Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Билеты - Теория бухгалтерского учета - файл 1.doc


Билеты - Теория бухгалтерского учета
скачать (276 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc276kb.03.12.2011 20:44скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...

1 Система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета в России. В настоящее время в отечественной практике учета сложилась четырехуровневая система регулирования бухгалтерского учета и отчетности:

1-й уровень — законодательные акты, указы Президента РФ и постановления правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации;

2-й уровень — стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности;

3-й уровень — методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Министерства финансов РФ и других ведомств;

4-й уровень — рабочие документы по бухгалтерскому учету самой организации.

^ 2 Бухгалтерский учет, его роль, задачи и значение в системе управления Бухгалтерия — упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии имущества, обязательств организации и их изменениях (движении денежных средств) путём сплошного, непрерывного и документального учёта всех хозяйственных операций.

Объектами бухгалтерского учёта являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Основной задачей бухгалтерского учёта является формирование полной и достоверной информации (бухгалтерской отчётности) о деятельности организации и её имущественном положении, на основании которой становится возможным:

предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации

выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения финансовой устойчивости организации

контроль соблюдения законодательства при осуществлении организацией хозяйственных операций

контроль целесообразности хозяйственных операций

контроль наличия и движения имущества и обязательств

контроль использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов

контроль соответствия деятельности утвержденным нормам, нормативам и сметам

^ 3 Хоз учет его виды и задачи

Хоз учет предсавляет собой количественное отражение и кач-ую характеристику хоз деятельности предприятия в целях контроля воздействия на неё и упревления ею.

Виды хоз учета: 1) оперативный учет –организуется в соответствии с требованиями обеспечения повседневного оперативного руководства отдельными звеньями предприятия; 2) сатистический – отражает количественную и качественную сторону массово социальных экономических, общ-ых процессов и явлений, их закономерности и взаимосвязи; 3) бух учет – это научно обоснованная система сплошного, непрерывного и документального наблюдения, измерения и отражения в денежном измерителе деятельности предприятия. Задачи бухучета: 1) формирование полной и достоверной информации о деятельности предприятия, его имущественном положении 2) контроль за наличием и движением имущества, использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов 3) контроль за соблюдением зак-ва РФ по учету и контролю 4) своевременное предупреждение негативных явлений в финансово хоз-ой деятельности фирмы 5) выявление внутрихоз-ых резервов для обеспечения финансовой устойчивости фирмы 6) обеспечение контроля за оплатой труда 7) правильное определение финансовых результатов 8) правильное исчисление и своевременное перечисление в бюджет налогов, зборов и иных обязательных платежей 9) сокращение кредиторсой и дебеторской задолжности 10) своевременное составление бух отчетности и предоставление её в налоговые органы, в банки, органы статистики.

^ 4 Требования к ведению бухгалтерского учета во всех организациях независимо от форм собственности предъявляют одинаковые требования, регламентированные различными нормативными документами. Перечислим главные из них.
1. Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета, который утверждается рганизациями на основе плана счетов бухгалтерского учета.
2. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации — в рублях. Документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерской отчетности осуществляется на русском языке.
3. Соблюдение в течение отчетного года принятой учетной политики обязательно для всех организаций. Эта политика, как правило, предусматривает следующие требования: полноту; своевременность; осмотрительность (не допускать скрытых резервов); приоритет содержания над формой (исходить не столько из правовой формы, сколько из экономического содержания фактов); непротиворечивость (равенство данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца); рациональность (рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из специфики деятельности и величины организации).
4. В бухгалтерском учете текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг и затраты, связанные с капитальными и финансовыми вложениями, учитываются раздельно.
5. Имущество, принадлежащее организации на правах собственности учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации.
6. Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
7. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, предоставление бухгалтерской отчетности, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций, обеспечение в установленных законодательством Российской Федерации случаях проведения обязательного аудита несут руководители организаций.

^ 5 Пользователи учётной информации

Внутренние – администрация, что бы принимать управленческие решения, для планирования, конторя и оценки деловых операций...

Внешние

с прямым фин интересом- банки, инвесторы, акционеры, покупатели.

с непрямым фин интересом(косвенным- налоговые органы, органы госуправления, страх.компании, биржи, дилеры, брокеры).

С отсутствием фин интереса – аудиторские фирмы, органы статистики, арбитраж

Для пользователей ценны полезность(ценность(значимость) и надежность(достовеность) и и качественность информации

^ 6 Основные функции бухгалтерского учета: контрольная, информационная, обеспечения сохранности собственности, обратной связи, аналитическая. В системе бухгалтерского учета роль контрольной функции усиливается, поскольку администрации необходимо знать, например, не только финансовое состояние своего предприятия, но и финансовое положение, платежеспособность предприятий-конкурентов. Применяются три вида контроля: предварительный — до совершения хозяйственной операции, текущий — во время осуществления операции; последующий — после ее совершения.

Контроль осуществляется по следующим направлениям:

• выполнение планов (программ) по объемам выработанной,

отгруженной и реализуемой продукции;

• обеспечение сохранности собственности организации;

• рациональное и эффективное использование материальносырьевых, топливно-энергетических, трудовых и финансовых ресурсов;

• использование основных средств, амортизационных отчислений, ремонтного фонда;

• формирование фактических затрат на производство продукции и калькулирование себестоимости продукции (выполненных работ, оказанных услуг);

• формирование полной себестоимости реализованной продукции;

• выполнение различных смет расходов;

• анализ деятельности различных подразделений организации:

цехов, производств, участков, филиалов и т.д.;

• проведение операций, связанных с ценными бумагами (облигациями, векселями и т.п.);

• формирование финансовых результатов деятельности организации;

• снижение затрат, связанных с формированием выпущенной и реализованной продукции (работ, услуг);

• создание и использование фонда риска (резервов по сомнительным долгам);

• определение финансового состояния организации, а также конкурентов;

• формирование прибыли, подлежащей налогообложению, и прибыли, остающейся в распоряжении организации, ее использование;

• составление финансовой и другой отчетности.

Учетная информация позволяет осуществлять контроль на разных стадиях производства, контролировать деятельность организации, анализировать ее и принимать соответствующие управленческие решения.

Функция обеспечения сохранности собственности тесно связана с совершенствованием системы бухгалтерского учета и усилением его контрольной функции. Для реализации этой функции необходимы соответствующие предпосылки: наличие контрольных и измерительных приборов, мерной тары, расходомеров и др. В условиях совершенствования управления, развития рыночной экономики и внешнеэкономической деятельности значение этой функции возрастает.

Инвентаризация имущества организации позволяет определить изменения, происшедшие в составе собственности. В процессе инвентаризации проверяется, все ли хозяйственные операции были оформлены документами и отражены в системном бухгалтерском учете, вносятся ли необходимые уточнения и исправления и увязываются ли показатели текущего учета и фактические данные. При инвентаризации следует широко использовать средства вычислительной техники, которые позволяют сравнивать фактические данные с показателями бухгалтерского учета, выявлять отклонения и устанавливать сохранность собственности.

Одной из главных функций бухгалтерского учета в системе управления является информационная функция.

Учет поставляет информацию различным объектам управления — службам организации, менеджерам, которые, используя эту информацию и другие данные, вырабатывают и принимают управленческие решения.

Бухгалтерский учет фиксирует и накапливает обобщающую и аналитическую информацию о состоянии и движении имущества и источниках его образования, хозяйственных процессах, о конечных результатах производственно-хозяйственной деятельности организации.

Бухгалтерская информация используется в оперативном, статистическом учете, для планирования, прогнозирования, выработки тактики и стратегии деятельности организации. Бухгалтерский учет выполняет функцию обратной связи, без которой невозможна деятельность системы управления. Бухгалтерский учет обеспечивает работников управления фактическими данными о деятельности организации, о состоянии

имущества, источниках его образования, обязательствах организации, о взаимоотношениях с поставщиками, покупателями, банками, налоговой инспекцией, иностранными партнерами, о формировании финансовых результатов, прибыли и ее использовании, об отношениях с собственниками.

С помощью обратной связи осуществляют контроль за выполнением плановых показателей, норм и нормативов, за использованием всех видов ресурсов, устанавливают различные недостатки, выявляют резервы производства и степень их мобилизации и ис-

пользования. Система бухгалтерского учета обеспечивает управление обратной связью на любом уровне. Функцию обратной связи выполняет находящаяся на различных носителях исходная информация, поступающая из первичной документации. В современных условиях важна аналитическая функция учета, так как достоверная и юридически обоснованная бухгалтерская информация используется для анализа финансовой и производственно-хозяйственной деятельности организации и ее подразделений.

Аналитическая функция тесно связана с информационной. Реализация этой функции позволяет проводить анализ по всем разделам бухгалтерского учета, в том числе по использованию всех видов ресурсов, затрат на производство и реализацию продукции, правильности применяемых цен.

^ 7 Измерители, применяемы в учете. Для количественного отражения и качественной характеристики хозяйствен­ных средств и процессов в учете существуют натуральные, трудовые и денеж­ные измерители.

^ Натуральные измерители используются для отражения в учете однородных объектов в натуре и выражаются счетом - в штуках; массой - в граммах, килограммах, тоннах; мерами длины - в сантиметрах, метрах, километрах; объемом - в кубических метрах, литрах и т. д. Натуральными измерителями можно пользоваться для учета лишь одно­родных предметов. Суммирование натуральных показателей разнородных предметов недопустимо.

^ Трудовые измерители применяются для учета затрат труда и выражаются количеством затраченного рабочего времени в минутах, часах, днях. Они используются при начислении заработной платы, исчислении показателей, определяющих уровень производительности труда, при установлении норм выработки.

^ Денежный измеритель является обобщающим, так как позволяет объединять и исчислить в едином измерении (в рублях) средства и хозяйственные процессы, выраженные в различных измерителях. Денежный измеритель в сочетании с натуральными и трудовыми позволяет обобщенно отражать все хозяйственные явления и процессы. Применение в учете денежного измерителя позволяет суммировать различные виды затрат труда, материалов и других хозяйствен­ных средств и определять себестоимость произведенной продукции (работ, услуг). Денежный измеритель дает возможность обобщить результаты всей хозяйственной деятельности организации.

^ 8 Предмет и метод бухгалтерского учета – упорядочивание и регламентирование системы отражения совокупности имущества по составу и размещению, по источникам их образования и назначению хоз. операции и результатов деятельности в денежном выражении. Важные объекты учета: основные средства, НПА, производственные запасы, расчеты по з/п, ГП, финансовый результат.

Классификация объектов б/у.

Имущество характеризуется по 1.составу и размещению; 2.источникам возникновения; 3.по хозяйственным операциям – снабжение, производство, реализация.

Метод бухгалтерского учета

Метод бухгалтерского учета

Система способов и приемов познания предмета бухгалтерского учета посредством документации, инвентаризации, баланса, оценки, калькуляции системы счетов, двойной записи и отчетности организации

^ 9 Элементы метода Бухгалтерского учета

Документирование — регистрация хоз операций с помощью документов в момент и в местах их совершения ведет наблюдение за хоз процессами. Обязательное условие отражения хоз операций в системном БУ— оформление их первичными документами, обладающими характеристиками и отвечающими требованиям

Инвентаризация — способ проверки фактического наличия в натуре данным БУ и проводится с целью достоверности показателей БУ и сохранности имущества организации. Подлежат основные средства, товарно-материальные ценности, денежные средства, расчеты, незавершенное производство, товары торговых организаций и др.

^ Бухгалтерский баланс — способ эк-ской группировки и обобщения информации об имуществе организации по составу и размещению источникам их образования в денежной оценке на определенную дату, как правило, на 1-е число месяца. Средства отражаются в бухгалтерском балансе в денежном выражении в двух группировках: одна показывает, какими средствами организация располагает, другая — из каких источников они возникли обе части равны между собой, так как в них отражается одно и то же имущество, по составу и размещению, с другой — по источникам его образования.

^ Система счетов и двойная запись — прием, который означает имущество, источники его образования, хозяйственные операции в бухгалтерском учете группируются также и с помощью системы счетов (синтетических и аналитических) с применением метода двойной записи.

^ Корреспондирующие счета – способ экономической группировки и текущего отражения изменений, происходящих в имуществе, источниках его образования, хозяйственных операциях по однородным экономическим признакам.

Счет — это эк-ская группировка, в которой систематизируется, накапливается текущая информация о состоянии имущества, источниках его образования, хозяйственных операциях.

^ Двойная запись — это способ регистрации хоз операций на счетах БУ. Заключается в том, что каждая хоз операция записывается в двух счетах бухгалтерского учета в равных суммах.

Оценка способ выражения в денежном измерении имущества и его источников. В основе оценки имущества лежат реальные затраты, выраженные в денежном измерении.

Калькуляция — способ группировки затрат и определения себестоимости. Исчисление себестоимости продукции (работ, услуг) — способ определения фактических затрат в денежной форме на единицу продукции (работ, услуг).

Отчетность система показателей, характеризующих ее производственно-хозяйственную и финансовую деятельность за определенный период (месяц, квартал). Показатели используются для анализа финансового состояния организации, подготовки, обоснования и принятия управленческих решений. Способы и приемы бухгалтерского учета, взаимосвязаны и взаимообусловлены. В результате их применения обеспечиваются: непрерывное, сплошное и документально обоснованное отражение в системном бухгалтерском учете учитываемых объектов в денежном, трудовом и натуральном измерителях; однородная группировка имущества, источников его образования, хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. Отражение имущества, источников его формирования и хозяйственных операций при помощи метода двойной записи на счетах, при периодическом сопоставлении фактического наличия имущества и обязательств с учетными данными позволяют.

10 Имущество организации является объектом БУ.К нему относятся:

1. Основыне активы (ОС, НМА, Финансовые вложения)

2. Оборотные активы -денежные средства (касса, рс сч)

4. предметы труда (материалв НЗП)

5.продукты труда ( ГП, на складе и отгруженная)

6. Средства в расчетах дебиторка

11 Обязательства орг-ции является объектом БУ

Это:

1. Источники собственных средств: прибвыль, капиталы, амортизационный фонд, фонды спец гназначения

2. Источники заемных средств: кредиты и займы, задолженность поставщикам, задолженность по налогам

^ 12 Классификация хозяйственных средств по составу и размещению

В зависимости от состава и размещения (характера использования) хозяйственные средства делятся на: внеоборотные (основной капитал) и оборотные активы (оборотный капитал).

Внеоборотные активы включают в себя нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство, доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения, отложенные налоговые активы, прочие внеоборотные активы.

Нематериальные активы – это объекты долгосрочного пользования, не имеющие физической основы, но имеющие стоимостную оценку и приносящие доход: объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на изобретения, промышленный образец, полезную модель, программы для ЭВМ, базы данных, товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товара, на селекционные достижения и др.), а также деловая репутация и организационные расходы. Как и основные средства, нематериальные активы переносят свою стоимость на создаваемый продукт не сразу, а постепенно, по мере амортизации. Основные средства – это средства труда, используемые при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг в течение более одного года. Они применяются в различных сферах приложения общественного труда (материальное производство, товарное обращение и непроизводственная сфера). Основные средства участвуют в процессе производства длительное время, сохраняя при этом натуральную форму. Их стоимость переносится на создаваемую продукцию не сразу, а постепенно, частями, по мере амортизации.

Незавершенное строительство – это затраты организации на строительно-монтажные работы, приобретение зданий, оборудования, транспортных средств, инструмента, инвентаря; расходы на проектно-изыскательские, геологоразведочные и буровые работы и др.).

Доходные вложения в материальные ценности – это вложения организации в часть имущества, здания, помещения, оборудование и другие ценности, имеющие материально-вещественную форму, предоставляемые организацией за плату во временное пользование с целью получения дохода.

Долгосрочные финансовые вложения – все виды финансовых вложений организации на срок более одного года: инвестиции в дочерние и зависимые общества, в уставные (складочные) капиталы других организаций, в государственные ценные бумаги, а также в займы, предоставленные другим организациям.

Отложенные налоговые активы – та часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к уменьшению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах. Отложенный налоговый актив возникает, когда момент признания расходов (доходов) в бухгалтерском и налоговом учете не совпадает.

Оборотные активы (оборотный капитал) состоят из материальных оборотных средств, денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и средств в расчетах.

Материальные оборотные средства – это сырье и материалы, специальная одежда, топливо, тара, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, запасные части, незавершенное производство, животные на выращивании и откорме, расходы будущих периодов, налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, готовая продукция и товары для перепродажи, товары отгруженные покупателям.

Денежные средства образуются из остатков наличных денег в кассе организации, на расчетном счете и других счетах в банках.

Средства в расчетах включают различные виды дебиторской задолженности, под которой понимаются долги других организаций или лиц данной организации. Должники называются дебиторами. Дебиторская задолженность состоит из задолженности покупателей за купленную у данной организации продукцию, задолженности подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные суммы и пр. Оборотные активы отражаются во втором разделе актива баланса.

^ 13 Классификация хозяйственных средств по источникам образования и целевому назначению

В зависимости от источников образования и целевого назначения хозяйственные средства организаций разделяют на собственные (собственный капитал) и заемные (заемный капитал). Собственный капитал – это чистая стоимость имущества, определяемая как разница между стоимостью активов (имущества) организации и ее обязательствами. Собственный капитал может состоять из уставного, добавочного и резервного капитала, накоплений нераспределенной прибыли, целевого финансирования (в основном для некоммерческих организаций). Собственный капитал отражен в третьем разделе пассива баланса.

Уставный капитал представляет собой совокупность в денежном выражении вкладов (долей, акций по номинальной стоимости) учредителей (участников) в имущество организации при ее создании для обеспечения деятельности в размерах, определенных учредительными документами. Уставный капитал акционерного общества не является постоянной величиной, акционерное общество может увеличивать или уменьшать свой уставный капитал, менять его структуру.

Добавочный капитал в отличие от уставного капитала не разделяется на доли, внесенные конкретными участниками, – он показывает общую собственность всех участников. Добавочный капитал формируется за счет: эмиссионного дохода акционерного общества; прироста стоимости внеоборотных активов; положительной курсовой разницы по вкладам иностранной валюты в уставный капитал.

Резервный капитал создают в обязательном порядке акционерные общества и совместные организации в соответствии с действующим законодательством. Средства резервного капитала акционерного общества предназначены для покрытия его убытка, а также для погашения облигаций общества и выкупа акций общества в случае отсутствия иных средств.

Нераспределенная прибыль – прибыль распределяется на основании решения общего собрания акционеров в акционерном обществе, собрания участников в обществе с ограниченной ответственностью. Чистая прибыль может быть направлена на выплату дивидендов, создание и пополнение резервного капитала, покрытие убытков прошлых лет.

^ 14 План счетов бухгалтерского учета: понятие, построение, назначение. Как известно, для ведения бухгалтерского учета используется система счетов бухгалтерского учета.

Счета бухгалтерского учета – это способы группировки, текущего отражения и контроля изменений отдельных объектов бухгалтерского учета.

Счета бухгалтерского учета отдельно отражают увеличение и уменьшение соответствующего показателя. То есть счета бухгалтерского учета имеют двустороннюю форму. Левая часть счета называется дебетом, а правая – кредитом.

Каждая операция отражается на счетах бухгалтерского учета методом двойной записи, который заключается в том, что каждая операция записывается в одной и той же сумме дважды: по дебету одного счета и кредиту другого счета.

Связь между счетами бухгалтерского учета при оформлении хозяйственной операции получила название корреспонденция счетов бухгалтерского учета. Для обеспечения единообразного отражения операций в счетах типовая корреспонденция счетов бухгалтерского учета устанавливается инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета.

План счетов по бухгалтерскому учету и Инструкция по его применению утверждены приказом Минфина России от 31.10.200 № 94н. На основе указанного приказа предприниматель разрабатывает свой рабочий план счетов по бухгалтерскому учету

^ 15 Структура счета. Виды счетов. Только записи поступления и выбытия средств предприятие ведет в специальных таблицах, которые называют бухгалтерскими счетами, и колонку приход называют дебет (Д), а колонку расход — кредит (К). В конце месяца рассчитывают сумму всех операций, которые прошли по дебету счета, ее называют оборотом по дебету (Од), итоговая сумма операций по кредиту счета даст оборот по кредиту (Ок). Остаток средств, который имеется на счете на начало месяца, называется сальдо начальное (Сн), остаток средств на конец месяца — сальдо конечное (Ск). При подсчете оборотов сальдо начальное не учитывается.

^ Схема бухгалтерского счета

frame1

16 Активные счета — счета бухгалтерского учёта, предназначенные для учёта состояния, движения и изменения хозяйственных средств по их видам.

На активных счетах отображена информация о средствах (в денежном эквиваленте), которые имеются в распоряжении организации, это могут быть банковские счета, имущество на складе и в эксплуатации.

На активных счетах:

Начальное сальдо записывается по дебету счёта

Записи, характеризующие увеличение хозяйственных средств записываются по дебету счёта

Записи, характеризующие уменьшение хозяйственных средств записываются по кредиту счёта

Конечное сальдо записывается по дебету счёта

^ 17 Пассивные счета — счета бухгалтерского учёта, предназначенные для учёта состояния, движения и изменения источников средств предприятия.

На пассивных счетах отображаются операции, изменяющие сумму средств предприятия (актив предприятия). Кроме этого могут быть операции, изменяющие состав долгов (перекидывание средств между 2-мя пассивными счетами, например удержание налогов из зарплаты).

На пассивных счетах:

  • Начальное сальдо записывается по кредиту счёта

  • Записи, характеризующие увеличение источника средств записываются по кредиту счёта

  • Записи, характеризующие уменьшение источника средств записываются по дебету счёта

Конечное сальдо записывается по кредиту счёта

^ 18 Активно-пассивный счёт — счёт, который имеет признаки как активного, так и пассивного счета и служит для отражения расчетных операций, где одновременно могут возникать дебиторская и кредиторская задолженности. Сальдо на таких счетах называется развернутым. Обычным порядком его определить невозможно, для этого необходимы данные аналитического детального учета.

Примером такого счета может служить счет «76» Расчеты с дебиторами и кредиторами.
  1   2   3



Скачать файл (276 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru