Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Эластичность величины спроса и величины предложения - файл 1.doc


Лекции - Эластичность величины спроса и величины предложения
скачать (183.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc184kb.03.12.2011 23:59скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Тема2.
Эластичность величины спроса и величины предложения.
План.


  1. Общее понятие эластичности величины спроса и величины предложения.

  2. Эластичность величины спроса по цене.

  3. Эластичность величины спроса по цене и изменения в суммарной выручке фирмы.

  4. Факторы, влияющие на эластичность величины спроса по цене.

  5. Эластичность величины спроса по доходу.

  6. Эластичность величины предложения по цене.




  1. Общее понятие эластичности величины спроса и величины предложения.


Закон величины спроса и закон величины предложения дают возможность определить общее направление изменений величины объема товаров (Q) при возрастании или понижении уровня цен (P) на эти товары.

Например:

Согласно закону величины спроса, увеличение цены товара х (Рх) сократит объем спроса этого товара (QD) и наоборот, а, согласно закону величины предложения, увеличение цены товара х увеличит объем предложения этого товара и наоборот.

Однако, для углубленного анализа динамики деятельности фирмы и рынка такая общая, неконкретная констатация реакций объема спроса и предложения на изменение цены часто не достаточна. На практике необходимо точно знать в какой степени на рынке изменятся величины Q и P товара х при расширении предложения этого товара или как чутко будет реагировать объем спроса (QD) товара х на падение цены на этот товар?

Проведение подобного анализа возможно с помощью понятия «эластичность». В общем случае под эластичностью понимает отношение процентного изменения спроса или предложения (функции) к процентному изменению цены или дохода (аргумента).

(1).
^ 2. Эластичность величины спроса по цене.
Закон величины спроса отражает зависимость QDx (функции) от Px (аргумента).

Пусть при цене Р1 руб. покупатели предъявляют спрос на QD1 штук товара х. Предположим, что в результате расширения предложения цена товара упала до Р2 руб., и соответственно объем спроса возрос до QD2 штук. Чтобы определить процентное изменение QDx и Px, следует величину приращения спроса

,

отнести к среднему значению объема спроса

на интервале ,

а величину изменения цены отнести к среднему значению (Рср) уровня цены на интервале .

Тогда эластичность величины спроса по цене вычислим по формуле:

(2).

Эластичность величины спроса по цене () показывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) количество товара х, на которое предъявляется спрос (QDx), когда цена товара (Px) уменьшится (увеличится) на 1%.

Для большинства товаров, при снижении цены товара, величины QD увеличиваются. Иными словами, приращение QDx и Рх имеют всегда разные знаки и эластичность спроса по цене всегда отрицательна. Чтобы избежать путаницы в оценке , эластичность указывается в абсолютно положительных величинах без учета знака « минус ».

В экономической науке принято считать, что если процентное изменение QDx превосходит процентное изменение Px, т.е. если , то спрос на товар х является эластичным по цене. Если , то спрос на товар х является неэластичным по цене. Наконец, когда процентные изменения QDx и Px совпадают, т.е. , то эластичность спроса по цене называется единичной.
Как следует из формулы (2), возможны два предельных случая: когда и когда .Если , т.е. спрос очень реагирует на изменение цены, то такой спрос считается абсолютно эластичным. В этом случае кривая спроса на графике представляет собой горизонтальную прямую (см. график 1). Например: снижение цены на золото, как всеобщее покупательное средство, заставит население увеличивать покупку золота до предела своих платежеспособных возможностей.




Если , то спрос абсолютно неэластичен, и кривой спроса на графике станет вертикальная прямая (см. график 2). Например: на товары первой необходимости, как хлеб, коммунальные услуги и др., цены повышаются, но их население покупает, как и ранее по низким ценам, в нужном для потребления количестве, все более экономя на приобретении менее необходимых товаров.


  1. ^ Эластичность величины спроса по цене и изменения в суммарной выручке фирмы.


Суммарная выручка (TR) представляет собой всю выручку, полученную от реализации всего объема (Q) единиц товара х по цене Р. Следовательно, . Поскольку эластичность величины спроса по цене также показывает взаимозависимость Q и P ();

то можно сделать следующие выводы:

  1. если спрос на товар эластичный и , т.е. относительное увеличение проданной продукции (Q) превосходит относительное снижение цены (Р), то падение цены товара вызовет увеличение суммарной выручки (TR) у производителей товара х и, соответственно, увеличится сумма расходов домохозяйств на покупку товара х (например, хрусталя);

  2. если спрос неэластичный и , т.е. относительное увеличение проданной продукции (Q) меньше, чем относительное снижение Рх, то падение цены Рх вызовет снижение суммарной выручки TR у производителей товара х (например, хлеба);

  3. когда спрос имеет единичную эластичность, и , то есть относительные изменения Qx и Px товаров равны, то понижение цены Рх не оказывает воздействия на TR.

Таким образом, если спрос на товар х эластичен, то фирмы могут увеличить свою выручку (TR) путем снижения цены и увеличения уровня продаж. Соответственно, при неэластичном спросе на товар х, понижение цены товара х приведет к падению выручки фирмы.

Вывод: высокоэластичный спрос есть фактор потенциального снижения цен продавцами, а неэластичный – потенциального роста цен.



  1. ^ Факторы, влияющие на эластичность величины спроса по цене.


Как показывает практика, главное влияние на ценовую эластичность спроса товара х оказывает наличие у этого товара близких заменителей (масло, маргарин, жир и т.д.). Чем больше заменителей имеет товар х, тем больше его эластичность.

Способность товаров х иметь близкие заменители, позволяет выделить дополнительные правила:

  1. товары, расходы на которые занимают значительный удельный вес в бюджете домохозяйства, обладают более высокой эластичностью, чем товары, требующие незначительных бюджетных расходов семьи;

  2. предметы первой необходимости обычно имеют невысокую эластичность, так как не располагают близкими заменителями, тогда как спрос на предметы роскоши отличается высокой эластичностью.



  1. ^ Эластичность величины спроса по доходу.

Согласно введенному ранее понятию эластичности (формулы 1,2) можно определить эластичность спроса на товар по доходу . Она отражает реакцию количества товара, на который предъявляется спрос (QDx), на изменение дохода (I). Ее можно определить следующим образом:
(3)
Методика исчисления тождественна методике исчисления эластичности спроса по цене (см. 2-ю формулу).

Реакция QD товара х на изменение дохода позволяет разделить все товары на 2 класса:

  1. для большинства товаров увеличение среднего дохода домохозяйств приводит к росту QDx на эти товары, поэтому значения положительны (). Такие товары называются обычными (нормальными) товарами (овощи, фрукты, нежирное мясо и др.);

  2. для отдельных товаров с ростом дохода величина QDx сокращается, то есть . Такие товары называются товарами низкого качества (животные жиры, спиртные напитки низкого качества и др.).

Для нормальных товаров величины могут принимать любые значения от 0 (хлеб) до бесконечности (конфеты в детском возрасте). Если , то товары считаются эластичными по доходу, а в случае, когда , товары являются неэластичными по доходу.

Знание эластичности отдельных товаров по доходу очень важно для прогнозирования потребительского спроса. При увеличении дохода домохозяйств, потребители могут предъявить спрос на большее количество эластичных по доходу товаров, чем неэластичных, и сократить потребление некачественных товаров. Отсюда, если экономика переживает оживление и подъем и доходы домохозяйств растут, то отрасли, производящие товары с , ждет расширение производства товаров, а отрасли, производящие товары с , могут столкнуться с серьезными трудностями реализации товаров.

Основным фактором, определяющим эластичность спроса по доходу, является важность данного товара в потреблении: чем более жизненно необходим продукт (хлеб, холодильник), тем меньше эластичность спроса по доходу.


  1. ^ Эластичность величины предложения про цене.


Эластичность величины предложения показывает, как изменится объем предложения () товара х при изменении цены (Р) товара х на 1%. Ее определяют по формуле:
(4),
Методика исчисления идентична методике исчисления эластичности спроса по формуле (2).

Для большинства рассматриваемых товаров кривая предложения имеет восходящий характер, потому что увеличению цены всегда соответствует рост QSх. Значит, для этих товаров всегда положительна (Бывают и исключения. Например, рост рыночной цены на товар х не вызовет соответствующего роста объемов его производства из-за значительного увеличения цен на сырье и материалы для изготовления товара х.).

Формула расчета позволяет сделать вывод, что для эластичности предложения возможны 2 предельных случая: 1) когда и 2) когда .

1)При предложение абсолютно неэластично по цене, то есть QSx никак не реагирует на изменение цены Рх и остается неизменным. Подобная ситуация характерна для поведения монополии. Если спрос на продукцию и цена продукции, выпускаемой монополией, растут, то монополия может не увеличить объем предложения, чтобы не снизить цену на товар, а значит, и получаемую прибыль.

2)Если , то предложение абсолютно эластично по цене: достаточно ничтожного изменения цены, чтобы объем предложения резко возрос. Пример: город Павловск и другие районы Воронежской области трудоизбыточные, в них высокий уровень безработицы. На Павловском ГОКе высокая заработная плата. Зарплата – это цена товара рабочая сила. По мере роста заработной платы на ГОКе готовы работать все больше людей и не только из Павловска, но и из соседних районов. Если данную ситуациию выразить метафорически, то предложение рабочих рук бесконечно.

Если обратиться к графической интерпретации эластичности предложения, то совершенно неэластичному предложению на графике соответствует вертикальная кривая предложения, а совершенно эластичному – горизонтальная.

Сложно выделить факторы, которые бы однозначно воздействовали на. Выделим два:

1)Решающее значение для оценки эластичности предложения многих товаров имеет временной интервал: чем длиннее адаптационный период, тем больше возможностей имеют производители товара х для перестроения своего производства в связи с ростом или падением цены товара х и тем выше будет эластичность предложения.

2)На эластичность предложения большое влияние оказывают издержки производства: если расширение выпуска товара х связано с резким удорожанием их производства, то эластичность предложения этого товара будет невелика.

Для продавцов товара более привлекательна ситуация неэластичного предложения (), которая гарантирует стабильность продажи им товара на рынке, даже при резком изменении цены. Поэтому многие производители озабочены не столько совершенствованием производства, для улучшения качества и снижения затрат на производство товара, сколько переводом эластичного предложения () в неэластичное состояние (). Для этого имеется только один способ: искусственно ограничить объем предложения и этим создать дефицит товара данной группы, чем увеличить цены на эти товары. Но это возможно сделать только при монопольном положении данного производителя, то есть при отсутствии у него на рынке: а) конкурентов-производителей и б) товаров – заменителей его товаров.


Скачать файл (183.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации