Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Дипломная робота Создание тренажерно-тестирующей системы - файл 1.doc


Дипломная робота Создание тренажерно-тестирующей системы
скачать (1091 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc1091kb.03.12.2011 13:57скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Омский государственный университет
 Математический факультет
Кафедра ПрО ЭВМ

Создание тренажерно-тестирующей системы.

дипломная работа
 студента гр. МП-803
Филимонова М.В.
______________
(подпись)

Научный руководитель
к. т. н.
Агафонов А.Л.
______________
(подпись)
Омск 2003

Содержание


  1. Введение..............................................................................................................................

  2. Анализ предметной области.............................................................................................

    1. Описание предметной области и функции решаемой задачи................................

    2. Документы предметной области, содержащие информацию, необходимую для решения задачи............................................................................................................

  3. Постановка задачи..............................................................................................................

    1. Организационно-экономическая сущность задачи..................................................

    2. Описание выходной информации.............................................................................

    3. Описание входной информации................................................................................

  4. Разработка информационного обеспечения задачи........................................................

    1. Информационный анализ предметной области и выделение информацион­ных объектов задачи...........................................................................................................

    2. Определение связей информационных объектов и построение ИЛМ..................

    3. Определение логической структуры реляционной базы данных...........................

    4. Исходные данные контрольного примера................................................................

  5. Разработка алгоритмов и технологии решения задачи..................................................

    1. Технология ввода и накопления входной информации, обеспечивающей решение задачи............................................................................................................

    2. Определение макета форм ввода-вывода для загрузки в БД входной ин­формации.....................................................................................................................

    3. Обобщенный алгоритм решения задачи и его декомпозиция на модули (функции).....................................................................................................................

    4. Детальные алгоритмы реализации отдельных модулей задачи.............................

  6. Руководство администратора............................................................................................

    1. Системные и технические требования......................................................................

    2. Подготовка к работе...................................................................................................

      1. Подготовка веб-сервера...................................................................................

      2. Подготовка базы данных.................................................................................

    3. Вход в систему............................................................................................................

    4. Просмотр таблиц пользователей...............................................................................

    5. Работа с пользователями............................................................................................

      1. Общие положения............................................................................................

      2. Регистрация пользователя...............................................................................

      3. Подписка пользователя на тест.......................................................................

      4. Удаление пользователя....................................................................................

      5. Удаление просроченных пользователей........................................................

    6. Работа с тестами..........................................................................................................

      1. Формат тестов РВУ..........................................................................................

      2. Добавление нового теста.................................................................................

    7. Статистика...................................................................................................................

      1. По тестам...........................................................................................................

      2. По пользователям.............................................................................................

      3. Список всех пользователей.............................................................................

  7. Приложение 1. Логическая структура реляционной базы данных задачи...................

  8. Литература..........................................................................................................................

4

6

6
7

8

8

8

9

11
11

17

18

19

21
21
23
25

26

29

29

29

29

29

30

32

33

33

33

34

35

36

36

36

40

41

41

43

44

46

47



  1. Введение.

Предметной областью является система тестирования знаний учащихся. Теория систем тестирования и тренажерных систем является одной из наиболее развитых педагогических теорий.

Современная педагогическая наука считает тестирование основой контроля знаний. Именно на нем построены системы обучения во многих западных странах. Широко известны примеры, такие как:

  • «К12» - системам обучения студентов/школьников в Соединенных Штатах Америки. Основным принципом в системе «К12» считается полностью самостоятельное обучение дисциплинам по заданной литературе. Контроль знаний осуществляется через тестирования.

  • «BrainBench» - http://www.brainbench.com/xml/bb/homepage.xml . Очень известная система тестирования, как за границей, так и в России. Это платная система контроля знаний по различным отраслям деятельности и науки. Не предоставляет учебный или справочный материал, оставляя выбор источников информации обучаемому.

  • «Система дистанционного обучения ОмГУ» - http://www.do.omskreg.ru . Система тестирования абитуриентов по математике. В этой системе представлены материалы, подготовленные опытными преподавателями и специалистами ОмГУ.

  • «Омский виртуальный университет»http://omsk.openet.ru . Это региональный образовательный портал, открытый на базе Омского Государственного Университета в соответствие с договором с Российским государственным институтом открытого образования (РГИОО), г. Москва. Последний является головной организацией в научно-технической программе Минобразования РФ «Создание системы открытого образования».


К основным признакам системы тестирования относятся:

  • регистрация тестируемого (имя, фамилия, идентификатор, пароль, и т.д.);

  • системам добавления правил работы с тестом (краткое описание целей и задач, правила работы с материалом, условия доступа к системе тестирования и т.д.);

  • система представления вопросов и ответов на вопросы (например: один вопрос – три варианта ответа – один верный);

  • система хранения, добавления и редактирования вопросов и ответов на вопросы;

  • система ведения статистики;

  • система выдачи сертификатов;

  • система регистрации тестирования в глобальной педагогической сети.


Система тестирования знаний абитуриентов и студентов является частью тренажерно-тестирующей системы ОмГУ.


  1. Анализ предметной области.




    1. ^ Описание предметной области и функции решаемой задачи.

В предметной области комплекса задач, к которому относится задача создания тренажерно-тестирующей системы, рассматрива­ются процессы создания и хранения справочной информации и тестовых заданий, анализ статистики прохождения тестов пользователями, учет и анализ оплаты за представленную информацию.

К функциям, которые должны быть реализованы в рассматриваемой задаче, отно­сятся:

  • учет оплаты информационных услуг пользователями;

  • ведение статистики прохождения пользователями тестов;

  • создание учебно-методического материала и хранение его в базе данных;

  • создание тестирующей системы.

Из общего описания предметной области известен ряд ограничений, существенных для процессов, которые относятся к рассматриваемой задаче. Тесты и справочная информация создаются преподавателем и/или группой преподавателей. Один пользователь не может иметь больше одного учетного номера, а, следовательно, и не больше одного логина и пароля. Один пользователь может пользоваться несколькими тестами или группами тестов, при условии, что он имеет разрешение на доступ к ним (т.е. пользование тестом оплачено). Предполагается, что пользователь обладает электронным почтовым ящиком. Это необходимо для оперативной связи с пользователем – на адрес его электронного почтового ящика будет высылаться образец формы для оплаты услуг, подтверждение о регистрации, логин и пароль. Также предполагается, что пользователь имеет доступ в Интернет.

2.2. Документы предметной области, содержащие информацию, необходимую для решения задачи.

Входная информация задачи «Создание тренажерно-тестирующей системы» разделяется на условно-постоянную и оперативно-учетную информацию.

Условно-постоянная информация, необходимая для решения этой задачи, включа­ет справочные материалы и тесты по разным дисциплинам. Эту информацию предоставляет преподаватель и/или группа преподавателей. Для регистрации пользователя необходима информация о нем: ФИО, полный почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона. Для того, чтобы выдать пользователю логин и пароль, тем самым разрешить ему доступ к информации, необходимо получить подтверждение об оплате пользователем услуг.

Входная информация, содержащая данные оперативного учета, включает данные о прохождении пользователем тестов, рекомендации преподавателя абитуриенту или студенту, в зависимости от результатов прохождения тестов.

3. Постановка задачи
3.1. Организационно-экономическая сущность задачи.

В настоящее время уже существуют и успешно функционируют проекты, которые являются либо тестирующими, либо тренажерными. В данной системе воплощена попытка объединения выше названных особенностей. Кроме того, в связи с развитием сети Интернет, ОмГУ получает дополнительную возможность рекламирования и предложения образовательных услуг. В связи с развитием рынка платных услуг данная система призвана быть каналом для поступления дополнительных финансовых потоков в вуз. Система обеспечивает автоматизацию образовательного процесса для абитуриентов вуза желающих проверить свою готовность к экзаменам, потренироваться в ответах на экзаменационные вопросы и обеспечивает объективную оценку знаний в интерактивном режиме.

Проект выполнен в виде сайта, где справочная и другая статическая информация хранится в html-файлах, а тесты и другая динамическая информация хранится в базе данных MSSQL 2000, к которой обращаются скрипты PHP. Ведется система регистрации и учета пользователей, информация о которых также заносится и хранится в базе данных. Пользователь может посмотреть статистику своего прохождения тестов и сравнить свои показатели с другими пользователями.
^ 3.2. Описание выходной информации.

Выходной информацией задачи для пользователя являются:

  • результат о прохождении теста;

  • рекомендации преподавателя повторить те или иные главы учебного материала.

Эти данные должны выводиться на экран интернет-браузера пользователя.
3.3. Описание входной информации.

Для создания нового теоретического раздела преподаватель и/или группа преподавателей предоставляют необходимые данные для создания новых html-страниц, которые администратор выложит на сайт. Это статическая информация.
Для создания нового теста нужно:

  • создать файл теста в формате тестов РВУ (пример ниже), при условии, что данная система поддерживает вопросы с единственным верным вариантом ответа;

  • поместить этот файл на сервер;

  • вызвать скрипт newtest.php, которому нужно передать имя созданного файла;



Формат файла для создания нового теста. Форма 1.

№ строки в файле

Описание строки

1

Название теста (группы вопросов).

2

<$:TestPortion: XX (где XX – количество задач, выдаваемых за тест)

3

--/New Question/--

4

<$:QuestionType:1 (не используется, добавлено для совместимости)

5

<$:QuestionBody:YYY (где YYY – само тело вопроса)

6

<$:Variants:

7

1-й вариант ответа

8

2-й вариант ответа



N-й вариант ответа




<$:RightAnswers:ZZZ (где ZZZ – строка правильных ответов)




<$:Difficulty:1 (не используется, добавлено для совместимости)




--/end/--




--/New Question/--









--/end/--

Пример файла для создания нового теста:

№ строки в файле

Содержание строки



Тест по школьной физике №3



<$:TestPortion:10



--/New Question/--



<$:QuestionType:1



<$:QuestionBody:Консервативной является...



<$:Variants:



сила тяжести



сила трения



сила Ампера



<$:RightAnswers:1 0 0



<$:Difficulty:1



--/end/--



--/New Question/--



<$:QuestionType:1



<$:QuestionBody:Индукция магнитного поля измеряется в СИ:



<$:Variants:



Тл (теслах)



Гн (генри)



Ф (фарадах)



<$:RightAnswers:1 0 0



<$:Difficulty:1



--/end/--


Замечание: Подробнее о формате файлов РВУ Вы можете прочитать в «Руководстве Администратора»

При регистрации нового пользователя необходимы некоторые данные о нем. Эти данные будут использоваться преимущественно для связи с пользователем: при подтверждении регистрации, для выдачи логина и пароля и для связи преподавателя с пользователем.
Данные пользователя. Форма 2.

  1. Имя;

  2. Отчество;

  3. Фамилия;

  4. Почтовый индекс;

  5. Край / регион;

  6. Город;

  7. Улица;

  8. Номер дома, квартиры;

  9. Email;

  10. Телефон (не обязательно).

^ 4. Разработка информационного обеспечения задачи
Разработка информационного обеспечения включает подготовку документов, со­держащих информацию, необходимую для решения задачи, и анализ этой инфор­мации. Такой анализ позволит произвести формализацию данных, которая имеет целью их однозначное определение для хранения, поиска и обработки во внутримашинной сфере.

Для организации информационной базы будем использовать реляционную СУБД. Поэтому должна быть разработана логическая структура реляционной базы данных, на основе которой будет осуществляться решение задачи. Исполь­зуем процессный подход к разработке базы данных, определяя состав только тех данных, которые необходимы для получения выходной информации задачи
^ 4.1. Информационный анализ предметной области и выделение информацион­ных объектов задачи.

Произведем анализ исходной информации предметной области с целью определения состава и структуры информации для последующей формализации и построения информационно-логической модели данных (ИЛМ). Приведенные выше формы входных документов, а также дополнительные сведения из описания предметной области позволяют определить роль реквизитов во взаимосвязанной полученной информации. На основе такого анализа установим функциональные зависимости реквизитов в соответствии с рекомендациями и требованиями норма­лизации данных.

Рассмотрим информацию, содержащуюся в форме регистрации пользователя (Форма 2). В ней содержатся реквизиты, общие для всей формы. Причем каждый из них имеет единственное значение. Среди этих реквизитов особую роль играет e-mail пользователя. Поскольку этот реквизит уникален, то есть его значение не может повториться, он играет роль идентификатора всей информации по пользователю, содержащейся в форме. Остальные рек­визиты однозначно опреде­ляются e-mail’ом пользователя. Помимо полученных от пользователя данных необходимо учитывать дату и сам факт регистрации, т.е. оплаты права на пользование услугами и выдачи пользователю логина и пароля. В целях экономии дискового пространства нужно завести реквизит уникальный номер пользователя, который будет связывать информацию о пользователе, о его логине/пароле и “истории” прохождения тестов. На основе проведенного анализа установим функциональные зависимости реквизи­тов регистрационной формы и отобразим их в таблице 2.

Аналогично проанализируем информацию, содержащуюся в форме для создания нового теста (фор­ма 1). В соответствии с описа­нием предметной области установим функциональные зависимости их реквизитов (табл. 1).
Таблица 1. Функциональные зависимости реквизитов формы создания нового теста.
^

Наименование реквизитов документа


Имя реквизита

Функциональные зависимости

Уникальный номер теста

Test_Un




Описание теста

Test_Cont

Имя теста

TestName

Директория вспомогательных файлов теста

TestDir

Количество задач, выводимых за тест

Test_Portion

Уникальный номер задачи

Task_Un

Номер задачи в тесте

Task_n

Формулировка задачи

Task_Cont

Уникальный номер ответа

Answ_Un

Номер ответа в задаче

Answ_n

Истинность ответа

Answ_True

Формулировка ответа

Answ_Cont



Таблица 2. Функциональные зависимости реквизитов формы регистрации.


^ Наименование реквизитов документа

Имя реквизита

Функциональные зависимости

Уникальный номер пользователя

Id



Имя

FName

Отчество

MName

Фамилия

LName

Почтовый индекс

Zip

Край / регион

Region

Город

City

Улица

Street

Номер дома, квартиры

House

Email

Email

Телефон

Phone

Логин

Login

Пароль

Pwd

Дата регистрации

RegData

Отметка о регистрации

Registered


После прохождения пользователем тестов появится информация о результате прохождения, которую тоже необходимо учитывать и хранить для статистики. Статистика будет вестись не только по пользователям но и по тестам. Кроме того, пользователь может иметь доступ к тесту (т.е. подписан на тест), а может не иметь.
Данные статистики. Форма 3.

  1. Идентификатор пользователя, проходившего тест;

  2. идентификатор теста;

  3. результат (количество баллов);

  4. дата прохождения теста;

  5. идентификатор задачи;

  6. правильность ответа на задачу.



Данные о правах пользователя на тест. Форма 4.

  1. Идентификатор пользователя;

  2. идентификатор теста;

  3. код доступа; (0 – не подписан, 1 – подписан, 2 – тест сдан)


Установим функциональные зависимости реквизитов, учитывая, что один и тот же пользователь может пройти различные тесты с различными результатами. Следовательно, эти данные не уникальны, кроме реквизита дата, при условии, что пользователь не может успеть физически пройти более одного теста за одну минуту (табл. 3).
Таблица 3. Функциональные зависимости реквизитов данных статистики.


^ Наименование реквизитов документа

Имя реквизита

Функциональные зависимости

Идентификатор пользователя

Id




Идентификатор теста

Test_Un

Результат

Points

Дата

Data

Идентификатор задачи

Task_Un

Правильность ответа

Answ_True


^ Таблица 4. Информация о правах пользователя на тест.


^ Наименование реквизитов документа

Имя реквизита

Функциональные зависимости

Идентификатор пользователя

Id




Идентификатор теста

Test_Un

Код доступа

SubCodes



^ Выделение информационных объектов.

Проанализируем установленные функциональные взаимосвязи реквизитов и установим для каждого из зависимых реквизитов, от каких реквизитов он зависит. Результаты отобразим в таблице соответствия зависимых (описательных) и ключевых реквизитов (табл. 5).
Таблица 5. Соответствие описательных и ключевых реквизитов.

^ Описательные реквизиты

Ключевые реквизиты

Название ИО*, в который включается реквизит

Test_Cont

Test_Un

Тесты

TestName

Test_Un

Тесты

TestDir

Test_Un

Тесты

Test_Portion

Test_Un

Тесты

Task_n

Task_Un, Test_Un

Задачи

Task_Cont

Task_Un

Задачи

Answ_n

Answ_Un, Test_Un

Ответы

Answ_True

Answ_Un

Ответы

Answ_Cont

Answ_Un

Ответы

FName

Id

Общая информация о пользователе

MName

Id

Общая информация о пользователе

Lname

Id

Общая информация о пользователе

Zip

Id

Общая информация о пользователе

Region

Id

Общая информация о пользователе

City

Id

Общая информация о пользователе

Street

Id

Общая информация о пользователе

House

Id

Общая информация о пользователе

Email

Id

Общая информация о пользователе

Phone

Id

Общая информация о пользователе

Registered

Id

Общая информация о пользователе

Login

Id

Зарегистрированные пользователи

Pwd

Id

Зарегистрированные пользователи

RegData

Id

Зарегистрированные пользователи

Points

Data, Test_Un, Id

История пользователя

Answ_True

Task_Un, Test_Un, Id

История теста

SubCodes

Id, Test_Un

Подписка на тесты



* ИО – информационный объект.

Таблица 6. Реквизитный состав информационных объектов.

Реквизиты ИО

^ Признак ключа

Имя ИО

Название ИО

Семантика (описание)

Test_Un

Test_Cont

Test_Dir

TestName

Test_Portion

*

TestCom

Описание тестов

Общие данные о тесте

Test_Un

Task_Un

Task_n

*

*

Tests

Тесты

Информация о тестах: какие задачи входят в тест

Task_Un

Task_Cont

*

Tasks

Задачи

Формулировки задач

Answ_Un

Answ_n

Answ_True

Task_Un

*


*

Answ

Ответы

Формулировки ответов и их принадлежность к задачам

Id

FName

MNane

LName

Zip

Region

City

Street

House

Email

Phone

Registered

*

UserReg

Пользователи

Общая информация о пользователе

Id

Login

Pwd

RegData

*

UserLog

Зарегистрированные пользователи

Зарегистрированные пользователи

Id

Test_Un

Points

Data

*

*
*

TheHistory

«История» (статистика) теста

Информация о прохождении разными пользователями теста.

Id

Test_Un

Task_Un

Answ_True

*

*

*

History

«История» (статистика) пользователя

Информация о прохождении разных тестов одним пользователем

Id

Test_Un

SubCodes

*

*

TestSubscribe

Подписка на тесты

Права пользователя на тест
  1   2   3



Скачать файл (1091 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru