Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Конспект учебника - Костров А.В. Основы информационного менеджмента - файл 1.doc


Конспект учебника - Костров А.В. Основы информационного менеджмента
скачать (1030 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc1030kb.04.12.2011 01:44скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Костров А.В. Основы информационного менеджмента.

Москва, Финансы и статистика, 2001 – 336 с. (Конспект учебника)

Тема 1. ЗАДАЧИ ИНФОРМАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Формирование технологической среды информационной системы. Раз­витие информационной системы и обеспечение ее обслуживания. Пла­нирование в среде информационной системы. Формирование организа­ционной структуры в области информатизации. Использование и эксп­луатация информационных систем. Формирование инновационной по­литики и осуществление инновационных программ. Управление персо­налом в сфере информатизации. Управление капиталовложениями в сфе­ре информатизации. Формирование и обеспечение комплексной защи­щенности информационных ресурсов. Связь информационного менед­жмента со смежными дисциплинами.

Тема 2. ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

^ 2.1. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ

ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

Микропроцессоры. Компьютеры.

2.2. ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА

Телекоммуникационные сети, Интернет

^ 2.3.ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

Операционные системы. Средства работы с данными. Разработка приложений и прикладные системы.

Тема 3. РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЕЕ ОБСЛУЖИВАНИЯ

^ 3.1.СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ И ТЕХНОЛОГИЙ

Жизненный цикл информационных систем

Создание и обслуживание информационных систем.

Использование и поддержка информацион­ных систем.

Внутренние проблемы информационных систем.

^ 3.2.ПУТИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Трансформация автоматизированных систем управления.

Особенности задач выбора платформ.

Тема 4. ПЛАНИРОВАНИЕ В СРЕДЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

^ 4.1.ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Сущность планирования информационных систем. Необходимость стратегического планирования. Системный подход к планированию инфор­мационных систем.

^ 4.2. ФАЗЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Анализ окружения системы. Анализ внутренней ситуации.

Разра­ботка стратегий. Организация стратегического планирования.

Тема 5. ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

^ 5.1.ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ

Организация как система. Конструирование организаций.

5.2.ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Факторы влияния на информационный менеджмент. Организация об­работки информации на предприятии. Подчиненность в сфере обра­ботки информации. Тенденции развития организации обработки ин­формации на предприятии.

Тема 6. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

^ 6.1.ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Проблема эффективности ресурсов информационных систем. Струк­тура машинного времени. Эксплуатация информационных систем.

^ 6.2.ЭКСПЛУАТАЦИЯ СИСТЕМ «ЧЕЛОВЕК-МАШИНА»

Системы «человек-машина». Надежность систем «человек-машина». Выполнение работы к определенному сроку.

Тема 7. ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОГРАММ

  1. ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

  2. ^ ОСОБЕННОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОГРАММ В СФЕРЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

Общая характеристика инновационной политики в сфере информатизации

Принципы формирования проекта и внедрение информационных систем.

Фазы процесса создания систем. Управление проектами информатиза­ции.

Перспективы инновационной деятельности.

Тема 8. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В СФЕРЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

^ 8.1. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В СФЕРЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

Кадры - интеллектуальный капитал предприятия. Проблемы персона­ла информационных систем.

^ 8.2.ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Поведение в организации. Групповая динамика. Руководство, ли­дерство и власть. Мотивация.

8.3.МЕНЕДЖМЕНТ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКЛАДНЫХ ОБЛАСТЯХ ПРИ ИХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

Характеристика условий введения изменений. Прием, обучение и по­вышение квалификации персонала.

Тема 9. УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЯМИ В СФЕРЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

^ 9.1.ВОПРОСЫ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

Обобщенный анализ финансового состояния. Характеристика совре­менной роли денег. Кто есть кто на российском рынке средств инфор­матизации. Обобщенная оценка индекса производства.

^ 9.2.ЭКОНОМИКА ИНФОРМАТИЗАЦИИ

Показатели эффективности информатизации. Анализ затрат в сфере информатизации. Учет основных средств.

Тема 10. ФОРМИРОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

^ 10.1.ПРОБЛЕМА КОМПЛЕКСНОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

10.2.ПРАВОВАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ

Информатизация как сфера правового регулирования. Правовая спе­цифика сферы информатизации. Законодательство и. правонарушения в сфере информатизации.

^ 10.3.ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ

Формирование технологической совместимости информационных ресур­сов. Международные стандарты.

10.4.ТЕХНИЧЕСКАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ

Организация защиты информационных систем. Правонарушения в об­ласти технической защищенности систем. Построение рациональной защиты.
ЗАДАЧИ ИНФОРМАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
^

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ


С расширением и дифференциацией мирового рынка средств информатизации (СИ), т.е. вычислительной, периферийной, спе­циальной и коммуникационной техники (Hardware), а также про­граммных, информационных и сервисных средств (Software) мно­жатся варианты возможных решений в области формирования технологической среды информационных систем. При этом име­ются в виду не проектные работы по созданию ИС или ее элемен­тов, а те решения, которые принимает менеджер в качестве пред­ставителя заказчика, т.е. в порядке выработки технического зада­ния, исполнять которое, может быть, будет специализированное предприятие. С позиций стратегического информационного ме­неджмента в отношении Hardware и Software предприятию необ­ходимо выяснить следующие важные вопросы:

  • нужно ли всегда стремиться использовать только новейшие средства информатизации и при этом рисковать из-за их не­завершенности;

  • какую степень децентрализации ИС необходимо выбрать;

  • следует ли доверять принятым и принимаемым международным нормам (в том числе тем, которые только еще начинают вводиться) или предпочесть нормы (нормативы) одного опре­деленного изготовителя и связать себя с этим изготовителем;

  • по какому глобальному критерию следует выбирать поставщика.

Степень децентрализации информационной системы, скорее всего, будет выбрана по аналогии со степенью децентрализации на предприятии других функций, поставщик тоже будет определён на основе общих представлений о путях решения стоящих перед предприятием основных задач. Выбор средств информати­зации для развития информационных систем из новых предло­жений поставщиков или из уже присутствующих на рынке изде­лий осуществляется, как правило, по тому стратегическому критерию значение которого наиболее полно отражает роль ИС для предприятия. Хотя в этой сфере уже накоплен опыт как предпри­ятиями, так и экспертами, однако в каждом отдельном случае

требуется детальный системный анализ.

Во многих ИС с использованием персональных компьютеров (ПК) при формировании технологической среды зарекомендовал себя следующий принцип: предприятия стремятся иметь в тече­ние рассматриваемого стратегического периода единый техно­логический парк. с тем чтобы использовать как внутренние (надзор, обучение), так и внешние (условия при покупке, солидное

сопровождение) его преимущества.

На основе углубления и укрепления нормирования и стандар­тизации со стороны поставщиков всех средств информатизации (Hardware и Software) усилились стремления предприятии к неза­висимости от связи только с одними и теми же изготовителями. Это теперь стало вполне возможно, так как поставщики на рын^ ке как Hardware, так и Software, по крайней мере в некоторых

областях, согласовали целый ряд стандартов, так что для пред­приятий возникла определенная свобода при решении задачи выбора тех или иных средств.

Конечно, имеющейся в настоящее время благодаря стандар­там так называемых открытых систем (Open Systems) степени сво­боды уже недостаточно: необходимы дополнительное изучение рынка, беседы с поставщиками, скрупулезное собирание опыта как собственного предприятия, так и других пользователей, что составляет сущность маркетинга; все это нужно превратить в практические решения по выбору средств информатизации. Сле­дует также регулярно анализировать, в какой степени те или иные услуги должны обеспечиваться своими силами, а в какой - тем или иным внешним исполнителем. Анализ показателей хозяй­ственной деятельности (например, анализ стоимости ремонта в единицу времени) может потребовать замены технических или программных средств.

В случае если фирма стратегически заинтересована в том, что­бы играть передовую роль в области ИС и ОИ, ей следует для снижения степени риска при выработке прежде всего стратеги­ческих решений создать испытательное поле или полигон, на ко­тором должны предварительно проверяться по крайней мере, основные принимаемые в этой сфере решения, с тем чтобы воз­можные промахи своевременно выявлялись и не приносили пред­приятию ощутимых потерь.

^ РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЕЕ ОБСЛУЖИВАНИЯ

Потребность в постоянном развитии ИС приводит к необхо­димости роста объема обслуживания; с течением времени разви­тие и обслуживание информационных систем оказались взаимно обусловленными и связанными между собой и со многими ост­рыми проблемами. Растущий объем обслуживания ИС отягоща­ет их же развитие, приводя к росту объема невыполненных или неосуществленных планов на развитие. Поэтому следует искать выход в установлении степени предпочтения в паре «развитие/ обслуживание» или соотношения между приобретением готовых СИ, заказом разработки СИ посторонней фирме и изготовлени­ем СИ собственными силами.

Представляется, что самостоятельно следует изготовлять только конкурентоспособные ИС и их элементы, которые могут сами по себе представлять интерес как изделия, во всех осталь­ных случаях следует по возможности использовать стандартные средства. Это дает дополнительное преимущество еще и потому, что обслуживание таких стандартных средств информатизации может быть передано специалистам на сторону.

Уровень производительности и качество работы, а также не­обходимость, направление и темп развития ИС и ее обслужива­ние следует также подвергнуть стратегическому рассмотрению с учетом глобальных интересов фирмы. В самом деле, на уровне среднего менеджера (например, на уровне руководителя подраз­деления) какие-либо изменения могут встречать в некотором роде враждебный прием из-за предпочтения им стабильных техноло­гий: установления, например, одного определенного языка про­граммирования, той или иной информационной структуры и со­здавшейся в связи с этим технологической среды. В то же время известно, что новые средства часто приводят к существенному укреплению технологической базы, а в ряде случаев - даже к из­менению направления деятельности предприятия.

Стратегические решения могут приниматься также и в под­ходах к созданию ИС: с одной стороны, это классическое созда­ние новой ИС, например, в виде традиционной автоматизиро­ванной системы управления (АСУ) на основе некоторого типо­вого проекта, здесь в ряде случаев используется эволюция от не­которого прототипа; с другой стороны, создание и развитие ИС на предприятиях определенного типа могут частично перекла­дываться на пользователя.

В случае принятия стратегических решений по существенным изменениям в ИС (переход на другую платформу или более силь­ную ориентацию на стандартные программные средства) эти ре­шения должны преобразоваться на уровне оперативного инфор­мационного менеджмента в конкретные задачи с использовани­ем необходимых средств.

К этому же кругу вопросов относится регулярное исследова­ние производительности и качества в задачах развития и обслуживания ИС. Например, через ежемесячные доклады о показате­лях и статистических данных во всех проектах развития и обслу­живания ИС можно проследить за расходами, сроками и каче­ством. Выявленный уровень показателей на предприятии необ­ходимо сравнивать с эталонными данными (собственными и/или посторонними).

Поскольку в соответствии со стратегическими исходными данными обслуживание и развитие должны быть децентрализо­ваны, этот распределенный процесс следует эффективно сопро­вождать и на оперативном уровне. Следует учитывать, что высо­кая скорость развития и обслуживания ИС на предприятии мо­жет быть обеспечена только опытными работниками. Новые ме­тоды, процессы и технику следует сначала испытать на пилотных проектах, а затем постепенно, в смягченной форме вводить на все предприятие.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22



Скачать файл (1030 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru