Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Контрольная работа по материаловедению изделий легкой промышленности - файл 1.doc


Контрольная работа по материаловедению изделий легкой промышленности
скачать (138.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc139kb.16.11.2011 08:33скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Вариант №3.

Задание №1.

1. Прочность окраски тканей к различным воздействиям. Методы определения, влияние на качество одежды.

Под прочностью окраски ткани понимают устойчивость окрасок к различным физико-механическим воздействиям, которым они подвергаются в условиях эксплуатации (действию света, воды, пота, стирки, трения, глажения, химической чистки и др.).

Под действием этих факторов происходят физико-химические изменения в структуре красителей и нарушается прочность их связей с волокнами, что приводит к изменению цвета материала и закрашиванию соприкасающих поверхностей. Изменение цвета происходит в результате изменения состояния молекул красителя и химических процессов, приводящих к деструкции красителя. Степень протекания этих процессов зависит от интенсивности и продолжительности действия факторов, а также от устойчивости красителя.

Фотохимический процесс выцветания, происходящий при действии видимого излучения, очень сложен. Энергия поглощенной части потока излучений вызывает возбуждение молекул красителя, увеличивает скорость их движения. При этом возникают вторичные процессы (часто окислительного характера), приводящие к деструкции красителя, особенно в присутствии влаги или кислорода воздуха. Подобные процессы протекают и при действии тепла, энергия которого также вызывает тепловое движение молекул красителя и способствует его деструкции. Изменение цвета может носить обратимый или необратимый характер. В первом случае изменяется состояние молекул красителя, наблюдается их тепловое движение; по окончании действия возбуждающего фактора (света, тепла) молекулы возвращаются в первоначальное состояние и, следовательно, цвет восстанавливается. Например, при утюжильной обработке изделия часто наблюдается кратковременное изменение цвета материала, который восстанавливается при его охлаждении. Однако более длительное или более интенсивное тепловое воздействие может вызвать необратимые процессы деструкции красителя, что приведет к появлению цветовых пятен на изделии.

По прочности окраски вырабатываемые ткани подразделяются на несколько видов. Так, шелковые и хлопчатобумажные ткани выпускаются обыкновенного, прочного и особо прочного крашения; шерстяные ткани вырабатывают с обычной, прочной и особо прочной окраской; льняные ткани — прочного и особо прочного крашения.

Большинство красителей дает окраску неодинаковой прочности по отношению к разным воздействиям. Так, например, прямые красители неустойчивы к стирке и действию света, но в большинстве случаев устойчивы к трению; кубовые же красители, наоборот, не выцветают на свету и не линяют при стирке, но неустойчивы к сухому трению. Поэтому в зависимости от назначения ткани и трикотажные полотна окрашивают различными красителями.

Устойчивость окраски имеет большое значение при оценке внешнего вида текстильных изделий. Прочность окраски характеризует способность окрашенных тканей сохранять первоначальный цвет после различных воздействий. Специальными стандартами установлены нормы устойчивости окраски к тем или иным воздействиям.

Устойчивость окраски текстильных материалов оценивается по комплексу физико-механических и химических воздействий: света, светопогоды, увлажнения, сухого и мокрого трения, пота, мыльного раствора, химической чистки, утюжильной обработки и др. Комплекс физико-механических и химических воздействий для конкретных материалов устанавливается в зависимости от их назначения, волокнистого состава, условий, в которых они находятся при изготовлении и эксплуатации изделий. Например, шерстяные платьевые ткани подвергают всем испытаниям, кроме воздействия воды, шерстяные костюмные ткани — кроме воздействия стирки, шерстяные пальтовые ткани — кроме воздействия стирки и пота, шелковые подкладочные ткани — кроме воздействия света и стирки.

Прочность окраски к каждому воздействию определяется степенью просветления первоначальной окраски и степенью закрашивания белого материала в результате этого воздействия, которые определяются с помощью эталонов окрасок. Изменение первоначальной окраски или степень закрашивания белого материала устанавливают визуально путем сравнения с эталонами окрасок или шкалами эталонов прочности окрасок. Каждому эталону соответствует определенный балл - от 1 до 5, причем балл 1 означает низшую, а балл 5 высшую оценку степени стойкости окраски.

Стандартами предусмотрены методики оценки устойчивости окраски ткани почти к 30 видам воздействий

^ 2. Истирание текстильных изделий. Методики определения устойчивости к истиранию, критерии оценки.

Истирание относится к механическим факторам износа. Истирание материала происходит вследствие его трения об окружающие предметы, связано с уменьшением массы материала и обычно сопровождается потерей его прочности. Износостойкость в большой степени определяется способностью материала оказывать сопротивление усталостному истиранию. Утомление приводит к образованию неисчезающих деформаций и расшатыванию структуры материала без существенной потери его массы.

Под воздействием механических факторов износа изменяются геометрические размеры деталей одежды, что влечет за собой потерю формы и внешнего вида изделия.

Материалы при трении об окружающие предметы истираются в точках контакта соприкасающихся поверхностей. Характер разрушения волокон на контактирующих участках зависит от структуры материала и вида истирающих поверхностей. При многократных воздействиях мягких истирающих поверхностей происходит объемное и поверхностное деформирование волокон, износ носит усталостный характер. При наличии же на истирающей поверхности жестких частиц происходит микросрезание волокон, при котором деформирование отсутствует, а материал изнашивается вследствие потери массы из-за выпадения частиц волокон. Для текстильных материалов наиболее характерен усталостный износ.

При истирании в непосредственном соприкосновении с истирающими предметами находится опорная поверхность материала. Поэтому от ее величины и характера в большой степени зависит устойчивость материала к истиранию. Чем больше напряженность нитей и волокон, тем быстрее разрушается опорная поверхность. Чем больше опорная поверхность материала, тем меньше интенсивность ее износа, так как давление, а следовательно, и истирающие усилия распределяются на большей площади.

Интенсивность эксплуатационных нагрузок распределяется на детали одежды неодинаково, поэтому одни из них изнашиваются быстрее, чем другие. Анализ топографии износа, проведенный ЦНИИШПом, показал, что распределение изношенных мест одноименных видов изделий обычно одинаково. На основании этого участки наиболее интенсивного истирания изделия следует упрочнять в процессе пошива вторым слоем материала

(налокотники, наколенники, ластовицы) или тесьмой (низ брюк).

Для определения устойчивости текстильных изделий к воздействиям истирающих усилий проводят лабораторные испытания. По классификации Г. Н. Кукина и А. С. Ковальского приборы для определения устойчивости к истиранию нитей, тканей, трикотажных и нетканых полотен в зависимости от вида истирания подразделяются на три типа: 1) осуществляющие чистое трение; 2) осуществляющие истирание с одновременным растяжением и изгибом; 3) истирающие с одновременным смятием.

Контакт абразива (истирающей поверхности) с пробой материала может быть по всей его поверхности, по участкам или по сгибам. Направление истирающего усилия может быть ориентированным и неориентированным, абразив может совершать реверсивные (возвратно-поступательные) или вращательные (круговые) движения.

Наибольшее распространение имеют прибор ТИ-1М, осуществляющий чистое неориентированное истирание пробы по поверхности, и прибор ДИТ-М, истирающий пробу по кольцу. Для имитации истирания, происходящего с материалами в мокром состоянии, на основе прибора ДИТ-М создан прибор ПМ-1. В целях моделирования условий разрушения материалов по сгибам изделия (на манжетах рукавов, воротнике, но низу брюк и др.) к прибору ДИТ-М Б. Л. Бузовым и А. В. Никитиным разработан универсальный зажим, позволяющий проводить испытания проб, согнутых под углом 180°. Благодаря зажиму на приборе ДИТ-М можно испытывать материалы как

в плоском положении, так и в согнутом. На приборах ИТС, ИС-2, ИТ-ЗМ материалы испытываются только и согнутом положении. В качестве абразива используются наждачный камень, корундовые и металлические поверхности, ткани, капроновые щетки и т. д.

Во всех случаях лабораторные испытания только частично воспроизводят износ материала от истирания, наблюдаемый в процессе эксплуатации изделия. При носке изделий текстильные материалы разрушаются в результате длительных, но слабых истирающих воздействий. Циклы воздействий разделены большими промежутками времени, в течение которых волокна успевают отрелаксировать. На приборах же циклы истирания следуют настолько часто, что наступает преждевременная динамическая усталость волокон, уменьшаются упругие и эластические деформации, что приводит к ухудшению распределения сил сопротивления истиранию и ускоряет процесс разрушения пробы.

В качестве критерия оценки устойчивости материала к истиранию должен служить признак, обусловливающий непригодность изделия для дальнейшей эксплуатации. Число циклов истирания до получения отверстия (дыры) характеризует выносливость материала и является одним из наиболее

распространенных критериев оценки износостойкости тканей и трикотажа, в особенности легко распускающегося. Время испытания пробы до разрушения характеризует долговечность материала. Однако очень часто после некоторого числа циклов истирания меняется цвет материала, появляются пилли, в двухслойных тканях типа драпа, двойном или жаккардовом трикотаже разрушается лицевая сторона, в результате чего материал

приобретает неприглядный вид задолго до образования дыры. Поэтому используются и другие критерии оценки: после определенного числа циклов истирания определяются потери прочности ткани при разрыве, трикотажа при продавливании, изменение сопротивления материала многократным растяжениям, изменения массы, воздухо- и светопроницаемости, для вязально-прошивных нетканых полотен потери массы при истирании до

дыры.

^ 3. Определить нормированную влажность ткани, выработанной из 60 ٪ вискозных и 40 ٪ ацетатных волокон.

Для смешанных текстильных материалов нормированная влажность, %, вычисляется по формуле ,

где – нормированная влажность волокон каждого вида, входящих в состав смешанного материала,٪; – номинальное содержание сухой массы волокон каждого вида в смешанной ткани, ٪; =1. 2, ..., .

٪.

Таким образом, нормированная влажность ткани равна 9,4 ٪.


Задание № 2.

^ 1. Характеристика ассортимента пальтовых тканей по сырьевому составу и структуре.

Шерстяные пальтовые ткани в зависимости от вида используемого сырья и структуры подразделяют на камвольные, тонкосуконные и грубосуконные пальтовые ткани; тонкосуконные и грубосуконные сукна; драпы.

^ Камвольные пальтовые ткани имеют на лицевой стороне четкий рисунок переплетения; их ассортимент сравнительно невелик. Это габардины, диагонали, крепы, букле и камвольно-суконные пальтовые ткани.

Габардины (чистошерстяные и полушерстяные) вырабатывают из тонкой крученой пряжи переплетением диагоналевым или сложная саржа (при более высокой плотности по основе, чем по утку), из пряжи, окрашенной в волокне, в основном бежевого, серого и реже синего цвета.

Букле пальтовое вырабатывают мелкоузорчатым переплетением из крученой пряжи в основе и фасонного утка, в структуру которого входит нить креповой крутки, что создает на ткани специфическую зернистую поверхность. Ткань бывает чистошерстяной и полушерстяной, обычно гладкокрашеной.

Пальтовые ткани по видам применяемой пряжи, переплетениям, отделке, внешнему оформлению наиболее разнообразны; вырабатывают их из пряжи линейной плотности 100 — 250 текс, поверхностная плотность тканей 350 — 650 г/м2, в том числе для детских пальто 350 — 450 г/м2. Содержание шерсти в полушерстяных тканях 20 — 70 %, для детской одежды 20 — 30 %. В смеси с шерстью используют короткие вискозные, лавсановые, нитроновые и другие химические волокна, лен, восстановленную шерсть (до 20 %) и очесы гребенного производства (от 10 до 40%).

Пальтовые чистошерстяные ткани преимущественно гладкокрашеные и меланжевые, для них характерна гладкая структура с рельефными рисунками, образованными переплетениями (рогожка, диагональ и др.). Вырабатывают ткани с использованием пряжи фасонной крутки (петлистой, с непсом, эпонж; и др.). Выпускают также пальтовые ткани разворсованными с коротким и длинным ворсом, тиснением, замше - и фетроподобные. Иногда оформление лицевой стороны аналогично драпам, но уступает им по плотности, добротности и массивности. Большинство пальтовых тканей имеют однослойную структуру и очень немного тканей полутораслойную и двухслойную, которые, как правило, выпускают двухсторонними и используют изнаночную сторону тканей для отделки деталей пальто (воротники, манжеты, карманы).

К наиболее типичным тканям относятся: фланели — мягкие гладкокрашеные или меланжевые ткани полотняного переплетения, прошедшие длительную валку; букле тонкосуконное массивнее и рельефнее, чем камвольное; ткани мелкоузорчатых переплетений с длинным начесным ворсом, включающим грубый волос; ткани сатинового переплетения с безворсовой поверхностью или сглаженным ворсом; ткани из фасонной пряжи. К классическим мужским тканям относятся: твид — плотная меланжевая ткань, вырабатываемая из фасонной пряжи с эффектом непса и содержащей мертвый волос; шеврон — плотная пестроткань со стропилообразным рисунком переплетения, напоминающим елочку; шетланд — разворсованная ткань саржевого переплетения с эффектом седины.

Основная масса полушерстяных тканей вырабатывается пестроткаными с рельефной поверхностью, образуемой применением фасонной пряжи.

Полушерстяные ткани характеризуются различными структурами, которые постоянно обновляются. Используют разнообразные смески, в том числе вырабатывают много тканей двухкомпонентного состава: шерсть с вискозным волокном (качество тканей зависит от содержания шерсти, крутки пряжи и плотности), однако вискозное волокно придает тканям сминаемость; шерсть с нитроном (до 40%) — ткани мягкие, малоусадочные, малосминаемые, красивые (типа рогожки, буклированные).

Драпы — это наиболее плотные и тяжелые ткани, используемые для пошива демисезонных, реже зимних пальто. В зависимости от назначения драпы имеют определенную поверхностную плотность: мужские — 600 — 800 г/м2, женские — 500 — 600, детские — 450 — 550 г/м2. Их вырабатывают из аппаратной пряжи линейной плотности 60 — 170 текс.

Для драпов характерна менее разнообразная, чем для пальтовых тканей, и более строго выдержанная фактура. Драпы должны иметь следующие отличительные признаки: полутора- или двухслойное переплетение, сильную увалку, разворсованную лицевую поверхность. Некоторые однослойные

ткани, сильно уваленные и разворсованные, не совсем правильно относят к группе драпов, их следует включать в группу пальтовых тканей. Кроме того, двухслойные ткани без начесного ворса также не могут быть отнесены к драпам.

Драпы выпускают чистошерстяными и полушерстяными, их вырабатывают из шерсти тонкой, полутонкой и реже полугрубой, обратов суконного производства, гребенных очесов, восстановленной шерсти, химических коротких волокон (вискозного, капронового, нитронового) и хлопка;

характеризуются высокими тепло- и ветрозащитными свойствами.

По характеру лицевой и изнаночной поверхности различают драпы однолицевые и двухлицевые. У однолицевых драпов тщательно отделана только лицевая сторона, у двухлицевых — обе поверхности ткани. Вырабатывают драпы с различными лицевой и изнаночной поверхностями по волокнистому составу, переплетению и внешнему оформлению, например:

"лицо" — гладкокрашеное, а изнанка — пестротканая (в клетку).

^ Сукна тонкосуконные — это небольшая группа плотных однослойных сильно уваленных тканей, войлокообразный застил полностью закрывает ткацкое переплетение. Выпускают сукна чистошерстяными и полушерстяными, меланжевыми и гладкокрашеными.

^ Грубосуконные ткани в ассортименте шерстяных тканей имеют наименьший удельный вес. Вырабатывают эти ткани из грубой и полугрубой шерсти. В процессе отделки ткани подвергаются интенсивной валке, поэтому они

отличаются значительной толщиной и жесткостью, но имеют хорошие

теплозащитные свойства и износоустойчивость; поверхностная плотность от 500 до 760 г/м2. В ассортименте преобладают полушерстяные ткани. В смеску вводят вискозное, медно-аммиачное и капроновое волокна, восстановленную шерсть. Основной ассортимент грубосуконных тканей представлен сукнами; в небольшом количестве выпускают пальтовые ткани и бобрики.

^ Хлопчатобумажные одежные ткани используют для пошива плащей и утепленной ведомственной и рабочей одежды.

Зимние одежные ткани объединяют наиболее тяжелые (303 — 415 г/м2) и плотные ткани; их вырабатывают усиленным сатиновым переплетением с высокой плотностью в утке. Лицевая сторона тканей покрыта плотным, запрессованным ворсом, образуемым путем многократного начеса и стрижки. Для закрепления ворса ткани аппретируют. Они предназначены для пошива теплой одежды, курток, спортивных костюмов. Основной ассортимент этих тканей составляют сукно, вельветон и замша.

Из шелковых тканей для летних пальто используют бархат, у которого грунт выработан из хлопка, а ворс - из шелковых нитей.

2. Виды вязально-прошивных нетканых полотен, применяемых для изготовления одежды. Указать их структуру, свойства, волокнистый состав, области применения для изготовления одежды.

Для изготовления вязально-прошивных нетканых материалов применяются натуральные и искусственные волокна (хлопок, шерсть, лен, вискозный штапель, нитрон, хлорин) и их отходы.

Среди вязально-прошивных нетканых полотен выделяют холстопрошивные, нитепрошивные, тканепрошивные.

^ Xолстопрошивные нетканые полотна представляют собой волокнистый холст, скрепленный трикотажным переплетением, образуемым из

хлопчатобумажной пряжи линейной плотности 18,5 текс2 ― 25 текс2,

вискозных комплексных нитей линейной плотности 16,6 текс или капроновых нитей линейной плотности 6,7- 15,6 текс. Для провязывания вязально-прошивных нетканых материалов из волокнистых холстов чаще всего используют хлопчатобумажную пряжу, шерстяную гребенную пряжу.

Из холстопрошивных нетканых полотен изготовляют женские платья, халаты, пляжные ансамбли, детскую и спортивную одежду, мужские сорочки, пальто. Эти полотна обладают рядом ценных свойств. Пористость и

рыхлость структуры сообщает им хорошие теплозащитные свойства и

воздухопроницаемость, они гигроскопичны и имеют удовлетворительную

износостойкость. Основной недостаток их - большое увеличение ширины со

значительной долей пластических деформаций, в результате чего одежда

быстро теряет форму и сминается. Большинство холстопрошивных полотен

обладает жесткостью и плохо драпируется. При влажно-тепловых обработках

эти полотна значительно усаживаются по длине, часто неравномерно. На них вследствие слабого закрепления волокон холста в структуре легко образуются пилли.

^ Нитепрошивные нетканые полотна («Малимо») состоят из трех систем нитей: продольных, поперечных и скрепляющих. Нитепрошивные материалы образуются путем провязывания нитей, уложенных в поперечном направлении (уток) или двух систем нитей (основа и уток), третьей (прошивной) системой. Для выработки нетканых материалов из слоев нитей (малимо) используют хлопчатобумажную пряжу в продольном и поперечном направлениях, а также шерстяную аппаратную пряжу большой линейной плотности.




Рис. 1 Структура вязально-прошивного нетканого материала малимо из слоев нитей, соединенных переплетением трико


Нитепрошивные полотна используют:

для технических целей: основа для искусственной кожи, линолеума, транспортерные ленты, парусина, различные напольные покрытия, обивка для мебели, обтирочное, тарное полотно и т.д.;

для бытовых целей: полотна для изготовления одежды (блузок, платьев, костюмов, пальто и курток), простыней, салфеток, полотенец.

Нитепрошивные полотна имитируют основовязаный трикотаж, хотя имеют менее пористую структуру. Они обладают достаточной воздухопроницаемостью, гигроскопичностью и теплозащитными свойствами, но меньшей, чем трикотаж, устойчивостью к истиранию. По сравнению с холстопрошивными нитепрошивные нетканые полотна более формоустойчивы благодаря распрямленному положению продольных и поперечных нитей, что придает изделиям из них большую стабильность формы.

^ Тканепрошивные нетканые полотна («Малиполь») состоят из легкого каркаса, прошитого системой ворсовых нитей. В качестве каркаса используются ткани, трикотажные полотна, полотна «Малимо» и пленочные

материалы. На одной стороне каркаса располагаются ворсовые петли, на

другой стороне ворсовая нить закрепляется переплетением трико, что придает полотну вид двухлицевого трикотажа.


Рис. 2 Структура нетканого материала малиполь


Тканепрошивные полотна могут быть махровыми (с петельчатой поверхностью) и ворсовыми, если петли начесываются. Махровые полотна

используются для мужских сорочек, пляжных ансамблей, платьев, детских изделий, ворсовые — для пальто и спортивной одежды.

^ 3. Определить сорт льняной ткани с добавлением химических волокон, если в куске длиной 35 м и шириной 120 см было обнаружено отклонение по массе 1 м2 – 5 ٪, а число местных дефектов было 50.

Для полульняных тканей І сорта отклонения по физико-механическим свойствам не допускаются. Для ІІ сорта отклонения по массе 1 м2 допускаются не более 5 ٪. Значит данная ткань не может быть І сорта, но по отклонениям физико-механических свойств может быть ІІ сорта.

Количество местных пороков внешнего вида тканей на условную площадь 30 м2 вычислим по формуле , где – фактическое число пороков на измеряемом куске; – длина куска, м; – ширина куска, см;



Как видно из вычислений, число местных дефектов на условную площадь 30 м2 превышает 22, следовательно ткань несортовая.


Список литературы:

1. Бузов Б. А. и др. Материаловедение швейного производства /Б. А. Бузов,

Т. А. Модестова, Н. Д. Алыменкова.— М.: Легпромбытиздат, 1986.— 424 с.

2. Модестова Т. А., Флерова Л. Н., Бузов Б. А. Материаловедение швейного производства. Изд-во «Легкая индустрия», 1969. — 472 с.

3. Савостицкий Н. А., Амирова Э. К. Материаловедение швейного производства — М.: Изд. центр «Академия»: Мастерство: Высшая школа, 2001.


Скачать файл (138.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru