Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Военная психология - файл 1.doc


Лекции - Военная психология
скачать (203 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc203kb.16.11.2011 07:53скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2
Реклама MarketGid:
Загрузка...



Конспект лекций, 2008, - 39 с.

Военная психология






Содержание:


Тема 1: "Военная психология как отрасль психологической науки "


Учебные вопросы:

1. Предмет военной психологии

2. Основные принципы, методы и задачи военной психологии


Повседневные задачи, решаемые военными специалистами (руководителями, педагогами, войсковыми психологами и др.) требуют от них понимания закономерностей проявления и формирования психологии личности военнослужащего и воинских коллективов в условиях различных видов воинской деятельности. Эти закономерности и являются предметом военной психологии как отрасли психологической науки.

Понимая условия возникновения и механизмы проявления тех или иных психических процессов, состояний и свойств у военнослужащих, практик может управлять ими. То есть - учитывать эти закономерности в своей работе, целенаправленно формировать и развивать у воинов необходимые для службы и боя качества, а также корректировать их в случае необходимости.

Важнейшей характеристикой жизнедеятельности военнослужащих является то, что она протекает в форме военно-социального взаимодействия. Это означает, что практически любые действия, повседневная жизнь и служба, различные виды боевой деятельности военнослужащих осуществляются как процессы их взаимодействия. Социальное взаимодействие военнослужащих (их гpупп) побуждается индивидуальными, гpупповыми и общественными потpебностями жизнедеятельности. Эти потребности удовлетвоpяются в pамках основных форм взаимодействия - общения и совместной деятельности. Если брать человеческое общество в целом и частности, то именно благодаря общению и совместной деятельности производятся условия жизни и сами индивиды, обеспечивается их взаимопонимание и согласуются отдельные действия, формируются общности - большие и малые социальные группы. Особый тип взаимодействия - это противодействие, борьба, социальные конфликты, в том числе и военные.

^ К основным социально-психологическим проблемам, являющимся значимыми для военных психологов и других руководителей можно отнести следующие:

• Роль морально-психологического фактора в повышении боевой готовности и эффективности боевой деятельности войск и отдельных военнослужащих.

• Военный руководитель, стиль его деятельности и общения, условия эффективности влияния на подчиненных.

• Социально-психологические массовидные явления в боевых условиях (паника, сплоченность воинских коллективов).

• Способы эффективного влияния на моральный дух, психологическое состояние противника и население, методы психологической войны.

• Социально-психологическая характеристика личности военнослужащего, обусловленная его социально-демографическими, национальными, возрастными, половыми, профессиональными, социально-классовыми и т.п. особенностями.

• Социально-психологическая характеристика воинских коллективов (подразделений, экипажей, караулов и т.п.) как малых социальных групп.

• Состояние взаимоотношений в подразделении как малой группе, их оптимизация. Конфликты в общении военнослужащих, способы их предупреждения и разрешения.

• Социально-психологическая адаптация военнослужащих, как процесс их приспособления к специфике нового для них социального статуса военнослужащего, вхождения в конкретный воинский коллектив.

Социально-психологические факторы эффективности совместной воинской деятельности - условия совместимости и срабатываемости военнослужащих, требования к служебной коммуникации и др.

В настоящее время все больше ученые и практики начинают обращаться к тем задачам, которые были поставлены перед военной психологией в 20-30 –е годы ХХ столетия Н.Н.Головиным, в частности: изучение проблем человеческого подсознания, разрешение вопроса поиска приемов связывания психологии действующих войск и психологии высших штабов, осуществление психологической экспертизы приказов и принимаемых решений.

1. Оценка требования, предъявляемых обстановкой современного боя к психологическим качествам воина с учетом содержания и объема переносимых нагрузок;

2. Раскрытие закономерностей, управляющих поведением и действиями воинов и воинских коллективов в обстановке боевой учебы и, особенно, боевой деятельности;

3. разработка рекомендаций по изучению индивидуальных особенностей воинов и воинских коллективов для использования их в повседневной работе офицеров;

4. Поиск и нахождение путей повышения эффективности процессов руководства воинами и воинскими коллективами, их обучения, сплочения;

5. Изыскание средств надежной оценки возможностей воинов и воинских коллективов и их целесообразной расстановки по профилям подготовки и по выполняемым задачам;

6. Разработка путей и средств осуществления психологической подготовки личного состава в подразделении, части, соединении к активным боевым действиям в условиях современной войны;

7. Определение средств предупреждения конфликтов, искоренения неуставных взаимоотношений и нарушений воинской дисциплины в подразделениях и частях;

8. Психологическое обеспечение мобилизации, активизации личного состава на успешное выполнение служебных и учебно-боевых задач;

9. Создание средств и процедур оценки морально-психологического состояния личного состава, предупреждения снижения и восстановления психологической устойчивости в сложных условиях, пресечения отрицательных психических реакций;

10. Вооружение командиров, офицеров воспитательных структур знаниями военной психологии и формирование психологического склада мышления, обеспечивающего достижение наиболее продуктивных взаимоотношений с подчиненными;

11. Обеспечение деятельности военных психологов, психологической службы ВС РФ.


^ Тема 2: "Состояние и перспективы развития военной психологии как науки и пути внедрения ее достижений в войсковую практику"


Учебные вопросы:
1. Причины возрастания роли военной психологии и ее состояние.
2. Перспективы развития военной психологии и пути внедрения ее достижений в войсковую практику.


^ Причины возрастания роли военной психологии и ее состояние.

      Состояние военной психологи - это отражение развития науки к моменту ее анализа и оценки. Оно оценивается по трем показателям: наличие социального заказа на развитие психологии в конкретной отрасли; заказ войсковой практики на психологическую науку; уровень развития психологической науки.
      Таким образом, военно-психологическая наука в современных условиях, на основе достижения нового качественного уровня научно-психологической мысли, направляет свои усилия на обеспечение эффективной реализации задач, решаемых Вооруженными силами РФ в различных условиях, а также на оказание психологической помощи военнослужащим и членам их семей.
      Пути внедрения достижений военной психологии опираются главным образом на активизацию человеческого фактора посредством проведения научных конференций, круглых столов в тесном сотрудничестве с войсками, научной общественностью, расширение рамок участников научных форумов с привлечением большего количества должностных лиц командного звена; формирование мотивации на овладение новейшими достижениями психологической науки у военнослужащих, прибывающих для переподготовки и повышения квалификации; дальнейшая разработка практических пособий для различных должностных лиц Вооруженных сил РФ.

^ Перспективы развития военной психологии и пути внедрения ее достижений в войсковую практику.

      Общие перспективы развития военной психологии заключаются в ее дальнейшей интеграции в психологической науке, упрочении научных позиций, консолидации усилий военных психологов для решения проблем, связанных с психологическим обеспечением деятельности Вооруженных сил РФ, в обосновании необходимости создания самостоятельной психологической службы в интересах анализа и использования новейших достижений психологии для нужд армейской практики.
      Приоритетными направлениями исследований являются: анализ влияния этнопсихологических проблем на деятельность Вооруженных сил на современном этапе; психология управленческой деятельности военного руководителя в условиях боевой деятельности; психологическое обеспечение в боевой обстановке; психологическая и информационная безопасность военнослужащих в современной войне; психологическая реабилитация военнослужащих - участников вооруженных конфликтов.
        Общая перспектива исследований имеет выраженную прикладную для деятельности Вооруженных сил направленность. К числу перспективных исследований по военной психологии относятся, прежде всего, разработка инструментария (методик) по психологическому анализу боевой задачи, ошибочных действий, оценки психогенных потерь, оценки психического здоровья личного состава и др. Опыт ведения боевых действий выдвигает на первый план вопросы техники общения с агрессивно настроенной группой, освоения техники беседы с паникером, с мародером, с дезертиром, воинами с отрицательной молодежью. Особе насущными является разработка техник оказания психологической помощи и восстановления боеспособности, в частности, техника устранения страха, паники, ригидности, техника самонастройки, саморегуляции, техника реабилитации военнослужащих в боевых и других экстремальных действиях.
      Однако с большими трудностями идет процесс внедрения достижений военной психологии в практику. Главная проблема - отсутствие материального обеспечения психологической работы, вследствие чего основной упор в ее организации и проведении делается на личностный фактор. Многие должностные лица, понимая большое значение военной психологии для повышения эффективности боевой деятельности частей и соединений, активно содействуют работе военных психологов. Кроме того, трудно формируется у командиров, да и в воспитательных структурах понимание того, что психолог при решении задач психологического обеспечения работы обязан руководствоваться этическими нормами. Да и для самого психолога наличие дилеммы - выполнить задачу командира и «не навредить» человеку - порой является весьма трудной проблемой.

Начало формы




Конец формы

Тема 3: "Война как социально-психологическое явление"

Учебные вопросы:
1. Психологическая характеристика войны.
2. Психологические феномены образа войны


     ^ Психологическая характеристика войны

     Война это явление в значительной мере психологическое и без понимания именно ее психологической природы, механизмов, функций, закономерностей, наиболее значимых феноменов нельзя приблизиться к пониманию ее сущности, определить ее социальную роль, выработать эффективные стратегии управления ее процессами.

1.Прежде всего, то, что психологическими являются существенные детерминанты и механизмы войны, ее функции и закономерности, наиболее значимые, острые и противоречивые явления вооруженного противоборства.

2.Психологическими критериями оцениваются важнейшие результаты и последствия войны.

3.Психологические основания представляются наиболее релевантными для осуществления классификаций видов вооруженной борьбы.

4.Все более психологическими становятся средства достижения военных целей.

^ Функции войны:
- регуляция нравственной, волевой и агрессивной энергии, самочувствия людей на Земле;
- изменение статуса социальных групп (классов, племен, религий, наций, государств, формаций, социальных систем), системы отношений власти и подчинения, конфигурации межгрупповых отношений;
- перераспределение ингрупповой и аутгрупповой сплоченности;
- изменение психического статуса населения Земли (увеличение количества лиц с психическими расстройствами, постpоенными синдромами и др.);
- изменение идеологий, социальных установок, норм и ценностей;
- разрядка психической напряженности у людей, сублимация побуждений коллективного бессознательного и др.


^ Психологические феномены образа войны.

     Важнейшим пунктом построения научного образа войны является признание ее психологического характера; понимание психологического, как ядерного, сущностного компонента этого явления.
     Мы предлагаем рассматривать психологию войны как совокупность четырех взаимосвязанных компонентов (сторон, ипостасей).
     Первая ипостась психологии войны представляет собой совокупность психологической детерминации и имманентного содержания войны как системы «конфликт». Вторую ипостась психологии войны составляет ее психологическая реальность, то есть совокупность психологических феноменов, проявляющихся в специфических условиях войны.
     Третья ипостась психологии войны включает психологическое знание, претворенное в практике войны и боя и, в частности – военно-психологическое искусство и систему психологического обеспечения боевых действий войск.
     Четвертая ипостась войны – это совокупность научных знаний о психологической детерминации, функциях, закономерностях, феноменологии войны и правилах приложения этих знаний к боевой практике.
       Исследование психологии войны как социального явления предполагает изучение таких феноменов, как:
- психологическая природа войны;
- соотношение войны и мира;
- психологическая сущность войны и ее функции в личностном и социальном измерении участников;
- психологические основы классификации войн; психологические особенности крупномасштабных и локальных военных событий;
- место и роль психологических составляющих в структуре войны (информационно-психологическое противоборство; использование выводов зоопсихологии для использования животных в интересах решения боевых задач; психология работы с военнопленными и др.);
- психологическая феноменология войны (социальные установки и мотивация, психологические единство армии и народа, героическое поведение и социальные отклонения (симуляция, дезертирство, предательство, самоубийства, мародерство), патологическая жестокость к противнику, местному населению и братания и др.), психология военно-полевого быта;
- влияние войны на личность и социальные группы, и обратное влияние людей на войну;
- влияние этнопсихологических особенностей общества и армии на ход боевых действий;
- особенности психологического воздействия войны на гражданское население;
 - психологические особенности последствий войны (победы или поражения) для нации и армии;
- психологические закономерности войны.

Вывод:
 
1.Таким образом, война в значительной степени явление психологическое, имеющее психологическую природу и содержание. Ее познание невозможно без использования методов психологического исследования. Психология войны представляет собой совокупность психологических причин и закономерностей возникновения и развития войны, ее функций, феноменологии, психологической практики, осуществляемой в интересах достижения военных целей и область научных знаний, исследующих эти феномены.

2.Ее исследованием должны заниматься различные отрасли психологии (политическая, социальная, возрастная, этнопсихология, психология индивидуальных различий, психофизиология, зоопсихология, психотерапия и др.), однако, главное место в исследовательской работе здесь должна занимать военная психология. При этом психологическое знание о войне должно добываться в тесном содружестве с представителями военной науки, философии, истории, социологии, физиологии, медицины и др.


^ Тема 4: "Развитие военной психологии в России до 1917 года"

Учебные вопросы:
1. Формирование системы военной психологии в России на этапе эмпирического развития
2. Развитие отечественной военной психологии в конце 19 -начале 20


Формирование системы военной психологии в России на этапе эмпирического развития

Основными периодами развития военной психологии принято считать:


1. До 1917 года.
2. 1917 - 1941 года.
3. 1941 - 1945 года.
4. 1945 - наше время, в котором выделяются два подпериода:
      - первый - 1945 – 1957 годы
      - второй - 1957 – наше время.

Основаниями периодизации является:
- изменения проблематики исследований в зависимости от социально-культурной детерминации (от социального заказа);
- повышенное внимание государства к военно-психологическим исследованиям;
- изменение роли, места, реального статуса в структуре психологической науки;
- изменение оснований научного поиска, посредством которых обосновываются методологические установки ученого.


^ Развитие отечественной военной психологии в конце 19 -начале 20



Факторы

Состав

Авторы

 

Социально-психологические

- отношение народа к войне;

- отношение народа к армии;

- понятность целей войны;

- религиозные мотивы.

А.Агапеев,

Н.Н.Головин,

Бонч-Бруевич.

Факторы,  обусловленные видом и условиями боя и войны

- характер войны: победоносный, пораженческий;

- виды оружия, используемые в бою;

- характер местности и т.д.

В.Полянский,

А.Резанов,

К.И.Дружинин.

Психофизиологические

- нервно-психическая конституция;

- постоянное душевное напряжение;

- постоянная опасность для жизни;

- физические ранения.

Скляр,

Г.Е.Шумков,

С.Д.Владычко.

Индивидуально-психологические особенности воинов

- предел физических сил;

- опыт участия в боях;

- мотивы и чувства.

Г.Е.Шумков,

А.М.Дмитриевский.



Выводы: Таким образом, военная психология в России во второй половине XIX - начале XX веков выделилась в самостоятельную отрасль психологической науки, имеющую свой предмет, принципы, метод и структуру знаний. С самого начала истории военной психологии личность воина стала предметом военной психологии. В области социальной психологии военным психологам удалась формулировка классификация групп, психологических явлений, удалось вскрыть механизмы социально-психологических явлений в армии. Боевая деятельность изучалась как специфический вид деятельности, совершаемый во время боя и связанный с риском для жизни.


^ Тема 5: "Развитие военной психологии накануне и в годы Великой отечественной войны"

Учебные вопросы:
1. Развитие проблематики советской психологии в интересах ведения боевых действий
2. Основные направление развития военно-психологических исследований в годы войны


^ Развитие проблематики советской психологии в интересах ведения боевых действии.


     При этом, как отмечал Председатель Комитета по делам высшей школы при Совнаркоме СССР С. Кафтанов, "война не только не ослабила пульса творческой жизни в нашей стране, но, наоборот, дала новый мощный толчок к дальнейшему развитию научной мысли. Тревога за судьбу родины, жгучая ненависть к немецко-фашистским захватчикам явились источником небывалого вдохновения для деятелей науки, техники, культуры в нашей стране" (Кафтанов С., 1943. С.2).
     Что же означал перевод психологии на "военные рельсы", как тогда говорили?

     Необходимо было:
1) изменить тематику научных исследований, отказаться от ряда традиционных направлений, развивать новые предметные области психологии;
2) осуществить преобразования в организационной структуре, пересмотреть вопросы, связанные с научной координацией и развитием науки;
3) качественно изменить формы взаимодействия психологии с практикой, способствовать росту прикладных практических разработок

     Основными особенностями организации и проведения психологических разработок и исследований в период войны явились:
 • четко выраженная прикладная направленность;
• единство научно-исследовательской и научно-практической работы;
• сокращенные сроки проведения;
• открытость и доступность результатов широкому кругу специалистов;
• междисциплинарный характер;
• завершенность исследовательско-внедренческого цикла;
• практичность и комплексность как основные критерии эффективности и ценности результатов.

     Советский нейропсихолог А.Р. Лурия писал: "Чувство общей ответственности и общей цели охватило всю страну. Каждый из нас знал, что мы обязаны объединиться с нашими соотечественниками, чтобы противостоять смертельной опасности. Каждый из нас должен был найти свое место в этой борьбе - или непосредственно защищая свою страну, или работая в оборонной промышленности, которая была эвакуирована в отдаленные районы страны, или восстанавливая здоровье и трудоспособность раненых" (Лурия А.Р., 1982. С. 129).
     Так, в 38 педагогических институтах страны (за исключением московских) только за год (1942-1943 гг.) было защищено по психологии 9 докторских диссертаций (из 25 всех защищенных докторских диссертаций) и 7 кандидатских диссертаций (из 28 защищенных).


^ Основные направление развития военно-психологических исследований в годы войны


     Ведущие направления и формы участия психологов в деле защиты Отечества:
• проведение научных исследований по оборонной тематике;
• работа в эвакогоспиталях по восстановлению здоровья раненых бойцов;
• обеспечение психологической подготовки кадров для тыла и армии и учебно-воспитательного процесса;
• развертывание научно-просветительской, санитарно-гигиенической и профилактической работы;
• непосредственное участие в боевых операциях (в составе кадровых частей, народного ополчения, партизанских отрядов);
• строительство защитных сооружений; работа в тылу (на производстве, в сельском хозяйстве и практическом здравоохранении).

     Темы исследования имеющие непосредственное отношение к психологии и ориентированы на самое активное участие психологов.
    
     Первая из них - проблема профилактики раневых осложнений и лечение этих осложнений. Она включала такие темы, как лечебная физкультура, восстановительная гимнастика и физиотерапия. Основными исследовательскими задачами в данной проблемной области являлись: разработка предупредительных мероприятий и выработка наиболее эффектных методов лечения.

     Вторая проблема - нарушение психики при травматических поражениях головы, мозга. Она предусматривала работу по таким темам:
• Методы экспертизы поражений центральной нервной системы и их лечение.
• Отдаленные влияния контузий на психическую сферу больных и борьба с ними

    А.Р. Лурия выделил в клинической работе следующие задачи:
• установление влияния поражения того или иного участка мозга на структуру психических процессов;
• выявление факторов, определяющих нарушение отдельных психических функций;
• системное описание проявлений различных нарушений мозга.

     Б.М. Теплов «Ум полководца». Обосновано, что интеллектуальные свойства не выступают в изолированном виде, а существуют и развиваются в целостной структуре личности, во взаимодействии с другими личностными характеристиками и свойствами, они неразрывно связаны с эмоционально-волевыми проявлениями человека, его знаниями, опытом.  Ум полководца трактуется как одна из форм практического ума, и выступает не как некий чистый интеллект, а представляет собой сплав интеллектуальных и волевых компонентов.  К примеру, уже в первые дни войны решением ученого совета Всесоюзного института экспериментальной медицины (именно в этом институте группа психофизиологов под руководством П.К. Анохина работала над проблемой взаимовлияний центральной и периферической нервных систем) был изменен план НИР.

     Внимание ученых было сосредоточено на двух основных проблемах:
• - на вопросах изучения "важных инфекций, могущих иметь распространение в условиях военного времени;
• - на вопросах травматических поражений (ранений)" (Проппер-Гращенков Н., 1943. С. 87).

     В декабре 1943 г. состоялось заседание Президиума Уч. Совета Наркомздрава СССР совместно с Правлением Всесоюзного общества невропатологов и психиатров, что подавляющая часть предложенных тем просто не могла быть решена без участия в них психологов:
• травмы центральной и периферической нервной системы (синдромы расстроенного сознания при коммоциях и контузиях, локальные и общемозговые симптомы в клинике травматических психозов;
• инфекционные и токсические заболевания центральной и периферической нервной системы (клиника постоперационных психозов, эндогенные психозы);
• психогении военного времени (клиника, патогенез и классификация психогений, клиника, патогенез и лечение реактивных состояний, динамика различных форм психопатий);
• экспертиза нервных и душевных болезней (отграничение шизофрении от реактивных состояний, диагностика и экспертиза эпилепсий);
• терапия психических заболеваний, лечебная помощь инвалидам Отечественной войны (методы восстановительной терапии, профилактика инвалидности, экспертиза трудоспособности).


^ Тема 6: "Развитие военной психологии в США"


 Учебные вопросы:
1. Теоретические и организационные основы развития военной психологии в США.
2. Развитие военной психологии с США после 2-й мировой.


      Направления исследований в США:
      I мировая война
• психологическое обследование новобранцев;
• отбор и классификация специалистов;
• военные проблемы слуха;
• военные проблемы зрения;
• психологические проблемы авиации;
• психологические проблемы обучения и воинской деятельности;
• общение с эмоционально–неустойчивыми воинами;
• переучивание людей;
• вопросы морали и пропаганды;

     II мировая война
• анализ содержания и действенности средств пропаганды, разработка информации;
• изучение и учет морального состояния;
• составление рекомендаций руководству спецслужбы;
 • разработка тестов для подбора военных специалистов;
• разработка методов и программ тренировок в соответствии с тестами боевой подготовки;

Выводы по 1 вопросу:
1) В целом в период I мировой войны и после ее окончания, военная психология развивается как экспериментальная дисциплина, пытающаяся найти решение социальных проблем, внешне нейтральными, техническими процедурами. Именно в этот период заложена научная база для дальнейшего её развития.
2) В ходе II мировой войны военная психология, как самостоятельная область исследований заняла прочные позиции и стала зрелой. В это период в США накоплен опыт массированного, целенаправленного, централизованного, комплексного применения психологических сил и средств для решения жизненно важных для наций задач на основе целостных государственных программ.


^ Организационные основы военной психологии


     В настоящее время в США существует широко разветвленная система организаций и учреждений, занимающихся военно-политическими исследова¬ниями. Около 80 из них фактически находятся в структуре вооруженных сил. Кроме того, около 100 научно-исследовательских центров, десятки университетов, частных исследовательских институтов, специализированных больниц и лабораторий ведут разработки по контрактам, заключенным с Пентагоном. В составе вооруженных сил США насчитывается 8000 дипломированных психо¬логов (5000 военных и 3000 гражданских). Ежегодно на службу поступает не менее 800 новых специалистов.

      Основными направлениями развития теоретических и экспериментальных проблем военной психологии в США являются:
– подготовка военнослужащих к ведению боевых действий (проблемы идеологической обработки и интенсификации обучения), формирование и сплочение подразделений;
– управление поведением личного состава в мирное и военное, время, управление техникой и оружием (эргономика, антропотехнология);
– социально-психологические средства воздействия на своих военнослужащих (население), союзников, а также на военнослужащих (население) вероятного противника;
– профессиональный, психологический отбор (изучение людских ресурсов, психологические испытания, системная классификация военнослужащих, перемещение кадров).

      К проблематике текущих исследований в области отбора и классификации можно отнести:
1. совершенствование системы тестирования одаренности в интересах оценки комплекса умений,
2. компютерно-адаптивное тестирование, совершенствование системы тестирования и различных персональных классификационных тестов.

     В области человеческого фактора (мотивации) проводятся исследования по проблемам:
• человек как воин;
• человек как персонал;
• устранение факторов вредности для здоровья;
• взаимоотношения человека и системы оборудования;
• процесса принятия решения человеком;
• искусственный интеллект.

      Особое место уделяется проведению тренинга в интересах:
- обучения военнослужащих вопросам эксплуатации и ремонта новых видов техники и оружия;
- разработки тренажеров, технических средств обучения (инструкторское телевидение, слайдовые звуковые программы);
- изучения эффективности тренинговых процедур.

      В качестве проблемных задач выступают использование интерактивных видеодисков, искусственного разума, грамотных инструкций, стандартизация военного тренинга, выработка единых требований к разработке инструкторских систем по проведению тренинга.
      Военные психологи в настоящее время обеспечивают:
1. Подготовку личного состава (индоктринация, обучение специалистов, боевая, психологическая подготовка к ТВД, подготовка в видах ВС, различных категорий военнослужащих и т.д.).
2. Отбор (психотехнические испытания, классификация, назначение, перемещение).
3. Руководство людьми и подразделениями в службе и в бою (процесс руководства, его правила, качества руководителя, изучение подчиненных, побуждение и внушение).
4. Управление техникой и оружием в бою (навыки, утомление, работоспособность).
5. Конструирование боевой техники (с учетом возможности оператора).
6. Формирование, сплочение и сохранение боевых групп.
7. Психологическая война.

Выводы по лекции:
1. Американская психология прошла трудный путь развития и становления, но это не помешало ей занять достойное место в военном строительстве и в ходе боевых действий благодаря своей практической значимости проводимых исследований. Одновременно именно в военное время были сформулированы современные эвристические идеи передовых психологов и целых школ.
2. В целом многообразие проблематики современных военно-психологических исследований в США обусловлено узко прикладным характером военной психологии и большим количеством конкретных заказов, поступающих от различных учреждений военного ведомства. Прагматизм этого социального заказа заключается в том, что финансируются лишь те исследовательские проекты, которые в короткое время могут принести реальную финансовую отдачу.


^ Тема 7: "Развитие военной психологии в Англии, Германии, Франции, Японии и Израиле"

 Учебные вопросы:
1.Анализ научно-теоретических особенностей развития военной психологии в Германии
2. Основные направления развития военной психологии в Англии, Франции, Японии и Израиле


      Основные направления психологических исследований в Германии в годы I МВ:
- моральное состояние войск;
- поведение солдата в бою;
- поведение солдата на службе;
- национальная психология;
- отбор новобранцев;
- наблюдение за людьми, вышедшими из повиновения (в тюрьмах, психиатрических клиниках).
      Основные направления психологических исследований в Германии в годы II МВ:
- идеологическая обработка;
- мобилизация (не до отбора);
- руководство;
- отбор на важнейшие специальности;
- психологическая война;
- исследование психики на людях в концентрационных лагерях.

     Войска «психологической обороны» морально-психологическое обеспечение осуществляют по трем направлениям:
• через интенсивную, целенаправленную морально-психологическую подготовку военнослужащих;
• через деятельность войск «психологической обороны»;
• через религиозную деятельность военно-церковной службы.
     Морально-психологическое обеспечение (МПО) решает двуединую задачу: воздействие на свои войска (отдельные категории военнослужащих, группы, подразделения, части) и население; воздействие на войска и население противника. Морально-психологическая подготовка личного состава решает следующие задачи:

^ Первая задача:
• Обеспечение психологической готовности военнослужащих к ведению активных боевых действий в условиях, как мировой, так и ограниченной войны, в любых природно-климатических условиях, а также: преодоление страха и паники;
• укрепление групповой сплоченности; достижение непрерывного и твердого руководства;
• упрочнение взаимоотношений между военнослужащими в небольших группах (отделение, расчет, экипаж).

      Морально-психологическая подготовка личного состава решает следующие задачи:

^ Вторая задача:
      Осуществление психологической обороны – психологических операций. Проведение «консолидирующей» пропаганды на свои войска и население, и подрывной – на войска и население противника.
      По данным печати в специальных частях бундесвера отрабатываются особые методы психологической подготовки (саморегуляция, медитация, экстрасенсорное восприятие и т.д.).
    Требования к морально-психологической подготовки военнослужащих Великобритании:
• максимально приблизить боевую подготовку к условиям современной войны, осуществляя ее на грани физ. и псих. истощения л/с.
• приоритет отдается формированию у л/с морально боевых качеств в ночное время.
• стремление осуществлять привитие навыков, прежде всего в экстремальных условиях, изобилующих большими неожиданностями для офицеров и солдат. (занятия проводить с бомбометанием, обкаткой танками, наступление за реальным артиллерийским валом, с введением элементов риска и опасности.
       В подготовке личного состава широко используется самовнушение и релаксация в интересах укрепления внутригрупповой сплоченности.».
      Военная психология в Великобритании в годы первой и второй мировых войн развивалась по следующим направлениям:
      I Мировая война
- боевая деятельность солдат;
- психология летной деятельности;
- разработка тестов профпригодности

      II Мировая война
- разработка методов отбора с использованием тестов;
- методы тренировки;
- решения проблемы работы органов чувств в бою;
- проблема боевого истощения;
- отбор летчиков, их утомляемость;
- предел работоспособности;
- отбор командных кадров – ролевые эксперименты;
- психологическая война.

      В ВС Франции для определения степени психологической подготовленности личного состава были обоснованы психологические факторы, влияющих на боеспособность:
• уверенность в технике и вооружении,
• уверенность в командире,
• уверенность в себе,
• слаженность подразделения,
• моральные возможности,
• восприятие законности уверенных действий, личностная ситуация в бою.


Выводы: Развитие Военная психология в в Англии, Германии, Франции, Японии и Израиле имеет свои особенности, связанные прежде всего с историческими, культурно-национальными особенностями народов и их вооруженных сил.
1. Теоретические разработки военно-психологических всегда имели четко ориентирирование на практику боевой деятельности. В большинстве из стран НАТО происходит унификация военно-психологических технологий и за основу моральнопсихологической подготовки берется взгляды психологов США. икация групп, психологических явлений, удалось изучить механизм социально-психологических явлений в армии.
2. Боевая деятельность изучалась как специфический вид деятельности, совершаемый во время боя и связанный с риском для жизни.


Тема 8: "Психология боевой деятельности"

Учебные вопросы:
1. Психология боевой деятельности военнослужащих.
2.Психология риска в боевой деятельности военнослужащих.


       К условиям эффективности и надежности деятельности личности следует отнести:
• четкое понимание цели,
• положительную мотивацию,
• психическую готовность,
• профессиональное мастерство,
• волевые качества,
• хорошо развитые познавательные психические процессы.

      Боевая деятельность характеризуется:
• практическим применением таких средств, как оружие и боевая техника;
• своеобразием целей и результатов (уничтожение живой силы противника, разрушение его укреплений, техники, захват территории и т.д.);
• экстремальным характером условий, в которых она протекает (опасность, внезапность и т.д.);
• возникновением перегрузок и задач, превосходящих индивидуальные и групповые возможности; крайней интенсивностью функционирования психики, необычайно высоким напряжением всех сил воинов.

      Психологическая структура боевой деятельности:
• цель
• мотивы
• способы, через которые и посредством которых в деятельность включаются различные стороны личности воина.
• результат
• Риск
• действие или решение, направленное на выполнение определенной цели, достижение которой связанно с опасностью и угрозой

      Выявлены три типа процедур сдвига к риску:
• а) сравнение первичных индивидуальных решений с согласованным групповым;
• б) сравнение первичных индивидуальных решений после согласованного группового решения с вторичными индивидуальными;
• в) сравнение первичных индивидуальных решений после проведения групповой дискуссии без обязательного согласования с вторичными индивидуальными.

      В годы ВОВ (по результатам исследования изучения эффективности управления с учетом риска) показали: более 70% рискованных решений обеспечили успех выполнения боевой задачи и лишь менее 30% решений из них оказались неэффективными. И наоборот, менее 50% нерискованных решений обеспечили эффективность выполнения боевых задач.
      Риск предполагает два класса ситуаций деятельности, в которых:
• а) успех и неуспех оцениваются по определенной шкале достижений, соответствующих или нет уровню притязаний лица принимающего решение;
• б) где неуспех влечет за собой наказание (физическая угроза, болевое воздействие, социальные санкции).


^ Тема 9: "Психологическая характеристика современного боя и его влияние на психику воина"

Учебные вопросы:
1. Характеристика социально-психологических факторов, влияющих на современный бой
2. Особенности воздействия на психику воинов психогенных факторов современного боя


^ Характеристика социально-психологических факторов, влияющих на современный бой


      Факторы, определяющие боевую активность воинов. Представленная психологическая модель боевых действия позволяет выделить две группы факторов, влияющих на боевую деятельность войск: внешние и внутренние.
       А.Г.Караяни предлагает рассматривать в качестве предмета психологического обеспечения боевых действий личного состава либо «Психологические возможности войск», либо более релевантный термин целевой психологический ресурс.
      Структура объекта психологического обеспечения (личность-среда-деятельность) определяет структурно-содержательную определенность целевого психологического ресурса.
      ^ Структура целевого психологического ресурса.
      Элементы ЦПР находятся в отношениях взаимного дополнения и частичной компенсации. Например, недостаток индивидуальной психоло- гической готовности может быть в определенной степени компенсирован посредством правильной расстановки людей, создания эффекта «психологи- ческого заражения» групповым настроением и др.
      Зависимость работоспособности военнослужащих от продолжительности сна


Продолжительность сна в часах в сутки

 
  1   2



Скачать файл (203 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации