Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Анализ туристского рынка Краснодарского края - файл 1.doc


Анализ туристского рынка Краснодарского края
скачать (338 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc338kb.03.12.2011 22:47скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4
Реклама MarketGid:
Загрузка...


Южный институт менеджмента

Кафедра туристского и гостиничного бизнеса

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: Анализ туристского рынка Краснодарского края

по дисциплине «Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме»


Выполнила студентка

2 курса 06-СТ

Петровская Юлия

Преподаватель

Драчева Я. В.


Краснодар

2009

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Туристский рынок………………………………………………………………4

1.1 Сущность и специфика туристского рынка……………...…………...4

1.2 Инфраструктура туристского рынка………………………………….7

1.3 Основные участники туристского рынка….……………..………….11

1.4 Закономерности функционирования туристского рынка…………..15

1.5 Структура туристского рынка………………………………………..22

2 Туристский рынок Краснодарского края…………………………………….25

2.1 Динамика развития рынка туризма в крае………………………..…27

3 Перспективы развития туристского рынка в Краснодарском крае………...31

3.1 Стратегические действия и направления развития

Краснодарского края ………………………………………………….….40


Заключение ………………………………………………………………………50

Список использованных источников…………………………………………...52


ВВЕДЕНИЕ
Данная тема в настоящее время актуальна, т.к. туристский рынок становится все больше популярным и как следствие этому развивается. Находятся все новые маршруты и места для любого вида туризма, от познавательного до оздоровительного. Растет конкуренция. И для того чтобы фирма занимала одно из лидирующих мест необходимо изучать и анализировать туристских рынок, т.е. проводить маркетинговые исследования. А для этого надо знать все или практически все о своих конкурентах и местах, благоприятных для дальнейшего развития туризма и туристского рынка.

Предметом изучения данной курсовой работы является туристский рынок на примере Краснодарского края.

Цель данной курсовой работы:

  • Раскрыть инфраструктуру рынка Краснодарского края.

Задачи:

  • Дать понятие «туристский рынок»

  • Выявить сущность и состав туристского рынка

  • Проанализировать туристский рынок на примере Краснодарского края.



^ 1 ТУРИСТСКИЙ РЫНОК
1.1 Сущность и специфика туристского рынка
Со времени возникновения рынка различные направления и школы экономической мысли неоднозначно трактовали его сущность. Первую попытку дать научную трактовку рынка через определение места его дислокации сделал французский экономист О. Курно. По его мнению, это — любой район, где взаимоотношения покупателей и продавцов настолько свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться. Рынок – форма организации экономических взаимоотношений между экономическими агентами по поводу обмена разнообразными благами путем их купли-продажи. Рынок означает сбыт, который осуществляется в сфере обмена, обращения. Рынок – это система экономических отношений между людьми, охватывающая процессы производства, распределения, обмена и потребления.

Обращаясь к понятию «рынок», можно назвать два основных подхода к его определению.

Первый основан на выделении политико-идеологического и философского содержания, когда в качестве основных характеристик рынка рассматриваются:

- способ организации общественного производства;

- способ поведения хозяйственных объектов;

- способ мышления.

Второй подход к определению рынка основан на выделении его конкретно-экономического содержания. В этом случае рынок рассматривается прежде всего как механизм, позволяющий сбалансировать соотношение спроса и предложения на различные виды товаров и услуг. С точки зрения маркетинга наибольший интерес представляют рынки, на которых действует значительное количество независимых друг от друга продавцов и покупателей.

Существуют и другие определения «туристского рынка»:

  • это совокупность потребителей туристского продукта, которые имеют средства его купить сегодня или завтра (потенциальную покупательскую способность);

  • это система мирохозяйственных связей, в которой совершается процесс превращения туристско-экскурсионных услуг в деньги и обратного превращения денег в туристско-экскурсионные услуги. В этом контексте можно сказать, что туристский рынок образуют страны – экспортеры и импортеры туризма;

  • это общественно-экономическое явление, объединяющее спрос и предложение для обеспечения процесса купли-продажи туристского продукта в данное время и в определенном месте.

  • это экономическая система взаимодействия четырех основных элементов: туристского спроса, предложения туристского продукта, цены и конкуренции.

  • это самостоятельная часть более широкого понятия «рынок товаров и услуг», где реализуются услуги и товары для туристов.

В специальной литературе по проблемам экономики туризма, туристский рынок определяется как туристский регион, страна. Туристский рынок рассматривается как система, в которой совершается процесс превращения туристско-экскурсионных услуг в деньги и обратно. Если рассматривать туристский рынок со стороны субъектов рыночных отношений, то туристский рынок можно определить как совокупность потребителей туристского продукта, которые имеют средства купить его сегодня или завтра.

Существо рыночных отношений в туризме в конечном счёте сводится, с одной стороны, к возмещению затрат туристических операторов, агентств и их контрагентов по производству и реализации тур продуктов и получению ими прибыли. С другой, к удовлетворению платёжеспособного спроса туристов на основе свободного, взаимного соглашения. Всё это и составляет основные черты туристского рынка. Принято считать, что сущность рынка находит своё выражение в главных его экономических функциях.

Туристский рынок обеспечивает: согласование производства и потребления туристских продуктов в ассортиментной структуре, поддерживает баланс спроса и предложения по объёму и структуре. Эту функцию туристский рынок выполняет через установление связей между огромным количеством независимых туристических операторов, агентств и туристов, через куплю-продажу тур продуктов; . установление ценностных эквивалентов для обмена тур продуктов; . стимулирование эффективности производства тур продуктов и побуждает производителей к созданию необходимых тур продуктов с наименьшими затратами.

В целом роль туристского рынка такова:

1. Выдавать «сигнал» тур операторам с помощью обратных связей, какие тур продукты, в каком объёме и в какой структуре следует производить.

2. Уравновешивать спрос и предложение.

3. Дифференцировать тур операторов, агентов и их контрагентов в соответствии с эффективностью их работы.

4. «Очищать» туристский комплекс и его экономику.

При характеристике рынка туризма необходимо учитывать следующие моменты:

- основным предметом купли-продажи являются услуги;

- кроме покупателя и продавца в механизм туристского рынка включается значительное количество посреднических звеньев, которые обеспечивают связь спроса и предложения;

- спрос на туристские услуги отличается рядом особенностей: большим разнообразием участников поездок по материальным возможностям, возрасту, целям и мотивам; эластичностью; индивидуальностью и высокой степенью дифференциации; большой замещаемостью; отдаленностью по времени и месту от туристского предложения;

- туристское предложение также характеризуется рядом особенностей: товары и услуги в туризме имеют тройственный характер (природные ресурсы, созданные ресурсы, туристские услуги); высокая фондоемкость туристской индустрии; низкая эластичность; комплексность.

Для более четкого понимания происходящих на туристском рынке процессов (конкуренции, ценообразования, сбыта и т.п.) необходимо, по мнению известного российского специалиста В. И. Азара, принимать во внимание отношения субституции (взаимозаменяемости) и комплементарности (взаимодополняемости). Влияние субституции тем ощутимее, чем большее число заменителей имеет та или иная туристская услуга. Комплементарность проявляется в том, что приобретение потребителем одних услуг (например, транспортных) автоматически приводит к необходимости покупки целого комплекса других (услуг питания, развлечений и т.д.).

1.2 Инфраструктура туристского рынка
Под инфраструктурой рынка понимают совокупность предприятий, организаций и служб, способствующих реализации экономических, хозяйственных и других отношений между основными субъектами. Применительно к рынку туристских услуг в состав инфраструктуры входят:

  • Средства размещения туристов (гостиницы и др.);

  • Объекты общественного питания;

  • Средства транспорта, обслуживающего туристов;

  • Объекты познавательного, оздоровительного, культурно-исторического, религиозного, спортивного, развлекательного характера, а также объекты иного назначения, используемые при предоставлении туристских услуг или специально созданные для этих целей;

  • Организации, предоставляющие экскурсионные услуги, услуги гидов-переводчиков и осуществляющие формальности при пересечении границ между государствами.

Особенностью инфраструктуры рынка туристских услуг является то, что многие организации и объекты этой инфраструктуры обслуживают не только туристов, но и других субъектов, не имеющих отношения к туризму. Такими организациями являются: транспортные объекты, предприятия общественного питания, средства массовой информации, службы, занимающиеся санитарными, полицейскими и другими формальностями.

Большинство средств производства туристских услуг арендуется туроператором у других хозяйствующих субъектов, не имеющих прямого отношения к туризму. Об этом свидетельствует соотношение основных и оборотных средств туристских фирм. Оборотные средства, как правило, составляют 88-95% общей стоимости средств производства.

Другой особенностью инфраструктуры рынка туристских услуг является неравномерность (сезонность) функционирования в течение года.

Средства размещения – любые объекты, которые регулярно или иногда предоставляют туристам для ночевки в комнатах, в каких-либо иных помещениях или на огороженных площадках. Различают коллективные и индивидуальные средства размещения. К коллективным средствам размещения относят: гостиницы, аналогичные им средства, специализированные заведения и прочие предприятия размещения.

Гостиницы обладают следующими признаками: состоят из номеров, число которых превышает определенный минимум; имеют единое руководство; предоставляют гостиничные услуги, перечень которых не ограничивается ежедневной заправкой постелей, уборкой номера и санузла; сгруппированы в классы и категории в соответствии с предоставляемыми услугами, имеющимся оборудованием, отвечающими стандартам страны.

Заведения, аналогичные гостиницам, имеют признаки гостиницы, но предоставляют только ограниченные услуги (заправку постелей, уборку номера и санузла). Специализированные предприятия размещения, кроме предоставления гостиничных услуг, выполняют еще какую-либо специализированную функцию (оздоровительную, лечебную, транспортную, обмен научными и профессиональными знаниями и др.)

Прочие коллективные средства размещения представляют собой организованные под жилища молодежные общежития, малые суда в бухтах, палатки, автоприцепы, дома на колесах и др.

Функционирование средств размещения регламентируется законодательными и нормативными документами каждой страны.

Объекты общественного питания – рестораны, бары, кафе, закусочные, буфеты и столовые в сфере туристских услуг, как правило, относятся к объектам гостиничной деятельности. Стоимость питания включается в стоимость гостиничного номера или тура.

Классификатор видов экономической деятельности, продукции или услуг предусматривает также самостоятельное приготовление пищи отдыхающими и туристами в пансионатах и в системах предоставления отдыха (таймшерах). Если стоимость питания не включена в стоимость тура, то туристы питаются в ресторанах, кафе и других объектах питания как обычные посетители.

Различают следующие виды оплаченного питания:

  • Полный пансион (завтрак, обед, ужин);

  • Полупансион (только завтрак и обед или только завтрак и ужин);

  • Только завтрак.

Формы обслуживания питанием туристов:

  • «шведский стол»- туристам предоставляется право выбора любого и в любом количестве из имеющихся в наличии;

  • «табльдот» - форма обслуживания туристов официантом по единому меню с ограниченным числом блюд;

  • «а ля карт» - форма, предполагающая обслуживание официантом с выбором блюд туристами по предлагаемому меню.

Транспортные предприятия (воздушного, водного и сухопутного транспорта), оказывающие услуги путешественникам, различают по категориям, разрядам транспортных средств и классам обслуживания во время перемещения.

На воздушном транспорте существует около двадцати классов обслуживания, которые учитывают порядок прохождения регистрации, питание в полете, норму бесплатного провоза багажа, возвращенную стоимость при возврате авиабилета и пр.

На водном транспорте при морских и речных путешествиях в обслуживании туристов основной упор делается на возможность получения всех доступных развлечений и сервисных услуг. Скорость прибытия в пункт назначения становится второстепенным показателем.

Особый интерес представляют круизные морские суда, специально построенные для водного туризма, на которых возможно предоставление полного комплекса услуг высшего качества. В ряде случаев привлекательным является использование паромных судов, перевозящих не только самих туристов, но и их личные автомобили.

Качество обслуживания на железнодорожном транспорте зависит от класса размещения (в общем вагоне, плацкартном, жестком, мягком, спальном вагоне прямого сообщения первого класса) и виды поезда (почтовый, пассажирский, скорый, фирменный). По европейским стандартам различают классы поездов: межконтинентальный экспресс (TD), международный экспресс (JC), скорый суперэкспресс (JCL), фирменный экспресс (TEE), скорый экспресс (EC) и др.

Автобусный транспорт выполняет несколько видов перевозок: многодневные перевозки на большие расстояния, однодневные экскурсионные поездки, внутримаршрутные перемещения в стране пребывания. Этот вид транспорта различают по классам. Автобусы могут принадлежать туроператору или быть взятыми в аренду. Наибольший набор услуг может быть оказан в автобусах класса «люкс». Автобусы этого класса оборудованы широкими тонированными окнами, откидными сидениями, холодильниками, системой салонного оповещения и магнитолами, мобильными телефонами с возможностью международного разговора и др.

К специализированным организациям, оказывающим туристские услуги целевого назначения, относятся:

  • Экскурсионное бюро и организации гидов-переводчиков;

  • Оздоровительные комплексы рекреационного туризма – курорты, базы отдыха, рекреационные зоны;

  • Туристские базы различной специализации (в том числе круизные суда);

  • Учебные пункты первоначальной специализированной подготовки туристов;

  • Спортивные комплексы и лагеря для занятия спортом, проведение соревнований;

  • Производственные фирмы, изготавливающие товары, используемые туристами;

  • Службы и организации по оказанию юридических услуг и услуг в области международного туризма;

  • Организации, предоставляющие услуги по выполнению визового режима и по таможенным формальностям.


1.3 Основные участники туристского рынка
Основными субъектами туристского рынка являются:

  • турист (потребитель туристского продукта) – любое физическое лицо, использующее, приобретающее либо имеющее намерение приобрести туристские услуги для личного использования;

  • туроператор (турорганизатор, промоутер) – юридическое или физическое лицо, разработчик туристских услуг, осуществляющий формирование, продвижение и оптовую реализацию туристского продукта в виде генеральных соглашений, договоров, ваучеров, контрактов и прочего на основании лицензий;

  • турагент – юридическое или физическое лицо, осуществляющее продвижение и розничную реализацию туристского продукта в виде договоров, путевок на основании лицензии, а также выполняющее отправку туриста с места постоянного пребывания и некоторые выездные формальности;

  • контрагент – юридическое или физическое лицо, исполнитель туристских услуг в стране (месте) прибытия, действующий в соответствии с законодательством страны приема и международными соглашениями.

Субъекты рынка определенным образом связаны между собой. Вся система рыночных отношений в туризме является открытой. На нее оказывают воздействие различные факторы: природно-экологические, социально-экономические, политические, демографические.

Природно-экологические факторы – это основа развития любых туристских программ. Сюда входят:

  • хороший климат и комфортные природные условия;

  • наличие красивых ландшафтов и природных достопримечательностей;

  • наличие развитой гидрографической сети и естественных водоемов;

  • чистота и ухоженность природных объектов;

  • хорошее состояние экологии.

Социально-экономические факторы являются важной материальной предпосылкой развития туризма. К ним относятся:

  • уровень жизни основной массы населения, т.е. экономическая доступность туризма;

  • социальная свобода и права, дающие возможность гражданам передвигаться внутри и за пределами своей страны, путешествовать по миру;

  • активизация экономических связей между государствами на основе международного разделения труда, расширения международной торговли и совершенствования транспортных средств.

Политические факторы:

  • внутриполитическая стабильность страны проживания;

  • внутриполитическая стабильность страны, которая принимает туристов;

  • мирные, дружественные, добрососедские отношения между государствами;

  • наличие межгосударственных и межправительственных соглашений по сотрудничеству в сфере экономики, торговли, научно-технических и культурных связей, туризма и обменов.

Демографические факторы:

  1. Рост народонаселения. Увеличивает мировой туристский потенциал.

  2. Увеличение продолжительности жизни и понижение возрастного пенсионного порога. Приводит к появлению туризма для людей третьего возраста.

  3. Этнические туристские потоки (путешествующие на историческую родину, эмигранты, народы с родственными языками, культурой, интересующиеся взаимными поездками и т.д.).

  4. Все больший приток в туристское движение молодежи (подростковый, молодежно-студенческий туризм).

  5. Тенденции семейных путешествий в среднем возрасте (специализированные семейные туры).

Реализация турпродукта может быть оптовой и розничной. Оптовая реализация ведется в виде заключения посреднических договоров-поручений, договоров комиссии или агентских соглашений между туроператором и турагентом. В момент оптовой реализации турпродукта туроператор имеет разработанный турпродукт в виде генерального соглашения, контракта, договора, ваучера о предоставлении услуг с контрагентом – исполнителем услуг.

Розничная продажа турпродукта конечному потребителю (туристу) оформляется договорами розничной купли-продажи, устанавливающими взаимные обязательства сторон и включающими следующие положения:

  • номер, дату и место заключения договора;

  • наименование продавца, его организационно-правовую форму, номер лицензии на право осуществления международной туристской деятельности;

  • ФИО туриста, его адрес, данные паспорта, прочие реквизиты;

  • предмет договора (перечень услуг);

  • условие предоставления услуг;

  • права и обязанности сторон;

  • стоимость договора, порядок и форму платежей;

  • порядок вступления договора в силу и срок его действия;

  • условия оформления виз (для международного туризма);

  • порядок использования ваучера;

  • условия страхования;

  • условия и порядок применения компенсационных санкций, а также рассмотрения и удовлетворения рекламаций;

  • форс0мажорные обстоятельства;

  • особые условия;

  • юридические и банковские реквизиты продавца;

  • подписи сторон и печать продавца.

Письменная информация о предлагаемом турпродукте и все существенные общие условия договора называются публичной офертой. Оферта может быть напечатана в каталоге турфирмы или находиться на видном месте в офисе вместе с лицензиями и сертификатами. Клиенту по его требованию выдается ее копия. В этом случае частные условия договора по туру излагаются в туристской путевке.

Туристский ваучер – документ, устанавливающий право туриста на услуги, входящие в состав тура, и подтверждающий факт оказания услуг. Ваучер обеспечивает четкость документооборота турфирмы и гарантирует учет оказанных услуг туристу.
1.4 Закономерности функционирования туристского рынка
Рынок выполняет многочисленные функции: информационную, посредническую, регулирующую, ценообразующую, стимулирующую, созидательно-разрушительную, дифференцирующую. Но в качестве основополагающих функций туристского рынка можно выделить следующие:

1) реализация стоимости и потребительской стоимости, заключенных в туристском продукте;

2) организация процесс а доведения туристского продукта до потребителя (туриста);

3) экономическое обеспечение материальных стимулов к труду.

В процессе выполнения туристским рынком первой функции происходит движение стоимости, которое отражается посредством обмена: деньги туристский продукт.

Завершение этого обмена означает законченность акта товарно-денежных отношений, реализацию стоимости, заключенной в туристском продукте, и общественное признание его потребительской стоимости. В результате обеспечивается нормальный ход общественного воспроизводства, появляются и накапливаются денежные средства для развития туристской индустрии.

Функция организации процесса доведения туристского продукта до потребителя осуществляется через создание сети турагентов и туроператоров по его реализации.

Функция экономического обеспечения материальных стимулов к труду заключается в том, что в процессе обмена "деньги - туристский продукт" на туристском рынке распределение как необходимая фаза воспроизводства предстает в завершенном виде. У работников туристской фирмы, получающих за свой труд денежное вознаграждение, создаются материальные стимулы к повышению качества и увеличению количества туристского продукта, производству его в соответствии с запросами потребителей.

Туристский рынок характеризуется наличием субъектов, т. е. юридических и физических лиц, которые являются производителями и потребителями туристского продукта. Можно выделить три субъекта туристского рынка: самих туристов (потребителей турпродукта), туроператоров и турагентов.

Туристский рынок характеризуется емкостью, уровнем сбалансированности спроса и предложения, условиями реализации туристского продукта.

Механизм функционирования туристского рынка это система действий экономических рычагов для сбалансирования спроса и предложения на туристский продукт, на обмен "деньги - туристский продукт", на денежные потоки и потоки туристского продукта.

Функционирование туристского рынка можно представить схемой, приведенной на рисунке, которая показывает, что спрос на услуги туризма обусловлен пожеланиями и вкусами туристов. На туристском рынке происходит непрерывное движение потоков денег и туристского продукта, которые движутся навстречу друг другу, создавая туристский кругооборот.



Емкость туристского рынка - это его способность "поглотить" то или иное количество туристского продукта, т. е. возможный объем реализации отдельных туров, услуг туризма, товаров туристско-сувенирного назначения при существующих ценах и предложении. Емкость зависит от объемов платежеспособного спроса населения, уровня цен и размеров туристского предложения.

На туристском рынке сталкиваются спрос на туристский продукт, который предъявляет турист, и предложение туристского продукта, которое предоставляет туристская фирма.

Туристский кругооборот - это система экономических и юридических (гражданско-правовых) отношений, возникающая между туристом и туристской фирмой и показывающая направления движения туристских потоков туристского продукта, инвестиций в развитие туризма и денежных поступлений в бюджет от доходов туристской деятельности.

Туристский кругооборот осуществляется по следующей схеме:

1 - турист платит турфирме деньги за турпутевку;

2 - турфирма выдает туристу турпутевку;

3 - турист обменивает турпутевку на турпродукт, т. е. на конкретные услуги туризма;

4 - в процесс е реализации турпродукта турист получает туристские впечатления, т. е. происходит процесс косвенного возврата туристу его денег;

5 - турфирма производит инвестиции в развитие туристского рынка, туристской индустрии и на создание новых видов турпродукта;

6 - турфирма получает новые виды турпродукта;

7 - турфирма платит налоги и различные сборы в бюджет.

Функционирование туристского рынка и связанных с ним предприятий туристской индустрии имеет явно выраженный сезонный характер. На сезонность в туризме влияют различные факторы.

К первичным факторам сезонности функционирования туристского рынка относятся природно-климатические.

К Вторичным факторам относятся: 1) экономические структура потребления товаров и услуг, формирование платежеспособности спроса посредством предложения; 2) наличие свободного времени; 3) демографические дифференцированный спрос по половозрастному составу и другим признакам; 4) психологические - традиции, вкусы, мода; 5) технологические - связанные с комплексным предоставлением качественных услуг.

Следовательно, в процессе анализа и планирования объема реализуемых услуг туристской фирмы необходимо учитывать закономерность отклонения показателей отдельных месяцев от среднегодовых показателей. Эти расчеты производятся на основе коэффициента сезонности, который представляет собой процентное соотношение средних месячных уровней за ряд лет к среднемесячному объему реализованных услуг за весь расчетный период:
где Кс - коэффициент сезонности, %;
У1 - средний уровень объема

реализованных услуг отдельного месяца, у. е.;

у - среднемесячный объем реализованных услуг за расчетный период, у. е.

Расчеты следует производить за ряд лет, не менее трех последних.

Сезонность туризма влияет на структуру занятости работников в туристской индустрии, особенностями которой являются:

1) значительный удельный вес неполной занятости;

2) сезонные колебания объема занятости и трудовой нагрузки;

3) низкий удельный вес квалифицированного персонала;

4) ограниченные роста;

5) значительный удельный вес женского труда.

Для успешного ведения туристской деятельности фирмам нецелесообразно распылять свои усилия, а рекомендуется сосредоточиться на определенном круге потребителей туристского продукта и строить свою политику поведения на туристском рынке таким образом, чтобы наиболее полно удовлетворять все потребности именно этого узкого сегмента путешественников. Поэтому проводится сегментация туристского рынка, т. е. разделение его на однородные удельные рынки, сегменты. В основе сегментации лежит стремление фирм получить монопольное положение если не на всем рынке, то, по крайней мере, в той его части, которая наиболее предпочтительна с точки зрения ее производственных, финансовых и сбытовых возможностей.

Разделение рынка на сегменты должно производиться по определенным критериям. Наиболее соответствует современным задачам развития туристской индустрии метод сегментации, который базируется на трех группах критериев: географических, социальных и психологических.

Туристский рынок имеет свои специфические особенности:

  • Туристские услуги неосязаемы. Важное значение имеет надежность продукта, гарантии обещанного уровня и качества, также исчерпывающая информация о потребительских свойствах тура. От этого зависит доверие к фирме со стороны клиента и ее устойчивость на рынке.

  • При реализации туристского продукта имеется разрыв во времени между приобретением продукта и его потреблением, поэтому важны четкость и надежность каналов продвижения туристского продукта и ответственность фирмы, реализующей продукт.

  • На туристский спрос влияют сезонные колебания и неравномерность туристского потока. Уменьшение этих отрицательных явлений возможно методом дифференциации цен на элементы обслуживания по сезону, а также через снижение емкости перевозок туристов.

  • Качество продукта в большей степени зависит от конкретных исполнителей, поэтому менеджмент в нутрии туристского предприятия должен постоянно развиваться.

  • На туристском рынке имеется территориальная разобщенность между потребителем и производителем, поэтому немаловажным является установление оперативных связей с удаленными партнерами.

Как и все другие рынки, туристский рынок функционирует в соответствии с законом спроса и предложения.

Туристский спрос – подтвержденные платежеспособностью туристские потребности населения, выраженные в определенном количестве туристского продукта, которые оно может приобрести при существующих ценах.

Спрос на туристский продукт, обеспеченный денежными средствами, в первую очередь отражает уровень экономического и социального развития этой страны. Кроме этого на потребительский спрос оказывают влияние следующие факторы:

  • Демографический;

  • Географические и климатические условия;

  • Политическая и экономическая стабильность государства;

  • Психологические факторы, прочие случайные воздействия.

Изменение спроса на туристский продукт называется эластичностью. Она зависит от вида турпродукта и социального слоя, к которому относятся потребители.

В соответствии со спросом на рынке возникает предложение в туризме – разнообразное количество услуг, которые необходимы туристу во время отдыха и путешествия. Предложение туристского продукта обусловлено наличием производителей продукта, уровнем развития туристской индустрии, объемом туристских ресурсов.

Между спросом и предложением наблюдается тесная взаимосвязь: спрос не только порождает отношение, но и предложение определенным образом влияет на спрос.

На туристском рынке происходит обмен денежных средств туриста на услуги. При сбалансированном обмене, с одной стороны происходит удовлетворение интересов производителя туристского продукта и его потребителя, а с другой стороны – создаются условия для поступательного развития туристской индустрии.
1.5 Структура туристского рынка
Структура рынка - это основные характерные черты рынка, к числу которых относятся: количество и размеры фирм, степень сходства или отличия товаров разных фирм, легкость входа и выхода с конкретного рынка, доступность рыночной информации.

По структуре рынки можно подразделить по следующим критериям.

По экономическому назначению рынка: рынки благ и услуг; рынки средств производства; рынки научно-технических разработок; рынки ценных бумаг; рынки рабочей силы, жилья и т.д.

По товарным группам: рынки товаров производственного назначения; рынки товаров народного потребления; рынки продовольственных товаров; рынки факторов производства.

По пространственному признаку: внутрирегиональные; республиканские; межреспубликанские; международные.

По степени ограничения конкуренции: монопольные; олигапольные; свободные; смешанные; межотраслевые рынки.

По характеру продаж: рынки оптовой торговли, когда в качестве покупателей и продавцов выступают предприятия и организации; рынки розничной торговли, когда покупателями выступают отдельные граждане; рынки госзакупок сельскохозяйственных продуктов.

По соблюдению законности: легальные, официальные; нелегальные, «теневые», «черные» рынки.

Структура рынка — это совокупность отдельных локальных рынков в границах национальной экономики страны (внутреннего рынка), а также — национальных рынков в пределах мирового хозяйства и его отдельных регионов, их взаимосвязь и взаимодействие между ними.

При характеристике рынка туризма учитывается следующее:

  • возможностям, возрасту, целям и мотивам, эластичностью, индивидуальностью и высокой степенью дифференциации, отдаленностью по времени и месту от туристского предложения.

  • Туристское предложение характеризуется рядом особенностей: товары и услуги в туризме имеют тройственный характер (природные ресурсы, созданные ресурсы, туристские услуги), высокая фондоемкость туристской индустрии, низкая эластичность, комплектность.

Для более четкого понимания происходящих на туристском рынке процессов (конкуренции, ценообразования, сбыта и т.п.) необходимо принимать во внимание отношение субституции (взаимозаменяемости) и комплементарности (взаимодополняемости). Влияние субституции тем ощутимее, чем больше число заменителей имеет та или иная туристская услуга. Комплементарность проявляется в том, что приобретение потребителем одних услуг автоматически приводит к необходимости покупки целого комплекса других.

Рынок туризма неоднороден. В его структуре выделяются более мелкие по своим масштабам рынки. В связи с этим существуют различные способы классификации туристского рынка.

По отношению к определенному району (региону, стране) выделяют следующие рынки:

  • Рынок внутреннего туризма, включающий путешествия жителей района по этому району;

  • Рынок въездного туризма, включающий путешествия по району лиц, не являющихся его жителями;

  • Рынок выездного туризма, включающий путешествия жителей одного района в другой район.

В зависимости от цели путешествия выделяют рынки рекреационного, делового, научного, культурно-познавательного, религиозного, этнического туризма.

В зависимости от характера организации путешествия различают рынки организованного и неорганизованного туризма.

По числу участников путешествия выделяют рынки группового и индивидуального туризма.

В зависимости от способа передвижения различают рынки пешеходного, железнодорожного, авиационного, морского и речного, а также автомобильного туризма.

В связи с особенностями и содержанием маркетинговой деятельности выделяют следующие рынки:

  • Целевой, на котором предприятие реализует или собирается реализовать свои цели;

  • Основной, где реализуется основная часть услуг предприятия;

  • Дополнительный, на котором обеспечивается продажа некоторого объема услуг;

  • Растущий, имеющий реальные возможности роста объема продаж и другие.

Туристский рынок имеет различную качественную структуру.

а) б)


100%



Численность

Населения

Потенциальный

рынок

100%

Потенциальный рынок

40%

Действительный рынок


10%

20%

Квалифицированный рынок

10%

Обслуживаемый рынок

5%

Освоенный рынок

Рис. 1 Качественная структура туристского рынка

а – весь рынок; б – потенциальный рынок

Потенциальный рынок составляет 10% жителей страны (региона, города и т.п.). В его состав входят клиенты, которые проявляют интерес к приобретению туристских услуг. Между тем, одного желания клиента явно недостаточно – необходимо располагать средствами для покупки туристских услуг. Платежеспособные потребители должны иметь доступ к туристским услугам, которые могут удовлетворить их потребности. Если все перечисленные условия соблюдаются, есть основания говорить о так называемом действительном рынке.

Его следует уменьшить на количество клиентов, которые по тем или иным причинам не реализуют свою заинтересованность в туристских услугах на квалифицированном рынке, который составляет 20% потенциального рынка или 50% действительного.

Предприятие активно обслуживает 10% потребителей потенциального рынка, который имеет возможность делать выбор из всего многообразия предлагаемых продуктов, в том числе конкурирующими фирмами и образует обслуживаемый рынок.

Освоенный рынок образуют клиенты, отдающие предпочтение услугам данного предприятия. Они составляют лишь 5% потенциального и 50% обслуживаемого рынка.

Подобная классификация позволяет углубить характер исследования того или иного туристского рынка и определить особенности работы на нем различных туристских предприятий.
^ 2 ТУРИСТСКИЙ РЫНОК КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

  1   2   3   4



Скачать файл (338 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru