Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

История возникновения гостиничного хозяйства - файл 1.doc


История возникновения гостиничного хозяйства
скачать (83.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc84kb.03.12.2011 12:25скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Филиал федерального государственного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«Российский государственный университет туризма и сервиса» в г. Самаре

(Филиал ФГОУВПО «РГУТиС» в г. Самаре)
Факультет заочного обучения
Кафедра туризма и гостеприимства

Контрольная РАБОТА
по дисциплине «Основы индустрии гостеприимства»

тема: «История возникновения гостиничного хозяйства»
Самара - 2010

Содержание


Введение 3

1. История развития гостиничного бизнеса 4

1.1. Возникновение и развитие гостиничного хозяйства в Древнем мире 4

1.2. Развитие гостиничного хозяйства в Средние века 6

1.3. Развитие гостиничного хозяйства в Новое время 7

2. История возникновения гостиничного хозяйства на Руси 10

Заключение 13

Список источников и литературы 15


Введение



Возникновение и развитие гостиничного хозяйства тесно переплетено с историей развития общества. Первые гостевые предприятия - прообразы современных гостиниц, как и сама профессия по обслуживанию путешествующих людей, возникли в далеком прошлом - более чем за 2 тыс. лет до н.э. - в древневосточной цивилизации1.

Первая гостиница появилась на Древнем Востоке более 2 тысяч лет назад. Конечно, она имела мало общего с привычными представлениями об отелях, однако стала прототипом современных гостиниц2.

На развитие мировой гостиничной индустрии также оказали влияние процессы, происходившие в средневековой Англии. Однако значительное развитие гостиничного дела в Европе наблюдается только с VIII-IX вв. после того, как Карл Великий издал эдикт, которым обязал монастыри и церкви содержать «госпиции» - дома, оказывавшие путешественникам  и паломникам ночлег, питание, отдых.

 Наибольшее распространение «гостиницы» приобрели в Швейцарии, которая благодаря старым традициям и теперь считается самой авторитетной в сфере гостиничного хозяйства и гостиничных услуг.
^

1. История развития гостиничного бизнеса

1.1. Возникновение и развитие гостиничного хозяйства в Древнем мире



Возникновение первых предприятий гостиничной индустрии связано с древним Римом (примерно 50-й год до н.э.). Римская империя была велика, и большое число римских чиновников и купцов часто выезжало по делам. В результате для их размещения стала складываться довольно разветвленная сеть постоялых дворов и таверн. Эти здания, расположенные вдоль главных дорог, можно считать прообразами постоялых дворов.

Постоялые дворы, особенно на всех главных дорогах, строились со знанием дела и для своего времени были вполне удобными. Марко Поло потом говорил, что в них «и королю остановиться не зазорно». Располагались они примерно в 25 милях друг от друга, чтобы правительственные чиновники и гонцы не слишком утомлялись в дороге, отдыхая в каждом из них. Пользоваться ими можно было лишь по представлении специального правительственного документа. Эти документы свидетельствовали об особом статусе их предъявителей и поэтому часто воровались и подделывались. К тому времени как Марко Поло отправился в свое путешествие на Дальний Восток, таких постоялых дворов насчитывалось до десяти тысяч.

Некоторые богатые землевладельцы тоже строили свои собственные постоялые дворы - на границах своих владений. Обычно ими управляли их рабы. Те постоялые дворы и таверны, что располагались ближе к городам, чаще посещались богатыми гражданами, и поэтому их содержали вольноотпущенники или ушедшие на покой гладиаторы.

В основе Римского государства лежала строгая классовая структура, что неизбежно сказывалось и на развитии предприятий размещения. Вошло, например, в обычай, что для государственных чиновников вопросы размещения решались заранее их подчиненными, в то время как купцы и другие неофициальные путешественники вынуждены были сами искать себе ночлег и договариваться об оплате.

В период процветания Римской империи на дорогах можно было встретить купцов, учащуюся молодежь и бродячих артистов.

Хозяев древнеримских постоялых дворов вряд ли можно назвать «конрадами хилтонами» своего времени. Они были лишены многих гражданских прав, включая право служить в армии, возбуждать против кого-либо дела в суде, приносить присягу и выступать в качестве опекуна. Моральные устои всякого, занимающегося этим бизнесом, моментально ставились под сомнение.

Огромную роль в появлении предприятий гостеприимства сыграло развитие торговых связей на Ближнем Востоке, в Азии и Закавказье. По территории этих регионов проходили крупнейшие торговые пути, по которым двигались караваны с товаром.

В древней Персии путешествовали на верблюдах, большими караванами. Ночевали обычно в шатрах, которые разбивали рядом с караванным путем.

Для организации ночлега путешественников вдоль торговых путей создавались специальные пункты размещения - караванов; рай (помещения для пребывания и отдыха путников), включающие, как правило, помещения для людей и загоны для верблюдов и лошадей. Все это было окружено высокой стеной, защищавшей от ветра, дождя, бури, а также от грабителей и разбойников3.

В те времена удобства, предоставляемые путнику в Азии, значительно превосходили те, на которые можно было рассчитывать в Европе. На Востоке торговля шла не в пример бойче, а потому и путешествовали люди чаще.

С упадком Римской империи (I в. н.э.) постоялые дворы и таверны, потерявшие клиентуру, разорялись.

^

1.2. Развитие гостиничного хозяйства в Средние века



Только спустя четыре века, с наступлением периода позднего Средневековья (500-1300 гг.), предприятия размещения стали возрождаться с новым витком развития торговли и путешествий4.

В средние века на развитие предприятий гостеприимства существенно повлияли и религиозные традиции. В этот период множество людей совершали паломничество к святым местам, а пристанище путники искали, прежде всего, в монастырях и аббатствах. Церковь обязывала монастыри оказывать приют паломникам - кормить и организовывать для них ночлег. Предоставляемые монастырями бесплатные услуги путешествующим сдерживали развитие частных предприятий размещения. Впрочем, постоялые дворы уже были, и количество их росло, но пока они предлагали только кров - без стола5.

На развитие мировой гостиничной индустрии также оказали влияние процессы, происходившие в средневековой Англии. После завоевания Англии норманнами в 1066 г. число путешественников стало расти. Первые постоялые дворы Англии были частными домами, поскольку любой мог взять путешественника на постой за плату. В результате конкуренции содержание постоялых дворов переросло в профессиональную деятельность, а сами дворы приобрели все характерные для того времени черты коммерческих предприятий.

Сильное влияние английской церкви не способствовало паломничеству к католическим святыням, а значит, сдерживало развитие сферы обслуживания. Лишь с уменьшением ее влияния на английскую общественную жизнь в период позднего Средневековья стала возрастать потребность в частных средствах размещения, поскольку люди стали все чаще посещать святые места.

Толчок к развитию частных постоялых дворов и таверн был дан лишь в позднее Средневековье. Так, в Англии в 1530-х гг. король Генрих VIII перевел церковную собственность в светскую и странствующие уже не могли больше рассчитывать на бесплатный постой в монастырях и были вынуждены останавливаться на частных постоялых дворах.

Английские постоялые дворы строились из дерева, а благородные путешественники предпочитали останавливаться в каменных замках и монастырях, которые служили более надежной защитой от нападения разбойников. Но в период Возрождения король Генрих VIII издал указ о роспуске монастырей. Люди больше не могли рассчитывать на постой в монастырях, что вынуждало их останавливаться на постоялых дворах6.

Многие ценности, установленные для индустрии гостеприимства в Средние века, остаются злободневными по сей день, например, такие как дружелюбное обслуживание, приятная атмосфера и обильная пища, хотя санитарные стандарты тех гостиниц, по сравнению с современными, выглядят чудовищными, а условия проживания - убогими.

^

1.3. Развитие гостиничного хозяйства в Новое время



Англичане, путешествующие по Европе и переселявшиеся в Америку, приносили с собой опыт строительства и управления тавернами, постоялыми дворами, который и положил начало современной гостиничной индустрии7.

Американские постоялые дворы и таверны копировали английские, а в те годы именно английский тип организации услуг гостеприимства считался лучшим в Западном мире. Хотя имеются свидетельства того, что в Джеймстауне (штат Вирджиния) была таверна уже в первые годы колонизации, все-таки первая из известных американских таверн - Stadt Huys была открыта голландцами в Новом Амстердаме, как тогда назывался Нью-Йорк, в 1642 г.

По мере того как колонии разрастались из разрозненных поселений в города, у людей появлялось все больше и больше поводов для путешествий и соответственно росла необходимость в заведениях, обслуживающих их. В Нью-Йорке и Новой Англии эти заведения назывались придорожными тавернами, на Юге - ординарными тавернами, в Пенсильвании - постоялыми дворами. Кроме названия между ними были и некоторые местные различия.

Революционные войны мало изменили характер этих заведений. Они всегда оставались не только пристанищем для усталых путников, но и центрами общественной жизни, местами политических сборищ, источниками, утоляющими физическую и духовную жажду. Сейчас эти заведения называются иначе - отели, и это французское заимствование отражает растущее влияние, которое оказывала Франция на зарождающуюся американскую нацию.

Одна из первых гостиниц в Европе, «Отель Генриха IV», была построена в г. Нанте в 1788 г. Ее строительство обошлось в $17500 -сумму по тем временам весьма значительную. В гостинице было 60 койко-мест, и она считалась лучшей в Европе.

Само слово «отель» появилось в XVIII в. Во Франции первоначально отелем именовали многоквартирное здание, в котором квартиры сдавались на месяц, на неделю и даже на один день. Скоро этот термин широко распространился и в Америке. Большинство таверн быстро переименовали в отели, что, по мнению владельцев, придавало им европейский (французский) шик8.

Принято считать, что Соединенные Штаты Америки являются родиной большинства нововведений в сфере технического оснащения гостиниц. Потребность в гостиницах в этой стране всегда была очень велика в силу непрерывного потока эмигрантов, которые нуждались вовременном размещении, а непрекращающийся спрос способствовал бурному развитию гостиничного бизнеса.

 Первой гостиницей, открытой в Соединенных Штатах, был 70-комнатный City Hotel на Бродвее в Нью-Йорке. Это знаменательное событие произошло в 1794 г. За первым последовали и другие. Первым настоящим отелем - с коридорными, с регистратурой, с замками на дверях номеров и даже с бесплатным мылом для гостей - был 170-комнатный Tremont House, открытый в Бостоне в 1829 г.

Возможно потому, что в Новом Свете не было царственных персон, отели, хоть и казались дворцами, но не царскими, а народными. Большинство из них были архитектурными шедеврами - с просторным вестибюлем, с бальным залом, с чудесами сантехники, а в некоторых случаях и с такими неслыханными в Европе того времени удобствами, как лифт, первый из которых был смонтирован в нью-йоркском отеле на Пятой Авеню в 1859 г.

Первым отелем с электрическим освещением был Hotel Everett на Парк-роуд, тоже в Нью-Йорке.

Несмотря на то, что современный отель считается специфически американским изобретением, европейцы тоже причастны к этому. Примером может служить хотя бы так называемый «европейский план» организации оплаты за гостиничные услуги, согласно которому гости платят не за комнату + питание, а только за комнату, чтобы иметь возможность заказывать блюда a la carte в ресторане отеля или питаться где-нибудь еще, если им так больше нравится9.

Значительный вклад в развитие гостиничного дела внес швейцарец Цезарь Ритц; его имя до сих пор носит одна из самых знаменитых и дорогих европейских гостиничных сетей, хотя сам Ритц был всю жизнь лишь наемным управляющим и не владел ни одним отелем. Швейцарец Ритц и американец Статлер были фанатиками гостиничного бизнеса. Они обращали внимание на самые, казалось бы, незначительные детали.

Из наиболее известных нововведений Ритца можно отметить появление оркестра в ресторане отеля. Во времена Ритца оркестр играл музыку Штрауса. Благодаря музыке посетители дольше оставались за столами, что, естественно, повышало доходы от продажи напитков. Ритц долго экспериментировал с освещением в ресторане отеля, добиваясь того, чтобы драгоценности на дамах «заиграли»10.
^

2. История возникновения гостиничного хозяйства на Руси



Историю развития гостиничного хозяйства на Руси можно разделить на три этапа: история средних веков, новая история и новейшая история.

На Руси постоялые дворы появились в XII-XIII вв. Тогда они назывались ямами и располагались один от другого на расстоянии конного перехода.

Следующий заметный период в развитии гостиничного хозяйства связан с установлением в Европе регулярной почтовой и транспортной сети на конной тяге (дилижансы в Западной Европе, ямские станции в России). Вдоль почтовых трасс появились почтовые станции для государственного транспорта, служившие также и местом отдыха; они укрывали от непогоды и упрощали процедуру смены лошадей.

К XV в. постоялые дворы присоединились к почтовым станциям; в сущности их можно назвать прообразами мотелей. В больших русских городах появились гостиные дворы, отличающиеся от постоялых тем, что здесь путники получали возможность не только размещения и питания, но и совершения коммерческих операций, т.е. в гостиных дворах объединялись меблированные комнаты, торговые ряды, лавки, склады. Как правило, все это обносилось стенами и башнями с въездными воротами.

Деятельность гостиных дворов на Руси в средневековый период регламентировалась специальными правилами («скрой»). В связи с этим можно утверждать, что разработка первых правил предоставления гостиничных услуг на Руси была проведена в XII веке. Эти правила устанавливали порядок взаимоотношений жителей двора между собой и с местным населением, определяли требования к поведению, осуществлению торговых операций и т.д. Делался акцент на требованиях по обеспечению безопасности (жизни, имущества, жилища)11.

Самыми первыми из известных Правил организации гостиничного дела на Руси были Правила, введенные в иноземных дворах Новгорода, начиная с ХП века. Когда главным торговым центром стала Москва, в ней сразу же появились гостиные дворы столь необходимые для ведения торговли и развития дипломатических отношений между разными странами. Образование подобных дворов, несомненно, потребовало составления определенных «правил поведения и торговли» купцов – для чего и была создана «скра», что означает «книга законов» или «судебник». В гостином дворе скра выполняла функции правил пользования, поведения, проживания, внутреннего распорядка и взаимоотношений с местным населением всех без исключения пользователей. Особо скра предписывала правила поведения за столом и даже устанавливала «форму» приличной одежды, соответствующей каждому сословию. За нарушение этого правила налагался штраф в 5 марок.

Существовал ряд статей по противопожарной безопасности, оговаривался порядок размещения, плата за жилье. Был установлен налог с привезенного товара, и велась строгая финансовая отчетность, так называемые «памятные книги», а руководство гостиных дворов дважды в год отчитывалось в собранных налогах и расходах по содержанию гостиных дворов. Купцы подразделялись на зимних и летних гостей, из которых первые прибывали в Москву осенью, а покидали ее весной. Им на смену приезжали летние гости. График заездов и комплектация групп купцов проводилась иностранными городами самостоятельно. Существовал ряд ограничений по количеству прибывающих и по срокам нахождения в гостиных дворах. Так немецкий гостиный двор был рассчитан на размещение в нем до двухсот человек и занимал площадь в 1960 кв. м., такую же площадь занимали Шведский и Готский дворы. Положения скры сыграли свою положительную роль в установлении правовых основ деятельности гостиничных образований того времени. Скра является достойным прообразом ныне действующих «Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации», которые сохранили их основные требования, разумеется, в современной интерпретации12.

К концу XIX века в Москве функционировали такие популярные гостиницы, как «Дюссо», «Славянский базар», «Дрезден», «Париж», «Англия», «Германия», «Север», «Лоскутная», «Гранд-отель», «Европа», «Берлин» и др.

После революции большая часть гостиничного фонда была национализирована. Многие гостиницы были перепрофилированы (например, гостиница «Астория» в Санкт-Петербурге стала местом размещения Петроградского Совета рабочих и крестьянских депутатов, а «Националь» в Москве - местом размещения правительства).

Идеология новой власти пропагандировала разрушение рыночной экономики, и поэтому происходит отказ от любой прибыли, и доходы от гостиничной индустрии направляются на развитие тяжелой промышленности13.


Заключение



История развития гостиничного дела неразрывно связана с путешествиями. Путешествуя с разными целями и намерениями (посещение святых мест и храмов, олимпийских игр и т.п.) люди нуждались в приюте  и отдыхе.

Древнейшие упоминания о местах для размещения путешествующих можно найти в письменных источниках Древнего Египта.

Первым толчком в развитии гостиничного строительства послужили торговые связи. До появления постоялых дворов торговцы, путешествующие по крупным городам, были вынуждены оставаться на ночлег под открытым небом.

Позднее для них стали строить специальные помещения, окружённые высокой стеной. Стена защищала не только от ветра и непогоды, но и от грабителей.

Итак, задатки будущих характерных гостиничных черт были заложены. Это комфортное пребывание и безопасность.

В средние века на развитие гостиничной индустрии значительно повлияли религиозные традиции. Люди, совершающие паломничество к святым местам, находили приют в монастырях и аббатствах. Здесь можно было бесплатно ночевать и получать еду. Бесплатные услуги монастырей сдерживали поток постояльцев на частные постоялые дворы, в которых, к тому же, не было еды.

Изменения произошли только при короле Генрихе VIII, который в 1530-х годах перевёл церковную собственность в светскую. Приюты при монастырях стали платными и странствующие вынуждены были останавливаться в частных постоялых дворах.

Следующий период развития гостиничной индустрии связан с возникновением почты. Вдоль продолжительных почтовых трасс стали появляться станции, предназначенные для отдыха и смены лошадей.

В Европе их называли дилижансами, в России - ямскими станциями. Почтовые станции принимали только государственный транспорт, поэтому вскоре к ним присоединились постоялые дворы, где мог остановиться каждый.

Именно эти дворы стали прообразами современных мотелей. Их существенным отличием была коммерческая атмосфера: торговые ряды, склады, лавки, расположенные в одном помещении.

^

Список источников и литературы




1. Возникновение гостиничной индустрии - http://www.hotelnews.ru /99/articles/hotel_industry.htm

2. Иванов К.А. Средневековый город и его обитатели – СПб: 1900.

3. История гостиничного хозяйства - http://dvorik.com.ua/55-gostinica-opredelimsya-v-terminax.html

4. История развития гостиничного бизнеса - http://turgostinica.ru/ gostinichniy-biznes-i-ego-razvitie-v-sovremennich-us/

5. Медлик С. Гостиничный бизнес: Учебник для студентов вузов. – М.: Изд-во Юнити, 2005.

6. О развитии гостиничных услуг - http://toursalon.ru/pgroup-about.php?id=2

7. Отели. История возникновения - http://www.sdmhotel.ru/history.htm


1 История гостиничного хозяйства - http://dvorik.com.ua/55-gostinica-opredelimsya-v-terminax.html

2 Возникновение гостиничной индустрии - http://www.hotelnews.ru/99/articles/hotel_industry.htm

3 История гостиничного хозяйства - http://dvorik.com.ua/55-gostinica-opredelimsya-v-terminax.html

4 История развития гостиничного бизнеса - http://turgostinica.ru/gostinichniy-biznes-i-ego-razvitie-v-sovremennich-us/

5 История гостиничного хозяйства - http://dvorik.com.ua/55-gostinica-opredelimsya-v-terminax.html

6 Иванов К.А. Средневековый город и его обитатели – СПб: 1900, с. 70.

7 История развития гостиничного бизнеса - http://turgostinica.ru/gostinichniy-biznes-i-ego-razvitie-v-sovremennich-us/

8 История гостиничного хозяйства - http://dvorik.com.ua/55-gostinica-opredelimsya-v-terminax.html

9 История развития гостиничного бизнеса - http://turgostinica.ru/gostinichniy-biznes-i-ego-razvitie-v-sovremennich-us/

10 История развития гостиничного бизнеса - http://turgostinica.ru/gostinichniy-biznes-i-ego-razvitie-v-sovremennich-us/

11 Медлик С. Гостиничный бизнес: Учебник для студентов вузов. – М.: Изд-во Юнити, 2005, с. 165.




Скачать файл (83.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru