Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - Территориальная организация населения - файл 1.doc


Лекции - Территориальная организация населения
скачать (657.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc658kb.16.11.2011 08:18скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Лекция №1. Предмет и методология дисциплины «Территориальная организация населения».

  1. Предмет дисциплины «Территориальная организация населения».

  2. Цель и задачи ТОН.

  3. Методологические основы курса.




  1. Предмет дисциплины «Территориальная организация населения».

Приступая к изучению дисциплины «Территориальная организация населения» (ТОН), прежде всего, необходимо уяснить содержание терминов, образующих это понятие, а именно: «территория», «население» и «организация». В современной экономический географии понятие «территория» не отождествляется со всей земной поверхностью, а понимается как часть последней. Являясь пространственным ресурсом, территория в то же время служит «вместилищем» множества других ресурсов. Вся история развития жизни на Земле связана с борьбой за жизненное пространство, за владение конкретной территорией и находящимися на ней ресурсами. В основе этой борьбы – стремление всего живого к развитию и совершенствованию.

Население как понятие, входящее в предмет данной науки, следует рассматривать в его различных многообразных состояниях и аспектах, включающих, с одной стороны, целевую ориентацию управления ТОН, а с другой ресурсную. Население – это ресурс, организация управления которым в каждый определенный исторический период должна быть подчинена решению конкретных проблемных задач данного этапа развития страны. Численность населения России в настоящее время и в обозримом будущем недостаточна для постановки и решения задачи рационального использования природно-ресурсного потенциала страны. В ближайшее десятилетие она должна быть увеличена, по крайней мере, в 2 раза. Поэтому необходимо так строить систему организации управления обществом, чтобы обеспечить расширенное воспроизводство населения, улучшать организацию здравоохранения, образования, воспитания подрастающего поколения.

Т.о., рассматривая ТОН как научную дисциплину следует в ней выделить население, проживающее на определенной территории и формирующее определенный круг потребностей и интересов, и территорию с имеющимися на ней ресурсами, использование которых может обеспечить соответствующий уровень удовлетворения потребностей (общественных, коллективных и личных). Однако, чтобы обеспечить процесс удовлетворения потребностей, необходимо его организовать. Самое абстрактное представление об организации может быть охарактеризовано словом «порядок».

Организация подразумевает управление, выработку и реализацию управляющих воздействий на управляемый объект (в данном случае население), создание определенной структуры управления (совокупность взаимосвязанных звеньев), или субъекта управления. В данном случае это субъект управления жизнедеятельностью населения, который подчиняется законам самоорганизации и самоуправления (в вопросах жизнеобеспечения, семьи, и т.п.), организации трудовой и производственной деятельности в системах производства, общественной деятельности, расселения.

Т.о., можно говорить о трех параметрах ТОН – потенциале территории, потенциале населения и потенциале организации.

Потребности населения являются движущим мотивом и фактором социально-экономического развития, их удовлетворение зависит от потенциала территории и организации его использования. Рассматривая предмет ТОН с этих позиций, можно дать следующее его определение:

Территориальная организация населения изучает факторы, определяющие пространственно и организационно оформленную среду обитания, на которой под влиянием территориального разделения труда концентрируется необходимые и достаточные условия жизнедеятельности и воспроизводства населения.

Следует различать понятия «территориальная организация» и «организация территории». Территориальная организация является наиболее широким понятием по сравнению с организацией территории. Под организацией территории понимается упорядоченное развитие ее ландшафтной, инженерной, производственной и других структур, секторов и отраслей. Организация территории требует рационального управления, построения такой системы управления, которая отвечает определенным стандартам, нормам, требованиям.

Под территориальной организацией следует понимать систему управления созданием необходимых и достаточных условий жизнедеятельности населения, обеспечивающих устойчивые темпы воспроизводства населения, экономического роста и интеллектуального потенциала в территориальных (региональных) подсистемах страны, рассматриваемых как части единой макроэкономической системы. Территориальная организация как предмет исследования не может рассматриваться абстрактно. Она всегда должна быть «привязана» как к конкретному объекту, располагающемуся на данной территории, так и к целостной территориальной структуре страны. В нашем случае речь идет о таком всеобъемлющем объекте, каковым является население, обеспечивающее и организующее производственно-технологическую и социально-экономическую деятельность общества.


^ 2. Цель и задачи ТОН.

Главная цель ТОН заключается в создании необходимых условий для преумножения социально-демографического, интеллектуального, производственно-технологического и природно-ресурсного потенциала данной территории, повышения уровня жизни населения, усиления воздействия социально-экономического потенциала данной территории на состояние общего социально-экономического пространства страны. Достижение этой цели предполагает решение соответствующих практических задач в области управления территориальным развитием на федеральном, региональном и местном уровне.

Для России в настоящее время наиболее значительными являются проблемы в области преумножения ее демографического потенциала, улучшения использования производственно-технологического и природно-ресурсного потенциала. Главное в демографической политике страны – обеспечение прироста населения, поддержание превышения рождаемости над смертностью. Это объясняется следующими прогнозными оценками. В настоящее время россияне составляют 2% от всех жителей планеты. По прогнозам, через 15-25 лет они составят только 1%.

Не менее важную роль в преумножении демографического потенциала России играет образование. В современном мире одним из главных факторов социально-экономического прогресса является развитие и применение знаний. Это означает, что система образования должна быть соответствующим образом организована. Государство на федеральном уровне должно осуществлять мероприятия, способствующие повышению общего уровня образования. Достаточный уровень развития системы образования в той или иной системе расселения обеспечивает соответствующую квалификацию, составляющую ее трудового потенциала.

Цель управления трудовым потенциалом – социальная активизация населения и решение бытовых, семейных, культурных, экологических, экономических проблем. В трудовой процесс должна вовлекаться большая часть человеческих ресурсов. Трудовые ресурсы – это совокупные способности к труду всего общества, значительная часть которых пока еще (способности домашних хозяек, студентов и т.д.) недостаточно используется в общественном производстве.

Основные задачи ТОН, имеющие важное практическое значение, заключается в следующем:

  • совершенствование системы государственного, регионального и муниципального управления процессами территориальной организации производства и населения;

  • обеспечение рационального природо- и землепользования;

  • повышение уровня и качества жизни населения страны и регионов, улучшение условий жизнедеятельности населения в каждом муниципальном образовании;

  • развитие и преумножение демографического и интеллектуального потенциала страны и регионов, создание нормальных жилищных условий, охрана здоровья, организации медицинской помощи, обеспечение доступности образования;

  • выравнивание уровней экономического и социального развития регионов;

  • обеспечение стабильных и устойчивых темпов экономического развития страны и регионов;

  • развитие демократических начал, осуществление охраны общественного порядка;

  • эффективное управление муниципальной собственностью.

Основной и главной задачей ТОН является построение такой системы управления, которая обеспечивала бы своевременное предоставление всех необходимых услуг населению в процессе его воспроизводства. Формально это закреплено в Конституции РФ и Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Однако возможности местных организаций по обеспечению достойных условий жизнедеятельности населения на определенной территории крайне ограниченны. Главная причина этой ограниченности – слабая финансовая и экономическая самостоятельность системы ТОН, низкое их организационно-технологическое и кадровое обеспечение.

Достижение этих и других целей и задач должно обеспечиваться соответствующими организационными структурами – субъектами управления – лицами и организациями, принимающими решения и реализующими их. В составе субъектов управления ТОН выделяются органы и структуры федерального, регионального, муниципального управления и самоуправления, а также хозяйственные и общественные организации. Субъектами управления ТОН являются:

  • государство, законодательная, исполнительная и судебная власть, государственные учреждения и ведомства;

  • органы управления федеральными округами РФ;

  • региональные органы государственной власти (в субъектах Федерации);

  • органы местного самоуправления;

  • общественные, религиозные, благотворительные, иные негосударственные организации и объединения;

  • внебюджетные фонды;

  • коммерческие структуры и бизнес;

  • граждане;

  • средства массовой информации.

Субъекты управления в данном случае одновременно являются носителями собственных интересов и проводниками реализации потребностей граждан.


^ 3.Методологические основы курса.

Методология – это совокупность целей, принципов, методов, закономерностей, критериев, характеризующих эволюцию объекта, субъекта и предмета ТОН.

Методологические основы ТОН необходимо рассматривать в двух аспектах:

  1. общетеоретическом, базирующемся на достижениях экономической теории, политологии, социологии и других наук, отражаемых в общих закономерностях и тенденциях социально-экономического развития мирового хозяйства;

  2. регионально-методологическом, базирующемся на выделении и учете особенных тенденций, закономерностей и факторов социально-экономического развития национальной экономики и ее региональных звеньев.

Методология ТОН должна основываться на определяющих теоретических положениях, фундаментальных разработках и результатах экономической науки, социологии, политологии, регионалистики, культурологи, генетики, биологии и др. наук.


Лекция №2 Тема: Закономерности территориальной организации производства и населения.

  1. Основные понятия.

  2. Факторы территориальной организации населения

  3. Принципы территориальной организации населения.

  4. Тенденции развития территориальной организации населения.




  1. Основные понятия дисциплины.

Закономерности развития ТОН и производства — это катего­рии того же порядка, что и экономические законы. ^ Экономический закон есть выражение наиболее общих связей между процесса­ми и явлениями в общественном производстве, территориальных социально-экономических системах. Экономические законы — это выражение общественных тенденций, «обобщение, гласящее, что от членов какой-либо социальной группы при определенных условиях можно ожидать определенного образа действий».

В соответствии с общими экономическими законами и на их основе возникают объективные закономерности территориально­го развития производства и расселения населения, приобретающие важное значение для их перспективного управления и регули­рования. Изучение и познание объективных закономерностей территориального развития общественного производства служат основой научной разработки принципов или требований хозяй­ствования, которые зависят от социально-экономических, при­родных, экологических, географических и других факторов. К ним относятся, например, широко осуществляемые в практи­ке регионального развития и размещения производительных сил приближение производства к источникам сырья, топлива и районам потребления конечной продукции, рациональная специализация в сочетании с комплексным развитием хозяйства экономических районов и др.

Совокупность пространственных неравнозначных условий и ресурсов может характеризоваться категорией природно-ресурсного потенциала, включающего все виды природных ресурсов, которые в настоя­щее время известны и использование которых в обозримом бу­дущем возможно по технико-экономическим и социально-эконо­мическим критериям. В последнее время в оценке природно-ресурсного потенциала учитывается биосферно-экологическая составляющая.

В составе природных ресурсов могут быть выделены производ­ственные (промышленные, сельскохозяйственные, строительные, транспортные) и непроизводственные (водоемы и их использо­вание для нужд населения, леса в окружении городов) и приро­доохранные ресурсы для отдыха и оздоровления людей (рекреа­ционные и бальнеологические, ресурсы спортивной охоты и рыболовства и др.). Природные ресурсы различают также как источники производства средств производства и предметов по­требления, одно-целевые или многоцелевые. К первым относятся минеральные ископаемые и источники энергии, служащие для производства промышленного сырья, топлива, тепловой и элек­трической энергии; ко вторым — площади лесных, сельскохозяй­ственных, рекреационных угодий, земли промышленного и другого несельскохозяйственного назначения, водоемы и др., предполагающие многие способы и направления их использова­ния.

Проблема оптимального использования природных ресурсов, их охраны и восстановления решается при помощи мер админи­стративно-правового, нормативного регулирования. В условиях частного предпринимательства и свободы рынка важным спо­собом рационализации природопользования выступает эконо­мическое регулирование. В число инструментов такого регули­рования входит плата за ресурсопользование (арендная плата, платежи на воспроизводство ресурсов, плата за выброс отходов, штрафы, плата за продажу в собственность и др.). В условиях России, где природные ресурсы лишь начинают включаться в систему товарно-денежных отношений, установление обоснован­ной системы таких платежей и цен представляет собой сложную проблему. Экономическая наука разработала несколько подходов к экономической оценке природных ресурсов, которые могут быть положены в основу установления платы за их использова­ние, аренду, продажу в частную собственность или нарушение эксплуатации. Выделяют следующие основные подходы к эконо­мической оценке природных ресурсов:

оценка по затратам на освоение, улучшение и сохранение дан­ного источника ресурсов (затратная концепция). Такая оцен­ка позволяет выбрать из имеющихся источников те, которые обеспечивают экономию расходов на вовлечение в использо­вание при прочих равных условиях;

оценка по дополнительной прибыли, получаемой от эксплуа­тации данного источника ресурсов благодаря его лучшим при­родным свойствам. Этот подход позволяет выявить из имеющихся источников те, которые дают экономию затрат на получение единицы продукции в ходе их использования;

оценка по затратам на компенсацию потерь бывшим ресурсопользователям при передаче прав пользования другим хозяй­ствующим субъектам, при возможности многоцелевого ис­пользования данного источника ресурсов. Такой подход при­меняется при сохранении государственной собственности (например, на земельные, водные, лесные угодья при переда­че их участков под застройку, горнодобычу и другое непродук­тивное использование). Этот метод оценки опирается на под­счет потерь прибыли или новых затрат на ее восполнение тра­диционными ресурсопользователями и лежит в основе выбора наилучшего варианта использования данного многоцелевого источника ресурсов;

оценка по экологическим затратам, включающим расходы на восстановление земель и воспроизводство утраченных возоб­новляемых ресурсов, расходы на охрану окружающей среды и смежных ресурсопользователей в случае возможного эколо­гического ущерба. Эта оценка регулирует отношения между смежными пользователями и направлена на поддержание при­родного потенциала и состояния окружающей среды.

В условиях рыночного регулирования все большее распро­странение получает оценка, проводимая по рыночным ценам источников ресурсов на основе соотношения спроса и предложе­ния, степени их дефицитности. В случае недостаточности инфор­мационного обеспечения, неопределенности ситуации на миро­вых ресурсных рынках, а также трудностей с оценкой социаль­но-экономического положения и перспектив развития страны и регионов могут использоваться и методы сравнительного анали­за, индикативных, рейтинговых и других оценок. Рассмотренные подходы могут быть использованы для определения роли конъ­юнктуры в оценке тех или иных источников природных ресур­сов и выработки стратегии рационального природопользования.


^ 2. Факторы территориальной организации населения.

Территориальная организация населения формируется и раз­вивается под влиянием различных объективных и субъективных факторов. В состав первых входят природно-географические, производственно-экономические, научно-технологические, со­циально-демографические, экологические. В состав вторых — управленческие, политические, религиозные, национальные и др. Выявление и изучение этих факторов необходимо для осу­ществления систематизации различных форм и разновидностей ТОН с целью их использования в процессе выработки и приня­тия управленческих решений. Рассмотрим более детально первую группу факторов.

На протяжении всей истории направление и результаты эко­номической деятельности человека определялись географическим положением места его проживания, климатическими условиями, плодородием почвы, наличием или отсутствием полезных иско­паемых и другими природными условиями. Природные условия складываются из таких элементов, как географическое положе­ние, рельеф, запасы воды, климат, минеральные ресурсы, почвы и растительный покров. Они в известной мере определяют потенциальные возможности использования среды обитания человека, воздействуют на развитие различных форм ТОН.

Человек, будучи частью природы, в процессе своей деятельно­сти превращал земельные ресурсы в организованное жизненное пространство, в средство производства и условия жизнедеятельно­сти. С течением времени перед ним неизбежно постоянно вставала задача освоения новых земель.

По мере роста численности населения и увеличения отвода продуктивных земель для несельскохозяйственных нужд уро­вень обеспеченности сельскохозяйственными землями медлен­но, но неуклонно снижается. В настоящее время на одного жи­теля планеты приходится 0,24 га пахотных земель. Минимальное значение этого показателя составляет 0,13 га (зарубежная Азия), максимальное — 1,74 га (в России — 0,87 га). В зависимости от плотности населения, определенных социально-экономических и природных факторов в различных регионах мира наблюдается неодинаковая обеспеченность жителей и другими видами земель­ных ресурсов. В настоящее время промышленные, транспортные и другие зоны несельскохозяйственного назначения в индустри­ально развитых странах занимают от 3 до 10% их территории. Так, в России земли населенных пунктов, промышленности, транс­порта составляют 3% всей территории страны, в США — 5, Великобритании — 6, Франции — 5, Японии — 7%. В развива­ющихся странах удельный вес земель, занятых городами и про­мышленностью, составляет 0,5—1% территории.

Земли несельскохозяйственного использования занимают в мире относительно небольшие площади. Исходя из этого бытует мнение, что со стороны несельскохозяйственных отраслей осо­бой угрозы земельным ресурсам не существует.

Из природных факторов наиболее существенное влияние на изменения ТОН может оказывать размещение мине­ральных ресурсов. Постоянно проводимая геологическая разведка способствует открытию залежей полезных ископаемых, эксплуа­тация которых изменяет картину размещения производительных сил, и в результате может привести к развитию новых элемен­тов расселения, созданию новых городов и населенных пунктов, изменению экономических связей. Генеральным направлением развития горнодобывающей промышленности на перспективу является широкое внедрение открытого способа добычи полезных ископаемых. Уменьшить отрицательное влияние открытой до­бычи на землепользование, сократить дополнительное изъятие земель из сельскохозяйственного оборота можно за счет рекуль­тивации нарушенных земель.

Темпы развития горнодобывающей промышленности во всем мире превосходят в 1,4—1,7 раза аналогичный показатель других отраслей промышленности. Объем мировой добычи полезных ископаемых удваивается примерно через каждые 15—18 лет. Во второй половине XX века объем добычи многих видов полез­ных ископаемых на Земле превысил показатели за всю предшест­вующую историю человечества. Ежегодно из недр земли извле­каются миллиарды тонн минерального сырья и горных пород. Доля двух крупнейших стран ми­ра — России и США в мировой продукции горнодобывающей промышленности составляет более 50%. Этой величине пропор­циональны и площади нарушенных земель. В России и США к настоящему времени нарушено примерно по 2 млн. га земель. Наиболее землеемкой отраслью общественного производства яв­ляется энергетика и особенно — гидроэнергетика. По имеющим­ся расчетам, в среднем на каждое сооруженное водохранилище приходится 60 тыс. га земли.

Одним из определяющих факторов развития ТОН является наличие водных ресурсов. Как правило, территории, обеспечен­ные необходимыми водными ресурсами, являются более привле­кательными для развития систем ТОН. Существенное влияние на ТОН может оказать также рекреационный фактор, т.к., размеще­ние лесов и районов, пригодных для организации массового от­дыха и сохранения здоровья населения и расположенных на срав­нительно небольшом удалении от мест применения труда, явля­ется одним из условий стабильного развития общества.

^ Производственно-технические факторы, обусловливающие размещение производительных сил, оказывают влияние на фор­мирование и развитие хозяйственных связей между подсистема­ми и элементами ТОН, на емкость рынков производственно-тех­нической продукции и услуг.

Будущая картина сети расселения любой страны (и мира) за­висит от развития демографических процессов, предопределя­ющих, в свою очередь, темпы и характер процессов урбанизации. В мировом масштабе прирост населения — это один из факторов, оказывающих наиболее сильное влияние на формирование сети расселения. По оценкам, численность населения Земли к 2050 г. превысит 9,3 млрд. человек. До настоящего времени темпы прироста населения Земли имели понижательную тенден­цию. В конце XX века население мира в среднем прираста­ло за год на 80 млн. человек.

Для будущей модели сети расселения определяющее значение имеет демографическая структура населения страны, а также со­отношение между занятым населением в сельском хозяйстве и других секторах экономики, в том числе в обрабатывающей про­мышленности и третичном секторе (сфере обслуживания).

Субъекты РФ чрезвычайно разнообразны по размерам и при­родному богатству территорий, экономико-географическому поло­жению, набору факторов производства, численности населения, качеству трудового потенциала, профессиональной структуре кад­ров, роли и месту в общероссийском территориальном разделении труда, уровню жизни населения. Крайне неравномерно распо­ложены природные ресурсы на территории России: на севере и в Сибири сосредоточены основные промышленные запасы энерго­носителей (практически все запасы газа, 70% нефти), а также золо­та, алмазов, фосфорного и алюминиевого сырья. На долю сибирс­ких регионов приходится почти 100% экспорта газа, 90% нефти, бо­лее 70% меди, почти 60% угля и т.д.

На развитие территориальных подсистем организации населе­ния и производства в России большое влияние оказывает значи­тельный рост тарифов на транспортные и энергетические услуги. В этих условиях сложившееся разделение труда во многих слу­чаях становится неэффективным. По этой же причине снизилась доходность экспорта многих сырьевых товаров (угля, леса, метал­лов) из сибирских регионов. В структуре связей приграничных регионов значительно увеличилась доля внешнеторгового сотруд­ничества с соседними странами.


3. Принципы территориальной организации населения.

Анализ факторов, влияющих на ТОН, подтверждает необхо­димость системного подхода к проблемам территориального раз­вития. Системный подход к ТОН обосновывается учеными раз­личных наук — политологами, социологами, географами, юристами, экономистами. При этом под системами подразумевают­ся любые (и природные, и антропогенные) совокупности осо­бым образом соединенных элементов и структурных взаимосвя­зей, носящие пространственный (территориальный) характер.

Территориальные системы организации населения как объект познания многомерны, многоаспектны и разновременны. Они, таким образом, дифференцированы по функциям и масштабам в пространстве и времени. В связи с этим управление процессами формирования и развития ТОН предполагает учет ряда осново­полагающих принципов — системности, целостности, комплекс­ности, целевой ориентации, устойчивости, иерархичности и др. Эффективные системы управления ТОН должны быть организо­ваны с учетом этих принципов, реализуемых на практике с по­мощью норм и правил государственного управления и местного самоуправления.

Любая ТОН представляет собой социоэкосистему, в которой люди работают, живут, отдыхают, размножаются и умирают ради достижения общих и индивидуальных целей. Из этого определе­ния следует, что ТОН есть взаимосвязанная совокупность соци­альной, экономической, технической и информационной подсис­тем. Эти подсистемы воздействуют друг на друга и взаимодей­ствуют с внешней средой, транспортируя продукты, ресурсы и отходы. Устойчивое состояние системы ТОН — это состояние, позволяющее ей сохранять базовые качественные характеристики, параметры стабильного, без­опасного развития при воздействиях на нее со стороны других подсистем.

Важным принципом построения системы ТОН является иерар­хичность составляющих ее подсистем. Действие этого принципа позволяет, во-первых, обнаружить многообразие состояний на­селения, элементов производства, ресурсов, форм организации труда и быта; во-вторых, раскрыть механизм перехода от одного уровня организации этих категорий к другому, более высокому; в-третьих, отыскать основу самоорганизации социоэкосистем, ас­пекты единства территориальной организации страны и ее реги­онов, которые связаны с общими свойствами саморегуляции и саморазвития качественно различных систем. В национальной хозяйственной системе выделяются несколько уровней, взаимо­действующих в едином «экономическом поле» или «экономиче­ском пространстве» страны:

межгосударственный уровень, т.е. уровень взаимоотношений эконо­мики со странами ближнего и дальнего зарубежья, с мировой хозяйственной системой в целом и хозяйственными система­ми стран, объединенных в региональные сообщества;

федеральный (общенациональный) макроэкономический уро­вень, концентрирующий внутрихозяйственные взаимоотношения, формирующиеся в национальной экономике;

региональный уровень, характеризуемый взаимосвязями эко­номики каждого субъекта Федерации или федеральных округов между собой;

внутрирегиональный уровень, представляющий собой систе­му взаимоотношений в рамках общественного разделения тру­да внутри хозяйства субъектов Федерации;

межмуниципальный и внутримуниципальный уровни, на ко­торых формируются экономические связи между городами и внутри них;

комплексы отраслей национальной экономики — агропро­мышленный комплекс (АПК), военно-промышленный комплекс (ВПК), топливно-энергетический комплекс (ТЭК) и др.;

уровень отдельных отраслей национальной хозяйственной си­стемы — промышленность, строительство, сельское хозяйство и др.;

внутриотраслевой уровень (например, уровень взаимосвязей животноводства и растениеводства в сельском хозяйстве; гражданского, промышленного и жилищного строительства в строительстве и т.д.);

уровень взаимосвязей объединений, предприятий, организа­ций;

уровень отдельных организационно-правовых форм хозяй­ствования, предусмотренных законодательством страны, Граж­данским кодексом РФ (акционерные общества, союзы, хозяй­ственные товарищества и др.);

внутрипроизводственный уровень — цехи и службы предпри­ятий, компаний, фирм, организаций, объединений и т.п.

Многоуровневый характер производственно-хозяйственных связей и экономических отношений между объектами и субъек­тами ТОН и различными группами населения проявляется в фор­мировании таких противоположных тенденций, как нестабиль­ность и стабильность, неустойчивость и устойчивость, хаос и по­рядок, постепенность и внезапность, локальность и глобальность. Это обусловливает необходимость самоорганизации в системах ТОН. Способностью к самоорганизации обладают только откры­тые системы, т.е. системы, которые не изолированы от воздей­ствий внешней среды.

Самоорганизация включает статические и динамические про­цессы в их единстве. ^ Статические процессы, базирующиеся на знаниях, представляют собой осознанные действия, динамические процессы, базирующиеся на информации, — подсознательные (автоматические, регулирующие) действия.

От целевых установок, адресности и содержания массовой со­циальной информации в значительной мере зависят общее состояние общества, его моральный климат, политическая активность населения, культурный и экономический прогресс и т.д. Отсюда следует высокая гражданская, общекультурная и историческая ответственность средств массовой информации (СМИ) перед об­ществом. Главная функция СМИ — служить прогрессу социума на всех его уровнях. На основе этой аксиомы должна выстраи­ваться государственная информационная политика в процессе управления развитием различных подсистем ТОН в общем, эконо­мическом пространстве страны и их интеграции в целостную структуру территориальной организации национального хозяйства. При этом должен соблюдаться принцип субсидиарности, означа­ющий концентрацию систем управления ТОН на выявлении и решении проблем более общего национального уровня и согла­сованное функционирование всех уровней власти.

Организацию любой территориальной социоэкосистемы Рос­сии необходимо ориентировать на устойчивость ее развития, которая достигается путем использования внутрисистемного ме­ханизма, обеспечивающего сохранение системообразующих свя­зей. При нарушении этих связей наступает структурная дезор­ганизация («дезингрессия»). Модель дезорганизации характе­ризуется такими признаками, как разрыв экономических и социальных связей, экономическая и социальная депрессия, не­управляемость, отсутствие механизмов общественного контро­ля, монополизация экономики и власти полукриминальными структурами, построение бюджетного федерализма на дотаци­онной основе, конфликт между целями, интересами и соци­альными ожиданиями граждан, нарастание межнациональной напряженности и т.п.

Анализ процессов управления в системном аспекте позволяет выявить и такие общие его закономерности, как обратная связь и информация. Информация, поступающая по каналу «субъект — объект», есть прямая связь, а по каналу «объект—субъект», — обратная связь. Прямая связь отражает непосредственно управ­ляющее воздействие на тот или иной объект управления, содержит в этом смысле управляющую информацию, т.е., по существу, управленческие команды, с помощью которых обеспечивается управляющее воздействие на все компоненты системы. Взаимо­связи между иерархическими уровнями ТОН и внутри них опосре­дованы:

общественными, коллективными, индивидуальными потреб­ностями и возможностями региональных и отраслевых звеньев их удовлетворения;

различными формами собственности в различных системах расселения;

движением материальных потоков различных видов ресурсов внутри территориальных хозяйственных систем и между ними в форме затрат труда, сырья, энергии, капитала;

денежными потоками (наличных и безналичных денег), а так­же движением ценных бумаг всех видов (акции, облигации,векселя и т.п.).

В настоящее время в хозяйственной системе России действу­ет примерно 3 млн предприятий различных отраслей, в которых занято более 64,9 млн человек.

^ 4. Тенденции развития территориальной организации населения.

Рассмотренные факторы ТОН могут оказывать на ее развитие как стабилизирующее, так и негативное воздей­ствие в различных точках социально-экономического простран­ства страны. Негативные последствия этого воздействия можно преуменьшить или же полностью предотвратить на основе созда­ния и внедрения эффективных, современных систем управления на федеральном, региональном и местном уровне. Эти системы, как правило, ориентированы на комплексное использование нор­мативно-правовых, экономических, индикативных и других ме­тодов регулирования. Как показывает опыт экономически разви­тых стран, создание таких систем позволяет одновременно уси­лить стабилизирующее влияние определенных управляющих воздействий на рационализацию ТОН.

В ряде стран наметилась тенденция к перемещению жителей крупнейших агломераций на их окраины. Подобного рода перемещение населения влечет за собой увеличение заселенной площади в расчете на одного жителя. За последние 20 лет в круп­нейших агломерациях урбанизированная площадь растет в два раза быстрее, чем само население этих зон.

В странах Европы регулирование использования природно-ресурсного потенциала затрагивает три основные проблемы. Во-первых, это рациональное использование земельных ресурсов. Оно осуществляется посредством территориального планирова­ния и управления и имеет целью создание оптимальной структу­ры землепользования с учетом условий окружающей среды и воз­можно более эффективное использование каждого участка терри­тории страны. Во-вторых, это охрана земельных угодий, которая должна обеспечить снижение уровня отвода ценных сельскохо­зяйственных площадей под несельскохозяйственное использова­ние, восстановление плодородия нарушенных земель, обеспече­ние условий для использования земель в сельском хозяйстве в соответствии с пригодностью почв, повышение плодородия и продуктивности сельскохозяйственных угодий и предотвращение ухудшения качества сельскохозяйственных земель. И, в-третьих, это формирование рациональной структуры хозяйств, в частно­сти обеспечение их динамичного развития, поддержание высо­коэффективного производственного потенциала сельского хозяй­ства, создание равных производственных и жизненных условий для городского и сельского населения.

Рост или сокращение отвода земель для несельскохозяйствен­ных нужд зависит от состояния экономики страны, внедрения достижений научно-технического прогресса. Научно-технический прогресс оказывает решающее влияние на совершенствование раз­мещения производительных сил и как следствие этого — на тер­риториальную организацию хозяйства страны на всех уровнях. Формы территориальной организации производства определяют структуру земельных ресурсов, уровень их освоенности и эффек­тивность использования. Научно-технический прогресс открыва­ет возможность вовлечения в хозяйственный оборот значительно большей площади территории страны, повышения интенсивности использования освоенных территорий, снижения землеемкости отдельных предприятий и производств. Научно-технический прогресс наиболее ускоренными темпами развивается на урбани­зированных территориях. Города — двигатели технического про­гресса, а также генераторы организационных новаций во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Научно-технический прогресс в градостроительстве способствует более экономному использованию городских территорий благодаря повышению этажности жилых зданий, плотности застройки, использованию территориальных резервов внутри городов.

Исследования показывают, что формирование территориаль­но-производственных комплексов и комбинирование предприя­тий в пределах промышленных узлов приводят к существенному уменьшению потребности в территории. Территориально-произ­водственный комплекс представляет собой систему взаимосвязан­ных производственно-территориальных комплексов, объединя­ющих отдельные предприятия в единую систему с общей инфра­структурой, системой снабжения и удаления производственных отходов, совместными мероприятиями по охране окружающей среды. Такое объединение позволяет сократить необходимые для предприятия территории, протяженность транспортных путей, число инженерных сооружений, общую площадь предприятий об­служивания.

Важными компонентами развития новых форм ТОН на основе достижений техники и технологий в ближайшем будущем станут комплексная автоматизация производственных процессов на осно­ве создания безлюдных производств, широкое распространение биотехнологий, генной инженерии, нанотехнологий и т.п.

Одним из определяющих условий развития и совершенство­вания ТОН является обеспеченность регионов страны энергией. Несмотря на то, что Россия по производству электроэнергии за­нимает четвертое место в мире, не все ее регионы являются энер­гообеспеченными. По оценкам, уровень энергообеспеченности территорий России составляет примерно 65% потребностей стра­ны.

Существенное влияние на развитие сети расселения оказыва­ет прогресс в области транспорта. В индустриально развитых странах (например, в США) прослеживаются тенденции к модер­низации традиционных транспортных средств, нацеленной на увеличение скоростей на транспорте, развитию новых средств массового передвижения, созданию термоводородных экологи­чески чистых двигателей автомобилей, переводу автомобильно­го движения на автоматически регулируемые потоки. В районах больших городских агломераций многократно возрастет транс­портная оснащенность, а в связи с этим получит развитие полос­ная система расселения. На более значительных пространствах между промышленными узлами будут развиваться отдельные эле­менты расселения (города), по необходимости лежащие на транс­портных путях.

Кроме того, на условия жизни в городах и других территори­альных системах будет оказывать влияние технико-организаци­онный прогресс в области уборки отходов, создания безотходных технологий, а также в организации торговли и совершенствова­нии домашнего хозяйства. Однако масштабы воздействия этого фактора будут во многом зависеть от принимаемых стандартов обслуживания населения.


Лекция №3.Тема: Формы территориальной организации населения России.


1. Особенности воспроизводства населения России его расселения.

2. Типы поселений.

3. Этнонациональные особенности России.

4. Миграция населения.

5. Трудовые ресурсы и их использование.

  1   2   3   4   5   6   7   8



Скачать файл (657.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru