Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Деонтология социальной работы с детьми-жертвами насилия - файл 1.doc


Деонтология социальной работы с детьми-жертвами насилия
скачать (127.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc128kb.03.12.2011 15:32скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Содержание


Введение 3

1. Специфика и проблемы детского насилия 5

2. Деонтология социальной работы с детьми-жертвами насилия 15

Заключение 21

Список использованных источников 23



Введение



Тема настоящей работы – «Деонтология социальной работы с детьми-жертвами насилия».

По данным официальной международной статистики, более двух миллионов детей ежегодно подвергаются жестокому обращению. Каждый десятый ребенок гибнет, две тысячи кончают жизнь самоубийством, более 50 тысяч уходят из дома.

Жестокое обращение - это любое действие (или бездействие) по отношению к ребенку, в результате которого нарушаются здоровье и социальное благополучие ребенка, создаются условия, мешающие его правильному физическому и психическому развитию, ущемляются его права и свободы. У детей, пострадавших от жестокого обращения, возникают устойчивые нарушения поведения, для устранения которых необходима специализированная психологическая помощь. При отсутствии такой помощи эти поведенческие нарушения сохраняются и воспроизводятся в последующей жизни. Исследования показывают, что до 60 процентов детей, которые были или жертвами, или свидетелями любых форм насилия, не могут избежать его и в зрелом возрасте — они опять становятся жертвами насилия или сами его совершают.

Чтобы исключить прогрессию подобной ужасающей тенденции и вернуть детей, подвергшихся насилию, к нормальной, полноценной жизни, необходимо проводить колоссальную работу, что в первую очередь ложится на плечи социального работника. При этом немаловажное значение имеет тот факт, каким образом с этической точки зрения поставлена работа социального работника.

Обладая обширными знаниями в социальной сфере и находясь на переднем плане борьбы с социальным неблагополучием в стране, специалисты по социальной работе играют большую роль в системе социальной защиты населения, создании государственно-общественного института возрождения человеческого достоинства в России. В России появилась осознанная потребность в социальных работниках.

Современный подход к профессионально-этическим качествам социального работника закреплен в квалификационной характеристике «Специалист по социальной работе» (1991 год). Профессиональные стандарты, требования к социальному работнику основываются на кодексе этики и профессиональных умений, который служит в качестве руководства в каждодневном поведении социальных работников, основываются на фундаментальных общечеловеческих ценностях и учитывают достоинство и уникальность каждой личности, ее права и возможности. В соответствии с кодексом социальный работник рассматривается как работник социальной службы, осознающий свою моральную ответственность перед клиентом и обществом, добровольно принявший на себя ответственность в оказании помощи людям, в улучшении качества жизни людей.

Таким образом, все вышесказанное подтверждает актуальность настоящей работы, цель которой – рассмотреть основные этические нормы социальной работы с детьми-жертвами насилия.

Для того, чтобы данная цель была достигнута в максимальном объеме, в работе она будет раскрыта посредством двух параграфов. В первом из них представлены специфика и проблемы детского насилия, во втором - основные этические нормы социальной работы с детьми-жертвами насилия.

Общие выводы по работе будут даны в заключении.
^

1. Специфика и проблемы детского насилия


Агрессию можно определить как целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт1.

Понятия жестокости и насилия - более узкие и входят в понятие агрессия.

Жестокость - это свойство личности, заключающееся в безразличии к страданиям людей или же в стремлении к их причинению2.

Насилие - это нарушение чужого поведения.

Определяют 4 типа жестокого обращения с ребенком3:

  1. Физическое насилие;

  2. Пренебрежение;

  3. Сексуальное насилие;

  4. Психологическое жестокое обращение.

Насилие может быть двух типов явное и скрытое (косвенное). По времени насилие делится на происходящее в настоящем и случившееся в прошлом. По месту происшествия и окружения насилие бывает: дома - со стороны родственников, в школе - со стороны педагогов или детей, на улице - со стороны детей или со стороны незнакомых взрослых.

  1. Физическое жестокое обращение - любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет.

  2. Сексуальное насилие над детьми - это использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения.

  3. Пренебрежение - это хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не достигшего 18-летнего возраста, в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре. Психологическое пренебрежение - это последовательная неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность.

  4. Психологическое жестокое обращение - хронические паттерны поведения, такие, как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ребенка4.

В связи со скрытностью, латентностью явления насилия во время диагностики приходится иметь дело с большим количеством симптомов и поведенческих индикаторов.

У ребенка, подвергшегося насилию, могут наблюдаться следующие симптомы:

  1. Физические: членовредительство, повреждение костей или мягких тканей, субдуральная гематома с переломом черепа или без перелома, кровоизлияние сетчатки глаза, ушибы тела, ягодиц или головы, определенный тип ожогов (множественные от сигарет, от утюга и другие), разрыв печени или селезенки из-за абдоминальной травмы, следы укусов, радиологические знаки (смещение суставов и другие).

  2. Психологические: жалобы ребенка на хронические паттерны поведения обидчика, такие, как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание.

  3. Ребенок имеет забитый вид, поведение замкнутое, отчужденное, тревожное, раздражительное, с низкой самооценкой и другими проявлениями насилия.

Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие, в зависимости от возраста ребенка

Возраст 0 - 6 месяцев:

  • малоподвижность;

  • безразличие к окружающему миру;

  • отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы;

  • редкая улыбка в возрасте 3 - 6 месяцев.

Возраст 6 месяцев - 1, 5 года:

  • боязнь родителей;

  • боязнь физического контакта со взрослыми;

  • постоянная беспричинная настороженность;

  • плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль;

  • испуг, или подавленность при попытке взрослых взять на руки.

Возраст 1,5 - 3 года:

  • боязнь взрослых;

  • редкие проявления радости, плаксивость;

  • реакция испуга на плач других детей;

  • крайности в поведении - от чрезмерной агрессивности до безучастности.

Возраст 3 года - 6 лет

  • примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;

  • пассивная реакция на боль;

  • болезненное отношение к замечаниям, критике;

  • заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;

  • псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);

  • негативизм, агрессивность;

  • лживость, воровство;

  • жестокость по отношению к животным;

  • склонность к поджогам.

Младший школьный возраст:

  • стремление скрыть причину повреждений и травм;

  • одиночество, отсутствие друзей;

  • боязнь идти домой после школы;

  • странные пищевые пристрастия: штукатурка, кал, листочки, улитки, жучки и т. д.

Подростковый возраст:

  • побеги из дома;

  • суицидальные попытки;

  • делинквентное поведение;

  • употребления алкоголя, наркотиков5.

Сексуальное насилие

Сексуальное насилие характеризуется как одна из форм жестокого обращения с ребенком. В литературе отмечается, что не существует единого определения этого понятия по целому ряду причин, в том числе в силу трудности определения границ насилия, а также из-за часто встречающихся сочетаний разных видов насилия, в которые входит и сексуальное.

В этом случае сексуальное насилие сопровождается, например, побоями и угрозами, что означает также физическое и психологическое насилие.

Сексуальное насилие является частным случаем злоупотребления. В большинстве стран насилие над ребенком преследуется по закону, поэтому четкое определение понятие сексуального насилия имеет еще и юридический смысл.

  1. Сексуальное насилие - это использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения.

  2. Сексуальным насилием (посягательством) называется вовлечение зависимых, незрелых детей и подростков в сексуальную активность, которую они не полностью осознают, на которую они не могут дать информированное согласие или которая нарушает социальные (общественные) табу на семейные роли.

Виды сексуального насилия

  1. Инцест;

  2. Сексуальное соблазнение;

  3. Сексуальное нападение;

  4. Изнасилование;

  5. Эксплуатация ребенка для порнографии и проституции;

  6. Приглашение или поощрение к прикосновениям для сексуального удовлетворения.

Диагностические критерии для сексуального насилия

Выделение и фиксация специфических признаков, имевшего место сексуального насилия над ребенком приобретает большое значение для распознавания факта насилия с целью оказания своевременной помощи жертве. Существует много причин, по которым ребенок не может прямо сказать о случившемся насилии. В этом случае, подозрения, возникающие у матери или других лиц, подтверждаются рядом признаков.

Эти признаки подробно перечислены в специально разработанном пособии, предназначенном для медиков и психологов, работающих с указанной проблемой.

В пособии приводится более 30 признаков - индикаторов. К ним относятся

ФИЗИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ (разнообразные повреждения половых органов, травмы, расширение ануса, потертости, ранняя беременность подростков, инфекционные болезни, передающиеся половым путем, проблемы с приемом пищи, повторяющиеся физические расстройства, боль в животе, горле, рвота без видимых причин).

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ (В соответствии с возрастом)

3-4 года

  1. Чрезмерная мастурбация. Частая демонстрация гениталий.

  2. Сексуальные игры навязчивого характера, хотят сделать что-нибудь маленькой сестре или брату.

  3. Поведение ребенка становится сексуальным.

  4. Периодические ночные кошмары.

  5. Энкопрез и энурез.

  6. Нарушения сна.

  7. Боязнь оставаться наедине с взрослым, братом, сестрой или идти в детский сад.

  8. Регрессивное поведение.

4-6 лет

  1. Чрезмерная мастурбация, частая демонстрация гениталий.

  2. Сексуальные игры навязчивого характера, хочет сделать что-нибудь младшей сестре или брату.

  3. Агрессивное сексуальное поведение с детьми.

  4. Псевдовзрослое поведение.

  5. Некоторая враждебность и агрессивность поведения, уменьшающаяся при взрослении.

  6. Ребенок ни на что не жалуется во время осмотра (ребенок боится).

  7. Нарушения сна.

  8. Боязнь оставаться наедине с взрослыми и сверстниками, нежелание идти в детский сад.

  9. Устраивает поджоги.

  10. Регрессивное поведение

  11. Соматические жалобы.

6-8 лет

  1. Сексуальные игры навязчивого характера со сверстниками

  2. Усиливающаяся агрессия по отношению к сверстникам.

  3. Нерегулярное посещение школы или приходит рано и уходит поздно.

  4. Внезапное ухудшение успеваемости.

  5. Не может найти друзей.

  6. Никому не верит.

  7. Не может сконцентрировать внимание.

8-10 лет

  1. Сексуальные игры навязчивого характера.

  2. Усиливающаяся агрессия по отношению к сверстникам.

  3. Нерегулярное посещение школы.

10-12 лет

  1. Социальный уход.

  2. Агрессия по отношению к сверстникам.

  3. Нерегулярное посещение школы и несвоевременный приход и уход.

  4. Внезапное ухудшение успеваемости.

  5. Никому не верит.

  6. Не может сконцентрировать внимание.

  7. Часто прогуливает школу.

  8. Приходит в школу рано - уходит очень поздно.

  9. Начальные признаки клинической депрессии.

12-18 лет

  1. Симптомы клинической депрессии:

    • нарушения сна,

    • суицидальные наклонности,

    • изоляция от окружающих.

  1. Побеги из дома.

  2. Промискуитет.

  3. Асоциальное поведение.

  4. Не участвует в школьных мероприятиях.

  5. Аддитивное поведение (никотин, алкоголь, наркотики).

  6. Совершение преступлений.

Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить психическое насилие:

    • нежелание утешить ребенка, который в этом нуждается;

    • оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка;

    • постоянное сверхкритичное отношение к нему;

    • негативная характеристика ребенка;

    • отождествление ребенка с ненавистным или нелюбимым родственником;

    • перекладывание на него ответственности за свои неудачи;

    • открытое признание в нелюбви и ненависти к ребенку6.

Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить физическое насилие:

      1. Необъяснимая отсрочка в обращении родителей ребенка за помощью в лечебное учреждение в связи с повреждением.

      2. В сообщаемой истории имеются противоречия.

      3. История несовместима с физическими находками (полученные физические повреждения не соответствуют истории, рассказанной ребенком или ухаживающим за ним лицом).

      4. Существует история повторных подозрительных повреждений.

      5. Родитель переносит ответственность за повреждение на себя или другое лицо.

      6. Родитель объясняет, что ребенок сам причинил себе повреждение.

      7. Ребенок многократно помещался в различные педиатрические учреждения для лечения повреждений.

      8. Ребенок обвиняет родителя или опекуна в причинении ему повреждения.

      9. У родителя отмечается предшествующая история повреждений в детстве.

      10. Родитель демонстрирует нереалистические и преждевременные надежды в отношении своего ребенка7.

Определение злоупотребления в отношении детей

Понятие злоупотребления распространяется на ребенка до 18-летнего возраста, чей родитель или другое лицо, юридически ответственное за заботу о нем:

  1. причиняет или позволяет причинить ребенку серьезные физические повреждения,

  2. создает или позволяет создавать существенный риск причинения серьезного повреждения ребенку,

  3. совершает или допускает совершение против ребенка сексуального злоупотребления в соответствии с уголовным законодательством8.

Определение плохого обращения с детьми

  1. Понятие плохого обращения распространяется на ребенка до 18-летнего возраста, которому преднамеренно причинен серьезный физический ущерб;

  2. Ребенок, подвергшийся плохому обращению, - ребенок до 18-летнего возраста, которому причинен ущерб вследствие недостаточного осуществления со стороны родителя или иного лица, его заменяющего, минимальной степени заботы:

    • недостаточное удовлетворение ребенка пищей, одеждой, образованием, медицинской помощью, если материально он способен сделать это;

    • недостаточное обеспечение ребенка собственным надзором и опекой;

    • причинение или позволение причинения вреда, а также существование риска этого, включая применение чрезмерных телесных наказаний;

    • использование наркотиков или применение наркотических средств;

    • использование алкогольных напитков до такой степени, что он теряет самоконтроль над своими действиями;

    • любые другие действия подобного рода, требующие вмешательства суда9.

Ребенок, подвергшийся плохому обращению, - ребенок до 18-летнего возраста, который был покинут родителями или другими лицами, юридически ответственными за заботу о нем.

Наличие у ребенка симптомов или поведенческих индикаторов, перечисленных в данном разделе, позволяет нам поставить один из двух диагнозов: плохое обращение с ребенком (педагогическая запущенность) или злоупотребление ребенком.
^

2. Деонтология социальной работы с детьми-жертвами насилия



Рассмотрев проблемы детей – жертв насилия, выделим основные этические принципы и стандарты поведения специалиста в отношении с детьми группы риска.

Для изучения особенностей профессиональной этики социального работника необходимо выяснить, что включает в себя понятие «профессиональной этики» вообще.

Профессиональная этика - одна из фундаментальных теоретических основ любой профессиональной деятельности, представляющая собой науку о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии и обеспечивающих взаимоотношения между людьми, складывающиеся в процессе труда и вытекающие из содержания их профессиональной деятельности. Вместе с тем профессиональная этика - это нравственное самосознание профессиональной группы, ее психология и идеология10.

Деонтология (сочетание греческих слов: деонтос - долг, должное, надлежащее, и логос - наука) - это наука, изучающая этические принципы поведения при исполнении своих профессиональных обязанностей. Деонтология как отдельная область, разрабатываемая с древних времен до настоящего времени, больше была связана с медициной, составляя ее отдельный раздел.

Социальная работа в ее теперешнем понимании и трактовке не может обойтись без деонтологии. Л.В. Топчий и А.А. Козлов определяют деонтологию как совокупность этических норм профессионального поведения работников социальных служб. В деонтологию они включают основные принципы, моральные заповеди, позволяющие обеспечить эффективное социальное обслуживание населения, исключающее неблагоприятные факторы в социальной работе, направленные на оптимизацию системы взаимоотношений между различными категориями персонала социальных служб и клиентами, предупреждающие негативные последствия социального обслуживания: профессиональный долг, бескорыстие, профессиональную выдержку и самообладание, доверие между специалистами и клиентами, профессиональную тайну и т. д.

Рассмотрим этические принципы социальной работы с детьми – жертвами насилия:

1. Принцип толерантности как основополагающий в этике социальной работы. Работая с детьми – жертвами насилия необходимо проявлять терпимость к их образу жизни, поведению, чувствам, мнениям, идеям, верованиям, даже если они не совпадают с собственными. Не являясь враждебным свойством личности, толерантность формируется в течение жизни путем воспитания и самовоспитания и относится к важным компонентам готовности социального работника к профессиональной деятельности.

2. Принцип уважения ребенка как личности. Уважение подразумевает под собой соблюдение прав ребенка. Все права подробно прописаны во «Всеобщей декларации прав человека», а так же в «Конвенции о правах ребенка». Этот принцип очень важен при работе с детьми – жертвами насилия, ведь взаимное уважение - это залог успеха разрешения проблем.

3. Принцип добровольности. Насильно вернуть ребенка в нормальную, здоровую жизнь невозможно. Для этого нужно его желание. Это значит: для того, чтобы приступить к оказанию помощи и коррекционной работе с каждым ребенком, необходимо его согласие на сотрудничество со специалистами, оказывающими ему помощь.

4. Принцип конфиденциальности - это один из ведущих принципов в социальной работе, который определяет следующие нормы и стандарты поведения в деятельности специалиста.

Все, что касается условий жизнедеятельности клиента, его личностных качеств и проблем является конфиденциальной информацией. Социальный работник обязан не разглашать эту информацию.

Сведения о клиенте специалист может сообщить третьему лицу только с разрешения клиента и только тем, кто имеет отношение к решению проблемы клиента.

При передаче информации третьему лицу, социальный работник должен обязательно предупредить его о неразглашении информации.

В случае получения от клиента информации, связанной с нарушением закона, социальный работник обязан передать ее соответствующим органам, при этом обязательно известить клиента о разглашении информации.

При работе с детьми – жертвами насилия очень важно, чтобы ребенок знал, что может доверять специалисту любую информацию и не боялся ее разглашения.

5.Принцип доброжелательности, бескорыстия, честности и откровенности. Этот принцип подразумевает под собой не совсем формальные отношения между специалистом социальной работы и клиентом. Откровенность, честность, открытость, доброжелательность - это те качества, которые должны быть в наличии у социального работника, незаменимые при работе с клиентами всех категорий, в частности с детьми – жертвами насилия. Доброжелательность и открытость со стороны специалиста способствует быстрому и эффективному разрешению проблем ребенка.

6. Принцип безоценочности. Этот принцип состоит в том, что специалист, оценивая действия и поведение клиента, не дает четкой оценки. Это способствует большему доверию со стороны клиента к социальному работнику. Естественно этот принцип не заменим в роботе с детьми – жертвами насилия, так как все мы знаем, какая реакция у детей на оценки их поведения со стороны окружающих людей. Поэтому, чтобы добиться необходимого результата, специалист социальной работы должен придерживаться этого принципа.

7. Принцип социальной справедливости. Этот принцип предполагает минимальное вмешательство государства в социально-экономические процессы и реализацию принципа личной ответственности и индивидуализма, основными чертами которого являются уважение личности как таковой, т. е. признание абсолютного приоритета взглядов и пристрастия человека к его собственной сфере деятельности, а также убеждение в желательности развития индивидуальных дарований и наклонностей. В этом случае экономическая свобода индивида дополняется политической и равенством стартовых возможностей. Приоритет отдается активности людей в гражданском обществе, основная роль в системе социальной работы принадлежит общественным организациям и объединениям, имеющим большое значение в реализации социальной политики. Этот принцип является важным при работе социального работника с клиентом, в частности с детьми группы риска.

Таким образом, мы выделили, рассмотрели и проанализировали 7 принципов, необходимых при работе социального работника с детьми – жертвами насилия. Определили основополагающий принцип - принцип толерантности.

Рассмотрим стандарты поведения социального работника по отношению к клиентам, в частности к детям – жертвам насилия.

1. Признавать и уважать индивидуальные цели, ответственность и различие клиентов.

Профессиональная служба должна помогать всем клиентам в равной мере, принимая на себя ответственность за личные действия. Там, где профессиональные услуги не могут быть оказаны при таких условиях, клиенты должны быть информированы об этом, чтобы иметь свободу действий.

Мы рассматриваем один из самых важных стандартов поведения социального работника при работе с детьми – жертвами насилия. Неирархизированность клиентов, по нашему мнению, это наиболее важное в работе с детьми – жертвами насилия.

2. Поддерживать право клиента на доверие, конфиденциальность, ответственное использование информации. Сбор и обмен информации относится к функции профессиональных услуг, когда клиента информируют о необходимости ее сбора и в каких целях она будет использована. Информацией не пользуются без предварительного предупреждения клиента, кроме случаев, когда клиент не может отвечать за свои поступки или когда это может нанести серьезный ущерб другим. Клиент имеет доступ к записям социального работника, касающихся его.

Доверие клиента к специалисту социальной службы - это самое важное в профессиональной деятельности социального работника. Сохранение и неразглашение информации, касающейся клиента, помогает добиться успеха в работе, тем более, если речь идет о детях – жертвах насилия.

3. Помогать клиенту, индивиду, группе, общине в самореализации и максимальном использовании своего потенциала при уважении прав других людей. Социальные службы должны оказывать клиенту помощь в понимании и пользовании профессиональными услугами для удовлетворения их законных требований и развития их интересов.

Для детей – жертв насилия наиболее важной является помощь в самореализации и саморазвитии, поэтому социальный работник должен делать все возможное для реализации этих качеств у ребенка.

4. Нести основную ответственность по отношению к конкретным клиентам, но в рамках ограничений, установленных этическими требованиями.

Деятельность социального работника подразумевает под собой ответственность за клиента. Когда речь идет о детях, на плечи социального работника ложится двойная ответственность, и при этом профессионал не должен отступать от этических требований к личности социального работника.

Таким образом, мы рассмотрели стандарты поведения специалиста социальной работы при работе с детьми – жертвами насилия. Можно сделать вывод, что такая категория как дети – жертвы насилия требует большего внимания и ответственности со стороны социального работника.

Таким образом, мы выявили этические принципы и стандарты поведения социального работника при работе с детьми – жертвами насилия. Мы определили, что основополагающим принципов в работе с детьми – жертвами насилия является принцип толерантности, так как, работая с детьми группы риска необходимо проявлять терпимость к их образу жизни, поведению, чувствам, мнениям, идеям, верованиям, даже если они не совпадают с собственными11.

Заключение



Агрессию можно определить как целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Понятия жестокости и насилия - более узкие и входят в понятие агрессия. Жестокость - это свойство личности, заключающееся в безразличии к страданиям людей или же в стремлении к их причинению. Насилие - это нарушение чужого поведения.

Определяют 4 типа жестокого обращения с ребенком:

  1. Физическое насилие;

  2. Пренебрежение;

  3. Сексуальное насилие;

  4. Психологическое жестокое обращение.

Социальная работа в ее теперешнем понимании и трактовке не может обойтись без деонтологии. Л.В. Топчий и А.А. Козлов определяют деонтологию как совокупность этических норм профессионального поведения работников социальных служб. В деонтологию они включают основные принципы, моральные заповеди, позволяющие обеспечить эффективное социальное обслуживание населения, исключающее неблагоприятные факторы в социальной работе, направленные на оптимизацию системы взаимоотношений между различными категориями персонала социальных служб и клиентами, предупреждающие негативные последствия социального обслуживания: профессиональный долг, бескорыстие, профессиональную выдержку и самообладание, доверие между специалистами и клиентами, профессиональную тайну и т. д.

Этические принципы в социальной работе с детьми группы риска:

1. Принцип толерантности.

2. Принцип уважения ребенка как личности.

3. Принцип добровольности.

4. Принцип конфиденциальности.

5. Принцип доброжелательности, бескорыстия, честности и откровенности.

6. Принцип безоценочности.

7. Принцип социальной справедливости

Стандарты поведения социального работника по отношению к детям – жертвами насилия:

1. Признавать и уважать индивидуальные цели, ответственность и различие клиентов.

2. Поддерживать право клиента на доверие, конфиденциальность, ответственное использование информации.

3. Помогать клиенту, индивиду, группе, общине в самореализации и максимальном использовании своего потенциала при уважении прав других людей

4. Нести основную ответственность по отношению к конкретным клиентам, но в рамках ограничений, установленных этическими требованиями

Личностные качества, которыми должен обладать социальный работник.

  • терпимость, вежливость и способность эмпатии;

  • доброта и справедливость;

  • гуманистическая направленность;

  • готовность понять других и прийти к ним на помощь;

  • чувство собственного достоинства и уважение достоинства других людей;

  • эмоциональная устойчивость;

  • личная и социальная ответственность;

  • личная адекватность и социальная адаптивность.
^

Список использованных источников





  1. Кодекс этики социального работника и социального педагога - членов общероссийской общественной организации «Союз социальных педагогов и социальных работников». – М., 2003. - 20 с.

  2. Коныгина М.Н. Пофессионально-этические основы социальной работы: Учебно-методическое пособие, - Ставрополь, 2002 – 187 с.

  3. Медведева Г.П. Этика социальной работы, - М., 1999. – 272 с.

  4. Насилие, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое исследование. ВНИИ Проблем исследования. - М., 1990. – 189 с.

  5. Руководство по предупреждению насилия над детьми / под редакцией Н.К. Асановой. - М., 1997 – 264 с.

  6. Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. и др Жестокое обращение с детьми. - М., 1993. – 112 с.

  7. Ениколопов С.Н. Дети и психология агрессии // Школа здоровья. - №3. – 1995 – С.35-39

  8. Меньшикова Е.С. Жестокое обращение с детьми и его возможные отдаленные последствия // Психологический журнал. - Том 14. - № 6. – 1993. – С. 279-291




1 Ениколопов С.Н. Дети и психология агрессии // Школа здоровья. - №3. – 1995 – С.35-39.

2 Насилие, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое исследование. ВНИИ Проблем исследования. - М., 1990. – С. 63.

3 Руководство по предупреждению насилия над детьми / под редакцией Н.К. Асановой. - М., 1997 – С.88

4 Руководство по предупреждению насилия над детьми / под редакцией Н.К. Асановой. - М., 1997. – С.88-89

5 Меньшикова Е.С. Жестокое обращение с детьми и его возможные отдаленные последствия // Психологический журнал. - Том 14. - № 6. – 1993. – С. 281-282

6 Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. и др Жестокое обращение с детьми. - М., 1993. – С.46.

7 Руководство по предупреждению насилия над детьми / под редакцией Н.К. Асановой. - М., 1997 – С.90-91.

8 Руководство по предупреждению насилия над детьми / под редакцией Н.К. Асановой. - М., 1997 – С.91

9 Там же. – С.91.

10 Коныгина М.Н. Пофессионально-этические основы социальной работы: Учебно-методическое пособие, - Ставрополь, 2002. – С. 32.

11 Кодекс этики социального работника и социального педагога - членов общероссийской общественной организации «Союз социальных педагогов и социальных работников». – М., 2003. - С. 12-18






Скачать файл (127.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru