Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - Государственное регулирование коммерческой деятельности - файл 1.docx


Лекции - Государственное регулирование коммерческой деятельности
скачать (37 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx38kb.03.12.2011 23:16скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Раздел 1. Основы коммерческой деятельности

1.3 Государственное регулирование коммерческой деятельности


Урок 7-10;


Мезенцева Н.И.


Урок 7- 8, 9-10

Тема: Государственное регулирование коммерческой деятельности дата_________


  1. Значение и методы государственного регулирования коммерческой деятельности

  2. Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

  3. Защита прав потребителей при продаже им товаров.

  4. Ответственность за нарушения законодательства в сфере торговли

^ 1. Значение и методы государственного регулирования коммерческой деятельности

Государственное регулирование коммерческой деятель

ности представляет собой комплекс мер, направленных на эффектив

ное развития торговли.

Регулирование торговли в условиях рыночной экономики необходимо для обеспечения безопасности и качества товаров и услуг, защиты прав потребителей, повы

шения качества их обслуживания, а также для увеличения поступления в государственный бюджет денежных средств от товарооборота.

Основными методами государственного регулирования коммерческой деятельности являются:

  • развитие и совершенствование нормативно-правового обеспечения торговли;

  • лицензирование отдельных видов торговой деятельно

  • сти;

  • сертификация товаров;

  • поддержка отечественных товаропроизводителей в сфе

  • ре торговой деятельности;

  • поддержка социально значимых видов торговой деятель

  • ности;

  • государственный контроль над соблюдением торговыми организациями требований нормативных правовых актов.

Деятельность предприятий торговли регламентируется Гражданским кодексом РФ и другими законами.

  1. ^ Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населе

  2. ния"

Законом установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны:

  • выполнять требования санитарного законодательства.

  • разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

  • обеспечивать безопасность для здоровья человека при производстве, транспортировке, хранении, реализации населению товаров и услуг;

  • осуществлять производственный контроль, путем проведения лабораторных исследований и ис

  • пытаний.

  • 

  • осуществлять гигиеническое обучение работников.

  1. Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" регулирует отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека.

  2. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности. Законом уста

  3. новлен перечень лицензируемых видов деятельности, т. е. ви

  4. дов деятельности, на осуществление которых юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям требуется по

  5. лучение специального разрешения.

  6. Федеральным законом от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осу

  7. ществлении наличных денежных расчетов и (или) рас

  8. четов с использованием платежных карт" установлена обязанность для организаций и индивидуальных предприни

  9. мателей, осуществляющих продажу товаров через контрольно-кассовую технику, включенную в государственный реестр. Этим же законом определены виды деятельности, для которых такие расчеты могут производиться без приме

  10. нения соответствующей техники.

  11. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-Ф3 "О рекламе" регулирует отношения в сфере рекламы. Его целями являются развитие рынков това

  12. ров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добро

  13. совестной конкуренции, а также пресечение фактов ненадле

  14. жащей рекламы.

  15. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей" регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, устанавливает права потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах и об их изготовителях.


Кроме перечисленных выше законов, в сфере торгов

ли применяются другие нормативные правовые акты (пра

вила, стандарты и пр.), перечень которых приведен в учебнике ОиТКД, О.В.Памбухчиянц, стр. 612-622
^ 2. Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Порядок проведения мероприятий по контролю, рег

ламентируется Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 134-Ф3 "О защите прав юридических лиц и индивиду

альных предпринимателей при проведении государствен

ного контроля (надзора)". В нем установлены права юриди

ческих лиц и индивидуальных предпринимателей при прове

дении государственного контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

Порядок проведения мероприятий по контролю. Мероп

риятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля. В них указываются:

  • номер и дата распоряжения (приказа) о проведении ме

  • роприятия по контролю;

  • наименование органа государственного контроля (над

  • зора);

  • фамилия, имя, отчество и должность лица, упол

  • номоченного на проведение мероприятия по контролю;

  • наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится мероприятие по контролю;

  • цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю;

  • 

  • правовые основания проведения мероприятия по конт

  • ролю, в том числе нормативные правовые акты, обязатель

  • ные требования которых подлежат проверке;

  • дата начала и окончания мероприятия по контролю.

Распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю предъявляет

ся должностным лицом, осуществляющим мероприятие по контролю, руководителю торгового предприятия одновременно со служебным удостоверением.

Мероприятие по контролю может проводиться только тем должностным лицом, которое указано в распоря

жении (приказе) о проведении мероприятия по контролю.

Продолжительность мероприятия по контролю не долж

на превышать один месяц. В исключительных случаях, срок проведения может быть продлен, но не более чем на один месяц.

В целях проверки выполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требо

ваний, органом государственного контроля проводятся плановые мероприятия по контролю. Плановое мероприятие по кон

тролю может быть проведено не более чем один раз в два года. При этом плановое мероприятие по контролю малого предприятия может быть проведено не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.

Внеплановые мероприятии по контролю проводятся органами государственного контроля только по жалобе или при выявленных нарушениях . При проведении мероприятии по контролю должност

ные лица органов государственного контроля (надзора) не вправе:

  • проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного кон

  • троля (надзора);

  • осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц;

  • требовать представление документов, информации, об

  • разцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету про

  • верки, а также изымать оригиналы документов, относящих

  • ся к предмету проверки;

  • требовать образцы (пробы) продукции для проведения экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установлен

  • ные государственными стандартами или иными нормативны

  • ми документами;

  • распространять информацию, составляющую коммерческую тайну;

  • превышать установленные сроки проведения мероприя

  • тий по контролю.

Порядок составления актов. По результатам мероприя

тия по контролю должностным лицом (лицами) органа го

сударственного контроля (надзора), осуществляющим про

верку, составляется акт установленной формы в двух эк

земплярах.

В акте указываются:

  • дата, время и место составления акта;

  • 

  • наименование органа государственного контроля (над

  • зора);

  • дата и номер распоряжения, на основании которого про

  • ведено мероприятие по контролю;

  • фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), прово

  • дившего мероприятие по контролю;

  • наименование проверяемого юридического лица или фа

  • милия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, фамилия, имя, отчество, должность представителя юриди

  • ческого лица или представителя индивидуального предпри

  • нимателя, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю;

  • дата, время и место проведения мероприятия по конт

  • ролю;

  • сведения о результатах мероприятия по контролю, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за соверше

  • ние этих нарушений;

  • сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя юридического лица или индивидуаль

  • ного предпринимателя, а также лиц, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю, их подписи или отказ от подписи;

  • подпись должностного лица (лиц), осуществившего ме

  • роприятие по контролю.

К акту прилагаются акты об отборе образцов (проб) про

дукции. Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица под расписку.

В случае выявления в результате мероприятия по конт

ролю административного правонарушения должностным ли

цом органа государственного контроля (надзора) составляет

ся протокол.
Учет мероприятий по контролю.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели ведут журнал учета ме

роприятий по контролю. В нем должностным лицом органа государственного контроля (надзора) производится запись о проведенном мероприятии по контролю. Журнал должен быть прошит, пронумерован и удос

товерен печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя. При отсутствии журнала учета мероп

риятий по контролю в акте, составляемом по результатам проведенного мероприятия по контролю, делается соот

ветствующая запись.



^ 3. Защита прав потребителей при продаже им товаров и оказании связанных с этим услуг

Отношения в области защиты прав потребителей регули

руются Гражданским кодексом Российской Федерации и фе

деральными законами, а также иными нормативными правовыми актами.

Специальным законом, регламентирующим отношения, возникающие между потребителями и продавцами при продаже товаров, является Закон РФ "О защите прав потребителей".

^ Практическая работа №3

  1. Изучить Закон РФ «О защите прав потребителя»:

- дать определения основным понятиям, записать в тетрадь.

Потребитель




Изготовитель




Продавец




Импортер




^ Недостаток товара




Существенный недостаток товара




^ Безопасность товара




  1. Законспектировать общие положения закона:

- обязанность продавца?

- срок службы?

- срок годности?

- гарантийный срок?

  1. Перечислить права потребителя, установленные законом с комментариями.

- право на безопасность товара –

- право потребителя на необходимую и достоверную информацию –

- что должна содержать информация об изготовителе –

- что должна содержать информация о товарах –

  1. Изучить и законспектировать «последствия продажи товаров ненадлежащего качества».

- сроки предъявления требований в отношении недостатков товаров;

- сроки удовлетворения продавцом требований потребителя;

- ответственность продавца за просрочку выполнения требований потребителя;

- порядок расчета с потребителем в случае приобретения им товаров ненадлежащего качества.

- право потребителя на обмен товара ненадлежащего качества.

Вывод: (Ваше отношение к закону, помогает ли закон регулировать отношение между продавцами и покупателями. Приведите пример из вашего личного опыта, где вы могли бы использовать (ли) закон).



^ 4.Ответственность за нарушения законодательства в сфере торговли

Одним из методов государственного контроля в торговле является надзор за выполнением законов, а в случае нарушения – применение санкций. В настоящее время федеральным органом по контролю является Федеральная служба по надзору (Роспотребнадзор).

Основными полномочиями Роспотребнадзора являются:

государственный надзор за соблюдением санитарного законодательства;

государственный контроль за выполнением законов и нормативных актов РФ в области защиты прав потребителей;

проверка деятельности юридический лиц, ИП и граждан по выполнению правил продажи отдельных видов товаров.

За нарушение действующего законодательства в сфере торговли установлены различные виды административной и уголовной ответственности.
Практическая работа №4

Изучить кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), ст. 14.1-14.16, учебник О.В. Памбухчиянц, «ОиТКД»,стр.68-76.

Результаты оформить в таблицу.

Решить торговые ситуации, (внимательно прочитайте ст.14.4-14.7)

Ситуация №1

В магазине «Вавилон» контролирующий орган обнаружил, что колбаса варенная в/с «Любительская» и мясные консервы для детского питания находится в реализации с завышением установленных надбавок (наценок) к оптовым ценам поставщика. Каковы действия контролирующего органа? Ответ обоснуйте.

Ситуация № 2

В магазине «Алсу» при контрольной покупке масла сливочного «Крестьянского» органы внутренних дел обнаружили обсчет покупателя (потребителя) на 1руб 50 коп. На продавца наложен штраф в размере десяти МРОТ. Правомочны ли действия органов внутренних дел? Могут ли быть предъявлены к магазину штрафные санкции? Ответ обоснуйте.

Ситуация №3

Продавец киоска продал потребителю шампунь «Крапива» без применения контрольно-кассовой машины. Какое нарушение допустил продавец при обслуживании потребителя? Какова при этом ответственность продавца? Ответ обоснуйте. Можно ли за это нарушение оштрафовать магазин и его директора?

Ситуация №4

Должностные лица Роспстребнздзора выявили продажу алкогольных напитков в магазине без сертификата соответствия. Какие нарушения допустили работники магазина при реализации алкогольных напитков. Какой вид ответственности работников возникает при этом? Должны ли наложить контролирующие работники штраф на магазин? Ответ обоснуйте.



(пример заполнения таблицы)

Номер статьи КоАП РФ

Вид правонарушения

Вид наказания

14.1

1.Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации

Наложение штрафа в размере от 5-ти до 20-ти минимальных оплат труда

2.Осуществление предпринимательской деятельности без лицензии

На граждан от 20-ти до 25-ти мин.опл.тр.с конфискацией имущества;

На должностных лиц – от 40-50-ти мин.опл.тр. с конфискацией имущества;

На юридических лиц – от 400-500 мин.опл.тр. с конфискацией имущества;

3.Осуществление предпринимательской деятельности с нарушениями условий предусмотренными лицензией

На граждан от 15-ти до 20-ти мин.опл.тр.;

На должностных лиц – от 30-40-ти мин.опл.тр.;

На юридических лиц – от 300-400 мин.опл.тр.;

4. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушениями условий, предусмотренными лицензией

На граждан и должностных лиц от 40-ти до 50-ти мин.опл.тр. или приостановление деятельности на срок 90 суток;

На юридических лиц – от400-500 мин.опл.тр. или приостановление деятельности на срок90 суток;

14.2








Ответы:

Ответ .1

Контролирующий орган имеет право наложить административный штраф за завышение надбавок к ценам, на должностных лиц от 40 до 50 МРОТ(ст. 14.6 ).

Ответ 2

Правомочны (ст. 14.7). Наложить штраф за обсчет в размере от 5 до 10 МРОТ.

Ответ 3

Продажа товаров, выполнение работ, либо оказание услуг при отсутствии установленной информации, либо без применения контрольно-кассовых машин влечёт наложение административного штрафа на продавца в размере от 15 до 20 МРОТ (ст. 14.5.). Директор магазина может быть оштрафован, если он дал указание на работу без ККМ

Ответ 4

Продажа товаров без сертификата соответствия (декларации о соответствии) влечёт наложение штрафа на должностных лиц - от 40 до 50 МРОТ с конфискацией товаров или без таковой (ст. 14.4).


Д\З конспект, задачи № 3,4






Скачать файл (37 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru