Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Основы организации финансов предприятия - файл 1.doc


Лекции - Основы организации финансов предприятия
скачать (240.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc241kb.03.12.2011 20:46скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

Содержание и функции финансов предприятия

Финансы предприятий (организаций) — это относительно самостоятельная сфера финансов, которая охватывает широкий круг денежных отношений, связанных с формированием и использованием капитала, доходов, денежных фондов в процессе кругооборота средств организа­ций, выраженных в виде различных денежных потоков.

Именно в этой сфере финансов формируется основная часть доходов, которые в последующем по различным каналам распределяются и перераспределяется в народнохозяйственном комплексе и служат основным источником экономического роста и социального развития общества.

Финансы предприятий — это область практической деятельности, ко­торая как самостоятельный раздел науки сформировалась относительно не­давно — в начале 50-х гг. XX в. как бывшего СССР, так и в развитых капита­листических странах. Основой для этого послужили достижения целого ряда таких научных дисциплин, как «Экономическая теория», «Теория фи­нансов», «Бухгалтерский учет и аудит», «Экономический анализ» и др.

^ Что же входит в эту сферу финансовых отношений? Здесь следует обратить внимание, что традиционная для бывшего СССР система дан­ных отношений значительно изменилась в настоящее время. Так, введе­ние нового гражданского законодательства существенно расширило их круг.

Финансовые отношения возникают между:

  • предприятием и его инвесторам (акционерами, участниками, собственниками) по поводу формирования и эффективного использования
    собственного капитала, а также выплаты дивидендов и процентов;

  • предприятием, поставщиками и покупателями по поводу форм, спо­собов и сроков расчетов, а также способов обеспечения исполнения обя­зательств (уплаты неустойки, передачи залога);

  • предприятием-инвестором и другими предприятиями и организа­циями по поводу его кратко- и долгосрочных финансовых инвестиций и
    выплаты по ним дивидендов и процентов;

  • предприятием, финансовыми (кредитными) институтами и други­ми предприятиями по поводу привлечения и размещения свободных де­нежных средств (получения и погашения кредитов, займов, страховых пла­тежей и страховых возмещений, обеспечения финансирования под уступ­ку денежного требования, платежей в частные пенсионные фонды и т.п.);

  • предприятиями (дочерними и материнскими) по поводу внутри­
    корпоративного перераспределения средств;

  • предприятиями и учредителями доверительного управления иму­ществом, а также выгодоприобретениями по поводу имущества, полу­ченного в доверительное управление, и передачи прибыли от такого уп­равления;

  • предприятиями и другими членами простого товарищества по пово­ду вкладов в соответствии с договорами и распределения прибыли, полу­ченной членами товарищества в результате их совместной деятельности;

  • предприятиями и правообладателями по поводу выплаты вознаг­раждения по договору коммерческой концессии;

  • предприятием и его наемным работником по поводу оплаты труда
    и выплат из фонда потребления;

  • предприятием и государством по поводу формирования налогооб­лагаемой базы для начисления налогов, сборов и осуществления этих
    платежей;

  • предприятиями и его работниками при удержании налога на дохо­ды физических лиц, а также других удержаний и вычетов;

  • предприятием и государством при уплате налогов и сборов в бюд­жетную систему и взносов во внебюджетные фонды;

  • государством и предприятиями при финансировании из бюджета и
    внебюджетных фондов на цели, предусмотренные действующим законодательством.

Нетрудно заметить, что все эти отношения в той или иной степени регламентированы государством и охватывают процесс распределения и перераспределения ВВП. При этом последние три группы выражают перераспределительные отношения и входят в сферу финансов как пред­приятий, так и государства.

В условиях рынка появляются и принципиально новые группы финансовых отношений:

  • связанных с несостоятельностью (банкротством) предприятий, воз­никающей в связи с приостановлением его текущих платежей. Эта спе­цифическая сфера отношений жестко регламентируется государством
    и требует специфических форм антикризисного управления финансами предприятий;

  • возникающих при слиянии, поглощении и разделении предприя­тий (корпораций).

Все перечисленные выше финансовые отноше­ния возникают в процессы формирования и движения (распределения, перераспределения и использования) капитала, доходов, фондов, резер­вов и других денежных источников средств предприятия, т.е. его фи­нансовых ресурсов. Именно денежные потоки и финансовые ресурсы являются непосредственными объектами управления финансами пред­приятия.

^ Финансовые ресурсы предприятия — это все источники денежных средств, аккумулируемых предприятием для формирования необходи­мых ему активов в целях осуществления всех видов деятельности, как за счет собственных доходов и накоплений, так и за счет различных видов поступлений.

Финансовые отношения, возникающие в процессе образования и использования финансовых ресурсов предприятия, формируются в процес­се кругооборота его средств, что в свою очередь опосредствуется соответствующими денежными потоками по различным видам его деятель­ности (текущей, инвестиционный, финансовой).

Таким образом, вся совокупность финансовых отношений предпри­ятий может быть сгруппирована по трем основным денежным потокам и иметь четкие стоимостные характеристики. Движение средств этих денежных потоков влияет на всю структуру бухгалтерского баланса пред­приятия, его активы и пассивы, изменение величины всех денежных фондов. «Отток» части денежного потока предприятия в форме плате­жей в бюджеты и внебюджетные фонды означает безэквивалентное изъя­тие средств из его индивидуального кругооборота. Эти средства прохо­дят фазу перераспределения и принимают форму уже не денежного, а финансового потока.

^ Финансовый поток — это перераспределенная часть денежных пото­ков (первичных доходов предприятий и домашних хозяйств), аккуму­лированных в бюджете или внебюджетных (централизованных) фондах, т.е. в сфере государственных финансов. Синоним понятия «финансовый поток» — «финансовые средства». Это часть денежных потоков, прошед­ших процесс аккумуляции в различных централизованных фондах госу­дарства (в бюджетной системе и внебюджетных фондах), направляемых на целевое финансирование. Таким образом, финансовые средства — это уже всегда перераспределенные средства.

Изложенное позволяет сделать несколько важных для определения содержания финансов предприятий выводов:

  • финансы предприятий всегда связаны с реальным оборотом его де­нежных средств, денежными потоками, возникающими при осуществ­лении хозяйственной деятельности и хозяйственных операций;

  • порядок ведения этих операций в той или иной степени регламен­тирован государством;

  • в результате движения денежных и финансовых потоков формиру­ются и используются различные денежные фонды (доходы) предприя­тия (уставный и рабочий капитал, фонды специального назначения, про­чие денежные фонды), которые в статическом состоянии принимают форму финансовых ресурсов и могут вкладываться (высвобождаться) в оборотные и внеоборотные активы предприятия. Отсюда можно дать и общее определение экономического содержания финансов предприятий, как совокупности денежных отношений, регламентированных государ­ством и связанных с реальным денежным оборотом средств предприятия, его денежными потоками формированием и использованием капи­тала, доходов и денежных фондов.

Естественно, что в процессе распределения и регулирования непосредственное участие наряду с другими категориями принимают и финансы. Однако здесь мы имеем дело не с функциями, вырабатывающи­ми их общественное назначение, а с ролью данной категории в процессе регулирования экономики государством, проведении его финансовой политики, осуществляемой конкретными людьми.

Формы проявления функций государственных финансов относятся к макроэкономическому уровню и связаны прежде всего с формирова­нием и использованием централизованных (общественных) фондов, обеспечивающих функционирование всего народнохозяйственного ком­плекса для создания и удовлетворения потребностей в общественных благах. Функции финансов предприятий реализуются на микроэконо­мическом уровне, они непосредственно основаны на формировании и использовании капитала и денежных фондов предприятий в условиях их экономического обособления и удовлетворения потребностей в част­ных благах на возмездной основе. Это связанно с получением денежных средств и осуществлением денежных расходов, которые и реализуются в рассмотренных выше трех денежных потоках, отражающих все денеж­ное хозяйство предприятия в стоимостной форме.

Поэтому вполне правомерно сформулировать функции финансов предприятий более расширенно, чем функции государственных финансов:

  • формирование капитала, доходов и фондов;

  • использование капитала, доходов и фондов;

  • регулирование денежных потоков предприятия.

Как следует из сказанного выше, функции формирования и исполь­зования идентичны функциям государственных финансов, однако здесь конкретизировано и расширено применительно к предприятиям поня­тие «денежные фонды». (В современных условиях далеко не все денеж­ные средства предприятия имеют фондовый характер).

Функция регулирования денежных потоков предприятия отражает специфику общественного назначения финансов предприятий, прису­щую только данной категории и связанную с процессом формирования и использования финансовых ресурсов, который опосредствован соответствующими денежными потоками.

Формирование и использование финансовых ресурсов предопреде­лено условиями регулирования денежных потоков, которые и проявля­ются в данной функции, имманентно присущей в целом только финан­сам предприятий, которые создают общественные условия для осуще­ствления этого процесса.

Реализация всех трех указанных функций в процессе управления финансами предприятий сопровождается и осуществлением контроля, как одной из функций любого управленческого процесса.

Естественно, можно возразить, что функция регулирования, как и контрольная, является функцией управления. Но здесь речь идет не об абстрактном регулировании вообще, а о регулировании денежных пото­ков предприятия, что присуще в целом только финансам.

Другие категории, такие как заработная плата, цена, кредит, прибыль и т.п., также связаны с денежными потоками предприятия, но они в луч­шем случае будут либо частью этого потока, либо его результатом. Регу­лирование всей совокупности денежных потоков обеспечивается имен­но финансами предприятий.
^ Принципы организации финансов предприятия

В условиях административно-командной системы управления эконо­микой сформировались и неотвратимо действовали определенные прин­ципы управления финансами предприятия, такие как:

  1. плановость. Согласно этому принципу подразумевалась директивность и обязательность выполнения планов, утверждаемых «сверху», каждым предприятием по всем основным показателям (номенклатуре и поставке важнейших видов продукции, объемам реализации последней, величине прибыли и ее распределению, фонду заработной платы, пла­тежам в бюджет и др.);

  2. демократический централизм. Этот принцип имел скорее идеоло­гический характер, но тем не менее позволял предприятиям проявлять определенную инициативу, например выдвигать повышенные «встреч­ные планы», самостоятельно разрабатывать проекты финансовых пла­нов, которые в итоге возвращались на предприятие переутвержденны­ми вышестоящей организацией. Без ведома последней оно практически ничего не могло предпринять в плане хозяйственной инициативы, на­пример, изменить внутренние направления прибыли, продать излишнее оборудование или реализовать продукцию покупателю, не имеющему на нее наряда, и т.д.;

  3. строгое разделение средств основной деятельности от капиталь­ных вложений. Амортизационные отчисления и другие источники, направляемые на финансирование капитальных вложений, обособлялись на отдельном счете в Промстройбанке СССР и их использование жест­ко контролировалось последним;

  4. сохранность собственных оборотных средств и недопущение их иммобилизации в другие активы, кроме оборотных.

В середине 1980-х гг. к этим принципам добавились еще два, частич­но заимствованные из арсенала понятий рыночной экономики, — самофинансирование и самоокупаемость, которые подразумевали покрытие всех потребностей развития предприятия за счет собственных финансо­вых ресурсов и текущих затрат выручкой от реализации продукции.

Все эти принципы проявлялись в различных формах организации хозрасчетной деятельности предприятий и отвечали основным целям управления финансами в условиях экономики бывшего СССР. Их реали­зация позволяла обеспечивать более-менее устойчивую работу предпри­ятий, не допускать нецелевого использования ограниченных финансо­вых ресурсов, производить в масштабе отрасли и всего народного хо­зяйства быструю аккумуляцию и перераспределение финансовых потоков. Тем не менее, они в значительной степени ограничивали инициативу предприятий в распоряжении даже собственными средствами и в современных условиях практически перестали соответствовать новым требованиям, предъявляемым к организации финансов предприятий в условиях рынка.

Рыночные отношения, сформировавшиеся в России, существенным образом повлияли на организацию финансовых отношений предприя­тий. Разрешено самостоятельно выбирать (определять) любую форму предпринимательства, виды деятельности с учетом лишь ограничений, предусмотренных гражданским законодательством. Исходя из условий производства и сбыта, собственники предприятий могут принимать ре­шения и их реализовывать в области слияния, поглощения, преобразо­вания предприятий в различные организационно-правовые формы.

Вместо директивного планирования «сверху» предприятия в насто­ящее время:

  • самостоятельно развивают внутрифирменное финансовое плани­рование (бюджетирование), основанное на изучении спроса на их про­дукцию и возможностей ее реальных продаж;

  • применяют свободные рыночные цены как на продукцию своего про­изводства, так и на потребляемое сырье, материалы и полуфабрикаты (за исключением продукции (услуг) предприятий естественных монополий);

  • самостоятельно устанавливают различные формы оплаты труда с единственным ограничением — его минимальным уровнем, определяе­мым законодательством.

После уплаты налогов предприятия самостоятельно распоряжаются остающейся у них нераспределенной прибылью, определяют наиболее эффективные объекты инвестирования, вложений в оборотные, внеобо­ротные и нематериальные активы, разрабатывают учетную политику, влияющую на формирование финансовых показателей. Предприятия по своему усмотрению выбирают и коммерческие банки для открытия сче­тов — расчетных, валютных и других, имеют возможность кредитовать­ся и вести расчетные операции в нескольких коммерческих банках (рань­ше они были обязаны обслуживаться в районном государственном бан­ке по месту своей регистрации и имели право открывать только один расчетный счет).

Любое из предприятий может стать участником внешнеэкономичес­кой деятельности. Существенно ослаблено прямое вмешательство госу­дарства в их деятельность.

Таким образом, сегодня предприятия обладают подлинной, а не мни­мой финансовой независимостью, но вместе с тем существенно возрас­тает их экономическая ответственность. Так, возникновение системати­ческих неплатежей может привести к их банкротству, ошибки в управлении акционерным капиталом — к потере части собственности, сниже­нию цены (стоимости) фирмы (капитала).

Любые нарушения в области бухгалтерского и налогового учетов, кро­ме негативных налоговых последствий, могут повлечь и другие штраф­ные санкции со стороны налоговых органов.

Естественно, что в условиях перехода к рыночным отношениям, получения организациями (кроме существующих унитарных и казенных предприятий) полной самостоятельности практически во всех областях предпринимательства (ведения бизнеса) перечисленные ранее принци­пы перестали служить основой для принятия как стратегических, так и тактических финансовых решений. С их помощью нельзя разработать современную финансовую политику предприятия, т.е. принять решения по выбору предпочтительной формы предпринимательской деятельно­сти, формированию собственного и заемного капитала, вложениям в ак­тивы, способам увеличения имущества и объемам продаж, формирова­нию и использования прибыли, оптимизации денежных потоков.

До последнего времени для многих предприятий еще характерна «реактивная» форма управления финансами. Она базируется на принятии управленческих решений в соответствии с реакцией на текущие пробле­мы, т.е. происходит «латание дыр», что сводится, как правило, к осуще­ствлению любой ценой наиболее срочных текущих платежей и приво­дит к значительным нарушениям собственников и менеджеров, интере­сов коллективов предприятий и фискальной политики государства.

Обобщение опыта организации корпоративных финансов за рубежом, деятельности отечественных предприятий, анализ подходов коммерчес­ких банков к оценке финансовой деятельности своих клиентов позволя­ют рекомендовать российским предприятиям руководствоваться следу­ющими основными принципами современной организации финансов:

  1. плановости — обеспечивает соответствие объема продаж и издер­жек, инвестиций потребностям рынка, учета конъюнктуры, а в наших ус­ловиях и платежеспособного спроса, т.е. возможности осуществления
    нормальных расчетов. Этот принцип наиболее полно реализуется при внедрении современных методов внутрифирменного финансового планирования (бюджетирования) и контроля;

  2. финансового соотношения сроков — создает минимальный разрыв во времени между получением и использованием средств, что особенно важно в условиях инфляции и изменения курсов валют. При этом под использованием средств здесь понимаются и возможности их сохране­ния от обесценения при размещении в легкореализуемые активы (цен­ные бумаги, депозиты и т.п.);

  3. взаимозависимости финансовых показателей — обеспечивает учет изменений в действующем законодательстве, регулирующем предпринимательскую деятельность, налогообложение, учетный процесс и бух­галтерскую отчетность;

  4. гибкости (маневрирования) — обеспечивает возможность маневра в случае недостижения плановых объемов продаж, превышения плано­вых затрат по текущей и инвестиционной деятельности;

  5. минимизация финансовых издержек — финансирование любых ин­вестиций и других затрат должно осуществляться самым «дешевым» спо­собом;

  6. рациональности — вложение капитала в инвестиции должно иметь более высокую эффективность по сравнению с достигнутым ее уровнем и обеспечить минимальные риски;

  7. финансовой устойчивости — обеспечивает финансовую независи­мость, т.е. соблюдение критической точки (0,5) удельного веса собствен­ного капитала в общей его величине и платежеспособность предприя­тия, т.е. его способность к погашению своих краткосрочных обязательств.

Естественно, что реализация этих принципов должна осуществлять­ся при разработке финансовой политики и организации системы управ­ления финансами конкретного предприятия. При этом необходимо учи­тывать:

  • сферу деятельности (материальное производство, непроизводствен­ная сфера);

  • отраслевую принадлежность (промышленность, транспорт, строительство, сельское хозяйство, торговля и т.д.);

  • виды (направления) деятельности (экспорт, импорт);

  • организационно-правовые формы предпринимательской деятель­ности.

Перечисленные выше принципы организации финансов наиболее полно реализуются на предприятиях сферы материального производ­ства. Для них характерно функционирование на основе коммерческого расчета, самофинансирования и самоокупаемости. Каждое такое пред­приятие в функционирует как относительно замкнутая «экономическая емкость» со своим индивидуальным кругооборотом средств. В резуль­тате его хозяйственной деятельности генерируются денежные потоки от текущей, инвестиционной и финансовой деятельности, как разность между поступлениями средств «притоком» по всем перечисленным ви­дам деятельности и их «оттоком» в виде оплаты за различные ресурсы, необходимые для осуществления всех хозяйственных операций предпри­ятия, что и обеспечивает реализацию принципов самофинансирования и самоокупаемости.

Конкретные особенности финансов в сфере материального производ­ства определяются организационно-правовой формой их предпринима­тельской деятельности, технологическими (длительностью производ­ственного цикла, серийностью) и отраслевыми отличиями. Например, для строительства характерными являются взаимоотношения между заказчиками (инвесторами) и подрядчиками, работы проводятся в стро­гом соответствии с проектно-сметной документацией. Длительный цикл строительства требует больших вложений средств в незавершенное про­изводство. Порядок расчетов за законченные объекты определяет осо­бенности в формировании прибыли, уплате и возмещении НДС. В составе основных средств значителен удельный вес арендованного обору­дования, а в оборотных активах отсутствуют средства, вложенные в го­товую продукцию, но более существен удельный вес средств в расчетах.

Для торговли характерен быстрый оборот средств, выручка (в рознич­ном звене) поступает в налично-денежной форме. В структуре основных средств велика доля арендованных помещений и оборудования, поэтому особое внимание финансистов должно быть обращено на правильность заключения договоров аренды, затраты на которую составляют значи­тельную часть издержек. В оборотных средствах большая часть (до 90%) вложена в товарные запасы.

Существенные особенности имеются в формировании валового до­хода — основного показателя деятельности в зависимости от формы ре­ализации товаров и применения торговых надбавок. Прибыль торговых организаций определяется как разность между валовым доходом и из­держками обращения. Отнесение затрат на издержки обращения регла­ментируется специальными отраслевыми методическими указаниями.

Предприятия сельского хозяйства также обладают своими существен­ными особенностями. Здесь следует иметь в виду, что в данной отрасли главными средствами производства являются земля и «живые организ­мы» — продуктивный и рабочий скот, растениеводство. Это определяет необходимость применения агротехнологий, учитывающих все биологи­ческие особенности производства сельскохозяйственной продукции — значительную длительность данного процесса (животноводство — 9 мес, растениеводство — 1 год), зависимость от природных условий и сезон­ности, высокую степень риска. Все это определяет:

  • неравномерность поступления выручки (поступает в конце года) и нарастания затрат, что создает необходимость широко использовать коммерческих кредиты и авансовые выплаты за будущую поставку сельскохозяйственной продукции по контрактам;

  • необходимость создания резервов, страховых фондов и сезонных
    запасов удобрений, горюче-смазочных материалов, семян;

  • использование значительной части продукции во внутреннем обо­роте, которая не принимает денежную форму (не входит в состав товар­ной продукции);

  • возникновение рентных доходов, особого порядка формирования
    затрат и финансового результата по видам деятельности (животноводства, растениеводства);

  • реализацию отдельных видов сельскохозяйственной продукции по
    ценам ниже фактической себестоимости; существует разрыв в паритете
    роста цен на сельскохозяйственную продукцию и необходимое для
    производства оборудование и материалы, что предопределяет необходимость дотаций в агропромышленном комплексе;

  • обложение специальным единым налогом сельскохозяйственных товаропроизводителей;

  • чрезвычайную разнообразность и организационно-правовых форм
    ведения предпринимательской деятельности (от совхозов до фермерских хозяйств).

Таким образом, конкретная реализация принципов организации финансов зависит от отраслевой специфики. При этом надо учитывать, что в современных условиях в России в целях «выживания» многие пред­приятия существенным образом диверсифицируют свою деятельность, занимаясь одновременно и промышленным производством, и строитель­ством, и торговлей. Поэтому финансисту, где бы он ни работал, нужно серьезно изучать отраслевую экономику и технологию производства, особенности рынка выпускаемой продукции.
^ Управление финансами предприятия

В условиях рыночной экономики управление финансами становит­ся важнейшей задачей для любого предприятия независимо от вида и масштабов его деятельности.

Управление финансами предприятий как наука появилась и получи­ла развитие в XX в. в западных странах, поскольку для этого сложились следующие основные предпосылки:

  • были созданы основы общей экономической теории;

  • производство и уровень его организации достигли наивысшего раз­вития, что подтверждает создание индустриального общества, основу которого составляют крупное промышленное производство и акционер­ная форма собственности;

  • сформировалась эффективная система правовых институтов и ры­ночная инфраструктура;

  • возникла развитая система национальных и международных фон­довых рынков и финансовых посредников.

Таким образом, зарубежная школа финансового менеджмента стала складываться в начале XX в. в связи с развитием корпоративной формы собственности, усилением роли финансового капитала и формировани­ем фондового рынка. Именно в это время управление капиталом ста­новится отдельной функцией и организационно обособляется в струк­туре компаний.

Современная прикладная наука управления финансами предприятия сложилась в результате эволюции экономической науки в целом, теории финансов, управления, бухгалтерского учета и анализа.

Настоящее развитие теория финансового менеджмента получила пос­ле Второй мировой войны, когда сформировалась система мировых фон­довых рынков, связанных между собой глобальными компьютерными сетями. В 1950—1960-е гг. была создана, по мнению западных ученых, «сер­дцевина» этой науки — теории портфеля и структуры капитала.

Первые послевоенные работы основаны на неоклассических представлениях о фирме как организации, цель которой — максимизация прибыли. Считалось, что все остальные задачи, сформулированные други­ми теориями (снижение трансакционных издержек, положение на рын­ке и т.д.) можно в итоге свести к прибыли.

Переворот в существующей теории произошел после опубликования работы Г.А. Саймона «Теория принятия решений в экономической тео­рии и науке о поведении» (1959). Г.А. Саймон провозглашает следую­щий лозунг: «Удовлетворение против максимизации» и обосновывает, что удовлетворение интересов собственников — основная цель в бизне­се. Постепенно эта идея стала основополагающей в современной микро­экономике и в частности финансовом менеджменте. Именно на ней ба­зируются теории и концепции финансового менеджмента.

^ Теория портфеля. Одно из правил работы с финансовыми инструментами гласит, что нельзя вкладывать все средства в активы одного вида. Оно опирается на концепции дохода и риска и реализуется в теории инвестиционного портфеля, родоначальником которой является Г. Марковиц (лауреат Нобелевской премии 1990 г.). Под инвестиционным порт­фелем принято понимать некую совокупность ценных бумаг, принадле­жащую физическому или юридическому лицу и выступающую как целостный объект управления.

Структура портфеля выражает определенное сочетание интересов эмитентов и инвесторов, а также консолидирует риски по отдельным видам ценных бумаг (акциям, облигациям и т.д.).

Смысл формирования портфеля состоит в максимизации благососто­яния акционеров путем улучшения условий инвестирования, т.е. прида­ния инвестиционному процессу характеристик, которые не достижимы при вложении средств в ценные бумаги одного вида. Состав и структуру портфеля ставят в зависимость от целей инвесторов, и их предпочтений. Оптимальным считается портфель, включающий до 15 видов ценных бу­маг. Излишняя диверсификация может привести к снижению качества управления им.

^ Концепция дисконтирования. Появление понятий «неопределенность» и «риск», не поддающихся измерению и оценке с помощью традиционных методов, потребовало создания адекватного математического аппарата, поскольку практически все финансовые решения связаны с прогнозиро­ванием будущих поступлений или выплат. Впервые методика анализа дис­контированных денежных потоков была изложена Д.Б. Ульямсом в рабо­те «Теория стоимости инвестиций» (1938). М. Дж. Гордон в 1960-е гг. впервые применил этот метод в управлении финансами корпораций для моделирования цены собственного капитала.

Концепция временной стоимости денег или дисконтирования бази­руется на трех основных понятиях: цена капитала, риск и инфляция. При определении цены капитала в первую очередь предлагается исходить из оценки упущенных возможностей от альтернативных способов его вло­жения. Степень риска инвестиций оценивается с помощью методов ма­тематической статистики. Инфляция как макроэкономическое явление представляется в виде национальных индексов.

^ Теория структуры капитала. Трактовка цели фирмы, как удовлетво­рение интересов собственников, с развитием фондового рынка становит­ся более конкретной – это максимизация цены акций или цены компа­нии. Исследования факторов, влияющих на цену компании, привели нобелевских лауреатов Ф. Модильяни и М. Миллера к выводу о том, что стоимость любой фирмы определяется исключительно ее будущи­ми доходами и не зависит от структуры капитала. (Опубликование ра­боты этих авторов в 1958 г. считается поворотным моментом в развитии теории капитала и его структуры).

Подход к структуре капитала с точки зрения его источников важен именно для принятия финансовых решений, поскольку позволяет отве­тить на основные вопросы управления финансами: откуда получить и как разместить финансовые ресурсы. Вывод М. Миллера и Ф. Модиль­яни был сделан для предприятия, действующего в условиях идеального рынка капиталов при значительном количестве ограничений. Впослед­ствии теория структуры капитала усовершенствовалась и самими авто­рами, и их оппонентами, однако и в настоящее время считается, что в развитии этого научного направления сделаны лишь первые шаги.

^ Теория агентских отношений. Влияние неоинституционалистской теории выразилось в том, что критерий экономии на трансакционных издержках впоследствии нашел широкое применение при принятии ре­шений о выборе оптимальной организационной формы предприятия и его финансовой структуры (создании холдингов, групп и других корпо­ративных структур). Идея о воздействии общественных институтов на распределение информации на рынке и внутри фирмы нашла свое отражение и дальнейшее развитие в другой основополагающей области фи­нансового менеджмента — теории агентских отношений и теории асим­метричной информации, которые нацелены на разрешение проблемы разделения функций владения собственностью и контроля.

Наемные менеджеры (или агенты), в компетенцию которых входит принятие важных управленческих решений, обладают большим объе­мом информации о предприятии, но далеко не всегда действуют в инте­ресах максимизации благосостояния собственников (или принципалов). В результате возникают так называемые «агентские конфликты». Дру­гим источником такого рода конфликтов является дифференциация интересов собственников и кредиторов.

Основные положения теорий агентских отношений и асимметрич­ной информации были разработаны в трудах Е.Ф. Фама, М. Джессинга, У. Меклинга, посвященных изучению форм и способов сглаживания кон­фликтов в интересах собственников.

Наиболее полно и подробно новейшие теории управления финанса­ми освещены в зарубежных учебниках и монографиях, многие из кото­рых переведены на русский язык. Среди них следует выделить труды Ф. Модильяни, М. Миллера, Ю. Бригхэма, Л. Гапенски, Дж.К. Ван Хор-на, У. Шарпа и др. Однако в России сегодня ощущается недостаток в разработках отечественных ученых, которые знают особенности нацио­нального экономического, политического и корпоративного развития нашей страны. Правда первый успешный опыт, прошедший проверку временем и практикой, уже есть, например издание серии учебников под ред. Е.С. Стояновой, В.В. Ковалева и др.

В самом общем виде управление финансами можно определить как специфическую область управленческой деятельности, связанную с целе­направленной организацией денежных потоков предприятия, формиро­ванием капитала, денежных доходов и фондов, необходимых для дости­жения стратегических целей развития предприятия. Объектом управ­ления являются финансовые отношения, финансовые ресурсы и их источники.

^ Функции финансового менеджмента правомерно систематизировать следующим образом:

  • планирование — стратегическое и текущее финансовое планирова­ние; составление различных смет и бюджетов для любых мероприятий; участие в определении ценовой политики, прогнозировании сбыта, фор­мировании условий договоров (контрактов); оценка возможных изме­нений структуры (слияний или разделений);

  • организация — создание органов управления финансами, финансо­вых служб, установление взаимосвязи между подразделениями после­дних, определение их задач и функций;

  • регулирование финансовых потоков — управление денежными сред­ствами, портфелем ценных бумаг, заемными средствами и т.д.;

  • защита активов — управление рисками; выбор оптимального их спо­соба снижения;

  • учет, контроль и анализ — установление учетной политики: обра­ботка и представление учетной информации в виде финансовой отчетности; анализ и интерпретация результатов; сопоставление отчетных дан­ных с планами и стандартами; внутренний аудит.

^ Основными задачами управления финансами предприятия можно счи­тать:

  • обеспечение сбалансированности движения материальных и денеж­ных потоков;

  • достижение финансовой устойчивости и финансовой независимости;

  • обеспечение источниками финансирования — поиск внутренних и внешних кратко- и долгосрочных его источников, оптимального сочета­ния последних, минимизирующего финансовые издержки и увеличива­ющего рентабельность собственного капитала;

  • эффективное использование финансовых ресурсов для достижения стратегических и тактических целей предприятия.

Доходы от грамотно и эффективно ведущегося бизнеса, как правило, превышают расходы, но основная проблема финансирования любого предприятия заключается, как известно, в запаздывании получения до­ходов относительно расходов. Последние необходимо произвести сей­час, а доходы, ради извлечения которых их осуществляют, будут посту­пать только в будущем, часто весьма отдаленном. Кроме того, предприя­тию может просто не хватать собственных доходов. Это наблюдается, например, при расширяющемся бизнесе, а для финансирования проис­ходящего роста нужно непрерывно привлекать и обслуживать заемные средства. Итак, первая задача заключается в необходимости планирова­ния потребности в капитале для достижения поставленных целей, опре­делении источников его поступления и направления использования. Вторая задача – это реализация финансовых решений краткосрочного характера, т.е управление ликвидностью компании через планирование и управление денежными потоками, которые обеспечивают осуществ­ление своевременных текущих платежей кредиторам и поставщикам, что является основным условием долгосрочного успеха в бизнесе. Еще одна задача — это анализ прогнозируемой отчетности, который позволит рас­считать ликвидность, плечо финансового рычага, размер собственных оборотных средств, и, исходя из этого, оценить финансовое состояние в будущем с различных точек зрения.

Решение комплекса поставленных задач приводит к необходимости финансового планирования и формирования системы бюджетирования на предприятии. Последняя включает составление бюджетов доходов и расходов, а также движения денежных средств (кассовый бюджет) в виде детального графика денежных выплат кредиторам и инкассации поступ­лений во времени на основе точных дат.

В условиях рыночной экономики происходит смещение акцента с чисто производственного на финансовое планирование. В стремлении максимизировать прибыль любое предприятие независимо от его раз­меров сталкивается с необходимостью планирования и регулирования своих доходов и расходов. Действительно, для поддержания, а тем более развития любого бизнеса непрерывно требуются средства, чтобы про­финансировать капитальные затраты, расходы на зарплату, материалы, товары и другие прямые и накладные расходы.

Конкретные формы и методы реализации названных функций и ре­шения поставленных задач определяются финансовой политикой пред­приятия, основными элементами которой являются:

  • учетная политика;

  • кредитная политика;

  • политика управления денежными средствами;

  • политика в отношении управления издержками;

  • дивидендная политика.

Учетную политику предприятие должно строить в соответствии с национальными стандартами бухгалтерского учета. При определении кредитной политики решается вопрос об обеспеченности оборотными средствами, в частности о размере собственных оборотных средств и потребности в займах (коммерческих, краткосрочных, банковских кре­дитах). В случае необходимости привлечения долгосрочного кредита изучают структуру капитала и финансовую устойчивость предприятия.

Политика управления денежными средствами направлена на установ­ление системы планирования и контроля за поступлениями и выплатами.

Дивидендная политика должна уравновешивать интересы собствен­ников, менеджеров и кредиторов в соответствии с теорией агентских отношений и целью максимизации цены предприятия. На практике при­меняют следующие варианты этой политики:

  • выплаты постоянного процента от прибыли — преимущество метода
    заключается в его простоте; он выгоден акционерам в период роста прибыли, так как с увеличением последней поднимаются размеры дивидендов, но противоречит их интересам при ее снижении (дивиденды падают);

  • фиксация размера дивидендных выплат на каждую акцию — в пользу этого метода говорит его простота и то, что он сглаживает рыночные колебания, против него тот факт, что при снижении прибыли предприя­тие оказывается без прибыли;

  • выплата гарантированного минимума и экстрадивидендов;

  • выплата дивидендов по остаточному принципу — характерна для РФ и других стран с недостаточно развитым фондовым рынком, эконо­мика которых переживает тяжелый финансовый кризис;

  • выплата дивидендов в виде постоянного процента от прибыли —
    предпочтительна, когда прибыль компании устойчива и обнаруживает
    тенденцию к росту;

  • постоянное увеличение дохода на одну акцию — оправдывает себя в период высокой инфляции;

  • выплата дивидендов акциями (капитализация дивидендов) — об­легчает решение проблем ликвидности и инвестиций.

Основой при разработке финансовой политики предприятия может служить Приказ Министерства экономики РФ от 1 октября 1997 г. № 118 «Методические рекомендации по разработке финансовой политики предприятия».

Главное назначение финансового менеджмента — построение эффективной системы управления финансами, обеспечивающей достижение тактических и стратегических целей деятельности предприятия. Орга­низация управления финансами на конкретных объектах зависит от ряда факторов: формы собственности, организационно-правового статуса, отраслевых и технологических особенностей, размера предприятия.

Исходя из объема и сложности решаемых задач, финансовая служба предприятия может быть представлена финансовым управлением (на крупных предприятиях), финансовым отделом (на средних предприя­тиях) либо одним лишь финансовым директором или главным бухгал­тером, который занимается не только вопросами бухгалтерского учета, но и финансовой стратегией (на малых предприятиях). Примерная структура финансовой службы показана на рис. 1.



Рис. 1. Примерная структура финансовой службы

На бухгалтерию возлагается обязанность вести финансовый и нало­говый учет хозяйственных операций предприятия и формировать публичную финансовую отчетность в соответствии с установленными стан­дартами и требованиями.

Качество финансового управления определяется уровнем бухгалтер­ского и управленческого учетов. Для того чтобы управление было эф­фективным, оно должно опираться на разнообразную и достоверную информацию о состоянии как внутренней, так и внешней среды и опе­ративном влиянии ее отдельных факторов на общее финансовое поло­жение, своевременно определять отклонения в плановых показателях от реальных. Сосредоточивая свое внимание на отклонениях, менеджеры могут «управлять» ими, занимаясь именно теми показателями, которые больше всего нуждаются в улучшении. В финансовые отчеты организа­ций должны включаться такие основные показатели, как прибыльность, использование активов, инновации.

Аналитический отдел занимается анализом и оценкой финансового состояния предприятия, в том числе выполнения плановых заданий по прибыли и объемам реализации, его ликвидности и рентабельности. В задачу этой службы также входит прогнозирование финансовых пока­зателей, исходя из конъюнктуры рынка, деятельности предприятий-ана­логов и предприятий-контрагентов. Специалисты данного отдела могут оценивать предполагаемые инвестиционные проекты.

Отдел финансового планирования (как кратко-, так и долгосрочно­го) разрабатывает основные плановые документы: баланс доходов и рас­ходов, бюджет движения денежных средств, плановый баланс активов и пассивов. Информационной основой планирования служат данные, по­ступающие из аналитического и оперативного отделов, бухгалтерии, других экономических служб предприятия, а также нормативные и ин­структивные материалы.

Оперативный отдел инкассирует счета, накладные и другие докумен­ты, отслеживает их оплату и в условиях регулирования государством наличного обращения следит, чтобы расчеты наличными деньгами меж­ду юридическими лицами не превышали установленного лимита. Этот отдел контролирует также взаимоотношения с банками по поводу без­наличных расчетов и получения наличных денежных средств. Претен­зионная группа, входящая в состав оперативного отдела, решает споры, возникающие между предприятием и его контрагентами (поставщика­ми, покупателями), государством (налоговой инспекцией, налоговой полицией) и внебюджетными фондами по поводу уплаты штрафов, не­устоек, начисления пеней и других мер экономического воздействия на предприятие, которые вытекают из условий договоров и нормативной базы, регулирующей его деятельность.

Отдел ценных бумаг и валют формирует портфель ценных бумаг и управляет им, поддерживая его оптимальность с позиций доходности и риска. Он также принимает участие в работе валютных и фондовых бирж для удовлетворения текущих нужд предприятия в рублевых или валют­ных средствах.

В процессе организации финансовой деятельности используют следующие финансовые инструменты:

  • финансовые активы — денежные средства; контрактные права на
    получение от другого предприятия денежных средств и обмен с други­ми предприятиями финансовыми инструментами на взаимовыгодных условиях; договорное контрактное право на уступку или переуступку прав требований; контрактные права на доверительное трастовое управ­ление;

  • финансовые обязательства — контрактные договорные обязатель­ства по выплате денежных средств и предоставлению иных видов акти­вов другому предприятию, обмену финансовыми инструментами с раз­личными организациями на потенциально выгодных условиях.

Финансовые инструменты подразделяют на первичные (денежные средства, ценные бумаги, дебиторская и кредиторская задолженности и т.д.) и производные (опционы, фьючерсы).

В ходе управления финансами применяют многие различные мето­ды, основными из которых являются анализ, прогнозирование, плани­рование, оптимизация, налогообложение, страхование, кредитование, использование финансовых санкций и рычагов экономического воздей­ствия, стимулирование, ценообразование, инвестирование, лизинг, арен­да. Для осуществления перечисленных методов применяют такие инст­рументы финансового управления, как кредиты, займы, ставки процен­та, дивиденды, котировки валютных курсов, дисконт.

Любая система управления финансами функционирует в рамках действующих законодательных актов и нормативной базы, начиная с за­конов и указов Президента и кончая ведомственными указаниями и ин­струкциями. Кроме того, управление подразумевает использование ин­формации финансового характера, содержащейся в бухгалтерской от­четности, поступающей с товарно-фондовых бирж и от кредитной сис­темы.

Итак, чтобы результативно управлять финансами предприятия, специалист должен обладать глубокими знаниями и практическими навы­ками, так как только эффективное использование всех инструментов и методов позволяет качественно решать поставленные для достижения стратегических целей предприятия:

  • улучшение финансового положения, избежание банкротства и фи­нансовых неудач;

  • рост объемов производства и реализации;

  • лидерство в борьбе с конкурентами (с точки зрения финансиста, конкурентоспособность выражается показателем рентабельности капитала, т.е. прибыли на единицу капитала);

  • максимизация цены компании.

Все эти цели связаны между собой и дополняют друг друга, но для осуществления эффективной деятельности предприятие всегда должно стремиться к достижению всего их комплекса.

Однако следует иметь в виду, что цель финансового менеджмента — максимизация цены компании, как наиболее обоснованный критерий управления финансами, применим лишь в том случае, если на рынке ка­питала нет никаких ограничений и какой-либо дискриминации в уста­новлении цен на ценные бумаги.

Результатом формирования стратегии развития предприятия явля­ется определение суммы долгосрочных инвестиций во внеоборотные активы и источники их финансирования. К источникам долгосрочного финансирования относятся долгосрочные кредиты (займы), долговые обязательства долгосрочного характера, а также акционерный (собствен­ный) капитал.

Эти источники финансирования должны, как минимум, покрывать потребность в инвестициях долгосрочного характера.

Перед финансовым менеджером всегда встает вопрос о структуре источников финансирования и средней цене капитала. Этот вопрос от­носится к стратегическим, а теория структуры капитала, как уже отме­чалось, является основной в финансовом менеджменте.

Тактическими целями, достижение которых должно обеспечивать управление финансами, являются:

  • сбалансированность сумм и сроков поступления и расходования де­нежных средств;

  • достаточность объемов денежных поступлений;

  • рентабельность продаж (конкурентоспособность на оперативном
    уровне).

Следовательно, первоочередной задачей оперативного управления финансами предприятия выступает обеспечение его ликвидности. Се­рьезным основанием для ее поддержания служат такие опасные послед­ствия неплатежеспособности, как объявление о банкротстве и прекра­щение существования предприятия. Все стратегические и оперативные решения нужно проверять на предмет того, способствуют ли они сохра­нению равновесия или нарушают его.

Для поддержания платежеспособности предприятия необходимо эффективно управлять его денежными потоками. Денежные средства — наиболее ограниченный ресурс в условиях перехода к рыночным механизмам хозяйствования, и успех предприятия во многом определяется эффективностью их использования. Поэтому задачи планирования и контроля потоков (движения) денежных средств предприятия приобре­тают исключительное значение.

Денежный оборот предприятия складывается из движения денежных средств в связи с различными хозяйственными операциями, которые, как уже отмечалось, можно подразделить по экономическому содержа­нию на три основные категории: текущие, инвестиционные и финансо­вые. Такая группировка позволяет выявить финансовый результат от каждого из трех направлений деятельности предприятия. Сумма этих результатов определяет чистое изменение денежных средств за период и сверяется с начальным и конечным сальдо денежных средств по бух­галтерскому балансу.

Приоритетное значение имеют денежные потоки, связанные с теку­щей деятельностью. Положительный из года в год денежный поток по текущим операциям — это первостепенное условие успешной работы предприятия и свидетельство его финансовой устойчивости. Он озна­чает, что поступлений от текущей деятельности хватает не только на простое, но и на расширенное воспроизводство. Устойчивые отрицатель­ные результаты текущей деятельности ведут к неплатежеспособности, а в итоге — к банкротству.

К тактическим (текущим) проблемам относится определение сумм инвестиций в оборотные активы и источников их финансирования. Раз­мер оборотных активов зависит от масштабов текущей деятельности (объема производства и (или) продажи) и тактики управления предпри­ятием. Поскольку текущие инвестиции требуют соответствующего ис­точника, то финансовый менеджер определяет их структуру с позиций выбранной им тактики управления предприятием. Краткосрочное фи­нансирование обеспечивается за счет краткосрочных займов и кредитов банков, а также всех видов кредиторской задолженности. За счет этих источников финансируется текущая деятельность.

Таким образом, управление финансами предприятия предполагает кон­троль основных характеристик баланса: долго- и краткосрочные инвести­ции, долго- и краткосрочные источники финансирования, во взаимосвязи их с текущей деятельностью и перспективами развития предприятия.

Функция координации и контроля требует от финансового менед­жера умения взаимодействовать с другими руководителями. Все реше­ния в бизнесе имеют финансовый аспект. Например, принимая решение об увеличении продаж, необходимо оценить, как это повлияет на фон­ды, запасы, использование производственных мощностей и, наоборот, как скажется на объемах реализации состояние ресурсов компании.

Успешно работающая фирма имеет высокие темпы роста продаж, что делает актуальным вопрос об инвестициях в сооружения, оборудование и запасы. Принимая во внимание и финансовые решения, менеджер дол­жен определить оптимальные темпы роста продаж, выбрать наилучший способ финансирования приобретения активов, определить, что выгод­ней: использовать собственные средства или заемные, а если брать кре­дит, то на какой срок.

Совершение сделок на финансовом рынке предполагает в первую очередь умение проводить операции на фондовых биржах и во внебир­жевом обороте. Каждая фирма, выходя на рынок, размещает на нем сво­бодные денежные средства или свои ценные бумаги. Тем самым она влия­ет на фондовый рынок и сама испытывает его влияние. Финансовый менеджер принимает решение о финансировании активов, выбирая наи­лучший вариант. Если удается это делать успешно, то цена компании увеличивается и одновременно растет благосостояние акционеров.

Логика современного экономического развития приводит к тому, что в управлении крупным предприятием (корпорацией) все большую роль начинает играть финансовый аспект. Практически во всех развитых стра­нах финансовые институты издавна управляют пакетами акций промыш­ленных компаний. Таким образом, роль фондового рынка и финансовых посредников в управлении экономикой в последнее время продолжает усиливаться. Возрастает влияние и наиболее крупных промышленных компаний. Так, в США 6000 эмитентов котирует свои акции на фондо­вой бирже, в Японии — 3000, в Германии — 650, России — 200—300.

Специфика корпоративного развития передовых стран наложила от­печаток и на науку. Финансовый менеджмент во второй половине XX в. развивался как наука управления финансами средних и крупных корпо­раций. Для современной России же характерны:

  • низкий уровень уставного капитала приватизированных предприя­тий;

  • высокая цена финансовых ресурсов;

  • кризис государственных финансов;

  • неразвитость фондового рынка и финансовой инфраструктуры;

—низкая инвестиционная привлекательность предприятий.

Задача отечественной науки и практики — использовать западные достижения для того, чтобы перейти от экстенсивного развития к интенсивному. Недостаточно усвоить конкретную зарубежную методику или модель. Необходимо приспособить ее к конкретной ситуации, а для этого очень важно понимать теоретические основы управления финан­сами предприятия.
^ Корпоративные риски

Доход, получаемый инвестором от вложений капитала, неизменно сопряжен с риском, представляющим собой возможность возникновения обстоятельств, при которых он может понести потери. Именно поэтому «доход» и «риск» являются важнейшими категориями финансового менеджмента наряду с капиталом и денежными потоками. Соотношение между риском и доходом лежит в основе определения стоимости ценных бумаг, заемных средств, инвестиционных проектов.

Риск — это вероятность потерь того или иного вида:

  • доход меньше ожидаемого;

  • доход не получен вообще;

  • утрачена часть капитала;

  • потерян весь капитал и не получен доход.

У. Шарп выделил два типа рисков: систематический и несистемати­ческий. Систематический риск определяется глобальными обстоятель­ствами, не зависящими от инвестора и эмитента. К таким обстоятель­ствам можно отнести политические события на уровне страны и на меж­дународном уровне, изменения законодательства, процентной ставки, инфляции, экономические реформы и т.д. Несистематический риск оп­ределяется факторами, связанными с деятельностью предприятия-эми­тента и изменениями рыночной конъюнктуры. К этой группе относятся риск ликвидности, производственный и финансовый риски.

Практика показывает, что с увеличением количества видов ценных бумаг в портфеле уменьшается риск инвестиций. Это происходит пото­му, что в портфель включаются ценные бумаги, слабо коррелирующие между собой, только в этом случае возможно снижение риска. Процеду­ру включения в портфель различных видов ценных бумаг, имеющих низкий коэффициент, называют диверсификацией.

При диверсификации риск портфеля снижается только до опреде­ленного уровня, ниже которого путем диверсификации его уменьшить нельзя. Несистематический риск можно снизить путем диверсификации портфеля, а систематический — нельзя.

Считается, что инвесторы питают неприязнь к излишнему, на их взгляд, риску, поэтому любые вложения, отличные от безрисковых, мо­гут быть привлекательны для инвесторов только в том случае, если уро­вень их ожидаемой доходности компенсирует присущий им дополни­тельный риск. Данную надбавку называют премией за риск.

Теоретически можно составить безрисковый портфель активов, но отсутствие риска для него будет означать отсутствие только несистематического, а систематический риск остается. Например, в российских условиях относительно низкорисковыми можно считать портфель в иностранной валюте, но и он подвержен систематическому риску, свя­занному, например, с возможными изменениями законодательства, ка­сающимися валютного регулирования и валютного контроля. К тому же, если в течение длительного времени держать средства в виде безриско­вых активов, то и доход от них будет нулевым, поэтому большинство инвесторов опасается риска, но идет на него, если он компенсируется дополнительным доходом.

Прогнозирование риска является одним из наиболее сложных момен­тов в принятии финансовых решений. Систематический риск прогно­зируется фундаментальными методами изучения рыночной конъюнк­туры на основе анализа совокупности макроэкономических показателей. При этом учитываются денежно-кредитная и финансовая политика пра­вительства, состояние экономики в целом и отдельных отраслей, воз­можны изменения в государственном регулировании.

Оценить систематический риск для конкретного эмитента можно с помощью коэффициента β. Концепция β-коэффициентов составляет основу модели оценки финансовых активов. Коэффициент β показыва­ет взаимосвязь колебаний доходности данной компании с колебаниями рынка. При помощи этого показателя может быть рассчитана величина премии за риск, требуемой инвесторами по вложениям, имеющим сис­тематический риск выше среднего. Значения β колеблются в пределах единицы.

Если ценные бумаги данной компании имеют коэффициент β = 1, то они колеблются синхронно с рынком и риск вложения равен среднеры­ночному. Если β > 1, то разброс колебаний курса данного актива боль­ше, чем изменение рынка как в одну, так и в другую сторону. Системати­ческий риск такого финансового актива выше среднего. Менее риско­выми являются активы при β < 1 (но выше 0).

Как уже отмечалось, распространенным методом снижения риска потерь инвестора служит диверсификация портфеля, т.е. приобретение им различных типов ценных бумаг. Риск существенно снижается, когда активы акционерного общества распределяются между множеством ви­дов ценных бумаг.

Диверсификация понижает риск за счет того, что возможные низкие доходы по одним ценным бумагам будут компенсированы высокими доходами по другим фондовым ценностям. Минимизация риска дости­гается за счет того, что в фондовый портфель включаются бумаги широ­кого круга отраслей хозяйства. Отдельные специалисты оценивают оп­тимальную величину фондового портфеля от 8 до 15 видов различных ценных бумаг. При большом их количестве фондовый портфель стано­вится трудноуправляемым.

Несистематические риски можно оценить на основе анализа финан­сового состояния конкретной организации. Существуют два основных источника такой информации — проспект эмиссии ценных бумаг и бух­галтерская отчетность организации. Риск ликвидности связан с возмож­ной задержкой в реализации тех или иных активов на рынке, либо с падением их рыночной стоимости. Наиболее рисковыми в этом отноше­нии являются так называемые «несписочные ценные бумаги», которые не включены в листинг и не котируются на фондовой бирже.

Финансовый риск подразумевается как риск потери платежеспособно­сти и снижения доходов акционеров в связи с привлечением заемного ка­питала. Для оценки финансового риска применяют модель финансового рычага. Финансовый рычаг (леверидж) показывает, во сколько раз увели­чивается прибыль на акцию при изменении прибыли до выплаты налогов и процентов. Степень финансового риска зависит от доли заемного капи­тала, привлекаемого организацией и величины выплат по процентам.

Финансовый рычаг измеряет финансовый риск, производственный рычаг — производственный риск. ^ Производственный рычаг увязывает выручку и прибыль, т.е. показывает, как изменится прибыль при изме­нении выручки. Его сила определяется долей постоянных расходов в се­бестоимости продукции.

Общий рычаг, или леверидж, показывает, как изменяется доля при­были на одну акцию при изменении выручки. Он представляет собой производственные величины финансового и производственного рисков:

Общий леверидж = производственный леверидж * финансовый леверидж.

Из этой формулы следует, что общий леверидж имеет эффект мультипликатора. Именно поэтому организациям следует избегать сочета­ния высокой доли постоянных расходов и заемного капитала.
^ Управление капиталом организаций

Финансы организаций охватывают круг экономических денежных отношений, связанных с формированием и использованием их капитала. Финансовый менеджмент изучает закономерности движения капитала по стадиям кругооборота, с целью выбора форм и способов оптимизации данного процесса. Именно поэтому теория капитала наряду с теорией портфеля представляет собой сердцевину нау­ки и практики управления финансами.

Традиционно в экономической теории под капиталом подразумева­ют стоимость средств, вложенных в формирование активов организа­ции для осуществления ею экономической деятельности с целью извле­чения прибыли. Следовательно, капитал является источником форми­рования финансовых ресурсов организации, а приносимая капиталом прибыль характеризует эффективность его использования.

В соответствии с действующими в РФ стандартами бухгалтерского учета и отчетности под капиталом организации понимается только его часть, сформированная за счет собственных средств, или собственный капитал.

Собственному капиталу по праву принадлежит ведущая роль среди источников финансирования. Именно по величине собственного капи­тала судят о масштабах деятельности. Он характеризует также потен­циал привлечения заемных средств. Рыночная оценка собственного ка­питала (рыночная капитализация), которая, как правило, выражается через курсовую стоимость обыкновенных акций, служит одним из важ­нейших показателей финансовой эффективности.

В то же время в теории финансового менеджмента в состав капитала организации включаются не только собственные, но и заемные средства. Данное разночтение следует иметь в виду специалистам, практикующим в области финансового управления. Важнейшие финансовые коэффи­циенты рассчитываются на основе собственного (чаще всего уставного) капитала: чистая прибыль на обыкновенную акцию, рентабельность соб­ственного капитала, цена обыкновенной акции к доходу на акцию и др. Однако не меньшее значение придается и таким показателям, как рента­бельность вложенного капитала, коэффициент покрытия заемного ка­питала, для расчета которых необходимо учитывать и динамику заем­ных средств.

^ Заемный капитал также выполняет существенные функции в кругоо­бороте средств организаций. В первую очередь он обеспечивает получе­ние дополнительной прибыли за счет расширения масштабов деятельности. Во-вторых, привлечение заемных средств расширяет инвестици­онные возможности организации. Разумное использование кредитов по­зволяет за счет эффекта финансового рычага повысить рентабельность собственного капитала.

Процесс формирования капитала организации начинается с опреде­ления величины его уставного (складочного) капитала в соответствии с учредительными документами и в зависимости от выбранной организа­ционно-правовой формы. Уставный капитал отражает денежную оцен­ку средств, вложенных в организацию ее учредителями и участниками (физическими и юридическими лицами), пропорционально долям, оп­ределенным учредительными документами. Государственные и муници­пальные унитарные предприятия вместо уставного (складочного) капи­тала формируют уставный фонд.

Величина уставного капитала является важнейшей экономико-пра­вовой характеристикой организации, поскольку отражает минимальный размер имущества, гарантирующего интересы кредиторов. Поэтому, ру­ководствуясь экономическими реалиями, а также исходя из требований действующего законодательства и финансово-производственной целе­сообразности, организация может увеличивать или уменьшать свой ус­тавный капитал, а также изменять его структуру.

Юридические лица, созданные в форме производственных коопера­тивов, хозяйственных товариществ достаточно редко прибегают к изме­нениям уставного капитала. Такая необходимость может для них воз­никнуть в том случае, если по окончании второго и последующих лет стоимость чистых активов окажется меньше величины уставного капи­тала. Организации в этом случае обязаны зарегистрировать это умень­шение в установленном порядке.

Порядок изменения величины уставного капитала акционерных об­ществ и обществ с ограниченной ответственностью регламентируется соответствующими федеральными законами. Так, акционерные общества имеют право принимать решение по увеличению уставного капитала только после того, как будут полностью оплачены ранее объявленный уставный капитал и все зарегистрированные выпуски акций и облига­ций. При этом увеличение может производится двумя способами: путем конвертации ранее размещенных акций в акции с большей номиналь­ной стоимостью и путем выпуска дополнительных акций.

При конвертации решение об увеличении уставного капитала прини­мается общим собранием акционеров и изменение в уставе регистриру­ется в установленном порядке. Конвертация в акции с большим номина­лом согласно законодательству должна осуществляться только за счет других элементов собственного капитала: эмиссионного дохода, получен­ного от продажи собственных акций сверх их номинальной стоимости, средств переоценки основных фондов, нераспределенной прибыли. Кон­вертироваться могут как все размещенные акции, так и акции опреде­ленных типов. Однако в процессе такой конвертации они не могут пере­ходить в акции другого типа.

В случае увеличения уставного капитала за счет дополнительного вы­пуска акций действует иной порядок. После регистрации в финансовых органах решения о выпуске акций общество приступает к их размеще­нию. После окончания срока размещения утверждается отчет об итогах. И только после этого принимается решение об увеличении уставного капитала общества на сумму размещенных акций и внесении соответ­ствующих изменений в устав.

Увеличение уставного капитала общества путем размещения допол­нительных акций может осуществляться за счет имущества общества. Сумма, на которую увеличивается уставной капитал общества за счет его имущества, не должна превышать разницу между стоимостью чис­тых активов и суммой уставного капитала и резервного фонда.

Размещение дополнительных акций может осуществляться в возме­щение выплаты дивидендов. В этом случае говорят о капитализации последних. Пропорции соотношения стоимости вложений различных акционеров при этом остаются неизменными.

Уменьшение уставного капитала акционерного общества может осуществляться как по его собственному желанию, так и в связи с требовани­ями законодательства о соответствии уставного капитала величине чис­тых активов. Возможны два способа уменьшения уставного капитала:

  • конвертация акций в акции с меньшей номинальной стоимостью;

  • выкуп собственных акций.

При конвертации акций номинальная стоимость обыкновенных и привилегированных акций одного типа уменьшается на одинаковую сумму. Решение о конвертации привилегированных акций, размер по кото­рым определен в процентах к их номиналу, может быть принято только с участием владельцев этих акций. Те из них, которые не участвовали в голосовании или голосовали против решения о конвертации, могут тре­бовать у общества выкупа принадлежащих им акций.

Уменьшение уставного капитала путем выкупа акций разрешено за­коном только в том случае, если такая возможность предусмотрена в уставе общества. При этом номинальная стоимость акций, остающихся в обращении, не должна быть меньше минимального размера уставного капитала, а номинал привилегированных акций не должен превышать 25% уставного капитала.

Управление уставным капиталом акционерного общества связано не только с изменением его величины, но и с изменением его структуры, которое может быть достигнуто путем конвертации:

  • нескольких акций в одну (консолидация);

  • одной акции в несколько (дробление);

  • акций в акции с иными правами.

Консолидация акций используется чаще всего для увеличения их рыночной стоимости, если руководство общества расценивает ее как заниженную.

При дроблении акций их число возрастает благодаря пропорциональ­ному сокращению номинала. Величина собственного капитала при этом остается прежней. Главная цель дробления — привлечение новых, более мелких инвесторов. Разрозненность массовых инвесторов позволяет дер­жателям контрольного пакета акций сохранять преимущество при при­нятии важнейших решений на собрании акционеров.

Конвертация акций из обыкновенных в привилегированные также применяется для сохранения контроля при принятии решений, а также повышения курсовой стоимости обыкновенных акций и значений пока­зателя «чистая прибыль на обыкновенную акцию».

Наряду с уставным капиталом важнейшим гарантом обеспечения прав инвесторов и кредиторов является Резервный капитал. Законода­тельство обязывает как российские акционерные общества, так и пред­приятия с иностранным капиталом формировать резервный капитал. Объем обязательного резервирования для отечественных акционерных обществ должен быть не менее 5% их уставного капитала. Он предназ­начен для покрытия убытков от хозяйственной деятельности, а в акцио­нерных обществах (в случае отсутствия иных средств) — для погашения облигаций общества и выкупа собственных акций.

Спецификой формирования собственного капитала в РФ является статья «Добавочный капитал». Можно сказать, что это источники увеличения стоимости имущества организации, а также источники поступ­ления различных ценностей.

Добавочный капитал возникает в результате:

  • прироста стоимости внеоборотных активов после их переоценки;

  • эмиссионного дохода от продажи акций при первичном размещении;

  • безвозмездного получения имущества и денежных средств;

  • начисления износа с применением индексов-дефляторов при реа­лизации основных средств.

В итоге что включать в добавочный капитал и как его использовать, решают собственники предприятия. Чаще всего он может быть исполь­зован на покрытие уценки имущества, либо безвозмездную передачу последнего другим организациям. Также средства добавочного капита­ла могут быть направлены на погашение убытков и увеличение уставно­го капитала.

Средневзвешенное количество обыкновенных акций, находящихся в обращении в течение отчетного периода, определяется путем суммиро­вания количества обыкновенных акций, находящихся в обращении на 1-е число каждого календарного месяца отчетного периода, и деления полученной суммы на число календарных месяцев в отчетном периоде.

Обыкновенные акции включаются в расчет средневзвешенного количества с момента возникновения прав на них у первых владельцев. Для такого расчета используются данные реестра акционеров общества на 1-е число каждого календарного месяца отчетного периода.

При размещении обыкновенных акций по цене ниже их рыночной стоимости для расчета базовой прибыли (убытка) на акцию все обыкно­венные акции, находящиеся в обращении до размещения, предполага­ются оплаченными по цене ниже рыночной стоимости при соответству­ющем увеличении их количества.

Количество обыкновенных акций (КА), находящихся в обращении, корректируется в зависимости от соотношения рыночной стоимости (PC) на дату окончания указанного размещения и средней расчетной стоимо­сти (СРС) обыкновенных акций на следующую дату после окончания размещения:



Исходя из этого, средняя расчетная стоимость обыкновенных акций, находящихся в обращении, определяется как частное от деления сово­купной стоимости обыкновенных акций (Д1 + Д2), находящихся в об­ращении на дату, следующую за датой окончания размещения, на их ко­личество (КА):



где Д1 — рыночная стоимость обыкновенных акций, находящихся в об­ращении до размещения, которая определяется как произведение рыноч­ной стоимости обыкновенной акции на дату окончания размещения (PC) на количество обыкновенных акций, находящихся в обращении до нача­ла указанного размещения; Д2 — средства, полученные от размещения обыкновенных акций по цене ниже рыночной стоимости.

Как уже отмечалось, заемный капитал также играет немаловажную роль в составе источников средств предприятия. В финансовом менедж­менте заемным капиталом считаются долгосрочные кредиты банков и иных кредитных организаций, облигационные займы и займы других юридических лиц, бюджетные ссуды, выделенные на строго определен­ные цели.

В соответствии с действующим законодательством размещение обществом облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг осуществляется по решению совета директоров (наблюдательного совета) общества, если иное не предусмотрено его уставом. При этом общество вправе разме­щать облигации, обеспеченные залогом определенного его имущества, либо облигации под обеспечение, предоставленное обществу для выпуска облигаций третьими лицами, и облигации без обеспечения. Размещение последних допускается не ранее третьего года существования общества и при условии надлежащего утверждения к этому времени двух его го­довых балансов.

Краткосрочная кредиторская задолженность в финансовом менедж­менте не включается в состав заемного капитала. Поскольку по своему экономическому содержанию она служит для поддержания необходи­мого уровня оборотных средств предприятия. Бесплатным источником средств для организации является также нормальная, непросроченная задолженность. Аналогичное трактование кредиторской задолженнос­ти существует и в финансовом анализе. Для построения аналитическо­го баланса, как правило, величина оборотного капитала показывается за вычетом кредиторской задолженности.

Величина заемного капитала, а в особенности его доля в структуре источников средств предприятия характеризует финансовую устойчи­вость организации. Традиционно считается, что идеальным соотноше­нием собственного и заемного капитала является 50 : 50, однако в прак­тической деятельности необходим индивидуальный подход к оценке величины долговой нагрузки на предприятие.

Для этого необходимо рассмотреть не только долю заемных средств, но также и условия их предоставления: сроки, ставки процента, налого­обложение процентных выплат. Согласно законодательства суммы про­центных выплат в пределах ставки рефинансирования и банковской маржи выводятся из-под налога на прибыль или обладают «налоговым щитом». За счет последнего возникает так называемый эффект финан­сового рычага, или увеличение рентабельности собственного капитала организации.

Однако финансовый рычаг действует положительно лишь до тех пор, пока ставка за кредит не превысит величину экономической рентабель­ности самой организации. С этой точки зрения при управлении струк­турой капитала решающее значение имеет не столько соотношение соб­ственных и заемных средств, сколько условия предоставления кредита.

В то же время значительная доля заемных источников означает и существенное отвлечение средств на выплату процентов, а следовательно, снижает платежеспособность организации и увеличивает риск для кре­диторов. Для оценки величины долговой нагрузки в данном случае мо­жет быть использован коэффициент покрытия выплат прибылью, нор­мальное значение которого равно трем.

Таким образом, управление капиталом организации — сложный про­цесс, направленный на оптимизацию его структуры, поддержание необ­ходимой величины собственного капитала и повышение его рыночной стоимости.

Для успешного достижения данных целей руководством организации могут использоваться разнообразные методы:

  • выбор политики в отношении формирования и использования от­дельных компонентов собственного капитала: резервного, добавочного,
    нераспределенной прибыли;

  • использование возможностей фондового рынка для операций с соб­ственными акциями, а также выпуска облигаций;

  • проведение продуманной политики привлечения средств из заем­ных источников, поиск наиболее дешевых способов;

  • разработка дивидендной политики, направленной на поддержание
    благосостояния акционеров.



Скачать файл (240.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации