Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - Экономика инноваций - файл 1.doc


Лекции - Экономика инноваций
скачать (3194 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc3194kb.03.12.2011 14:06скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8
Реклама MarketGid:
Загрузка...

Оглавление конспекта лекций «Экономика инноваций» (МГУ)


Лекция 1. Основные этапы развития теории инноваций. Основоположники теории инноваций (лектор - Иващенко Н.П.) 2

Лекция 2. Сущность и свойства инноваций. Инновации как продукт и инновации как процесс. Принципиальное разграничение понятий «новшество» и «инновация». (лектор - Иващенко Н.П.) 6

Лекция 3. Понятия инновационного процесса, инновационной деятельности, диффузии инноваций. Характеристика субъектов инновационного процесса (лектор - Иващенко Н.П.) 10

Роль предпринимателя в инновационном процессе по Й.Шумпетеру. Предприниматели-инноваторы и предприниматели-консерваторы. 13

Лекция 4. Классификация инноваций. Виды инноваций в зависимости от глубины вносимых изменений, технологических параметров, по типу новизны для рынка, по преемственности, по охвату, по времени выхода на рынок. (лектор - Иващенко Н.П.) 15

Лекция 5. Эпохальные и базисные инновации. Концепция технологических укладов и ее роль в теории инноваций. (лектор - Иващенко Н.П.) 19

Лекция 6. Модели инновационного процесса в компании. Линейная и интерактивная модели инноваций. (лектор - Иващенко Н.П.) 24

Лекция 7. Условия и факторы осуществления инноваций. Формирование инновационного потенциала и его структура. (лектор - Иващенко Н.П.) 28

Лекция 8. Концепция, структура и принципиальные положения национальных инновационных систем. (лектор - Иващенко Н.П.) 31

Лекция 9. Взаимосвязи государства, науки и бизнеса в современном инновационном процессе. (лектор - Иващенко Н.П.) 36

Лекция 10. Формирование инновационной инфраструктуры. Понятие технопарка, бизнес-инкубатора, инновационно-технологического центра, технополиса, их основные функции. . (лектор - Иващенко Н.П.) 40

Лекция 11. Основы государственной инновационной политики: задачи и инструменты. (лектор - Иващенко Н.П.) 45

Лекция 12. Бизнес-планирование в инновационной деятельности (лектор - Шахова М.С.) 49

Функции и основные принципы составления бизнес-плана 49

Классификация инновационно активных компаний (лектор - Шахова М.С.) 50

Лекция 13. Управление интеллектуальной собственностью (лектор – Хвалынская Н.В.) 51

Классификация объектов ИС. 51

Лекция 14. Выведение инновационных продуктов на рынок (лектор – Савченко И.В.) 53

Особенности рынков инновационных продуктов/ услуг. Жизненный цикл принятия технологий. Основные группы потребителей на рынке инновационных продуктов/ услуг 53

Особенности поведения основных групп потребителей на рынке инн. продуктов/услуг 54

Факторы конкуренции на рынке инновационных продуктов/ услуг 56

Лекция 15. Управление персоналом в инновационной компании (лектор – Федорова Ф.Ш.) 58

Политика управления персоналом организации и факторы ее определяющие. 58

Понятие команды и условия эффективности ее работы. 61

Лекция 16. Финансирование инновационной деятельности (лектор- Груздева Е.В.) 62

Доступные источники финансирования инновационных компаний на различных стадиях жизненного цикла. 62

Лекция 17. Виды стоимости инновационной компании. (лектор - Груздева Е.В.) 66

Подходы к формированию уставного капитала инновационного предприятия. Понятие ликвидационной привилегии. 67

Лекция 18. Венчурное инвестирование (лектор – Хвалынская Н.В.) 69

Особенности бизнес-ангельского инвестирования 69

Особенности инвестирования венчурными фондами. 69

Стратегии выхода из венчурных инвестиций. 69

Лекция 19. Бизнес-модели управления инновациями (лектор - Белолипецкий В.Г.) 71

Лекция 20. Оценка эффективности инновационных проектов (лектор - Белолипецкий В.Г.) 72

Сущность коммерческой эффективности проекта и методология ее оценки 72

Методы расчета ожидаемого возврата на инновации 73



^

Лекция 1. Основные этапы развития теории инноваций. Основоположники теории инноваций (лектор - Иващенко Н.П.)



Что такое инновации? Кто придумал и ввел в научный оборот этот термин? Какие этапы прошли инновации в своем развитии? Чем нынешние инновации отличаются от инноваций 10-летней давности?

На эти вопросы и многие другие вопросы пытается дать ответ давно возникшая и непрерывно развивающаяся теория инноваций1, представляющая собой совокупность концепций и подходов, объясняющих закономерности инновационного развития.
В рамках самой инновационной теории, на различных исторических этапах, под воздействием объективных экономических процессов постепенно складывались разнообразные школы и течения, отражающие и исследующие многогранные аспекты проявления инноваций. В научной и учебной литературе представлен достаточно полный анализ основных течений теории инноваций в контексте общей эволюции инновационного развития. Объективный и последовательный анализ основных этапов теории инноваций в историческом контексте крайне важен и для понимания логики формирования современных тенденций в развитии инновационной сферы.

Для получения системного, целостного представления о зарождении, формировании и развитии теории инноваций целесообразно использовать два метода анализа: эволюционный и целевой.
^ Слайд из лекции:




На основе эволюционного метода анализа можно получить общее представление о закономерностях инновационного развития, осмыслить общую логику эволюции развития теории инноваций, позволяющую глубже понять и природу современных тенденций и проявлений инновационной сферы. Здесь основным критерием классификации является исторический подход – анализ и классификация концепций, школ и теорий по мере их возникновения в ходе исторического развития.
В историческом процессе формирования и развития теории инноваций многие исследователи выделяют несколько этапов, характеризующиеся наиболее значимыми качественными признаками:

1 этап – конец XIX – 30-е годы XX вв.
Это период зарождения формирования фундаментальных основ теории инноваций, когда начала складываться группа концепций, исследующая причины и факторы экономического роста в рамках теории длинных волн и циклических кризисов. Основная идея данного подхода состояла в том, что общей закономерностью развития рыночной экономики является ее непрерывное движение по циклу «подъем-спад-подъем», а основным фактором экономического роста являются инновации.

Этот этап знаменателен тем, что были открыты «длинные волны» Н.Д.Кондратьева, сформулированы основные положения теории инноваций и теории предпринимательства Й.Шумпетера, раскрывающие сущность инноваций и новую роль предпринимателя в инновационном процессе.

Ниже приводится хронология событий.
^ Конец XIX века – начало XX века

  • исследование причин, вызывающих катастрофы – мировые войны 1793 и 1847 гг. (Х.Кларк, 1847);

  • догадки о цикличности развития экономики и первая попытка доказательства существования длительных колебаний в экономике (В.Джевонс, 1884);

  • исследование циклических кризисов и доказательство наличия в экономическом развитии долговременных флуктуаций, основание русской школы теории циклов и кризисов (М.Туган-Барановский, 1894);

  • исследование соотношения циклических кризисов и «длинных волн», а также проблем эндогенных и экзогенных механизмов возникновения колебаний (Парвус, 1901; Я.Ван Гельдерен, 1913; С.Де Вольф, 1924).

20-е - 30-е годы XX века

  • Обоснование Н.Д.Кондратьевым неравновесного развития экономики по законам «длинных волн», обоснование теории, объясняющей эндогенный характер длительных колебаний экономики (1924-1928).

  • Теория Н.Д.Кондратьева инициировала дальнейшее изучение причин возникновения «больших циклов конъюнктуры» и их продолжительности, в результате чего наиболее важной причины неравномерности экономического роста впоследствии были признаны инновации. Кроме того, именно обоснование Н.Д.Кондратьевым механизма неравновесного развития экономики по циклу «подъем-спад-подъем» положило начало развитию новой экономической теории, названной впоследствии эволюционной.


30-е - 40-е гг. XX века

  • Разработка Й.Шумпетером - основоположником теории инноваций - инновационной теории длинных волн, введение в научный оборот понятия «инновации» и ее определения как «новой научно-производственной комбинации производственных факторов».

  • Исследование сущности и роли инновационных процессов в развитии рыночной экономики; трактовка жизненного цикла инноваций как «процесса созидательного разрушения».

  • Развитие теории предпринимательства в связи технологическими инновациями («предприниматели-инноваторы» и «предприниматели-консерваторы»).

  • Дальнейшее развитие эволюционной экономической теории, в корне отличающейся от неоклассической теории в объяснении причин экономического роста.


2 этап – 40-е гг. – середина 70-х гг. XX века
На этом этапе было продолжено развитие и детализация основных инновационных идей предыдущего периода; исследования носили более практический, прикладной характер; разрабатывались функциональные аспекты управления инновациями в области планирования, организации, финансирования, управления инновационными проектами и оценки их эффективности.

3 этап – конец 70-х гг. XX века - начало XXI века
Данный этап развития теории инноваций можно рассматривать как новый теоретический прорыв в области исследования новых типов классификации инноваций, анализа сущности инноваций как системного явления, формирования фундаментальных основ концепции национальных инновационных систем.

70-е годы XX века

  • Разработка немецким экономистом Г.Меншем классификации инноваций (базисные, улучшающие и псевдоинновации).

  • Исследование кластеров базисных инноваций, а также соотношения между базисными и улучшающими инновациями.

  • Анализ взаимосвязи цикличности экономики с цикличностью инноваций на основе S-образной логистической кривой (кривая Менша-Фостера), являющейся основой динамического моделирования инновационного бизнеса (1979).


80-е годы XX века

  • Уточнение и дальнейшее развитие классификаций инноваций , исследование формирования кластеров нововведений-продуктов и нововведений-процессов на различных фазах – повышательной и понижательной стадиях длинной волны (А.Кляйнкнехт, 1987).

  • Постановка проблемы о необходимости формирования инфраструктуры на основе соответствующих инвестиций как одного из механизмов длительных колебаний экономики (Ван Дайн, 1983).

  • Исследования ученых советской и российской экономической школы о сущности и закономерностях научно-технического прогресса в условиях плановой (социалистической) экономики (А.И.Анчишкин).

  • Классификации циклов и фаз развития техники, периодизации научно-технических революций, исследование долгосрочных циклов (длинноволновых подъемов) как взаимосвязанного результата внедрения радикальных технологических инноваций и нововведений в других сферах общества – образовании, управлении, политике и др. (Ю.В.Яковец, 1988, 1999); разработка концепции технологических укладов (С.Ю.Глазьев, 1993)

  • Разработка концепции национальных инновационных систем



90-е годы XX века


  • Формирование системных исследований в области «новой экономики», в которой взаимосвязи элементов инновационного развития приобретают системообразующую роль.


Этапы формирования теории инноваций и соответствующие им качественные признаки схематично можно представить следующим образом (табл.1):

1 этап
конец XIX века –

40-е годы XX века

2 этап
40-е – 70-е годы XX века

3 этап
70-е годы XX века –

начало XXI века







Качественные

признаки

  • Инновации – основа неравновесного развития и главный фактор экономического роста

  • Сущность и классификация инноваций

  • Новая роль предпринимательства в инновационном процессе

(Н.Д.Кондратьев, Й.Шумпетер и др.)



Качественные

признаки

  • Развитие базовых инновационных идей предыдущего периода

  • Исследование функций управления инновационной деятельностью


(Т.Кун, К.Фридмен, Р.Нельсон и др.)


Качественные

признаки

  • Системные исследования инноваций

(взаимосвязь технологии, экономики и общества)

  • Формирование концепции национальных инновационных систем


(Г.Менш, К.Кристенсен, Г.Чесбро, российская научная школа и др.)


^ Табл. 1. Этапы формирования теории инноваций

на основе эволюционного подхода
Таким образом, отличительными, доминирующими признаками развития теории инноваций являются:

на первом этапе - исследование сущности инноваций и их роли в экономическом развитии;

на втором этапе – исследование функций управления инновационной деятельностью;

на третьем этапе – переход к пониманию системности инноваций и взаимосвязанное исследование технологии, экономики и общества.

^ Слайд из лекции:


  1   2   3   4   5   6   7   8



Скачать файл (3194 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru