Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Ответы на билеты по международному предпринимательскому праву - файл 1.doc


Ответы на билеты по международному предпринимательскому праву
скачать (523 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc523kb.03.12.2011 15:00скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5
Реклама MarketGid:
Загрузка...
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО

  1. Понятие международного предпринимательского права. Основные принципы и тенденции развития..

Торговое право=предпринимат праву(в ряде гос-в самостоят.отрасль права)

Отличие ТП от ГП:

ГП – общие нормы, регул отношения м/у частными лицами;

ТП – такие общ.отн кот направлены на извлечение прибыли(если эти отн-я осложн иностр эл-том, они подпадают под действие МПП).

МТП связ с перемещением товаров и услуг.

МТП – отрасль права, регул хоз деят-ть, осущ в кач-ве промысла с целью получения прибыли.

МТП – самостоятельная отрасль права(самост предмет, принципы и источники).

История ТП:

Возникает в феод.гос-ве на основе сослов. деления и развития предпринимательства.

ТП зародилось в средневековой Италии.

Специф деят-ть купцов и деят-ть по организации произв-ва требовалось обновление норм, предусмотрен облегченный вариант совершения сделок – на основе торг практики появл соответствующие обычаи, постепенно перешедшие в торговую практику др сословий.

С расширением действия данных норм в пространстве и по кругу лиц происходит переход от права торговцев к торговому праву.

Первоначально писанные источники ТП ограничивались записями суд решений.

Первые попытки кодификации ТП были сделаны во франции во времена Людовика IV.

Принципы ТП:

1.формальное равенство граждан перед заканом;

2.неприкосновенность и неограниченность ЧС;

3.свобода д-ра

Это основополаг принципы ГП, способств промышл прогрессу и соц расслоению общ-ва.

  1. Сущность реформы механизма правового регулирования в сфере внешнеэкономической деятельности в РФ. Основные нормативные акты.

В середине XX в. активно идет процесс унификации (гармонизации, сближения) гражданского и торгового права отдельных стран, в свете которого по мере увеличения масштабов и усложнения интеграционных процессов и взаимозависимости национальных экономик расширяется многостороннее регулирование мирохозяйственных связей при участии межправительственных и неправительственных организаций. Эти организации, особенно входящие в систему Объединенных Наций, разрабатывают и принимают конвенции, соглашения и иные документы, учитывающие интересы непосредственных участников коммерческих операций (причем одновременно экспортеров и импортеров) крупных и малых стран, а также стран, различных по уровню экономического развития. В результате многостороннее регулирование, позволяющее устанавливать более равноправные и справедливые отношения между партнерами на мировом рынке, чем двустороннее, получает широкое распространение.

Наибольшее распространение международные торгово-экономические документы получили в следующих областях: либерализация, упорядочение и унификация национальных систем регулирования внешнеторговых связей между непосредственными участниками последних и странами, международных расчетов и перевозок (грузов и пассажиров), разрешения коммерческих споров, а также по вопросам международного инвестиционного сотрудничества и защиты прав на интеллектуальную собственность, что является необходимым условием развития цивилизованного международного обмена результатами творческой деятельности.

Виды источников ТП:

1.НПА: законы и адм.практика

2.Суд прецедент/суд практика

3.обычай

ЗАКОН- норм акт зак-ного органа власти. 3 вида:

1.Конституция – устан основы гос-прав устр-ва, обл высшей ЮС, приним по особой процедуре, опред основые П и О гр-н.

2.Кодексы – з-ны регул-щие фактически весь спектр ГП отн-ний.

Дуал.с/с – 2 кодекса(Фр, Герм, Япон). Торг кодект явл спец актом по отношению к ГК.

Монистр с/с(РФ, Итал, Швейц) – 1 кодекс – ГК.

3.Спец законы – регул некот час ть ГП отн-ний, объед одним предметом. Их нормы явл спец по отн-нию к нормам кодексов.

4.Адм.акты – приним ФОИВ, содерж более подроб регламентацию правил з-на и не должен ему противоречить.

Делегир зак-во(термин появл во 2/2 ХХв в связи с вмешат-вом гос-ва в хоз деят-ть суб-та) – акты Прав-ва приним на основе делегирования парламентом своих полномочий.

СУД. ПРЕЦЕДЕНТ – решение суда, обяз для всех судов,равной с ним и низшей по отн-нию к нему инстанции.

Преценд.право – сов-ть норм, выработ судами.

Эти понятия сущ-ют только в англ прав с/с.

Прецедент по ЮС слабее закона, закон м.отменить любой прецедент, но прецедент не м отменить норму закона.

Суд м отменить любой адм акт в связи с превышением полномочий при его издании, мест акты суд м отменить как нецелесообразные.

Суд.практика - в гос-вах романо-германской семьи.

ОБЫЧАЙ – правило поведения сложившееся в рез-те его применения в течении длит периода времени.

1.Санкционированные – становятся источником внутр права

2.несанкционированные

3 вида обычаев(в МЧП): 1.м/нар правовой вытекает из м/нар публ отн-ний; 2.м/нар торговый(инкотермс); 3.национ обычай делового оборота.

К торговым обычаям относятся непреодолимая сила, разум срок выполнения обяз-в, немедленная доставка.

Обычай делового оборота применяется субсидиарно и не может противоречить императивным нормам закона или договору.

  1. ^ Внешнеторговая политика. Политика свободной торговли и протекционизма. Инструменты государственного регулирования международной торговли.

Различные страны занимают в мировой экономике в целом и на отдельных товарных рынках различное положение. Для защиты своих интересов каждый участник международной торговли старается совершить определенные действия, т.е. проводит определенную политику в данной сфере. Существуют две основные разновидности политики в области международной торговли:

^ Внешнеторговая политика – целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами. Масштабы вмешательства государства в международную торговлю различны.

^ Международная торговая политика – объединение отдельных государств для проведения внешнеторговой политики, что связано с привилегиями, предоставляемыми этими странами друг другу (в частности, создание таможенных союзов).

^ Два основных направления внешнеторговой политики

Либерализм (free trade policy) - Политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, открытие внутр рынка, эк-ка регулируется на основе естественного изменения спроса и предложения.

  • ^ Протекционизм (protectionism) государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции.

Развития протекционистских тенденций позволяет выделить несколько форм протекционизма:

  • селективный протекционизм – направлен против отдельных стран или отдельных товаров;

  • отраслевой протекционизм – защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма;

  • коллективный протекционизм – проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;

  • скрытый протекционизм – осуществляется методами внутренней экономической политики.

Протекционизм, в частности, может проявляться:

  1. во введении пограничных сборов и (или) таможенных пошлин на импорт для защиты отечественной промышленности от более дешевых товаров конкурентов;

в политике центрального банка, направленной на защиту валюты путем ограничений, обеспечивающих движение валютного курса в направлении, которое отвечает экономической политике соответствующего правительства
^ 4. Закон РФ « Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (2003 год).

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в нашей стране с самого начала проведения реформенных преобразований осуществлялось весьма интенсивно и даже, как принято считать, опережая другие сектора экономики. Однако в первые годы реформ это развитие происходило путем создания отдельных актов, решающих конкретные вопросы, отвечая на требования экономической ситуации. Этот период развития был завершен принятием Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995 г. (далее — Закон 1995 г.), который можно считать первым российским законом, положившим начало создания системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в стране.

Современное российское регулирование внешнеторговой деятельности базируется на Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. N 164 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее — Закон 2003 г.), который вступил в силу 18 июня 2004 г. С этой даты признается утратившим силу Закон 1995 г.

Согласно п. 1 ст. 1 Закона 2003 г. он определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации.

Закон «Об основах…» изменил ранее принятое определение внешнеторговой деятельности, предусмотрев в п. 4 ст. 2, что внешнеторговая деятельность — это деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

Сфера действия распространяется на положения, имеющие общий характер, составляющие основы регулирования. Специальные области внешнеторговой деятельности, порядок применения названных в Законе методов регулирования входят в сферу применения ряда специальных законов РФ. Какие же специальные законы дополняют Закон 2003 г.? Во-первых, два из таких законов непосредственно названы в самом Законе 2003 г.

Как предусмотрено в п. 3 ст. 1 Закона 2003 г., особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в области, связанной с вывозом из РФ и ввозом в РФ продукции военного назначения, с разработкой и производством продукции военного назначения, а также в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, устанавливаются международными договорами РФ, а также такими специальными законами, как Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами» и Федеральный закон от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ «Об экспортном контроле».

В области таможенно-тарифного регулирования, которое в Законе «Об основах…» занимает первое место в перечне методов государственного регулирования, законодательную основу составляют вступивший в силу с 1 января 2004 г. новый Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ (в связи с чем ранее действовавший Таможенный кодекс 1993 г. признан утратившим силу) и Федеральный закон РФ «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г. (с последующими дополнениями).

Также к сфере специального федерального закона отнесено и регулирование введения специальных защитных мер, антидемпинговых мер и компенсационных мер при импорте товаров для защиты экономических интересов российских производителей товаров, возможность введения которых предусмотрена Законом «Об основах…» (ст. 27). Известно, что развитию регулирования, направленного на защиту внутреннего рынка, в начале реформы внешней торговли в связи со сложным экономическим положением в стране не уделялось достаточного внимания.
^ 5. Внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая деятельность.

ВЭС – комплекс с/с разнообраз форм м/н сотр-ва гос-в и др суб-тов.

Эта категория:

- историческая – это продукт цивилизации, возник и развив синхронно с гос-вом;

- экономическая – с/с отношений, возник при движении различ ресурсов м/у гос-вами и др.суб-ми, это двухсторонние отн-я, охват все стороны жизни общества.

К основным формам внешнеэкономических связей относятся торговля, совместное предпринимательство, оказание услуг, сотрудничество (научное, техническое, экономическое, культурное).

ВЭС – инструмент воздействия на экон с/с гос-ва через механизм ВЭД.

Понятие внешнеэкономической деятельности (ВЭД) появилось в 1987 г. с переходом на новую систему управления и началом осуществления внешнеэкономических реформ. Суть их сводилась к децентрализации внешней торговли и переходу от межправительственных внешнеэкономических связей (ВЭС) к ВЭД на уровне предприятий.

^ Внешнеэкономическая деятельность в отличие от ВЭС осуществляется на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятий и т.д.) с полной самостоятельностью в выборе иностранного партнера, номенклатуры товара для экспортно-импортной сделки, в определении цены и стоимости контракта, объема и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности как с внутренними, так и с зарубежными партнерами. Таким образом, ВЭД представляет собой процесс реализации внешнеэкономических связей, совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и коммерческих функций.

Виды ВЭД:

Внешнеторговая деятельность,

производственная кооперация,

инвестиционное сотрудничество,

валютные и финансово-кредитные операции.

При этом под внешнеторговой деятельностью понимается предпринимательство в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности.

ВЭС осущ на фед уровне, часто в форме гос заказа в отн-нии произв-ва экспортных продуктов/поставки импортных продуктов.

ВЭД основывается на критериях предпринимат деят-ть – осн принцип коммерч расчет на основе хоз самоокупаемости.
^ 6. Тарифные меры государственного регулирования внешней торговли.

В рамках внешнеторговой политики тесно переплетаются экономические, политические, административные, организационные, правовые и иные вопросы. Международная экономика изучает преимущественно экономические предпосылки и последствия осуществления мер торговой политики, оставляя правовые, организационные вопросы на рассмотрение специализированных отраслей науки, таких как международное торговое право, международный маркетинг и пр.

Инструменты государственного регулирования международной торговли по своему характеру делятся на тарифные – те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные – все прочие методы. Нетарифные методы регулирования подразделяются на количественные методы и методы скрытого протекционизма. Отдельные инструменты торговой политики чаще применяются при необходимости либо ограничить импорт, либо форсировать экспорт.

Тарифные методы направлены на регулирование внешнеторговых отношений при помощи системы таможенных пошлин.

Таможенная пошлина - разновидность акцизного налога, взимаемого таможенными органами при перемещении товаров через государственную границу. Там пошлина выполняет три основные функции:

фискальную - пополнение госбюджета;

протекционистскую - защита отечественных производителей;

регулирующую, связанную с регулированием товарных потоков в страну и из страны.

Таможенные пошлины базируются на таможенных тарифах, которые представляют собой перечень ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на таможенную территорию страны (импортный таможенный тариф) или вывозимым с нее (экспортный таможенный тариф). Таможенный тариф РФ систематизирован в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), базирующейся на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС), действующей на основе международной Конвенции с 1988 года.

Таможенный тариф - важный инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с внешним рынком.

Существуют различные виды классификации таможенных пошлин. Наиболее распространенными является по объекту обложения - выделяются импортные, экспортные, транзитные; по способу взимания - адвалорные (взимается в процентах от таможенной стоимости товара), специфические (взимаются в денежных единицах с определенного количества товара), комбинированные (при этом пошлина рассчитывается по адвалорной и специфической ставке, а применяется та из двух ставок, которая дает наиболее крупную сумму пошлины.

^ 7. Нетарифное регулирование. М/н-правовые и национальные основы нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности.

Нетарифные регуляторы – установленная гос-вом с/с запретов и ограничений на ввоз/вывоз товаров в целях защиты внутр рынка и эконом интересов гос-ва.

Цель: охрана внутр.рынка от конкурентов + общесоциальные интересы: жизнь и здоровье граждан, экология, обществ.нравственность, религия, нац безопасность.

Под нетариф регулирование попадает 20-25% мир торг оборота.

В соответствии с международными соглашениями нетарифные методы применяются в виде исключения из общего правила свободной торговли в следующих случаях:

Введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных товаров, вызванных необходимостью защиты национального рынка

Реализация разрешительного порядка экспорта или импорта отдельных товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений.

Выполнение международных обязательств

Введение исключительного права на экспорт или импорт отдельных товаров

Введение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер

Защита общественной морали и правопорядка

Защита культурных ценностей

Обеспечение национальной безопасности

Нетарифные меры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности отличаются большим разнообразием. По данным П.Х. Линдерта насчитывается более 50 различных способов нетарифного регулирования. В соответствии с классификацией ЕЭК ООН всё многообразие нетарифных методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности можно разделить на три группы:

1. Меры прямого ограничения

2. Таможенные и административные формальности

3. Прочие нетарифные методы

^ 8. Квотирование и лицензирование.

Квотирование

Квота - это ограничение в стоимостном или физическом выражении, вводимое на импорт или экспорт конкретных товаров на определенный период времени (например, год, полугодие, квартал и другие периоды).

2 вида:

1.экспортная: ввод на осн м/нар стабилизационных согл-ний, устан долю каждого гос-ва в экспорте какого-либо товара, либо на основании акта правительства опред гос-ва.

2.импортная: ввод нац прав-вом для защиты местн произв-лей/ для достижения баланса м/у спросом и предложением на внутр рынке.

Меры прямого ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительных случаях Правительством Российской Федерации. В ст. 21 закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" говорится, что импорт и экспорт товаров осуществляется без количественных ограничений.

Лицензирование

Лицензирование как мера государственного регулирования внешнеторговой деятельности применяется в России (СССР) с 1989 г. Лицензирование предполагает, что на экспорт и/или импорт отдельных товаров необходимо получать у соответствующего государственного органа специальное разрешение (лицензию). Они выдаются гос органами в уст-ных кол-вах за опред промежуток времени.

Лицензирование м дополнять квотирование либо выступать самостоят мерой.

2 формы:

- разовая лицензия – разрешение, выдав прав-вом сроком до 1года для совершения конкретной сделки.;

- генерал.лицензия – разрешение на ввоз/вывоз опред товара на протяжении одного года.

Лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается в следующих случаях:

1. Введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;

2. Реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;

3. Предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров (например, вооружения, военной техники);

4. Выполнение Российской Федерацией международных обязательств.
^ 9. Компенсационные меры как инструмент внешнеторговой политики государства.

Компенсационная мера - мера по нейтрализации воздействия специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) на отрасль российской экономики, применяемая по решению Правительства Российской Федерации посредством введения компенсационной пошлины, либо одобрения обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего иностранного государства (союза иностранных государств) или экспортером.

Компенсационная пошлина - пошлина, которая применяется при введении компенсационной меры и взимается таможенными органами Российской Федерации независимо от взимания ввозной таможенной пошлины.

Субсидия иностранного государства (союза иностранных государств) - финансовое содействие, осуществляемое непосредственно правительством или иным государственным органом иностранного государства (союза иностранных государств) либо через негосударственную организацию по поручению правительства иностранного государства (союза иностранных государств), дающее получателю субсидии дополнительные преимущества и оказываемое в пределах территории иностранного государства (союза иностранных государств) в форме прямого перевода денежных средств (в том числе в виде дотаций, займов, покупки акций) или обязательства по переводу таких средств (в том числе в виде гарантий по займам); отказа от взимания или невзимания платежей, которые должны были бы поступать в доход государства (в том числе путем предоставления налоговых кредитов), за исключением случаев освобождения экспортируемого товара от налогов или пошлин, взимаемых с аналогичного товара, предназначенного для внутреннего потребления, либо возврата таких налогов или пошлин в размерах, не превышающих фактически уплаченных сумм; льготного или безвозмездного предоставления товаров или услуг, за исключением товаров или услуг, предназначенных для поддержания и развития общей инфраструктуры, то есть инфраструктуры, не связанной с конкретным производителем и (или) экспортером; льготного приобретения товара; иной поддержки доходов или цен, если прямым или косвенным результатом такой поддержки является увеличение экспорта товара из иностранного государства (союза иностранных государств) или сокращение импорта товара в такое иностранное государство (союз иностранных государств).
^ 10.Антидемпинговые меры во внешнеторговой политике государства

Демпинг (от англ. dumping — сброс) — продажа товаров по искусственно заниженным ценам. Демпинговые цены существенно ниже рыночных цен, а иногда даже ниже, чем себестоимость товара или услуги. Демпинг проводится с различными целями: проникновение или укрепление на новом рынке, вытеснение конкурентов. Демпинг осуществляется государством и компаниями в расчете на возмещение в будущем текущих убытков, когда за счет демпинга будет достигнуто желаемое положение на рынке. Однако довольно часто и фирмы, и государство прибегают к демпингу как разовому мероприятию: монетизируют складские запасы, реализуют неликвидную продукцию; при острой и срочной потребности в денежных средствах, когда существует угроза больших убытков, чем потери при демпинге. В некоторых странах принято считать демпинг негативным явлением и бороться с ним применяя антидемпинговые законы, хотя в случае демпинга потребитель может выиграть, заплатив более низкую цену.

Правилами Всемирной торговой организации демпинг запрещен. Демпинг нарушает правила справедливой конкуренции и влечет убытки местных производителей. В мировой экономической практике, в ряде стран принято противостоять демпингу путем применения антидемпинговых законов, установления специальных противодемпинговых пошлин. Государство имеет законное право облагать антидемпинговыми пошлинами товары, которые продаются по ценам ниже справедливых и наносят материальный ущерб отрасли государства-импортера.

Антидемпинговая мера - мера по противодействию демпинговому импорту, которая применяется по решению Правительства Российской Федерации посредством введения антидемпинговой пошлины или одобрения ценовых обязательств, принятых экспортером.

Демпинговый импорт - импорт товара на таможенную территорию Российской Федерации по цене ниже нормальной стоимости такого товара.

Антидемпинговая пошлина - пошлина, которая применяется при введении антидемпинговой меры и взимается таможенными органами Российской Федерации независимо от взимания ввозной таможенной пошлины.
^ 11.Защитные меры как инструмент внешнеторговой политике государства

Специальные защитные меры — меры по ограничению ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации для свободного обращения на ее внутреннем рынке, которые применяет Правительство Российской Федерации посредством введения импортной квоты (Импортная квота - ограничение импорта товара в отношении его количества и (или) стоимости) или специальной пошлины, в том числе временной специальной пошлины.

Правительство Российской Федерации может применить специальные защитные меры в отношении определенного товара посредством введения импортных квот или специальных пошлин, если импорт данного товара осуществляется в Российскую Федерацию в таком возросшем количестве и в таких условиях, что причиняет существенный ущерб отрасли российской экономики или угрожает его причинить. Специальная пошлина — пошлина, которая применяется при введении специальных защитных мер и взимается федеральным органом исполнительной власти, на который возложено непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации, сверх ставки таможенной пошлины. К числу защитных мер также относятся:

антидемпинговые меры — меры по ограничению демпингового импорта товара, которые применяет Правительство Российской Федерации посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе временной антидемпинговой пошлины, либо принятия ценовых обязательств. Антидемпинговая пошлина — пошлина, которая применяется при введении антидемпинговых мер и взимается органами Федеральной таможенной службы (ФТС) России сверх базовой ставки таможенной пошлины;

компенсационные меры — меры по ограничению импорта товара, субсидируемого иностранным государством (союзом иностранных государств), которые применяет Правительство Российской Федерации посредством введения компенсационной пошлины, в том числе временной компенсационной пошлины. Компенсационная пошлина — пошлина, которая применяется при введении компенсационных мер и взимается ГТК России сверх базовой ставки таможенной пошлины.

Введению защитных мер предшествует расследование, проводимое Министерством экономического развития и торговли на основании постановления Правительства Российской Федерации от 11 марта 1999 г. № 274 «О порядке проведения расследования, предшествующего введению специальных защитных мер, антидемпинговых или компенсационных мер».

Защитные меры вводятся Правительством РФ по представлению Минэкономразвития России, если по результатам проведенного расследования установлено, что импорт определенного товара причиняет или может причинить существенный ущерб отрасли российской экономики. Существенный ущерб отрасли российской экономики определяется как подтвержденное доказательствами значительное общее ухудшение положения отрасли российской экономики, которое наступило вследствие возросшего ввоза на таможенную территорию Российской Федерации аналогичного или непосредственно конкурирующего товара, либо демпингового импорта такого товара, либо импорта товара, субсидируемого иностранным государством (союзом иностранных государств). Этот ущерб выражается, в частности, в сокращении объема производства такого товара, сокращении его реализации на внутреннем рынке Российской Федерации, снижении рентабельности производства такого товара, замедлении развития отрасли российской экономики, негативном влиянии на товарные запасы, трудоустройство, уровень заработной платы, общую инвестиционную активность и другие показатели.
^ 12.Скрытые меры внешнеторговой политики государства

Скрытые методы торговой политики представляют собой разнообразные барьеры нетаможенного характера, воздвигаемые на пути торговли органами центральной государственной и даже местной властью. Многие из них по сути есть методы скрытого протекционизма и являются наиболее ярким нарушением согласованных принципов международной торговли.

Технические барьеры – технич нормы построены так, чтобы затруднить товарооборот. Основан на национ и регион стандартах, сертификации, повыш санитар, эколог и тп требований к опред товарам и т.п.

Внутр налоги и сборы – направл на повышение внутр цены импортированного товара путем установления доп налогов и сборов/повышения их ставок. Счит дискриминационными только в том случае, если они накладываются только на импортные товары, при том, что товары отечественного производителя налогообложению не подлежат.

Политика гос закупок – треб от гос органов покупать опред товары только у национ производителей(обычно в целях нац безопасности).

Др скрытые меры: треб-ние опред доли нац компонентов.
^ 13.Финансовые меры торговой политики государства

Финансовые методы торговой политики направлены, как правило, на снижение стоимости экспортируемых товаров и повышение тем самым их конкурентоспособности на мировом рынке.

Субсидии – ден выплаты, направл на поддержку нац производителей и косвенную дискриминацию импорта. Виды: 1.прямые – возмещение разницы издержек экспорта и получение прибыли – запрещено ВТО; 2.косвенные – предоставление экспортерам доп льгот(по уплате налогов, по страхованию, при предоставлении займов и др.).

Кредитование – в отношении экспорта, предусмотрено фин стимулирование в форме: - субсидирования кредитов национ экспортерам под ставку % ниже рыночных; - кредитования импортеров при условии закупки товаров и фирм дан гос-ва; - страхования экспортных рисков национ экспортеров.

Демпинг - закл в продвижении товаров на внешний рынок путем снижения экспортных цен, когда сниженная цена ниже рыночной цены на данный товар на внутреннем рынке. М.осуществ за счет: 1.внутр ресурсов экспортера;2.субсидий гос-ва.
^ 14.Внешнеторговые товарообменные сделки. Правовое регулирование

Внешнеторговая бартерная сделка - сделка, совершаемая при осуществлении внешнеторговой деятельности и предусматривающая обмен товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, в том числе сделка, которая наряду с указанным обменом предусматривает использование при ее осуществлении денежных и (или) иных платежных средств (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - Закон N 164-ФЗ).

Бартер по классическому определению - товарообменная сделка, при которой один товар обменивается на другой, равный по стоимости. Отличительной чертой бартера является отсутствие в сделке платежа за поставляемые и получаемые товары в денежном выражении. Стоимость поставляемого товара компенсируется равной стоимостью встречных поставок товара. Бартер - это своего рода купля-продажа, но с оплатой не денежными средствами, а встречной поставкой товара равной стоимости. В расчетах между сторонами бартерного договора банки не участвуют.

Внешнеторговые бартерные сделки являются разновидностью товарообменных сделок. Российский поставщик за поставляемый экспортный товар получает от иностранного поставщика импортный товар, при этом стоимость товаров эквивалентна.

В ГК РФ бартеру или договору мены посвящена гл. 31 "Мена". Статья 567 ГК РФ дает определение договора мены. Согласно данной статье по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой.

К договору мены применяются, соответственно, правила о купле-продаже (гл. 30 ГК РФ), если это не противоречит правилам гл. 31 ГК РФ и существу мены. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен.

Ст. 568 ГК РФ допускает, что в соответствии с договором мены обмениваемые товары могут быть признаны неравноценными. Пунктом 1 данной статьи установлено: если из договора мены не вытекает иное, товары, подлежащие обмену, предполагаются равноценными, а расходы на их передачу и принятие осуществляются в каждом случае той стороной, которая несет соответствующие обязанности.

Если в соответствии с договором мены обмениваемые товары признаются неравноценными, то сторона, обязанная передать товар, цена которого ниже цены товара, предоставляемого в обмен, должна оплатить разницу в ценах непосредственно до или после исполнения ее обязанности передать товар, если иной по рядок оплаты не предусмотрен договором (п. 2 ст. 568 ГК РФ). Определение внешнеторговой бартерной сделки дано в Указе Президента России от 18.08.1996 № 1209 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок". В соответствии с п. 1 Указа под внешнеторговыми бартерными сделками понимаются совершаемые при осуществлении внешнеторговой деятельности сделки, предусматривающие обмен эквивалентными по стоимости товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности. К бартерным сделкам не относятся сделки, предусматривающие использование при их осуществлении денежных или иных платежных средств. Однако в соответствии с п. 3 Указа № 1209 при заключении бартерной сделки выполнение иностранным лицом встречного обязательства способом, не предусматривающим ввоза на таможенную территорию России товаров, работ, услуг, допускается лишь при получении разрешения, выдаваемого МВЭС России.

Внешнеторговая бартерная сделка по определению, данному в ст. 2 Закона № 164-ФЗ, - это сделка, совершаемая при осуществлении внешнеторговой деятельности и предусматривающая обмен товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, в том числе сделка, которая наряду с указанным обменом предусматривает использование при ее осуществлении денежных и (или) иных платежных средств.
  1   2   3   4   5



Скачать файл (523 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru