Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Колин Купер. Индивидуальные различия - файл Индивидуальные различия.doc


Колин Купер. Индивидуальные различия
скачать (5419.7 kb.)

Доступные файлы (1):

Индивидуальные различия.doc7026kb.18.11.2009 17:13скачать

содержание
Загрузка...

Индивидуальные различия.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Данное издание выпущено в рамках программы

Центрально-Европейского Университета

«Books for Civil Society» при поддержке

Центра по развитию издательской деятельности

(OSI — Budapest) и Института «Открытое общество,

Фонд Содействия» (OSIAF — Moscow).

На переплете картина Франца-Вильгельма Зайверта «Город и деревня»

Купер К.

I Индивидуальные различия/Пер, с англ. Т. М. Марютиной под ред. И. В. Равич-Щербо — М.: Аспект Пресс, 2000.— с. 527

ISBN5-7567-0129^X

Книга посвящена изучению индивидуальных различий в психологии. Она состоит из двух разделов. В первом рассматриваются биологические и социальные источники происхождения индивидуально-психологических различий. Во втором разделе особое внимание уделяется факторному ана­лизу и возможностям его применения в дифференциальной психологии. В конце книги имеется приложение, включающее кодекс справедливого тестирования в образовании.

Для студентов-психологов, практических психотерапевтов.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие научного редактора и переводчика

Предисловие

^ ЧАСТЬ А ТЕОРИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ

1. Введение в проблему индивидуальных различий

Введение

Основные вопросы

Как можно обнаружить индивидуальные различия?

Резюме

^ 2. Теории Келли и Роджерса

Общая картина

Введение

Введение в теорию личных конструктов, разработанной Джорджем Келли

Личностно-центрированная теория Карла Роджерса

Предложения по дополнительному чтению

Ответы на задания по самопроверке

^ 3. Психоаналитическая теория Фрейда

Общая картина

Введение

Фрейдовские теории психики

Механизмы защиты

Невротические симптомы

Теория детской сексуальности

Резюме

Ответы на задания по самопроверке

^ 4. Оценка теорий Фрейда

Общая картина

Введение

Проверка теорий Фрейда

Можно ли в принципе проверить теории Фрейда?

Эмпирические данные

Резюме

Ответы на задания по самопроверке

^ 5. Теории черт личности

Общая картина

Введение

Факторный анализ в приложении к личности

Лексическая гипотеза и теория личности, разработанная Кэттеллом

«Большая пятерка» личностных факторов

Исследование Айзенка

Другие теории

Возражения

Резюме

Ответы на задания по самопроверке

^ 6. Биологические и социальные основы личности

Общая картина

Введение

Социальные детерминанты личности

Биологические основы личности. Теория

Биологические основы личности. Эмпирические результаты

Резюме

Ответы на задания по самопроверке

^ 7. Структура и измерение способностей

Общая картина

Введение

Структура умственных способностей человека

Эмпирические исследования Спирмен и Терстоун. Одна способность или двенадцать?

Триархическая теория способностей, разработанная Стернбергом

Представление о коэффициенте интеллекта

Практическое использование тестирования способностей

Ответы на задания по самопроверке

^ 8. Процессы, составляющие основу способностей

Общая картина

Введение

Обработка информации в нервной системе и общие способности

Прямое измерение скорости проведения нервных импульсов

Косвенные измерения скорости проведения нервных импульсов.

Общие способности и когнитивные задачи

Резюме

Ответы на задания по самопроверке

^ 9. Средовые и генетические детерминанты черт личности и способностей

Общая картина

Введение

Политика и индивидуальные различия

Методы изучения проблемы «природа — воспитание»

Методы количественной генетики

Генетика способностей

Генетика личности

Резюме

Ответы на задания по самопроверке

^ 10. Настроение и мотивация как состояния

Общая картина

Введение

Измерение настроения и мотивации

События, влияющие на уровень настроения

Фактору, влияющие на вариативность настроения

Типичное настроение и личность

Резюме

Ответы на задания по самопроверке

^ Ч А С Т Ь Б. ОЦЕНКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ

11. Измерение индивидуальных различий

Общая картина

Введение

Черты и состояния

Измерение черт

Обработка тестов

Использование тестовых оценок для прогноза поведения

Получение и использование тестов

Резюме

Ответы на задания по самопроверке

^ 12. Личность в свете интроспекции. Проверка теорий Келли и Роджерса

Общая картина

Введение

Клинический метод и Q-сортировка

Метод репертуарной решетки

Анализ репертуарных решеток

Изучение метода репертуарной решетки

Критика репертуарных решеток

Ответы на задания по самопроверке

^ 13. Надежность и валидность психологических тестов

Общая картина

Введение

Психологические и физические измерения

Измерение в психологии

Надежность умственных тестов

Другие подходы к измерению надежности

Проверка валидности

Резюме

Ответы на задания по самопроверке

^ 14. Факторный анализ

Общая картина

Введение

Изучение исследовательского факторного анализа

Геометрический подход к факторному анализу

Анализ главных компонент и факторный анализ

Использование факторного анализа

Резюме

Ответы на задания по самопроверке

^ 15. Выполнение и интерпретация факторного анализа

Общая картина

Введение

Исследовательский факторный анализ

Конфирматорный факторный анализ

Резюме

Ответы на задания по самопроверке

^ 16. Теория сложности заданий

Общая картина

Введение

Характеристическая кривая задания

Определение способностей и параметров задания

Преимущества теории сложности заданий

Адаптивное тестирование

Резюме

Ответы на задания по самопроверке

^ 17. Проблемы тестов

Общая картина

Введение

Внешние смещения в тестах

Внутренние смещения в тестах

Личностные тесты

Факторы, влияющие на выполнение тестов способностей

Резюме

Ответы на задания по самопроверке

^ 18. Конструирование надежного теста.

Общая картина

Введение

Подготовка заданий теста

Общие принципы анализа заданий

Конструирование тестов по критериальному принципу

Конструирование тестов с помощью факторного анализа заданий

Конструирование тестов с помощью теории сложности заданий

Классический анализ заданий

Следующие шаги

Резюме

Ответы на задания по самопроверке.

^ 19. Измерение настроения и мотивации.

Общая картина

Введение

Оценка настроений

Четыре проблемы в измерении настроения

Методы измерения настроения

Измерение мотивации

Будущие перспективы

Резюме

Ответы на задания по самопроверке

20. Заключение

Общепризнанные положения

Дискуссионные положения

Недостаточно исследованные проблемы

Заключение

Приложение А

Корреляции

Важность г2

Особые случаи

Приложение Б
^ ПРЕДИСЛОВИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА И ПЕРЕВОДЧИКА

Проблема индивидуальности — одна из базовых проблем пси­хологии, имеющая большое значение и для теории, и для реше­ния многих прикладных задач. Ее теоретическая значимость опре­деляется, прежде всего, тем, что любая общепсихологическая закономерность реально существует только в разнообразных инди­видуальных вариантах и, строго говоря, она сама может быть по­нята и формализована только через тот или иной вид их обобще­ния. Решение же многих прикладных психологических задач требу­ет и знания индивидуальных различий, и их надежной диагностики, и оценки прогностических возможностей тестов и т.д. — в конеч­ном счете, именно понимание индивидуальности ребенка и взрос­лого лежит в основе успешного обучения и воспитания, профори­ентации и профотбора, эффективной психотерапии и т.д.

Однако несмотря на такую значимость проблемы, посвящен­ных ей обобщающих работ у нас очень мало (Егорова М. С Психо­логия индивидуальных различий. М., 1997; Либин А. В. Дифферен­циальная психология. М., 1999). Поэтому мы надеемся, что пред­лагаемая вниманию читателей книга К. Купера будет интересна и полезна всем, кто знакомится с дифференциальной психологией или работает в этой области.

Безусловно, привлекательной особенностью книги являются весьма компетентный критический анализ, сопровождающий из­ложение каждого подхода к исследованию индивидуальности и теоретических концепций, и психометрика. Автор часто и прямо предупреждает читателя о неоправданных увлечениях некоторыми теориями и неправомерном использовании диагностических и статистических методов, не удовлетворяющих необходимым требова­ниям. Эти рекомендации весьма ценны, поскольку исходят от спе­циалиста с большим опытом исследовательской, практической и преподавательской деятельности. Хочется надеяться, что читатель-психолог заинтересованно вникнет в них.

Хотелось бы обратить внимание читателей и на малоизвестный у нас подход к диагностике, обозначенный в переводе как «теория сложности заданий». При всех трудностях, связанных с его реализа­цией, он, по-видимому, может оказаться более информативным для оценки индивидуальных особенностей (во всяком случае, в когни­тивной сфере), чем традиционные психометрические процедуры1.

При переводе и редактировании текста мы столкнулись с не­которыми трудностями не языкового, а научно-содержательного характера. Касается это, прежде всего, понятий personality, person, individuals, individuality. В тексте книги они используются практи­чески как синонимы, что противоречит принятому в отечествен­ной психологии разведению понятий индивид, личность, индиви­дуальность. Это отражает, очевидно, отсутствие методологически аргументированного различения биологического (индивидуально­го) и социокультурного (личностного) уровней в интегральной структуре индивидуальности; отсюда и некоторые формулы типа «Генетика личности» и т.п., которые будут, вероятно, восприня­ты отечественными читателями с некоторым недоумением. Поэто­му целесообразно каждый раз выяснять, о каких конкретных чер­тах индивидуальности (personality — в терминологии автора) идет речь. Возможно, это станет стимулом и для более тщательного про­думывания проблем, связанных со структурой индивидуальнос­ти, — всесторонний анализ, предлагаемый К. Купером, стимули­рует это направление мысли.

Мы с удовольствием представляем эту содержательную и вы­сокопрофессиональную книгу нашим читателям.

И. В. Равич-Щербо

кандидат психологических наук

Т. М. Марютина

доктор психологических наук

профессор

^ МОЕЙ МАТЕРИ И ПАМЯТИ МОЕГО ОТЦА

ПРЕДИСЛОВИЕ

Эта книга целиком посвящена индивидуальным различиям — области психологии, изучающей то, каким образом и, что не ме­нее важно, почему люди психологически существенно отличаются друг от друга. В ней также рассказывается о том, как можно коли­чественно оценить индивидуальные различия с помощью психо­логических тестов и других методов. Эта книга в первую очередь предназначена студентам психологических факультетов, изучаю­щим такие курсы, как Индивидуальные различия, Личность, Ин­теллект и способности, Психометрика, или Оценка индивидуальных различий. Однако студенты, специализирующиеся в других облас­тях (таких, как образование) или имеющие более высокий уро­вень подготовки, например, учащиеся на курсах постдипломного образования в области психологии труда, вероятно, также найдут в ней много полезного для себя, впрочем, как и любой другой читатель, интересующийся природой, происхождением и оцен­кой личности и интеллекта.

Эта книга возникла на основе курса из 20 лекций, который был прочитан мною в Королевском университете Белфаста. Она была написана главным образом из чувства неудовлетворенности существующими учебниками. Имеется множество превосходных учебников, описывающих теорию личности, но изолированное ис­пользование только одного из них всегда казалось мне недостаточ­ным, поскольку студенты, получающие психологическое образо­вание, разумеется, должны иметь знания в области психологии способностей, настроения, мотивации и т.д.

Более того, в большинстве учебников не рассматривается, ка­ким образом можно охарактеризовать индивидуальные различия или оценивать тесты. Это представляется мне серьезным упущени­ем, поскольку многие читатели этой книги, вероятнее всего, ис­пользуют тесты в той или иной форме или варианте (например, как часть своей исследовательской работы или профессиональной деятельности). Однако данная книга — не учебник по психометри­ке, поэтому читатели напрасно будут искать в ней математические формулы, составляющие фундамент этой области психологии. Помня о пресловутом неприятии студентами-психологами мате­матических выкладок, я пытался обеспечить концептуальное по­нимание важных вопросов. Тем не менее, я обстоятельно и доста­точно детально проанализировал тему факторного анализа, по­скольку этот метод имеет фундаментальное значение для многих теорий личности и способностей. При этом в одной главе пред­ставлено его концептуальное понимание, а в другой показано, как выполнять факторный анализ и интерпретировать получаемые результаты.

Главы в книге делятся на две самостоятельные категории. Первые 10 глав посвящены основным теориям личности и способностей, настроений и мотивации; следующие 10 глав описывают спо­собы оценки индивидуальных различий. Возможно, у читателей возникнет желание прочесть их, чередуя (глава 1, глава 11, гла­ва 2, глава 12 и т.д.), поскольку подобная тактика гарантирует ус­воение любых необходимых методических вопросов, например, принципов факторного анализа перед прочтением соответствую­щих теоретических глав. Каждая глава содержит несколько заданий по самопроверке, позволяющих читателям оценить, насколько верно они поняли ключевые моменты. Ответы на задания можно найти в конце каждой главы.

Следует также сказать о критериях включения в книгу теорий и методологических проблем. Я включал теории, если они убеди­тельно подтверждаются эмпирическими данными, важны с точки зрения истории или полезны для прикладной психологии. В книгу не вошло значительное количество материалов, касающихся раз­вития личности и способностей, не были включены теории соци­ального научения, или теории конструктивистских моделей, по­скольку, как правило, их рассматривают в других учебных дис­циплинах. Во второй части книги наряду с традиционно значимыми вопросами (надежность, валидность и т.д.) я анализирую новые аспекты более сложных проблем (например, теорию сложности заданий или происхождение и обнаружение искажений в тестах умственных способностей), которые могут оказаться важными для тех, кто будет использовать, проверять и интерпретировать ре­зультаты психологических тестов в своей профессиональной дея­тельности.

Я должен поблагодарить многих за помощь и поддержку при написании книги. Бывшие студенты и те, кто еще продолжает учить­ся, измученные аспиранты обеспечивали полезную обратную связь при работе с черновыми вариантами книги. Мой руководитель от­деления, коллеги и друзья (здесь весьма трудно провести разгра­ничение) в Королевском университете всегда были готовы оказать поддержку. Пол Клайн (Paul Kline) не только пробудил во мне интерес к этой области, но и научил меня критическому подходу. На протяжении всего периода работы огромную помощь мне ока­зала Наоми Мередит (Naomi Meredith), мой всегда терпеливый редактор. Особую признательность следует адресовать Уэсли Муру (Wesley Moore) за всю его разностороннюю помощь.

Заключительные слова благодарности я адресую неизвестному студенту, который сделал следующую доброжелательную запись в недавно распространенной «анкете оценки учебного курса»:

Это именно тот вариант изложения, который должен составлять содержание психологии... Он действительно касается наиболее важ­ных вопросов и доходит до сути вещей...

Последнее полностью отражает и мои чувства. Если читатели, пройдя свой путь ознакомления с этой книгой, испытают то же самое по отношению к науке об индивидуальных различиях, я буду чувствовать себя полностью удовлетворенным.

Колин Купер, Белфаст, Январь, 1997
1
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33



Скачать файл (5419.7 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru