Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Контрольная работа - Конституционное право Республики Беларусь - файл к.р. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО.doc


Контрольная работа - Конституционное право Республики Беларусь
скачать (44.2 kb.)

Доступные файлы (1):

к.р. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО.doc791kb.31.08.2006 23:19скачать

содержание
Загрузка...

к.р. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
СОДЕРЖАНИЕ


1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ:

А) ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА, ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКА;

Б) ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ, ИХ ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ;

В) ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ.



3
3
4
5


2. ПАРЛАМЕНТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ:

А) НАЦИОНАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ – ПАРЛАМЕНТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ;

Б) СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ – ВЕРХНЯЯ ПАЛАТА ПАРЛАМЕНТА;

^ В) ПАЛАТА ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ;

Г) ПОРЯДОК ИЗБРАНИЯ И НАЗНАЧЕНИЯ ДЕПУТАТОВ ПАРЛАМЕНТА.


9

9
11

12
13

^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

19






  1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
^ А) ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА, ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКА
Конституционно-правовые основы экономической системы Республики Беларусь закреплены в основном в статьях 13 и 44 Конституции Республики Беларусь [1]. Ключевыми элементами экономической системы являются собственность, свобода экономической деятельности, общественно полезный труд.

Отношение к вопросу о собственности в решающей степени определяет реальный статус свободы личности, экономическую и политическую систему любого общества [6, с 142].

Согласно статье 13 Конституции Республики Беларусь собственность в Республике может быть государственной и частной.

При этом в соответствии со статьей 44 Конституции Республики Беларусь государство гарантирует каждому право собственности и содействует ее приобретению. Собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами. Неприкосновенность собственности, право ее наследования охраняются законом.

Собственность, приобретенная законным способом, защищается государством. Государство поощряет и охраняет сбережения граждан, создает гарантии возврата вкладов. Принудительное отчуждение имущества допускается лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества, а также согласно постановлению суда.

Осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц.

Гарантии беспрепятственного осуществления и развития предпринимательской и иной экономической деятельности в социальных целях закреплены в статье 13 Конституции Республики Беларусь:

1) государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности;

2) государство способствует развитию кооперации;

3) государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Социальный характер Республики Беларусь проявляется в том, что в соответствии с частью пятой ст. 13 Конституции государство призвано осуществлять регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечивать направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях. Этими требованиями предопределяется сущность политики государства в сфере образования, социального обеспечения, привлечения к труду, занятости, налогообложения и т.д. Однако при этом очень важно найти баланс интересов отдельного человека и общества в целом. При проведении социальной политики государством не должны ущемляться конституционные права и свободы граждан [7, с. 30].

Что касается третьего компонента экономической системы – общественного полезного труда, то согласно статье 41 Конституции Республики Беларусь гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда.

Государство создает условия для полной занятости населения. В случае незанятости лица по не зависящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом.

Граждане имеют право на защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров (соглашений) и право на забастовку.

Принудительный труд запрещается, кроме работы или службы, определяемой приговором суда или в соответствии с законом о чрезвычайном и военном положении.

Государство также гарантирует трудящимся право принимать участие в управлении предприятиями, организациями и учреждениями с целью повышения эффективности их работы и улучшения социально-экономического уровня жизни.
^ Б) ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ, ИХ ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
Как уже отмечалось, собственность в Республике Беларусь существует в двух формах – государственной и частной.

Государственная и частная форма собственности в свою очередь делятся в зависимости от субъектов права собственности.

Государственная собственность выступает в виде республиканской собственности (собственность Республики Беларусь) и коммунальной собственности (собственность административно-территориальных единиц) (пункт 1 статьи 215 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК)) [3].

Республиканская собственность принадлежит всему народу Республики Беларусь и используется в интересах всего населения Республики Беларусь. Имущество республиканской собственности закреплено за государственными организациями Республики Беларусь.

Средства республиканского бюджета, золотовалютный запас и алмазный фонд, объекты исключительной собственности Республики Беларусь и иное государственное имущество, не закрепленное за республиканскими юридическими лицами, составляют казну Республики Беларусь (п. 2 ст. 215 ГК).

Закон не содержит никаких ограничений относительно объектов, которые могут находиться в собственности Республики Беларусь.

Собственность административно-территориальных единиц (коммунальная собственность) принадлежит народу соответствующей административно-территориальной единицы и используется в его интересах. Она не является одновременно республиканской собственностью.

Коммунальная собственность состоит из казны административно-территориальной единицы (средств местного бюджета и иного коммунального имущества, не закрепленного за коммунальными юридическими лицами) и имущества, закрепленного за предприятиями и учреждениями административно-территориальной единицы в соответствии с актами законодательства.

Частная собственность также делится в зависимости от субъектов этой собственности на частную собственность физических лиц и частную собственность негосударственных юридических лиц (п. 3 ст. 213 ГК).

Частная собственность юридических лиц негосударственной формы собственности и частная собственность физических лиц используется исключительно в их интересах.

Содержание права собственности (как государственной, так и частной) включает в себя триаду правомочий собственника: собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом [8, с. 40].

Правомочие владения - это юридически обеспеченная возможность хозяйственного господства над вещью. Это не означает, что собственник все время имеет непосредственный контакт с имуществом. Достаточно, что он в любое время может непосредственно воздействовать на вещь. Например, собственник садового домика в садоводческом товариществе владеет им, хотя в течение всей зимы не был в нем.

Правомочие пользования - это юридически обеспеченная возможность извлечения из имущества его полезных свойств в процессе личного или хозяйственного потребления имущества.

Правомочие распоряжения - это юридически обеспеченная возможность определять судьбу имущества.
^ В) ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
Согласно статье 13 Конституции Республики Беларусь недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства. Кроме того, законом могут быть определены и другие объекты, которые находятся только в собственности государства, либо установлен особый порядок перехода их в частную собственность, а также закреплено исключительное право государства на осуществление отдельных видов деятельности.

Так, в частности, статьей 2 Закона Республики Беларусь «Об объектах, находящихся только в собственности государства» определены объекты, находящиеся только в собственности государства [5]. К ним относятся:

1. Природные ресурсы (земли сельскохозяйственного назначения, а также другие земли, не подлежащие в соответствии с законами Республики Беларусь передаче в частную собственность; недра; воды; леса; особо охраняемые природные территории и объекты (заповедники, национальные парки, заказники и памятники природы) и их имущество; дикие животные, обитающие в состоянии свободы и включенные в Красную книгу Республики Беларусь; редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений, включенные в Красную книгу Республики Беларусь; воздушное пространство Республики Беларусь; радиочастотный ресурс).

2. Военное и другое имущество, используемое исключительно в интересах государственной и общественной безопасности.

3. Химические субстанции (токсины), микроорганизмы (вирусы, бактерии), устройства и технологии, которые могут быть использованы для создания и производства химического и бактериологического (биологического) оружия, перечень которых установлен законодательством Республики Беларусь.

4. Предприятия по производству, хранению и сбыту наркотических и психотропных веществ и средств а также предприятия (объединения), организации и учреждения, занимающиеся выращиванием, переработкой и сбытом культур, содержащих наркотические вещества, в том числе предприятия по переработке конопли; наркотические и психотропные вещества и средства, за исключением установленных законодательством Республики Беларусь лекарственных препаратов, применяемых по назначению врача.

5. Предприятия по производству, хранению, сбыту сильнодействующих и ядовитых веществ, которые могут вызвать химическое загрязнение окружающей среды и создать очаги химического поражения людей, кроме предприятий по агрохимическому обслуживанию сельского хозяйства.

6. Взрывчатые вещества и взрывные устройства, за исключением видов, разрешенных к реализации в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

7. Радиоактивные вещества и материалы, включая изделия с их применением (кроме приборов и установок, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи), соответствующие отходы, упаковочные материалы, а также технологии, оборудование и установки для производства радиоактивных веществ и материалов и другое имущество, имеющее в соответствии с законодательством Республики Беларусь знак радиоактивной опасности.

8. Источники ионизирующих, акустических, электромагнитных и лазерного излучений, а также приборы и установки на их основе, имеющие военное назначение или предназначенные для поражения различных объектов, кроме приборов, установок и оборудования, приобретение и использование которых разрешено физическим и юридическим лицам в соответствии с законодательством Республики Беларусь, и приборов, оборудования, экспериментальных и технологических установок, используемых в соответствии с предназначением для обеспечения выполнения научных исследований, разработки и отработки новых технологических процессов.

9. Полигоны, здания, сооружения и оборудование для захоронения бытовых, промышленных, твердых и жидких радиоактивных, ядовитых химических отходов, продуктов, материалов и других веществ, загрязненных радионуклидами, скотомогильники.

10. Предприятия по добыче, переработке руд ценных металлов и камней калийных руд, радиоактивных и редкоземельных элементов.

11. Национальные эталоны единиц величин.

12. Объекты инженерной инфраструктуры общего пользования, находящиеся в государственной собственности на момент принятия настоящего Закона и вновь вводимые в эксплуатацию, строительство которых осуществлялось за счет средств республиканского и местных бюджетов, целевых бюджетных и внебюджетных фондов, а также средств государственных предприятий.

13. Автомобильные дороги общего пользования, включая мосты, путепроводы, тоннели, предприятия государственного дорожного хозяйства, содержащие их на балансе и выполняющие работы по содержанию, ремонту и развитию, находящиеся в государственной собственности на момент принятия настоящего Закона и вновь вводимые в эксплуатацию, строительство которых осуществлялось за счет средств республиканского и местных бюджетов, республиканского и местных дорожных фондов.

14. Объекты железнодорожного транспорта, находящиеся в государственной собственности на момент принятия настоящего Закона и вновь вводимые в эксплуатацию, строительство которых осуществлялось за счет средств республиканского и местных бюджетов, целевых бюджетных и внебюджетных фондов, средств государственных предприятий, а также предприятия и организации, входящие в состав Белорусской железной дороги.

15. Внутренние водные пути, инженерные и искусственные сооружения, находящиеся в государственной собственности на момент принятия настоящего Закона и вновь вводимые в эксплуатацию, строительство которых осуществлялось за счет средств республиканского и местных бюджетов, целевых бюджетных и внебюджетных фондов, средств государственных предприятий, а также предприятия внутреннего водного транспорта, непосредственно обслуживающие эти сооружения и выполняющие работы по содержанию водных путей.

16. Метрополитен и городской электрический транспорт.

17. Предприятия, организации и учреждения лесного хозяйства, осуществляющие управление лесами, государственный контроль за лесопользованием, учет, охрану, защиту и воспроизводство лесов.

18. Учреждения Национального банка Республики Беларусь, обеспечивающие печатание банкнот национальной денежной единицы, чеканку монет, хранение неэмиссированных банкнот и монет, а также хранение печатных форм и штампов.

19. Предприятия, обеспечивающие выпуск и хранение знаков почтовой оплаты, государственных казначейских билетов, облигаций и других государственных ценных бумаг, а также предприятия по разработке и производству государственных знаков, бланков ценных бумаг и документов с определенной степенью защиты, специальных материалов, других средств и по разработке методов их защиты от подделки.

20. Предприятия, обеспечивающие производство и хранение орденов и медалей.

21. Движимые и недвижимые объекты исторического и культурного наследия, включенные в состав музейного, архивного и библиотечного фондов Республики Беларусь и переданные государством на постоянное хранение государственным музеям, государственным архивам, государственным библиотекам, государственным картинным галереям.

22. Входящие в состав Государственного архивного фонда и составляющие государственную часть Национального архивного фонда Республики Беларусь архивные фонды и документы.

23. Информация, сведения, объекты и имущество, отнесенные в соответствии с законодательством к государственным секретам.

24. Научные организации и организации научного обслуживания, входящие в состав Национальной академии наук Беларуси и Академии аграрных наук Республики Беларусь.

25. Имущество Национального банка Республики Беларусь, органов государственной власти и управления, местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, находящееся на балансе этих органов, средства республиканского и местных бюджетов, государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов.

26. Предприятия и объекты лечебно-производственных и исправительно-трудовых колоний.

27. Кладбища и крематории.

28. Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь.

Объекты, которые находятся в собственности государства, не подлежат приватизации и разгосударствлению.



  1. ^ ПАРЛАМЕНТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


А) НАЦИОНАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ – ПАРЛАМЕНТ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Термин «парламент» происходит от английского «parliament», который обязан своим рождением французскому глаголу parler – говорить. Впрочем, в дореволюционной Франции Парламентом назывался суд провинциального уровня, и лишь впоследствии этот термин стал эквивалентом английского.

Родиной Парламента является Англия, где с XII в. власть короля ограничила собрание крупнейших феодалов, высшего духовенства, представителей городов и графств. Позднее подобные учреждения возникли в Польше, Венгрии, Франции, Испании и других странах.

Современный Парламент – общегосударственный представительный орган, главная функция которого в системе разделения властей заключается в осуществлении законодательной власти. Он включает и верховное распоряжение государственной казной, то есть принятие государственного бюджета и контроль за его исполнением. В большей или меньшей степени в зависимости от формы правления того или иного государства Парламент осуществляет контроль за исполнительной властью.

Значение Парламента в современном обществе огромно. Он является выразителем интересов различных политических сил, ареной поиска компромиссов, т.е. он обладает представительным характером. В ряде случаев в парламентской деятельности доминируют мелкие и мельчайшие интересы, личные амбиции, различные неформальные связи, как это бывает в некоторых странах СНГ [9, с. 80]. Парламент Республики Беларусь, согласно референдуму 1996 г. – Национальное собрание, является представительным и законодательным органом Республики Беларусь.

Нынешние Парламенты состоят из одной или двух палат, хотя истории известны Парламенты с большим числом палат (например, в соответствии с Конституцией Югославии 1963 г. число палат доходило до 6). Палаты Парламента имеют разные названия, но их принято называть нижней и верхней.

В соответствии со ст. 90 Конституции Республики Беларусь Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь.

Национальное собрание состоит из двух палат: Палаты представителей (нижняя палата) и Совета Республики (верхняя палата).

Срок полномочий Парламента – 4 года, однако он может быть продлен в случае войны (ст. 93 Конституции Республики Беларусь). Полномочия Парламента Республики Беларусь могут быть досрочно прекращены по решению Президента в следующих случаях: отказ в доверии Правительству; выражение вотума недоверия Правительству; двукратный отказ в даче согласия Президента на назначение Премьер–министра; на основании заключения Конституционного Суда Республики Беларусь в случае систематического или грубого нарушения Конституции.

Роспуск Парламента не допускается: в период чрезвычайного или военного положения; в последние шесть месяцев полномочий Президента; в период решения Палатами вопроса о досрочном освобождении или смещении Президента с должности; в течение года со дня первых заседаний Палат.

В соответствии со статьей 92 Конституции Республики Беларусь депутаты Палаты представителей осуществляют свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе. Депутат Палаты представителей одновременно может быть членом Правительства Республики Беларусь, однако одно и то же лицо не может являться членом двух палат Парламента Республики Беларусь. Президент Республики Беларусь либо судья не может быть одновременно членом Парламента Республики Беларусь [1].

Правовой статус депутата определяется Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 4 ноября 1998 г. «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики и Национального Собрания Республики Беларусь» [4], Регламентом Палат Республики Беларусь.

Парламент Республики Беларусь осуществляет свою деятельность в различных формах: на раздельных и совместных заседаниях палат путем работы постоянных комиссий и комитетов, путем деятельности депутатов в избирательных округах; главной формой работы Парламента является сессия. Сессия – это период времени, в течение которого палаты Парламента могут проводить пленарные заседания и принимать свои решения.

В Республике Беларусь палаты Парламента собираются на две очередные сессии в год: осеннюю (открывается 2 октября) – продолжительностью не более чем 80 дней и весеннюю, которая открывается 2 апреля и работает не более чем 90 дней. Если 2 октября или 2 апреля приходится на нерабочий день, то сессия открывается в первый, следующий за ним рабочий день.

Сессии палат Парламента проводятся раздельно. Сессии состоят из раздельных (и совместных) заседаний палат, а также проводимых в период между ними заседаний постоянных комиссий палат.

Внеочередные сессии также предусматриваются Конституцией Республики Беларусь. Возможности созыва таких сессий ограничены. Внеочередные (чрезвычайные) сессии созываются особым порядком. При этом устанавливается, кем и в каком порядке такая сессия может быть созвана и чем должна заниматься. Палаты Парламента в случае особой необходимости созываются на внеочередную сессию по инициативе Президента, а также по требованию не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат по определенной повестке дня. Внеочередные сессии созываются указами Президента Республики Беларусь. В неустановленное время сессии собираются только по экстраординарной причине: решение вопроса войны, мира, преодоления стихийного бедствия и т.д.

Парламент обладает обширной компетенцией, то есть совокупностью прав и полномочий, определяющих роль и значение Парламента в жизни страны и его взаимоотношениях с другими органами государства.

^ Б) СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ – ВЕРХНЯЯ ПАЛАТА

ПАРЛАМЕНТА
Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска по восемь членов Совета Республики. Еще восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь.

В компетенцию Совета Республики входит следующее:

1) одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию; о толковании Конституции; проекты иных законов;

2) дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;

3) избирает шесть судей Конституционного Суда;

4) избирает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;

5) отменяет решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству;

6) принимает решение о роспуске местного Совета депутатов в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом;

7) рассматривает выдвинутое Палатой представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления, принимает решение о его расследовании. При наличии оснований большинством не менее двух третей голосов от полного состава принимает решение о смещении Президента с должности;

8) рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного положения, военного положения, полной или частичной мобилизации и не позднее чем в трехдневный срок после их внесения принимает соответствующее решение.

Совет Республики может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.

Совет Республики состоит из: Председателя, его заместителя; Президиума Совета Республики; Постоянных и временных комиссий Совета Республики. Президиум Совета Республики является постоянно действующим органом, подотчетным Совету Республики.

Членом Совета Республики может быть лицо не моложе 30 лет, являющееся гражданином Республики Беларусь и проживающее на территории соответствующей области, города Минска не менее чем 5 лет.

Членами Совета Республики не могут быть следующие лица: Президент Республики Беларусь; депутаты Палаты представителей; члены Правительства; судьи; не граждане Республики Беларусь; лица, не достигшие возраста 30 лет; не проживающие на соответствующей территории области и г. Минска 5 лет.
^ В) ПАЛАТА ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ
Депутаты Палаты представителей (110 человек) избираются гражданами Республики Беларусь в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Компетенцией Палаты представителей являются следующие действия:

1) рассматривает по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции;

2) рассматривает проекты законов, в том числе об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь; военной доктрины; ратификации и денонсации международных договоров; об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностей граждан; о гражданстве, статусе иностранцев и лиц без гражданства; о правах национальных меньшинств; об утверждении республиканского бюджета и отчета о его исполнении; установлении республиканских налогов и сборов; о принципах осуществления отношений собственности; об основах социальной защиты; о принципах регулирования труда и занятости; о браке, семье, детстве, материнстве, отцовстве, воспитании, образовании, культуре и здравоохранении; об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов; об определении порядка решения вопросов административно-территориального устройства государства; о местном самоуправлении; о судоустройстве, судопроизводстве и статусе судей; об уголовной ответственности; об амнистии; об объявлении войны и о заключении мира; о правовом режиме военного и чрезвычайного положения; об установлении государственных наград; о толковании законов;

3) назначает выборы Президента;

4) дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра;

5) заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет программу; повторное отклонение палатой программы означает выражение вотума недоверия Правительству;

6) рассматривает по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии Правительству;

7) по инициативе не менее одной трети от полного состава Палаты представителей выражает вотум недоверия Правительству; вопрос об ответственности Правительства не может быть поставлен в течение года после одобрения программы его деятельности;

8) принимает отставку Президента;

9) выдвигает большинством голосов от полного состава Палаты представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления; на основании соответствующего решения Совета Республики принимает большинством не менее двух третей голосов от полного состава решение о смещении Президента с должности;

10) отменяет распоряжения Председателя Палаты представителей.

Палата представителей может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.

В соответствии со ст. 92 Конституции Республики Беларусь депутаты Палаты представителей осуществляют свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе. Депутат Палаты представителей одновременно может быть членом Правительства Республики Беларусь, однако одно и то же лицо не может являться членом двух палат Парламента Республики Беларусь. Президент Республики Беларусь либо судья не может быть одновременно членом Парламента Республики Беларусь.
^ Г) ПОРЯДОК ИЗБРАНИЯ И НАЗНАЧЕНИЯ ДЕПУТАТОВ ПАРЛАМЕНТА
Порядок назначения членов Совета Республики и избрания депутатов Палаты представителей установлен Избирательным кодексом Республики Беларусь (далее - ИК) [2].

Так, согласно статье 97 ИК выборы членов Совета Республики нового созыва назначаются Президентом Республики Беларусь не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий Совета Республики действующего созыва.

От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска по восемь членов Совета Республики.

При досрочном прекращении полномочий Совета Республики проводятся внеочередные выборы в течение трех месяцев со дня досрочного прекращения полномочий палаты, которые назначаются Президентом Республики Беларусь.

Сообщение о дате проведения выборов обнародуется в средствах массовой информации не позднее трех дней после назначения выборов.

Кандидатами в члены Совета Республики не могут быть выдвинуты граждане, не имеющие права в соответствии с законодательством Республики Беларусь занимать должности в государственном аппарате в связи с наличием судимости, не снятой и не погашенной в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Выдвижение кандидатов в члены Совета Республики начинается за 90 дней и заканчивается за 60 дней до окончания полномочий Совета Республики действующего созыва.

Право выдвижения кандидатов в члены Совета Республики принадлежит президиумам местных Советов депутатов базового уровня и соответствующим исполнительным комитетам - районным, городским (городов областного подчинения), а в городе Минске - президиуму Минского городского Совета депутатов и Минскому городскому исполнительному комитету. В совместном заседании этих органов должны участвовать не менее двух третей от состава соответствующего президиума Совета депутатов и исполнительного комитета.

Решение совместного заседания президиума местного Совета депутатов базового уровня и соответствующего исполнительного комитета о выдвижении кандидата в члены Совета Республики принимается большинством голосов от их состава.

Президиум районного, городского (города областного подчинения) Совета депутатов и соответствующий исполнительный комитет могут выдвинуть только одного кандидата в члены Совета Республики. Один и тот же кандидат в члены Совета Республики может быть выдвинут несколькими президиумами районных, городских (городов областного подчинения) Советов депутатов и соответствующими исполнительными комитетами.

Кандидаты в члены Совета Республики регистрируются Центральной комиссией. Решение о регистрации кандидата в члены Совета Республики принимается при наличии следующих документов, поступивших в Центральную комиссию до начала регистрации: решения президиума местного Совета депутатов базового уровня и соответствующего исполнительного комитета о выдвижении кандидатом в члены Совета Республики; заявления лица, выдвинутого кандидатом в члены Совета Республики, о его согласии баллотироваться в Совет Республики от области, города Минска; биографических данных этого лица, декларации о доходах и имуществе.

Регистрация кандидатов в члены Совета Республики начинается за 60 дней и заканчивается за 55 дней до окончания полномочий Совета Республики действующего созыва.

Центральная комиссия проверяет соответствие порядка выдвижения кандидатов в члены Совета Республики, составляет об этом заключение и принимает решение о регистрации членов Совета Республики или мотивированное решение об отказе в регистрации.

Решение Центральной комиссии в трехдневный срок может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Беларусь. Верховный Суд Республики Беларусь рассматривает жалобу в трехдневный срок; его решение является окончательным. Зарегистрированным кандидатам в члены Совета Республики выдаются соответствующие удостоверения.

Кандидат в члены Совета Республики со дня его регистрации до дня опубликования итогов выборов не может быть направлен без его согласия в длительную командировку, а также призван на военную службу либо на военные сборы.

Заседание депутатов местных Советов депутатов базового уровня области, депутатов Минского городского Совета депутатов по выборам членов Совета Республики созывается не позднее чем за 35 дней до окончания полномочий Совета Республики по совместному решению президиума областного, Минского городского Совета депутатов и областного, Минского городского исполнительного комитета, принятому большинством голосов от их состава. В совместном заседании этих органов должны участвовать не менее двух третей от состава соответствующего президиума Совета депутатов и исполнительного комитета. Дата проведения заседания определяется в решении.

Заседание депутатов местных Советов депутатов базового уровня области, депутатов Минского городского Совета депутатов считается правомочным, если в нем принимает участие более половины от общего числа депутатов, избранных в местные Советы депутатов базового уровня области, Минский городской Совет депутатов. При этом в заседании депутатов местных Советов депутатов базового уровня области должны принять участие не менее одной четверти депутатов от каждого местного Совета депутатов базового уровня.

На заседании заслушивается заключение Центральной комиссии о правомочности выдвижения кандидатов в члены Совета Республики от области, города Минска и ее сообщение об их регистрации.

Решение заседания депутатов местных Советов депутатов базового уровня области, депутатов Минского городского Совета депутатов принимается большинством голосов от числа участвующих депутатов этих Советов.

На заседании депутатов местных Советов депутатов базового уровня области, депутатов Минского городского Совета депутатов по выборам членов Совета Республики проводится обсуждение кандидатов в члены Совета Республики, выдвинутых на совместных заседаниях президиумов местных Советов депутатов базового уровня области, Минского городского Совета депутатов и соответствующих исполнительных комитетов. Выдвижение иных кандидатур в члены Совета Республики на заседании депутатов местных Советов депутатов базового уровня области, депутатов Минского городского Совета депутатов не проводится.

Кандидаты в члены Совета Республики выступают на заседании с программой предстоящей деятельности.

На заседании принимается решение о включении кандидатов в члены Совета Республики в бюллетень для тайного голосования.

Голосование по выборам членов Совета Республики проводится в специально отведенном для этого помещении, в котором в достаточном количестве оборудуются кабины или комнаты для тайного голосования, определяются места выдачи бюллетеней. Ящики для голосования устанавливаются таким образом, чтобы голосующие при подходе к ним обязательно проходили через кабины или комнаты для тайного голосования.

Каждому депутату, принимающему участие в работе заседания, выдается бюллетень для тайного голосования. Бюллетени выдаются членами счетной комиссии в соответствии со списком депутатов, принимающих участие в работе заседания, при предъявлении депутатом его депутатского удостоверения. Депутат расписывается в получении бюллетеня в списке депутатов.

При проведении выборов членов Совета Республики каждый участник заседания голосует лично. Голосование за других депутатов не допускается.

Избранным членом Совета Республики считается кандидат, получивший по результатам голосования более половины голосов депутатов местных Советов депутатов базового уровня области, депутатов Минского городского Совета депутатов, принявших участие в голосовании.

Если при голосовании установленное количество членов Совета Республики, подлежащих избранию от области, города Минска, не было избрано, по решению заседания депутатов проводится второй тур голосования по кандидатурам, получившим наибольшее количество голосов.

Протокол заседания депутатов местных Советов депутатов базового уровня области, депутатов Минского городского Совета депутатов, а также вторые экземпляры решения заседания об утверждении результатов тайного голосования, протокола счетной комиссии, копия списка депутатов, принявших участие в заседании, хранятся в областном, Минском городском исполнительном комитете.

Центральная комиссия на основании поступивших документов устанавливает итоги выборов членов Совета Республики от областей и города Минска и регистрирует избранных членов Совета Республики.

Сообщение об итогах выборов членов Совета Республики и список избранных членов Совета Республики от областей, города Минска в алфавитном порядке с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, профессии, должности (занятия), места работы и места жительства, партийности каждого члена Совета Республики Центральная комиссия направляет в печать для опубликования не позднее чем в трехдневный срок со дня подписания протокола об итогах выборов членов Совета Республики.

Выборы в Палату представителей нового созыва назначаются Президентом Республики Беларусь не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий Палаты представителей действующего созыва.

При роспуске Палаты представителей в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, Президент одновременно назначает выборы в Палату представителей нового созыва. Внеочередные выборы в Палату представителей проводятся в течение трех месяцев со дня досрочного прекращения полномочий Палаты представителей действующего созыва.

Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит политическим партиям, зарегистрированным Министерством юстиции Республики Беларусь не позднее чем за шесть месяцев до назначения выборов, трудовым коллективам, а также гражданам путем сбора подписей.

Выдвижение кандидатов в депутаты начинается за 70 дней и заканчивается за 40 дней до выборов.

Выдвижение кандидатов в депутаты Палаты представителей от политических партий осуществляется высшими республиканскими органами политических партий при условии, что на территории соответствующего избирательного округа имеется созданная в установленном порядке до назначения выборов организационная структура политической партии, выдвигающей кандидата в депутаты.

Выдвижение кандидатов в депутаты Палаты представителей от трудовых коллективов организаций осуществляется на собраниях (конференциях) избирателей в трудовых коллективах. Собрания (конференции) избирателей в трудовых коллективах организаций, находящихся на территории избирательного округа, насчитывающих не менее 300 человек работающих и имеющих права юридического лица, созываются администрацией организации как по собственной инициативе, так и по инициативе группы избирателей в количестве не менее 150 человек, работающих в организации.

На собрании должно присутствовать более половины состава трудового коллектива.

Трудовой коллектив может выдвинуть только одного кандидата в депутаты Палаты представителей.

Выдвижение кандидата в депутаты Палаты представителей путем сбора подписей избирателей осуществляется группой избирателей (инициативной группой) в количестве не менее 10 человек, а кандидатов в депутаты местных Советов депутатов - инициативной группой в количестве от 3 до 10 человек. Список членов инициативной группы с указанием ее руководителя вместе с заявлением о регистрации группы подается в соответствующую окружную, территориальную избирательную комиссию не позднее чем за 65 дней до выборов лицом, имеющим намерение выдвинуться кандидатом в депутаты. В списке указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, профессия, должность (занятие), место работы и место жительства, партийность лица, предлагаемого для выдвижения кандидатом в депутаты, а также фамилия, имя и отчество, дата рождения, место жительства каждого члена группы и ее руководителя.

Лицо, предлагаемое для выдвижения кандидатом в депутаты Палаты представителей по избирательному округу группой избирателей, должны поддержать не менее 1000 избирателей, проживающих на территории данного избирательного округа.

Кандидат в депутаты может баллотироваться только по одному избирательному округу. При выдвижении кандидатом в депутаты по нескольким избирательным округам о согласии баллотироваться по определенному избирательному округу и об отказе баллотироваться по остальным избирательным округам кандидат в депутаты сообщает соответствующей окружной, территориальной избирательной комиссии не позднее чем через три дня после окончания срока выдвижения кандидатов в депутаты. Невыполнение данного требования является основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты по всем избирательным округам.

Отказ в регистрации кандидата в депутаты Палаты представителей может быть обжалован в трехдневный срок в Центральную комиссию. Решение Центральной комиссии в трехдневный срок может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Беларусь. Верховный Суд Республики Беларусь рассматривает жалобу в трехдневный срок, его решение является окончательным.

Центральная комиссия, окружная, территориальная избирательная комиссия не позднее чем на четвертый день после регистрации кандидатов в Президенты Республики Беларусь, в депутаты передает в средства массовой информации для опубликования сообщение о регистрации с указанием фамилии, имени и отчества, даты рождения, профессии, должности (занятия), места работы и места жительства, партийности каждого кандидата в Президенты Республики Беларусь, в депутаты или информирует об этом избирателей другим способом.

Избранным в первом туре выборов по избирательному округу считается кандидат в депутаты Палаты представителей, получивший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, если выборы были признаны состоявшимися.

Выборы признаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более половины избирателей округа, включенных в списки граждан, имеющих право участвовать в выборах.

Если ни один из кандидатов в депутаты Палаты представителей не набрал необходимого количества голосов, то не позднее чем в двухнедельный срок по решению окружной избирательной комиссии проводится в избирательном округе второй тур голосования по двум кандидатам в депутаты, получившим наибольшее количество голосов избирателей. Об этом решении окружная избирательная комиссия сообщает Центральной комиссии и информирует избирателей округа на следующий день после назначения второго тура голосования.

Выборы во втором туре признаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более 25 процентов избирателей, внесенных в списки граждан, имеющих право участвовать в выборах. Избранным считается кандидат в депутаты, получивший большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Центральная комиссия на основании поступивших протоколов окружных избирательных комиссий устанавливает итоги выборов депутатов по избирательным округам, регистрирует избранных депутатов Палаты представителей.

Сообщение об итогах выборов депутатов Палаты представителей по Республике Беларусь и список избранных депутатов в алфавитном порядке Центральная комиссия направляет в печать для опубликования не позднее чем в трехдневный срок со дня подписания протокола об итогах выборов.
^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.-05.01.1999.-N 1- 1/0.

  2. Избирательный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 11 февраля 2000 г. N 370-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2000. - N 25. - 2/145.

  3. Гражданский кодекс Республики Беларусь. – Мн.: НЦПИ, 1999. – 512 с.

  4. О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 4 ноября 1998 г. N 196-З(ред. от 04.01.2003)// Ведомости Национального собрания Республики Беларусь.- 1998.- N 35.- ст. 516.

  5. Об объектах, находящихся только в собственности государства: Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. N 156-З // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. – 1998. - N 19. - Ст. 216.

  6. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для вузов. - М.: НОРМА, 2004. - 816 с.

  7. Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: Учеб. для студ. вузов. - Мн.: Книжный Дом, 2003. - 832 с.

  8. Демичев Д.М. Конституционное право: Учебное пособие. - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003. - 379 с.

  9. Обухович И.В. Курс лекций по конституционному праву Республики Беларусь. – Мн.: МИТСО, 2003. – 136 с.



Скачать файл (44.2 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru