Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Конспекты уроков по литературе - файл Документ1.rtf


Конспекты уроков по литературе
скачать (176.2 kb.)

Доступные файлы (15):

Документ1.rtf25kb.28.02.2008 23:26скачать
Документ2.rtf19kb.03.03.2008 22:13скачать
Документ3.rtf34kb.06.03.2008 12:20скачать
Жизнь и творчество Куприна.doc47kb.19.09.2008 23:06скачать
Конспект.doc78kb.16.10.2008 21:50скачать
Конспект урока 2.doc44kb.09.10.2008 02:22скачать
Конспект урока.doc51kb.25.09.2008 00:02скачать
Конспект урока по литературе студента филологического факультета Оренбургского государственного педагогического университет2.doc50kb.24.09.2007 23:02скачать
Конспект урока по литературе студента филологического факультета Оренбургского государственного педагогического университета2.doc32kb.02.05.2007 22:39скачать
Конспект урока по литературе студента филологического факультета Оренбургского государственного педагогического университета3.doc43kb.02.05.2007 22:40скачать
Конспект урока по литературе студента филологического факультета Оренбургского государственного педагогического университета4.doc49kb.09.05.2007 20:13скачать
Конспект урока по литературе студента филологического факультета Оренбургского государственного педагогического университета.doc36kb.02.05.2007 22:38скачать
Очерк жизни и творчества Бунина.doc62kb.07.09.2008 23:32скачать
ро.rtf18kb.05.03.2008 23:36скачать
Темные аллеи.doc53kb.09.09.2008 21:58скачать

содержание
Загрузка...

Документ1.rtf

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Конспект урока по литературе студента филологического факультета Оренбургского государственного педагогического университета

Кильдяшова Михаила Александровича.
Тема урока: Александр Иванович Куприн (1870-1938). Святочный рассказ "Тапёр".

Цели:

  1. Образовательные:

– Познакомить с творчеством писателя.

– Вызвать интерес к его книгам.

– Установить межпредметные связи, использовав на уроке музыкальный фрагмент.

– Познакомить с жанром святочного рассказа.

  1. Развивающие:

  2. Развивать грамотную, связную речь.

  3. Развивать умение слушать музыкальные произведения.

  4. Воспитательные:

- Воспитывать культуру общения.

- Воспитывать чувство прекрасного.

Оборудование и наглядность:

Выставка книг, портреты Куприна разных лет, фрагмент Венгерской рапсодии № 2 Ф.Листа.

Литература:

1. Кулешов Ф.И. Творческий путь А.И. Куприна. 1883-1907. Минск, 1983.

2. Куприна К.А. Куприн – мой отец. М., 1971.

3. Тэффи Н.А. Смешное в печальном: Рассказы. Авантюрный роман. Портреты современников. М., 1992.

4. Вахненко Е.Н. «Каждый человек может быть добрым, сострадательным, интересным и красивым душой» // Литература в школе. 1995. №1.


Эпиграф: «При мысли о Куприне хочется сразу сказать: добрый талант»

Олег Михайлов

Теория литературы: святочный рассказ.
План урока:

  1. Оргмомент (1 мин.).

  2. Психологическая подготовка (работа с эпиграфом; доклад ученика о Куприне по статье учебника; 3 мин.).

  3. Слово о писателе (8 мин).

  4. Слово учителя о жанре святочного рассказа (4 мин.)

  5. Комментированное чтение (24 мин.)

  6. Прослушивание музыкального фрагмента (2 мин.)

  7. Итог урока (2 мин.)

  8. Домашнее задание (1 мин.).


Ход урока:
I Оргмомент.
II Психологическая подготовка:

Эпиграфом нам сегодня послужили слова известного литературоведа Олега Михайлова: «При мысли о Куприне хочется сразу сказать: добрый талант». Этот эпиграф будет с нами в течение нескольких уроков, посвященных Куприну, и в итоге мы постараемся с вами ответить, почему талант Куприна в первую очередь можно назвать ДОБРЫМ.

(Заранее подготовившийся ученик выступает на оценку с докладом по статье учебника. Учитель в слове о писателе сообщает дополнительные сведения о жизни и творчестве Куприна).
^ III Слово о писателе:

Современники называли Куприна "писателем без выдумки". Действительно, в своих произведения Куприн редко отступал от реальных событий, происходивших в его жизни. Но в жизни этой было очень много разных испытаний, пройти через которые дано далеко не каждому. Куприн был очень пламенной натурой, постоянно жаждал приключений, он не прошел мимо ни одного научного открытия, совершившегося в его время: Куприн в водолазном костюме погружался на морское дно, спускался в самые глубокие шахты, летал на аэроплане, выходил с рыбаками на промысел в сильный шторм, был актером бродячей театральной труппы, увлекшись кинематографом, пытался создать сценарий по одному из своих рассказов.

Причиной такой постоянной жажды приключений, возможно была его восточная кровь. Татарские корни легко угадываются даже во внешнем облике писателя. Глядя на портреты, мы понимаем, как многолик был Куприн: это и молодой офицер, и благородный хан, и светский лев.

Так же многолики и герои произведений Куприна. Объединяет их одно: постоянная борьба с внешними обстоятельствами и со своими внутренними переживаниями.

Литературное наследие Куприна велико: это эпические произведения, литературоведческие работы, публицистические статьи и даже юношеские стихи. Куприн был плодотворным, но в то же время очень требовательным к себе писателем: многократно редактировал свои произведения, уничтожал рукописи, вновь восстанавливал их. Интересна в этом плане творческая лаборатория писателя: мысль Куприна буквально не поспевала за рукой, потому большинство своих произведений Куприн надиктовывал машинисткам.
^ IV Слово учителя о жанре святочного рассказа:

Рассказ, о котором мы сегодня начнем говорить, мало похож на большинство произведений Куприна: здесь нет явной борьбы с внешними обстоятельствами или душевных терзаний героев. События рассказа развиваются достаточно плавно, причиной этому во во многом стал жанр произведения - святочный рассказ.

Само определение рассказа - "святочный" - указывает на истоки жанра. Действие рассказа всегда происходит в святки, святые дни, святые вечера - двенадцать дней после Рождества до сочельника на праздник Богоявления.

Н. С. Лесков, создатель многих святочных рассказов, говорил, что святочная история «должна быть фантастична, иметь мораль и отличаться весёлым характером повествования».

В жанре святочного рассказа создавали свои произведения такие уже известные вам авторы, как Гоголь, Бунин, Короленко и многие другие. Деньги за публикации святочных рассказов авторы всегда отдавали детям-сиротам и нуждающимся семьям.

Святочный рассказ - самый святлый жанр в мировой литературе, здесь всегда присутствует надежда на лучшее, торжествует добро и происходят самые невероятные чудеса. Чудо произошло и с героем рассказа "Тапер", чтобы узнать - какое, давайте начнем читать рассказ.
^ V Первоначальное восприятие текста:

Ребята, сначала давайте вспомним кто такой тапер? (Человек, аккомпанировавший во время танцев). Итак, начнем.

^ Первый фрагмент (до слов «»).

Второй фрагмент (до слов «Бывало. Во время контрольной работы…»). Как реагирует на опоздавшего Харлампий Диогенович? Как ведет себя учитель во время контрольной работы?

^ Третий фрагмент (до слов «В тот день я не решил задачу…»). С какими героями мы знакомимся в этом отрывке? Что было главным оружием Харлампия Диогеновича?

Четвертый фрагмент (до слов «Между тем Харлампий Диогенович…»). Почему главному герою задача показалась «запутанной и глупой»? Почему Алик Комаров не хотел, чтобы его называли Адольфом?

^ Пятый фрагмент (до слов «Убедившись, что они не передумают…»). В каком классе учится главный герой? Почему главный герой так настаивает на том, чтобы им сделали уколы именно на этом уроке?

^ Шестой фрагмент (до слов «К тому времени, как Алика вызвали…»). Что делает главный герой, чтобы приободрить Алика?

VI Прослушивание музыкального фрагмента:

Учитель включает аудиозапись отрывка "Венгерской Рапсодии" № 2 Ф.Листа, пытаясь помочь ученикам почувствовать атмосферу дома Рудневых.

^ VII Итог урока:

Проводится фронтальный опрос класса:

С каким писателем мы сегодня познакомились? (Александр Иванович Куприн). В каком жанре написано произведение "Тапер"? (Святочный рассказ). В чем особенности святочного рассказа? (Надежда на лучшее, вера в чудо).

VIII Домашнее задание:

Перечитать рассказ "Тапер". Отметить непонятные слова, попытаться найти их толкование.


Скачать файл (176.2 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru