Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Дипломная работа. Всемирное наследие Парижа как культурной столицы мира - файл 1.docx


Загрузка...
Дипломная работа. Всемирное наследие Парижа как культурной столицы мира
скачать (155.7 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx156kb.03.12.2011 16:48скачать

1.docx

  1   2
Реклама MarketGid:
Загрузка...




ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3

ГЛАВА I. Становление культурного наследия Парижа

в эпоху средневековья………………………………………………………………………......6

1.1. Париж в социально-экономической и политической

жизни Европы в эпоху средневековья………………………………………………………….6

1.2. Роль Парижа в становлении и развитии образования

в Европе в эпоху средневековья……………………………………………………………….10

1.3. Художественное и архитектурное наследие

Парижа в эпоху средневековья…………………………………………………………….......15

ГЛАВА II. Культурное наследие Парижа в век Просвещения………………………..…......28

2.1. Париж в социально-экономической и политической

жизни Европы в век Просвещения………………………………………….............................28

2.2. Литературное наследие Парижа в век Просвещения…………………............................37

2.3. Театральное наследие Парижа в век Просвещения……………………………………...41

2.4. Музыкальное наследие Парижа в век Просвещения…………………………………….45

2.5. Художественное и архитектурное наследие Парижа

в век Просвещения……………………………………………………………………………..48

ГЛАВА III. Культурное наследие Парижа

на рубеже XIX – XX веков……………………………………………………………………..60

3.1. Париж в социально-экономической и политической жизни

Европы на рубеже XIX – XX веков…………………………………………………………….60

3.2. Париж у истоков становления и развития искусства кино

на рубеже XIX – XX веков……………………………………………………………………...63

3.3. Музыкальное наследие Парижа на рубеже XIX – XX веков…………………………….65

3.4. Художественное и архитектурное наследие Парижа

на рубеже XIX – XX веков……………………………………………………………………...68

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………….76

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….79

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………………….85




ВВЕДЕНИЕ

Проблема «Всемирное наследие Парижа как культурной столицы мира» является достаточно интересной, однако мало изученной в отечественной и зарубежной научной мысли. Оценить вклад города в мировой культурный процесс достаточно сложно, поскольку города, столицы государств, монархий, империй с одной стороны являются наиболее яркими примерами особенностей жизни страны, но с другой стороны уникальными образованиями, которые имеют свою историю, свой особый ритм жизни и традиции. Сегодня нам часто приходится слышать, что, например, Москва – это ещё не вся Россия, а Нью-Йорк нельзя назвать типичным городом США.

Таким образом, сама постановка проблемы работы отличается новизной и имеет особое практическое и теоретическое значение.

^ Объектом исследования настоящей работы является Париж, город уникальной истории и судьбы. На протяжении многих веков Париж являлся центром науки, культуры, общественной и политической жизни, именно в Париже совершались важные открытия. Несомненно, история Парижа очень разнообразна. Не всегда Париж был столицей Франции, судьба города претерпела большие изменения в разные эпохи. В Париже на протяжении многих столетий появляются различные направления, которые зарождаются в среде художников, писателей, музыкантов, архитекторов, режиссеров, актеров.

Но самым интересным для нас представляется то, что Париж был основан во времена, когда не было еще Франции. И самое удивительное, что французская столица сумела обогатить своим архитектурным и художественным наследием не только Францию, но и весь мир. Удивительным образом Париж сумел сохранить в себе и наследие средневековой эпохи и эпохи нового времени. И в XXI веке Париж продолжает подтверждать свое значение центра культуры, науки, политической жизни.



Значение Парижа и его культурное наследие очень велико, его вклад оказался значимым не только для французского государства, но и стал достоянием для всего мира.

^ Научная новизна данной работы вытекает из самой формулировки темы. Автором впервые предпринята попытка, показать какую роль именно Париж сыграл в мировой истории и культуре, выявить его особенный вклад в развитие европейской цивилизации.

^ Задача данной работы заключается в том, чтобы дать анализ наследия Парижа в разные периоды мировой истории и развития самого города. Для решения данной задачи мы выдвинули следующие цели:

- выявить различные этапы, определяющие особенное значение Парижа в европейской и мировой истории и культуре;

- рассмотреть факторы, оказавшие наиболее важное влияние на положение Парижа в тот или иной период;

- показать какое значение наследие Парижа имеет сегодня для всего мирового сообщества.

Для написания данной работы мы использовали различные издания как аналитического характера, посвященные вопросам истории и культуры Парижа в различные этапы его становления и развития, так и исследования, посвященные наиболее выдающимся художникам, скульпторам, писателям, чей вклад в формирование уникальности Парижа очевиден.

Особую помощь при написании нашей работы нам оказали различные энциклопедические издания, словари, справочники, позволившие уточнить основные вехи в развитии французской столицы. Наибольшую ценность для нашей работы представляют такие обобщающие издания как Арзаканян М.Ц. История Франции, Арзаканян М.Ц. Политическая история Франции XX века, Зенкин С.Н. Республика словесности: Франция в мировой интеллектуальной культуре, Саваренская Т.Ф. Градостроительная культура Франции XVII – XVIII веков, Федорова Е.В. Париж. Века и люди от основания города до Эйфелевой башни, Чекулаева Е.О. Блистательный Париж. История. Легенды. 

Предания, Черников Г.П. Экономика Франции, Михайлова Н.Н. Искусство и литература Франции с древних времен до XX века, Владимирова А.И. Франция на рубеже XIX и XX веков: Литература. Живопись. Музыка. Театр.

Обзор литературы по теме показал, что аналитических работ, посвященных исключительно вкладу Парижа в мировую историю и культуру практически нет. Это обстоятельство так же подтверждает особую новизну данной дипломной работы.

Особенности работы над материалом темы дипломной работы определили структуру исследования.

Методология работы включает метод системного анализа, компаративного исследования и дескриптивный подход.

Дипломная работа состоит из Введения, трех глав, Заключения, Списка использованных источников и литературы, а также приложений.

Приложения к данной работе составлены по материалам авторитетной универсальной международной организации ЮНЕСКО и имеют самостоятельное значение. В них представлен список всемирного культурного наследия, который включает архитектурные памятники Парижа. Данный материал подтверждает выбор определенных сюжетов в нашей работе и показывает особый интерес к культуре Парижа всего человечества.

Следует отметить, что, выстраивая исследование по хронологическому принципу, мы обращается к определенным этапам в жизни Парижа. Безусловно, они отражают только авторский взгляд на представление темы. По-нашему мнению достаточно интересно было бы рассмотреть историю города и в другие периоды. Самостоятельное значение, например, имеет тема жизнь Парижа в эпоху Наполеона или Париж в мировой культуре в 20-е – 30-е годы ХХ века.

В исследовании мы стремились показать многие грани наследия столицы Франции, потенциал города в художественной, музыкальной, театральной, научной, кинематографической сфере, что и повлияло на выбор определенных периодов в истории Парижа.



^ ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ПАРИЖА В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
1.1. Париж в социально-экономической и политической жизни Европы в эпоху средневековья
Первым крупным государственным образованием на развалинах Римской империи стало Франкское государство. Его основателем является знаменитый Хлодвиг из рода Меровингов. Изначально он создал королевскую и христианскую резиденцию. За тысячелетие Средневековья1, здесь включая поворотный период его истории между XI и XIV веками, Франция превратилась в великое государство, каким она является сегодня. Постепенно Франция расширяла свои границы. Как и другие западные страны, Франция была вовлечена в процесс всеобщего развития.

Но важным аспектом является то, что сам Париж был основан во времена, когда не было еще никакой Франции, а была Галлия, французская столица была заложена на берегах реки Сены. Первые французские короли были неутомимыми путешественниками, без конца переезжающими от дворца к дворцу в окружении королевской свиты: им приходилось быть на виду у народа, чтобы поддерживать вассальные связи, объединявшие их с элитой королевства.

Уже начиная с XII века, король избирает своей резиденцией Париж, куда вместе с ним перебирается его двор и центральная администрация, организацию которой постоянно подвергали тщательно продуманным усовершенствованиям. Власть короля обуславливается не только его верховным положением суверена среди прочих сеньоров, но и подтверждалась священными обязанностями, признаваемыми всеми 

субъектами его государства. Эта политическая эволюция позволила Парижу войти в ранг мировых столиц.

Средневековый Париж начал стремительно развиваться. Конечно же, существовало ряд повлиявших факторов. Во-первых, улучшение климатических условий, благоприятствующее производству сельскохозяйственной продукции. Во-вторых, наличие социальных групп с высокими доходами стимулировало экономическое развитие города, где сосредотачивалась также и духовная жизнь государства. В-третьих, ослабление внешней угрозы2. В-четвертых, рост численности населения, за несколько десятилетий Париж превратился в «урбанизированного монстра», население которого достигло 200 000 жителей, став главным центром принятия важнейших политических решений, экономической метрополией и путеводным маяком в теологических спорах. В-пятых, появление новых технологий производства, развитие культурных и торговых связей, что в совокупности привело к укрупнению французской столицы. Поэтому в эпоху средневековья Париж является одним из наиболее признанных центров культуры, науки, образования, а так же по численности населения.

Постепенно увеличивается количество городов на юге страны, хотя население в них было малочисленное, в то время как к северу они развиваются гораздо интенсивнее, превращаясь в крупные городские постройки. Динамично развивающийся Париж постепенно становится столицей Франции. В связи с ростом городов появляется интерес к предпринимательству, и средневековый Париж становится центром торговли, здесь возникают рынки и ярмарки, на которых производится обмен товарами, привозимыми из разных стран. Особое внимание следует уделить Филиппу Августу, успешно проводимая королем политика расширения королевского домена способствовала развитию парижской торговли и установлению 

хороших взаимоотношений между королем и купечеством, оказавшим ему услуги финансового характера, предоставляя займы и помогая в руководстве финансами государства. Ну и конечно, сами жители города, занимаясь коммерческой деятельностью, прокладывают новые торговые пути, по которым и осуществлялись поставки товаров со всего мира: Париж активно сотрудничает с лондонскими и нормандскими торговцами, об этом говорят регистры, составленные между 992 и 1002 годами, где говорится о продаже французам шерсти.

Купцы, приезжавшие в Париж со всей Европы, селились по национальностям. Фламандцы продавали сукно и полотно, англичане – шерсть, итальянцы торговали шелком, пряностями и предметами роскоши, а немцы привозили меха и кожу.

Нельзя не затронуть политический аспект в развитии средневекового Парижа, так как столица постепенно становится центром принятия важных политических решений. Именно здесь в эпоху средневековья зарождаются народные движения, вспыхивали бунты и восстания, как, например, восстание под руководством Этьена Марселя в 1356-1358 годах. Государство, центром жизни которого была величественная столица, получило административный аппарат и систему правосудия.

Как уже говорилось выше, кризис XIV века нанес разрушительный удар по социально-экономической жизни не только Парижа, но и всей Франции. Во-первых, население страны росло, а освоение последних целинных земель требовало огромных усилий, но как оказалось впоследствии они были малопородные. Прекращение освоения привело к застою в производстве сельскохозяйственной продукции, в то время как население продолжало увеличиваться. В итоге нехватка продовольствия, а затем и настоящий голод охватил страну. Во-вторых, Бацилла Йерсена3, вызывающая бубонную чуму. 

Ее завезли на кораблях вместе с товарами, поставляемыми из центральной Азии. Крысы распространили заболевание по всей стране.

А начало столетней войны придало еще больше драматизма сложившимся невыносимым условиям в жизни Парижа в первой половине XIV века. Последствия войны были поистине катастрофическими, пять страшных лет кровавых междоусобиц, голода, осад, поражений и, наконец, оккупации Парижа. Большая часть населения, особенно ремесленников, чей труд не находил себе применения, покинула его. Монастыри и церкви Парижа опустели, столица опустела. Прекратилось всяческое строительство, производство витражей, которыми славился Париж на всю Европу, так же остановилась жизнь и в знаменитых на весь мир шпалерных мастерских, уходили и художники из оккупированного города.

Поэтому происходит резкий спад культурной жизни Парижа, страна напрягла все силы в борьбе с врагом. И только лишь к XVI веку возобновляются строительные работы, начинается не только восстановление разрушенных зданий, но и возведение новых.

Таким образом, Париж в эпоху средневековья предстает перед нами, как крупный центр торговли. Благодаря партнерским и торговым отношениям, происходит постепенное развитие столицы, знакомство иноземных купцов и ремесленников с французской столицей так же оказывает влияние и на сам город. Так под влиянием итальянских купцов в столице совершенствуется технология проведения сделок, облегчив взаимообмен. Благодаря выше перечисленным событиям мы можем с полной уверенностью назвать Париж в эпоху средневековья финансовой столицей Европы. Однако существовали и отрицательные моменты в истории средневековой столицы, которые негативно сказались на ее развитии. Это и столетняя война, которая разрушила многие архитектурные памятники и забрала все силы на борьбу с врагом, чума, экономический кризис. Несмотря на тяжелый этап в жизни не только Парижа, но и всей Франции мы с интересом наблюдаем, за тем как 

происходило постепенное влияние Парижа на Европу в различных областях и сферах политической, экономической и культурной жизни.

1.2. Роль Парижа в становлении и развитии образования в Европе в эпоху средневековья

Рассматривая особый вклад Парижа в развитие культуры европейского средневековья, мы обратимся к примерам, которые связаны с образованием.

Начиная с XII века, благодаря открытию многочисленных школ на левом берегу Сены, в частности при монастыре Нотр-Дам и аббатствах Сен-Виктор и Сент-Женьев, Париж приобретает известность как крупный духовный и культурный центр. Это было новым и чрезвычайно важным аспектом, свидетельствующим об углублении процесса развития городской культуры, Это были школы, материально от церкви не зависящие. Преподаватели этих школ жили за счет платы, взимаемой с учащихся, обучение было доступно для всех, кто мог позволить заплатить за него. С этого времени идет быстрое распространение грамотности в среде городского населения. Позже обучение стало еще более доступным, большой известностью пользовались всеобщие школы, открытые для всех желающих, вне зависимости от их происхождения, национальности и место проживания. Слушатели этих школ могли кроме семи свободных искусств овладеть, по крайней мере, еще одной специальной дисциплиной: правом, богословием, медициной. Первые такие школы появились в Париже и вскоре превратились в университеты.

Конечно же, здесь нельзя оставить без внимания первый крупнейший средневековый центр богословия, который был возведен в Париже. Таким явным примером является Сорбонна. Со всех концов Европы в столицу приезжали за знаниями, рядом с Сорбонной появились и другие учебные заведения, где обучались студенты из разных стран. Между собой студенты общались на латыни, отчего район, в котором они обитали, получил название Латинский квартал. Через некоторое время в Париже и во всей Западной Европе в непосредственной связи с урбанизацией возникает принципиально новое явление общественной и интеллектуальной жизни – средневековый 

университет. Например, начиная с 1200 года, преподаватели столицы стали объединяться в корпорации или университеты, наделенные особыми привилегиями, освобождавшими их от уплаты королевских налогов и предоставлявшими университетам правовую автономию. Париж стал местом деятельности новой, университетской науки и центром ересей, в которых нашли свое отражение религиозные и социальные искания людей средневековья. В городской среде вызревали новые представления и подготавливались культурные ценности нового времени. В связи с тем, что столица превращается в крупный учебный центр, происходит формирование нового общества, которое сопровождается появлением нового типа ментальности, питающей вкус к обеспеченности и безопасности, ориентированной на обмен, экономику, на новые формы социальности и солидарности.

Париж становится одним из главных центров схоластики. Этот новый научный метод основывался на применении методов формальной логики Аристотеля к толкованию сложных мест в теологии, праве, медицине. Известнейшим французским философом, теологом, писателем и поэтом средних веков, преподававшим в Париже, был Пьер Абеляр. Со всех концов Европы сюда стекались школяры, чтобы прослушать курс знаменитого французского философа. Многие из них, став его верными последователями, отправились вслед за своим учителем, когда Абеляр был изгнан из Парижа. Он разрабатывал схоластическую диалектику и придавал ей рационалистическую направленность. Абеляр прославился на всю Европу знаменитой автобиографией «История моих бедствий». Парижский университет славился своим теологическим факультетом. Число его студентов постоянно росло.

Деятельность таких известных в XIII веке авторитетов, как Фома Аквинский и Альберт Великий, способствовала превращению факультета теологии Парижского университета в духовный и культурный центр, пользующийся заслуженным уважением, где обсуждались основные вопросы 

христианской доктрины. Росло количество коллежей, принимающих студентов, им предоставлялось жилье, питание и книги. В 1257 году, произошло открытие Сорбонского коллежа, в 1304 году – Наваррского. Стоит более внимательно рассмотреть вопрос развития и влияния Парижского университета в средние века.

Даже в XV веке Париж широко признавался как ведущий центр богословских и философских исследований; в числе его студентов были такие выдающиеся личности как Эразм Ротердамский4 и Жан Кальвин5. Так же университет становится пристанищем крупнейших европейских ученых, таких как Беккон. Он ввел в сферу науки экспериментальный метод, в физике – природой света и цвета, изобрел очки, в химии установил способы получения пороха. Жан Буридан разработал теорию импульса. Подобные научные центры были вскоре основаны и в других местах Европы, например: в Англии и в Германии.

Начался новый период развития богословия, основным содержанием которого стала консолидация интеллектуального, юридического и духовного аспектов жизни христианской Церкви. Престиж университета огромен. Он объясняется не только числом студентов и преподавателей, но и всех оканчивавших его магистров, которые занимают первостепенные должности не только во Франции, но и за её пределами, при этом сохраняя тесные связи с университетом.

В начале XV века студенты в Европе посещали 65 университетов, а в конце столетия – уже 79. Парижский университет принимал в свои стены не только французов, но и англичан и выходцев из германских и фламандских земель. Наибольшей славой среди университетов пользовались: Парижский, 

Болонский, Кембриджский, Оксфордский, Пражский, Каковский. Многие из них существуют, и по сей день, заслуженно гордясь своей богатой историей, и бережно сохраняют старинные традиции.

В парижском университете в первые же годы его деятельности появились переводы Аристотеля и его арабских комментаторов. Вскоре в Париже прочитали и откомментировали перевод «Метафизики», выполненный непосредственно с греческого языка и поступивший из Константинополя. Знаменитые учителя, преподававшие тогда в Париже, такие, как Гильом Оксеррский и Филипп Гревский. Можно выделить три группы причин, способствовавших созданию, развитию и влиянию Парижского университета. Прежде всего, это наличие образовательной среды, переживавшей бурный расцвет, начиная с XII века. Преподавание, которое вели викторинцы и такие учителя, как Абеляр, уже пользовавшийся всеобщим признанием, с давних пор привлекало в Париж большое число студентов из Италии, Германии и особенно из Англии. Несомненно, что под давлением общих интересов, которые их объединяли, и общих опасностей, которые им угрожали, учителя, и ученики сами стали осознавать свое единство. С другой стороны, в покровительстве этой массе ученых людей с целью лучшего управления ею были заинтересованы две различного рода власти — французская королевская и папская. Короли Франции не могли не понимать, в какой степени это постоянное коловращение провинциалов и иностранцев, прибывших для изучения всех наук со всех концов королевства и Европы, способствовало возвышению их столицы и росту их влияния за рубежом. Не одно свидетельство современников — а среди прочих Иоанна Солсберийского6 — говорит нам о глубоком удивлении и живом восхищении, которые охватывали иностранцев, когда те видели мягкость нравов, наслаждение жизнью, изобилие материальных и духовных благ, которые были 

характерны для Франции конца XII столетия. Вполне естественно, что французские короли, желая поддержать столь благоприятствующее им настроение умов, стремились оградить французских и иностранных студентов от всяческих опасностей в чужом для них городе или даже в чужой стране. Чтобы университет процветал, нужно было обеспечить для него спокойную обстановку, а значит, личную безопасность и духовную независимость его участников, то есть, одним словом, организовать его.

Однако представляется, что в этой организационной работе благоприятные обстоятельства, складывавшиеся под влиянием исторической обстановки и доброго расположения французских королей, играли второстепенную роль.

Подлинным основателем Парижского университета был папа Иннокентий III, а его дальнейшее развитие обеспечили своим руководством и попечением преемники Иннокентия III, и, прежде всего — Григорий IX. В частности, Григорий IX, который заботился о развитии образованности среди францисканцев, делал все возможное, чтобы внедрить доминиканцев и францисканцев в жизнь Парижского университета и укрепить там их позиции. В 1227 году доминиканцы обосновались в Парижском университете, а в 1229 году получили здесь кафедру теологии. В том же году францисканцы, обосновавшиеся в Париже несколько позднее доминиканцев, также получили кафедру, а их первым профессором был англичанин Александр из Гельса. Оба ордена быстро учредили кафедру и в других университетах - таких, как Оксфордский.

Парижский университет мог бы возникнуть и без вмешательства пап, но невозможно представить, кто обеспечил бы ему исключительное место в ряду всех средневековых университетов. Если не учитывать активное вмешательство и четко определенные религиозные замыслы папства и если рассматривать сами учебные курсы и порядок присвоения ученых степеней, то представляется, что, несмотря на многочисленные местные варианты и множество нарушений правил в самом Париже, в глазах средневекового 

научного сообщества полная и образцовая научная карьера была типична именно для парижских преподавателей. Важно заметить, что например основание Оксфордского университета имело политический характер и связано с появившемся ежегодным оттоком студентов-англичан в Париж.

Важно отметить, что в развитии Парижа, как крупного духовного и культурного центра главенствующим является открытие Сорбонны. Парижский университет прославился своим факультетом теологии, деятельностью известных авторитетов. Обучение в Париже считалось престижным и пользовалось огромным спросом, выпускники университета смогли найти себе применение не только в стране, но и за ее пределами. Париж эпохи средневековья был единственным крупным европейским городом, в котором совмещались функции управления государством с развитием в стенах его первого университета христианской духовной жизни и теологической науки.

1.3. Художественное и архитектурное наследие Парижа в эпоху средневековья

Париж являлся не только крупным культурным центром Франции, но и фокусировал на себе все внимание Европы. Это отчетливо прослеживается в художественной культуре столицы. Столица с одним из самых пышных дворов, сосредоточие торговли и ремесел, интеллектуальный центр, Париж притягивал и знатных, и купцов, и ученых, и художников. Важным событием для Парижа в эпоху средневековья является расцвет архитектуры. Архитектурные памятники того времени приобретают мировую славу.

Одной из причин такого внимания к французской столицы является политика династических браков, которая соединяла нитями родства обширный род Валуа с дворами Германии, Италии, Англии. Вместе с молодыми принцессами приезжали их придворные, слуги, поэты и живописцы. Например, дворцы герцогов Людовика Анжуйского, короля Неаполитанского и Людовика Орлеанского, женатого на дочери миланского герцога Валентине Висконти, были проводниками итальянских вкусов; в окружении Филиппа Бургундского, женой которого была принцесса 

Фламандская, преобладали нидерландцы и немцы. Как приезжие, так и местные привлекались то королем, то кем-нибудь из герцогов и приезжали в Париж. Жажда знаний или поиски работы, заставляли многих мастеров переезжать из страны в страну, приводили их во французскую столицу, где к этому времени сложилась одна из лучших европейских школ. Ее традиции осваивались иноземными мастерами, а она, а свою очередь, обогащалась их приемами и знаниями. В итоге, мы можем наблюдать, как происходит взаимодействие Парижа с другими странами Европы.

В результате возникла некая близость, объединившая манеру ломбардских и пражских, пражских и нидерландских мастеров, возник стиль, который в современном искусствоведении принято называть «интернациональной готикой». В итоге интернациональный стиль был освоен во всех крупных странах Европы. Причиной легкости его распространения лежал в общности нравов и вкусов, сходства социального устройства и уровня развития европейских государств. И Парижу в формировании «интернационального» стиля принадлежит ведущая роль.

Важной особенностью художественной жизни Парижа этого периода было активное участие в формировании ее культуры многочисленных живописцев нидерландско-бургундского происхождения. Обучаясь в парижской школе, иностранные мастера воспринимали от французских живописцев элегантность форм, облекающих в выверенную ясность рисунка, декоративную утонченность и благородную сдержанность эмоций. Ярким примером является картина «Оплакивание» написанная для Филиппа Храброго автор Жан Мануэль, живописец именно нидерландского происхождения, который был связан напрямую с парижской школой.

В средневековом Париже значительных успехов достигает искусство миниатюры. В книжной миниатюре также начинает преобладать готический стиль, происходит значительное расширение сферы ее применения, происходит взаимовлияние витража и миниатюры. За парижскими иллюминаторами, как тогда называли миниатюристов, издавна утвердилась 

слава лучших в Европе мастеров этого деликатного искусства. Большое количество художников и миниатюристов работало в городских мастерских. Недаром и Данте и Петрарка7, посетившие Париж, оставили о них восторженные отзывы. В Париже они входили в университетскую корпорацию вместе с переплетчиками, переписчиками и изготовителями пергамента. Здесь важно отметить, что в это время происходит первая попытка профессионального объединения живописцев. Среди наиболее выдающихся достижений готической книжной миниатюры выделяются «Псалтирь» королевы Ингеборг8.

Парижу принадлежит выдающаяся роль в развитии искусства книжной миниатюры, причем все местные центры предшествующего времени стушевываются перед Парижем, бывшим не только крупнейшим экономическим центром, но также одним из главных средоточий умственной и духовной жизни тогдашней Европы. История французской миниатюры XIII столетия довольно отчетливо делится на два периода. Первый длится примерно с 1200 по 1250 год, второй охватывает вторую половину века. Основным фактором, определяющим стиль первого из этих периодов, является влияние искусства витража, проявляющееся в композиции и цвете. Шедевром этого стиля считается «Псалтирь» королевы Бланки Кастильской с изящными иллюстрациями на гладких золотых фонах, вписанными в круглые медальоны.

Со второй половины XIII века в глаза бросается иное: элементы готической архитектуры — пинакли, флероны, фиалы, стрельчатые арки, розы и прочее — проникают в иллюстрацию. Колорит становится светлее. Как 

важное новшество в орнаментике следует отметить появление комических фигурок и сцен, не имеющих никакого отношения к тексту, так называемых «дролери»: здесь полуфантастическое существо играет на скрипке, там человек сражается с огромной улиткой, охотники преследуют зверя и так далее. Высшим достижением французской миниатюры второй половины XIII века может считаться «Псалтирь» Людовика Святого.

Во второй четверти XIV века ведущее место в Париже занимает мастерская Жана Пюселя, создающего новый своеобразный стиль украшения рукописей. Вставляя в колонки текста небольшие, но очень красочные картинки, Пюсель уделяет особое внимание декорировке всего листа. Он обрамляет полосу текста расположенными на полях побегами терновника с маленькими остроконечными листьями, среди которых порхают птицы, стрекозы, бабочки, ползают улитки, прыгают обезьяны. Самым прославленным произведением Пюселя является «Белльвильский бревиарий». Созданный им тип декорировки рукописи оказал большое влияние на дальнейшее развитие книжного искусства.

Миниатюра влияла на станковую живопись, важно отметить, что парижские мастера работали не только во Франции, но и охотно приглашались в Европу. Создавались главным образом религиозные картины, но писались и портреты. К примеру, самой ранней французской картиной, которую мы знаем, оказался именно портрет, приписываемый первому из Орлеанов – Жирару и представляет короля – Иоанна Доброго, картина написана около 1360 года. Из убранства залов Лувра мы можем наблюдать, что монументальная живопись охотно обращалась к историческим сюжетам, а так же популярным на тот момент не только во французской столице, но и в Европе мотивы эпохи: пейзажам с деревьями, с птицами, с животными и с играющими детьми.

Со второй половины XIV века поступательный ход развития французской миниатюры и овладение ею реальным миром заметно ускоряются. Помимо часословов, являющихся теперь преобладающим типом 

религиозной книги, миниатюристы иллюстрируют во множестве памятники светской литературы, требовавшей совершенно новых композиций. Новшеством стало распространение монохромной живописи: лица и тела получают естественную окраску, одежды же выдерживаются в условном светло-коричневом или сером тоне, выделяясь на интенсивных буро-красных фонах с тончайшими разводами жидким твореным золотом. Распространены также фоны, чередующие в шашечном порядке мелкие квадраты накладного золота с другими квадратами, орнаментированными гуашью.

Широкое распространение получает портрет, чаще всего встречающийся в сценах подношения книги, причем миниатюристы стремятся дать уже не полусимволическое изображение, а живой индивидуальный образ. Крупнейшими мастерами французской миниатюры последних десятилетий XIV века были Андре Боневе и Жакмар д'Эсден, оба по происхождению фламандцы.

В произведениях Андре Боневе сказывается влияние итальянского Проторенессанса, проявляющееся в стремлении к светотеневой моделировке, передаче объема и пространственного положения фигуры. Из его работ особой известностью пользуется серия пророков и апостолов в «Псалтири» герцога Беррийского9.

Нельзя не упомянуть о «богатейшем часослове», произведение необычное для своего времени по полноте рассказа о реальном мире, явилось своего рода трамплином для следующих поколений живописцев, не только Франции, но и Нидерландов также, причем последних особенно, поскольку там условия мирной жизни благоприятствовали развитию искусства.



В работах Жакмара д'Эсдена наряду с утонченной орнаментикой особенно привлекают превосходные портреты и красивые пейзажные фоны. Например, «Большой часослов» герцога Беррийского.

Процесс развития миниатюры XIV века завершается творчеством «мастера часослова маршала Бусико», обозначаемого так по главному его произведению. Возможно, это был Жан Коэн, уроженец Брюгге, обосновавшийся в Париже с конца XIV века. Знакомый с итальянской живописью, этот мастер отказывается от орнаментированных фонов и превращает миниатюру в крошечные картины, где сцены развертываются в помещениях, построенных по правилам перспективы, или на фоне реальных пейзажей с далекими горизонтами.

В Париже в XIV веке изготовляли в большом количестве складные иконы из слоновой кости. Данная группа вещей является продолжением искусства романских резных двухстворчатых окон. В готический период это искусство достигло наивысшего расцвета, и было очень популярно в Европе. На складных двух-, трех- и пятистворчатых иконах изображения, выполненные частью в рельефе, частью в почти круглой скульптуре, расположены горизонтальными рядами и обрамлены стрельчатыми арочками. Темой рельефов служат в основном евангельские истории и «Страсти господни». В центре складня, как правило, помещена Мадонна с младенцем, такая же изящная и элегантная, как в круглой скульптуре из кости.

В Париже производили из слоновой кости и множество мелких вещиц светского назначения: различные шкатулки, ящички, записные таблички, коробочки для зеркал, рукоятки ножей. Эти вещи интересны тем, что они в подавляющем большинстве украшены тщательно выполненными сюжетными изображениями. Темы для резьбы по кости, заимствованные из модных рыцарских романов, носят весьма светский характер. Особенно ценились небольшие зеркала с крышечками из резной кости, на которых обычно изображались галантные сцены из «Тристана и Изольды» или «Парсифаля».



Кроме этого Париж привлекает и иноземных мастеров и художников, именно французская столица является создателем интернационального стиля в искусстве. Все взгляды Европы обращены на Париж, именно в эпоху средневековья происходит расцвет искусства.

В средние века Франция стояла у истоков формирования новых архитектурных стилей. Экономическое и политическое возвышение способствовали тому, что именно здесь появляются памятники ставшие образцом средневекового романского стиля и готической архитектуры. Структуры королевской власти продолжали развиваться и множились в Париже, для осуществления их функций требовалось возведение дополнительных зданий.

Романские соборы достигали значительных размеров и вмещали тысячи молящихся. В небольших городах и селах возводили церкви и часовни. Для романского стиля характерно использование полукруглой римской арки. Новым элементом были высокие каменные своды, для которых требовалось возводить толстые стены с узкими окнами. Внутри соборов и церквей все плоскости покрывали фресками, а в капители колонн помещали фигуры людей и животных. Многие романские постройки сохранились, по сей день, главным образом на юге страны.

В конце XII века, в Париже на смену романскому стилю в архитектуре приходит готический, поэтому европейцы называли его «французским стилем». Ломаная, стрельчатая арка готических соборов придавала их стенам невиданную ранее высоту и открытость, наполняла интерьер светом, пропущенным через цветные витражи. Устремление готических храмов ввысь подчеркивалось гигантскими ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом.

Один из самых прекрасных образцов французской церковной готики является Собор Парижской Богоматери. Однако в соборе так же наблюдается родство с романским стилем, об этом говорит и подчеркнутость 

горизонтальных членений, и грузность башен фасада, и сдержанность строго локализованной скульптурной декорировки.

Собор Парижской Богоматери построен в западной части острова Сите, на месте, где в I веке нашей эры находился древнеримский алтарь, посвященный Юпитеру. Среди готических храмов Франции собор Парижской Богоматери выделяется строгим величием своего облика. По красоте, пропорциям, по степени воплощения идеи готического искусства этот собор представляет собой уникальное явление. Сегодня, глядя на его целостный и гармоничный ансамбль, невозможно поверить, что собор строился почти двести лет, что он многократно переделывался и капитально реставрировался.

Строительство собора было начато в 1163 году при епископе Морисе де Сюлли. Первый камень в основание храма положил папа римский Александр III. В процессе строительства, которое завершилось только к середине XIV века, первоначальный план собора претерпел ряд изменений, восприняв черты зрелого готического искусства. История сохранила имена нескольких зодчих, завершавших строительство храма. В 1257-1270 годах здесь трудились Жан де Шель и Пьер де Монтрейль. В 1280-1330 годах строительством руководили Пьер де Шель и Жан Рави. Средства на постройку главного собора Парижа щедро жертвовали король, епископы и простые граждане. Главный алтарь собора был освящен в мае 1182 года, а в январе 1185 года прибывший в Париж патриарх Иерусалимский совершил в соборе торжественную службу. К 1196 году храм был почти закончен, работы продолжались только на главном фасаде. Во второй четверти XIII века были возведены башни. Собор Парижской Богоматери представляет собой пятинефную базилику. Его длина составляет 130 метров, высота башен - 69 метров. Собор одновременно может вместить девять тысяч человек. Фасады собора богато украшены скульптурой, особенно пышно оформлены порталы. Скульптуры всех трех порталов являются одними из лучших произведений средневековья. Они объединены одним общим замыслом: изобразить историю христианства от грехопадения до Страшного суда. Значительная часть скульптур Собора Парижской 

Богоматери, включая все двадцать восемь статуй галереи Королей, является копиями XIX века: оригиналы разбиты в годы французской революции.

Из каменного убранства фасадов Нотр-Дам-де-Пари интересны знаменитые статуи химер, установленные на верхней площадке собора у подножия башен. Химеры, разрушенные от времени, были восстановлены в 1850-1860 годах скульптором Виоле ле Дюком. Этих страшных, фантастических существ авторы эпохи средневековья наделили внутренней психологией - это производит на зрителей сильное, жутковатое впечатление. В интерьере собора доминирует серый цвет камня, из которого сложены стены и своды храма. От этого сразу возникает ощущение холодности. Раньше в соборе было еще темнее, и пришлось пробивать новые окна в боковых стенах, так как центральный неф освещался очень плохо. Его высокие стрельчатые своды поднимаются в почти бесконечную вышину. Высота центрального нефа Собора Парижской Богоматери составляет 35 метров, и в сочетании со сравнительно небольшой шириной и чрезвычайной легкостью конструкции свода это создает чувство высоты и величия.

Как и в других готических храмах, в Нотр-Дам-де Пари нет настенной живописи, и единственным источником цвета в однообразно-сером интерьере являются многочисленные витражи, вставленные в переплеты высоких стрельчатых окон. Солнечный свет, проникая через них, заливает храм целой радугой оттенков. Эта игра света смягчает однотонность постройки и придает интерьеру собора феерическую роскошь и вместе с тем таинственность.

Изображения на витражах выполнены в соответствии со средневековыми канонами. На окнах хора изображены сцены из земной жизни Спасителя, на витражах боковых стен - фрагменты из житий святых. Витражи высоких окон центрального нефа изображают патриархов, библейских царей, апостолов. В окнах боковых капелл помещены сцены из земной жизни Девы Марии. А витражи огромного, диаметром 13 метров, окна-розы включают в себя около восьмидесяти сцен из Ветхого завета.



К сожалению, среди витражей Собора Парижской Богоматери очень мало подлинных. Почти все они представляют собой позднейшие работы, заменившие разбитые и пострадавшие за долгую историю витражи. В неприкосновенности до наших дней дошла только окно-роза.

Но не только витражи, но и сам собор мог не дойти до наших дней: у масонов-руководителей французской революции и у возглавляемой ими толпы храм Богоматери вызывал особую злобу, а так как в Париже вакханалия бушевала с особой силой, то и Собор Парижской Богоматери пострадал значительно больше других соборов Франции. Сильно поврежденное в годы революции, древнее здание с конца XVIII века здание пришло в упадок и в те годы, когда Виктор Гюго писал свой знаменитый роман «Собор Парижской Богоматери», храму уже угрожало полное разрушение. В 1841-1864 годах была произведена капитальная реставрация собора. В эти же годы были сломаны постройки, примыкавшие к собору, а перед его фасадом образована существующая ныне площадь. В Соборе Парижской Богоматери хранится одна из великих реликвий христианства - Терновый венец Иисуса Христа. Король Людовик распорядился поместить венец в специально построенную часовню, в которой он находился до эпохи французской революции, когда толпы революционно настроенных граждан, опьяненных «свободой, равенством и братством», разнесли часовню. Однако Терновый венец был спасен и в 1809 году передан на хранение в Собор Парижской Богоматери, в котором продолжает находиться вот уже почти два века.

Следующим подлинным сокровищем готической архитектуры является Сен-Шапель. Увидеть Сен-Шапель целиком практически невозможно. Ее северный фасад спрятан под крылом дворца Правосудия, перестроенного после грандиозного пожара 1776 года. Нередко Сен-Шапель называют драгоценным ларцом, когда «мастерство исполнения превзошло материал». Она и была ларцом, предназначенным для хранения величайших реликвий – Тернового Венца Иисуса Христа. Эти бесценные реликвии попали во 

Францию стараниями набожного короля Людовика IX, недаром названного Святым.

В 1241 году по специальному королевскому указу начинается строительство Сен-Шапель, предназначенной для хранения этих реликвий, до этого находившихся в соборе Парижской Богоматери. Труд всей жизни мистика из Калабрии повлиял на возведение одного из шедевров готической архитектуры – церкви Сен-Шапель, строительство которой было завершено в 1248 году. Мысль о церкви возникла у короля под влиянием трудов итальянского монаха Иоахима Фиорского10. В церкви Сен-Шапель повсюду присутствует символическое изображение числа 126, соотнесенное с числом 1260 ключевым в трактовке Иоахима. Архитектор Сен-Шапель не известен. Полагают, что им был Пьер де Монтеро. Создатель капеллы Пьер де Монтеро решил построить две церкви – одну над другой, и обе были освещены в 1248 году.

По замыслу архитектора. Сен-Шапель состоит из двух часовен, нижней и верхней, как это было принято при строительстве церквей, предназначенных для королевской семьи, нижний – для придворных. Освящение их произошло в 1248 году.

Нижняя часовня была посвящена Богоматери, верхняя – Терновому Венцу и Кресту Господню. Нижняя церковь служит как бы основанием для всей конструкции, от нее поднимается вверх колоссальные окна, заканчивающиеся стрельчатыми башенками.

Крутая наклонная крыша украшена легкой, изящной мраморной балюстрадой, и этот изысканный элемент архитектуры венчается ажурным. Устремленным ввысь шпилем высотой в 75 метров. По обеим сторонам фасада возвышаются еще две башни со шпилями; перед фасадом – портик, 

над которым большое окно-розетка, датируемое XV веком, с сюжетами Апокалипсиса.

В верхней церкви – один огромный неф шириной 17 метров и высотой 20 метров. Всю церковь опоясывает высокий плинтус с ажурными мраморными аркадами, прерываемыми глубокими нишами. В третьем пролете находятся две ниши, предназначавшиеся для короля и его семьи. Конструкция максимально облегчена, чтобы оставить больше пространства для 15 огромных витражных окон высотой около 15 метров. Яркими «пламенеющими» красками представлены на них библейские и евангельские сюжеты.

В глубине часовни на специальном подиуме под деревянным балдахином находилась хрустальная с золотом рака с драгоценными реликвиями. Только король имел доступ и ключ к ней. По великим церковным праздникам он показывал раку через стеклянную перегородку окна коленопреклоненной толпе верующих, заполнявших двор Сен-Шапель.

У основания шпиля Сен-Шапель расположены фигуры двенадцати апостолов, лица которых, к сожалению, едва различимы. Им были приданы черты архитекторов – реставраторов Сен-Шапель. У основания шпиля восстановлена свинцовая фигура Ангела с Крестом. Ангел в средние века вращался вокруг своей оси, осеняя Крестом и благословляя жителей столицы.

Таким образом, мы можем наблюдать, что в Париже в эпоху средневековья происходит активное развитие искусства, взаимовлияние парижских и иноземных мастеров. В столице в эпоху средневековья начинается расцвет искусства миниатюры, которое оказала значительное влияние на искусство других стран. Важно отметить, что именно Парижу в период средневековья принадлежит создание «интернационального стиля». Благодаря политике династических браков в Париж стекались лучшие архитекторы, писатели, поэты, ученые, оставившие свой след в многообразном культурном наследии столицы. Экономическое и политическое возвышение способствовали тому, что именно в Париже 

появляются памятники ставшие образцом средневекового романского стиля и готической архитектуры.

Париж стал и столицей образования средневековой Европы. В ведущие университеты города стекались ученые и мыслители со всей Европы. Не случайно, что университеты, возникшие в период средневековья, сохранили свое значение - центров культуры и образования и сегодня
  1   2



Скачать файл (155.7 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru