Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Таблица - файл 1.doc


Таблица
скачать (155 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc155kb.03.12.2011 22:37скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО «Алтайская государственная академия образования»

имени В.М. Шукшина

Факультет психологии

Кафедра практической и коррекционной психологии


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИИ
Контрольная работа

Выполнила: студентка 3 курса ОЗО

факультета психологии

Пфайфер Э.А.

Проверила: к. п. н., доцент

Першина Н. А.


Бийск – 2011

СОДЕРЖАНИЕ
Психодинамическое направление………………………………………….................3

Поведенческое направление…………………………………………………………10

Гуманистическое направление……………………………………………………....13

Когнитивное направление…………………………………………………………...15

Гештальтнаправление………………………………………………………………..20
^ ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.


Основные представители направления, период возникновения

Основные понятия, теоретические положения

Цели психокоррекции

Позиции психолога и клиента, требования к ним

Этапы психокоррекции

Техники, приемы, методы, процедуры

1.Классический психоанализ

З. Фрейда

Три основных компонента:
1. «Ego», или «Я», - центральная инстанция саморегуляции личности.
2. «Super Ego», или «Cверх Я»,- моральная инстанция личностного «Я».
3. «Id», «Оно» - биологический компонент.


Помощь клиенту в понимании и осознании им причин его плохого приспособления к реальности и оказание ему помощи в возможности адаптации к ней.


^ Два направления:

1. Работа с клиентом над осознаванием неосознаваемого и принятием клиентом адекватной и реалистической интерпретации;

2. Работа с клиентом по усилению его «Ego» для построения более реалистичного поведения.

^ Требования к клиенту:

- принятие самой концепции психоанализа

- полная открытость и готовность к длительному периоду совместной работы

- брать на себя обязательство воздерживаться от резких перемен в личной жизни на протяжении курса психоанализа
^ Требования к психологу:

- невмешательство

- отстраненность

- нейтралитет

- личностная закрытость

- умение и способность выдержать «перенос» и работать с «контрпереносом»

- тонкая наблюдательность

- способность к адекватным интерпретациям


Основные стадии психоанализа:

1. конфронтация - показать клиенту, что он чего-то боится, избегает;

2. прояснение - состоит в четкой фокусировке значимых деталей;

3. интерпретация - преобразование неосознанных деталей и явлений в осознанные;

4. проработка - комплекс процедур и процессов, осуществляемых после инсайта.

^ Этапы:

Первый– поиск болезненного очага (его вспоминание).

Второй – вскрытие очага возбуждения, его вербализация.

Третий – переоценка значимости событий, сокрытых в болезненном очаге, так называемое «переклеивание ярлыков».

Четвертый – эмоциональная окраска новой системы установок, главным образом положительная, спокойная.

Пятый – забывание, ликивидация очага возбуждения.

^ Пять базисных техник:

1. Метод свободных ассоциаций – психолог-аналитик предлагает клиенту высказывать любые предположения, которые появляются у клиента и отражают его переживания.

2. Толкование (интерпретация) сновидений клиента, которое сам Фрейд называл «самым коротким путем в подсознательное».

3. Интерпретация – разъяснение неясного или скрытого для клиента значения некоторых аспектов его переживания или поведения.

^ Включает три основные процедуры:

а) идентификацию (обозначение)

б) разъяснение (собственно толкование)

в) перевод толкования на язык повседневной жизни клиента

4. Анализ сопротивления – обеспечить осознание клиентом своих «Ego» - защитных механизмов и принять необходимую конфронтацию по отношению к ним.

5. Анализ переноса – непременный атрибут психотерапии и поощряется специфической позицией аналитика.


2. Аналитическая индивидуальная психокоррекция

А. Адлера

Основные положения:

1. Субъективное восприятие действительности – мир воспринимается с позиций «системы отсчета», т.е. в сущности, проявляется феноменологическая ориентация.

2. Целостность и целесообразность – рассмотрение личности как неделимой целостности, являющейся интегральной частью социума.

Важно учитывать три момента:

- прошлый опыт клиента;

- настоящую ситуацию;

- направление движения.

3. Комплекс неполноценности и компенсация – идея о неполноценности того или иного органа человека как существенного обстоятельства, оказывающего влияние на поведение.

Понятия:

Индивидуальность- это неповторимый путь выработки способа самоутверждения, стиля жизни.

Телеология вымысла – на поведение человека влияют ожидания, связанные с будущим, чем события прошлого.

Социальный интерес – основы человеческого существования.

Здоровая личность – это личность, способная к продуктивной социальной активности.

Социальное личностное чувство – это принадлежность дому, общности, вера в других, мужество быть несовершенным, человечность оптимизм.

Социально-ориентированное поведение – это помощь, участие, кооперация, эмпатия, ободрение, улучшение, реформация, уважительность.


- снижение чувства неполноценности

- развитие социального интереса

-коррекция целей и мотивов с перспективой изменения стиля жизни

Позиция психологанайти ошибку в «картине мира» клиента.

Четыре типа ошибок:

1. Недоверие

2. Себялюбие

3.Нереалистические амбиции

4. Недостаток уверенности

Требования к клиенту:

- занять партнерскую позицию

- быть активным

- ответственным

- стремиться к сотрудничеству

- взаимное доверие


Процедуры:

1. Установление правильных отношений

2. Анализ и проработка личностной позиции клиента

3. Подбадривание

4. Поощрение развития самопонимания (инсайта)

5. Помощь в переориентации

Этапы:

1. Установление правильных отношений – формирование соответствующих установок в

отношении клиента: уважительность, вера в возможности и способности человека, активное слушание, проявление искреннего интереса, поддержка и подбадривание.

2. Анализ личностной динамики – добиться понимания, осознания специфики жизни клиента.

^ Специальные техники:

- опросник семейного созвездия

- набор вопросов «Раннее воспоминание»

- анализ сновидения

- приоритеты

-подведение итогов

3. Подбадривание – признание личного мужества клиента, его духовных сил и главное – наличия свободы выбора в поступках на основе приобретенного самопознания.

4. Поощрение инсайта – создание условий для инсайта(озарения) путем сочетания психологической поддержки и конфронтации, а также соответствующих интерпретаций с тем, чтобы высветить для клиента его неосознаваемые цели, ложные ценности, стиль жизни.

5. Помощь в переориентации – существуют специальные приемы, спобствующий изменению прежних целей и принятию новых решений.

- антисуггестия (парадоксальная интенция) – многократное преувеличение пропорций нежелательной активности

- действие «Если бы…» - основана на типичной жалобе: «Ах, если бы»

- постановка целей и принятие обязательств – цель должна быть достижима, реалистична, а время – ограничено

- поймай себя – клиенту предлагается отслеживать свое деструктивное поведение, не впадая в самообвинение, скорее с теплым юмором в отношении себя

- «нажатие кнопки» - эффективен с клиентами, чувствующими себя жертвами противоположных эмоций

- «избегание плакунчика» - не попасть в ловушку той психологической позиции, с которой приходит клиент.


3. Клиент-центрированный подход К. Роджерса


Поле опыта – то, что потенциально доступно сознанию, воспринимаемая часть внутреннего мира (используемые слова, символы, отражающие реальность).

«Самость» - это целостность, включающая в себя телесный и символический, духовный опыт.

«Я»-реальное – система представлений о самом себе, которая формируется на основе опыта общения человека с другими и их поведения по отношению к нему и изменяется в соответствии с возникающими перед ним ситуациями и его собственными действиями в них.

«Я»-идеальное – представление о себе как об идеале, о таком, каким бы человеку хотелось стать в результате реализации своих возможностей.

Тенденция к самоактуализации – один из фундаментальных аспектов человеческой природы, понимается как движение к более реалистичному функционированию.

Эмпатия – особое отношение психолога к клиенту, при котором последний воспринимается и трактуется не через призму инструментальных концепций, а непосредственно через позитивное личное отношение и принятие феноменологического мира клиента.

Забота – принятие клиента таким, каков он есть.

Конгруэнтность:

-соответствие между чувствами и содержанием высказываний

-непосредственность поведения

-неотгороженность

-инструментальность концепций

-искренность и пребыванием таким, какой психолог есть

Психологический климат – это главное условие позитивного роста (изменения) личности в психокоррекции.



Выработка у клиента большего самоуважения и способности предпринимать действия, необходимые для приведения его «Я»-реального в соответствие с его личным опытом и глубинными переживаниями.

Задачи:

- помощь в личностном росте и развитии, благодаря которому человек сам решает свои проблемы;

- создание соответствующего психологического климата и соответствующих отношений.



^ Позиция психолога:

- отказаться от попыток играть какую-либо роль;

- быть самим собой;

- создать соответствующий психологический климат, в котором клиент сам бы отказался от защитных механизмов*

- быть настоящим в общении с клиентом, проявлять уважение, заботу, принятие и понимание клиента.

«Триада по

К. Роджерса»:

Конгруэнтность, или подлинность, означает необходимость правильной символизации психологом его собственного опыта.

Положительная оценка клиента предполагает сердечность, расположение, уважение, симпатию, принятие и т.д.

Эмпатическое восприятие клиента означает восприятие субъективного мира, восприятие с присущими эмоциональными компонентами и значениями, как если бы воспринимающий сам был этим другим человек.

^ Позиция клиента:

- клиент чувствует себя беспомощным

- ведет себя неконгруэнтно

- ожидает помощи

-достаточно закрытый




^ Семь этапов:

1. Заблокированность внутренней коммуникации

(отсутствуют «Я-сообщения») или сообщения личностных смыслов, отрицается наличие проблем, отсутствует желание к изменениям.

2. Стадия самовыражения, когда клиент начинает в атмосфере принятия приоткрывает свои чувства, проблемы, со всеми своими ограничениями и последствиями.

3-4. Развитие процесса самораскрытия и принятия себя клиентом во всей своей сложности, противоречивости, ограниченности и незавершенности.

5. Формирование отношения к своему феноменологическому миру как к своему, т.е. преодолевается отчужденность от своего «Я» и, как следствие, возрастает потребность быть собой.

6. Развитие конгруэнтности, самоприятия и ответственности, установление свободной внутренней коммуникации. Поведение и самоощущения «Я» становятся ограничными, спонтанными, происходит интегрирование всего личностного опыта в единое целое.

7. Личностные изменения, открытость себе и миру. Психолог становится ненужным, т.к. достигнута основная цель психокоррекционной работы.

^ Основные компоненты психотехники:

- становление конгруэнтности

-вербализация – прием заключается в пересказе психологом сообщения клиента.

- отражение эмоций – суть приема заключается в назывании психологом тех эмоций, которые клиент проявляет во время рассказа о себе, событиях своей жизни.

4. Логотерапия

В. Франкл

Три типа человеческих поступков:

1. Способствующие созиданию духовной личности.

2. Разрушающие духовность.

3. Безразличные по отношению к духовности.

Три основные понятия:

- «свобода воли»

- « воля к смыслу»

- «смысл жизни»

Центрация – неумение выйти за пределы себя, к другому человеку или к смыслу.

Ценности – это смысловые универсалии, являющиеся результатом обобщения типичных ситуаций в жизни общества.

^ Положения логотерапии:

-Человек не может нормально жить, если его жизнь становится бессмысленной, он терцет покой до тех пор, пока вновь не обретет цель и смысл своей жизни.

-Смысл жизни не может быть дан человеку извне, предложен или навязан. Он должен найти его вполне самостоятельно.


Помощь человеку в обретении смысла жизни.

Позиция психолога:

-самоотстранение; -использование юмора;

-подведение клиента к принятию суждения.

Позиция клиента:

- страх перед каким-либо явлением;

- реакция ожидания;

- симптомы ожидаемого состояния.

Методы:

1. ^ Метод дерефлексии – означает снятие излишнего самоконтроля, размышление о собственных сложностях – то, что в обиходе называют самокопанием.

2. Метод парадоксальной интенции – предполагает, что психолог вдохновляет клиента именно на то, чего тот старается избежать. При этом активно используются различные проявления юмора.

Используется в коррекционной работе со страхами.

Приемы:

^ 1. Персональное осмысление жизни – прием заключается в том, чтобы человеку, утратившему смысл жизни, сказать, показать, что он нужен другому человеку, что жизнь без него теряет для этого человека смысл.

^ 2. «Сократовский диалог» - интеллектуальный поединок между психологом клиентом, в ходе которого корректируются непоследовательные, противоречивые и бездоказательные суждения клиента.

Задача – вовлечение клиента в сотрудничество и расширение сферы его сознания.

5.Экзистенциальное направление

С. Кьеркегор

«Диалог» - в языке существуют основные слова, образующие словесные пары (М. Бубер).

«Опыт» - категория соотносима не с объективной истиной по отношению к «моей» экзистенции, а с субъективностью «моего» онтологически, а не гносеологически постигаемого бытия. (М. Бубер)

«Переживание» - характеризует собой особый способ или состояние бытия (Джендлин)

Пиковое переживание – максимальное ощущение полноты бытия и всех своих потенций (Джендлин)

«Аутентичность» (подлинность) – превращение неподлинного человеческого бытия в подлинное (К. Ясперс)

«Самоактуализация» (по А. Маслоу):

- принятие и выражение внутреннего ядра («самости»), т.е. актуализацией латентных способностей и потенциала;

- минимальное наличие нездоровья (неврозов и других потерь дееспособности).

«Ценность» - отражения содержания, относящееся к направленности, устремленности переживаний (К. Маслоу).

В-ценности – бытовые ценности, ценности полноты бытия (добро, справедливость, красота, правдивость и др.).

D-ценности – депривационные ценности, ценности, возникающие от дефицита чего-либо (требования индивида и его. Направленные от мира к себе, переживания).

«Бытие в мире» - совокупность сущностных признаков и феноменологии переживания собственного «Я» как пребывающего в мире.

«Жизненный мир» понятие, фиксирующее самовстраивание переживаемого, воспринимаемого, проговариваемого мира как такового фактологического. (Э. Гуссерл)

«Событие» - не предметно отнесенное понятие, а принцип построения коррекционной работы.

- помочь клиенту обрести смысл жизни, осознать личностную свободу, ответственность и открыть свои потенции как личности в полноценном общении;

- безусловное признание личности клиента и его судьбы важнейшим, уникальным и безусловным, заслуживающим признания жизненным миром, само существование которого есть ценность.

^ Позиция психолога:

- понимание клиента в терминах его собственного жизненного мира, образа себя и действительности;

- должен уметь совмещать понимание клиента и способность конфронтации с тем, что именуется ограниченным существованием в клиенте.

^ Позиция клиента:

- принять свой феноменологический мир;

- осознать реальность своих осознанных или неосознаваемых выборов и их последствий;

- ожидание действий, проистекающих из проясненной ценности личности и ее потенций.

Подходы:

Первый подход – упор на развитие самосознания. Осознание собственных мотивов, выбор предпочтений, система ценностей, цели и смысла.

Второй подход – культивирование свободы ответственности. В соответствии с данной установкой психолог стремится оказать клиенту помощь в обнаружении способов ухода от ответственности и свободы и поощряет принятие риска в отношении этих ценностей.

Третий подход – помощь в открытии или создании смысла. Содержание ее состоит в сосредоточении на телесных ощущениях в процессе каких-либо действий.

Четвертый подход – уникальность и идентичность. Поощрение открытого высказывания клиентом своих чувств и осознании дифференцировки между чувствами и переживаниями: реактивными, ситуативными и глубинными.

Пятый подход – работа с тревогой. Тревога рассматривается как одно из проявлений бытия, поэтому психологу интересно, каким способом клиент пытается совладать с тревогой.

Компоненты:

1. Отношение со временем. Хотя главное внимание уделяется актуальному переживанию, отношение ко времени – важный момент и прием в коррекционной работе.

2. Взаимоотношения между психологом и клиентом. Взаимоотношения представляют особую ценность, поскольку, эти отношения самоценны.




^ ПОВЕДЕНЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

1. Поведенческое направление Д. Вольпе, А. Лазуруса, бихевиоризм Д. Уотсона и Э. Торндайка

Середина 50-х – начало 60-х годов

^ Три основные тенденции:

1. Классическая теория условных рефлексов И.П. Павлова – управление предъявлением стимулов, вызывающих определенную реакцию, а также организация внешнего окружения и контроля за ним.

2. Теория оперантного обусловливания Э. Торндайка и Б. Скиннера – RS, поведение контролируется его результатами и последствиями.

3. Мультимодальное программирование, или мультимодальная поведенческая коррекция С. Лазарус, А. Бандура, Т. Нейланс – снятие посттравматического синдрома при помощи билатеральных саккодических движений глаз.

Понятия:

«Классическое обусловливание» (павловское) – когда научение происходит благодаря подкрепляющему сочетанию стимулов.

«Оперантное обусловливание» (скиннеровское) – когда научение происходит путем выбора стимула, сопровождающегося положительным подкреплением.

«Генерализация» - это понятие отражает феноменологию, относящуюся к стимулу и обобщению воздействия.

«Затухание» - это понятие отражает закономерности, связанные с исчезновением реакций, вызванных в результате обусловливания.

«Контробсловливание» - понятие отражает действие обусловливания, несовместимое с первоначальным обусловливающим воздействием.

«Эффект частичного подкрепления» - понятие отражает феномен поведения, при котором подкрепление, хотя и не постоянное, вызывает желаемое действие.

«Вызванные эмоциональные реакции» - понятие фиксирует феномен, при котором предъявление безразличного условного стимула в сочетании с болезненным безусловным стимулом вызывает страх при повторении предъявления безразличного условного стимула.

«Реакция избегания» - данное понятие характеризует явление исчезновения эмоций страха, когда субъект научается избегать действия болезненного стимула.

«Конфликт» - это противоречие между потребностью и связанной с ней реакцией избегания.

«Избыточное поведение» - возникает как разновидность реакции избегания, в которой происходит генерализация действий, получивших ранее отрицательное подкрепление или их замещение посредством направленности на другой объект.

- обеспечение новых условий для научения, т.е. выработка нового адаптивного поведения или преодоление поведения, которое стало дезадаптивным.

- формирование новых социальных умений.

- овладение психологическими приемами саморегуляции.

- преодоление вредных привычек, снятие стресса, избавление от эмоциональных травм.

^ Позиция психолога:

- Психолог выступает в четко в четко определенной роли учителя, наставника или врача.

- Должен быть готов принять на себя груз социально-психологической модели, образа для подражания.

- Осознавать специфику защитного механизма идентификации.

Позиция клиента:

- активным, сознательным в постановке целей;

- сотрудничать с психологом.

Техники:

1. Методика «негативного воздействия» - в основе лежит парадоксальное предположение, что от навязчивой негативной привычки можно избавиться, если сознательно многократно повторять ее.

2. Методика «скилл-терапии» (предложена Д. Мейхенбаумом, 1976 г.) – направлена на развитие саморегуляции и навыков самоконтроля.

3. Методики формирования поведения. «Шейпинг» - методика применяется для поэтапного моделирования сложного поведения, которое не было ранее свойственно человеку.

«Сцепление» - методика аналогична методике «шейпинга» по структуре и обратно направлена по схеме формирования желательного поведения.

«Фединг» (затухание) – это постепенное уменьшение величины подкрепляющих стимулов.

4. Методики, основанные на принципах положительного и отрицательного подкрепления

Положительное подкрепление – предъявление стимула, вызывающего у клиента позитивно окрашенную эмоциональную реакцию, усиление определенных поведенческих реакций.

Отрицательное подкрепление – удаление стимула, вызывающего негативно окрашенную реакцию и поэтому также приводящего к усилению определенных поведенческих реакций.

Нейтральные стимулы – это стимулы, которые не оказывают воздействия на поведение.

«Положительное подкрепление» - поведение человека направляет и формирует подкрепляющие стимулы, которые могут быть безусловными(пища, вода) и приобретенными (условные подкрепляющие стимулы (внимание, похвала)).

«Контроль стимула» - механизм действия методики строится на положении о том, что связь между некоторыми стимулами и реакциями на них носит достаточно жесткий характер.

«Угашение» - методика служит решению задачи изменения нежелательного поведения и основана на принципе исчезновения положительно подкрепляемой реакции.

«Оценка ответов» - суть ее сводится к уменьшению числа позитивных подкреплений за нежелательное поведение.

«Насыщение» - методика основа на том, что даже положительно подкрепляемое поведение имеет тенденцию к самоистощению, если оно продолжается в течение длительного времени, а положительное подкрепление теряет свою силу.

«Наказание» - методика заключается в использовании отрицательного (аверсивного) стимула сразу за реакцией, которую необходимо угасить.

Методика эффективна:

1. Соблюдение определенного временного интервала между реакцией и стимулом.

2. Использование определенной схемы применения отрицательного стимула.

3. Наличие в поведении клиента альтернативных ответных реакций.

Приемы:

- Тайм-аут» - удаление из класса или группы, при котором ребенок с отклоняющимся поведением лишается возможности получать положительное подкрепление, связанное с групповой деятельностью.

- Гиперкоррекция» - эффективный прием для коррекции поведения детей и взрослых, нарушающих институциональные нормы.

- Штраф» - следует точно оговорить иерархию нарушений и размер соответствующего штрафа за произведенное нарушение.

Факторы:

1. Возможность контроля социальной среды ребенка.

2. Особенностями дезадаптивного поведения детей.

3. Относительной краткостью воздействия, что особенно важно при работе с детьми.




^ ГУМАНИСИТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

2. Трансактный анализ Э. Берна

«Родитель» - «эго-состояние» с интериоризованными рациональными нормами долженствований, требований и запретов;

- это информация, полученная в детстве от родителей и других авторитетных лиц: правила поведения, социальные нормы, запреты, нормы того, как можно или должно вести себя в той или иной ситуации.

Контролирующий родитель (запреты, санкции).

Заботящийся родитель (советы, поддержка, опека).

«Ребенок» - эмотивное начало в человеке.

«Естественный ребенок» - предполагает все импульсы, присущие ребенку: доверчивость, непосредственность, увлеченность, изобретательность; придает человеку обаяние и теплоту

«Адаптированный ребенок» - предполагает поведение, соответствующее ожиданиям и требованиям родителей.

Взрослое «Я состояние» - способность человека объективно оценивать действительность по информации, полученной в результате собственного опыта и на основе этого принимать независимые, адекватные ситуации, решения.

«Игра» - фиксированный и неосознаваемый стереотип поведения, в котором личность стремится избегнуть близости путем манипулятивного поведения.

«Поглаживания и удары»

- взаимодействия, направленные на передачу положительных или отрицательных чувств (позитивные, негативные, условные, безусловные, фальшивые).

«Трансакции» - все взаимодействия с другими людьми с позиции той или иной роли: «Взрослого», «Родителя», «Ребенка».

Дополнительными трансакции называются, соответствующие ожиданиям взаимодействующих людей и отвечающие здоровым человеческим отношениям.

Перекрестные трансакции начинаются взаимными упреками, едкими репликами и заканчиваются хлопаньем дверью.

Скрытые трансакции – сообщение в них маскируется под социально приемлемым стимулом, но ответная реакция ожидается со стороны эффекта скрытого сообщения.

«Вымогательство» - способ поведения, с помощью которого люди реализируют привычные установки, вызывая у себя отрицательные чувства, как бы требуя своим поведением, чтобы их успокаивали.

«Запреты и ранние решения» - означает послание, передающееся в детстве от родителей к детям из «эго-состояния» «Ребенок» в связи с тревогами, заботами и переживаниями родителей.

«Жизненный сценарий» - это жизненный план, напоминающий спектакль, который личность вынуждена играть.

«Психологическая позиция или основная жизненная установка» - совокупность основных, базовых представлений о себе, значимых других, окружающем мире, дающих основание для главных решений и поведения человека.


- помощь клиенту в осознании своих игр, жизненного сценария, «эго-состояний» и при необходимости принятие новых решений, относящихся к поведению построения жизни;

- достижение клиентом независимости и автономии, освобождение от принуждения, включенность в настоящее, свободные от игр взаимодействия, допускающие откровенность и близость;

- достижение автономии личности, определение своей собственной судьбы, принятие ответственности за свои поступки и чувства.

^ Позиция психолога:

- обеспечение необходимого инсайта; - партнерство;

- принятие клиента;

- сочетание позиции учителя и эксперта.

Позиция клиента:

- заключение контракта.

Клиент сам решает, какие убеждения, эмоции, стереотипы поведения он должен изменить в себе.

Техники:

1. Техника семейного моделирования – включает в себя элементы психодрамы и структурного анализа «эго-состояния». Участник группового взаимодействия воспроизводит свои трансакции с моделью своей семьи.

2. Трансактный анализ – очень эффективен в групповой работе, предназначен для кратковременной психокоррекции.

^ КОГНИТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

1. Когнитивно-аналитическое направление Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, Д. Келли, А. Риле.

Ловушки – сложные, повторяемые поведенческие шаблоны.

Дилеммы – это стратегии поведения, построенные на альтернативном мышлении и предполагающие две взаимоисключающие формы поведения.

Препятствия – вариант поведения, при котором, ставя цель, клиент не осознает и не учитывает ее серьезности.

Цели:

- исправление ошибочной переработки информации;

- помощь клиентам в изменении убеждений, которые поддерживают неадаптивное поведение и неадаптивные эмоции.

^ Позиция психолога:

учитель, наставник.

Этапы работы с клиентом:

1. Диагностический – знакомство с проблемами клиента, глубокое изучение его биографии, совместное с клиентом формулирование его проблем (3-5 встреч).

2. Активный этап – научит клиента видеть неадаптивные формы собственного поведения (9-12 встреч).

3. Перерыв – в течение 2-3 месяцев клиент самостоятельно использует освоенные формы поведения в повседневной жизни.

4. Заключительный этап – клиент и психолог обсуждают прогресс в ситуации клиента, новые формы поведения, проблемное поведение клиента с целью доработки самых сложных его элементов (3-4 встречи).

Техники:

Поведенческий эксперимент – проверка искаженных убеждений или страхов в ситуации реальной жизни.

Метод «Фиксированной роли» - клиенту предлагают посмотреть на мир глазами другого человека и вести себя соответственно (Д. Келли).

«Подъем по лестнице» - обсуждение конструктов с помощью вопросов, начинающихся со слова «почему».

«Складывание пирамиды» - процедура представляет собой своеобразное движение «вниз», к конкретизации описания поведения вследствие действия того или иного конструкта.

«АВС-модель» - данная техника заключается в том, что клиента просят охарактеризовать каждый полюс исследуемого конструкта.


2. Рационально-эмотивная терапия

А. Эллиса

Дескриптивные когниции – это «чистая» информация о реальности.

Оценочные когниции – отношение человека к этой реальности.

Источник психологических нарушений – это система индивидуальных иррациональных представлений о мире, усвоенная, как правило, в детстве от значимых взрослых (иррациональная установка).

«Ловушка» - когнитивные образования, которые создают необоснованную невротическую тревогу.

Рациональная система – выражает пожелание, предпочтение определенного развития событий.

«Кодекс невротика» - т.е. комплекс ошибочных суждений, стремление к выполнению которого ведет к психологическим проблемам.

«АВС-теория»: А – активирующее событие; В – мнение клиента о событии; С – эмоциональные или поведенческие последствия события; D – последующая реакция на событие в результате мыслительной переработки; Е – завершающее ценностное умозаключение.

«АВС-схема» - помощь клиенту в проблемной ситуации перейти с иррациональных установок на рациональные.

Первый этап – кларификация, прояснение параметров события (А) \, в том числе параметров, наиболее эмоционально затронувших клиента, вызвавших у него неадекватные реакции.

Второй этап – идентификация эмоциональных и поведенческих последствий воспринятого события (С).

Третий этап – реконструкция иррациональных установок.

Четвертый этап – закрепление адаптивного поведения с помощью домашних заданий, выполняемых клиентом самостоятельно.


Цели:

- оказание помощи в пересмотре системы убеждений, норм и представлений;

- освобождение от идеи самообвинения.

^ Позиция психолога:

- директивен, разъясняет, убеждает

- авторитет

- указывает на неточность, произвольность

Позиция клиента:

- роль ученика

Три уровня инсайта:

1. Поверхностный – осознание проблемы.

2. Углубленный – распознавание собственных интерпретаций.

3. Глубинный – на уровне мотивации к изменению.

Предпосылки:

- признание личной ответственности клиента за свои проблемы;

- принятие идеи, что имеется возможность решительно повлиять на эти проблемы; признание того, что эмоциональные проблемы клиента проистекают из его иррациональных представлений о себе и о мире;

- обнаружение (осознавание) клиентом у себя этих представлений;

- согласие прилагать усилия к конфронтации со своими алогичными суждениями;

- согласие клиента на использование РЭТ.


Техники:

1. Обсуждение и опровержение иррациональных взглядов – психолог активно дискутирует с клиентом, опровергает его иррациональные взгляды, требует доказательств, уточняет логические основания и т.д.

2. Когнитивное домашнее задание – связано с самоанализом по «АВС-модели» и переструктурированием привычных вербальных реакций и интерпретаций.

3. Рационально-эмотивное воображение – клиента просят вообразить трудную для него ситуацию и свои чувства в ней.

4. Ролевая игра – проигрываются беспокоящие ситуации, прорабатываются неадекватные интерпретации, особенно несущие в себе самообвинение и самоуничижение.

5. «Атака на страх» - техника состоит в домашнем задании, смысл которого в том, чтобы выполнить действие, которое обычно вызывает страх или психологические затруднения у клиента.

3. Когнитивный подход А. Бека (1976)

Когнитивные искажения – это систематические ошибки в суждениях под влиянием эмоций. К ним относятся:

1. Персонализация – склонность интерпретировать событие в аспекте личных значений.

2. Дихотомическое мышление – невротизированный клиент склонен мыслить крайностями в ситуациях, задевающих его чувствительные места.

3. Выборочное абстрагирование (извлечение) – это концептуализация ситуаций на основе детали, извлеченной из контекста, при игнорировании другой информации.

4. Произвольные умозаключения – бездоказательные или даже противоречащие очевидным фактам умозаключения.

5. Сверхгенерализация – неоправданное обобщение на основе единичного случая.

^ 6. Преувеличение (катастрофизация) – преувеличение последствий каких-либо событий.

Цели:

- исправление неадекватных когниций

- осознание правил неадекватной обработки информации и замена их правильными.

Задачи:

- научит клиента осознавать связи между когнитивными схемами, аффектами и поведением

- научить заменять дисфункциональные мысли более реалистическими интерпретациями

- идентифицировать и изменять убеждения, которые предрасполагают к искажению опыта

^ Позиция психолога:

- сотрудничество в исследовании фактов

- партнерские отношения

Позиция клиента:

- установление отношений партнерства

- активность

- ответственность

- отсутствие «психологического иждивенчества»

Этапы:

1. Сведение проблем – идентификация проблем, имеющих в основе одни и те же причины и их группировка.

2. Осознание и вербализация неадаптивных когниций – искажающих восприятие реальности.

Неадаптивная когниция – это любая мысль, вызывающая неадекватные или болезненные эмоции и затрудняющих решение какой-либо проблемы.

3. Отдаление – процесс объективно рассмотрения мыслей, при котором клиент рассматривает свои неадаптивные когниции как обособленные от реальности психологические явления.

4. Изменение правил регуляции правил поведения – для регуляции своей жизни и поведения других людей клиенты используют правила.

Техники:

1. "Сократовский диалог" - беседа является главным терапевтическим инструментом в когнитивной психокоррекции. Психолог тщательно составляет вопросы для обеспечения нового научения.

2. "Заполнение пустоты" - метод используется, когда уровень испытываемых эмоций носит умеренный характер и когниции, сопровождающие их, нечетки, недостаточно оформлены.

Для выявления неосознаваемых мыслей пациента клиенту предлагают заполнить следующую последовательность: А → В → С.

А → - какое-нибудь событие.

С → - эмоциональная реакция клиента на событие.

B → - мысли клиента, связывающие эти два события.

3. Декатастрофизация (техника "что... если") - техника предназначена для исследования действительных фактических событий и последствий, которые в представлении клиента наносят ему психологический ущерб и вызывают чувство тревоги. Эта техника помогает клиентам справиться с последствием события, сопряженного со страхом.

4. Когнитивная реатрибуция - методика представляет собой последовательность действий с целью изменения патологизируюших клиента автоматизированных (навыков) "цепочек мыслей", направлена на проверку правильности убеждений клиента.

5. Переформулирование - техника, предназначенная для мобилизации человека, который считает, что проблема не контролируется им. Клиенту предлагается сформулировать проблему по-новому, с тем, чтобы она получила конкретное и специфическое звучание.

6. Децентрализация - метод освобождения клиента от свойства видеть в себе точку сосредоточения всех событий. Для проверки искаженных убеждений клиента ему предлагается провести поведенческие эксперименты.

7. Проверка гипотезы - клиент, находящийся в эмоционально неустойчивом состоянии, имеет свою гипотезу, объясняющую такое его состояние. Психолог просит привести конкретные факты, объясняющие данную гипотезу.

8. Планирование деятельности - эта процедура сводится к тому, что клиента просят составить распорядок дня, наметить план той или иной деятельности и выставить оценки степени удовлетворения от этой деятельности, используя шкалу от 0 до 10 баллов.

4. Реальностная терапия У. Глассера

^ Основные положения теории Глассера: личность сама выбирает свою позицию - жертвы или деятеля; сама выбирает себе желаемый мир и желаемое поведение и осуществляет контроль над ними.

Успешность персонализации и позитивная личностная направленность - это условия личностного здоровья.


Цели:

- активизация у клиента "чувства реальности" и помощь ему в преодолении разрыва между его планами и их осуществлением в реальной жизни

- достижение личностной независимости, повышение уровня самоосознания и разработка плана личностного совершенствования

Задачи:

- помочь клиенту стать рассудительным, эмоционально устойчивым

- Развить у него способность оценивать собственные действия и планы в зависимости от тех ценностей, которые он отстаивает и тех последствий для него самого, к которым могут привести его поступки

^ Позиция психолога:

- позиция учителя

- седативность

- эмпатичность

- способность быть требовательным, последовательным и служить моделью поведения

^ Позиция клиента:

- принятие клиентом ответственности за свое поведение.

Этапы:

1. Установление отношений с клиентом: подружиться, уметь выслушать, проявить искреннюю заботу, готовность принимать клиента таким, какой он есть.

2. Забыть о прошлом клиента и основное внимание уделить текущему поведению.

3. Поощрять клиента к оцениванию своего поведения; помочь ему выяснить, что помогает и что мешает клиенту в том, что он делает.

4. Помочь клиенту в поиске альтернативных способов действий и выработке плана. План должен быть ясен, прост, конкретен: что будет делать клиент, где, когда, как, зачем.

5. Клиент должен взять на себя обязательство о выполнении плана, который должен быть реалистичным.

6. Отказ принятия извинений.

7. Быть жестким с клиентом, но, отказываясь от применения наказаний, не отказываться от работы с клиентом, даже если у клиента возможны срывы.


ГЕШТАЛЬТНАПРАВЛЕНИЕ.

Гештальттерапия

Ф. Перлза

^ Три зоны сознавания:

1 Внутреннюю - явления и процессы, происходящие в нашем теле.

2. Внешнюю - внешние события, которые отражаются сознанием.

3. Среднюю - фантазии, верования, отношения.

Пять механизмов нарушения процесса саморегуляции:

1) интроекцию;

2) проекцию;

3) ретрофлексию;

4) дефлексию;

5) конфлуенцию.

Проекция - прямая противоположность интроекции. При проекции человек отчуждает присущие ему качества, поскольку они не соответствуют его "Я-концепции".

Ретрофлексия - поворот на себя - наблюдается в тех случаях, когда какие-либо потребности не могут быть удовлетворены из-за их блокирования социальной средой, и тогда энергия, предназначенная для манипулирования во внешней среде, направляется на самого себя.

Дефлексия - уклонение от реального контакта. Человек, для которого характерна дефлексия, избегает непосредственного контакта с другими людьми, проблемами и ситуациями.

Конфлуенция (или слияние) - выражается в стирании границ между "Я" и окружением. Такие клиенты с трудом отличают свои мысли, чувства и желания от чужих.

"Незаконченное дело" означает, что неотреагированные эмоции препятствуют процессу актуального осознавания происходящего.

"Избегание"- понятие, с помощью которого отражаются особенности поведения, связанные со способами ухода от признания и принятие всего того, что связано с неприятным переживанием незавершенного дела.

Цели:

- снятие блокировок - - пробуждение потенциально существующих в человеке естественных ресурсов, способствующих его личностному росту, достижению ценности и зрелости, полной интеграции личности клиента.

Основная цель - помощь человеку в полной реализации его потенциала. Эта цель разбивается на вспомогательные:

· обеспечение полноценной работы актуального самоосознавания

· смещение локуса контроля вовнутрь;

- поощрение независимости и самодостаточности;

· обнаружение психологических блоков, препятствующих росту, и изживание их.


^ Позиция психолога:

- катализатор

- помощник

- сотворец

- интегрированный в единое целое гештальтличности клиента.

- активация внутренних личностных резервов клиента, высвобождение которых ведет к личностному росту.

^ Позиция клиента:

- право на собственные интерпретации позиций.

- осознавание схем своего поведения и жизни.

- должен переключаться с рационализирования на переживание.


^ Уровни невроза:

Первый уровень - уровень фальшивых отношений, игр и ролей - это слой фальшивого ролевого поведения, привычные стереотипы, роли

^ Второй уровень - фобический - связан с осознанием своего фальшивого поведения и манипуляций.

Третий уровень - уровень тупика и отчаяния - он характеризуется тем, что человек не знает, что делать, куда двигаться.

^ Четвертый уровень - имплозия, состояние внутреннего смятения, отчаяния, отвращения к самому себе, обусловленное полным осознанием того, как человек ограничил и подавил себя.

^ Пятый уровень - эксплозия, взрыв. Клиент сбрасывает с себя фальшивое, наносное, начинает жить и действовать от своего подлинного "Я".

Техники:

1.Экспериментальный (диссоциированный) диалог - это диалог между фрагментами собственной личности. Когда у клиента наблюдается фрагментация

собственной личности, психолог предлагает эксперимент: провести диалог между значимыми фрагментами личности.

2. "Большой пес" и "Щенок". Широко распространенным приемом является использование двух игровых позиций: "Большой пес" и "Щенок". "Большой пес" олицетворяет обязанности, требования, оценки. "Щенок" олицетворяет пассивно-оборонительные установки, ищет уловки, отговорки, оправдания, обосновывающие уклонения от обязанностей.

3. Совершение кругов, или идти по кругу. Известная психотехника, согласно которой клиент по просьбе ведущего (техника применяется в групповой работе) обходит всех участников по очереди, и либо что-то говорит им, либо совершает какие-то действия с ними.

4. Техника "наоборот" (перевертыш). Техника заключается в том, чтобы клиент сыграл поведение, противоположное тому, которое ему не нравится.

5. Экспериментальное преувеличение. Техника направлена на развитие процесса самоосознания путем гиперболизации телесных, вокальных и других движений.

6. Незаконченное дело. Любой незавершенный гештальт есть незаконченное дело, требующее завершения.

7. Проективные игры на воображение - иллюстрируют процесс проекций и помогают участникам группы идентифицироваться с отвергаемыми аспектами личности.

8. "У меня есть тайна". В этой игре предпринимается исследование чувства вины и стыда.

9. "Преувеличение". Большое внимание в гештальттерапии уделяется так называемому "языку тела". Считается, что физические симптомы более точно передают чувства человека, чем вербальный язык. Ненамеренные движения, жесты, позы клиента иногда являются сигналами важных содержаний.

10. "Репетиция". По мнению Ф. Перлза, люди тратят много времени, репетируя на "сцене воображения" различные роли и стратегии поведения по отношению к конкретным ситуациям и лицам.

11. Проверка готового мнения. Случается, что психолог, слушая клиента, улавливает в его словах какое-то определенное сообщение.



Скачать файл (155 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru