Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекция 7. Семьеведение. Работа социального педагога с семьей - файл 1.doc


Лекция 7. Семьеведение. Работа социального педагога с семьей
скачать (121 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc121kb.03.12.2011 11:14скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...



Лекция 8


РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЕЙ

Деятельность социального педа­гога с семьей может разворачиваться по трем направлениям: образовательное, психологическое, посредническое.

1. Образовательное направление. Оно включает в себя по­мощь социального педагога семье в обучении и в воспитании. Помощь в обучении связана с формированием педагогической культуры родителей и их просвещением. Просвещение каса­ется важных для воспитания тем, таких, например, как:


  • значение личного примера и авторитета; проблемы воспитания трудных подростков; сущность самовоспитания и его организация в семье;
    педагогическая подготовка родителей к воспитанию бу­дущих детей;

  • правила взаимоотношений в семье различных поколений;

  • поощрение и наказание;

  • распространенные ошибки родителей, подготовка детей
    к школе и т. п.

Помощь в воспитании осуществляется путем создания спе­циальных воспитывающих ситуаций в целях укрепления вос­питательного потенциала семьи. Социальный педагог может совместно с родителями разрабатывать наиболее приемлемые для данной семьи способы воспитания..

^ 2. Психологическое направление. Оно включает в себя соци­ально-психологическую поддержку и коррекцию. Такая под­держка, с позиции социальной педагогики, направлена на фор­мирование благоприятной психологической атмосферы в семье (например, во время сложной кризисной кратковременной си­туации). Оказание поддержки в союзе с психологом становит­ся наиболее эффективным. Коррекция (коррекция отношений) осуществляется в том случае, когда в семье наблюдаются фак­ты психологического насилия над ребенком (оскорбление, уни­жение, пренебрежение интересами и потребностями). В данном случае социальной педагог строит свою работу, руководствуясь Конвенцией о правах ребенка, ориентируя семью на изменение внутрисемейных отношений.

3. ^ Посредническое направление. Данное направление содер­жит в себе компоненты: помощь в организации, координацию и информирование. Под помощью в организации понимается помощь в организации семейного досуга (например, включение семьи в разного рода мероприятия, праздники, ярмарки, клу­бы по интересам и т. п.). Помощь в координации направлена на установление и актуализацию связей семьи с ведомствами, со­циальными службами, центрами, совместно с которыми реша­ются конкретные социальные проблемы (например, усыновле­ние ребенка, передача ребенка в детский дом или приют, помещение ребенка на лечение и т. п.). Помощь в информиро­вании направлена на информирование семьи по вопросам со­циальной защиты (например, информирование может касать­ся прав детей, женщин, семьи в рамках жилищного, трудового, пенсионного законодательства).

Социальный педагог при работе с семьей выступает в трех позициях (ролях): советник, консультант, защитник.

Авторы различных концепций определяют неблагополучные семьи как педагогически несостоятельные. Они разработали три вида помощи этим семьям.

^ 1. Дневное пребывание детей.

Ребенок продолжает жить с родителями в неблагополуч­ной семье, но 2—4 раза в неделю родители приводят его в Центр по работе с семьей (Центр дневного пребывания и т. п.). В таком Центре ребенок занимается со специалиста­ми (играет, учится) в безопасной обстановке, а родители, наблюдая за процессом, частично включаясь, учатся тому, как общаться с ребенком.

^ 2. Кризисное помещение детей на время от 24 часов до 3месяцев.

Используется в том случае, когда ребенку грозит опасность. Необходимым условием является ежедневное посещение ребен­ка родителями. (Например, мать-наркоманка, находящаяся на лечении, приходит ухаживать за своим ребенком.)

3. ^ Прямое включение специалиста в семью.
Социальный педагог (с периодичностью один раз в неделю) посещает неблагополучную семью, чтобы увидеть, как осуще­ствляется воспитательная функция в реальной, привычной для ребенка обстановке. Он подробно записывает свои наблюдения, может использовать видеокамеру. Время пребывания социаль­ного педагога в семье составляет 1,5 часа.

^ 4. Оказание помощи в ближайшем окружении.

Социальный педагог совместно с социальным работником ис­следует все возможные связи семьи с социальным окружени­ем: дружеские, родственные, значимые группы, отношения с со­седями. (Например, восстановление утраченных родственных связей может усилить воспитательный потенциал педагогически несостоятельной семьи.) Изменение отношения к семье в ближай­шем окружении изменяет внутреннее самоощущение ее членов, что благоприятно сказывается и на отношении к детям.
^ 1.1 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ СЕМЬИ

Семейное консультирование как вид психологической по­мощи семье развивается параллельно с семейной психотера­пией и имеет некоторые отличительные признаки. Прежде всего, психологическое консультирование ориентировано на людей, не имеющих клинических нарушений, но испытыва­ющих трудности в повседневной жизни. Психологическое консультирование можно определить следующим образом. Психологическое консультирование — это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как «личность — лич­ность». Цель консультирования — помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера. В ситуации семейного консультирования основной акцент делается на анализе системы взаимодействия в семье, нарушениях ролевого функционирования, способах разреше­ния внутренних и внешних конфликтов.

Квалифицированная помощь семье в разрешении ее про­блем опирается на систему теоретических взглядов консуль­танта, которая, в свою очередь, определяет выбор методов и технологий.

С точки зрения американских теоретиков и практиков кон­сультирования ^ Д. Коттлера и Р. Брауна, работа с семьей, в отличие от индивидуального консультирования, имеет ряд особенностей.

  • Семейные консультанты видят корни проблем не внут­ри самой личности, а в более широком контексте взаимодействия людей.

  • От специалистов в этой области требуется больше активности, директивности и степени контроля, чем при индивидуалъном консультировании.

  • Лишь в очень редких случаях семейный консультант мо­жет позволить себе роскошь использования только одного теоретического подхода. Он должен быть гибким и прагма­тичным.

  • Центром внимания консультанта должны быть орга­низационные структуры и естественный процесс развития, являющиеся частью семейной системы. Это подразумевает внимательное отношение к семейным правилам, нормам и объединениям внутри семьи.

  • Предпочтительно использование циркулярной, а не ли­нейной модели причинно-следственных связей. Это означа­ет, что при определении причин события или поведения важно рассматривать более широкую картину и выяснять,
    как взаимосвязано поведение разных людей.

  • Используются модели развития, которые описывают
    жизненный цикл семьи, включая естественные и предсказу­емые перемены, кризисы и конфликты.

  • ^ Необходимо признавать, что, в зависимости от куль­туры, существуют различные варианты структуры семьи. Может случиться так, что клиент, которого мы видим перед собой, является членом нетрадиционной структуры:
    смешанной семьи с приемными детьми, неполной семьи или
    членом сожительствующей гетеросексуальной или гомосек­суальной пары.

Методологические принципы основных психологических школ имеют существенные различия. Практика консульти­рования, в том числе и семейного, во многом определяется те­оретическими ориентирами консультанта, прежде всего тем, как он понимает личность, детерминацию поведения, источ­ники проблематизации, возможность изменений.

В настоящее время наиболее распространенными являют­ся следующие модели консультирования семьи:

  • психоаналитическая;

  • бихевиористическая;

  • системная.

В рамках системной модели выделяются: структурная модель, основанная на опыте модель и гешталът-модель ра­боты с семьей.

Психоаналитически ориентированная деятельность, направленная на консультирование семьи, опирается на сле­дующие принципы.

  • ^ Нарушение супружеских отношений рассматривается
    с точки зрения внутренней мотивации поведения супругов.

  • Актуальные семейные конфликты анализируются с учетом повторения прошлых конфликтов, а также при­меров поведения, полученных в предыдущих эмоционально окрашенных отношениях.

  • Большое значение придается влиянию родительской се­мьи на семейное поведение каждого из супругов.

  • Источником перемен являются способности устанавливатъ связи между прошлым и настоящим и контролировать свое поведение.

В свою очередь, бихевиористическое направление опира­ется на положение о том, что человек является продуктом сре­ды и ее творцом одновременно. Поведение детерминируется в процессе научения. В связи с этим, консультирование по поводу нарушений в семейных отношениях должно быть на­правлено на изменение поведения партнеров с использованием методов обусловливания и научения.

Принципы системного подхода к консультированию се­мьи подробно описаны в работе А. Варги. Автор выделяет три таких методологических принципа.

1. Циркулярностъ.

Все происходящие в семье события подчиняются круговой причинности, а не линейной. Поведение членов семьи взаи­мосвязано — невозможно понять проблему одного человека без анализа того, какое значение она имеет для остальных чле­нов семьи.

2. Гипотетичность.

Работая с семьей во время консультации, системный кон­сультант проверяет свою первичную гипотезу относительно смысла и цели возникновения семейной дисфункции. Для того чтобы сформулировать еще до начала работы с семьей систем­ную гипотезу, необходимо задать человеку, обратив­шемуся за консультацией, следующие вопросы: «На что жа­луется обратившейся за помощью? (Это супружеская проблема или детско-родительская?)», «Кто является иници­атором обращения?», «Каков состав семьи?», «Сколько лет детям и другим членам семьи? ».

3. Нейтральность.

Это характеристика внутренней позиции консультанта. Ему необходимо уметь слушать внимательно и участливо всех членов семьи, понимать переживание каждого человека и при этом никого не осуждать и не становиться на чью-либо сторону.

Анализируя консультирование в целом как особый вид дея­тельности, в нем можно выделить ряд общих и последователь­ных этапов работы консультанта, характерных для любой мо­дели консультирования (А.Айви, М.Айви, Л. Саймэк-Даунинг, Р. Кочюнас, Э. Эйдемиллер, В.Юстицкис).

  1. ^ Установление контакта. На этом этапе создается атмосфера душевного тепла и поддержки, которая будет способ­ствовать достижению доверия между консультантом и клиентами. Консультанту необходимо внимательно выслушать
    всех участников взаимодействия, проявляя искренность, сим­патию и заботу.

  2. ^ Сбор информации. На этом этапе уточняются проблемы семьи, так как они видятся участниками процесса. Очень важ­но, чтобы консультант выделял эмоциональные и когнитивные аспекты проблемы. В этом ему может помочь умение точно и своевременно задавать открытые и закрытые вопросы. Открытые вопросы: «Что?» («Что случилось», «Что вас привело к психологу», «Что бы вы хотели обсудить со мной» и т. д.) — выяв­ляют факты. Вопросы: «Как?» («Как вы к этому относитесь?», «Как вам живется в этой ситуации?» и т. п.) — позволяют выявить чувства. Вопросы: «Почему?» («Почему это случи­лось, как вы считаете?») — позволяют понять, каким образом люди объясняют себе происходящее. С помощью закрытых вопросов, предполагающих очень краткий или однозначный ответ, можно узнать дополнительные факты и конкретизировать высказывание. Уточнение проблемы ведет­ся до тех пор, пока консультант и клиент не достигнут одинакового понимания проблемы. Пока не достигнуто такое пони­мание, двигаться дальше нельзя, так как остается не определен предмет работы.

  3. ^ Определение целей консультирования, психологический
    контракт. На этом этапе целесообразно обсудить с клиента­
    ми следующие вопросы: как они представляют себе результат
    психологического консультирования; что будет для них яв­ляться результатом; как они поймут, что результат достиг­нут. Это имеет принципиальное значение, так как цели кон­сультирования у консультантов и клиентов могут быть различными. После определения целей психолог и семья за­ключают контракт на консультирование (т. е. договариваются о тех правах и обязанностях, которые берет на себя психолог и семья). Клиенты должны знать, как пойдет процесс кон­сультирования, сколько понадобится встреч. Обсуждается время и место консультаций; вопросы, связанные с конфи­денциальностью (требование конфиденциальности относится не только к психологу, но и ко всем членам семьи).

  4. ^ Выработка альтернативных решений. На этом этапе открыто обсуждаются возможные альтернативы решения про­блемы. Именно на этом этапе консультант сталкивается с ос­новными трудностями творческого процесса. Будучи погруженными в свои проблемы, люди часто оказываются в плену стереотипов (привычных способов поведения и реагирования). Консультант помогает клиентам обозначить все возможные
    (подходящие и реальные для данной семьи) варианты реше­ния проблемы, а также отобрать те из них, которые наиболее приемлемы как с точки зрения существующей степени готовности семьи к изменению, так и с учетом прошлого опыта. Здесь же консультант находит форму, в которой выбранный способ решения может быть опробован членами семьи (моде­лирование эксперимента, психодраматические процедуры,
    ролевые игры и т. п.).

5. Обобщение. На этом этапе подводятся итоги работы, обоб­щаются достигнутые во время консультирования результаты. При необходимости осуществляется возврат на предыдущие стадии.

Выделение этапов в сложном процессе психологического консультирования носит условный характер, реальная кон­сультация всегда объемнее, чем предложенная схема. Психологи, придерживающиеся разных теоретических взглядов, выделяют различные «проблемные зоны» в семейных отно­шениях. Различным может быть подбор средств и способов изменения отношений. Однако общая структура процесса кон­сультирования может быть описана с помощью предложен­ной выше модели.

Особое место в процессе семейного консультирования за­нимает диагностика. По существу, каждая новая встреча пси­холога с семьей предполагает диагностику актуального состо­яния. В этом смысле можно говорить о том, что диагностический этап не имеет своего фиксированного поло­жения в структуре процесса и используется всегда под конк­ретную задачу.

^ 2.2 ПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

Психоанализ длительное время рассматривался как сис­тема индивидуальной работы с клиентом. 3. Фрейд полагал, что даже в случае работы психоаналитика с семьей психо­анализ следует проводить с каждым членом семьи отдельно: «Когда к сопротивлению мужа прибавляется сопротивление жены, все усилия напрасны, а терапия невозможна». Тем не менее, идеи 3. Фрейда относительно влияния раннего опыта эмоциональных отношений на поведение взрослого челове­ка получили свое дальнейшее развитие в практике семейно­го консультирования. Развивая идеи 3. Фрейда, Фейрбейрн пришел к выводу о том, что человек с самого рождения стре­мится установить отношения с объектами, способными удов­летворить его потребности. Неполное удовлетворение потреб­ностей тем или иным объектом ведет к переживанию тревоги. Со временем объектные отношения интернализируются, превращаясь в своего рода фильтры, через которые воспри­нимаются события внешней жизни. Расхождение во внутренних образцах может вызвать обиду, раздражение. А поскольку причина этих состояний не осознается, то напряжение внутри семьи может возрас­тать, тревога усиливаться.

В этом случае психологическая помощь должна быть на­целена, согласно ^ М. Николсу, на разрешение семейных про­блем клиента посредством исследования его подсознательных связей с родителями. Таким образом, консуль­тирование семьи — это терапия отдельного человека, направ­ленная на осознание и коррекцию опыта отношений с родите­лями, что позволит ему преодолевать трудности в своей семье. При таком подходе в фокусе внимания терапевта находится отдельная личность, а не семья.

Г.Навайтис, анализируя содержание психоаналити­ческого подхода к работе с семьей, выделяет две в наиболь­шей степени отвечающие методологии психоанализа и взаимодополняющие друг друга модели консультирова­ния семьи: модель М. Боуэна; модель И.Башормени-Наги и Д.Ульриха.

С точки зрения М. Боуэна, семья представляет собой эмо­циональную систему, в которую включены представители всех предшествующих поколений. Влияние эмоциональной системы семьи на детей безусловно и может приводить к фор­мированию двух типов личности: личности обособленной, независимой, дифференцированной от семьи и личности под­чиненной, зависящей, «сплавленной» с семьей. В основе формирования каждого из этих типов личности лежит спо­собность индивида к дифференциации мыслительной и эмо­циональной систем функционирования. Чем менее диффе­ренцированы эти системы, тем в большей степени человек склонен реагировать на эмоциональные импульсы. Степень дифференциации этих систем определяет способность человека сохранять автономию в контактах с другими людьми.

М. Боуэн считает, что процессы дифференциации и созре­вания личности совпадают. Сначала молодой человек осозна­ет собственную отдельность от других, затем начинает диф­ференцировать свои потребности, чувства, мысли. В связи с этим, дифференцировавшимся людям свойственна большая самостоятельность, они лучше приспосабливаются, более объективно оценивают свои и чужие эмоции и потребности. В ситуациях принятия решений эти люди склонны обсуждать альтернативные выборы, опираются на интеллект. Люди не дифференцировавшиеся, так называемые люди «сплава» яв­ляются ригидными, руководствуются в большей степени эмо­циями, чем разумом, им трудно дифференцировать эмоции от потребностей или интеллектуальных решений.

По мнению М. Боуэна, люди вступают в брак с приблизи­тельно одинаковым соотношением способностей реагировать на уровне эмоций или разума. Люди, выросшие в семьях «сплава» и не отделившиеся от них, выбирают партнера, похожего на себя. В результате внутрисемейные эмоциональ­ные процессы транслируются из прошлого в будущее. В от­ношениях диады конфликт возникает, когда один партнер эмоционально реагирует на ответы другого до тех пор, пока не возникнет угроза для отношений (или для одного из парт­неров). Постепенно в супружеский конфликт начинают включаться третьи лица (дети, родители) или нечто другое (алкоголь, работа) с целью ослабления напряжения. Возни­кает триангуляция (диада становится триадой). Треуголь­ники отношений возникают в парах с низкой дифференциа­цией эмоций и разума. Такие пары могут избавляться от излишнего напряжения за счет «втягивания» в свои отно­шения третьего лица.

Например, рождение ребенка автоматически ведет к обра­зованию «треугольника» «мать — отец — ребенок». При на­личии супружеского напряжения ребенку отводится роль «ка­тализатора» этого напряжения. Отношения разворачиваются следующим образом: родители в силу своей недифференци-рованности не чувствуют себя защищенными и самостоятель­ными и поэтому стремятся к большей эмоциональной общно­сти с ребенком. Подобная общность усиливает тревогу, но теперь эта тревога уже о ребенке. Эмоциональное напряже­ние нарастает и становится причиной нерациональных реше­ний и конфликтов. Конфликты, в свою очередь, усиливают чувство незащищенности.

В семьях с высокой дифференциацией и низким уровнем тревоги смягчение напряжения происходит за счет перерасп­ределения обязанностей в зависимости от того, какая перед супругами стоит проблема, без ущерба для кого-либо.

Прошлое оказывает влияние на настоящее через лояль­ность семейным традициям — этот тезис принадлежит ав­торам «контекстовой теории семьи» И. Башормени-Наги и Д. Улъриху. Согласно этой теории, ни одна семья не начина­ет свою жизнь с нуля, а привносит в нее наследство предыду­щих поколений, некий контекст. Ни один человек не свобо­ден от этого контекста и так или иначе выстраивает свою жизнь, сознательно или неосознанно опираясь на опыт, при­обретенный в родительской семье.

Описывая семейный контекст, И. Башормени-Наги и Д. Ульрих говорят о взаимной задолженности (обязанностях) и правах членов семьи. Понятие «долг» используется для ха­рактеристики эмоциональных связей. Если ребенок растет в семье в атмосфере справедливости, беспристрастности, у не­го формируется сбалансированное отношение к правам и обя­занностям. В этом случае он может выстраивать отношения с другими людьми, учитывая их потребности и интересы на­равне со своими интересами. Создавая свою семью, он при­внесет в нее это сбалансированное отношение и таким обра­зом освободит ее от собственных долгов перед родителями. Если же ребенок вышел из родительской семьи с ощущением невыполненного долга, то высока вероятность того, что он бу­дет выплачивать его совсем другому человеку, который не ждет от него этого. Так, сын, который не слушался мать в дет­стве, может выплачивать долг послушания своей жене, нару­шая тем самым баланс обязанностей и прав в семье. Иными словами, перенос неразрешенных проблем из родительской семьи в новую не даст положительного результата. Существен­ным является и то обстоятельство, что баланс предполагает удовлетворение потребностей всех членов семьи. Ни один член семьи не может сам без согласия других определить, имеется баланс или его нет. Баланс является объективным признаком семейных отношений.

Таким образом, истоки семейных проблем коренятся в детстве, в родительской семье. В связи с этим, психологи­ческая помощь состоит, с одной стороны, в достижении по­нимания членами семьи того, что истоки сегодняшних про­блем связаны с генетической семьей; а с другой в научении их вести себя более искренне и открыто по отношению друг к другу, поддерживая баланс между близостью и автономно­стью. Поскольку в рамках психодинамического подхода особое внимание уделяется семейной родословной, влиянию семей­ной истории на то, что происходит с человеком и его семьей в настоящем, к психологу, работающему с семьей, предъяв­ляется ряд требований. Прежде всего, он должен быть хоро­шо профессионально подготовлен, знать теоретические осно­вы психодинамического подхода. Важно, чтобы он достиг высокого уровня дифференциации и не был бы отягощен не­решенными эмоциональными проблемами своей генетической семьи. Только в этом случае он может оказывать эмоциональ­ное влияние на консультируемую семью, ограждая при этом себя от ее влияния. Методы и психологические технологии не имеют здесь решающего значения.

^ 1.3 ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

В отличие от психоаналитической модели, поведенческая (бихевиористическая) модель консультирования семьи не ста­вит своей целью выявление глубоких причин супружеской дисгармонии, исследование и анализ семейной истории. По­веденческое консультирование направлено, прежде всего, на изменение поведения партнеров, используя методы обуслов­ливания и научения. Основные теоретические положения би­хевиористского подхода представлены в работах Б.Ф. Скинне-ра, А. Бандуры, Д. Роттера, Д. Келли.

В основе бихевиористского подхода к консультированию лежит прикладной бихевиоралъный анализ — метод иссле­дования клиента и его окружения. Этот метод включает в себя два этапа: операционализацию поведения и функциональный анализ.

^ Операционализация поведения позволяет очень четко оп­ределить проблему и осуществить анализ поведения, предста­вив его в виде цепи отдельных поступков. Это делается через наблюдение за семьей, во время которого фиксируется часто­та проявления отдельных типов поведения. Цель операционализации поведения заключается в том, чтобы перевести не­ясные, неопределенные претензии и жалобы членов семьи в объективные, наблюдаемые действия.

Функциональный анализ предполагает отслеживание по­следовательности событий ж осуществляется по трехчленной модели:

  • предыстория;

  • результирующее поведение;

  • последствия данного поведения.

Устанавливая функциональные причинно-следственные связи, можно понять последовательность событий, лежащих в основе внешнего поведения. Так, на супружеское поведение оказывают влияние стимулы, предшествовавшие браку, и сти­мулы, появившиеся после него. Правильно выбранные спосо­бы воздействия на поведение супругов являются важнейшим условием эффективного консультирования семьи.

Таким образом, консультанты-бихевиористы полагают, что у каждого человека есть собственная система поощрения и наказания. Если психолог сумеет понять эту систему, он смо­жет влиять на поведение. Также в рамках бихевиористической модели описывается «хорошая семья» (какие отношения можно считать «хорошими»),

^ Вилле, Вейс и Паттерсон характеризуют «хорошими» та­кие семейные отношения, при которых супруги чаще обме­ниваются положительными эмоциями, чем отрицательными, и в силу частоты проявления положительные эмоции сами себя подкрепляют. Азрин, Настер и Джонс выделяют следу­ющие принципы, лежащие в основе супружеских дисгармо­ний:

супруги получают в браке мало подкреплений;

в браке удовлетворяется слишком мало потребностей;

подкрепление в браке не несет удовлетворения;



новое поведение не получает подкрепления;

один из супругов получает больше, чем дает;

наказание преобладает над подкреплением;

внебрачные источники удовольствия конкурируют

с брачными.

Основные направления бихевиористического консульти­рования следующие: тренинг родительских способностей, коммуникативный супружеский тренинг.

^ Тренинг родительских способностей применяется в рабо­те с семьей, в которой возникли проблемы с ребенком. Он име­ет целью обучить родителей основным способам воздействия на поведение. Научившись применять эти способы, родите­ли, в свою очередь, будут изменять поведение ребенка. Суще­ственной особенностью семьи в рамках описываемой модели является то обстоятельство, что тренинг опирается на тща­тельное наблюдение. Объектом психологической работы яв­ляются родители и способы их реагирования, а целью психо­логической помощи — измененное поведение ребенка.

^ Коммуникативный супружеский тренинг направлен на улучшение коммуникации в семье, что способствует решению проблем. Выделяются следующие основные стратегии обуче­ния супругов:

  • супругов учат выражать свои претензии с помощью ис­тинных поведенческих терминов, а не в виде неструктурированных жалоб;

  • супругов учат новым способам общения, подчеркивая
    эффективность позитивного подкрепления в отличие от
    негативного подкрепления;

  • супругам помогают улучшить коммуникацию;

  • супругов побуждают установить ясные и эффективные
    способы распределения власти и обязанностей;

  • супругов обучают стратегии решения будущих проблем.

Каждая из этих стратегий имеет целью увеличение взаи­моудовлетворения членов семьи, основанного на положитель­ном подкреплении.

^ 1.4. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

Системная модель консультирования семьи считается од­ной из самых молодых школ, получивших свое признание в конце второй половины XX в.

В данной модели семья рассматривается как некая соци­альная система, как комплекс элементов и их свойств, нахо­дящихся в динамических связях и отношениях друг с дру­гом. Такой подход предполагает в процессе психологического консультирования опору на семью как на единицу воздей­ствия.

Концептуальной основой системного подхода к пониманию семьи является общая теория систем. В конце 60-х — начале 70-х годов говорили о системной революции и системном под­ходе, которые характеризовали новый стиль и новые методы научного и инженерного мышления. Когда характеризуют нечто как систему, говорят, что это сложное единство, в кото­ром могут быть выделены составные части — элементы, а так­же схема связей или отношений между элементами — струк­тура.

Основоположник системного подхода, австрийский биолог Л. фон Берталанфи выдвинул учение о том, что понятие сис­темы определяется взглядом на мир не как на механизм, а как на организм («организмический взгляд на мир»). Л. Берта­ланфи в одной из своих работ заявляет, что система бывает закрытой, если никакая информация не поступает в нее; от­крытой она может считаться, если существует экспорт и им­порт, при этом происходит изменение ее компонентов.

В рамках системного подхода к консультированию семьи можно выделить как самостоятельные модели:

  • структурную школу;

  • гештальт-подход;

  • консультирование, основанное на опыте.

Структурная школа

Она основана С. Минухиным. В конце 1960-х годов он вместе с со­трудниками проводил психотерапевтические занятия в интернате для мальчиков с деликвентным поведением из неполных семей. С 1965 по 1978 годы С. Минухин возглавлял психолого-педагогическую консульта­цию в Филадельфии. Его и поныне называют «звездой семейного кон­сультирования». Принято считать, что благодаря его деятельности семей­ное консультирование (в контексте семейной терапии) признано психологическим сообществом в качестве самостоятельного движения.

В самом термине «структурная» делается акцент на ис­пользовании концепции семейной структуры для оказания консультативного вмешательства. С точки зрения С. Минухина, структурная модель дает психологу конкретную кон­цептуальную карту, позволяющую видеть то, что происходит в семье на самом деле.

Основные понятия структурной модели, по С. Минухину, представлены следующим образом:

  • структура семьи;

  • субсистемы семьи (холоны);

  • границы.

Структура семьи. Ее образуют стереотипы взаимодей­ствия, определяющие диапазон поведения, требования и пра­вила функционирования семьи в целом. В структуру семьи входит набор осознанных и неосознанных правил, определя­ющих взаимодействие в семье. Семейная структура функци­онирует эффективно, когда правила действуют, а поведение предсказуемо.

^ Субсистемы семьи. Структура семьи в своем составе имеет три дифференцированные субсистемы (части): супружеская, родительская и детская. (В своих работах С. Минухин исполь­зует вместо понятия «субсистема» предложенный им термин «холон», имеющий сходное содержание.) К первой из них от­носится супружеская субсистема. Эта подсистема возникает раньше других и определяет особенности функционирования семьи в целом. Она возникает в тот момент, когда мужчина и женщина объединяются, чтобы создать семью. Основные функции супружеской подсистемы заключаются в обеспечении взаимного удовлетворения потребностей супругов без ущерба эмоциональной атмосферы, необходимой для роста и разви­тия двух меняющихся индивидов. Это происходит за счет вы­работки границ, ограждающих каждого супруга от вмеша­тельств других членов семьи (детей, родственников) и оставляющих ему территорию, необходимую для удовлетворения потребностей. Жизнеспособность семьи как структуры определяется тем, насколько эти границы адекватны. Осно­вы субсистемы — стереотипы взаимодействия, паттерны трансакций, связанных с проявлением внимания друг к другу. Некоторые стереотипы взаимодействия вырабатываются легко (если супруги, например, происходят оба из патриархальных семей). Другие стереотипы представляют собой результат договоренности. Любое отклонение, отличающееся от привычного, вызывает ощущение обиды, предательства.

С точки зрения С. Минухина, супружеская подсистема ока­зывает влияние на развитие ребенка. Именно в супружеской подсистеме ребенок видит примеры того, как проявлять лю­бовь, выражать привязанность, как преодолевать конфлик­ты на основе равноправия. В патогенных ситуациях, когда функции супружеской подсистемы нарушаются, ребенок мо­жет оказаться вовлеченным в коалицию (союз) с одним из ро­дителей против другого.

Ко второй семейной субсистеме относится родительская суб­система. Она возникает в связи с рождением ребенка и связана с функциями ухода и воспитания. Состав родитель­ской подсистемы может варьироваться и включать в себя, кро­ме отца и матери, еще дядю, тетю, бабушку, дедушку. Из роди­тельской подсистемы может быть исключен один из родителей (например, функции по воспитанию могут быть делегированы бабушке). Благодаря родительской подсистеме (взаимодействуя с ней) ребенок формирует ощущение своей адекватности. Он на­чинает понимать, какие виды его поведения одобряются, по­ощряются, а какие негативно оцениваются и блокируются. Субсистема родителей изменяется и адаптируется к изменив­шимся (в связи со взрослением) потребностям ребенка.

Одна из проблем, с которыми сталкивается данная подсис­тема, — это проблемы управления, так как родители имеют право принимать решения относительно жизнедеятельности семьи в целом.

^ Субсистема детей. Для ребенка его братья и сестры (сиблинги) образуют особую группу в семье, в которой он суще­ствует как равный. Сиблинги вырабатывают собственные сте­реотипы взаимодействия. Эти стереотипы в будущем будут иметь большое значение, когда дети начнут существовать во внесемейных группах равных (в школе, на работе).

Выделение субсистем позволяет четко обозначить структу­ру семьи. Отношения между подсистемами регулируются гра­ницами. С. Минухин выделяет границы трех типов:

  • четкие;

  • ригидные;

  • диффузные.

Четкие границы позволяют субсистемам семьи почувство­вать определенную автономию. Они позволяют налаживать эффективную коммуникацию между подсистемами и облегчают процесс приспособления и согласования друг с другом, поскольку характер поведения представителя каждой подси­стемы при четких границах известен и легко предсказуем.

Ригидные границы по сравнению с четкими границами от­деляют членов семьи друг от друга и от социума в целом. Суб­системы функционируют автономно, без взаимодействия друг с другом. Дети, воспитывающиеся в таких семьях, испыты­вают затруднения при необходимости договариваться и согла­совывать усилия и ресурсы с другими.

Диффузные границы провоцируют феномен психологичес­кого слияния, когда, например, дети принимают чувства ро­дителей за свои собственные. В такой семье границы супру­жеской подсистемы растворяются в родительской подсистеме. С точки зрения С. Минухина, детям из таких семей трудно создать собственную семью, так как они лишаются возмож­ности выстраивать собственные границы и теряют возмож­ность экспериментировать с отношениями. По С. Минухину, терапевт, работая с границами семьи, может сам создавать подсистемы с различными целями. Например, терапевт мо­жет сказать дедушке и бабушке, что, поскольку они облада­ют большим жизненным опытом, ему было бы интересно выс­лушать их соображения после того, как они понаблюдают за спором детей и родителей, не вмешиваясь в него.

Терапевт может попросить ребенка, который сидит между отцом и матерью, поменяться местами с кем-то из родителей, чтобы дать им возможность поговорить друге другом непос­редственно как мужу и жене, а не через его голову.

Характерной техникой для С. Минухина является прием установления границ. Он состоит в изменении пространствен­ного расположения членов семьи в ходе сеанса и считается достаточно сильным методическим приемом, так как он яв­ляется невербальным, недвусмысленным и создает необходи­мый для изменения уровень эмоциональной напряженности. Авторское («фирменное») действие С. Минухина состоит в том, чтобы во время сеанса пересаживать людей с места на место и перемещаться самому, демонстрируя изменения в сво­их эмоциональных связях с членами семьи. Одна из законо­мерностей, выявленная С. Минухиным, состоит в следующем: вертикальные коалиции дисфункциональны, а горизонтальные коалиции функциональны. Имеется в виду следующее: когда близость людей одного поколения в семье намного мень­ше, чем межпоколенная близость, нарушается развитие как всей семейной системы, так и развитие детей, втянутых в со­юзы с одним из родителей против другого родителя.

^ Цели структурной психологической помощи семье, по С. Минухину, следующие.

  • Создание эффективной иерархической структуры, в ко­торой родители являются авторитетом для детей.

  • Образование эффективной родительской коалиции, в которой родители поддерживают друг друга при предъявлении требований к детям.

  • Расширение субсистемы детей в субсистему сверстников.

  • Создание отвечающих возрасту детей условий для эксперимента с автономией и субсистемами.

♦ Обособление субсистемы пары от субсистемы родителей. Основное стратегическое направление, которого должен придерживаться психолог в процессе консультирования се­мьи, — побуждать развитие структуры семьи. В консультировании семьи выделяется три фазы.

^ Первая фаза предполагает присоединение психолога к се­мье (к стилю общения, к иерархии ценностей), включение себя в ее структуру на правах лидера. Психолог находится в той же лодке, что и семья, но он должен быть рулевым. В боль­шинстве случаев семья соглашается считать консультанта ве­дущей стороной в партнерстве, но он должен заслужить это право лидера. Как всякий лидер, он должен будет приспосаб­ливаться, уговаривать, поддерживать, направлять и следовать за другими.

^ Вторая фаза консультирования — исследование семейной структуры. Она выявляется из анализа психологом взаимо­действия членов семьи друг с другом (включая вербальный и невербальный компоненты общения).

^ Третья фаза структурной помощи семье в процессе кон­сультирования — изменение структуры семьи. Изменение семейной структуры может происходить за счет прямого вме­шательства консультанта, когда он предлагает изменить стиль общения (рекомендует, например, разговаривать ро­дителям друг с другом, не позволяя ребенку вмешиваться). Психолог может высказывать свои предложения и интер­претации относительно «карты» семьи, давая оценки уви­денному.

Общая идея С. Минухина относительно работы с семьей со­стоит в некоем призыве, с которым психолог обращается в ко­нечном итоге к членам семьи: «Помогите другому измениться, и это позволит измениться вам во взаимоотношениях с ним, и изменит вас обоих в рамках субсистемы».


Скачать файл (121 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru