Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Введение в специальность БЖД - файл введ в спец, БЖД.doc


Введение в специальность БЖД
скачать (44.5 kb.)

Доступные файлы (1):

введ в спец, БЖД.doc196kb.02.04.2003 03:33скачать

содержание
Загрузка...

введ в спец, БЖД.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ.

1.Экологический манифест. - Академики Д. Лихачев и И. Шкляровский.

«Воздух - наш отец,

Вода - мать,

Земля - наш дом,

Роса - национальное сокровище».

Экологический манифест призывает осознать каждому из нас, что место в котором мы живем настолько хрупко, что сравнимо с одуванчиком. И на пороге 3-го тысячелетия человечество осознало, что только общими усилиями возможно спастись и спасти жизнь на Земле.

Необходимо ввести такие понятия как экологический труд, экологический рабочий, экологический инженер, создающий лесные и водные школы, факультеты экологического труда во всех учебных заведениях.

Чтобы каждое предприятие отвечало в законном порядке за воздух, воду, почву на своей территории. Чтоб никакие пром. планы не угнетали и не подавляли природу.

Необходимо чтобы молодежь активно участвовала в экологических работах. Мы должны общими усилиями реанимировать наши города, попавшие в черный экологический список.

Чтобы все это стало осуществимым необходимо кардинально менять наше мышление, а главное верить, что настанет час, когда страны будут гордиться не заводами и задымленными горизонтами, а свежими листьями, росой и ночной прохладой.
ВВЕД. В СПЕЦ.

2. Конференция ООН по ОС и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). Повестка дня на XXI век.

В июне 92 г. в Рио-де-Жанейро состоялась конференция ООН по ОС и развитию с участием мировых лидеров и высокопоставленных должностных лиц 179 правительств стран мира. Конференция показала, что экологическое развитие не может остановиться, но оно должно пойти по иному пути, перестав столь активно разрушать ОС. На конференции были заключены 2 международ. соглашения, приняты 2 заявления о принципах и план действий в целях всемирного устойчивого развития. В частности, были приняты:

• Декларация по ОС и развитию, 27 принципов к-рой определяют права и обязанности стран в деле обеспечения развития и благосостояния людей;

• Повестка дня на 21 век - программа того, как сделать развитие устойчивым с социальной, экономической и экологической т.зрения;

• Заявление о принципах, касающихся управления, защиты и устойчивого развития всех видов лесов, жизненно необходимым для обеспечения экономического развития и сохранения всех форм жизни;

• Рамочная конвенция ООН об изменении климата, целью к-рого яв-ся стабили­зация концентраций газов, вызывающих парниковый эффект в атмосфере;

• Конвенция о биологическом развитии, в к-ром содержится требование ко всем странам принять меры для сохранения разнообразия живых существ и обеспечения справедливого распределения выгод от использования биологического разнообразия.

В Повестке дня на 21 век разъясняется, что движущими силами перемен в ОС являются население, потребление и технология. В ней предусматриваются варианты предотвращения ухудшения состояния почвы, воздуха и воды, сохранения лесов и разнообразия форм жизни. Важной темой Повестки яв-ся необходимость ликвидации бедности путем предоставления бедным более широкого доступа к ресурсам, к-рые им необходимы для стабильной жизни. Повестка призывает правительства принять национальные страте­гии устойчивого развития, кот-ые должны разрабатываться с широким участием общественности, включая неправительственные организации.

Решение задач, поставленных в Повестке дня на XXI век, потребует дополнительной финансовой поддержки для развивающихся стран. Эта дополнительная поддержка необходима для того, чтобы оплатить возрастающие расходы на решение глобальных экологических проблем и ускорение устойчивого развития. Средства нужны также и для того, чтобы дать возможность международ. организациям выполнить рекомендации Повестки дня на XXI век.

Особое внимание следует уделить государствам, экономика к-рых в наст. вр. переживает переходный период, включая Восточ. Европу и бывший СССР, где страны заняты экономическими преобразованиями в обстановке значительной социальной и политической напряженности.
ВВЕД. В СПЕЦ.

3. Программа ООН по проблемам ОС (ЮНЕП).

Начата по инициативе Стокгольмской конференции ООН по ОС (1972 г.) и утвержде­на решением Генеральной Ассамблеи ООН (1973 г.). Она посвящена наиболее острым проблемам экологич. кризиса (опустыниванию планеты, деградации почв, обезлесиванию, резкому ухудшению кач-ва и уменьшению кол-ва пресных вод, загрязнению океана и т.д.). В программе участвуют представители 58 гос-тв мира, в т.ч. Россия, Украина, Белоруссия. Работа по программе ЮНЕП развивается по 3-ем направлениям: оценка ОС, управлению ею и так называемые вспомогательные мероприятия. Особенно обширные исследования проводятся по проблеме опустынивания.

Исследования по линии ЮНЕП позволяют дать достоверные оценки состояния ОС отдельных регионов земного шара, что необходимо для своевременных мероприятий по оптимизации и охране природных ландшафтов. Выполнение этих сложных задач невозможно без спец. подготовки и общего образования широких слоев населения по проблемам ОС, предоставления необходимой информации и оказания технической помощи отдельным развивающимся странам.

Особенно тесно сотрудничает ЮНЕП с органом ООН по вопросам продовольствия и с/х (ФАО), к-рая занимается вопросами охраны лесов и животного мира, рационального использования естественных ресурсов, а также проблемам образования в области ОС.

В соответствии с программой ООН по проблемам ОС (ЮНЕП) глобальные экономич-е проблемы группируются в след-щие экономич-кие разделы:

1. Изменение атмосферы и климата.

2. Изменение гидросферы.

3. Изменение литосферы; проблемы, связанные с добычей и исполь-зованием полезных ископаемых, а также с использованием земной поверхности.

4. Изменение биоты (животного и растительного мира).

5. Изменения в сельском и лесном хоз-ве.

6. Демографические проблемы, в т.ч. проблема производства продуктов питания.

7. Урбанизация, проблемы населенных пунктов .

8. Влияние ОС и ее изменения на здоровье населения.

9. Проблемы развития промыш. производства .

10.Проблемы, связанные с производством и потреблением энергии.

1 1.Проблемы, связанные с развитием транспорта.

12.Развитие природоохранного образования и понимания общественностью проблем ОС.

13.Проблемы, связанные с воздействием войн на ОС, а также возможные экологические последствия войн.
БЖД

17. АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ. Назначение аттестации. Составнае части.

Аттестация рабочих мест проводится по положению «О порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда».

Аттестация рабочих мест включает:

  • гигиеническую оценку условий труда и характеристику труда;

  • оценку травмобезопасности рабочих мест;

  • учет обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты

Аттестация проводится согласно перечня рабочих мест и графика аттестации рабочих мест утвержденным руководством организации.

Обязательной переаттестации подлежат рабочие места после замены производственного оборудования, изменения технологического процесс реконструкции средств коллективной защиты и др.

Сроки проведения аттестации устанавливаются организацией исходя из изменения условий и характера труда, но не реже одного раза в 5 лет момента проведения последних измерений.

Цель аттестации это изучение условий труда, определение соответствия нормативным требованиям, разработка мероприятий по улучшению условий труда.

Ход аттестации:

- определяет вредные и опасные факторы;

- оценивают санитарно-техническое состояние оборудования;

- анализируют динамику заболеваемости;

- оценивают эффективность средств коллективной и индивидуальной защиты;

- оценивают эффективность санитарно-техническое состояние производственных сан.бытовых помещений;

- проводят комбинированную оценку условий труда (определение класса условий труда);

- разработка мероприятий по улучшению условий труда.

Этапы аттестации: 1) подготовка к аттестации; 2) проведение аттестации; 3) оформление результатов аттестации; 4) реализация результатов аттестации.

Аттестация проводится организацией самостоятельно, или с привлечением сторонних организаций.
ВВЕД. В СПЕЦ.

4. Основные проявления угрозы глобального экологического кризиса.

Природа в целом сама по себе не знает экологических проблем в их сегодняшнем понимании. В отличие от этого экологические проблемы человечества стали весьма существенными проблемами всей природы на Земле.

1. Объем антропогенного воздействия на природу и окружающую человека среду в XX веке стал слишком велик и приблизился к пределу устойчивости биосферы, а по некот-ым параметрам и превзошел его. Проявления и свидетельства этого многообразны:

• резкое сокращение площади ненарушенных естественных экосис-м, их существенная антропогенная деградация на остальной площади суши, уменьшение биологического разнообразия ослабляют и нарушают природные потоки в-ва и энергии, вызывают необратимое количественное и качественное обеднение биосферы;

• потребление и изъятие человеком возобновимых природных ресурсов — пресной воды, почвенного гумуса, биомассы и продукции растений — достигло критической скорости или превысило темпы их естественного воспроизводства;

• отходы человеческого хоз-ва загрязняют среду, т.к. они содержат множество в-в и материалов, не утилизируемых в естественных природных круговоротах; загрязнение ведет к хим-ской деформации ОС и неблагоприятным геоклиматическим изменениям, создает угрозу здоровью людей, вызывает деградацию экосис-ем;

• на потоках в-в и энергии в природе стала сказываться существенная разомкнутость антропогенного круговорота в-в; появились признаки нарушения биосферного равновесия, ослабления средообразующей и средорегулирующей функций биосферы;

• в XX в. резко сократились и продолжают быстро уменьшаться запасы многих невозобновимых, главным образом мин-ных и топливных ресурсов Земли; это в свою очередь создает серьезные эконм-кие проблемы.

2. Природа отвечает на возрастающее антропогенное давление часто непредвиденными изменениями, создающими экологическую опасность:

• химич-кое и радиационное загрязнение среды ускоряет мутации и приводит к появлению новых биологических форм, обладающих повышенной устойчивостью, адаптивностью, а иногда и опасными для ч-ка свойствами;

• избирательное воздействие на отдельные виды микроорганизмов, растений или животных, исключение этих организмов из природных сообществ вызывает неконтролируемые цепные реакции, к-рые затрагивают многие виды и нарушают устойчивость экосис-м, а также ведут к разрушению многих из них;

• антропогенное преобразование ландшафтов и загрязнение среды часто имеет неконтролируемое последействие, приводящее к возникновению зон повышенного экологического риска, экологических бедствий и экономических потерь.

3. Используя изобретенные им технологии и средства жизнеобеспечения, ч-к в большой мере освободился от давления естественного отбора и межвидовой конкуренции. Он на несколько порядков превысил биологическую видовую численность и еще в 10-ки раз — объем использования в-в и энергии для удовлетворения над биологических потребностей.

Негативное воздействие ч-ка на природу также имеет длительную историю. Но никогда еще эти изменения и нарушения не имели такой качественной структуры и не происходили с такой быстротой, как в наше время. Все это означает наступление глобального антропогенного экологического кризиса.
^ БЖД

1.Основные принципы государственной политики в охране труда и пути их реализации.

ОТсис-ма сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая: правовые, социально-экономические, организа-ционно-технические, сангигиенич, лечебно-профилактические, реабилитационные и др. мероприятия.

В з-не записаны основные направления гос. политики в обл. ОТ.:

1.обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников по отношению ко всем остальным вопросам (прибыль).

2. принятие и реализация з-вов;

3.гос. управление ОТ;

4.гос. надзор и контороль за соблюдением требований по ОТ;

5.содействие общест. контролю за ОТ

6.расследов. несчастных случаев и проф. заболеваний на производстве;

7.защита законных интересов работников пострадавших при несчастных случаях;

8.установление компенсации за тяж. работу или с вредными и опасными орудиями труда;

9.координация деятельности в обл. ОТ;

10.распространение передового отечествен. и зарубеж. опыта в обл. ОТ

11.участие гос-ва в финансировании мероприятий по ОТ;

12.организация статистич. отчетности по ОТ;

13.обеспеч. единой информацион. сис-мы ОТ;

14.провед. эффективной налоговой политики;

15.установление порядка обеспеч. работников средствами защиты за счет работадателя.

Пути реализации осн. направлений: 1).совместные действия органов отдельных субъектов федерации, работадателей, профсоюзов, отдельных органов; 2). надлежащее управление, т.е. управление в соответствии с норматив. документами по ОТ. Гос. комитет по труду или инспекция имеет представителей на местах (комитет по труду и занятости). Норматив. документами установлено, что на предприятиях, где имеется 100 работников и > организуется служба ОТ, по должности за ОТ отвечает гл. инженер. На предприятии, где 10 раб. и > создаются комиссии и комитеты по ОТ. 3). актив. действия самих работников по защите своих прав.

Каждый работник имеет право на:

- безопасное раб. место;

- обязательное соц. страхование от несчастных случаев и профзаболеваний;

- получение достоверной информации об условиях и ОТ на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах защиты от ОВПФ;

- отказ от выполнения работы, опасной для жизни и здоровья;

- обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты;

- обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;

- профессиональную переподготовку за счет средств работодателя;

- запрос о проведении проверки условий и ОТ;

- внеочередной медицинский осмотр;

- компенсации, если он занят на тяжелых или во вредных и опасных условиях труда.

-на жалобы.

Обязанности работника: -соблюдение требований ОТ;

- правильно применять средства защиты;

- проходить обучение безопасным методам труда;

- немедленно извещать непосредственного начальника об опасностях;

- проходить обязат. мед. осмотр.

Работодатель обязан обеспечить:

- безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, сырья и материалов;

- приобретение и применение средств индивидуальной и коллективной защиты;

- обучение безопасным методам и приемам труда;

- проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по ОТ;

- расследование НС и профзаболеваний;

- обязательное социальное страхование работников от НС и профзаболеваний.

- финансировать мероприятия по ОТ.

Гос. надзор и контроль за ОТ: осн. органом яв-ся гос. инспекция она входит в состав Мин-ва ОТ (Госгортехнадзор, Госатомнадзор, Госэнергонадзор). Представительные органы власти имеют право создавать комиссии, иногда в составе исполнительной власти. Инспекторы различных инспекций имеют право посещать предприятия, изымать документы для анализа, предъявлять обязательные для исполнения предписания, приостанавливать работу предприятия или участок (цех, машину) при грубых нарушениях. Отстранять от работы лиц не прошедших соответствующую подготовку, запрещать использовать оборудование без сертификата соответствия ОТ, привлекать к административной ответственности в обл. ОТ должностных лиц. Гос. экспертиза условий труда бывает: -всероссийская, -субъектов Федерации. Заключ. гос. экспертизы яв-ся основанием для рассмотрения судом вопроса условий труда.

Общественный контроль осущ. профсоюзы. Они не имеют право приостанавливать работу. Они вносят обязательные для рассмотрения должностными лицами предложений по улучшению условий труда. Законодат. установ. административная и уголовная ответственность за нарушение требований ОТ.


^ БЖД

2.Российская сис-ма предупреждения и действий в ЧС, ее краткая харак-ка:

ЧС-обстановка на опред. территории сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, кот. могут повлеч или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или ОС, материальные потери и нарушение условий жизнидеятельности людей. Согласно положению о классификации ЧС бывают: -локальные,-местные,-территориальные,-региональные,-федеральные,-трансграничные.

Осн. направления гос. политики в обл. ЧС-это предупреждение возникновения и развития ЧС;

-снижение размера ущерба и потерь при ЧС;

-ликвидация ЧС.

Ликвидация - это аварийно-спасательные работы направленные на сохранение людей, здоровья, мат.потерь, локализации зон ЧС и прекращение действия опаных факторов ЧС.

Для решения всего комплекса вопросов, связанных с ЧС, создана Российская сис-ма предупреждения и ликвидации ЧС, объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов власти, органов власти субъектов федерации, органов местного самоуправления, организаций полномочия кот. входят в решения вопросов по защите населения и территорий от ЧС. Эта сис-ма состоит из территориальных и функциональных подсис-м.

Структура территориальных подсис-ем соответствует структуре ис-полнительной власти, т.к. по закону глава исполнительной власти со-ответствующей территории организует ликвидацию последствий ЧС и ее предупреждение. Начальник в обл. ЧС России яв-ся председатель правительства,

-межведомственная комиссия по делам ЧС и ГО, 2 органа;

-министерство по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В регионах начальником по ГО и ЧС яв-ся глава исполнительной власти(губернатор), там также 2 органа:-комитет(комиссия) по ГО и ЧС(временная);

-главное управление по делам ГО и ЧС(постоянное) обл., края, республики; это управление 2-го подчинения по кадровому финансированию. Аналогично на тер-рии(город, район) создают комитеты по делам ГО и ЧС(временно). На предприятии 1-ый руководитель-начальник по ГО и ЧС, у него имеется комиссия по ЧС.

Функциональные подсис-мы состоят из органов управления, сил и средств, ведомств связанных с ЧС. Чтобы обеспеч. выполнение направлений в обл. ГО и ЧС з-ном определены права и обязанности.

Права гос. органов на защиту от:- ЧС;-имущества; -на получение средств индивид. защиты в ЧС; -на возмещение ущерба; -на мед. обслуживание, компенсацию; -на пенсионное обеспечение.

Обязанности: -соблюдать з-ны;

-правила безопасности и др. инструкции, изучать способы защиты от ЧС, выполнять правила поведения при ЧС;

-оказывать содействие при провед. спасат. работ.

Надзор и контроль в обл. ЧС обеспечив. органами исполнит. власти: -МЧС;

-гос. инспекция труда;

-госгортехнадзор;

-госатомнадзор;

-госэнергонадзор;

-ГАИ;

-прокуратура.

-ветеренарный надзор и др.

Ответственность:-дисциплинарная,-административная,-гражданско-правовая,-уголовная(для физич. лиц); административная и гражданско-правовая(для юридич. лиц).

1.Содержание, порядки готовностей сил и средств ликвидации ЧС: -войска ГО(готовность 3-е сут.)

-спасатели МЧС(отряд, группы)

-противопожарная и аварийно-спасательная службы МЧС

-космическая служба наблюдения и спасения.

2.Всеведомственные силы предприятия, штатные(противофантанные службы и т.д.)

3.Вооруженные силы РФ, по согласованию.

4.Гражданские организации и ГО(формирование-10% численности предприятия)

5.Обучение населения действию в ЧС.
БЖД

5. Пути и способы повышения устойчивости объектов народного хоз-ва в ЧС

Под устойчивостью работы объектов народного хозяйства (ОНХ) понимают способность противостоять разрушительному воздействию поражающих факторов ЧС, производить продукцию в запланированном объеме и номенклатуре, обеспечивать безопасность жизнедеятельности рабочих и служащих, а также приспособленность к восстановлению своего производства в случае повреждения.

Для того чтоб обеспеч. устойчивость необходимо провести исследования по оценке устойчивости ОНХ. Цель оценки устойчивости-выявить слабые элементы, объекты и разработать мероприятия по повыш. устойчивости.

^ Оценка устойчивости объекта в военное вр. Начальник ГО объекта- это 1-ый руководитель. Издается приказ о подготовки и проведению учений ГО по устойчивости объекта(подготовка 2-3 мес.). Для подготовки создается рабочая группа по исследованию устойчивости объекта, ее кол-во и состав зависят от особенностей объекта. Гр. зданий и сооружений:-гр. коммунально-энергетических сетей;

  • гр. технологического оборудования;

  • гр. тех. Процесса;

  • гр. упраления производством;

  • МТО и транспортом;

  • гр. штаба объекта.

Гр. проводят исследования и делают отчеты с предложениями. Гр. штаба объекта на осн. этих предложений разрабатывает план-график наращивания мероприятий по повышению устойчивости объекта к ЧС. В плане-графике указаны мероприятия проводимые в мирное вр. до нач. ЧС, мероприятия проводимые в период угрозы ЧС, для воен. вр. – это 1-ая и 2-ая гр. мероприятий. Мероприятия 3-й гр. – по сигналу воздушная тревога. 4-ой группы- мероприятия после ЧС. Реальность и эффективность мероприятий проверяется в ходе учений. План-график уточняется и утверждается руководителями предприятия. Оценка устойчивости включ.: - оценку физич. устойчивости элементов объекта;

  • степень обеспеченности средствами защиты рабочих и служащих;

  • возможности МТО;

  • готовность к выполнению восстановительных работ;

  • обеспечение надежного управления объектом.

Оценка устойчивости объекта в ЧС мирного вр. производится в ходе разработки и экспертизы декларации пром. безопасности опасных производственных объектов, а также в ходе оценки риска в ходе аварии и др. ЧС на опасных и др. производственныз объектах. Декларация разрабатывается не для всех объектов, а только для опасных. Оценка риска должна проводиться на всех объектах. Декларация разрабатывается по норматив. докум-там Госгортехнадзора и МЧС РФ.

Мероприятия по повышению устойчивости в мирн. вр, те мероприятия, кот. предусмотрены з-нами и подзаконными актами (норматив. док-ми).

Для воен. вр.: СНиП, Инженерно-технические мероприятия ГО. Города решением Правительства страны подразделяются на гр. по опасности. Гр. особая (Москва, С-П);

Iгр.-города миллионники;

IIгр.- крупные города(Тюмень);

IIIгр.-Ишим, Нижневартовск.

Объекты народного хоз-ва делят на категории: - Объекты особой важности(атомные электростанции и т.д.)

Iкат.-большая часть нефтяных объектов;

IIкат.-автомобильное хоз-во. Чем выше категория города или объекта, тем в большей степени применяют нормы Инженерно-технические мероприятия ГО. В этих же нормах определена зона возможных сильных разрушений, она совпадает с границей проекта застройки. Зона возможных слабых разрушений (давление>10 кПа) зона вокруг города или объектов около 8 км.

Размещение объектов народного хоз-ва: -Крупнейшие города(>500тыс. чел.)

-Крупные (250-500 тыс.)

-Большие (100-250 тыс.)

-Средние (50-100 тыс.)

-Малые (до 50тыс.)

В крупнейших и крупных только предприятия по обслуживанию. В остальных городах размещаются новые категорированые объекты за зоной возможных разрушений, склады запасов города по окраинам города, склады областные за зоной возможных разрушений, базы гос. резерва за зоной возможных разрушений, дома отдыха, пансионаты - за зоной возможных разрушений. Предприятия при хранении ЛВЖ размещаются по склонам и по течению рек ниже городов, поселков и др. объектов.
^ БЖД

3.Общие требования безопасности к производственным процессам и оборудованию: мероприятия, повышающие безопасность процессов и оборудования.

Безопасность производств-ых процессов обеспеч. комплексом проектных и организационных решений заключ. в выборе технологич. процессов, раб. операций, порядка обслуживания оборудования, производ. помещений или наружных площадок, производ. оборудования и условий его размещения, способы хранения и транспорта исход. материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции, отходов производства. Производственные процессы д/б взрыво- и пожаробезопасными и не загряз. ОС.

Направления повышения безопасности технологич. процессов:

1.Основное: замена опас. процессов и операций безопасными, переход от периодич. процессов к непрерывным, многостадийных к малостадийным.

2.Устранение непосредственного контакта работающих с вредностями и опасностями (комплексная механизация, автоматизация, дистанционное управление, герметизация оборудования).

3.Сис-мы контроля и управления по защите работающих и аварийному отключению оборудования и процессов, сигнализация об опасностях и вредностях, своевременное удаление и обезвреживание отходов, применение средств индивидуальной и комплексной защиты.

4.Организационные мероприятия: сертификация процессов на предмет без-ти, профессиональный отбор и обучение работающих, применение рац. режимов труда и отдыха.

Общ. требования без-ти к производствен. оборудов.: безопасность производственного оборудования обеспечив. выбором принципов действия, конструктивных схем, материалов, рабочих процессов и т. п. Мах использование средств механизации, автоматизации, дистанционного управления, конструктивно-защитных средств, выполнение эрганомич. требований, вкючение требований без-ти в технич. документацию. Оборудов. д/б взрыво- и пожаробезопасным. При проектиров. учитыв-ся условия эксплуатации, чтоб оборудование не становилось опасным. Оборудов. д/б сертифицировано на предмет безопасности.

Требования к конструкции оборудования: 1.материалы д/б безопасными;

2.оборудов-е д/иметь технич. средства безопасности (предохранители, ограничители и др.)

3.движущиеся части д/иметь ограждения, ср-ва защиты или др.

4.не выделять вредности больше нормы, для удаления вред. в-в использ-ся спец. оборудов.(факел).

5.элементы с кот. контактирует ч-к не д/и острых углов, горячих или переохлажденных поверхностей. Раб. места д/б удобными, безопасными.

6.прходы, переходы, площадки, лестницы д/б без-ны.

7.для ремонта и монтажа д/б спец. Устройства.

8.д/б средства сигнализации о нарушении нормаль. режима.

9.иметь защитные преспособления для устранения опасностей при отключ. эл. энергии.

10.обеспеч. защиту от повреждения эл. током.

Требования к органам управления: органы управ. д/и форму, размеры, поверх-ти безопас. и удоб-е в работе. Должны исключ. возможность самопроизвол. включ. Управ-е однородным оборудов. д/б унифицировано, д/б исключена неправ. последовательность операций по управлению, а если невозможно, то д/б табличка с описанием управ-я. Органы аварийного отключения д/б красного цв. и доступны. Оборудов-е не длжно включ-ся при неисправ. средствах защиты. Все эти требования стандартизированы и включ. в норматив-е док-ты.

Для защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов используют средства коллективной и индивидуальной защиты, кот. делятся на оградительные, предохранительные, блокирующие, сигнализирующие, сис-мы дистанционного управления маши­нами и оборудованием, а также специальные. Оградительными средствами защиты, или ограждениями, на­зывают устройства, препятствующие появлению ч-ка в опас. зоне. Ограждения м/б стационарными (несъемными), подвижными (съемными) и переносными. Практически ограждения выполняются в виде различных сеток, решеток, экранов, кожухов и др.

^ Предохранительные устройства — это такие устройства, кот. автоматически отключ. машины или агрегаты при выходе какого-либо параметра оборудования за пределы допустимых значений. Примерами устройств этого типа могут служить: предохранительные клапаны и разрывные мембраны, различные тормозные устройства, концевые выключа­тели и ограничители подъема и др.

^ Блокировочные устройства исключают возможность проникновения ч-ка в опас. зону или устраняют опасный фактор на время пребывания ч-ка в опас. зоне. По принци­пу действия различают механические, электрические, фотоэлек-трические, радиационные, гидравлические, пневматические и комбинированные блокировочные устройства.

^ Сигнализирующие устройства предназначены для информации персонала о работе машин и оборудования, для предупреждения об отклонениях технологических параметров от нормы или о непосредственной угрозе.

Различают сигнали­зацию звуковую, визуальную (световую) и комбинированную (светозвуковую). В газовом хозяйстве используют одорационную (по запаху) сигнализацию об утечке газа.

В шумных условиях рекомендуется использовать визуальную сигнализацию, кот. включает различные источники света, световые табло, цветовую окраску и т.д. Для звуковой сигнали­зации используют сирены или звонки.

В зависимости от назначения все системы сигнализации принято делить на оперативную, предупредительную и опозна­вательную. Оперативная- представляет информацию о протекании различных технологических процессов. Опознавательная- служит для выделения наиболее опасных узлов и механизмов промышленного оборудования, а также зон. Кроме отличительной окраски, используют и различные зна­ки безопасности. Эти знаки наносят на цистерны, контейнеры, электроустановки и др. оборудование.

^ Сис-мы дистанционного управления основаны на использовании телевизионных или телеметрических сис-м, а также ви­зуального наблюдения с удаленных на достаточное расстояние от опасных зон участков.
БЖД

4. Закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Декларация безопасности. З-н принят в 1997г. определяет правовые, экономические и соц. основы обеспечения безопасности эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий и обеспечение готовностей организаций эксплуатируемых опасных объектов к локализации и ликвидации последствий аварий. Одним из мероприятий обеспечивающих пром. безопасность на опасных производственных объектах яв-ся разработка Декларации пром. безопасности. Декларац. пром. безопасности –это документ в кот. дается всесторонний анализ риска аварий, гибели людей при авариях, экономич. ущерба и ущерба ОС при авариях. Декларация пром. безопасности состоит из 2-х книг:

1 кн.: Декларац. пром. безоп-ти опасных производственных объектов.

2 кн.: Расчетно-пояснительная записка к ней и информационный лист. Обязат. разрабатыв. декларации для о. п. о. кот. имеют кол-во опасных в-в на объекте >чем установлено з-ном, для газов в т.ч. сжиженных 200 тонн, для горюч. жид-тей 200 тонн в технологии или 500 тыс. тонн на хранении в резервуарном парке. В декларации дается общ. хар-ка объекта, описывается кол-во опасных в-в на объекте, кол-во опасных в-в принимающих участие в аварии, кол-во опасных в-в создающие паражающие факторы аварии, определены зоны действия этих факторов, вероятное кол-во погибших, пострадавших, вероятность аварий, определен ущерб предприятию, персоналу, 3-им лицам и ОС. Описаны технические и организационные мероприятия по повышению безопасности и делаются выводы о том, соответствует ли противоаварийная безопасность нормативным документам, а также намечаются мероприятия по повышению противоаварийной устойчивости. Декларация проходит экспертизу независимой организации и регистрируется в Госгортехнадзоре (если отношение кол-ва опасных в-в к мах указанному в з-не 10 и >), а если < 10, то регистрируется в региональном управлении Госгортехнадзора России.. Раз в 5 лет декларация перерабатывается, а также при крупных изменениях технологии и организации производства.

БЖД

6. Организация и проведение спасательных и других неотложных работ на объектах народного хозяйства после ЧС.

Защита населения путем проведения аварийно-спасательных и др. неотложных работ (АСДНР). Эти работы будут зависеть от вида ЧС. Серьезные АСДНР в воен. вр.

В АСДНР включ.: -разведка маршрута выдвижения и участка работ;

- локализация и тушение пожара на маршрутах движения и участках работ;

- розыск пораженных и извлечение из завалов и др. мест;

- вскрытие заваленных сооружений и спасение находившихся там людей;

- оказание 1-ой мед. помощи пораженным и их эвакуация в лечебные учреждения;

- вывод населения из опасных мест в безопасные районы;

- сан. обработка зараженных и обеззараживание их одежды;

- обеззараживание территории, транспорта, техники.

Др. неотложные работы: проводятся с целью обеспечения АСР, в эти работы входит: - прокладка колонных путей и устройство проездов в завалах и зараженных участках.

- локализация аварий на газовых, водопроводных, канализационных и др.сетях.

- укрепление или обрушение конструкций угрожающих обвалом и препятствующих проведению АСР.

- ремонт и временное восстановление поврежденных или разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей, в целях обеспеч-я спасательных работ, за ними следуют первоочередные восстановительные работы, кот. проводятся предприятиями, населением (это работы по упрощенному ремонту жилья), работы по жизнеобеспечению населения, работы по предупреждению аварий на различ. предприятиях).

^ Силы и средства привлекаемые для проведения АСДНР: начиная с профессиональных спасателей ведомств МЧС и заканчивая скорой помощью. Войсковые части ГО. Войсковые части Российской армии и невоенизированные формирования предприятий(гражданские организации ГО).

Наиболее сложно проводить АСДНР в воен. вр., для этого создаются группировки сил ГО объекта народного хоз-ва в составе: - разведывательные формирования предназначены для разведки маршрутов движения и участков проведения работ.

- отряд обеспечивает движения предназнач. для обеспеч. прихода сил ГО (расчистка завалов, прокладка клонных путей, тушение пожаров на дорогах и обеззараживание дороги).

- осн. силы ГО- это формирования 1-го эшелона(50% всех сил)-это те силы, кот. ближе находятся:

- формирования 2-го эшелона, предназначены для замены 1-го или расширения фронта работ.

- резерв (20% всех сил), либо для замены или др. работ.

Состав сил м/б разный (в 1-ом профессионалы или организации рабочих кот. живут близко от города).

^ Особенности организации ГО в ЧС мирного вр. Силы ГО находятся в местах дислокации. При возникновении ЧС разведку и начало АСДНР начинает дежурный персонал (рабочая смена), если они не справляются привлекаются профессиональные спасатели(пожарные дружины) и формирования объекта – это 1-ый эшелон. Если 1-й эшелон не справляется, то привлекаются формирования соседних объектов. Части Российской армии тоже м/б привлечены в эшелоны.

^ Обязанности командира формирований ГО при совершении АСДНР. Командир анализирует обстановку, выясняет задачу и отдает устный приказ подчиненным на те или иные действия. Порядок отдачи приказа:

-краткие выводы и заценки обстановки;

-задачи формированию;

-задачи соседям.

В ходе работ командир контралирует действия формирования и докладывает старшему начальнику ГО. Формирование работает 10 ч. >недопустимо вести спасательные работы, далее их сменяют по приказу старшего начальника, по прибытию смены сменяемый командир вводит прибывшего командира в обстановку. Смена происходит на месте работы без остановки, поэтому инструмент остается на месте и о смене докладывают начальнику по ГО>
БДЖ

7.Основные способы защиты населения в ЧС, их краткая характеристика.

Эвакуация населения и рассредоточение служащих продолжающих работу в городе:-это комплекс мероприятий по обеспеч. организационного вывоза и размещения в загородной зоне рабочих и служащих, население.

Загородная зона – это экономич. освоенная территория в не зон разрушений пригодная для размещения рабочих, служащих, населения.

Эвакуация: - общая (все выводящая).

  • частичная(часть населения в основном неработающие).

  • местная (по решению главы администрации)

^ Органы, проводящие эвакуацию: Все упрвления, штабы управления по ГО. Сущ. спец. органы, а именно, эвакуационная комиссия, она создается в городах, районах и на объекте, ее задача:

-учесть рабочих, служащих, членов семьи, провести осмотр районов эвакуации, маршрутов движения, организовать сборные эвакопункты.

-обеспечить транспорт для эвакуации, МТО и связь со всеми органами принимающими участие.

Комиссия разрабатывает 3 осн. документа: 1. План эвакуации.

  1. График эвакуации(сокращ. план).

  2. План района размещения.

Сборные эвакуационные пункты Он организуется комиссией и предназначен, для того чтобы оповестить население, собрать население и посадить на транспорт. На каждый цех сущ. папка с документами.

^ Приемный эвакопункт. Он создается комиссиями по приему, размещению населения пунктов в загородной зоне. Задачи эвакопункта: встретить, накормить, расселить.

^ Способы эвакуации: ж/д(создаются эшелоны), автотранспорт(сводится в колонны, в т.ч. индивидуальный транспорт), воздушный транспорт.

Сроки эвакуации. Население до 500 тыс. чел. общ. срок-16 ч.

500-1 млн. – 24 ч.

>1 млн. м/б >.

Размещение эвакуируемых: размещаются в отапливаемых помещениях из расчета не < 2 м2 на чел. Вода из закрытых источников не < 10 л/чел. Продукты: ч/з торговую сеть, кот. эвакуируется тоже. Обеспеч. режим химич., радиационной, биологич. защиты для этого формируется разведка, оповещение, средства защиты укрытия, противохимич., противобиологич. обработка.

^ Средства индивидуальной защиты. В наст. вр. в загородных складах имеется противогазы ГП-4. Срок хранения противогаза ГП-5 – 10 лет, ГП-7(лучший). 24 часа сроки выдачи средств защиты с момента объявления. На предприятии 2 часа. Аптечка индивидуальная АИ-2. Индивидуальный противохимический пакет для обезвреживания капельно-жидких в-в ИПП-8. Индивидуальный перевязочный пакет: 2 стерильных тампона и бинт.

Сигналы оповещения ГО. В мирное и воен. вр.- звук, сирена и передается речевая информация. На предприятии установлены свои сигналы более краткие.

^ Использование защитных сооружений. Они бывают 2-х типов: -убежища, -противорадиационные укрытия. Защищают от всех поражающих факторов. По степени защиты они делятся на 5 классов: А-I, А-II. В наст. вр. по СНиП необходимо строить только А-IV кот. защищают от ударной волны с избыточ. давлением на фронте 100 кПа, от проникающей радиации с коэф. защиты 1000.

Убежища строят: В категорированных городах для наибольшей рабочей смены предприятий остающихся в городе, нетранспортабельные больные и обслуживающий персонал. Убежища строят на объектах особой важности. Противорадиационные укрытия защищают от радиоактивного заражения и частично от химического, биологич. и ударной волны.

БЖД


8. Вредные и опасные производственные факторы, их классификация.

Ч-к подвергается воздействию опасностей в своей трудовой деятельности. Эта деятельность осуществляется в пространстве, называемом производственной средой. В условиях производства на ч-ка в основном действуют техногенные, т.е. связанные с техникой, опасности, кот. принято называть опасными и вредными производственными факторами.

^ Опасным производственным фактором (ОПФ) называется такой производственный фактор, воздействие кот. на работающего в определенных условиях приводит к травме или к др. внезапному резкому ухудшению здоровья. Травма — это повреждение тканей организма и нарушение его функций внешним воздействием.

^ Вредным производственным фактором (ВПФ) назыв. такой производственный фактор, воздействие кот. на рабо­тающего в определенных условиях приводит к заболеванию или снижению трудоспособности. Заболевания, возникающие под действием вредных производственных факторов, называются профес-сиональными.

К опасным производственным факторам следует отнести, например:

•эл. ток определенной силы;

•раскаленные тела;

•возможность падения с высоты самого работающего либо различных деталей и предметов;

•оборудование, работающее под давлением выше атмосферного, и т.д.

К вредным производственным факторам относятся:

•неблагоприятные метео. условия;

•запыленность и загазованность воздушной среды;

•воздействие шума, инфра- и ультразвука, вибрации;

•наличие эл/маг полей, лазерного и ионизи­рующих излучений и др.

Все опасные и вредные производственные факторы в соответствии с ГОСТ 12.0.003-74 подразделяются на физич., хи­мич., биологич. и психофизиологические.

^ К физическим факторам относят эл. ток, кинетическую энергию движущихся машин и оборудования или их частей, повышенное давление паров или газов в сосудах, недопустимые уровни шума, вибрации, инфра- и ультразвука, недоста-точную освещенность, электромаг. поля, ионизирующие излучения, повыш. или прониж. t воздуха р.з., пониж. контрастность, повыш. или пониж. влажность воздуха и др.

^ Химические факторы представляют собой вредные для организма человека в-ва в различных состояниях. По хар-ру возде-я на организм ч-ка (общетоксич., раздражающее, сенсибилизирующее, канцерогенное, мутагенное). По пути проникновения в организм ч-ка(ч/з дыхат. пути, ч/з пищеварит. сис-му, ч/з кожу).

^ Биологические факторы — это воздействия различных микроорганизмов, а также растений и животных.

Психо-физиологические факторы — это физические и эмоцио­нальные перегрузки, умственное перенапряжение, монотонность труда.
^ БЖД

9. Категории помещений, зданий по взрывопожарной и пожарной опасности, их краткая характеристика.

Согласно НПБ – 105-95 все производственные помещения в зависимости от наличия вред. в-в делятся на категории:

А – взрывопожароопасные, в помещении имеются горючие газы, ЛВЖ с t вспышки не > 28°С в таком кол-ве, что могут образовать взрывоопасные парогазовоздушные смеси, при воспламенении кот. развивается расчетное избыточное давление взрыва в помещении, превышающее 5 кПа. В-ва и материалы, способные взрываться и гореть при взаимодействии с H2O, кислородом воздуха или друг с другом в таком кол-ве, что расчетное избыточное давление взрыва в помещении превышает 5 кПа;

Б – взрывопожароопасная категория, имеются горючие пыли или волокна, ЛВЖ с t вспышки > 28°С в таком кол-ве, что могут образовывать взрывоопасные пылевоздушные или паровоздушные смеси, при воспламе­нении кот. развивается расчетное избыточное давление взрыва в помещении, превышающее 5 кПа;

В1-В4 – пожароопасные, горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие в-ва и материалы, способные при взаимодействии с H2O, кислородом воздуха или друг с другом только гореть при условии, что помещения, в ко­т. они имеются в наличии или применяются, не относятся к категориям А или Б;

Г – пожароопасные - негорючие в-ва и материалы в горячем, раскаленном или расплавлен­ном состоянии, процесс обработки кот. сопровождается выделением лучистого тепла, искр и пламени, горючие газы, жидкости и твердые в-ва, кот. сжигаются или утилизируются в качестве топлива.

Д – непожароопасные - негорючие в-ва и материалы в холодном состоянии.

Внеш. установоки делятся на категории согласно НПБ 107-97. Способность зданий, сооружений противостоять пожару оценивается их огнестойкостью, она опред-ся огнестойкостью строительных материалов, конструкций, отделочных материалов, токсич. сгорающих материалов. А также по функциональному назначению, если кратко то: Степень1- осн. несущие конструкции несгораемые;

Степ. 2-имеются голые Ме-е конструкции;

Степ. 3-имеются деревянные конструкции, защищенные штукатуркой.

-категория 3А-каркасные сооружения Ме-е с трудно горючим, негорюч. утеплителем.

-3Б-одноэтажные с деревян. каркасом, защищено штукатуркой.

Степ. 4-деревян. несущие конструкции без спец. обработки, защита штукатуркой.

Степ. 5- все горит.
БЖД

11. Основные законодательные акты и нормативные документы по ОТ.

Правовые вопросы безопасности труда обеспечивает Консти­туция страны, которая гарантирует права граждан на труд, отдых, охрану здоровья, материальное обеспечение в старости, в случае болезни, при полной или частичной нетрудоспособности.

В действующий в настоящее время Трудовой кодекс включены основные требования, направленные на создание здоровых и безопасных условий труда.

Основные законодательные нормативные акты по охране труда (ОТ):

Конституция (Основной Закон) РФ.

Гражданский кодекс РФ.

Уголовный кодекс РФ.

Кодекс РФ "Об административных правонарушениях".

Трудовой кодекс РФ 2001.

Об основах Охраны труда в РФ (2.7.99).

Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» 20.06.97.

Постановления правительства РФ.

Постановления министерства труда РФ.

Указы Президента РФ.

Положения Рострудинспекции.

ГОСТ РФ - Государственные стандарты (Госстандарт РФ) ГОСТы

ССБТ - Системы стандартов безопасности труда ОСТССБТ

СП- Санитарные правила (Госсанэпиднадзор)

СН - Санитарные нормы

ГН - Гигиенические нормативы

СанПИН — Санитарные правила и нормы

СНиП- Строительные нормы и правила (Минстрой РФ)

ПБ - Правила безопасности (Федеральные органы)

ПУБЭ - Правила устройства и безопасной эксплуатации

ИБ - Инструкции по безопасности

ПОТ М- Правила по охране труда (ОТ) межотраслевые

ПОТ О - Правила по ОТ отраслевые

ТОИ - Типовые отраслевые инструкции по ОТ (Федеральные органы исполнительной власти).

Законодательными документами в области безопасности жизнедеятельности также являются государственные, отраслевые стандарты и стандарты предприятий, правила и нормы, в которых содержатся различные требования к безопасности труда, экологической безопасности и др.

Государственные стандарты охватывают обширные вопросы деятельности человека и являются основными нормативными документами в указанных областях.

На основе государственных стандартов разрабатываются отраслевые стандарты и стандарты предприятий, учитывающие отраслевые и местные условия, а также конкретные условия и технологии производства.

Еще одну группу нормативно-технической документации составляют различные Правила, Положения и Инструкции. Разрабатывают и утверждают эти документы министерства, ведомства, органы Госнадзора.

БЖД

10. Взрыво- и пожароопасные зоны по правилам устройства электроустановок. Электрооборудование взрыво- и пожароопасных зон.

Для предотвращения пожара и взрыва от тепловых источников электрического происхождения во взрывоопасных зонах помещений необходимо применить электрооборудование во взрывозащищенном исполнении. Взрывозащищенным яв-ся электрооборудование, в кот. предусмотрены конструктивные меры по устранению или затруднению возможного воспламенения окружающей его взрывоопасной среды при эксплуатации этого оборудования.

В соответствии с правилами устройства электроустановок (ПУЭ) помещения и наружные установки в зависимости от способности к образованию взрывоопасных смесей или возгоранию находящихся в них мате­риалов и в-в делятся на взрыво- и пожароопасные.

^ Взрывоопасные зоны. Помещение или пространство в помещении либо вокруг наружной установки, в кот. имеются или могут образоваться взрывоопасные смеси и может произойти взрыв.

^ Зоны класса В-1 располагаются в помещениях, где выделяются горючие газы или пары ЛВЖ-тей в таком кол-ве, что могут образовывать с воздухом взрывоопасные смеси при нормальных режимах работы, например, при загрузке или разгрузке технологических аппаратов, хранении или переливании ЛВЖ, находящихся в открытых емкостях.

^ Зоны класса В-1а располагаются в помещениях, где при нормальной эксплуатации взрывоопасных горючих газов или паров ЛВЖ с воздухом не образуются, а их образования возможны только в результате аварий или неисправностей.

^ Зоны класса В –1б располагаются в помещениях, где при нормальной эксплуатации взрывоопасные смеси горючиx газов или паров ЛВЖ с воздухом не образуются, а возможно их обра­зование только в результате аварий или неисправностей. Эти зоны отличаются одной из следующих особенностей:

1) горючие газы в них обладают высоким нижним концентрационным пределом воспламенения (15 % и более);

2) резким запахом;

3) горючие газы и пары имеются в небольших кол-вах, недоста­точных для создания взрывоопасной смеси, при воспламенении кот. может развиться избыточное давление не более 5 кПа и в кот. работы ГГ и ЛВЖ производятся без применения открытого огня.

Зоны класса В - 1г - это пространства у наружных установок, содержащих горючие газы или ЛВЖ, у наземных и подземных резервуаров с ЛВЖ или горючими газами, у эстакад для слива и налива ЛВЖ, у открытых нефтеловушек, прудов-отстойников и др.

Для наружных взрывоопасных установок взрывоопасная зона класса В-1г считается в следующих максимальных пределах по горизонтали и вертикали:

- 0,5 м - от проемов за наружными ограждающими конструкциями помещений с взрывоопасными зонами классов В -1, В - 1а, В - II;

- 3 м - от закрытого технологического аппарата, содержащего горюч. газы или ЛВЖ, от вытяжного вентилятора, установленного снаружи (на улице) и обслуживающего помещение с взрывоопасными зонами любо­го класса;

- 5 м - от устройства для выброса из предохранительных и дыхательных клапанов аппаратов с ГЖ или ЛВЖ;

8 м - от резервуаров с ЛВЖ и ГГ (газгольдеров) при наличии обвалова­ния - в пределах всей площади внутри обвалования; 20 м - от места открытого слива и налива для эстакад с открытым сливом и наливом ЛВЖ.

Зоны класса В - II располагаются в помещениях, где выделяются горючие пыли и волокна в таком кол-ве, что способны образовать с воздухом взрывоопасные смеси при нормальных режимах работы.

Зоны класса В -IIа располагаются в помещениях, где взрывоопасные концентрации пыли с воздухом могут образоваться только в результате аварии или неисправности.

^ Пожароопасная зона - пространство внутри или вне помещения, в пределах кот. постоянно или периодически образуются горючие в-ва.

Зоны класса П - I располагаются в помещениях, где образуются го­рючие жид-ти с t вспышки > 61 °С.

Зоны класса П – I I располагаются в помещениях, где выделяется го­рючая пыль или волокна.

Зоны класса П –I I а располагаются в помещениях, где обращаются тв. горюч. в-ва.

Зоны класса П – I I I располагаются вне помещений, в них обраща­ются ГЖ с t вспышки выше 61 °С или тв. горюч. в-ва.

Зоны установлены для того чтобы определить какое эл. оборудование применять во взрывоопасных и пожароопасных зонах, т.к. в этих зонах следует применять взрывозащищенное оборудование, оно делится: 1 гр.: рудничное;

2 гр.: общ. промыш.;

Эл. оборудование 2-ой группы в зависимости от уровня взрывозащиты делятся:

-эл. оборудование повыш. надежности против взрыва, оно обеспеч. защиту от взрыва при нормаль. эксплуатации.

-взрывобезопасное электрооборудование обеспечивает взрывозащиту при повреждении и при нормальной эксплуатации, кроме повреждений взрывозащиты.

3 гр.: особо взрывоопасное эл. оборудование имеющее дополнит. Меры взрывозащиты.
БЖД

12. Государственный надзор и общественный контроль за безопасностью труда на производстве

Государственный надзор за безопас-ностью в промышленности.

1.Прокуратура РФ.

2.Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор)

3.Федеральный санитарно-эпидемиоло-гический надзор России (Госэпидемнадзор)

4.Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопас-ности (Госатомнадзор)

5.Энергонадзор.

6.Пожарный надзор (МВД РФ).

7.ГИБДД

8.Государственная инспекция по охране труда (Министерство труда), кроме госинспекций по охране труда на авиационном, железнодорожном и водном транспорте, которые подчинены своим департаментам

9.Комитет природных ресурсов.

10.Территориальные центры министерства по делам ГО и ЧС, штабы области, города, района и предприятия.

Инспекторы имеют право: посещать предприятия, получать информацию, изымать документы, участвовать в расследовании несчастных случаев, предъявлять обязательные для исполнения предписания, приостанавливать работу организации (производства) в составе предприятия при грубых нарушениях, отстранять от работы лиц не прошедших соответствующую подготовку, запрещать использовать оборудование без сертификатов соответствия и ОТ, привлекать к административной ответственности руководителей предприятия и др. ответственных лиц при грубых нарушениях по ОТ.

В заключении гос-ой экспертизы условий труда является основанием для рассмотрения судом вопросов о закрытии предприятия

^ Общественный контроль осуществляется профсоюзами через специальных уполномоченных лиц. Имеют право вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложений для улучшения ОТ.

Отличие от госнодзора: не имеют право предъявлять обязательные предписания для выполнения, запрещать, закрывать и др.
БЖД

19. Основные технические способы и средства защиты от поражения электрическим током.

Безопасность при работе с электроустановками обеспечивается применением различных технических и организационных мер. Они регламентированы действующими правилами устройства электроустановок (ПУЭ). Технические средства защиты от поражения электрическим током делятся на коллективные и индивидуальные, на средства, предупреждающие прикосновение людей к элементам сета, находящимся под напряжением, и средства, которые обеспечивают безопасность, если прикосновение все-таки произошло.

Основные способы и средства электрозащиты:

• изоляция токопроводящих частей и ее непрерывный контроль;

• установка оградительных устройств;

• предупредительная сигнализация и блокировки;

• использование знаков безопасности и предупреждающих плакатов;

• использование малых напряжений;

• электрическое разделение сетей;

• защитное заземление;

• выравнивание потенциалов;

• зануление;

• защитное отключение;

• средства индивидуальной электрозащиты;

БЖД

13. Расследование и учет несчастных случаев на производстве.

Производится согласно Трудовому кодексу РФ и «Положение об особенностях расследования НС на производстве в отдельных отраслях и организациях».

1) Для расследования обстоятельств и причин несчастных случаев, не относящихся к категории тяжелых, смертельных и групповых работодатель незамедлительно создает комиссию в составе не менее 3 человек. В состав комиссии включается специалист по ОТ, представите работодателя, профсоюзного органа. Комиссию возглавляет работодатель или уполномоченное им лицо. Состав комиссии утверждается приказом работодателя. Каждый работник имеет право на личное участие в расследовании произошедшего с ним НС на производстве. Расследование проводится в течение 3 дней, при необходимости продлевается на 15 дней. Составляется три экземпляра акта расследования по форме Н-1:

Один экземпляр - пострадавшему, второй - работодателю, третий - страховщику.

2) При групповом (2 и более человек), тяжелом или смертельном НС работодатель в течение суток обязан сообщить: в государственную инспекцию труда по субъекту РФ; в прокуратуру по месту происшествия НС; в орган исполнительной власти субъекта РФ; в федеральный орган исполнительной власти по ведомственной принадлежности; в организацию, направившую работника, с которым произошел НС; в территориальное объединение профсоюзов; в территориальный орган государственного надзора, если несчастный случай произошел в организации (на объекте), подконтрольной этому органу; в исполнительный орган Фонда социального страхования РФ.

В комиссию включаются: государственный инспектор по ОТ, представители органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, представитель территориального объединения профсоюзов. Работодатель образует и утверждает комиссию, а возглавляет ее инспектор по ОТ.

Расследование проводится в течение 15 дней, при необходимости продлевается еще на 15 дней. В течении трех дней после расследования акты Н-1 и о расследовании рассылаются в заинтересованные организации.
^

При групповом несчастном случае акт по форме Н-1 составляется на каждого пострадавшего отдельно, предприятию и страховщику.


3) При групповом НС с числом пострадавших 5 и более человек в состав комиссии включается также представитель Федеральной инспекции труда, федерального органа исполнительной власти по ведомственной принадлежности и общероссийского объединения профсоюзов. Председатель комиссии главный государственный инспектор по ОТ, на опасных производственных объектах: руководитель территориального органа Госгортехнадзора. В течение суток обязан сообщить: аналогично второму случаю.

Расследование проводится в течение 15 дней, при необходимости продлевается еще на 15 дней. В течении трех дней после расследования акты Н-1 и о расследовании рассылаются в заинтересованные организации

4)Если пострадало 15 и более человек расследование проводится комиссией, назначенной Правительством РФ. Расследование проводится в течение 15 дней.

По результатам расследования тяжелого, группового и смертельного НС на производстве комиссия составляет акт расследования по форме Н-1. Один экземпляр - каждому пострадавшему, второй- работодателю на 45 лет, третий- страховщику.
БЖД

14. Шум. Единицы измерения. Действие на человека. Нормирование.

Шум - это всякий неблагоприятно действующий на человека звук.

Человек реагирует на звуковое давление шума, частотный диапазон шума и равномерность воздействия. Спектры шумов чаще бывают сплошными или смешенными, реже линейчатые.

Измеряют частоту в октавах. Средне геометрические чистоты октав:

1 октава 63 Гц 5 октава 1000 Гц

2 октава 125 Гц 6 октава 2000 Гц

3 октава 250 Гц 7 октава 4000 Гц

4 октава 500Гц 8 октава 8000 Гц

По временным характеристикам различают:

-постоянный шум (шум с одинаковой интенсивностью);

-непостоянный (колеблющейся во времени- прерывистый, импульсивный).

Ухо разные частоты воспринимает по разному, поэтому введено такое понятие как уровень громкости шума – фон

Шум является общем биологическим раздражителем и влияет на все органы и системы нашего организма, а первую очередь на орган слуха.

Интенсивность шума приводит к тугоухости. При большом звуковом давлении 130 дБ и более может привести к разрыву барабанной перепонки.

Интенсивность и звуковое давление характеризует громкость звука, а высота звука определяется его частотой. Частотный диапазон восприятия звуковых колебаний человеком от 16 до 20000 Гц. Самый неблагоприятный высокочастотный шум от 1000-4000 Гц.

Шумовое загрязнение отрицательно воздействует на организм человека, влияет на высшие отделы головного мозга (в последствии изменяется их работа), вызывает повышенную утомляемость, изменяет кровяное давление, ослабляет внимание, ухудшается зрение, снижение умственной активности, понижение производительности труда, приводя к физическим и нервным заболеваниям, наблюдается изменения в вестибулярном аппарате, в желудочно-кишечном тракте, нарушение обмена веществ. При работе в шумных цехах ведет к профессиональной тугоухости, которая в дальнейшем ведет к снижению слуха вплоть до его потери.

Шум нормируется по стандарту:

-для постоянных шумов – нормируется предельный спектр шума, т.е. максимум в каждой из октавных полос, также нормируется интегральный шум во всех октавных полосах дБА;

-для непостоянного шума замеряют среднее значение энергии звука в (дБА).

Зоны с уровнем шума 85 дБА и выше – обозначаются знаками опасности.

В зонах с уровнем звукового давления 135 дБ и выше запрещается даже кратковременное пребывание людей.
БЖД

15. Вибрация. Единицы измерения. Действие на человека. Нормирование

Вибрации - колебательный процесс возникающий при периодическом смещении центра тяжести какого-либо тела от положения равновесия. Вибрацию характеризуют:

  • амплитуда смещения;

  • колебательная скорость;

  • колебательное ускорение;

  • частота.

При частоте 16 Гц и более вибрация сопровождается шумом. Человек ощущает вибрацию при скорости 1*10-4 м/с, при 1 м/с – возникает боль.

Наиболее опасная вибрация совпадает с резонансными частотами 6-9 Гц.

По способу передачи на человека различают общую и локальную вибрацию.

Общая вибрация передается через опорные поверхности на тело сидящего или стоящего человека.

Локальная вибрация передается через руки человека. К ней можно отнести воздействие на ноги сидящего человека и на предплечья, контактирующие с вибрирующими поверхностями.

Общая вибрация вызывает изменения в сердечно-сосудистой и центральной нервной системах, появление болей в отдельных органах. Локальные вибрации влияют на центральную нервную систему, повышая кровяное давление, вызывают сужение капилляров в кончиках пальцев, приводят к потере их чувствительности. Под воздействием вибрации ухудшается зрительное восприятие. Вертикальная вибрация особенно неблагоприятна для работающих в сидячем положении, горизонтальная - для работающих стоя. Действие вибрации на человека становится опасным, когда частота колебаний рабочего места приближается к частоте собственных колебаний органов тела человека.

Сопутствующие факторы вредного воздействия вибрации на человека: охлаждение, понижение атмосферного давления, шум, большие статические мышечные усилия.

Нормируемые и контролируемыми параметрами вибрации: виброускорения (а) или виброскорости (V) по направлениям действия и видом вибрации в децибелах [дБ]

Uo =5*10-8 м/с

Lv20*Lg*

V/Vo- уровень вибрации.


БЖД

16. Виды освещения. Единицы светотехнических величин. Источники света. Нормирование освещения.

Недостаточное освещение затрудняет длительную работу, вызывает повышенное утомление, увеличивает опасность травм и способствует развитию близорукости.

Излишне яркий свет слепит, приводит к перевозбуждению нервной системы, уменьшает работоспособность. Чрезмерная яркость может вызвать фотоожоги глаз и кожи, катаракты и др. нарушения.

Естественное освещение подразделяют на боковое (одно- и двухстороннее), осуществляемое через световые проемы в наружных стен верхнее - через световые фонари, проемы в кровле и перекрытиях; комбинированное - сочетание верхнего и бокового освещения.

Естественное освещение нормируется коэффициентом естественной освещенности «е», это отношение освещенности внутри помещения к наружной освещенности в пасмурный день, %:

е =(Евн/Енар)100%,

Где Евн и Енар- освещенность внутри помещения и снаружи здания в пасмурный день.

Нормирование освещения зависит от характера зрительной работы, от устойчивости снежного покрова и климатического пояса.

Установлено 8 разрядов зрительной работы 1-8 внутри помещения, и 5 разрядов с 9-13 поясов для работы вне помещения.

В помещение нормируется освещенность в самых наихудших рабочих местах.

Искусственное освещение может быть общим и местным и комбинированным (общее + местное).

По функциональному назначению искусственное освещение подразделяется на рабочее, аварийное и специальное, которое может быть охранным, эвакуационным и др.

Устанавливается и нормируется, освещенность от зрительной работы и нормируется СН и П. Также устанавливаются, 8 разрядов для зрительной работы в помещении, и 5 разрядов вне помещения.

Кроме рабочего освещения нормируется и аварийное освещение с независимым питанием, эвакуационное (окна в коридорах) и охранное освещение. от нормируемая освещенность не менее 2 лк.

^ Источники света, применяемые для искусственного освещения, делят на газоразрядные и лампы накаливания, галогеновые лампы.

Газоразрядные лампы бывают низкого давления – люминесцентные и высокого давления. По спектральному составу различают лампы дневного света (ЛД), холодного белого (ЛХБ), теплого белого (ЛТБ), белого (ЛБ), дневного света с улучшенной светоотдачей (ЛДЦ). Основным недостатком газоразрядных ламп является пульсация светового потока, что может привести к появлению стробоскопического эффекта - искажения зрительного восприятия, когда вместо одного предмета видны несколько. Дома люминесцентные лампы применять нельзя, т.к. они содержат от 30-80 мгр. ртути.

Светильники - специальные устройства для перераспределения светового потока и защиты ламп от воздействия окружающей среды.

Лампы накаливания, в их спектре преобладают желтые и красные лучи. Что сильно отличается от солнечного света. По конструкции бывают вакуумные, газонаполненные, а также галогеновые лампы с йодным циклом, спектр галогеновых ламп близок к естественному.

Лампы высокого и очень высокого давления излучают кроме видимого света и ультрафиолетовый свет. Применяют для цехов и наружного освещения. Лампы с низким давлением применяются в учебных, рабочих помещениях.
БЖД

18. Тяжесть и напряженность труда. Классы условий труда по показателям вредности.

Динамическая работа – это перемещение грузов вверх, вниз, по горизонтали, т.е. мышцы сокращаются.

Статическая работа – это напряжение мышц без изменения длины, т.е. удерживание груза на одном уровне. Статич. работа более утомительна и вредна, чем динамическая.

Динамич. и статич. нагрузки характеризуют такой показатель физического труда как тяжесть. По тяжести труда различают категории физических работ: 1 - легкие работы;

2а и 2б – работы средней тяжести;

3 – тяжелые работы.

Это определяет стандарт по энергозатратам организма. При 1 категории наблюдается благоприятный сдвиг в организме человека. Улучшается условно-рефлекторная деятельность, человек быстро и правильно реагирует на изменения. При монотонном труде могут возникнуть физиологические сдвиги. При работе в экстремальных условиях человек может совершать резкие необдуманные действия, быстрое утомление, травмы.

Для повышения безопасности физич. труда стандарты предъявляют эргономические требования (человек+машина) к клавишам, переключателям, тумблерам, штурвалам и т.д. и т.п.

При умственном труде наблюдаются изменения в центральной нервной системе, а также снижается уровень сахара в крови, увеличивается содержание холестерина. Когда умственный труд сопровождается нервным эмоциональным напряжением повышается кровяное давление, учащается пульс, нарушаются психические функции, увеличивается количество электроцитов.

Когда умственная работа сопровождается нервным эмоциональным напряжением повышается кровяное давление, учащается пульс, увеличивается количество электроцитов, нарушаются психологические функции. Умственный труд подразделяется на три типа (по характеру труда): сенсорный, сенсорно-моторный, логический.

Сенсорный- сводится к приему информации по одним каналам и передачи по другим.

Сенсорно-моторный – это прием информации и выработка стандартного ответа.

Логический тип – прием информации, ее переработка и выработка нестандартных решений.

Как правило умственный труд связан с пониженной мышечной активностью, которая также вредна как и высокая активность. От напряженного умственного труда страдает психика человека.

По «Гигиенические требования условий труда» условия труда подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Оптимальные условия труда (1 класс) - такие условия, при которых сохраняется здоровье работающих, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности.

Допустимые условия труда ( 2 класс) – при которых выполняются нормы и требования по разным вредным о опасным факторам.

Вредные условия труда ( 3 класс) - характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное действие на организм работающего и/или его потомство.

Вредные условия труда подразделяются на 4 степени вредности:

1 степень 3 класса (3.1.) – отклонение условий труда от нормы называются обратимые функциональные изменения;

2 степень 3 класса (3.2.) - уровни вредных факторов, вызывающие стойкие функциональные изменения, временная утрата работоспособности и появлению начальных признаков или легких форм профессиональных заболеваний;

3 степень 3 класса (3.3) - условия труда, характеризующиеся такими уровнями вредных факторов, воздействие которых приводит к развитию, как правило, профессиональных болезней легкой и средней степени тяжести, росту хронической патологии, временная утрата трудоспособности;

4 степень 3 класса (3.4.) - условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности);

Опасные (экстремальные) условия труда (4 класс) - характе­ризуются уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в том числе и тяже­лых форм.


Скачать файл (44.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru