Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Структура законодательства Российской Федерации в информационной сфере - файл 1.doc


Контрольная работа - Структура законодательства Российской Федерации в информационной сфере
скачать (112 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc112kb.03.12.2011 22:19скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
ОГЛАВЛЕНИЕ

стр

Введение...………………….………………………………………………………..

3

§1. Структура информационного законодательства...............................................

5

§2. Общий обзор нормативных правовых актов защиты информации.................

10

Заключение..................................................................................................................

14

Список использованных источников........................................................................

16



Введение



Теоретическая и практическая востребованность данной темы диктуется постоянно растущим значением информации и, как следствие, корректного и надежного обеспечения ее доступности лишь определенному кругу лиц, обладающих соответствующей компетенцией.

Актуальность данной темы обусловлена следующими обстоятельствами.

Во-первых, качественно новой ролью информации в современном обществе, превращением ее в основной социальный ресурс и параметр цивилизованности современных государств.

Во-вторых, возрастанием политической роли информации, превращением ее в национальный политико-стратегический ресурс и критерий зрелости и развитости политической системы. Сегодня в научном мире информация вполне обоснованно считается политическим капиталом нации. Прогрессивная состоятельность и политический вес страны, ее возможности эффективно влиять на мировые события зависят не только от вещественно-силовых факторов (например, военной и экономической мощи), но и от возможности использовать интеллектуальный потенциал других стран.

Объектом настоящего исследования являются правоотношения в сфере обеспечения, управления и закрепления мер по осуществлению информационной безопасности в РФ.

Предметом исследования выступает структура законодательства РФ в информационной сфере.

Основной целью исследования является анализ правовых основ обеспечения информационной безопасности российского общества в условиях глобальной информатизации мирового сообщества, оказывающих на них значительное влияние.

Данная цель достигается решением следующих задач:

- анализом источников информационного права;

- исследованием процесса влияния административно-правовых институтов государства современной России на становление и функционирование системы информационной безопасности;

- рассмотрением нормативных правовых актов защиты информации.

В процессе написания работы было использовано законодательство РФ об информационной безопасности, а так же литература и научные статьи, затрагивающие данную область. Теоретико-методологические основы, созданные другими исследователями вопросов информации и информатизации, позволяют успешно исследовать данную проблематику.

§1. Структура информационного законодательства
Под источниками информационного права понимаются внешние формы выражения информационно-правовых норм. Основу источников информационного права составляют нормативные правовые акты информационного законодательства, которое ныне активно развивается.

По уровню принятия нормативных правовых актов информационного законодательства и их действию в пространстве можно выделить федеральные акты, акты субъектов РФ и акты органов местного самоуправления.

Федеральный уровень источников информационного права представляется информационно-правовыми нормами Конституции РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и нормативными распоряжениями Президента РФ, постановлениями и нормативными распоряжениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных министерств и ведомств.

Источники информационного права на уровне субъектов РФ – это законы и иные нормативные правовые акты высших органов государственной власти субъектов РФ и нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ.

Источники информационного права на уровне органов местного самоуправления представляются нормативными правовыми актами этих органов, принимаемыми в порядке применения норм федерального уровня и уровня субъектов РФ.

Структура информационного законодательства может быть представлена следующей совокупностью информационных правовых норм и актов информационного законодательства:

- информационно-правовые нормы международных актов;

- информационно-правовые нормы Конституции РФ;

- нормативные правовые акты отрасли информационного законодательства;

- информационно-правовые нормы в составе других отраслей законодательства.

Полнота правового регулирования информационных отношений в информационной сфере может быть достигнута только в том случае, если совокупность информационно-правовых норм актов информационного законодательства «перекроет» все множество отношений матрицы информационных правоотношений применительно ко всем возможным объектам информационных правоотношений и субъектам, действующим в информационной сфере. А поскольку информация проникает во все области и направления деятельности гражданина, специалиста, руководителя, юридических лиц, государства, то и информационно-правовые нормы, составляющие информационное законодательство, как бы пронизывают все законодательство РФ как по вертикали (по видам нормативных правовых актов и по уровню их принятия), так и по горизонтали (по отраслям российского законодательства).

"Вертикальная" структура информационного законодательства, как и всего законодательства РФ, строится исходя из принципа верховенства закона: нормы вышестоящего по иерархии акта обладают более высокой юридической силой и, как правило, являются определяющими для соответствующих норм всех нижестоящих актов.

Наличие иерархии актов обусловлено тем, что на практике реализация правовых норм федерального закона нередко требует принятия правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, актов субъектов РФ, иных нижестоящих по иерархии актов. Система актов дополняется актами органов местного самоуправления, как бы исполняющих предписания норм вышестоящих актов в конкретных условиях.

Такая иерархия актов выстраивается с учетом распределения предметов ведения в информационной сфере РФ и субъектов РФ (предметы ведения РФ, предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ, предметы ведения субъектов РФ) в соответствии со ст. ст. 71, 72 и 76 Конституции РФ.

"Горизонталь" структуры информационного законодательства выстраивается исходя из того, что оно включает в свой состав не только нормы, входящие в блок специальных нормативных актов по институтам информационного права, но и нормы других отраслей законодательства РФ. Анализ зарубежного опыта и проведенные в России исследования в этом направления лишний раз подтверждают, что информационное законодательство – комплексная отрасль, включающая как некоторые отрасли законодательства целиком и специальные нормативные акты, полностью посвященные проблемам информации, так и отдельные информационно-правовые нормы в актах других отраслей законодательства.

В целях унификации банков данных правовой информации, а также обеспечения автоматизированного обмена правовой информацией между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами прокуратуры РФ и органами местного самоуправления Указом Президента РФ от 15.03.2000 N 511 «О Классификаторе правовых актов» утвержден «Классификатор правовых актов». Приводим разделы этого Классификатора по вопросам информационного законодательства.

Раздел 120.000.000 "Информация и информатизация":

120.010.000 Общие положения в сфере информации и информатизации

120.020.000 Управление в сфере информации и информатизации (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050)

120.030.000 Информационные ресурсы. Пользование информационными ресурсами

120.030.010 Общие положения

120.030.020 Документирование информации. Делопроизводство

120.030.030 Обязательный экземпляр документов

120.030.040 Архивный фонд. Архивы (см. также 200.030.040)

120.030.050 Информационные ресурсы по категориям доступа (см. также 030.130.060, 160.030.040)

120.030.060 Информация о гражданах (персональные данные)

120.030.070 Правовая информация

120.030.080 Предоставление информации. Информационные услуги (см. также 080.120.070, 110.010.050)

120.040.000 Информатизация. Информационные системы, технологии и средства их обеспечения

120.040.010 Информатизация

120.040.020 Информационные системы, технологии и средства их обеспечения

120.050.000 Средства массовой информации (см. 130.040.000)

120.060.000 Реклама

120.070.000 Информационная безопасность. Защита информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации (см. также 160.040.030)1.

В этом Классификаторе пока еще информационное законодательство систематизировано не полностью. Здесь отсутствуют связи с разделами гражданского права (раздел 030.000.000), аккумулирующими акты, посвященные интеллектуальной собственности.

Расширенную структуру информационного законодательства можно представить следующим образом:

1. Информационно-правовые нормы международных актов.

2. Конституция РФ (конституционные информационно-правовые нормы).

3. Акты отрасли информационного законодательства:

Общая часть:

- законодательство о реализации права на поиск, получение, передачу и использование информации;

- законодательство о гражданском обороте информации (в стадии формирования);

- законодательство о документированной информации (об информационных ресурсах, информационных продуктах, информационных услугах);

- законодательство о создании и применении информационных систем, их сетей, иных информационных технологий и средств их обеспечения;

- законодательство об информационной безопасности;

Особенная часть:

- законодательство об интеллектуальной собственности;

- законодательство о средствах массовой информации;

- законодательство о библиотечном деле;

- законодательство об архивном фонде и архивах;

- законодательство о государственной тайне;

- законодательство о коммерческой тайне;

- законодательство о персональных данных.

4. Отрасли законодательства РФ, акты которых включают (или должны включать) отдельные информационно-правовые нормы:

- конституционное и административное законодательство (в части закрепления информационных прав и свобод и установления компетенции государственных структур по формированию информационных ресурсов и предоставлению информации из них потребителям информации);

- гражданское законодательство (в части учета особенностей информации как объекта информационного правоотношения);

- законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности и о добросовестной конкуренции (в связи с появлением новых возможностей осуществления предпринимательства в сетях);

- законодательство о труде (в части новых форм и видов трудовой деятельности в информационных сетях);

- законодательство об ответственности за правонарушения в информационной сфере (уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность).
§2. Общий обзор нормативных правовых актов защиты информации
Стоит сказать, что общее количество законных и подзаконных актов, подходящих под данные требования таково, что даже поверхностно рассмотреть их в пределах одной контрольной работы попросту не представляется возможным. Наиболее понятной и целесообразной показалась, скомпилированная из нескольких, система четырех уровней правовой основы защиты информации, приведенная в учебнике Боера, занимающегося освещением вопросов информационного права.

Правовые основы защиты информации - это законодательный орган защиты информации, в котором можно выделить до 4 уровней правового обеспечения информационной безопасности информации и информационной безопасности предприятия.

Первый уровень правовой охраны и защиты информации состоит из международных договоров о защите информации и государственной тайны, к которым присоединилась и РФ с целью обеспечения надежной информационной безопасности РФ.

Правовое обеспечение информационной безопасности РФ:

- Конституция РФ (ст. 23 определяет право граждан на тайну переписки, телефонных, телеграфных и иных сообщений);

- Международные конвенции об охране информационной собственности, промышленной собственности и авторском праве защиты информации в Интернете;

- Гражданский кодекс РФ (в ст. 1225 охраняемые законом результаты интеллектуальной деятельности, ст. 1472 – ответственность за нарушение исключительного права на секрет производства);

- Уголовный кодекс РФ (ст. 272 устанавливает ответственность за неправомерный доступ к компьютерной информации, ст. 273 - за создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ, ст. 274 - за нарушение правил эксплуатации ЭВМ, систем и сетей);

- Федеральный закон "О государственной тайне" от 21.07.93 № 5485-1 (ст. 5 устанавливает перечень сведений, составляющих государственную тайну; ст. 8 - степени секретности сведений и грифы секретности их носителей: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно"; ст. 20 - органы по защите государственной тайны, межведомственную комиссию по защите государственной тайны для координации деятельности этих органов; ст. 28 - порядок сертификации средств защиты информации, относящейся к государственной тайне);

- Федеральный закон "О Федеральной службе безопасности" от 03.04.1995 № 40-ФЗ (ст. 11.2. – обеспечение информационной безопасности);

- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 № 152-ФЗ;

- Федеральные законы "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.2001 № 128-ФЗ, "О связи" от 16.02.95 № 15-ФЗ, "Об электронной цифровой подписи" от 10.01.02 № 1-ФЗ.

Таким образом, правовое обеспечение информационной безопасности весьма на высоком уровне, благодаря ФЗ о защите информации.

На втором уровне правовой охраны информации и защиты - это подзаконные акты: указы Президента РФ и постановления Правительства, письма Высшего Арбитражного Суда и постановления пленумов ВС РФ.2

Указ Президента РФ от 17.03.2008 № 351 "О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена".

Доктрина информационной безопасности РФ является базовым концептуальным документом, который определяет основные направления обеспечения одного из ключевых направлений безопасности российского государства. Она была одобрена Советом Безопасности РФ 23 июня и утверждена президентом России В.В. Путиным 9 сентября 2000 г. В доктрине отмечается, что современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений.

Доктрина информационной безопасности РФ служит основой:

- для формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности РФ;

- подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения;

- информационной безопасности РФ;

- разработки целевых программ обеспечения информационной;

- безопасности РФ.

Как верно отмечает белорусский исследователь С.А. Трахименок, информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности любого государства.3 Национальная безопасность РФ также существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать, учитывая, в частности, усиливающиеся угрозы со стороны криминальных группировок, террористов, приверженцев любой экстремальной идеи и других деструктивных общественных сил.4

На основе национальных интересов РФ в информационной сфере формируются стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства по обеспечению информационной безопасности. Решение этой проблемы является первостепенным для дальнейшей разработки доктринальных основ обеспечения информационной безопасности.5

На третьем уровне безопасности информационных технологий присутствуют руководящие документы, нормы, методы информационной безопасности и классификаторы, разрабатывающиеся государственными органами.

Четвертый уровень стандарта информационной безопасности защиты конфиденциальной информации образуют локальные нормативные акты, инструкции, положения и методы информационной безопасности и документация по комплексной правовой защите информации.6

Таким образом, осуществленный в данной работе анализ нормативных правовых актов, в том числе и Доктрины информационной безопасности РФ позволяет сделать следующие выводы:

Во-первых, в России на данный момент существует и успешно действует целая система обеспечения информационной безопасности, которая, стоит сказать, еще не реализована, т.е. не подкреплена гарантиями и не обеспечена правовыми средствами, в полной мере, опирающаяся на Доктрину информационной безопасности РФ;

Во-вторых, принятая в 2000 г. доктрина представляет собой основополагающий документ, который не только определяет сущность и содержание информационной безопасности такого значимого субъекта международных отношений, как Россия, но и достаточно подробно описывает отдельные ее составляющие, исходя из современных условий социально-политического, экономического и духовно-гуманитарного развития российского государства.

В-третьих, российская доктрина может стать моделью для разработки, принятия и практической реализации, аналогичных нормативно-правовых актов в других постсоветских странах, особенно учитывая то обстоятельство, что Россия как великая держава сталкивается с несравнимо большим объемом рисков и угроз, чем средние и малые государства.
Заключение
Подведя итоги нашей контрольной работы можно обобщить все изученное и сделать ряд выводов:

Во-первых, современному государству, к числу которых РФ без сомнения относится, просто необходимо создавать систему обеспечения информационной безопасности, опирающуюся на комплекс нормативных правовых актов, которая позволит предупреждать и противодействовать реализации имеющихся угроз информационной безопасности, а также выявлять и принимать меры против уже объективно реализовавшихся угроз;

Во-вторых, в России на данный момент существует и успешно действует целая система обеспечения информационной безопасности, которая опирается на Доктрину информационной безопасности РФ - основополагающий документ, который не только определяет сущность и содержание информационной безопасности такого значимого субъекта международных отношений, как Россия, но и достаточно подробно описывает отдельные ее составляющие и может стать моделью для разработки, принятия и практической реализации, аналогичных нормативно-правовых актов в других странах.

Также можно сделать заключение, что именно это направление государственной политики России является на сегодняшний момент одним из приоритетных элементов внешнеполитической стратегии российского государства. Поскольку эффективность информационной безопасности в значительной степени определяет место и роль любого государства в мировой политике, то правительство России начало уделять особое внимание реализации этой задачи в первой половине 2000-х годов.

РФ предприняла ряд усилий, направленных на укрепление присутствия в мировом информационном пространстве, которые свидетельствуют о том, что государственная информационная политика России нацелена в настоящее время на формирование и поддержание благоприятного имиджа российского государства. С этой целью используется деятельность структур внешнеполитического и внешнеэкономического аппарата (дипломатических и консульских представительств, информационных центров, торговых домов и т.д.), которые не только выполняют свои прямые обязанности, но и обязаны пропагандировать российские традиции и культурные ценности.

Необходимо также отметить, что в ближайшем будущем межгосударственная кооперация РФ в области обеспечения информационной безопасности потребует тесного взаимодействия, учитывая стремление третьих стран оказать влияние на информационное пространство России.
^

Список использованных источников



Нормативные акты


    1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета. - 1993. – 25 декабря. - N 237.

    2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая: ФЗ от 18.12.20006 N 230-ФЗ (ред. от 24.02.2010) // СЗ РФ. - 2006. - N 52. - Ст. 5496.

    3. Уголовный Кодекс Российской Федерации: ФЗ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 06.05.2010) // СЗ РФ. - 1996. - N 25. - Ст. 2954.

    4. О государственной тайне: ФЗ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 18.07.2009) // Российская газета. - 1993. – 21 сентября. - N 182.

    5. О Федеральной службе безопасности: ФЗ от 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 27.07.2010) // СЗ РФ. - 1995. - N 15. - Ст. 1269.

    6. О персональных данных: ФЗ 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 27.07.2010) // СЗ РФ. - 2006. - N 31 (1 ч.). - Ст. 3451.

    7. О лицензировании отдельных видов деятельности: ФЗ от 08.08.2001 N 128 ФЗ (ред. от 28.09.2010) // СЗ РФ. - 2001. - N 33 (часть I). - Ст. 3430.

    8. О классификаторе правовых актов: Указ Президента РФ от 15.03.2000 N 511 (ред. от 28.06.2005) // СЗ РФ. - 2000. - N 12. - Ст. 1260.

    9. О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена: Указ Президента РФ от 17.03.2008 N 351 (ред. от 21.10.2008) // СЗ РФ. - 2008. - N 12. - Ст. 1110.

    10. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ 09.09.2000 N Пр-1895) // Российская газета. - 2000. – 28 августа. - N 187.


Литература


  1. Бачило, И.Л. Информационное право: основы практической информатики. Учебное пособие. / И.Л. Бачило - М.: 2001. - 352 с.

  2. Боер, В. М. Информационное право: учеб. пособие. Ч. 1 / В. М. Боер, О. Г. Павельева; ГУАП. - СПб., 2006. - 116 c.

  3. Трахименок, С.А. Безопасность государства. Методолого-правовые аспекты. / С.А. Трахименок - Мн.: Бел. изд. Тов-о «Хата», 1997. - 192 с.

  4. Турарбекова, Р.М. Информационное неравенство на Ближнем и Среднем Востоке: мифы и реальность / Р.М. Турарбекова // Белорусский журнал международного права и международных отношений. - 2002. - № 2. - С. 44 47.

  5. Уткин, А.И. Глобализация: процесс осмысления. / А.И. Уткин - М.: «Логос», 2001. - с. 253.

  6. Чернов, А.А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы. / А.А. Чернов - М.: Дашков и Ко, 2003. - 232 с.




1 О классификаторе правовых актов: Указ Президента РФ от 15.03.2000 N 511 (ред. от 28.06.2005)

2 Напр. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ 09.09.2000 N Пр 1895)

3 Трахименок, С.А. Безопасность государства. Методолого-правовые аспекты. - Мн.: Бел. изд. Тов-о «Хата», 1997. - С. 78

4 Уткин, А.И. Глобализация: процесс осмысления. - М.: «Логос», 2001. - С. 102

5 Турарбекова, Р.М. Информационное неравенство на Ближнем и Среднем Востоке: мифы и реальность / Р.М. Турарбекова // Белорусский журнал международного права и международных отношений. - 2002. - № 2. - С. 44-47

6 Боер, В. М. Информационное право: учеб. пособие. Ч. 1 - СПб., 2006. - С. 80



Скачать файл (112 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru