Лекции по системному анализу
скачать (655.2 kb.)
Доступные файлы (7):
system an.doc | 46kb. | 27.09.2004 14:30 | ![]() |
sys1.doc | 176kb. | 23.09.2004 14:19 | ![]() |
sys2.doc | 97kb. | 01.10.2004 18:06 | ![]() |
sys3.doc | 32kb. | 06.10.2004 17:57 | ![]() |
sys4.doc | 116kb. | 30.10.2004 01:55 | ![]() |
sys5.doc | 270kb. | 17.11.2004 11:08 | ![]() |
sys6.doc | 1064kb. | 30.11.2004 17:25 | ![]() |
содержание
Загрузка...
- Смотрите также:
- по системному анализу [ лекция ]
- по системному анализу и моделированию в ЧС [ лекция ]
- Практические вопросы по системному анализу [ лабораторная работа ]
- Семинары по системному анализу [ лабораторная работа ]
- по теории систем и системному анализу [ лекция ]
- 27 заданий [ лабораторная работа ]
- по теории систем и системному анализу [ лекция ]
- Изучение системного блока и подключение оборудования к системному блоку [ документ ]
- по комплексному анализу [ лекция ]
- Гвишиани Д.М. Избранные труды по философии, социологии и системному анализу [ документ ]
- Ответы на экзаменационные вопросы по системному анализу [ шпаргалка ]
- по функцианальному анализу [ лекция ]
system an.doc
Реклама MarketGid:
Курс «Основы системного анализа»
Загрузка...
Цель курса
Обеспечить базовую профилирующую подготовку по специальности, научить рационально использовать современный и перспективный междисциплинарный инструментарий для системного анализа сложных технический, экономических и социальных систем. Привить навыки использования технических средств поддержки принятия решений, вычислительных методов и средств для решения практических системных задач.
Основные задачи курса
изложить с единой позиции современные методические и теоретические основы решения системных задач;
раскрыть приемы и подходы приведения практических системных задач к разрешимой форме;
привить навыки творческого использования эвристических приемов и алгоритмов, методов и средств теоретических и прикладных дисциплин, современных возможностей вычислительной техники и прикладного программного обеспечения для решения практических системных задач.
Содержание
Предметная область системного анализа.
Общая методология системного анализа.
Математический аппарат формализуемых задач системного анализа.
Математический аппарат раскрытия неопределенности в динамике активного противодействия.
Математические принципы и приемы информационного анализа для задач системного анализа.
Постановки и стратегия решения задачи системного анализа многофакторных рисков в условиях неполноты и нечеткости исходной информации.
Общая задача системного анализа сложной многоуровневой иерархической системы в условиях неполноты, неопределенности и нечеткости исходной информации.
Структурно-функциональный анализ сложной многоуровневой иерархической системы в условиях многофакторного риска.
Системный анализ управления сложной многоуровневой иерархической системы в условиях многофакторного риска.
Технико-экономический анализ сложной многоуровневой иерархической системы в условиях многофакторного риска.
^ :
требования самооценивания и самоадаптации — он должен знать, как использовать то, что знает; понимать, что необходимо дополнительно знать, чего он не знает; как и где узнать то, чего он не знает;
требования оценивания и формирования аппарата исследования — он должен знать, как использовать для достижения целей исследования то, что может выполнить имеющийся инструментарий; понимать, что необходимо дополнительно сделать, чего имеющийся инструментарий не может реализовать; определить, какие дополнительные инструментальные средства могут выполнить то, что не может реализовать имеющийся инструментарий;
требования оценивания и формализации задачи — он должен знать, как использовать для формализации задачи то, что априорно известно; оценить то, насколько для формализации задачи необходимо, возможно и целесообразно раскрытие имеющейся неопределенности; выявить то, что необходимо обязательно сделать, чтобы стало возможным раскрытие неопределенности при формализации и решении задачи.
^ — это такая высшая форма человеческого познания, в которой процессы отображения, анализа, исследования объективной реальности с позиции достижения поставленных целей базируются на умении из разрозненных, разнесенных в пространственно-временной среде материальных объектов, ситуаций, событий и процессов формировать целостное представление объекта исследования и на умении в условиях концептуальной неопределенности формализовывать и решать задачу его системного исследования на основе системного использования возможностей математического и методологического инструментария и знаний, опыта, интеллекта, интуиции, предвидения исследователя.
Система — упорядоченное множество структурно взаимосвязанных и функционально взаимодействующих однотипных элементов любой природы, объединенных в целостный объем, состав и границы которого определяются целями системного исследования.
Сложная система — упорядоченное множество структурно взаимосвязанных и функционально взаимодействующих разнотипных систем, которые объединены структурно в целостный объект функционально разнородными взаимосвязями в интересах достижения заданных целей в определенных условиях.
Большая система — упорядоченное множество структурно взаимосвязанных и функционально взаимодействующих разнотипных сложных систем, которые объединены структурно в целостный объект функционально разнородными связями для достижения заданных целей в определенных условиях.
Аналогично определяются следующие более сложные системы: сверхбольшая система, глобальная система, глобальная суперсистема.
Этапы развития системного:
становление и развитие идей системности как основы системного мышления;
становление и развитие системного представления об объектах исследования;
становление и развитие инструментария решения системных задач.
В истории науки последних столетий, следуя подходу Н.Н. Моисеева, можно выделить три фундаментальные ступени познания окружающего мира.
^ — это создание основ современной физики.
Вторая ступень — это создание теории дарвинизма, фундаментальные идеи которого принадлежат Ч.Р. Дарвину.
^ — это формирование основ теории ноосферы.
Далее ограничимся рассмотрением тех процессов 20 века, которые оказали непосредственное воздействие на состояние и тенденции развития системной проблематики и методологии. Выделим четыре этапа формирования системного анализа как прикладной научной дисциплины.
Выделим четыре этапа формирования системного анализа как прикладной научной дисциплины.
^ становления системного анализа относится к первой половине 20 века и является периодом появления и формирования основных идей системного мышления. Рассмотрим основные исторические источники современного системного мышления. Принимаем за основу перечень трудов, который предложен в, но полагаем необходимым дополнить его трудами В.И. Вернадского, важная роль и практическое значение которых для становления и развития системного анализа показаны выше. Учение о ноосфере В.И. Вернадского, на наш взгляд, должно занимать первое место в списке совершенно обоснованно не только по хронологии, но и по практической значимости. В итоге получаем следующий перечень основополагающих монографий (в скобках указаны годы работ по тематике и даты первых авторских публикаций): «Учение о биосфере и ее постепенном переходе в ноосферу» В.И. Вернадского (1893—1918); «Всеобщая организационная наука, или тектология» А.А. Богданова (1913–1929); «Общая теория систем» Л. фон Берталанфи (1934–1949); «Кибернетика или управление и связь в животном и машине» Н. Винера (1948); «Праксеология» Т. Котарбинского (1930–1940).
^ становления системного анализа формировался в период чрезвычайных условий нарастающей военной угрозы 30-х годов и почти глобального театра боевых действий второй мировой войны в 40-е годы 20 века. Тогда во многих странах появилась реальная необходимость оперативного решения сложнейших междисциплинарных задач обороноспособности. Этот этап характеризуется качественно новыми свойствами решаемых задач и принципиально важными особенностями условий, в которых осуществлялось их решение. К их числу относятся: концептуальная неопределенность, неструктурируемость, NP-сложность и стратегическая важность реальных задач; высокая цена ошибочного или недостаточно обоснованного решения, которая соответствует катастрофическим последствиям стратегического уровня; наличие неустранимого, априорно неизвестного порогового ограничения времени на цикл формирования и реализацию стратегических решений, нарушение которого может иметь катастрофические последствия государственного масштаба.
^ становления и развития системного анализа формировался в послевоенных условиях с середины 40-х до конца 70-х годов 20 века. Этот период принципиально отличается от предыдущих периодов качественно новыми задачами, принципиальными социально-политическими изменениями в мире после окончания Второй мировой войны, уникальными научно-техническими достижениями.
^ развития системного анализа продолжается с начала 80-х годов прошлого века до настоящего времени. Этот этап принципиально отличается от предыдущих этапов глобализацией мировых процессов и угроз. С одной стороны, глобализация экономических, социальных, информационных и других процессов открывает новые возможности использования достижения научно-технического прогресса. В частности, глобализация информационных процессов и телекоммуникационных сетей создала условия для быстрого обмена информацией, появления системы дистанционного обучения, создания информационного рынка и электронной коммерции, и ряд других новшеств. С другой стороны, неодинаковая доступность к информации народов развитых и развивающихся стран приводит к несовершенной конкуренции и социальному неравенству. Появились проблемы, которые обусловлены спецификой распространения информации по Internet. Среди них проблемы защиты информации, интеллектуальной собственности, трансакционных сведений и т.п., а также проблемы компьютерных вирусов и других преднамеренных несанкциони-рованных воздействий на компьютеры.
Прикладной системный анализ — это научная дисциплина, которая на основе системно организованных, структурно взаимосвязанных и функционально взаимодействующих эвристических процедур, методологических средств, математического аппарата, программного обеспечения и вычислительных возможностей компьютерных систем и сетей обеспечивает в условиях концептуальной неопределенности получение и накопление информации об исследуемом предмете для последующего формирования знаний о нем как едином, целостном объекте с позиции поставленных целей исследования и принятия рационального решения в условиях разнородных многофакторных рисков.
Скачать файл (655.2 kb.)