Logo GenDocs.ru


Поиск по сайту:  


Курсовая работа - Разработка методики проведения эргономической экспертизы обитаемости отсека для пациентов в автомобиле скорой медицинской помощи - файл 1.doc


Курсовая работа - Разработка методики проведения эргономической экспертизы обитаемости отсека для пациентов в автомобиле скорой медицинской помощи
скачать (175.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc176kb.16.11.2011 08:18скачать

содержание

1.doc

Реклама MarketGid:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

«МАТИ»-Российский Государственный Технологический Университет им. К.Э.Циолковского




КАФЕДРА «Эргономика и информационно – измерительные системы»


КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине:

Эргономическая экспертиза технических систем, производств и промышленных изделий

по теме:

РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЭРГОНОМИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ОБИТАЕМОСТИ ОТСЕКА ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ В АВТОМОБИЛЕ СКОРОЙ МЕДЕЦИНСКОЙ ПОМОЩИ


Студент:

Группа: 3ЭРГ-5Дс-122

Преподаватель: Найченко М.В.


Москва, 2008 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ


Определения, обозначения и сокращения…………………………………………………….2


Объект экспертизы……………………………………………………………………………...3


Цель и задача экспертизы………………………………………………………………………3


Общие положения……………………………………………………………………………….3


Оцениваемые показатели и расчетные соотношения…………………………………………5


Условия и порядок проведения экспертизы……………………………………………………8


Отчетность…………………………………………………………….........................................8


Приложение 1……………………………………………………………………………………9


Приложение 2…………………………………………………………………………………...10


Приложение 3 ………………………………………………………………………………….11


Список использованных источников……………………….…………………………………12


^ Определения, обозначения и сокращения


В настоящей курсовой работе применяют следующие термины с соответствующими определениями и сокращения


Обитаемость - мера соответствия условий работы и эффективности выполнения работы в данных условиях.

Отсек - пространство внутри корпуса, например, судна или корабля, ограниченное смежными переборками («стенками»). В широком смысле — часть устройства, имеющая полость внутри.

Пациент - человек, состояние которого требует вмешательства квалифицированного персонала для оказания медицинской помощи и/или мониторинга и транспортировки в медицинское учреждение.

^ Автомобили скорой медицинской помощи подразделяются на классы:

Класс А (автомобили для транспортировки пациентов) (type A: patient transport ambulance): Автомобиль скорой медицинской помощи, предназначенный для транспортировки пациентов, предположительно не являющихся экстренными пациентами, в сопровождении медицинского персонала.

Класс В (автомобиль экстренной медицинской помощи) (type B: emergency ambulance): Автомобиль скорой медицинской помощи, предназначенный для проведения лечебных мероприятий скорой медицинской помощи силами врачебной (фельдшерской) бригады, транспортировки и мониторинга состояния пациентов на догоспитальном этапе.

Класс С (реанимобиль) (mobile intensive care unit): Автомобиль скорой медицинской помощи, предназначенный для проведения лечебных мероприятий скорой медицинской помощи силами реанимационной бригады, транспортировки и мониторинга состояния пациентов на догоспитальном этапе.

^ Загрязняющие (вредные) вещества – химические или биологические вещества или смесь таких веществ, которые содержат в атмосферном воздухе и в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду.

АСМП – автомобиль скорой медицинской помощи

НТД – нормативно-технический документ

ПДК – предельно-допустимая концентрация


^ Объект экспертизы


В качестве объекта эргономической экспертизы выбран отдельно взятый отсек автомобиля скорой помощи, который непосредственно предназначен для перевозки и оказания первой экстренной медицинской помощи.

Данный отсек включает в себя все основные элементы, необходимые для поддержания жизнедеятельности пациента при его транспортировке:

- носилки;

- сиденья для персонала;

- полки для оборудования;

- аппарат для поддержания дыхания;

- дефибриллятор, аптечка;

- аппарат для измерения давления;

- переговорные устройства и т.д.

Таким образом, данный отсек должен быть максимально приспособлен для оказания быстро, оперативной помощи и вся обстановка должна способствовать этому.


^ Цель и задача экспертизы


Целью эргономической экспертизы отсека для пациентов в АСМП является оценка эргономических показателей обитаемости и на этой основе составление отчетов для дальнейшего совершенствования данного отсека в АСМП.

Задачами эргономической оценки является выявление соответствия указанным ниже документам эргономического исполнения отсека для пациентов в АСМП.


^ Общие положения


Данная методика эргономической экспертизы разработана для проверки отсека для пациентов в АСМП группой экспертов на соответствие группе эргономических показателей и может применяться на этапах ТЗ, ЭП, макетирования, предварительных испытаниях и в процессе эксплуатации.

Так образом, данная методика заключается в выявление соответствия влияния всех факторов: физических, химических, социально-бытовых, требованиям ТЗ и Государственным стандартам, а так же приказам и нормативам Министерства здравоохранения.

Где общими стандартами по факторам являются:

- физические факторы описаны в ГОСТ 21035 – 75, в котором описана рабочая среда рабочего места человека-оператора, в данном случае человеком-оператором выступает врач, а рабочее место – отсек для пациентов в машине скорой помощи;

- для химических и социально-бытовых факторов существуют такие нормативные документы как: ГОСТ 121005 – 88 – воздух рабочей зоны, СанПиН 22.4.548-96 гигиенические требования к микроклимату помещений;

Общий ГОСТ в Российской Федерации по АСМП: ГОСТ Р 52567-2006 «Автомобили скорой медицинской помощи. Технические требования и методы испытаний»   Настоящий стандарт разработан с учетом основных положений европейского стандарта ЕН 1789:1999 Автомобили службы спасения и их оборудование. Стандарт устанавливает требования к конструкции, эксплуатационным характеристикам, оснащению автомобилей скорой медицинской помощи и методам их испытаний и относится к типу документов НТД.

В данном стандарте приведены следующие нормативные ссылки, касающиеся обитаемости отсека для пациента в АСМП:

ГОСТ Р 41.10 - 99 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении электромагнитной совместимости

ГОСТ Р 41.48-2004 Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств в отношении установки устройств освещения и световой сигнализации

ГОСТ Р 51206-2004 Автотранспортные средства. Содержание загрязняющих веществ в воздухе пассажирского помещения и кабины. Нормы и методы испытаний

ГОСТ Р 51616-2000 Автомобильные транспортные средства. Шум внутренний. Допустимые уровни и методы испытаний

ГОСТ 12.1.010-76 Система стандартов безопасности труда. Взрывобезопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.012-90 Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.2.025-76 Система стандартов безопасности труда. Изделия медицинской техники. Электробезопасность. Общие технические требования и методы испытаний

Общий вид рассматриваемого отсека представлен на рисунках 1-3, приведенных ниже.



Рисунок 1 – Вид отсека внутри






Рисунок 2 – Внешний вид

Рисунок 3 – Размещение приборов

Оцениваемые показатели и расчетные соотношения

Схематически:

  1. Физические факторы:

  • Микроклимат:

- запыленность;

- вентилируемость;

- температура среды;

- влажность;

- токсичность.

  • Неосязаемое воздействие:

- уровень радиации;

- электрические и магнитные поля.

  • Механоакустические факторы:

- уровень шума.

  • Освещение:

- искусственное;

- специальное – местное;

- естественное.

  1. Химические факторы:

  • Состав воздуха;

  • Наличие вредных примесей в воздухе;

  • Вредные бытовые примеси из-за материалов отделки, мебели.

  1. Социально-бытовые факторы:

  • Соответствие санитарно-бытовым нормам;

  • Наличие средств для поддержки личной гигиены.


Требования и расчетные соотношения согласно ГОСТ Р по АСМП:

  1. Настоящий стандарт разработан с учетом основных положений европейского стандарта EН 1789: 1999 Автомобили службы спасения и их оборудование. Автомобили скорой медицинской помощи (EN 1789 : 1999 Мedical vehicles and their equipment – Road ambulances). При этом дополнительные слова, включенные в текст стандарта для учета особенностей национальной стандартизации и экономики, выделены одиночной вертикальной линией, расположенной справа от текста.

Автомобили скорой медицинской помощи должны изготавливаться в климатическом исполнении и категории размещения У1 по ГОСТ 15150 для эксплуатации при температуре окружающего воздуха от минус 400С до плюс 40 0С, относительной влажности воздуха до 90 % при плюс 27 0С, запыленности воздуха до 0,1 г/м3 и в районах, расположенных на высоте до 3000 м над уровнем моря, при соответствующем изменении тягово-динамических качеств.


^ Требования к конструкции и материалам:

Материалы, применяемые внутри автомобиля скорой медицинской помощи, должны соответствовать ГОСТ 25076.

Материалы, используемые для отделки панелей салона, должны быть светлых тонов. Торцы панелей мебели должны иметь контрастную окраску.

Металлические детали в салоне должны быть изготовлены из коррозионно-стойких материалов или защищены от коррозии защитно-декоративными покрытиями в соответствии с ГОСТ 9.032, ГОСТ 9.301.

Покрытия должны соответствовать классам по ГОСТ 9.032:

не ниже IV - для видимых;

не ниже VI - для прочих.

Встроенная мебель салона должна быть изготовлена из материалов, соответствие которых установленным требования подтверждено гигиеническим заключением.

Материалы обтяжки рабочих кресел, сидений, матраца для больного должны быть разрешены к применению в медицинских изделиях.

Складки и морщины в обтяжках на наружных поверхностях не допускаются.

Все материалы и покрытия, применяемые в медицинском салоне, должны быть устойчивыми к моюще-дезинфицирующим средствам, рекомендованным для дезинфекционной обработки поверхностей.


^ Требования к показателям микроклимата:

Система отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха медицинского салона.

Температура воздуха в медицинском салоне должна соответствовать таблице 1.1

Таблица 1.1

Контрольная точка

Значение параметра для автомобилей скорой медицинской помощи класса

А

В

С

0С, не менее

На высоте 0,1 м над поверхностью основных носилок, установленных в крайнем нижнем положении, в центре носилок

20

20

20

На высоте 0,1 м над поверхностью сидений кресел

20

20

20

На поверхности пола в

медицинского салона

15

15

15


Время достижения указанных в таблице 1.1 температур в медицинском салоне не должно быть более 30 мин. при начальной температуре минус 25°С и 60 мин. - при начальной температуре минус 40°С.

Медицинские салоны автомобилей скорой медицинской помощи классов В и С должны быть оборудованы системой кондиционирования, обеспечивающей снижение температуры воздуха в центре салона на расстоянии 1 м от пола на 10°С по отношению к температуре окружающей среды. Время достижения заданного снижения температуры при начальной температуре плюс 40°С - не более 30 мин.

В отсеке для пациента в АСМП при стоянке автомобиля скорой медицинской помощи должен быть обеспечен не менее чем двадцатикратный обмен воздуха в течение одного часа, при этом скорость движения воздуха должна быть не более 0,25 м/с в зимнее время и 0,5 м/с в летнее время на высоте 0,1 м в головной части над поверхностью носилок и на высоте 0,7 м на поверхностями сидений кресел.

Медицинский салон автомобилей скорой медицинской помощи классов В и С должен быть оборудован автономным отопителем, работающим независимо от системы отопления базового автомобиля, или системой отопления, работающей совместно с автономным подогревателем двигателя.

Термостатическая регулировка отопительной системы должна обеспечивать колебание температуры не более + 5°С.

Содержание выхлопных газов в салоне при работе отопительной системы не должно превышать значений по ГОСТ Р 51206. Данный ГОСТ Р о Содержание загрязняющих веществ в воздухе и пассажирского помещения и кабины. В нем используются нормативные ссылки на ГОСТ 12.1.007 – 76 – Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности. Где приведена следующая таблица 1.2


Таблица 1.2 – Номенклатура и предельно допустимая содержание загрязняющих веществ в пассажирском помещение и кабине автомобильного транспортного средства

Загрязняющее вещество

Гигиенический норматив, мг/м3

Загрязняющее вещество

Гигиенический норматив, мг/м3

Оксид углерода CO

5,000

Метан CH4

50,000

Диоксид азота NO2

0,085

Предельные алифатические углероды C2 – C10

50,000

Оксид азота NO

0,400

Формальдегид СH2О

0,035


Отопительная система должна соответствовать этим требованиям и в том случае, если отключена вентиляция и система переключена на режим циркуляции воздуха в медицинском салоне.

Если в автомобиле скорой медицинской помощи используют анестезирующие газы и пары, например N2O, энтонокс, то должна быть предусмотрена вытяжка в соответствии с установленными требованиями.

Освещенность рабочих мест медицинского салона автомобиля скорой медицинской помощи должна соответствовать таблице 1.3




А

В

С




Общая освещенность

50

100

100

200

100

200

лампы накаливания, люминесцентные лампы

Манипуляционные поля

100

200

150

300

150

300

лампы накаливания, люминесцентные лампы

Поверхность носилок

100

200

150

300

150

300

лампы накаливания, люминесцентные лампы

В отсеках для пациентов автомобилей скорой медицинской помощи классов В и С должен быть дополнительный светильник, обеспечивающий освещенность не менее 1000 лк, диаметр светового пятна на поверхности носилок не менее 200 мм.

Подножки боковых дверей автомобилей скорой медицинской помощи должны иметь местное освещение, обеспечивающее освещенность поверхности подножки не менее 30 лк.

Состав воздушной среды должен соответствовать требованиям ГОСТ Р 51206 – приведено выше.

Уровень внутреннего шума должен соответствовать требованиям ГОСТ Р 51616 - Государственный Стандарт Российской Федерации. Автомобильные транспортные средства. Шум внутренний. Допустимые уровни и методы испытаний. В данном нормативе приведены такой ГОСТы, как:

ГОСТ 12.1.026-80 Система стандартов безопасности труда. Шум. Определение шумовых характеристик источников шума в свободном звуковом поле над звукоотражающей плоскостью. Технический метод

ГОСТ 17187-81 Шумомеры. Общие технические требования и методы испытаний

ГОСТ 27815-88 Автобусы. Общие требования к безопасности конструкции

Согласно которым в качестве оценочного показателя внутреннего шума принимается уровень звука в децибелах.

В нем приведены допустимые уровни внутреннего шума автотранспортных средств, согласно которым для АСМП допустимый уровень внутреннего шума в отсеке для пациентов равен 80 дБ.

Приборы и аппараты, применяемые в автомобилях скорой медицинской помощи, имеющие непосредственный контакт с пациентом, должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 50267.0 и другим стандартам этого комплекса. Согласно этим стандартам, все медицинские изделия, включая электрические приборы и аппараты, должны быть поделены на группы риска в зависимости от возможной ожидаемой опасности для пациента при их применении.


^ Условия и порядок проведения экспертизы


Экспертиза проводится на реальной работающей модели АСМП в теплое и холодное время года (такое деление установлено согласно ГОСТу), и в условиях, максимально приближенных к реальным рабочим условиям. Эксперты оценивают отсек для пациентов в АСМП по всем вышеперечисленным показателям, получая конкретные фактические данные и сравнивая их с установленными показателями в стандартах и ГОСТах.


Отчетность


Отчетность будет проводиться по трем категориям:

  • Первая Анкета (приложение 1) составляется по физическим факторам и её результаты будут сравниваться с существующими нормативами;

  • Вторая Анкета аналогично передоложена (приложение 2) для оценки химических факторов;

  • Третья Анкета для социально-бытовых норм (приложение 3).


При получение данных по трем анкетам составляется Заключение и в итоге подкрепляется Актом.


Приложение 1

А Н К Е Т А

Оценка микроклимата при проведенити эргономической экспертизы отсека для пациентов АСМП.


^ Физические факторы

Фактическое значение

ПДК (все нормативы приведены согласно выше описанным ГОСТам и национальным нормативам)

Категория АСМП

А

Категория АСМП

В

Категория АСМП

С

запыленность




От 1 до 10 мг/м3 в зависимости от химического состава воздуха

вентилируемость




Не менее 30 м3/ час дополнительно к естественной вентиляции

температура среды:

- На высоте 0,1 м над поверхностью основных носилок, установленных в крайнем нижнем положении, в центре носилок

- На высоте 0,1 м над поверхностью сидений кресел

- На поверхности пола в

медицинского салона




200С


200С


150С

200С


200С


150С

200С


200С


150С

влажность




От 40-60% при температуре от 19-20 0С

уровень шума




Не выше 80 дБ

Освещенность (лк):

- общая освещенность

лампы накаливания, люминесцентные лампы

- манипуляционные поля

лампы накаливания, люминесцентные лампы

- поверхность носилок

лампы накаливания, люминесцентные лампы






50

100


100

200


100

200



100

200


150

300


150

300



100

200


150

300


150

300



Приложение 2

А Н К Е Т А

Оценка химический факторов при проведение эргономической экспертизы отсека для пациентов АСМП.

^ Наименование загрязняющего вещества

Фактическое содержание

ПДК, мг/м3

Оксид углерода СО




5,000

Метан СН4




50,000

Предельные алифатические углероды C2 – C10




50,000


Оксид азота NO




0,400

Диоксид азота NO2




0,085

Формальдегид CH2О




0,035


Наличие прочих обнаруженных вредных веществ (описание химического состава и сравнение с ПДК)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Приложение 3

А Н К Е Т А

Оценка социально-бытовые фактор факторов при проведение эргономической экспертизы отсека для пациентов АСМП.

^ Социально-бытовые факторы

Показатель в теплое время года

Показатель в холодное время года

Соответствие санитарно-бытовым нормам







Наличие средств для поддержки личной гигиены








Шкала экспертных эргономических оценок для оценки социально-бытовых факторов.


Баллы

Удобство

СООТВЕТСТВИЕ

Достаточность

Обеспеченность

Отношение

1.

Очень не удобно

Совсем нет

Не удовлетворяет

Совсем не обеспечивает

Совсем не нравится

2.

Неудобно

Почти не соответствует

Мало удовлетворяет

Обеспечивает недостаточно

Не нравится

3.

Не совсем удобно

Соответствует не полностью

Удовлетворяет не совсем

Обеспечивает не во всем

Не очень нравится

4.

Удобно

Удовлетворяет в основном

Соответствует в основном

Обеспечивает достаточно

Нравится в основном

5.

Очень удобно

Удовлетворяет полностью

Соответствует максимально

Обеспечивает в полном объеме

Очень нравится



^ Список использованных источников


  1. И.Г.Городецкий, П.С.Турзин, М.В.Найченко, М.В.Поляков «Практикум по основам эргономики» под ред.А.П.Петрова, «ЛАТМЭС», 2001

  2. http://www.fslife.ru/gost.html - ГОСТы по эргономике и охране труда

  3. http://www.mgs-med.ru/devices.html - cкорая медицинская помощь

  4. http://www.mgs-med.ru/GOSTp52567.pdf - Национальный стандарт Российской Федерации.

Реклама:





Скачать файл (175.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru