Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекция - Органное творчество И.С.Баха - файл 1.doc


Лекция - Органное творчество И.С.Баха
скачать (43 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc43kb.03.12.2011 22:47скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Органная музыка

Органный стиль. В органной сфере исключительная активность приходится на веймарские годы, и именно в Веймаре сформировался баховский органный стиль. В дальнейшем он модифицировался, но суть его и жанры органной музыки оставались неизменными, простираясь до 30х годов. Затем, в последнюю творческую декаду, Бах заново просмотрел ранее им сотворенное – редактировал, подготавливал к печати, преимущественно внимания уделяя хоральным обработкам.

К концу 1700 годов он синтезировал достижения своих предшественников.

- От Букстехуде – воспринял возвышенную патетику, драматический порыв, виртуозность, свободно-импровизационное сочетание токкатных, моторных и полифонических, фугированных разделов композиции.

- От Пахельбеля – мотетный принцип в сцеплении фугетт при неразрывности их мотивной связи.

- От Бёма – колорирование темы фуги, сложный орнамент контрапунктирующих голосов, вариационность и тд

- Ну а также воздействие современного концертного принципа, обновившего образный строй и характер звучания баховской орг музыки.

4 основных жанровых вида:

- Хоральная обработка

- Triosatz( трио, трехголосное сложение)

- 2хчастный цикл прелюдии (токкаты) и фуги

- Пассакалья ( единственное, но уникальное творение)
^ Хоральные обработки
Баховские хоральные обработки для органа при кажущейся традиционности отмечены небывалой до него новизной техники, контрапунктической и гармонической. Из множества обработок Бах составил 4 сборника – два незавершенных и два прижизненно изданных( «Органная книжка», «Клавирные упражнения» op.3, «Шюблеровские хоралы ( «Хоралы в различной манере»), « 18 хоралов разного рода для игры на органе с 2мя мануалами и педалью»).
В ранних опусах этого жанра Бах непосредственно следует тому стилю, в каком обрабатывали хоральные мелодии его предшественники, особенно Бём, Рейнкен, Пахельбель. Тут у него преобладают традиционные приемы фигурации, колорирования хорала, фугированные формы в стиле Пахельбеля.
^ Зрелый период. Новым словом явилась созданная в начале зрелого периода «Органная книжка», для которой Бах написал 46 прелюдий из задуманных 169. Большинство прелюдий этого сборника – небольшие лирические поэм, скромные по изложению, но полные чудесной поэтической выразительности.

Новаторство. Новаторство Баха заключалось в том, что мастерски применяя имитационную разборку, он широко сочетает ее с контрастной полифонией (Хоральный напев является в верхн голосе, в то время как в средн и нижн слоях такни к канонической имитации присоединяются контрапунктирующие мелодии с свободно-индивидуальной манере. В этом полифоническом синтезе архаически-важные хоральные темы интонационно совершенно преображаются)

Особую роль играет облигатная педаль.
^ Последние годы жизни. В последние годы жизни Бах много трудился над переработкой ряда больших хоралов, соч вероятно в веймарски-кётенский период. В новой редакции (лейципгской) они составили сборник «18 хоралов». Здесь в отличие от скромных, камерно-лирических интерпретаций «Органной книжки», собраны масштабные композиции блестящего и патетического концертного стиля.

Бах снова обращается к приемам мастеров 17 века, особенно Букстехуде, воссоздавая их, однако в синтезе с новым свободно-импровизационным методом и стилем.

Хоральные мелодии варьированы с:

-щедрой изобретательностью

-разнообразием фактуры

-чудесной фигурацией,

-экспрессия их усилена выразительными мелизмами, оттеняющими кульминационные вершины и особую значительность заключительных оборотов.

-регистровка необычайно дифференцирована

-имитационно-полифоническая разработка ( канон, фуга) синтезирована с интерлюдиями импровизационного гомофонно-гармонического склада
^ Циклические произведения
Прелюдии и фуги наряду с хоральными обработками составили центральную и важнейшую область баховского органного творчества.

Именно Бах – первосоздатель прелюдии и фуги как жанра с единой, цельной композицией в двух глубоко различных, но гармонично синтезированных частях ( в добаховский период их писали только порознь, как отдельные пьес самостоятельного эстетического значения, либо одна сложная пьеса в себе фугированные и прелюдирующие фазы или эпизоды, по несколько раз ритмично сменявшие друг друга. К тому же виртуоз-органист прелюдировал обычно в виде неписанной импровизации). Бах нарушил эту трактовку и пошел другим путем.
1)отступил от слитных импровизационно-фугированных форм и четко разграничил прелюдийную и имитационно-полифоническую сферу, придав каждой замкнутую в себе композиционную форму

2)усовершенствовал фугу и прелюдию ( фантазию, токкату), доведя их до типической завершенности жанра и стиля

3)воссоединил их в совершенно новом синтезе, создав высокохудожественный «диптих», или «малый цикл», органичный и в то же время контрастный.
От хоровых фуг ( Месса h-moll, Магнификат) и кантат органные отличаются

-более инструментально-фигуративным рисунком

-большим блеском

-концертностью фактуры

-мелос носит шире обобщенный характер, изобразительно-звукописные приемы и эффекты не свойственны ему

-темы очерчены широким контуром, из контрасты очень рельефны

-раскидиста планировка тематических проведений (частые контрэкспозиции)

-интермедии развернуты еще шире

-репризы сильно динамизированы, в кодах возвращаются приемы виртуозно-импровизационного плана


Для органа написан скромный опус «8 маленьких прелюдий и фуг» веймарского периода, фуги a-moll, d-moll («Дорийская»), «большая» в g-moll и др
Что касается вступительной пьесы – прелюдии, токкаты, фантазии, - то это почти всегда импозантный портал здания :

- он введет в тональную, эмоционально-образную, иногда даже тематическую сферу фуги,
а в др случаях, наоборот, художественно оттеняет ее качества:

-Растворенность тематизма

-Изложение в виде свободной импровизации

-Гомофонность склада
^ Пассакалия с-moll
Следуя своему предшественнику Букстехуде, Бах воспользовался давним жанром «прощальной музыки провожания по улице» и формой старинных вариаций на ostinato, чтобы развернут величественную и сумрачную картину шествия со скорбной песней, трагедийными эпизодами и торжественным апофеозом – прояснением в конце.

Ее образуют 20 вариаций на 8-тактовую басовую тему (период в строгой октавной фактуре), их завершает фуга.

Орган с его ножной клавиатурой как нельзя более предрасполагает к проведению остинатного баса, и изложение органной пассакальи управляется в основном державным шагом.

Цикл 20ти вариаций развернут двумя большими динамическими фазисами. Срединная кульминация усилена появлением темы – ostinatoв верхнем голосе, и пассакалья на время становится чаконой. Во второй части цикла активизация маршево-ритмического элемента постепенно снимает горестно-трагедийный нюанс, разлитой по произведению, и подводит к завершающей кульминации – двойной фуге с остро контрастной второй темой и пышно фигурированным противосложением. Его колокольно-звонные переливы заполняют собою репризу фуги. Прощальная процессия преображается в блестящее праздничное торжество.


Скачать файл (43 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации