Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - Основы бизнеса - файл Лекции - Основы бизнеса.doc


Лекции - Основы бизнеса
скачать (1363.7 kb.)

Доступные файлы (1):

Лекции - Основы бизнеса.doc3034kb.20.03.2006 16:41скачать

содержание
Загрузка...

Лекции - Основы бизнеса.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Министерство образования Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет»
Институт новых информационных технологий

Государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования

«Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет»

Котляров В.П.

ОСНОВЫ БИЗНЕСА

Утверждено в качестве учебного пособия

Ученым советом Государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования

«Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет»

Комсомольск-на-Амуре 2003

УДК 338.45(07)

ББК 65.9(2) 09 я7

К 73
^ Котляров В.П.

К Основы бизнеса: Учеб. пособие – Комсомольск-на-Амуре: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Комсомольский-на-Амуре гос. техн. ун-т», 2003 – 173 с.

Рассмотрены общие вопросы бизнеса: его сущность, субъекты бизнеса, особенности бизнеса в рыночной экономике. Раскрывается понятие бизнеса как системы, связь бизнеса с экономикой, политикой, законодательством. Рассмотрены организационные и правовые формы предпринимательских фирм в России, показано, как осуществляется создание, регистрация, факторы успеха фирмы. Представлена инфраструктура и стратегия бизнеса.

Пособие предназначено для преподавателей, студентов и слушателей, обучающихся на всех формах обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.


ББК 65.9(2) 09 я7

 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет», 2003

 Институт новых информационных технологий Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет», 2003

^

1. Бизнес в экономике современной России

1.1. Понятие бизнеса. Бизнес и экономика


Вся история человечества, так или иначе, связана с бизнесом. Во времена административно-командной экономики в нашей стране под бизнесом обычно понимали деятельность людей в странах с развитой рыночной экономикой, где отношения между людьми окутаны фетишизмом денег, строятся исключительно на наживе, деньги руководят их умом, совестью и честью. Естественно, что это отражалось на сознании советских граждан, на их негативных оценках бизнеса. Хозяйственно-правовое законодательство запрещало занятие предпринимательством и преследовало эти виды деятельности вплоть до уголовной ответственности.

Несомненно, устоявшееся в сознании некоторых людей представление о бизнесе, как стремлении любым способом (дозволенным или недозволенным) получить наживу (прибыль, доход), отражает существующее положение. Именно доход является непосредственной целью любого бизнесмена.

Несомненно и то, что криминальный элемент в поведении, действиях, взаимных отношениях бизнесменов присутствует в различной степени в различных странах.

Доход является непосредственной целью бизнеса. Но бизнесмен понимает (и действует в соответствии с этим пониманием), что получить доход можно, лишь удовлетворив потребности своих клиентов (покупателей), производя необходимые товары, работы, услуги.

Самое первое и самое простое определение бизнеса можно дать, отталкиваясь от этимологии термина. Бизнес – это дело. Исторически «дело» и было тождественно «бизнесу».

Бизнес это не только само дело, а деловые отношения между людьми, участниками дела. Принимая участие в деле, люди являются деловыми людьми, или бизнесменами.

В экономике «дела», так или иначе, связаны с производством продукции (товаров, работ и услуг) и ее движением в сферу потребления. Процесс воспроизводства характеризуется многочисленными эпизодами хозяйственной жизни в сфере производства, распределения, обмена и потребления.

Деловые отношения представляют иное выражение общественного явления, которое принято называть производственными отношениями.

Деятельность любого субъекта производственных отношений, на первый взгляд, – его личное «дело», но в действительности он участвует в общественном процессе взаимного обмена деятельностью и результатами деятельности. Обмен «делами», деловой контакт (сделка) – проявление в жизни взаимного обмена деятельностью, существует при всякой форме общественного производства.

Понятие бизнеса рассматривается в узком и широком смысле этого явления. В узком смысле бизнес связывают с условиями рыночной экономики, с действиями ее субъектов. Мы придерживаемся расширенной трактовки бизнеса, полагая, что соотнесение его только с действиями субъектов рыночной экономики обедняет его содержание, сужает исторические рамки его существования. Бизнес – явление, присущее человеческому обществу.

Бизнес имеет родовые черты, присущие ему как таковому, т.е. антиисторическому понятию:

  • обмен деятельностью между субъектами экономики;

  • стремление каждого субъекта при взаимном обмене своей деятельностью реализовать свои интересы независимо от того, реализуются ли при этом интересы его контрагентов;

  • стремление навязать свои интересы в процессе делового общения (сделки);

  • способность и готовность рисковать ради проведения сделки на более выгодных условиях;

  • способность, готовность и умение:

  • проводить различные приемы делового общения ради достижения наибольшей выгоды;

  • предпринимать различные шаги, в разных направлениях с целью обеспечения выгодной позиции для последующего проведения избранных приемов делового общения;

  • дифференцировать вероятные и действительные результаты сделок, определять приоритеты деятельности и подчинять им логику делового обучения.

В рыночной экономике родовые черты бизнеса приобретают видовые признаки, отражающие особенности хозяйствования на рыночной основе. В рыночной экономике бизнес получает наиболее полное свое развитие, обусловленное эволюцией товарно-денежных отношений.

Слово «бизнес» вошло в научный и бытовой обиход при переходе общества к капитализму, с его развитой рыночной экономикой. Но согласно нашему расширенному пониманию даже в первобытном строе были в рамках замкнутых экономических сообществ (родах, племенах и др.) и между ними своеобразные бартерные сделки (товар – товар) и сделки с использованием различных товаров, играющих роль эквивалента.

Родовые черты бизнеса несложно обнаружить в недрах рабовладельческого и феодального способов производства: войны ради добычи, работорговля, торговля крепостными, продуктами феодальной ренты и т.д.

Был изжит или нет бизнес в советской доперестроечной экономике, в период административно-командной экономики и почти полного ее огосударствления? Наиболее распространенные в тот период мнения:

  1. бизнес существует во внешнеэкономической деятельности;

  2. бизнесменов нет, как особой социальной группы;

  3. люди занимаются бизнесом, поступая незаконно, и живут нечестно.

Отсутствие в советской экономике полноценных товарно-денежных отношений, при которых деловые контакты между субъектами экономики определялись не по личной инициативе, а по воле планирующего и распределяющего государства, естественно, придавало родовым чертам бизнеса свои особенности. Но вопреки этому бизнес был распространенным явлением в планово-распределительной экономике.

Он существовал в явлениях конкретной жизни:

  • бизнес потребителей по поиску дефицитных, качественных и более дешевых товаров и услуг. Их действия фактически осуществляли дифференциацию рынков по региональным, ценовым, фирменным, товарным и иным признакам;

  • бизнес хозяйственных руководителей проявлялся в «выколачивании» фондов и выгодных заказов, транспортных средств, корректировке планов, сокращению дефицита, даче взяток, «корректировке» отчетных показателей, особенно тех, согласно которым осуществлялось материальное стимулирование и поощрение. Предприниматели получали прибыль, главным образом, не в результате выгодных контактов с поставщиками и потребителями их продукции, а в результате получения планового задания по созданию прибыли. «Произведенная прибыль» была одним из главных оценочных показателей работы предпринимателей.

В современной России бизнесмен (предприниматель), способный функционировать в рыночной экономике, должен занять достойное место. В 1990 году в России был принят закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности», в 1991 году – закон «Об общих началах предпринимательства граждан». Эти законодательные акты исходили из понимания необходимости и значимости предпринимательской деятельности. В настоящее время предпринимательство в России в наиболее общем виде регламентируется Гражданским кодексом РФ. Бизнес в нашей стране находится под охраной закона.

«Бизнес» и «экономика» – достаточно близкие понятия. Экономические субъекты (субъекты экономики) выступают участниками разных сделок, становятся тем самым субъектами деловых отношений.

Между экономикой и бизнесом есть и различия. Экономика – это более широкое понятие, охватывающее макро- и микросферы производства, обмена деятельностью и потребления продукта, отражающие законы и закономерности развития отношений между людьми. Бизнес – более конкретная характеристика отношений, развивающихся между совершенно определенными субъектами, в том числе форм индивидуального и группового соперничества, в определенных исторических условиях и на основе определенного законодательства.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21



Скачать файл (1363.7 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru