Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Инструкция 3-ЦВРК - файл 1.doc


Инструкция 3-ЦВРК
скачать (1440 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc1440kb.03.12.2011 10:45скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6
Реклама MarketGid:
Загрузка...
1
3-ЦВРК
. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1.1. Инструктивные указания по эксплуатации и ремонту вагонных букс с роликовыми подшипниками обязаны выполнять все работники, связанные с эксплуатацией и ремонтом колесных пар с буксами на роликовых подшипниках.

При новом формировании колесных пар типов РУ1-950, РУ1Ш-950 в комплекте с буксовыми узлами на заводах промышленности и ремонтных заводах подготовку к монтажу и монтаж букс производить в соответствии с требованиями ТУ 24.05.816-82 «Колесные пары с буксовыми узлами на подшипниках качения».

1.2. Настоящие Инструктивные указания распространяются на вагонные буксы с роликовыми подшипниками и определяют:

а) виды, сроки и правила ревизии букс;

б) порядок монтажа и демонтажа букс;

в) правила ремонта роликовых подшипников;

г) нормы и технические требования, предъявляемые к шейкам осей колесных пар, роликовым подшипникам, корпусам и деталям букс;

д) правила ухода в эксплуатации за буксами с роликовыми подшипниками;

е) порядок хранения и учета деталей буксового узла;

ж) требования, предъявляемые к производственному участку роликовых подшипников;

з) требования, предъявляемые к смазке.

1.3.Надежность работы роликовых подшипников зависит от точности изготовления и ремонта колесной пары, букс и ее деталей, правильности монтажа букс и ухода за ними в эксплуатации.

1.4. Отечественные подшипники нумеруются при изготовлении.

1.5.Роликовые подшипники должны изготавливаться по Техническим условиям на подшипники качения железнодорожного подвижного состава 37.006.048-73 и 37.006.072-75, дополняющие требования ГОСТ 520-92.

1.6. Демонтаж букс должен производиться на специально отведенной площадке колесного или тележечного цеха, обеспеченной необходимой оснасткой и оборудованием, а монтаж букс, комплектовка и ремонт подшипников - в отдельном, чистом, светлом и сухом помещении. Измерительные приборы, приспособления, инструмент и оборудование, применяемые при ремонте, комплектовке, монтаже и демонтаже букс с роликовыми подшипниками, указаны в проекте № 292 ПКБ ЦВ МПС РФ.

1.7. Сварочные работы на вагонах и тележках, оборудованных колесными парами с буксами на роликовых подшипниках, должны выполняться так, чтобы подшипники не были включены в сварочную цепь. При этом запрещается использовать рельсы в качестве обратного провода. Подвод тока должен осуществляться по двухпроводной системе с присоединением обратного провода от источников питания дуги и непосредственно вблизи места сварки так, чтобы сварочная цепь не замыкалась через буксы, автосцепку, редукторы и другие разъемные соединения. Во всех случаях сварочные машины и трансформаторы должны быть тщательно изолированы от ремонтных путей.

При сварочных работах на вагоне или тележке с нарушением изложенных выше требований колесные пары должны быть выкачены из-под вагона или тележки и подвергнуты полному освидетельствованию со снятием внутренних и лабиринтных колец с шеек осей.

1.8. Осмотр, освидетельствование, клеймение и ремонт колесных пар с роликовыми подшипниками производят в соответствии с требованиями «Инструкции по осмотру, освидетельствованию, ремонту и формированию вагонных колесных пар» № ЦВ/3429, утвержденной 16 марта 1998г.

1.9. Категорически запрещается производить обмывку колесных пар с буксовыми узлами, тележек с колесными парами и вагонов на колесных парах, буксовые узлы которых в дальнейшем не подлежат демонтажу.

Колесные пары с роликовыми подшипниками оборотного парка, не бывшие в эксплуатации и простоявшие в резерве пять и более лет, после последнего полного освидетельствования при подкатке под вагоны подвергать полной ревизии букс, а колесные пары, простоявшие менее пяти лет, подвергнуть обыкновенному освидетельствованию с промежуточной ревизией букс.

Перед постановкой колесных пар в комплекте с буксами в оборотный парк буксу провертывать на шейке оси 15-20 раз. Аналогичное провертывание букс производить каждые 6 месяцев при хранении колесных пар в парке. Колесные пары с роликовыми буксовыми узлами хранить на специально выделенных рельсовых путях отдельными группами с разделением на исправные и неисправные. При этом устанавливается контроль за их сохранностью. Постановка колесных пар на путях отстойного парка или ремонтных цехов должна исключать соприкосновение колес с осью или буксовым узлом рядом стоящих колесных пар.

^ 2. КОНСТРУКЦИИ БУКСОВЫХ УЗЛОВ С РОЛИКОВЫМИ ПОДШИПНИКАМИ

2.1. Роликовые подшипники

2.1.1 В буксах пассажирских и грузовых вагонов применяются роликовые подшипники:

а) с короткими цилиндрическими роликами однорядные с однобортовым внутренним кольцом (рис.1 а);

б) с короткими цилиндрическими роликами однорядные с безбортовым внутренним кольцом и плоским упорным кольцом (рис.1 б).

Примечание. В дальнейшем роликовые подшипники с короткими цилиндрическими роликами будут называться «цилиндрическими подшипниками». Посадка внутренних колец на шейку оси осуществляется методом прессования, заключающегося в нагреве внутренних колец (при этом происходит их объемное расширение), их постановке на шейку оси, остывании, после которого обеспечивается необходимая прочность прессового соединения колец с осью.

Формы роликов цилиндрических подшипников приведены на рис.2.

Ролики цилиндрических подшипников ранее изготовлялись со скосами (рис. 2 а,б), с 1965 г. ролики подшипников 42726 и 232726 изготавливаются с рациональным контактом - «бомбиной» (рис. 2 в). У цилиндрических подшипников, имеющих массивные беззаклепочные латунные сепараторы, ролики удерживаются в гнездах расчеканкой перемычек, а у полиамидных сепараторов - на перемычках имеются специальные утолщения.

Основные типы роликовых подшипников, применяемые в буксах пассажирских и грузовых вагонов широкой колеи, их размеры и массы представлены в табл.1.


Рис. 1. Роликовые подшипники

а) цилиндрический однорядный с однобортовым внутренним кольцом;

б) цилиндрический однорядный с безбортовым внутренним кольцом и плоским упорным кольцом;

1 - наружное кольцо; 2 - ролик; 3 - внутренне кольцо; 4 - сепаратор; 5 - упорное кольцо.


Рис. 2. Ролики подшипников

2.1.2. Цилиндрические роликовые подшипники с различными индексами и цифрами (Л, Л1, ЕМ, Е2М, Л4М и др.), стоящими после условного обозначения, отличаются друг от друга применяемым материалом сепараторов (Л-латунь, Е-полиамид и др.).

2.1.3. Подшипники (кольца и ролики) изготавливают из хромистой стали (табл. 2) марок ШХ15 и ШХ15СГ, стали электрошлакового переплава марки ШХ15СГШ, а также из стали регламентированной прокаливаемости марки ШХ4 по ТУ 14-1-92374 и могут быть изготовлены из других марок стали по согласованию с заказчиком. Подшипники 42726 с внутренними кольцами из стали регламентированной прокаливаемости марки ШХ4 имеют увеличенную фаску на борту внутреннего кольца с наружной стороны высотой 3 мм и шириной 5 мм или на наружном диаметре борта внутреннего кольца имеется проточка радиусом 2,5 мм.

Внутренние кольца подшипников 232726 из стали регламентированной прокаливаемости марки ШХ4 имеют проточку на скосе глубиной 0,5 мм и шириной 2 мм. Внутренние кольца подшипников из стали регламентированной прокаливаемости марки ШХ4 имеют маркировку 42726Л4М и 232726Л4М или 42726Е2М и 232726Е2М.

2.1.4. На вагонные роликовые подшипники наносят маркировку в соответствии с ГОСТ 520-92 и ТУ 37.006.048-73.

При изготовлении на торцы наружного и внутреннего колец цилиндрических подшипников наносят товарный знак завода-изготовителя (16ГПЗ, 8ГПЗ-ХАРП, 5ГПЗ, ЗГПЗ-СПЗ и 1 ГПЗ-МПЗ) и указывают время изготовления месяц и год. Месяц указывают условно буквой, располагаемой рядом с порядковым номером подшипника. У роликовых подшипников, изготовленных на 16, 8, 3 и 1 ГПЗ, с апреля 1998 г. обозначение месяца выпуска соответствует цифрам с 1 по 12 соответственно: 1-январь, 2-фев-раль и т.д. Маркировку на кольцах подшипников наносят только с одной стороны. Таблица 1

^ Обозначение подшипников


Размеры подшипников, мм (см.рис.1)


Число роликов, шт.


^ Размеры роликов, мм (см.рис.2)


Радиальный зазор, мм


Способ посадки


Масса подшипника, кг


D


В


D*


Dp


Dp1


Dp2


Ip


Цилиндрические подшипники:

30 - 42726, 36 - 42726


250


80


130


14


32






52


0,115 - 0,170


Горячая


19,0


30 - 232726,

36 - 232726


250


80


130


14


32


-


-


52


0,115 - 0,170


Горячая


19,0


30 - 42728, 36 - 42728


260


80


140


16


32


-


-


52


0,115-0,180


Горячая


19,9


30 - 232728,

36 - 232728


260


80


140


16


32


-


-


52


0,115-0,180


Горячая


19,9


*) Внутренний диаметр подшипников на горячей посадке (диаметр шейки оси)

**) Подшипники с полиамидными сепараторами имеют по 15 роликов
Таблица 2

^ Марка стали


Содержание элементов, % не более




углерода


марганца


кремния


хрома


серы и фосфора


никеля


Меди


никеля и меди


ШХ15


0,95-1,10


0,20 - 0,40


0,17-0,37


1,30-1,65


0,02 - 0,027


0,30


0,25


0,50


ШХ15СГ


0,95-1,10


0,90 -1,20


0,40 - 0,65


1,30 -1,65


0,02 - 0,027


0,30


0,25


0,50


ШХ4


0,95-1,05


0,15-0,30


0,15 - 0,30


0,35-0,50


0,02 - 0,027


0,30


0,25





ШХ15СГШ


1,01


1,10


0,52


1,50


0,008 - 0,0007


0,21


0,20





18ХГТ


0,21


1,00


0,30


1,20


0,008 - 0,009


0,30


0,10






Буквенные обозначения месяца выпуска подшипника различными подшипниковыми заводами представлены в табл. 3. (до 01.01.98 г.) Год изготовления подшипников обозначают условно заглавной буквой русского алфавита, а начиная с августа 1997г. - двумя последними цифрами года - 97, 98 и т.д. Знак «Л», стоящий после маркировки года изготовления подшипника, указывает, что подшипник изготовлен из стали электрошлакового переплава.

Кроме указанной маркировки, на подшипники наносят порядковый номер и условное обозначение подшипника, состоящее из цифр и букв.

Для серийных подшипников (42726, 232726 или 2726) условное обозначение характеризует тип, серию, конструкцию и другие особенности.

Внутренние кольца однотипных подшипников взаимозаменяемы, поэтому на наружных кольцах наносят обозначения основного типа (2726) или на них могут быть нанесены полные обозначения (30-42726Л или 30-232726Л1), а также два условных обозначения подшипников (переднего и заднего) при расположении маркировки на торцах колец через 90° в следующем порядке, например, 30-232726Л1, ЗГПЗ, 30-42726Л, порядковый номер, месяц и год изготовления.

На внутренних кольцах наносят обозначения одного типа подшипника, завод-изготовитель, месяц и год выпуска. На одном из торцов сепаратора у подшипников, начиная с марта 1974 г., наносили букву «Ж», а с 1979 г. вместо буквы «Ж» наносят товарный знак завода - изготовителя (ЗГПЗ, 16ГПЗ или цифру 3, 16 и т.д.) и букву условного обозначения или две последние цифры года выпуска (М, К или 97, 98 и т.п.). Кроме того, на сепараторах, изготавливаемых из более прочной латуни марки ЛЦ40МцЗЖ, наносят цифры 55.

Цифра и буква (30, 36 или ЗН), стоящие перед условным обозначением подшипника, указывают номер ряда, характеризующего величину радиального зазора и класс точности. Например, 30 указывает, что подшипник изготовлен по классу точности 0 с радиальным зазором по группе 3. Подшипники выпускало 1971г. имели соответственно обозначения ЗН, 2Н и 1 Н, а с 1971 г. - 30, 36. Буква «М», стоящая после условного обозначения подшипника, указывает, что подшипник имеет ролики с модифицированным контактом - «бомбиной»; буква «У» - подшипник подвергался суперфинишу; цифра и буква «Л4М» и «Е2М» - внутренние кольца подшипников изготовлены из стали регламентированной прокаливаемо-сти марки ШХ4.

Буква «Л» указывает, что сепаратор подшипника латунный, «Е» - полиамидный. Если этих букв нет, то сепаратор тоже латунный.

Цифры 1,2,3, стоящие за буквой, характеризуют изменение конструкции сепаратора (беззаклепочные, массивные, облегченные). Может быть нанесено на подшипники также среднее значение радиального зазора. 2.1.5. Цилиндрические подшипники, изготовляемые на автоматической линии, кроме того, могут иметь номер группы (I, II, III), к которой отнесено внутреннее кольцо по откло нению диаметра посадочного отверстия от номинального размера. К группе 1 относятся кольца с минусовыми отклонениями от номинального размера до 8 мкм, к группе II - от 9 до 17 мкм и к группе III - от 18 до 25 мкм.

Таблица 3

Месяц


Буквенные обозначения месяцев выпуска подшипников


16ГПЗ


ЗГПЗ


5ГПЗ


8ГПЗ


1ГПЗ


ДО 1984г.


с

1984г.


С

1986г.


1966г.


Все годы, кроме 1966г.


Январь

А

Г

Н

А

А

Б

А

А

Февраль

Г

И

М

Б

Б

Г

Б

Б

Март

Д

К

П

В

В

3

В

В

Апрель

Е

Л

К

Г

Г

Н

Г

Г

Май

И

М

И

Д

Д

К

Д

Д

Июнь

К

Н

Г

Е

Е

М

Е

Е

Июль

Л

0

Ш

Ж

Ж

П

Ж

Ж

Август

Н

П

Т

3

И

Р

3

И

Сентябрь

П

Р

С

И

К

С

И

Л

Октябрь

Р

С

Р

К

Л

Т

К

Н

Ноябрь

Т

Т

Л

Л

М

Х

Л

0

Декабрь

У

Ш

0

М

Н

Э

М

П

^ 2.2. Устройство букс с роликовыми подшипниками

2.2.1. В буксах вагонов применяют глухую подшипниковую посадку, при которой внутреннее кольцо подшипника непосредственно устанавливают на шейку оси.

2.2.2.В буксах грузовых и пассажирских вагонов устанавливают два цилиндрических подшипника (рис. 3, 4, 5) вплотную друг к другу, при этом подшипник, расположенный у галтели шейки оси, называют задним, а у ее торца - передним.

2.2.3.Буксы с двумя цилиндрическими подшипниками могут иметь торцевое крепление корончатой гайкой МП 0х4 (рис. 3) или тарельчатой шайбой с четырьмя болтами М20 (рис. 6 а, б), или с тремя болтами М20 (рис. 6 в, г).

2.2.4.Характеристика основных типов букс с роликовыми подшипниками, применяемыми на пассажирских и грузовых вагонах, приведена в табл. 4.

^ 2.3. Смазка для роликовых подшипников

2.3.1.Для букс вагонов с роликовыми подшипниками применяют железнодорожную смазку ЛЗ-ЦНИИ по ГОСТ 19791-74 или ЛЗ-ЦНИИ (у) по ТУ 0254-307-00148820-95 (с изменениями 1 и 2), представляющую собой однородную мазь от светло-желтого до темно-желтого цвета (табл.5).

В соответствии с ГОСТом или ТУ, смазку ЛЗ-ЦНИИ поставляют в бидонах из белой жести вместимостью 20 л или в стальных бочках со съемным днищем вместимостью 50 л, а по согласованию с заказчиком она может поставляться в металлических бочках вместимостью 200 л или в другой таре.


Рис. 3. Букса грузового вагона с двумя цилиндрическими подшипниками с торцевым креплением гайкой

^ 1 - корпус буксы; 2 - отъемный лабиринт корпуса буксы; 3 - лабиринтное кольцо; 4 - задний подшипник; 5 - передний подшипник;

6 - торцевая гайка; 7 - крепительная крышка;

^ 8 - болт М 12 стопорной планки с пружинной шайбой;

9 - проволока; 10 - стопорная планка; 11 - упорное кольцо подшипника;

12 - смотровая крышка; 13 - прокладка; 14 - болт М 12 смотровой крышки;

15 - кольцо уплотнительное.



Рис. 4. Букса грузового вагона с двумя цилиндрическими подшипниками с торцевым креплением тарельчатой шайбой и четырьмя болтами 1-передний подшипник 232726Л1М; 2-задний подшипник 42726Л;

3 - корпус буксы; 4 - лабиринтное кольцо; 5 - отъемный лабиринт корпуса буксы; 6 - кольцо уплотнительное; 7 - крепительная крышка; 8 - прокладка;

^ 9 - торцевая шайба; 10- смотровая крышка;

11 - болт М20 для крепления торцевой шайбы; 12 - стопорная шайба;

13 - болт М 12 с пружинной шайбой для крепления смотровой крышки.



Рис. 5. Букса пассажирского вагона с двумя цилиндрическими подшипниками с торцевым креплением гайкой ^ 1 - корпус буксы; 2 - лабиринтное кольцо; 3 - задний подшипник;

4 - передний подшипник; 5 - крепительная крышка; 6 - смотровая крышка;

7 - торцевая гайка; 8 - стопорная планка;

9 - болт М 12 стопорной планки с пружинной шайбой; 10 - проволока;

^ 11 -болт М12 смотровой крышки; 12 - пружинная шайба;

13 - прокладка; 14 - кольцо уплотнотельное.

Рис. 6. Варианты торцевого крепления тарельчатой шайбой с нанесением маркировки на стопорную шайбу а), б) - четырьмя болтами (соответственно правая и левая шейки оси);

в), г) - тремя болтами (соответственно правая и левая шейки оси);

^ 1 - номер оси колесной пары; 2 - знак формирования; 3 - условный номер предприятия, сформировавшего колесную пару;

4 -дата формирования колесной пары; 5 -дата последнего полного освидетельствования колесной пары; 6 - условный номер предприятия, производившего последнее полное освидетельствование колесной пары;

^ 7- знак обточки колесной пары;

8 - условный номер пункта, производившего обточку без демонтажа букс;

9 - дата обточки колесной пары без демонтажа букс;

I - шайба тарельчатая; II - шайба стопорная.


Таблица 4 Консрукция буксового узла

^ Конструкция буксового узла


Обозначения подшипников


Габаритные размеры подшипников, мм


^ Тип вагонов


переднего


заднего


Букса с двумя цилиндрическими подшипниками


30 - 232726


30 - 42726


130 х 250 х 80


ЦМВ и грузовые


36 - 232726


36 - 42726


30 - 232728


30 - 42728


140 х 260 х 80


Грузовые


36 - 232728


36 – 42728


Перед применением проверяют соответствие данных сертификата на смазку требованиям ГОСТа или ТУ. При отсутствии сертификата смазка должна быть проверена в лаборатории. По отдельным указаниям смазка проверяется независимо от наличия сертификата. Следует предъявлять рекламации на смазку, изготовленную с нарушением ГОСТа или ТУ. Не допускается загрязнение смазки механическими примесями и ее обводнение.

Перед заправкой подшипников смазкой, для создания однородности, ее пропускают через аппарат для перемешивания (гомогенизации) смазки.

2.3.2. Выбирать смазку из тары необходимо деревянной лопаткой или чистыми руками. Запрещается производить вырубку крышек у бидонов со смазкой. Крышки необходимо вскрывать специальным ножом или приспособлением.

2.3.3. Для смазывания дорожек качения и торцов роликов применяют препарат-модификатор эМПи-1 (Приложение 7) ТУ 0253-001-25887352-97. При длительном хранении подшипников в качестве предохранительной смазки от действия коррозии применяют смазку ПП-95/5 (ГОСТ 4113-80).

2.3.4. Смазочные материалы должны храниться в чистой, плотно закрытой таре, исключающей попадание пыли, грязи и воды.
Таблица 5

^ Наименование показателей


Норма по ГОСТ


Норма по ТУ


Пенетрация при температуре 25° С

200 - 260


200 – 260


Предел прочности при температуре 50°С

200 Па (2,0 г/см2), не менее

200 - 600 Па


Температура каплепадения


125° С, не ниже


130°С, не ниже


Коллоидная стабильность выделенного масла

23%, не более


10 - 24%


Испытание коррозионных свойств

выдерживает


выдерживает


Содержание: свободной щелочи в пересчете на МаОН воды механических примесей


0,2%, не более 0,5%, не более отсутствие


0,02 - 0,2% 0,4% не более отсутствие


  1   2   3   4   5   6



Скачать файл (1440 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru