Logo GenDocs.ru


Поиск по сайту:  


Реферат - Безопасность и охрана труда оператора на ПК - файл 1.doc


Реферат - Безопасность и охрана труда оператора на ПК
скачать (129.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc130kb.03.12.2011 12:58скачать

1.doc

Реклама MarketGid:
Санкт-петербургский государственный университет сервиса и экономики

Тихвинский филиал
Реферат

По дисциплине:

«Безопасность жизнедеятельности»

На тему:

«Безопасность и охрана труда оператора на ПК»


Выполнила:

Студентка 2 курса

Специальность 080502у

Трудова Т.Н.

г. Тихвин

2009 г

Оглавление


  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Введение……………………………………………….. …………………..3

1. Требования к производственным помещениям при работе на ПК.................................................................................................................. 4

1.1. Окраска и коэффициенты отражения. Освещение………….4

1.2. Параметры микроклимата…………………………………… 6 1.3. Шум и излучение…………………………………………….. 7


2. Эргономические требования к рабочему месту…………………...8

3. Режим труда оператора при работе на ПК………………………..12

Заключение………………………………………………………………..14

Список литературы……………………………………………………….15

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Задача 4……………………………...16

  1. ^ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.



Введение



Научно-технический прогресс внес серьезные изменения в условия деятельности работников умственного труда. Их труд стал интенсивным, требующим значительных затрат умственной, эмоциональной и физи­ческой энергии, что потребовало комплексного решения проблем эргономики, ги­ги­ены и ор­ганизации труда, регламентации режимов труда и отдыха.

В настоящее время компьютерная техника широко применяется во всех областях дея­тельности человека. При работе с ком­пьютером человек подвергается воздействию ряда опасных и вредных производственных факторов: электромагнитных полей (диа­пазон ра­диочастот: ВЧ, УВЧ и СВЧ), инфракрасного и ионизирующего излучений, шума и виб­рации, статического электричества и др.

Работа с компьютером характеризуется значительным умственным напряжением и нервно-эмоциональной нагрузкой операторов, высокой напряженностью зрительной ра­боты и достаточно большой нагрузкой на мышцы рук при работе с клавиатурой ЭВМ. Большое значение имеет рациональная конструкция и расположение элементов рабоче­го места, что важно для поддержания оптимальной рабочей позы человека-опе­ратора.

В процессе работы с компьютером необходимо соблюдать правильный режим тру­да и отдыха.

Настоящий реферат посвящен изучению системы охраны труда офисного персонала при работе на персональных компьютерах. При написании работы решаются следующие задачи:




^

1. Требования к производственным помещениям при работе на ПК

1.1. Окраска и коэффициенты отражения. Освещение.



Окраска помещений и мебели должна способствовать созданию благоприятных усло­вий для зрительного восприятия, хорошего настроения.

Источники света, такие как светильники и окна, которые дают отражение от повер­х­ности экрана, значительно ухудшают точность знаков и влекут за собой помехи фи­зио­логического характера, которые могут выразиться в значительном напряжении, особен­но при продолжительной работе. Отражение, включая отражения от вторичных источ­ников света, должно быть сведено к минимуму. Для защиты от избыточной яр­кости окон могут быть применены шторы и экраны.

В помещениях, где находится компьютер, необходимо обес­печить следующие вели­чины коэффициента отражения: для потолка: 60…70%, для стен: 40…50%, для пола: около 30%. Для других поверхностей и рабочей мебели: 30…40%.

Правильно спроектированное и выполненное производственное освещение улучша­ет условия зрительной работы, снижает утомляемость, способствует повышению произво­дительности труда, благотворно влияет на производственную среду, оказы­вая положи­тельное психологическое воздействие на работающего, повышает безо­пас­ность труда и снижает травматизм.

Недостаточность освещения приводит к напряжению зрения, ослабляет внимание, приводит к наступлению преждевременной утомленности. Чрезмерно яркое освеще­ние вызывает ослепление, раздражение и резь в глазах. Неправильное направление света на рабочем месте может создавать резкие тени, блики, дезориентировать рабо­тающего. Все эти причины могут привести к несчастному случаю или профзаболева­ниям.

Существует три вида освещения - естественное, искусственное и совмещенное (ес­те­ственное и искусственное вместе).

^ Естественное освещение – это освещение помещений дневным светом, проникающим через световые проемы в наружных ограждающих конструкциях помещений. Естест­вен­ное освещение характеризуется тем, что меняется в широких пределах в зависимо­сти от времени дня, времени года, характера области и ряда других факторов.

^ Искус­ственное освещение применяется при работе в темное время суток и днем, ког­да не уда­ется обеспечить нормированные значения коэффициента естественного осве­ще­ния (пас­мурная погода, короткий световой день). Освещение, при котором не­доста­точ­ное по нормам естественное освещение дополняется искусственным, называ­ется сов­мещенным освещением.

Искусственное освещение подразделяется на рабочее, аварийное, эвакуационное, охранное. Рабочее освещение, в свою очередь, может быть общим или комбинирован­ным – т.е. освещением, при котором к общему добавляется местное.

Согласно СНиП II-4-79 в помещении, где установлены компьютеры, необходимо приме­нять систему комбинированного освещения. Требования к освещенности в помещениях, где установлены компьютеры, следую­щие: при выполнении зрительных работ высокой точности общая освещенность должна составлять 300лк, а комбинированная - 750лк; аналогичные требования при выполне­нии работ средней точности - 200 и 300лк соот­ветственно. Кроме того все поле зрения должно быть освещено достаточно равномерно – это ос­новное гигие­ническое требование. Иными словами, степень освещения помещения и яр­кость экрана ком­пьютера должны быть примерно одинаковыми, т.к. яркий свет в районе периферийного зре­ния значительно увеличивает напряженность глаз и, как следствие, приводит к их быстрой утомляемости.
^

1.2. Параметры микроклимата



Параметры микроклимата могут меняться в широких пределах, в то время как необ­ходимым условием жизнедеятельности человека является поддержание постоянства температуры тела благодаря терморегуляции, т.е. способности организма регу­лиро­вать отдачу тепла в окружающую среду. Принцип нормирования микро­кли­мата – соз­дание оптимальных условий для теплообмена тела человека с окружающей средой.

Вычислительная техника является источником существенных тепловыделений, что может привести к повышению температу­ры и снижению относительной влажности в по­мещении. В по­мещениях, где установлены компьютеры, должны соблюдаться оп­реде­ленные параметры микроклимата. В санитарных нормах СН-245-71 установлены вели­чины параметров микроклимата, создающие комфортные условия. Эти нормы ус­танав­ливаются в зависимости от времени года, характера трудового процесса и харак­тера производственного помещения (см. табл. 1).

Объем помещений, в которых размещены работники вычис­лительных центров, не должен быть меньше 19,5м3/человека с учетом максимального числа одновременно ра­ботающих в сме­ну. Нормы подачи свежего воздуха в помещения, где располо­жены ком­пьютеры, приведены в табл. 2.
Таблица 1.

Параметры микроклимата для помещений, где установлены компьютеры

Период года

Параметр микроклимата

Величина

Холодный

Температура воздуха в помещении

Относительная влажность

Скорость движения воздуха

22…24°С

40…60%

до 0,1м/с

Теплый

Температура воздуха в помещении

Относительная влажность

Скорость движения воздуха

23…25°С

40…60%

0,1…0,2м/с


Таблица 2.

Нормы подачи свежего воздуха в помещения, где расположены компьютеры

Характеристика помещения

Объемный расход подаваемого в помещение свежего воздуха, м3 /на одного человека в час

Объем до 20м3 на человека

20…40м3 на человека

Более 40м3 на человека

Не менее 30

Не менее 20

Естественная вентиляция


    1. ^

      Шум и излучение



Шум ухудшает условия труда, оказывая вредное действие на организм человека: ра­бо­тающие в условиях длительного шумового воздействия испытывают раздражитель­ность, головные боли, головокружение, снижение памяти, повышенную утомляе­мость, понижение аппетита, боли в ушах и т. д. Такие нарушения в работе организма человека могут вызвать негативные изменения в эмоциональ­ном состоя­нии человека вплоть до стрессовых. Под воздействием шума снижается концен­трация внимания, нарушаются физиологические функции, по­является уста­лость в связи с повы­шенными энергетическими затратами и нервно-психическим на­пряжением, ухуд­шается речевая коммутация.

Длительное воздей­ствие интенсивного шума [выше 80 дБ(А)] на слух человека приво­дит к его частичной или полной потере.

Уровень шума на рабочем месте операторов видео­ма­териалов не должен превышать 50дБА. Для снижения уровня шума стены и потолок помеще­ний, где установлены компьютеры, могут быть облицованы звукопоглощающими ма­териалами.

Большинство ученых считают, что как кратковременное, так и длительное воздей­ст­вие всех видов излучения от экрана мони­тора не опасно для здоровья персонала, об­слу­живающего ком­пьютеры. Однако исчерпывающих данных относительно опасно­сти воз­действия излучения от мониторов на работающих с ком­пьютерами не сущест­вует и ис­следования в этом направлении продолжаются.

Максимальный уровень рентгеновского излучения на рабочем месте оператора ком­пьютера обычно не превышает 10мкбэр/ч, а интенсивность ультрафиолетового и ин­фра­красного излучений от экрана монитора лежит в пределах 10…100мВт/м2. Для снижения воздействия этих видов излучения реко­мен­дуется применять монито­ры с пониженным уровнем излучения, а также соб­людать регламентированные режи­мы труда и отдыха. Следует ограни­чить продолжительность рабочей деятельности перед экра­ном, не размещать дисплеи концентрированно в рабочей зоне, выключать дисплей, если на нем не работают.
^




2. Эргономические требования к рабочему месту



Проектирование рабочих мест, снабженных видеотерминалами, относится к числу важных проблем эргономического проектирования в области вычислительной тех­ники.

Рабочее место и взаимное расположение всех его элементов должно соответство­вать антропометрическим, физическим и психологическим требованиям. Большое зна­чение имеет также характер работы. В частности, при организации рабочего места оператора ПК должны быть соблюдены следующие основные условия: оптимальное размеще­ние оборудования, входящего в состав рабочего места и достаточное рабочее простран­ство, позволяющее осуществлять все необходимые движения и перемещения.

Эргономическими аспектами проектирования видеотерминальных рабочих мест, в частности, являются: высота рабочей поверхности, размеры пространства для ног, тре­бования к расположению документов на рабочем месте (наличие и размеры под­ставки для документов, возможность различного размещения документов, расстояние от глаз пользователя до экрана, документа, клавиатуры), характеристики рабочего кресла, требования к поверхности рабочего стола, регулируемость элемен­тов рабочего места.

Главными элементами рабочего места оператора ПК являются стол и кресло. Осно­в­ным рабочим положением является положение сидя.

Рабочая поза сидя вызывает минимальное утомление оператора. Рациональная планировка рабочего места предусматривает четкий порядок и постоянство размеще­ния предметов, средств труда и документации. То, что требуется для выполнения ра­бот ча­ще, должно быть расположено в зоне легкой досягаемости рабочего пространства.

Оптимальное размещение предметов труда и документации в зонах досягаемости представлено на рисунке 1.



^ 1 – сканер, 2 – монитор, 3 – принтер, 4 – поверхность рабочего стола, 5 – клавиатура, 6 – манипулятор типа «мышь».
Для комфортной работы оператора стол должен удовлетворять следующим условиям:

  • высота стола должна быть выбрана с учетом возможности сидеть свободно, в удоб­ной позе, при необходимости опираясь на подлокотники;

  • нижняя часть стола должна быть сконструирована так, чтобы программист мог удоб­но сидеть, не был вынужден поджимать ноги;

  • поверхность стола должна обладать свойствами, исключающими появление бликов в поле зрения программиста;

  • конструкция стола должна предусматривать наличие выдвижных ящиков (не менее 3 для хранения документации, листингов, канцелярских принадлежностей).

  • высота рабочей поверхности рекомендуется в пределах 680-760 мм. Высота по­верхности, на которую устанавливается клавиатура, должна быть около 650 мм.

Большое значение придается характеристикам рабочего кресла. Так, рекомендуемая высота сиденья над уровнем пола находится в пределах 420-550 мм. Поверхность си­денья мягкая, передний край закругленный, а угол наклона спинки - регулируемый.

Необходимо предусматривать при проектировании возможность различного разме­ще­ния документов: сбоку от видеотерминала, между монитором и клавиатурой и т.п. Кро­ме того, в случаях, когда видеотерминал имеет низкое качество изображения, нап­ример заметны мелькания, расстояние от глаз до экрана делают больше (около 700 мм), чем расстояние от глаза до документа (300-450 мм). Вообще при высоком ка­честве изобра­жения на видеотерминале расстояние от глаз пользователя до экрана, документа и кла­виатуры может быть равным.

^ Положение экрана определяется:

  • расстоянием считывания (0,6…0,7м);

  • углом считывания, направлением взгляда на 20 ниже горизонтали к центру экрана.

Должна также предусматриваться возможность регулирования экрана:

  • по высоте +3 см;

  • по наклону от -10 до +20 относительно вертикали;

  • в левом и правом направлениях.

Большое значение также придается правильной рабочей позе пользователя. При не­удобной рабочей позе могут появиться боли в мышцах, суставах и сухожилиях. Требо­ва­ния к рабочей позе пользователя видеотерминала следующие:

  • голова не должна быть нак­лонена более чем на 20,

  • плечи должны быть расслаблены,

  • локти - под углом 80…100,

  • предплечья и кисти рук - в горизонтальном положении.

Причина неправильной позы пользователей обусловлена следующими факторами: нет хорошей подставки для документов, клавиатура находится слишком высоко, а до­кумен­ты - низко, некуда положить руки и кисти, недос­таточно пространство для ног.

Существенное значение для производительной и качествен­ной работы на компью­тере имеют размеры знаков, плотность их размещения, контраст и соотношение яркос­тей символов и фона экрана. Если расстояние от глаз оператора до экрана дисплея сос­тавля­ет 60…80 см, то высота знака должна быть не менее 3 мм, оптимальное соотно­шение ширины и высоты знака со­ставляет 3:4, а расстояние между знаками – 15…20% их вы­со­ты. Соотношение яркости фона экрана и символов - от 1:2 до 1:15.

Во время пользования компьютером медики советуют ус­танавливать монитор на рас­стоянии 50-60 см от глаз. Специалисты также считают, что верх­няя часть видео­дисплея должна быть на уровне глаз или чуть ниже. Когда человек смотрит прямо пе­ред собой, его глаза открываются шире, чем когда он смотрит вниз. За счет этого пло­щадь обзора значительно увеличивается, вызывая обезвоживание глаз. К тому же если экран установ­лен высоко, а глаза широко открыты, нарушается функция морга­ния: глаза не закрываются полностью, не омываются слезной жидко­стью, не получают доста­точного увлажнения, что приводит к их быстрой утомляе­мости.

Создание благоприятных условий труда и правильное эстетическое оформление ра­бо­чих мест на производстве имеет большое значение как для облегчения труда, так и для повышения его привлекательности, положительно влияющей на производитель­ность труда.
  1. ^

    Режим труда оператора при работе на ПК



Как уже было неоднократно отмечено, при работе с персональным компьютером очень важную роль играет соблюдение правильного режима труда и отдыха. В про­тив­ном случае у персонала отмечаются значительное напряжение зритель­ного аппа­рата с появлением жалоб на неудовлетворенность работой, головные боли, раздражи­тельность, нарушение сна, усталость и болезненные ощущения в глазах, в по­яснице, в области шеи и руках.

В табл. 7.5 представлены сведения о регламентированных перерывах, которые необ­ходимо делать при работе на компью­тере, в зависимости от продолжительности рабочей смены, ви­дов и категорий трудовой деятельности с ВДТ (видеодисплейный терминал) и ПЭВМ (в со­ответствии с СанПиН 2.2.2 542-96 «Гигиенические требова­ния к видеодис­плейным терминалам, персональным электронно-вычислительным ма­шинам и организа­ции работ»).
Таблица 3.

Время регламентированных перерывов при работе на компьютере

Категория работы

с ВДТ или ПЭВМ

Уровень нагрузки за рабочую смену при видах работы с ВДТ

Суммарное время регламентиро­ванных перерывов, мин

Группа А, количест­во знаков

Группа Б, количест­во знаков

Группа В, часов

При 8-часовой смене

При 12-часовой смене

I

до 20000

до 15000

до 2,0

30

70

II

до 40000

до 30000

до 4,0

50

90

III

до 60000

до 40000

до 6,0

70

120


Время перерывов в таблице представлено при соблюдении указанных Сани­тарных правил и норм. При несоответствии фактических условий труда требо­ваниям Санитарных правил и норм время регламентированных перерывов сле­дует увеличить на 30%.

В соответствии со СанПиН 2.2.2 546-96 все виды трудовой деятельности, связанные с использованием компьютера, разде­ляются на три группы:

- группа А: работа по считыванию информации с экрана ВДТ или ПЭВМ с предва­ритель­ным запросом;

- группа Б: работа по вводу информации;

- группа В: творческая работа в режиме диалога с ЭВМ.

Эффективность перерывов повышается при сочетании с производственной гимнасти­кой или организации специального помещения для отдыха персонала с удобной мягкой мебелью, аквариумом, зеленой зоной и т.п.

Заключение


В настоящем реферате были изложены требования к рабочему месту оператора при работе на персональном компьютере.

Так как работники моего учреждения много времени проводят за компьютерами, работая с текстовыми файлами, устанавливая программное обеспечение и т.п., имеет смысл обозначить основные правила работы на ПК. Труд пользователей ПК обуславливается совокупностью санитарно-гигиенических и психофизиологических факто­ров, влияющих на здоровье, работоспособность человека и на эффективность его труда. В наибольшей степени отрицательное физиологическое воздействие на операторов дисплеев связано с диском­фортными зрительными условиями. К ним относятся: несо­ответствие визуальных эргономических параметров ВДТ (по яркости, контрастности и т. д.), неправильное располо­жение рабочих мест и спроектированного освещения в по­мещении. Рабочее место и взаимное расположение всех его элементов должно соответство­вать антропометрическим, физическим и психологическим требованиям. Большое зна­чение имеет также характер работы.

Соблюдение условий, определяющих оптимальную ор­ганизацию рабочего места офисного персонала при работе на ПК, позволит сох­ранить хорошую ра­ботоспособность в течение всего рабочего дня, повысит как в ко­личественном, так и в качественном отношениях производительность труда работников. Руководители предприятий, организаций и учреждений вне зависимости от форм собственности и подчиненности обязаны привести санитарно-гигиенические условия и ра­бочие места операторов ПК в соответствие с требования­ми Санитарных правил («Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вы­числительным машинам и организации работы», Санитар­ные правила и нормы, СанПиН 2.2.2.542-96).
Список литературы
1. Безопасность и охрана труда: Учеб. пособие для ВУЗов / Н.Е. Гарнагина, Н.Г. Зенько; Под ред. О.Н. Русака. – СПб: Изд-во МАНЭБ, 2001. – 267 с.

2. Безопасность жизнедеятельности. /Под ред. Н.А. Белова - М.: Знание, 2000 – 364 с.

3. Девисилов В.А. Охрана труда: Учебник. - Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003. – 400 с.: ил. – (Серия «Профессиональное образование»).

4. Мотузко Ф.Я. Охрана труда. – М.: Высшая школа, 1989. – 336 с.

5. Зинченко В.П. Основы эргономики. – М.: МГУ, 1979. – 179 с.
^ II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Задача 4.
Задание:

Определить годовой экономический ущерб предприятия из-за производственного травматизма, профессиональной и общей заболеваемости, используя следующие данные для расчёта (данные взяты в ООО «Сведвуд-Тихвин»):


№ п/п

Данные для расчёта

Показатели

1

Количество несчастных случаев за предыдущий год, Н

38

2

Из них: количество несчастных случаев с возможным инвалидным исходом или летальным исходом, Hi

-

3.

Количество дней, потерянных в течение года на предприятии из-за производственного травматизма Дн, дни

112

4.

Количество дней, потерянных в результате профессиональной и общей заболеваемости, Дз, дни

93

5.

Среднемесячный заработок до заболеваемости, а, руб.

22.000

6.

Среднегодовая выработка, Аср., руб.

1.522.354

7.

Число рабочих дней в году, Дг, дни

221

8.

Среднесписочное количество работающих, Рср., чел.

1.054

9.

Доплата до среднего заработка в случае инвалидности или перевода на легкую работу, Мдоп., руб.

17.830

10.

Затраты на спецодежду, Зсп, руб.

483.524

11.

Затраты на молоко, спец. питание, Зм, руб.

-

12.

Затраты на сокращенные рабочие дни по вредности, Зсд., руб.

-

13.

Среднедневной заработок до заболеваемости, а'

733

14.

Количество месяцев, доплачиваемых до перевода на инвалидность, п., руб.

4


Решение:

Годовой экономический ущерб МУП «Тихвинский ПАТП» из-за травматизма Мтр, профессиональной Мпз, и общей заболеваемости Моз определяется по формуле: М = Мтр + Мга + Моз , рублей.

Для нетяжелого (без увечья) травматизма используют формулу:

Мтр = Дн*(Аср/Дг+0,65*а'), рублей

Мтр = 112*(1.522.354/221+0,65*733) = 824.872,16 руб.

Ущерб от профзаболевания определяется по формуле:

Мпз = 1,07*[Дн*(Аср/Дг+12*а], рублей

Мпз = 1,07*[112*(1.522.354/221+12*733] = 1.879.628,08 руб.

Ущерб от общих заболеваний составит:

Моз = 1,05*Дз*(Аср/Дг+0,65*а'), рублей

Моз = 1,05*93*(1.522.354/221+0,65*733) = 719.224,48 руб.

М = 824.872,16 +1.879.628,08 + 719.224,48 = 3.423.724,72 рублей.
Ответ: годовой экономический ущерб ООО «Сведвуд - Тихвин» из-за производственного травматизма, профессиональной и обшей заболеваемости составляет 3.423.724,72 рублей.
Изучая коллективный договор ООО «Сведвуд - Тихвин», мы видим, что об охране труда написано: «Работодатель обязуется обеспечивать условия безопасного и эффективного труда работника, оборудовать его рабочее место в соответствии с правилами охраны труда и техники безопасности».

Работники своевременно обеспечиваются спецодеждой, рабочими рукавицами по сезону, беруши, наушники (в шумных цехах) выдаются в неограниченном количестве, питание разнообразное. Работники раз в три года проходят медосмотр, рассматривающий группу здоровья и подтверждающий их готовность к труду. Все работники предприятия имеют медицинскую страховку.

В целом ООО «Сведвуд - Тихвин» заботится о своих работниках, соблюдает правила охраны и защиты труда, изложенные в российском законодательстве. Нарушения охраны труда, повлекшие за собой травматизм, происходят, как правило, по вине самих работников.
Реклама:





Скачать файл (129.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru