Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Шпоры - файл 1.doc


Шпоры
скачать (500.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc501kb.03.12.2011 11:31скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4
Реклама MarketGid:
Загрузка...
1. Предметы и задачи эргономики

Вопросы эргономики в последние годы приобрели большое зна­чение и в некоторой степени стали определяющими в развитии техники и особенно при конструировании, производстве и экс­плуатации машин и сложных систем управления. Это связано с тем, что в условиях бурного развития научно-технического прогресса и появления новой техники трудовая деятельность человека становится все более сложной и напряженной. По дан­ным статистики надежность выполнения человеком-оператором все более усложняющихся функций уменьшается, поэтому уве­личение надежности технической части системы теряет смысл, так как надежность всей системы «человек-машина» лимитиру­ется также надежностью человека.

Изменения условий трудовой деятельности, за которыми не поспевает биологическая перестройка организма человека, обу­словливают возникновение целого ряда негативных явлений. Работая иногда на пределе психофизиологических возможностей и в неблагоприятной производственной среде, человек допускает ошибки, «цена» которых в современном производстве резко воз­росла. В большинстве случаев действия операторов указываются неправильными не из-за низкой их квалификации, а по причи­не несоответствия конструктивных особенностей техники воз­можностям человека.

По имеющимся данным на долю человеческого фактора сей­час приходится от 40 до 70% всех отказов технически сложных систем. В соответствии с мировой статистикой 80% катастроф на автомобильном транспорте происходят в результате оши­бок, называемых логическими и моральными. О высоких на­грузках на психику и общее состояние операторов сложных сис­тем свидетельствуют такие данные. При движении в автомобильном потоке с большой интенсивностью движения у водителя большегрузного автомобиля частота переноса взгляда на внешних участников движения, контроля за ними колеблется от 150 до 300 в мин. В эту частоту входит работа с зеркалами заднего вида. Длительность фиксации взгляда на каждом приборе составляет 0,7 с; приходится со­вершать руками около 30-60 движений в мин. В результате — пульс во время движения доходит до 150 ударов в мин, кровяное давление 200 мм рт. ст.

Из приведенных примеров видно, что как бы ни была со­вершенна техника, ее эффективное и безопасное применение в конечном итоге зависит от того, насколько полно согласованы конструктивные параметры с оптимальными условиями работы человека, с его психофизиологическими возможностями и осо­бенностями. Поэтому и возникает необходимость изучения ра­боты машин (систем) и деятельности операторов в едином ком­плексе «человек-техника-среда».

Эргономика — это наука, изучающая проблемы, возникающие в системе «человек-техника-среда», с целью оптимизации трудовой дея­тельности оператора, создания для него комфортных и безопасных условий, повышения за счет этого его производительности, сохранения здоровья и работоспособности. Из этого определения видно, что предметом эргономики является трудовая деятельность человека, а объектом исследования — система «человек-техника-среда».

Для эргономики большое значение имеет проблема взаимо­связи ее со сложными науками. Схематично эти связи можно изобразить следующим образом

Возникновению и развитию эргономики по­служили проблемы, связанные с внедрением и эксплуатацией новой техники и технологии на современном этапе развития экономики и оказавшиеся неразрешимыми средствами только технических и медицинских наук. Необходимо было согласовать рекомендации психологии, физиологии, гигиены труда, органи­зации труда, дизайна и объединить их в общую систему требо­ваний к содержанию и характеру труда в системе «человек-техника-среда».

^ Первой проблемой является недостаточная эффективность системы, которая часто оказывается ниже расчетной, ожидаемой. Это связано со многими причинами, например, с несогла­сованностью параметров оборудования и возможностей человека работать в условиях дефицита времени и информации, мощного воздействия внешних факторов и др.

^ Второй проблемой является факт роста травматизма лю­дей, взаимодействующих с техническими системами на произ­водстве, транспорте и в быту. Анализ причин травматизма пока­зывает, что он часто обусловлен ошибочными действиями лю­дей, вызванными недостатками в конструкции техники, средств отображения информации, органов управления машин и меха­низмов.

^ Третья проблема связана с текучестью кадров.

Четвертая проблема связана с ростом числа нервно-психических заболеваний, вызванных так называемым «индустриальным стрес­сом». Значительная часть этих заболеваний обусловлена темпами и особенностями организации современного производства.

Совершенно очевидно, что при проектировании, внедрении и эксплуатации систем «человек-техника-среда» должны учиты­ваться реальные возможности человека, которому предстоит ра­ботать в системе.

^ 2. Основные цели эргономики

Первая цель эргономики — повышение эффективности систе­мы «человек-техника-среда», под которой следует понимать спо­собность системы достигать поставленной цели в заданных условиях и с определенным качеством.

Эффективность может быть определена по формуле

где

Э — эффективность системы;

П — производительность в единицах продукта системы;

К — качество продукта;

З — материальные, временные, энергетические, психические затраты.

Например, использование ЭВМ и робототехники значитель­но увеличивает эффективность трудовой деятельности, но может и резко повысить психофизические затраты работника в случае пренебрежения эргономическим анализом и проектированием рабочего места оператора, параметров дисплея.

^ Вторая цель эргономики — безопасность труда. К системе техники безопасности относятся службы техники безопасности и производственной санитарии во всех отраслях. Надзор и кон­троль за соблюдением правил по охране труда осуществляют специально уполномоченные государственные органы.

^ Третья цель эргономики — обеспечение условий для развития личности человека в процессе труда.

Основные понятия эргономики сосредоточены в ГОСТ 26387—84 «Система «человек-машина». Термины и определе­ния». Например, «система «человек-машина» по этому стандарту — система, состоящая из человека-оператора (группы операто­ров) и машины, посредством которой он осуществляет, (они осуществляют) трудовую деятельность. Человек-оператор (оператор) — человек, осуществляющий трудовую деятельность, основу которой составляет взаимодействие с предметом труда, машиной и внешней средой через посредство информационной модели и органов управления. Машиной в системе «человек-машина» называют совокупность технических средств, исполь­зуемых человеком-оператором в процессе деятельности. Дея­тельность человека-оператора — это процесс достижения по­ставленных в системе целей, состоящий из упорядоченной сово­купности действий человека и т. д.

^ 3. Состав и структура эргономики

Эргономическую оценку системы «человек-техника-среда» можно осуществлять дифференцированным методом, при кото­ром используются отдельные эргономические показатели, или комплексным методом, при котором определяют один обобщен­ный эргономический показатель. Оценку системы дифференци­рованным методом производят с помощью групповых показате­лей, определяемых по одному на каждый из разделов эргономи­ки: антропометрический, гигиенический, физиологический, психофизиологический и психологический. Эти разделы, вместе взятые, и составляют эргономику как науку

^ 4 Выявление связей в труде. Взаимосвязь человека с машиной является одним из много­численных видов зависимостей, проявляющихся в процессе работы. Можно выделить четыре вида таких зависимостей:

  • человек — машина,

  • человек — человек,

  • машина — машина,

  • операция — операция.

Два последних вида зависимостей относятся к сфере техноло­гии, организации производства и труда. Связь человека с человеком в трудовом процессе относится к сфере социальной психологии. Мы изучаем связь человек — машина. Значимость или важность связей. Можно предположить, что дело не только в частоте появления каждой связи в течение рабочего дня. Одни связи являются более важными, чем другие, хотя и могут появляться реже. Вес связей. Зная частоту появления и значимость отдельных связей, можно определить их относительный «вес». Иногда бы­вает необходимо отдать абсолютное предпочтение какой-нибудь одной связи независимо от того, насколько часто она появляется. В других случаях решающим фактором будет просто частота по­явления связей. Методы оптимизации системы. Определение оптимального рас­положения органов управления, т. е. решение системы «человек — машина» с помощью математических расчетов является кропотливым и сложным методом. Вместо этого можно использовать другой метод — графический, который в по­давляющем большинстве случаев позволяет получить вполне удо­влетворительные результаты.

^ 5Система «человек — машина»

Во всех приведенных случаях мы сталкиваемся со специфиче­ской проблемой создания системы «человек — машина». Это одна из центральных проблем любого эргономического анализа. Понятие системы «человек — машина» (или «человек — трудовой процесс») используется как в эргономике, так и в пси­хологии труда. Эта система почти всегда кладется в основу ана­лиза всякой системы, в которой помимо человека выступает ка­кое-либо орудие труда, машина или механическое устройство.

В системе «человек — машина» можно выделить три основные функции:

1) функцию входа, обеспечивающую ввод информации в ор­ганы чувств человека;

2) функцию управления, осуществляемую центральной нерв­ной системой человека;

3) функцию выхода, которая обычно, хотя и не всегда, реа­лизуется посредством сенсомоторных органов и мышечной систе­мы человека.

^ 6Этапы анализа системы «человек — машина»

Обязательным условием правильного анализа системы «чело­век - машина» является его научная обоснованность, т. е. приме­нение объективных оценок, основанных на тщательно отобранных фактах, которые позволяют сделать соответствующие предложе­ния и рекомендации.

При рассмотрении конкретных систем (проектируемых или уже существующих), в которых имеет место взаимодействие ме­жду человеком и машиной, можно выделить шесть последователь­ных этапов).

1. ^ Описание и анализ системы в целом, и подразделение ее на частные подсистемы (функции). В данном случае можно приме­нить технику анализа, используемую при исследовании методов труда (технологические карты, карты взаимосвязей и т. д.). Затем следует распределить отдельные частные функции между челове­ком и машиной с использованием надлежащих критериев, кото­рые будут приведены ниже.

2. ^ Оптимизация условий взаимодействия между отдельными машинами или между комплексом машин и человеком, который будет находиться в контакте с этими машинами. При исследова­нии действий человека последовательно определяются его кон­такты: а) с машиной; б) с рабочим местом; в) с материальными условиями среды с таким расчетом, чтобы создать наилучшие усло­вия протекания трудового процесса. Исходным пунктом исследо­вания в этом случае является не машина, а человек с учетом его возможностей и ограничений.

3. ^ При разработке конструкции новой машины или устройства, а также при проектировании нового помещения или его рекон­струкции рекомендуется исследовать предлагаемые новые решения на макетах или пластических моделях так же, как это де­лается при решении чисто конструктивных задач. В этом случае можно использовать либо модели машин в натуральную величину, исследуя на них условия работы человека (рабочее положение, движения, прилагаемые усилия), либо манекены с подвижными частями тела.

Три последующие рекомендации относятся к разработке си­стемы «человек - машина» и касаются подбора и профессиональ­ной подготовки работников для выполнения операций на будущих новых или модернизированных рабочих местах.

4. ^ Составление списка выполняемых операций в каждой отдельной подсистеме с указанием необходимой квалификации и производственного опыта работников и специфических трудностей, возникающих при выполнении этих операций.

5. Если данная работа требует профессиональных специальных знаний, следует разработать методику наиболее быстрого обучения и подготовки людей для данного вида работы.

6. Одновременно следует обратить внимание на такие факто­ры, как социальные условия, взаимоотношения в процессе рабо­ты, адаптация к условиям микроклимата, возможность невыходов на работу, многосменность работы, техника безопасности и т. п.

^ 7Описание системы

Первый этап работы состоит в детальном описании системы как единого целого. Этот этап имеет меньшее значение для отдельных машин (единичная система «человек - машина») и чрезвычайно важен, если рассматривается большой и сложный комплекс (например, обслуживание больших диспетчерских или опе­раторских пунктов в промышленности или на транспорте, коллек­тивное управление прокатным станом, работа на сборочном кон­вейере и т. п.).

Рассматриваемый комплекс в дальнейшем делится на частные функциональные подсистемы, которые поочередно подвергаются анализу. Цель такого анализа - определить, должна ли данная частная подсистема (функция) реализоваться человеком или машиной.

Анализ показывает процесс описа­ния системы как единого целого и деление этой общей системы на частные подсистемы. Для описания системы применяется карта взаимосвязей. В ней весь рабочий процесс разбивается на отдельные части, и отмечаются доли участия человека и машины на протяжении всего рабочего чикла или времени.

С точки зрения эргономики нас интересует не столько возможность лучшего использования машинного времени самого по себе, сколько правильная загрузка обеих составляющих систе­мы с учетом критериев физиологии и психологии труда. В соот­ветствии с приведенными выше данными рационализация такой системы должна состоять из следующих этапов:

1. Описание всей системы в форме приведенной выше карты взаимосвязей элементов системы.

2. Описание отдельных подсистем (функций), входящих в дан­ную систему. Составляя такое описание, мы предполагаем, что ра­бочий, обслуживающий и работающий на машине, получает информацию непосред­ственно на рабочем месте, и что обслуживаемая им машина нахо­дятся в состоянии готовности к работе.

а) Первой частной подсистемой (функцией) системы «человек – машина» будет подготовка машины к работе или ЕО. Эта подготовка заключается в проверке ГСМ, световых приборов, систем ДВС и трансмиссии, систем безопасности, АКБ и др.

б) Второй частной подсистемой является функция запуска систем машины.

в) Третьей частной подсистемой является проверка режимов работы систем машины посредством контрольно-измерительных приборов.

г) Четвертая функция - процесс движения и контроль работы систем машины во время движения.

д) Пятой подсистемой является процесс управления при движении.

е) Шестая операция – завершение работы, проверка всех систем и заправка машины ГСМ.

3. Следующий вопрос относится к возможности передачи неко­торых функций рабочего автомату с учетом диспропорции нагруз­ки обеих сторон системы. Для этого, прежде всего, нужно иссле­довать наиболее трудоемкие операции.

Необходимая при этом последовательность действий такова:

а) Нажатие на педаль сцепления.

б) Переключение передач.

в) Торможение автомобилем.

г) Управление дверьми (системы управления дверьми).

д) Управление другими системами машины.

4. Определение возможности механизации, автоматизации или упрощения этих операций должно производиться с учетом следую­щих факторов: технических возможностей, стоимости, производительности, надежности устройств, размеров и веса этих устройств, техники безопасности.

5. После исследования всех проблем, связанных с взаимодей­ствием человека и машины, следует перейти к условиям труда на рабочем месте, исследуя поочередно: положение человека на рабочем месте (работа стоя, сидя, в согнутом положении); темп работы, количество перерывов и длительность отдыха, а также возможность правильного его использования (стул или скамья для сидения) и т. п.

6. Последняя группа вопросов касается условий материальной среды, к которым относятся: освещение, шум и вибрации, температура, влажность и условия вентиляции и т. п.

^ 8Оптимизация взаимодействия

Анализируя какую-либо систему с целью ее оптимизации, сле­дует рассматривать включенного в эту систему человека как ее важнейшую составную часть. Для обеспечения надежности дей­ствия всей системы каждая из ее составляющих (люди, машины, аппаратура) должны: а) выполнять свои функции в соответствии с их возможностями и б) быть связаны между собой наиболее целесообразным образом.

Преимущество человека перед машиной проявляется, прежде всего, в следующих отношениях:

1. Обнаружение слабых световых и звуковых сигналов.

2. Восприятие взаимосвязанных комплексов световых и зву­ковых сигналов.

3. Импровизация и применение гибкой методики.

4. Сбор большого количества данных и хранение их в течение длительного времени; восстановление важных фактов в необходи­мый момент.

5. Индуктивный способ мышления.

6. Выработка решений.

7. Развитие концепций и разработка методов. С другой стороны, существующие машины и механизмы имеют преимущество перед человеком в следующих отношениях:

1. Быстрая реакция на полученный сигнал.

2. Возможность равномерно и точно развивать большие усилия.

3. Возможность длительного выполнения однообразной работы.

4. Быстрое накопление информации и последующее полное ее стирание.

5. Высокая скорость проведения математических вычислений.

6. Выполнение нескольких действий одновременно.

9Восприятие информации

При конструктивной разработке какого-либо узла машины, обслуживаемого человеком, следует, прежде всего, выяснить, какая информация ему будет необходима, а затем — в какой форме эту информацию необходимо представить.

Определение количества информации, необходимой обслужи­вающему персоналу, зависит от того, какие решения он будет принимать. После уточнения количества необходимой информа­ции выбирается форма, в которой эта информация будет пред­ставлена (различные способы визуальной или акустической инди­кации). Выяснение границ возможностей восприятия и передачи информации от рецепторов к центральной нервной системе было темой многолетних исследований в экспериментальной психоло­гии, и в результате удалось разработать ряд конкретных реко­мендаций.

Эти рекомендации определяют главным образом форму и ве­личину шкал и указателей, а также их элементов (стрелок, цифр, делений), размещение аппаратуры на щитах (расстояние от опе­ратора, высота, угол наклона по отношению к стоящему опера­тору, взаимное расположение на щите), компоновка конкретных приборов, логическое их объединение в группы в соответствии с расположением соответствующих органов управления, условия освещения и т. п. Удалось также определить допустимое количе­ство и скорость передачи информации. В отношении акустических сигналов также удалось установить необходимую громкость по от­ношению к «маскирующему шуму» (шумовому фону в данном помещении), изучить возможность совмещения звуковых и оптических сигналов, стимули­рующее воздействие звуковых сигналов, возможное вредное воз­действие шума и т. п.).

^ 10Принятие решений

Проблемы, касающиеся принятия решений, также стали за последние годы предметом многочисленных исследований и экспе­риментов. Эти работы, в частности, привели к выводу, что при рабочих операциях, требующих большого внимания и умственного напряжения, наиболее узким местом являются не органы зрения или слуха, а центральная нервная система. Воспринимающие клетки головного мозга, получающие информацию извне (через органы зрения, слуха или осязания), не в состоянии воспринять и пропустить несколько сообщений одновременно («одноканальность» клеток головного мозга). В случае одновременного по­ступления нескольких сигналов они как бы выстраиваются в оче­редь в ожидании освобождения нервных путей.

Излагая этот закон, который указывает, что время передачи одного со­общения по информационному каналу к головному мозгу состав­ляет около полусекунды, т. е. такой канал может пропустить в течение 1 сек две единицы информации. Если два различных информационных импульса встречаются у входа в канал почти одновременно, один из них пройдет, а другой будет передан с за­держкой или совсем не будет передан. Учитывая это, конструк­торы различных агрегатов должны исходить из общего правила, что ни при каких условиях нельзя проектировать машины или какие-либо другие устройства, которые требовали бы от операто­ра одновременного принятия двух решений независимо от того, будет ли информация подаваться через один или несколько орга­нов чувств. Тот факт, что пианист-профессионал может выпол­нять пальцами более двух ударов в секунду, объясняется тем, что каждое его решение включает в себя целую группу ударов, а не один изолированный удар, как это бывает у начинающего пианиста.

^ 11Последовательность операций управления

Полное время реакции складывается из двух составляющих: времени восприятия и времени принятия решения. Кроме того, следует учитывать также время выполнения принятого решения. Человек реагирует на воспринятые им раздражители не непрерыв­но, а дискретно. Как уже отмечалось, ответные импульсы от че­ловека следуют со скоростью примерно 2 импульса в секунду, причем время от момента подачи возбуждающего импульса до момента исполнения принятого решения делится примерно по­ровну между временем реакции и временем выполнения приня­того решения.

Простая реакция на световой раздражитель длится от 0,15 до 0,30 сек (реакция на звуковой или осязательный раздражитель несколько быстрее). Если работник должен сделать выбор между сигналами перед тем, как принять решение, время это будет достаточно большим. Кроме того, следует учитывать время, необ­ходимое для перенесения руки или перестановки ноги с одного органа управления на другой, на что обычно требуется 0,5 сек при расстоянии 25 см; соотношение между расстоянием и време­нем выполнения движения, как правило, определяется логариф­мической зависимостью.

Так же как и в случае размещения сигнальной аппаратуры, в данном случае необходимо учитывать следующие факторы: раз­мещение органов управления по отношению к оператору (высоту, угол установки, расстояние от оси тела); форму рычагов, руко­яток, захватов, кнопок или педалей; силу, с которой следует их перемещать; направления перемещения этих органов управления (соответствие их сложившимся стереотипам человека); простоту определения осязанием или зрением соответствия органов управ­ления выполняемым операциям и т. п.).

^ 12Материальная среда и внешние условия на рабочем месте

Все, о чем говорилось ранее, относилось к взаи­модействию между человеком и машиной или агрегатом. Однако, как мы помним, помимо этих взаимосвязей при оценке данной си­стемы следует учитывать специфику материальной среды и внеш­них условий на рабочем месте.

В противоположность двусторонним связям между человеком и машиной (с учетом возникающих при этом обратных связей), влияние микроклимата и других параметров окружающей среды на рабочего является односторонним, т. е. стремление к изменению этих условий не является самоцелью. То же можно сказать и об условиях труда на рабочем месте (положение тела, размеры и форма сидений и столов, скорость работы и ритм чередования работы и перерывов). Разумеется, при этом всегда предполагается, что конструкция машины или аппарата такова, что не создается непосредственной угрозы жизни или здоровью работника.

Все эти факторы влияют на способ взаимодействия системы «человек — машина». Следовательно, полный анализ всей системы должен включать в себя также анализ условий материальной среды на рабочем месте.

В настоящем рассматривается только влияние продолжительности работы и перерывов. Эти элементы условий труда имеют особое значение в эргономике, поскольку они приво­дят к возникновению такого вредного явления, как утомление. Следует иметь в виду, что даже при полном исключении таких вредных факторов, как опасность отравления, запыленность, и дру­гих факторов, приводящих к профессиональным заболеваниям, а также при сведении к минимуму риска несчастных случаев, про­блема усталости всегда остается актуальной независимо от того, будет ли это физическое, нервное или умственное утомление.

Если мы поставим перед собой задачу оптимизации некоторой системы «человек — машина», нельзя будет основывать наши выво­ды только на чисто технических решениях. Систему следует анали­зировать не только в статическом состоянии, но и в динамике, т. е. во время выполнения работы. При таком анализе организационные проблемы (к которым относится и продолжительность работы и перерывов) проявляются как важнейшие составные части системы. Правильная организация перерывов в работе является важным фактором при выборе продолжительности рабочего дня и рабо­чей недели. Установлено, что правильное выделение времени для отдыха приводит к увеличению выпуска продукции, уменьшает колебания производительности труда в течение дня, а также интер­валы времени, которые работник использует на собственные нужды при отсутствии перерывов или недостаточном их количестве.

Система перерывов должна соответствовать характеру выпол­няемой работы. При точных работах, требующих повышенного внимания и сосредоточенности (например, переписка на машинке, монтаж мелких деталей, всякий умственный труд), рекомендуют­ся короткие, 3-5 минутные перерывы, устраиваемые достаточно часто, например каждый час. Длительный перерыв при таких ви­дах работ может привести к потере ритма и необходимости нового «вхождения» в работу, тем более длительного, чем более продол­жительным был перерыв. Такие же частые, но короткие перерывы рекомендуется делать и при монотонной работе.

^ 13Человек в системе труда.

В любой работе можно выделить несколько основных элемен­тов, от которых зависят ее результаты:

задание, т. е. заранее установленные цели работы, которые должны быть достигнуты (изделие должно иметь определенные свойства и необходимые качества);

материал, обработка которого приводит к заданной цели, т. е. к реализации задания;

инструменты или машины, с помощью которых может производиться соответствующая обработка материала;

методы работы, т. е. операции, которые должны быть выполнены, и процессы, которые должны быть осуществлены для достижения требуемых результатов;

условия, при которых осуществляются эти операции и в которых протекает процесс работы или производства;

система организации, принятая на предприятии (права и обязанности, распределение полномочий, система управления, система информации и т. д.);

человек, выполняющий задание (исполнитель, водитель, рабочий, и т. д.).

Все эти элементы образуют тесно связанную систему, функционирующую как единое целое. Они связаны между собой таким образом, что зависят друг от друга. Уровень выполнения задания зависит от степени взаимосвязанности этих элементов, от характера выполняемого задания, от того, какие материалы и какие инструменты имеются в распоряжении человека, какими он пользуется методами, в каких условиях выполняются те или иные операции и протекают требуемые процессы и, наконец, какими качествами обладает сам исполнитель.

В рамках этой системы имеются некоторые возможности компенсации. Если какой-нибудь из элементов системы не имеет необходимых качеств, этот недостаток в некоторых пределах может быть скомпенсирован путем внесения соответствующих изменений в остальные элементы системы. Так, например, если в нашем распоряжении нет соответствующего материала, его отсутствие мож­но в некоторых случаях восполнить выбором другого инструмента, изменением методов обработки или внешних условий (например, температуры); если нет необходимых инструментов (например, если они недостаточно твердые или слишком хрупкие), их отсут­ствие можно восполнить соответствующим выбором материала, методов обработки и т. п.

Целенаправленное изменение отдельных элементов системы, влияющее на состояние других ее элементов, называется приспособлением, или адаптацией. Возможности адаптации отдельных элементов системы производства ограничены определенными пре­делами. Из элементов данной системы наибольшими адаптационными возможностями обладает человек. Используя свои физические или умственные возможности и изменяя ход выполняемых им операций, человек способен в значительной мере восполнить нехватку материала, неточности в конструкции машины, примитивность условий труда, а иногда даже неправильно поставленную перед ним задачу. В связи с этим зачастую наблюдается тенденция взвалить на человека все бремя технических, технологических и организационных недостатков. Известны также различного рода материальные и моральные стимулы, к которым руководство часто прибегает для повышения интенсивности труда, инициативы и изобретательности работников в тех случаях, когда другие способы оказываются неэффективными.

Стремление полагаться при возникновении любых трудностей на повышение усилий человека объясняется еще и тем, что среди различных компонентов системы производства человек является наименее изученным фактором, в силу чего его возможности могут быть, как недооценены, так и переоценены. Однако способности человека к адаптации хотя и велики, но имеют все же свои грани­цы.

Восприятие

Для выполнения определенного задания с помощью соответ­ствующих технических средств (машин, инструментов) необходимо иметь некоторую информацию. Человек, выполняющий работу, должен постоянно получать информацию об изменениях, происхо­дящих с машиной, обрабатываемым материалом, о протекании процессов его обработки и собственных действиях, о состоянии машины и ин­струмента, об изменениях, происходящих в окружающей среде. Эта информация поступает к человеку с помощью разнообразных сиг­налов. Такими сигналами могут быть всевозможные физические процессы, перемещение движущегося предмета, шум машины, на­пряжение мышц и т. п. Это могут быть сигналы, возникающие при нормальном протекании производственного процесса (шум ма­шины, изменение обрабатываемого материала и т. п), или сигналы, специально предназначенные для сообщения человеку информации. В первом случае сигналы называются естественными, во втором—искусственными. Искусственные сигналы (в виде лампочек, звон­ков, сирен, указателей и стрелок измерительных приборов и т. п.) используются в тех случаях, когда естественные сигналы трудно воспринимаемы (например, когда процессы, о которых работник должен получать информацию, происходят в герметических аппа­ратах, внутри машин, на большом расстоянии и т. п.).

Сигналы, с помощью которых человек ориентируется при вы­полнении работы, поступают к нему через органы чувств, реагирующие на физические и химические изменения, происходящие в окружающей среде и в его организме — на воздействие света, звука, прикосновение, запах, изменения температуры и т. д. Эти изменения воздействуют в качестве «стимулов» на органы чувств и вызывают в нервной системе человека сложные физиологические процессы, которые отражаются в его сознании в форме ощуще­ний— зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных, кинестетических (мышечных) и других. Среди этих ощущений наиболее важную роль при выполнении работы играют зрительные и кине­стетические (мышечные) ощущения.

Чтобы правильно ориентироваться в окружающей обстановке (что является непременным условием всякого трудового процесса), человек должен воспринимать приходящие сигналы (восприятие сигналов) и понимать их значение.

Восприятие сигналов зависит от свойств каждого из сигналов, а также от их взаимных отношений, т. е. от структуры поля вос­приятия.

  1   2   3   4



Скачать файл (500.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru