


Комитеты и комиссии могут быть постоянными и времен­ными; обычно следственные и согласительные комиссии (ко­митеты) создаются и действуют ограниченный период времени. Типичные постоянные комитеты (комиссии), создаваемые по­всеместно: по вопросам обороны, внешней политики (иност­ранным делам), безопасности (или контролю за деятельностью спецслужб), законодательству, промышленной политике, тор­говле, региональным связям, сельскому хозяйству. Действуют парламентские комиссии (комитеты) — мандатная, по регла­менту.
Крупная роль в организации парламентской работы, пред­ставительстве социальных и политических интересов принадле­жит партийным фракциям и депутатским группам, которые должны насчитывать определенное в парламентском регламен­те число депутатов. Фракции возглавляются лидерами полити­ческих партий. Обычно руководящие и рабочие органы парла­мента, включая постоянные комитеты и временные комиссии, образованы на основе пропорционального представительства партийных фракций и депутатских групп. В привилегирован­ном положении находятся партии, составляющие парламентс­кое большинство.
Решающая роль в осуществлении законотворческих и конт­рольных полномочий при бикамеральном парламенте принад­лежит нижней палате. Первостепенно ее значение и в принятии финансово-бюджетных законов. Верхняя (вторая) палата при­нимает то или иное участие в законодательном процессе, одобряя, изменяя или отклоняя принятые нижней палатой законо­проекты.

Внешними органами парламента могут быть депутатские де­легации, участвующие в межпарламентских ассамблеях, в меж­государственных союзных органах.
Во многих странах действуют специальные органы финансо­вого контроля, образуемые парламентом и подконтрольные ему. Чаще всего они именуются счетными палатами (Бельгия, Гер­мания, Италия, Франция и др.). Их главная задача — организа­ция и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей государственного бюджета и от­дельных государственных внебюджетных фондов, определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования государственной собственности, пре­дотвращение правонарушений в финансово-бюджетной сфере. Эти контрольные органы регулярно представляют парламенту или его палатам информацию об исполнении государственного бюджета и о проведенных контрольных мероприятиях.

В Польше важными контрольными полномочиями обладает Верховная контрольная палата — высший орган государствен­ного контроля, подчиняющийся нижней палате парламента — Сейму. Она контролирует деятельность органов правитель­ственной администрации, Национального банка, государствен­ных юридических лиц, иных структур с точки зрения законно­сти, экономичности, целесообразности и добросовестности.

При парламентах создаются такие органы, как омбудсман (уполномоченный) по защите прав человека, женщин, нацио­нальных меньшинств, комитеты по связям с соотечественника­ми за рубежом, экспертно-консультативные советы по совер­шенствованию законодательства, по согласованию социально-экономических интересов между государством, работодателями и профсоюзами.
Вопрос № 3

Законодательная процедура в парламенте.
Законодательный процесс является одним из наиболее ста­бильных институтов конституционного права, мало подвержен­ным изменениям. Это строго формализованный, урегулированный нормативно-правовыми актами и обычаями порядок принятия закона. Несоблюдение законодательных процедур предполагает признание закона неконституционным. В федеративных государствах общенациональный парламент не вправе рассматри­вать и принимать законопроекты, отнесенные конституцион­ными нормами к сфере исключительных полномочий членов (субъектов) федерации. Важнейшими участниками законода­тельного процесса являются депутаты и само общенациональ­ное выборное представительное учреждение — парламент. В странах западной демократии парламентскому законодатель­ному процессу присущи гласность, публичность, воздействие общественного мнения.

^ Законодательный процесс состоит из ряда стадий: осуществ­ление права законодательной инициативы, обсуждение законо­проекта, принятие закона, одобрение его второй палатой (если такая существует), промульгация закона главой государства, его опубликование, вступление закона в юридическую силу.

Официальное внесение законопроекта предполагает его про­хождение в соответствии с нормативными правовыми установ­лениями, что означает последовательное движение на основе установленных парламентских процедур.

^ Принятие закона зависит от реализации права законодатель­ной инициативы, под которой понимается правомочие опреде­ленных в конституционных (законодательных) нормах субъек­тов (государственных органов, депутатов и др.) по внесению законопроектов в палату парламента. Правовым последствием осуществления данного права является обязанность парламента рассмотреть внесенные законопроекты.

Конституции большинства демократических государств зак­репляют круг субъектов законодательной инициативы путем их точного перечисления, хотя этот перечень в различных странах может существенно отличаться. Как правило, к их числу отно­сят правительство и депутатов парламента; в некоторых госу­дарствах Европы, Азии и Латинской Америки — высшие (вер­ховные) суды, органы, представляющие особые социальные интересы в рамках предметов их ведения.

В парламентских государствах основным субъектом законо­дательной инициативы является правительство. В федеративных государствах этим правом наделяются субъекты федерации. В президентских и полупрезидент­ских республиках правом законодательной инициативы широко пользуется президент.

В большинстве стран придерживаются усложненной проце­дуры внесения законов, связанных с финансовыми обязательствами государства. Особенности принятия финансово-бюджет­ных законов:

  1. право их внесения предоставлено ограниченному кругу субъектов — правительству или главе государства;

  2. вносятся в нижнюю палату парламента;

  3. обязательно требуется заключение правительства или гла­вы государства;

  4. существуют жестко ограниченные сроки их разработки, представления и рассмотрения;

  5. инициатива и активность депутатов при их рассмотрении в парламенте ограничиваются.


^ Регламент палат парламента подробно регулирует саму про­цедуру осуществления законодательной инициативы. Иногда определенные законы вносятся только в верхнюю палату (ряд государств Латинской Америки, Азии, Африки).
Предшествует традиционной законодательной процедуре этап подготовки закона, который не рассматривается как часть законодательного процесса, если последний трактуется в узком смысле слова. В зарубежных странах, как правило, этот этап не урегулирован ни в регламенте парламента, ни в законодатель­ных нормах.

Однако в ряде стран существуют законодательные нормы, относящиеся к стадии, предшествующей осуществлению за­конодательной инициативы. Проект закона может быть подго­товлен гражданами и выдвинут в порядке реализации народной правотворческой инициативы. В этом случае требуется собрать большое число подписей граждан в поддержку законопроекта (в Италии — не менее 50 тыс., в Испании — 500 тыс.). В Авст­рии минимум 100 тыс. граждан или одна шестая часть граждан трех земель могут внести законопроект через Центральную из­бирательную комиссию на обсуждение парламента.
Обсуждение законопроекта — наиболее продолжительная стадия законодательной парламентской процедуры. Внесенный в нижнюю или верхнюю палату парламента проект закона пред­варительно рассматривается в комитетах (комиссиях), а затем — на пленарном заседании. Как правило, законопроект проходит три чтения. В первом чтении решается вопрос о целесообразно­сти принятия его концепции, во втором он совершенствуется и «обрастает» многочисленными поправками, а в третьем — при­нимается в целом.

^ Достаточно редко для подготовки законопро­екта создается специальная депутатская комиссия. Законопроект, одобренный в третьем чтении той палатой, в которую он был внесен, при необходимости направляется в верхнюю пала­ту. Процесс обсуждения во второй палате бикамерального пар­ламента проходит ту же процедуру обсуждения, что и в первой палате. Двухпалатная структура парламента требует одобрения законопроекта обеими палатами. В случае разногласий между ними применяются различные согласительные процедуры. Если разногласия преодолены и закон принят палатами парламента, то тогда он подписывается главой государства, а затем промульгируется — официально опубликовывается.

Закон считается принятым, если за него проголосовало уста­новленное большинство депутатов.

В усложненном порядке и в течение более продолжительно­го времени принимаются конституционные и органические за­коны.
^ В течение определенного конституцией времени со дня при­нятия парламентом закона глава государства может воспользо­ваться правом вето. Различают абсолютное (резолютивное) вето, которым пользуется монарх, и отлагательное (суспензивное), которым обладает президент. Абсолютное вето означает невоз­можность принятия данного закона, и преодолеть его нельзя. Отлагательное вето предполагает возражения президента про­тив законопроекта. Оно может быть преодолено как путем го­лосования квалифицированным большинством депутатов пар­ламента, так и внесением в законопроект устраивающих прези­дента изменений (капитуляция).

С момента официального опубликования закона исчисляет­ся срок начала его действия (вступления в законную силу) — от одного дня до нескольких недель.

Парламент принимает разнообразные законы — конститу­ционные, органические, ординарные, кодексы.

Законодатель­ный характер имеет парламентский регламент — нормативный акт, посвященный процедуре деятельности представительного (законодательного) органа государственной власти. На основе регламентных норм парламент осуществляет принадлежащие ему полномочия. Издание регламента — сфера исключительных прерогатив представительного органа, свидетельство самостоя­тельности, важной государственной и политической роли. Пар­ламент также выпускает многочисленные акты с ненорматив­ным содержанием: постановления, резолюции, декларации, за­явления, обращения, приветствия.
Вопрос № 4

Правовое положение депутата парламента.
Депутаты — профессиональные парламентарии, которые с момента получения депутатского мандата наделяются специаль­ными правами и привилегиями.

К числу важнейших относятся неответственность и непри­косновенность (иммунитет) депутатов.

Первое означает, что парламентарий не отвечает за действия, высказывания, непос­редственно связанные с его депутатской деятельностью, как в период, так и после истечения срока своих полномочий. Имму­нитет заключается в том, что депутат без согласия парламента или его руководящих органов не может быть привлечен к ответ­ственности или подвергнут аресту за совершение правонаруше­ния, за исключением случаев, когда он был застигнут на месте совершения преступления.

Получив на выборах «представительский мандат», депутаты должны выражать волю избирателей, те общественные интере­сы, которые обеспечивают выполнение законодательной и иных функций парламента. За выполнение профессиональной депу­татской деятельности парламентарий получает вознаграждение (индемнитет), как правило в несколько раз превосходящее по размеру оплату квалифицированного специалиста.

Общим требованием к парламентариям в президентских и полупрезидентских республиках является невозможность совме­щения депутатского мандата с другими, как выборными, так и невыборными должностями. Напротив, при парламентской форме правления депутат может быть одновременно членом правительства. Запрещается занятие предпринимательской (коммерческой) деятельностью.

^ Взаимоотношения между избирателями и избранным ими депутатом могут строиться на принципах императивного ман­дата и свободного мандата. Каждый принцип содержит оп­ределенный режим ответственности депутата перед избирате­лями.

Принцип свободного мандата означает, что парламентарий юридически не связан поручениями избирателей и действует в парламенте, сообразуясь со своими представлениями о долж­ном и собственной совестью. На этом основании отрицается право избирателей его отозвать как не оправдавшего их дове­рия. В соответствии с современной доктриной конституционного права депутат в парламенте прежде всего — полноправный член коллегии, обладающий властными полномочиями на всей государственной территории и выражающий общенациональ­ные интересы.

На практике обладающий свободным мандатом депутат ока­зывается зависимым от политической партии или избиратель­ного объединения (общественного движения), поддержавших его на выборах. Кроме того, он зависит от тех организаций и лиц, которые финансировали его избирательную кампанию или оказали ему другую поддержку.

Принцип императивного мандата включает в себя совокуп­ность трех элементов: обязательность наказов избирателей для депутата; обязательную отчетность депутата; право его отзыва избирателями, если он не выполняет или плохо выполняет на­казы (поручения).

В данном случае депутат выступает представи­телем избирателей того округа, в котором он избран. Он связы­вает себя наказами перед избирателями и несет ответственность за неисполнение своих обязательств. Существо ответственности выражается в отказе избирателей поддержать депутата на оче­редных выборах или в его отзыве в случае неоправдания им оказанного доверия.

В современных государствах используется сочетание и сво­бодного, и императивного мандата. Как правило, на общегосу­дарственном уровне применяется свободный мандат, но на уровне местного сообщества, где депутат теснее связан с изби­рателями, — императивный.

Например, депутат японского Парламента обладает свобод­ным мандатом, но может быть исключен в любое время из со­става палаты резолюцией большинства присутствующих членов палаты. Тогда как на местном уровне депутат может быть ото­зван досрочно по требованию одной трети избирателей боль­шинством голосов.

В ряде государств (Австрия, Бразилия) вместе с депутатом избираются его заместители, содействующие выполнению де­путатских обязанностей. В случае выбытия депутата его заме­ститель замещает мандат (должность) и становится полноправным депута­том.

В большинстве зарубежных стран депутаты на первом засе­дании парламента приносят присягу.


Скачать файл (525.8 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru