Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Семинары по риторике - файл 1.doc


Семинары по риторике
скачать (300 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc300kb.04.12.2011 00:41скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2
Реклама MarketGid:
Загрузка...
I. Семинар по темам:

«Риторика как наука и учебный предмет», «История риторики».

План семинара

  1. Предмет и задачи дисциплины

  2. Античная риторика.

  3. Риторика Средневековья.

  4. Риторика Возрождения и Нового Времени.

  5. Современная риторика.

Литература

\. Ивакина Н. Основы судебного красноречия (риторика для юри­стов). - М: ЮРИСТ, 2002.

  1. Шейнов В. Риторика. - Минск: АМАЛФЕЯ, 2002.

  2. Леммерман X. Учебник риторики. - М.: АО «Интерэксперт»,
    1998.

  3. Александров Д. Риторика. - М.: ЮНИТИ, 1999.

  4. Михайличенко Н. Риторика. - М.: Новая школа, 1994.

  5. Культура русской речи. - М.: НОРМА-ИНФРА, 2000.

Краткое содержание темы семинара

1. Дефиниция термина «гЬе{опс» в Древней Греции (синоним -«элоквенция»). Широкое и узкое значение термина. Связь предмета с общественной практикой и потребностью (основной риторический закон). Роль риторики в системе знаний, связь дисциплины с филосо­фией, этикой, логикой, психологией, лингвистикой. Риторика как син­тез строгих установившихся норм и правил и искусства красноречия. Основные задачи дисциплины: повышение уровня речевой культуры, обучение практическим навыкам убеждения и спора, овладение тех­никой подготовки и произнесения публичных речей, углубленное изу­чение материалов по судебному красноречию. Особенности препода­вания риторики в России и за рубежом.

2. Зарождение риторских школ в Древней Греции, законы Солона и искусство логографов. Софистика и диалектика в античной ритори­ке. Сократ, Платон, Аристотель, Демосфен, Цицерон, Крисп, Сенека, Юлий Цезарь и их вклад в развитие античной риторики. Развитие тео­рии красноречия: разработка методологических вопросов ведения спора, обучения красноречию, психологического воздействия оратора на аудиторию; 2) создание пособий по риторике (Горгий, Аристотель,

Цицерон, Квинтилиан и др). Отличие древнегреческой риторики от древнеримской: риторика как наука убеждения в Древней Греции и как искусство красноречия, восхваления в Древнем Риме.

3. Использование достижений античной риторики в трудах сред­
невековых мыслителей. Догматизм и схоластика, бездоказательность
речи как характерные черты средневекового ораторского искусства.
Иоанн Златоуст, Беда Достопочтенный, Фома Аквинский как яркие
представители риторики этого времени. Отсутствие языковых барье­
ров как один из факторов повсеместного распространения гомилетики.

Ораторское искусство восточных славян: деятельность белорус­ских риторов Кирилла Туровского, Франциска Скорина, Феофана Прокоповича. Религиозно-просветительская направленность средневе­ковой риторики мусульманского Востока (Ибн Сина, Кози Ушани, Алишер Навои).

Трактат «Об образех», входящий в «Изборник Святославов» 1073 года (перевод сочинения «О тропах» Хуровского) - предшественник русской риторики.

Основные достижения средневековой риторики: упорядочение терминологии, систематизация языковых выразительных средств (книга о тропах и фигурах речи Б. Достопочтенного, учебные пособия Ф. Мелахонте, Скалигера, Г. Фосса и др).

4. Отход от схоластической риторики и начало становления свет­
ского красноречия (деятельность Я. Гусса). Отказ от монополии латы­
ни и литературизация национальных элементов развития риторики.
Художественная основа риторики, ее связь с крупными художествен­
ными направлениями и эстетическими системами, с грамматикой и
поэтикой.

Создание жанра «максимы» и процесс расширения выразитель­ных средств ораторства (Ф. Ларошфуко, Ж. Лабрюйер, Б. Паскаль).

«Сказание о семи свободных мудростях» и первые русские рито­рики («Риторики» Макария и М. Усачева). «Краткое руководство к красноречию» М. Ломоносова. Формирование канонического типа русской риторики, отражающей практику двуязычия (русский и цер-ковно-славянский языки). Теория 3-х штилей М. Ломоносова.

Расцвет политического красноречия в странах Западной Европы (деятельность трибунов французской буржуазной революции).

Создание университетской школы русского красноречия (ритори­ки М. Сперанского, А. Никольского, И. Рижского, Н. Кошанского, А. Мерзлякова и др.). Судебная реформа 1864 года и расцвет русского судебного красноречия.

5. Деятельность Института Живого Слова и развитие риториче­ских идей в России, разработка программ и курсов лекций по теории ораторства (работы Н. Энгельгардта, Ф. Зелинского, А. Кони и др.). Исключение риторики из школьных и вузовских курсов. Политическое красноречие в России (Ленин, Л. Троцкий, А. Керенский, С. Киров, А, Коллонтай, А. Луначарский).

Социальный прогресс и расширение возможностей риторики в XX столетии. Эпохальные речи. Ренессанс риторики в современной лингвистике (труды Ю. Лотмана, Ю. Рождественского, В. Вомперско-го, С. Аверинцева и др.).

Успехи неориторики в США и Европе. Восстановление риторики в школьных программах и вузовских курсах. Издание ряда учебных пособий, исследовательских и практических работ по дисциплине (работы Г. Гурвича, М. Германа, И. Стернина, Г. Граудиной и Е. Ши­ряева, Д. Александрова, Е. Зарецкой, Д. Карнеги, П. Соппера, Н. Ми-хайличенко, X. Леммермана и др.).

^ Основные понятия темы

Риторика, ритор, элоквенция, оратория, корифей, лектор, трибун, софистика, инвектива, лекиф, филиппика, топика, схоластика, элоку-ция, язык, глоссарий, максима, структура, харизма, софизм, парало­гизм.

^ Методические рекомендации

В процессе подготовки к этому семинару студенты должны осно­вательно изучить весь имеющийся в распоряжении материал, охваты­вающий развитие риторики как в диахронии, так и в синхронии. Необ­ходимо особо обратить внимание на следующие моменты:

  1. взаимосвязанность всех этапов развития ораторского искусства
    (трансляционные процессы и элементы преемственности);

  2. проявление общего и особенного на каждом этапе развития;

  3. функциональная значимость риторики в определенном социаль­
    ном контексте;

  4. место риторики в системе знаний;

  5. связь процессов развития риторики и ее теоретического осмыс­
    ления.

Вопросы для подготовки к семинарскому занятию 1. Какова основная цель изучения риторики в ВУЗе, в чем специ­фика ее преподавания для студентов правовых специальностей.

  1. Что означает выражение «изящная речь» в понимании Цицерона
    и Пушкина.

  2. Назвать отличительные черты ораторства в Древней Греции (на­
    звать самых ярких представителей и их основные труды).

  3. В чем особенности древнеримской риторики.

  4. Назвать основные работы Демосфена, почему его речи носят
    название «филиппики».

  5. В чем значение средневековой риторики для последующего раз­
    вития ораторского искусства.

  6. Назвать средневековых мусульманских ораторов.

  7. Как развивалась риторика в эпоху Возрождения и в Новое время.

  8. Почему М. Ломоносова называют «отцом российского красноре­
    чия».




  1. Перечислить ораторов революции в России.

  2. Назвать эпохальные речи XX столетия.

  3. Назвать знаменитых судебных ораторов П половины XIX в. в
    России.

  4. Назвать известных ораторов с выраженной харизмой.

  5. Перечислить отечественных ученых, работающих над проблема­
    ми ораторского искусства и культуры речи.

  6. Какова связь риторики с демократией.

  7. Как изменилось назначение риторики в эпоху перестройки и глас­
    ности.

  8. Раскройте смысл выражения: « Риторика есть тип филологиче­
    ского мировоззрения».

Темы рефератов и сообщений

  1. Сократ - яркий представитель ораторской школы Древней Греции.

  2. Демосфен и его работы.

  3. Георгий и его ораторская деятельность.

  4. Римское красноречие.

  5. Особенности античного красноречия.

  6. Средневековое ораторское искусство.

  7. Риторика Возрождения и Нового Времени.

  8. Современная риторика в России и за рубежом.

  9. Речевая культура как показатель общей культуры личности.

П. Семинар по теме: «Основные виды ораторской речи»

План семинара

  1. Функциональные стили литературного языка.

  2. Разновидности речей.

  3. Особенности судебной речи.

Литература

  1. Ивакина Н. Основы судебного красноречия (Риторика для юристов).
    ^ М.: ЮРИСТ, 2002.

  2. Шейнов В. Риторика. - Минск: АМАЛФЕЯ, 2000.

  3. Зарецкая Е. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации.-
    М..-ДЕЛО, 1998.

  4. Александров Д. Риторика.-М.: ЮНИТИ, 1999.

  5. Культура русской речи.-М.: НОРМА-ИНФРА, 2000.

  6. Сергеич П. Искусство речи на суде. - М.: Юридическая литература-
    ра, 1988.

  7. Поварнин С. Спор. О теории и практике спора. - СПб.: Лань, 1996.

  8. Кобликов А. Юридическая этика. - М.: НОРМА-ИНФРА, 1999.

Краткое содержание темы семинара

1. Ораторская речь как литературное произведение, имеющее оп­ределенную стилистическую и художественно-эстетическую направ­ленность. Основные функциональные стили в системе языковых средств: официально-деловой, разговорный, публицистический, худо­жественно-беллетристический, разговорный.

Характерные особенности официально-делового стиля: информа­тивная функция, широкое использование речевых клише, терминоло­гии и номенклатурных наименований, наличие сложносокращенных слов, аббревиатур, отглагольных существительных и отыменных предлогов, преобладание прямого порядка слов, краткость. Законода­тельный, дипломатический, административно-канцелярский стили как основные подстили официально-делового стиля. Меморандум, нота, коммюнике как основные жанры стиля.

Основные черты научного стиля. Доказательство истинности ин­формации как основная функция стиля. Основные признаки стиля: книжность лексики, наличие общенаучных слов, логизированность синтаксиса, преобладание отвлеченных и вещественных имен сущест­вительных, сложноподчиненных предложений с логическим акцентом на придаточном. Научные тексты (статьи, монографии, доклады,

тезисы докладов, рефераты, рецензии, диссертации), научно-по­пулярные произведения, учебно-научные сочинения как основные подстили научного стиля.

Публицистический стиль и его использование в СМИ и других областях. Информативная функция и функция идеологического воз­действия как основные функции стиля. Характерные черты стиля: ис­пользование всех языковых средств, лаконичность, популярность из­ложения при информационной насыщенности, широкое использование общественно-политической лексики, разговорных и просторечных фразеологизмов, оценочный характер изложения фактов, строгая объ­ективность. Проблемная статья, заметка официально-информативного значения, публичная лекция как основные жанры публицистического стиля.

Функция воздействия и эстетическая функция как основные в художественно-беллетристическом стиле. Особенности стиля: богатый семантический словарный запас (с прямыми и переносными значе­ниями слов), грамматический строй с дифференцированной системой морфологических форм и синтаксических типов.

Разговорный стиль и его основная функция общения. Наличие большого пласта общеупотребительных, нейтральных слов, разговор­ных слов с яркой эмоционально-оценочной окраской, просторечная фразеология, преобладание простых предложений в синтаксисе как характерные черты стиля.

Выделение родов и видов красноречия в зависимости от сферы коммуникации (научная, деловая, информационно-пропагандистская, социально-бытовая и др.). Специфические черты социально-поли­тического, академического, духовного красноречия.

2. Дифференциация речей по их целевой установке: ритуальные,
провокационные, императивные речи и их особенности.

Монологические и диалогические речи.

Классификация речей проф. Л.А. Муриной: информационные, убеждающие, побуждающие к действию, развлекающие, сокровенные.

3. Виды судебных речей: 1) речи прокурора по уголовным делам
в суде первой инстанции, 2) речи адвоката по уголовным делам в суде
первой инстанции, 3) речь подсудимого в свою защиту, 4) речи потер­
певшего и его представителей, 5) речи гражданского истца и ответчика
или их представителей в пределах гражданского иска по уголовным
делам, 6) речи истца и ответчика и их представителей по гражданским
делам, 7) речи прокурора и адвоката по гражданским делам в суде вто­
рой инстанции, 8) речи общественного обвинителя и общественного

Ю

защитника по уголовным делам, 9) речи представителей обществен­ных организаций и трудовых коллективов по гражданским делам.

Яркая убедительность речи как одна из основных черт судебного красноречия. Рациональное и эмоциональное начала речи. Жанровое разнообразие судебных речей и их специфика. Античная схема компо­зиции как основа построения современной судебной речи. Вступление, повествование, утверждение, возражение, заключение и функциональ­ная значимость каждого раздела.

История развития судебного красноречия в Англии, Франции, России. Нравственные начала русского судебного красноречия после реформы судопроизводства 1864 года. Работы А.Ф. Кони, П.С. Поро-ховщикова и др., касающиеся проблемы идеального защитника и об­винителя, вопросов судебного разбирательства и т.д. Большая роль т.н. «общих мест» (психологических экскурсов) в речах дореволюционных русских юристов.

Современное судебное красноречие: деятельность Н.В. Крылен­ко,'Р.А. Руденко, И.Д. Брауде, В.И. Царева, Р.Л."Россельса, Я.С. Кисе­лева, В.И. Лифшица, И.М. Кисенишского, М.М. Кисенишского, Г.М. Резника и др. Сравнительно небольшой объем выступления, снижение функции психологического анализа, доминирование доказательного аспекта речи как характерные черты современного судебного красно­речия.

^ Основные понятия темы

Завязка, введение, заключение, вывод, развязка, резюме, автор­ская позиция, импровизация, инвенция, главная часть, экспозиция, план, гомилетика, массовая коммуникация (масс-медиа).

^ Методические рекомендации

При подготовке к этому семинару необходимо особо акцентиро­вать внимание на третьем вопросе, который основывается на материа­ле первых двух. Помимо изучения теоретических источников, указан­ных в списке литературы, студентам рекомендуется проработать об­ширный материал по судебному красноречию. Речь идет о ставших уже хрестоматийными выступлениях русских судебных ораторов П половины XX века, а именно судебных речах А.Ф. Кони, Ф.Н. Плева-ко, П.А. Александрова, С.А. Андреевского, Н.П. Карабчевского, П.Я. Пассовера, В.Д. Спасовича, С.Н. Урусова и др. Кроме этого в числе обязательных материалов для изучения следует рекомендовать су­дебные выступления юристов советского периода. Приводим список

и

наиболее интересных речей:

  1. Кони А.Ф. «Речь по делу об утоплении крестьянки Емельяновой
    ее мужем».

  2. Кони А.Ф. «Темное дело».

  3. Кони А.Ф. «Маргарита Жюжан».

  4. Кони А.Ф. «Пропавшая серьга».

  5. Плевако Ф.Н. «Защитительная речь по делу Качки».

  6. Александров П.А. « Речь по делу Веры Засулич».

  7. Кисенишский И.М. «Дело Шейхона».

  8. Киселев Я.С. «Речь в защиту Бердникова».

  9. Лифшиц В.И. «Нежданные свидетели».

  10. Дервиз О.В. «Речь в защиту Васильевой».

Методически правильным представляется сориентировать сту­дентов на активное усвоение материала под следующим углом зре­ния:

  1. как проявляет себя основной риторический закон (закон соот­
    ветствия типа речи типу ситуации);"

  2. какова, в самом общем плане, структура выступления (изло­
    жение обстоятельств дела, «общие места», юридическая квалификация
    преступления и т.д.);

  3. как используются законы логики и различные виды доказа­
    тельств (дедуктивное, индуктивное, доказательство по аналогии);

  4. насколько ярко выражена тенденциозность автора в защити­
    тельной и обвинительной речах.

Одновременно с этим преподаватель может рекомендовать сде­лать сравнительный анализ речей по следующему плану:

а) роль психологических экскурсов (почему речи дореволюцион­
ных ораторов содержали большое количество т.н. «общих мест»);

б) личность оратора и ее воздействие на слушателей;

в) стилистические и лексические особенности речей (есть ли
элементы использования новых стилевых конструкций, элементы сло­
вотворчества.

К анализу наиболее показательных судебных выступлений можно обращаться на протяжении всего курса обучения риторике, углубляя и расширяя этот анализ по мере прохождения новых тем.

^ Вопросы для подготовки к семинарскому занятию.

  1. Перечислить основные функциональные стили литературного
    языка и области их применения.

  2. Назвать подстили и жанры официально-делового стиля.

12


  1. Назвать подстили научного стиля.

  2. Перечислить основные принципы классификации ораторской
    речи.

  3. Назвать основные виды судебной речи.

  4. Какое качество речи является наиглавнейшим в судебном вы­
    ступлении.

  5. Назвать видных судебных ораторов П половины XIX столетия
    и обозначить основные проблемы, поднимаемые в их выступ­
    лениях.

  6. Назвать выдающихся судебных ораторов античности и выде­
    лить специфические черты античного судебного красноречия.

  7. Назвать известных судебных ораторов советского периода и
    последних десятилетий.

  8. Назвать видных представителей французского судебного крас­
    норечия XX в., каким требованиям должен был отвечать суд
    присяжных во Франции.

  9. Почему чувствительность к риторике часто выступала в каче­
    стве негативного элемента судебного красноречия в суде при­
    сяжных в Англии и России.

  10. Почему в судебных речах дореволюционного периода большое
    внимание уделялось т.н. « общим местам» (психологическим
    экскурсам).

  11. Перечислить наиболее яркие ораторские выступления, отно­
    сящиеся к академическому, эстрадному, социально-
    политическому, духовному красноречию.

  12. Какова структура судебной речи.

Темы рефератов и сообщений

  1. Судебные выступления Лисия и Цицерона.

  2. Античные правила композиции судебной речи и их использова­
    ние в настоящее время.

  3. Выдающиеся логографы античности.

  4. Квинтилиан - выдающийся судебный оратор Древнего Рима.

  5. Жизнь и деятельность А.Ф. Кони.

  6. Ораторская деятельность Ф.Н. Плевако.

  7. Суд присяжных в России: зарождение и развитие.

  8. Я.С. Киселев как крупный теоретик судебного красноречия.

  9. Р.А. Руденко («Речь по делу американского летчика- шпиона Пау-
    эрса»).

  10. Юрий Шмидт - адвокат свободы.

13

III. Семинар по теме: «Особенности речевой коммуникации»

План семинара

\. Основные этапы работы над речью и каналы воздействия на ау­диторию.

  1. Элементы правильной речи и средства речевой интеграции.

  2. Актуальное членение предложения.

  3. Тропы и стилистические фигуры речи.

  4. Штампы и клише в речи юриста,

Литература

  1. Культура русской речи. - М.: НОРМА-ИНФРА, 2000.

  2. Александров Д. Риторика. - М.: ЮНИТИ, 1999.

  3. Михайличенко Н. Риторика. - М.: Новая школа, 1994.

  4. Ивакина Н. Профессиональная речь юриста. - М.: Наука, 1997.

  5. Введенская Л., Павлова Л., Кашаева Е. Русский язык и культура
    речи. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. '

Краткое содержание темы семинара

1. Речь как средство человеческой коммуникации. Последова­
тельность Ц - 3 - Т - Р как системное образование ( Цель-замысел-
конкретный текст-реакция).
Различие между языком и речью, нетож­
дественность речи и текста. Классическая схема античной риторики:
гтепио - сИзрозШо -е1оси1ю - тетопа- асИо. Доккомуникативная,
коммуникативная, посткоммуникативная фазы речи и основное со­
держание каждой фазы. Звуковой и визуальный аспекты воздействия
оратора на аудиторию. Лингвистический и паралингвистический кана­
лы. Орфоэпия как образцовое литературное произношение и правиль­
ное ударение. Дикция как четкое, ясное, чистое произношение. Значе­
ние интонации в аспекте ритмомелодических особенностей речи. Си­
ла, высота, тембр голоса, интонация, темп, логические и психологиче­
ские паузы как составляющие паралингвистического канала воздейст­
вия. Совокупность кинетических, невербальных элементов в визуаль­
ном канале воздействия (поза, жесты, мимика, взгляд).

2. Объективность, ясность, образность, целенаправленность, по­
вышение внимания, повторение, неожиданность, смысловая насыщен­
ность, лаконизм, юмор как основные элементы правильной речи.
Взаимодействие содержания и формы. Композиция как закономерное,
мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей
выступления, целесообразное их соотношение, система организации
материала. Интеграция частей речи в целях достижения ее целостно­
сти. Когезия как особый вид сцепления, обеспечивающий последова-

14

тельность и взаимозависимость отдельных частей ораторской речи, расположенных на некотором расстоянии друг от друга. Ретроспекция как форма речевого выражения, отсылающая слушателей к предшест­вующей содержательной информации. Проспекция как один из эле­ментов речи, относящий содержательную информацию к тому, о чем будет говориться в последующих частях выступления.

3. Теория актуального членения и ее основатели А. Вейль и
В. Маттезиус. Использование принципа актуального членения пред­
ложения как необходимое условие эффективной речевой коммуника­
ции. Важность принципа на уровне формулировки тезиса. Распознава­
ние компонентов актуального членения по интонации, по выделитель­
но-ограничительным наречиям, по контексту.

Тема как исходная часть сообщения, рема (ядро) как утверждение чего-то нового. Период как синтаксическая конструкция, позволяющая выдвинуть какое-либо положение и доказать его. Сходство конструк­ции периода с кругом. Период как простое или сложносочиненное или сложноподчиненное предложение. Единство темы и подчиненность частных мыслей реме. Использование в качестве темы и ремы условия и следствия, причины и результата, основания и вывода.

  1. Тропы как изобразительно-выразительные средства языка, ос­
    нованные на употреблении слова или выражения в переносном значе­
    нии. Особенности сравнения, эпитета, метафоры, метонимии, олице­
    творения, аллегории, синекдохи, гиперболы и литоты как основных
    тропов, Инверсия, антитеза, анафора, эпифора, синдетон, полисинде-
    тон, градация, оксюморон, эллипсис как стилистические фигуры речи,
    строящиеся на отступлении от привычных речевых стандартов и при­
    дающих речи выразительность. Фразеологизмы как устойчивые слово­
    сочетания, целостные по значению. Особенности использования тро­
    пов и стилистических фигур в судебных выступлениях.

  2. Клише как готовый речевой стандарт, облегчающий процесс
    речевой коммуникации, как необходимый элемент деловых бумаг.
    Отличие клише от штампа. Усиление тенденции клишированное™ и
    стандартизированности в современной судебной речи.

Устойчивые фразы, определенные по лексическому составу и по­рядку слов, клише номинативного характера, организованные путем присловной связи, как распространенные стандартизированные оборо­ты. Использование именных клише на основе глагольных стандартов. Составные термины-клише как лексически неразложимые единицы с прочно закрепленным юридическим понятием. Неравномер­ность распределения клише в речи в зависимости от структурно-

15

IV. Семинар по теме: «Полемическое мастерство».

План семинара

1. 2. 3. 4.

Разновидности спора. Основные виды убеждения. Условия и приемы убеждения. Культура спора.

Литература

\. Кузнецов И. Риторика. - Минск: АМАЛФЕЯ, 2000.

  1. Леммерман X. Учебник риторики. - М: АО«Интерэксперт»,1998.

  2. Культура русской речи. - М.: НОРМА-ИНФРА, 2000.

  3. Зарецкая Е. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации.
    М.: ДЕЛО, 1998.

  4. Шейнов В. Риторика. - Минск: АМАЛФЕЯ, 2000.

  5. Поварнин С. Спор. О теории и практике спора. - СПб.: ЛАНЬ,
    1996.

Краткое содержание темы семинара

1. Спор как публичное обсуждение проблемы, как столкновение
различных точек зрения в процессе доказательства и опровержения.
Основное значение слова "«спор» в «Словаре современного русского
литературного языка»". Содержание понятия "«полемическое мастер­
ство»". Сходство и различие понятий «спор», «диспут», «полемика»,
«дебаты», «прения». Отсутствие тезиса и наличие в качестве объеди­
няющего начата темы как отличительные черты дискуссии. Социаль­
ная значимость проблемы, сформировавшейся в виде дилеммы, как
необходимое условие для возникновения спора.

Отсутствие единой классификации споров. Целеполагание, коли­чество участников, форма проведения как основания для дифферен­циации споров. Деление споров на дескриптивные и прескриптивные, софистические и диалектические, устные и письменные, организован­ные и неорганизованные.

2. Информирование, разъяснение, доказательство и опровержение
как основные виды убеждения. Информирование как рассказ о ценно­
сти цели, ее достижимости, о средствах ее достижения (формула поль­
ского психолога Т. Томашевского: О=/(СУ), где О - действие, /- фун­
кция, С - ценность цель, V - вероятность ее реализации. Индуктивная
и дедуктивная формы рассказа. Связь между предпочтением формы



рассказа и типом темперамента слушателя (дедуктивная форма - у хо­лерика, индуктивная - у флегматика и т.д.). Основные виды разъясне­ния: инструктивное, повествующее, рассуждающее.

Доказательство как использование 4-х законов формальной логи­ки: закона тождества, закона непротиворечия, закона исключенного третьего и закона достаточного основания. Закон тождества: выскат занная мысль тождественна самой себе, если в моменты ее высказыва­ния объем ее остается неизменным. Ошибки эквивокации, логомахии, амфиболии как нарушение закона. Закон непротиворечия: противоре­чащими являются два суждения об одном и том же предмете: в одном из суждений что-либо утверждается, в другом - то же самое отрицает­ся. Отсутствие противоречия в утверждении и отрицании того же са­мого, рассматриваемого в разное время и в разных отношениях. Закон исключенного третьего: из двух противоречащих друг другу суждений одно ложно, другое - истинно. Роль закона в поисках нахождения ис­тины. Закон достаточного основания: всякая правильная мысль долж­на быть обоснована аргументами и утверждениями, проверенными на практике. Опровержение как критика взглядов и разрушение стерео­типов поведения людей. Внушение и убеждение как два метода опро­вержения. Основная схема убеждения: «внимание- интерес - желание-действие».

3. Мышечная релаксация, эмоциональная напряженность, иден­тификация, «концертное настроение» как основные фоновые состоя­ния для приемов убеждения. Мышечная релаксация как расслабление субъектов общения, как готовность к восприятию информации при непринужденной позе и обращенности лиц друг к другу. Действие приказов, команд, запрещений в условиях фонового состояния эмо­циональной напряженности. Идентификация как процесс отождеств­ления и сближения с объектом на основе взаимного переживания ка­ких-то общих сторон жизнедеятельности. Интенсификация «действия» модели убеждающего влияния, процесса усвоения нового материала в условиях фонового состояния «концертного настроения» (термин бол­гарского психиатра Г. Лоханова). Тезис-аргумент-демонстрация как главные составляющие доказательства в споре. Правила построения тезиса. Четкая формулировка, отсутствие двусмысленности, неизмен­ность тезиса как его основные черты. Аргумент как часть любого до­казательства, как логический довод, истинность которого проверена и доказана практикой. Демонстрация как способ доказательства. Прямой и косвенный способ доказательства (метод «от противного»). Убедительность доказательства как единство и правильность всех

19

составляющих его элементов. Основные способы доказательства. Схема убеждающего воздействия Д. Карнеги и возможность ее ис­пользования в различных областях знания. Правила спора П.С. Поро-ховщикова. Риторические методы П. Мицыча.

4. Правила спора Гомера, Сократа, Паскаля. Индийское правило спора. Споры в Древней Греции и зарождение двух основных разно­видностей спора. Работа С. Поварнина о споре и ее теоретическая и практическая значимость. Уловка в споре как прием для облегчения спора для себя и затруднения - для противника. Позволительные и не­позволительные уловки. Паралогизм как непреднамеренная логиче­ская ошибка. Умышленное игнорирование неизменности тезиса у со­фистов. «Оттягивание», «напирание», «аргументы вразброс», «проти­воречащая мысль» как некоторые позволительные уловки. «Не давать говорить», «довод к силе», «отыскание мотива», «палочные доводы», «чтение в сердцах» как непозволительные уловки. Обструкция как грубейшая непозволительная уловка в споре.

Типы участников спора. Типология швейцарского психолога К.Юнга и четыре вида познавательной деятельности: эмоциональный, аналитический, ощущающий, интуитивный. Визуалы, аудиалы, кине-стетики, «компьютеры» как основные типы личности по восприятию. Кодексы аргументатора и оппонента.

НЛП (нейролингвистическое программирование) как специфиче­ский подход воздействия на человека с целью оказания влияния на его психику и поведение. Три поведенческих этапа воздействия в модели НЛП: присоединение, закрепление, ведение. Особенности реализации триады в зависимости от типов основных представлений личности.

^ Основные понятия темы

Спор, диспут, дискуссия, прения, полемика, дебаты, эмпиризм, эристика, диалектика, тезис, аргумент, доказательство, идентифика­ция, релаксация, плацебо, эмпатия.

^ Методические рекомендации

Подготовка к этому семинару предполагает углубленное теорети­ческое изучение феномена спора, его разновидностей и составляющих спор элементов. Необходимо особо заострить внимание на следую­щем:

1) возникновение спора возможно лишь на довольно высоком уровне познания действительности;


  1. цели спора могут быть благородными и неблагородными, а
    общая направленность как сугубо теоретической, так и прикладной;

  2. культура спора предполагает глубокое знание предмета, внут­
    реннюю убежденность в правоте высказываемых идей, развитый те­
    заурус личности, хорошее владение законами формальной логики и
    приемами ведения полемики.

При изучении указанной литературы рекомендуется тщательно проработать исследование С. Поварнина, которое на сегодня является одним из наиболее глубоких и всесторонне исследующих проблему спора пособий. После усвоения теоретического материала и проведе­ния семинара по теме студенты должны овладеть практическими приемами ведения спора и дискуссии. Желательно заранее определить круг обсуждаемых тем, которые будут выступать в качестве предмета спора. Приводим некоторые из них:

  1. Отечественная эвтаназия: за и против.

  2. Нужен ли нам новый Чернобыль или Россия не отхожее место
    для Минатома.

  3. НЛО и проблемы внеземных цивилизаций.

  4. Соблюдение прав человека в Российской Федерации.

5. Проблемы и перспективы клонирования и генной инженерии.

При подготовке к проведению спора необходимо заранее опреде­лить основной круг участников и выработать стратегию спора, проду­мать аргументы и контраргументы к тезису, приемы демонстрации (можно в письменном виде). Если доказательство тезиса ведется «ме­тодом от противного», т.е. при помощи антитезиса и доказывания его ложности, то необходимо составить и наиболее приемлемые в данном контексте антитезисы.

Вопросы для подготовки к семинарскому занятию

  1. В чем сходство и различие понятий: «спор», «дебаты», «прения»,
    «полемика», «дискуссия»,« диспут».

  2. Какие виды спора существуют.

  3. Что такое эристический и диалектический спор.

  4. Привести примеры софизмов и обозначить принцип доказатель­
    ства в них.

  5. Что такое демонстрация.

  6. Какие законы логики используются в доказательстве.

  7. Что такое культура спора и каковы ее составляющие.

  8. Перечислить позволительные и непозволительные уловки в спо­
    ре.


20

21

  1. Назвать основные приемы и условия убеждения.

  2. Раскрыть суть правил спора Гомера, Сократа, Паскаля.

  3. Индийское правило спора.

  4. В чем заключаются особенности индуктивного, дедуктивного до­
    казательства и доказательства по аналогии.

  5. Способы доказательства и опровержения П.С. Пороховщикова.




  1. Схема убеждающего воздействия Д. Карнеги.

  2. История развития искусства спора.

  3. Значение работы С. Поварнина о споре.

  4. В чем заключаются особенности судебных прений.

Темы рефератов и сообщений

  1. Диалоги Сократа и Платона и приемы ведения спора в Древней
    Греции.

  2. Бор и Эйнштейн: эпохальный спор.

  3. Культура спора.

4." Спор Эразма Роттердамского и Мартина Лютера.

  1. Историческое развитие теории спора.

  2. Работы Д. Карнеги и основные правила убеждения собеседника.

  3. Позволительные и непозволительные уловки в споре.

  4. Основы проведения научной дискуссии.

22

  1   2



Скачать файл (300 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru