Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Контрольная работа - Профессиограмма социального педагога - файл 1.doc


Загрузка...
Контрольная работа - Профессиограмма социального педагога
скачать (133 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc133kb.04.12.2011 01:48скачать

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ 6

2. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА 11

3. ЛИЧНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА 16

4. ПРОФЕССИОГРАММА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

ВВЕДЕНИЕ



Социальную работу мы связываем с профессией, которая служит социальной нравственности народа. Сфера социальной работы постоянно расширяется от года к году, однако, уже сегодня служба социального работника охватывает разнообразные места – правительственные здравоохранительные организации, школы, центры охраны здоровья, агентства по охране семьи и ребенка, центры психологического здоровья, бизнес и промышленность, центры коррекции и частную практику.

Социальными работниками обслуживаются люди от детского до старшего возраста и всех рас, этнических групп, социо-экономических уровней и религий.

Социальные работники сами отзываются о своей профессии по-разному – как о дающей удовлетворение, разочаровывающей, вознаграждающей, опустошающей, стрессовой и приносящей массу проблем и т. п..

К сожалению, в научной среде очень часто по-прежнему действует стереотипное отношение к социальной работе как сфере, далекой от научно-теоретических исследований, и пока мы в полной мере можем говорить лишь о зарубежной теории социальной работы.

С начала 90-х годов страна начала новый и очень сложный этап своего развития - переход к рыночной экономике. Процесс этот трудный, болезненный, характеризующийся спадом производства, безработицей, резким снижением доходов большинства населения страны и даже обнищанием миллионов людей.

Сложная экономическая, политическая, социальная ситуация в России, а также необходимость помочь человеку освоиться, сориентироваться, а иногда просто выжить в этой обстановке, потребовали создания новой для нашей страны системы социальной работы.

В то время как в большинстве стран мира уже с начала века интенсивно развивалась социальная работа как самостоятельная профессия, шаг за шагом формировался корпус специалистов-профессионалов в этой области, в России в условиях тоталитаризма в течение многих десятилетий декларировалась беспрецедентная защищенность советского человека, считалось бессмысленным создавать специальную систему социальной защиты населения.

Исторически так сложилось, что именно в России, начиная с Древней Руси, оформились основные институты нищелюбия, которые отождествлялись с человеколюбием.

Анализируя характерные особенности наших далеких предков Соловьев С.М. отмечал, что в отличие от воинственных германцев и литовцев, избавлявшихся от “лишних, слабых и увечных” сородичей, истреблявших пленных, наши далекие предки были милостливы к старым и малым соплеменникам, а также к пленным, которые по прошествию известного срока могли вернуться в родные места или “остаться жить между славянами в качестве людей вольных или друзей”. Они привечали и любили странников, отличались редким гостеприимством.

В процессе развития общинно-родовых форм поддержки: у славян возникли институты старцев, вдов, детей и сирот. Прежде чем придти к этим социальным институтам славянам пришлось осознать важность и полезность опыта старцев, необходимость поддержки вдов, детей и сирот.

Именно эти формы поддержки были закреплены в первых документальных источниках.

История развития социальной работы - целостный культурно - исторический процесс, имеющий определённые этапы своего самостоятельного развития.

Каждый такой этап связан с изменением институтов поддержки, идеологии помощи, изменением понятийного языка, с разрушением геополитического или социокультурного пространства, различных социально- экономических войн конфликтов, массового голода.

Все вышесказанное обуславливает актуальность данной темы работы.

Цель работы – проанализировать профессионализм социального педагога.

Исходя из цели можно выделить следующие задачи:

1. Рассмотреть понятия «профессионализм» и «профессиональная компетентность».

2. Выявить особенности деятельности социального педагога.

3. Определить личностные характеристики и профессиональную компетентность социального педагога.

^

1. ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ



Под профессионализмом нами понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека.

Уж на уровне бытового сознания люди понимают, что получение выпускником вуза диплома – это еще не признак его профессионализма. Многие помнят, что выпускника вуза еще не так давно называли «молодым специалистом» определяя, так образом, его статус. Считалось, что ему еще требуется определенное время, чтобы приобрести профессиональный опыт, а также соответствующая профессиональная среда, предоставляющая ему возможность сформироваться как профессионалу.

Таким образом, наличие у человека диплома, сертификата, подтверждающего уровень его квалификации (а чаще – некоторой совокупности знаний, осведомленности в данной профессиональной сфере) – это необходимое (но не достаточное) условие для последующего становления профессионализма. Человек может приобрести это свойство в результате специальной подготовки и долгого опыта работы, но может и не приобрести его, а лишь «числиться» профессионалом.

Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность. Вопросы профессиональной компетентности рассматриваются в работах как отечественных, так и зарубежных ученых. Современные подходы и трактовки профессиональной компетентности весьма различны. Существующие на сегодняшний день в зарубежной литературе определения профессиональной компетентности как «углубленного знания», «состояния адекватного выполнения задачи», «способности к актуальному выполнению деятельности» и другие не в полной мере конкретизируют содержание этого понятия. 1

Проблема профкомпетентности активно изучается и отечественными учеными. Чаще всего это понятие употребляется интуитивно для выражения высокого уровня квалификации и профессионализма. Профессиональная компетентность рассматривается как характеристика качества подготовки специалиста, потенциала эффективности трудовой деятельности.

В педагогике данную категорию рассматривают либо как производный компонент от «общекультурной компетентности» (Н.Розов, Е.В.Бондаревская), либо как «уровень образованности специалиста» (Б.С.Гершунский, А.Д.Щекатунова). Если попытаться определить место компетентности в системе уровней профессионального мастерства, то она находится между исполнительностью и совершенством.

Соотнося профессионализм с различными аспектами зрелости специалиста, А.К.Маркова выделяет четыре вида профессиональной компетентности: специальную, социальную, личностную индивидуальную: 2

1. Специальная, или деятельностная профкомпетентность характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике.

2. Социальная профкомпетентность характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения.

3. Личностная профкомпетентность характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации. Сюда же относят способность специалиста планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему.

4. Индивидуальная профкомпетентность характеризует владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации.

В качестве одной из важнейших составляющих профкомпетентности А.К. Маркова называет способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности. Считаем возможным использовать приведенные виды профкомпетентности к задачам оценки профессионализма педагога.

Вызывает интерес иерархическая модель педагогической компетентности, в которой каждый следующий блок опирается на предыдущий, создавая «платформу для “вырастания”» следующих компоненто. Составляющие модель блоки представляют собой шесть видов педагогической компетентности: знаниевую, деятельностную, коммуникативную, эмоциональную, личностную, творческую. Подчеркивается особая значимость принципа последовательности, имеющего прямое отношение к формированию компетентности педагога в процессе его обучения. Вырванный из контекста отдельный блок не обеспечит необходимой профессиональной компетентности педагога.

С учетом анализа существующих исследований по вопросу профессиональной компетентности уточним рассматриваемое понятие применительно к специалистам педагогического профиля. В соответствии со сказанным, профессиональная компетентность педагога представляет собой качественную характеристику личности специалиста, которая включает систему научно-теоретических знаний как в предметной области, так и в области педагогики и психологии. Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).

Будем выделять следующие компоненты профессиональной компетентности педагога: мотивационно-волевой, функциональный, коммуникативный и рефлексивный.

Мотивационно-волевой компонент включает в себя: мотивы, цели, потребности, ценностные установки, стимулирует творческое проявление личности в профессии; предполагает наличие интереса к профессиональной деятельности.

Функциональный (от лат. functio – исполнение) компонент в общем случае проявляется в виде знаний о способах педагогической деятельности, необходимых учителю для проектирования и реализации той или иной педагогической технологии.

Коммуникативный (от лат. communico – связываю, общаюсь) компонент компетентности включает умения ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, строить доказательства, анализировать, высказывать суждения, передавать рациональную и эмоциональную информацию, устанавливать межличностные связи, согласовывать свои действия с действиями коллег, выбирать оптимальный стиль общения в различных деловых ситуациях, организовывать и поддерживать диалог.

Рефлексивный (от позднелат. reflexio – обращение назад) компонент проявляется в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений; сформированность таких качеств и свойств, как креативность, инициативность, нацеленность на сотрудничество, сотворчество, склонность к самоанализу.

Указанные характеристики профессиональной компетентности педагога нельзя рассматривать изолированно, поскольку они носят интегративный, целостный характер, являются продуктом профессиональной подготовки в целом.

Профессиональная компетентность формируется уже на стадии профессиональной подготовки специалиста. Но если обучение в педагогическом вузе следует рассматривать как процесс формирования основ (предпосылок) профессиональной компетентности, то обучение в системе повышения квалификации – как процесс развития и углубления профессиональной компетентности, прежде всего, высших ее составляющих.

Следует различать психологический смысл понятий «компетентность» и «квалификация». Присвоение квалификации специалисту требует от него нé опыта в этой профессии, а соответствия приобретенных в процессе обучения знаний и умений образовательному стандарту. Квалификация – это степень и вид профессиональной обученности (подготовленности), позволяющий специалисту выполнять работу на определенном рабочем месте.

Понятие «профессионализм» является более широким, чем понятие «профессиональная компетентность». Быть профессионалом – это не только знать, как делать, но и уметь эти знания реализовывать, добиваясь необходимого результата. (Спасателем на водах не может быть тот, кто «знает как плавать», но нé умеет этого делать). Важна и результативность деятельности, и соотнесение ее с затратами (психологическими, физиологическими и др.), то есть при оценке профессионализма речь должна идти об эффективности профессиональной деятельности.1

^

2. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА



Смысл деятельности социального педагога в самом общем виде состоит в создании условий для относительно направляемой социализации личности вопреки складывающейся стихийности и неорганизованности этого процесса. Это если говорить по-научному. А на практике это изматывающая силы и нервы, тяжелейшая работа с детьми, которых никак не отнесешь к благополучным и примерным, общение с их далеко не образцовыми родителями, постоянное погружение в «изнанку» жизни, в психологические и моральные конфликты. Процесс социального взросления подрастающего поколения вообще необычайно противоречив и сложен, а в случае с детьми и подростками из так называемой группы риска – вдвойне, а то и втройне сложнее.

Спектр деятельности социального педагога довольно широк: это и работа с ближайшим окружением подростка (семья, соседи, одноклассники, приятели), и координация действий с различными учреждениями, включая поликлинику, диспансеры, милицию, различные внешкольные учреждения. Его функция заключается как в координации деятельности различных социальных сфер, так и в собственно педагогической работе с самими детьми и их родителями в направлении гармонизации их взаимодействия, предупреждения «деформации социальных связей». 1

Что же происходит в реальности? Во-первых, налицо дефицит кадров. Во многих школах эта должность не занята из-за отсутствия желающих. Чаще всего на эту работу идут люди, лишившиеся основной специальности, не имеющие педагогического образования. А специалисты, имеющие соответствующую подготовку, как свидетельствует статистика, уходят через год-два. Почему? О некоторых причинах было сказано выше. Добавьте к ним низкую зарплату и весьма невысокий (далеко не приоритетный) статус в педагогическом коллективе. Анализ деятельности социальных педагогов г. Москвы и Московской области показывает, что многие из них ограничивают свою работу лишь формальными действиями. Составляют списки и картотеки неблагополучных детей и их семей, налаживают связи с различными социальными учреждениями. Все это, безусловно, нужно, но главное в другом. Ведущими направлениями деятельности социального педагога как профессионала являются, во-первых, исследовательская, нацеленная на выявлении причин дезадаптации детей и подростков; во-вторых, профилактическая, связанная с предупреждением асоциальных поступков; в-третьих, специальная работа по адаптации и развитию детей и подростков «группы риска».

Появление социальной работы в России было обусловлено значительными изменениями в экономической, политической и социальной жизни страны, которые углубили существующие и обозначили новые проблемы воспитания, развития и социального формирования подрастающего поколения. Социальная педагогика, сформировавшись к концу 80-х гг. как самостоятельная наука, была призвана обеспечить компетентность социальной деятельности, а социальный педагог должен был заполнить профессиональный вакуум социального воспитания.

Становление социальной работы происходит в России при доминирующей роли социальной педагогики, педагогических аспектов социальной помощи и защиты человека. Р. В. Овчарова подчеркивает, что «выращенный на прогрессивных традициях отечественной педагогики и зарубежного опыта, социальный педагог стал первопроходцем, пробившим дорогу новой профессии – социальная работа». 1

Попытки ввести специалистов, непосредственно ориентирующихся на социально-педагогическую работу (организаторы внеклассной и внешкольной воспитательной работы, педагоги-организаторы жилищно-коммуналь-ных служб, работники внешкольных учреждений, общежитий, клубов школьника и др.) были предприняты еще в 60-70-е годы. На рубеже 70-80-х годов общественная потребность вывела проблему на новый уровень ее решения. В практике социально-педагогических и молодежных жилых комплексов, разновозрастных объединений, профильных клубов по месту жительства формировалась и укреплялась идея целенаправленного создания социально-педагогического опыта, развивались тенденции интеграции, межведомственного подхода в социальной деятельности, изменялся характер взаимодействия школы с другими социальными институтами.

Однако развитие сдерживалось отсутствием профессионально подготовленных кадров, специально ориентированных на социально-педагоги-ческую работу. Функции социального педагога растворялись и распределялись между традиционно действующими учреждениями образования, здравоохранения, социального обеспечения, спорта, культуры, милиции, функционально крайне слабо связанными между собой.

Нынешний этап можно охарактеризовать как переходный к качественно новому уровню развития социальной педагогики и социальной работы: от отдельных очагов передового опыта к государственному решению проблемы, к созданию системы социальных служб с разветвленной инфраструктурой их кадрового обеспечения.

Социальный работник – единая профессия, представленная многогранным веером разновидностей и специализаций. Н. М. Платонова отмечает, что в настоящее время подготовка социальных работников в учреждениях образования предусматривает более 26 специализаций.

П. А. Шептенко и Г. А. Воронина выделяют наиболее распространенные из них: социальный семейный педагог или работник семейного профиля; общинный (сельский) социальный педагог или социальный работник; специалист по социальной работе с детьми и молодежью; специалист по организации культурного досуга; валеолог, специалист по охране здоровья, медицинский социальный работник; социальный эколог; социальный работник, специализирующийся на проблемах занятости; социальный педагог-дефектолог; школьный социальный педагог и др. 1

Заявляя о необходимости радикального преобразования социальной сферы в интересах человека, государство рассматривает социально-педаго-гическое образование в качестве основного механизма реализации социальной политики, возлагая на социального педагога высокую миссию посредника с целью реального осуществления различных направлений социальной политики. На деле социально-педагогическое образование развивается самостоятельно как хаотическая система – от одной точки бифуркации до другой в зависимости от инициативы образовательных учреждений. Социальный статус социального педагога в обществе чрезвычайно низок. Этот статус определяется отношением к нему государства как специалисту, уровнем оплаты его труда по сравнению с другими категориями педагогических работников.

Вместе с тем сегодня под влиянием социокультурных факторов меняется характер взаимоотношений между личностью и коллективом, наконец, между личностью и личностью, что создает для социального педагога совершенно новую, более сложную ситуацию. В условиях, когда в обществе разрушаются ценностные отношения, гуманистический потенциал социально-педагогического образования снижается. В таких условиях существенно осложняется возможность гуманизации и педагогизации среды жизнедеятельности человека, его социализация. Реализация профессионально-коммуникативных задач социально-педагогического образования, ориентированных на построение стратегии каждого микросоциума, становится важной, но весьма трудно выполнимой задачей.

Знания, умения, навыки, полученные при изучении общепрофессиональных дисциплин, являются ценными для будущих социальных педагогов. При работе с клиентом специалисту приходиться учитывать множество факторов и условий для выбора методов воздействия на клиента. Делать это он должен профессионально грамотно, так как работает с людьми, а, значит, должен проявлять высокий уровень профессионализма.

Динамика социального развития свидетельствует о возрастающей роли социальных педагогов в учебно-воспитательном процессе.

Однако развитие сдерживается отсутствием профессионально подготовленных кадров, социально ориентированных на социально-педагогичес-кую работу. Функции социального педагога растворялись и распределялись между традиционно действующими учреждениями образования, здравоохранения, социального обеспечения, спорта, культуры, милиции, функционально крайне слабо связанными между собой.

Развитие и становление института социальных педагогов как новой структуры – процесс трудный и сложный. Этот институт остро нуждается в квалифицированных специалистах. И хотя таких специалистов сегодня готовят во многих вузах, в силу экономических трудностей «рабочее место» социального педагога еще не оформилось как массовое явление, а в организациях, где работают социальные педагоги, они сталкиваются с массой трудностей, что мешает новой структуре эффективно функционировать.

Работа социального педагога – это ежедневная проверка на «профессиональную прочность».1 При подготовке людей этой профессии очень полезно знать проблемное поле их деятельности. Специалист образовательного учреждения действует в предлагаемых условиях школьной жизни и вне пределов школы. Как показывает анализ литературы, образовательная система каждого учреждения имеет свои ценностно-смысловые ориентации. Предполагается, что социальный педагог обеспечивает развитие социальных ориентиров в педагогическом процессе. Ведущим условием успеха в должностном самоопределении и в профессиональной деятельности начинающего социального педагога является соответствие их содержания уже сложившейся ориентации школы.

Если опираться на социологическое исследование, автором которого является А. А. Соколов, то можно сказать, что деятельность социального педагога в разных регионах России имеет свою специфику.

Преобладающая часть социальных педагогов имеет высшее или незаконченное высшее образование с базовой специализацией по преподаванию отдельного школьного предмета. Меньшая доля – учитель начальных классов или культпросветработник, еще реже – психолог-педагог и социальный педагог.1
^



3. ЛИЧНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА



Профессиональная успешность социального работника определяется результативностью его деятельности и ее общественным признанием. Для успешного взаимодействия социальный работник должен обладать следующими индивидуальными чертами: веселый характер, умение помочь, дружелюбие, вежливость, справедливость. Но не только от этого зависит успешность деятельности специалиста социальной работы, она зависит и от профессиональных качеств, здесь важны: 2

1. Умение выслушать других с пониманием и целенаправленностью.

2. Умение выявить информацию и собрать факты, необходимые для подготовки социальной истории, оценки ситуации.

3. Умение создавать и развивать отношения, способствующие успешной профессиональной деятельности.

4. Умение наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение, применять знания по социальной педагогике или практической психологии, по теории личности и диагностические методы.

5. Умение активизировать усилия подопечных (индивидов, групп, общины) по решению собственных проблем, добиться их доверия.

6. Умение обсуждать острые темы в позитивном эмоциональном настрое и без выражения угроз.

7. Умение разрабатывать новаторские решения проблем подопечных.

8. Умение выявлять нужды для определения терапевтических зависимостей.

9. Умение вести исследования или интерпретировать выводы исследований и положений профессиональной литературы.

10. Умение обеспечивать и улаживать отношения между конфликтующими индивидами, группами.

11. Умение обеспечивать межведомственные связи.

12. Умение интерпретировать и выявлять социальные нужды и докладывать о них в соответствующие органы (администрация, финансовые органы, общественные организации).

Профессия социального педагога, как уже отмечалось, является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности социального педагога выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм. 1

Содержание профессиональной компетентности социального педагога определяется квалификационной характеристикой. Она представляет собой нормативную модель компетентности социального работника, отображая научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков.

Квалификационная характеристика - это, по существу, свод обобщенных требований к педагогу на уровне его теоретического и практического опыта. Условно отделяя профессиональную компетентность от других личностных образований, мы имеем в виду, что усвоение знаний (накопление информационного фонда) — не самоцель, а необходимое условие для выработки "знаний в действии", т.е. умений и навыков — главного критерия профессиональной готовности.

Педагогические умения социального работника — это совокупность последовательно развертывающихся во внешнем или внутреннем плане педагогических действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), направленных на решение задач развития гармоничной личности и основанных на соответствующих теоретических знаниях. Такое понимание сущности педагогических умений имеет прямой выход в практику подготовки педагога. Во-первых, оно определяет ведущую роль теоретических знаний в становлении практической готовности будущих педагогов, а также единство теоретической и практической подготовки будущего педагога. Во-вторых, нацеливает на фор­мирование в единстве умении педагогически мыслить и педагогически действовать, проявляющихся соответственно как система идеальных и система предметных действии. В-третьих, подчеркивает многоуровневый характер педагогических умений (от репродуктивного до творческого) и возможность их совершенствования путем автоматизации отдельных действий.

Представленное понимание сущности педагогических умений социолога позволяет понять их внутреннюю структуру, т.е. взаимообусловленную связь действий (компонентов умений) как относительно самостоятельных частных умений. 1

^

4. ПРОФЕССИОГРАММА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА



Разработка профессионального портрета как четко, научно и детально прописанного комплекса достоинств (свойств, качеств, способностей, знаний, навыков, умений и привычек) личности ведется на основе государственных квалификационных требований.

Профессиограмма социального педагога представляет собой эталон, в котором представлены основные качества личности: знания, умения и навыки. Это документ, в котором дана полная квалификационная характеристика социального педагога с позиции требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам, его личности, способностям, психофизиологическим возможностям и уровню подготовки.

Изучая профессиональную направленность, морально-психологическую и профессионально-деловую подготовленность, учитывая специфику деятельности, можно составить достаточно объективную модель профессиограммы социального педагога.

Профессиограмма социального педагога включает следующие структурные блоки: 1

1. Содержание труда: социальный педагог содействует развитию детей и подростков посредством воспитательной и коррекционной работы с ними в различных социумах, предотвращает проблему, своевременно выявляет и устраняет причины, порождающие ее; обеспечивает превентивную профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального типа), отклонений в поведении людей в их общении.

2. Профессионально важные качества (ПВК): коммуникабельность, деликатность, тактичность в общении, доброжелательность, чуткость, отзывчивость, милосердие, эмпатия, организаторские способности, способность оказывать поддержку другому человеку и стимулировать его на развитие собственных сил, бескорыстность, честность, ответственность, высокая нравственность, инициативность, работоспособность, настойчивость.

3. Описание профессии: деятельность социального педагога ориентирована на все категории населения, людей разного возраста, различных профессий, социальных групп, на работу с человеком в личностно-средовом контексте, в его социуме, окружающей микросреде, в сфере общения с приоритетом воспитательно-оздоровительных задач.

Главная сфера деятельности социального педагога – социум. При этом приоритетной является сфера отношений в семье и ее ближайшем окружении, по месту жительства. Социальный педагог осуществляет работу с детьми, их семьями, семейно-соседским окружением.

Цель деятельности социального педагога – организация профилактической социально значимой деятельности детей и взрослых в социуме.

Социальный педагог должен знать: основы социальной политики государства и социально-правовой защиты детства. Правовые акты, регулирующие защиту материнства и детства, охрану прав несовершеннолетних, защиту детей-инвалидов; теорию и историю социальной педагогики, теорию и методику диагностики личности и ее микросреды, формы и методы социальной работы с семьей, различными группами и категориями населения; методы социологических исследований; инструментарий индивидуальной и групповой коммуникации, педагогического консультирования. 1

Правильно разработанный профессиональный портрет содержательно представляет единство общих характеристик, которыми должен обладать любой образованный человек, и своеобразных, необходимых специалисту данной профессии, личностных и профессиональных.

Основу психологической модели профессионализма составляют общие характеристики цивилизованной личности, отвечающие целям, задачам и принципам образования, предусмотренным федеральными законами «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». По мнению А. М. Столяренко, они составляют первый блок характеристик модели. Второй блок представляют профессиональные характеристики. 2

Психологическая макроструктура второго блока включает в себя:

− профессиональную направленность;

− морально-психологическую подготовленность;

− профессионально-деловую подготовленность.

Профессиональная направленность – одно из основных свойств личности профессионала. Она является особенностью системы его побуждений на применение своих сил и способностей в избранной профессии. Ее характеризует: положительное отношение к профессии, одобрение ее целей, задач, испытываемая потребность посвятить себя их достижению и решению; оценка ее как важнейшей, отвечающей главным личным устремлениям и призванию в жизни, взвешенное отношение к ее трудностям; возможности самореализации и самоутверждения.

Необходимость морально-психологической подготовленности профессионала обусловлена тем, что решение профессиональных задач всегда вплетено в систему моральных отношений, которые недопустимо нарушать во имя достижения чисто профессиональных целей. Профессия социального педагога, наряду с профессиями учителя, врача, юриста, социального работника и др., особенно тесно связана с моралью. Цель не может оправдывать применение таких средств, как обман, запугивание, грубость, черствость и равнодушие.

Морально-психологическая подготовленность социального педагога включает в себя:

− моральные знания и убеждения;

− навыки, умения и привычки высоконравственного поведения на работе и вне ее (для профессий

социального педагога, специалиста по социальной работе и др. это имеет профессиональное значение);

− морально-психологические установки и ценностные ориентации, которые выражают степень внутреннего принятия моральных и этических норм, освоения стиля общения и поведения.

Особое значение наличию морально-психологических ценностей у педагогов придавал В. А. Сухомлинский. Он считал, что идеи делаются святыми и нерушимыми не тогда, когда они запоминаются, а тогда, когда живут в трепете мысли и чувства, в созидании, в поступках.

К профессионально важным морально-психологическим качествам социального педагога можно отнести трудолюбие, справедливость, добросовестность, ответственность, преданность профессиональному долгу, готовность к сотрудничеству, коммуникабельность, демократичность, здравое служебное честолюбие и др.

Профессионально-деловая подготовленность как важное свойство личности профессионала тоже имеет структуру. Важное место в ней занимает профессиональное мастерство. А. С. Макаренко, отвергая утверждение о предопределенности педагогического мастерства врожденными особенностями и задатками, показал его обусловленность уровнем профессиональной компетентности. 1

Педагогическое мастерство, основанное на умении и квалификации, по его мнению – это знание воспитательного процесса, умение его построить и привести в движение. По мнению А. М. Столяренко, профессиональное мастерство – это профессиональная обученность, представленная совокупностью профессиональных знаний, навыков и умений, имеющихся у специалиста. 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Социальные педагоги занимаются социальным воспитанием, и эти проблемы имеют свою специфику в каждом регионе РФ. Чаще всего социальные педагоги решают проблемы дисциплины и поведения учащихся, а также проблемы взаимоотношений школы и семьи. Не менее часто им приходится заниматься межличностными отношениями между детьми и проблемами их социальной дезадаптации.

Чтобы эффективно выполнять должностные обязанности, социальному педагогу необходимо хорошее знание теории и практических методов работы. Что касается практических методов работы, то можно говорить лишь о том, что они лишь ориентируются в них. Слабо используются такие методы, как групповая терапия, активное обучение, педагогическая коррекция и социальная диагностика.

Немаловажное значение для эффективной деятельности социального педагога имеет материально-техническая оснащенность рабочего места. Она включает в себя отдельный кабинет, телефон, необходимое количество стульев, столов, шкафов, компьютерную оснащенность, качественную учебно-методическую литературу.

Среди факторов, которые затрудняют работу социального педагога в школах, наиболее существующий – низкая заработная плата.

Среди факторов внутри школьной жизни, снижающих уровень профессионального самочувствия, чаще отмечают отсутствие помощи со стороны классных руководителей; не менее часто – нормированный рабочий день, который не дает возможности работать днем вне школы; редко – работа школы в две смены и большой объем выполняемой работы.

Среди мер, способствующих улучшению качества профессиональной деятельности социального педагога, – это повышение своей квалификации, проведение семинаров, конференций, а также оснащение школы специальной методической литературой по организации и проведению социально-педагогической работы в школе, гибкий рабочий день и сокращение объема отчетов.

Социальный педагог как субъект характеризуется совокупностью параметров, которые выражают его включенность в систему социальных коммуникаций типа «личность – государство», «личность – общество», «личность – социальная группа», «личность и другая личность». Коммуникативный подход на уровне личности социального педагога требует развития высокой коммуникативной культуры, определенных коммуникативно-профессиональных качеств, позволяющих успешно осуществлять социально-педагогическую деятельность.

Таким образом, успешность социально-педагогического профессионализма зависит от повышения своей квалификации, проведения семинаров, конференций, а также оснащения школы специальной методической литературой по организации и проведению социально-педагогической работы в школе.

Итак, социально-педагогический профессионализм в России проходит этап становления. В сложных социально-экономических, политических и духовно-нравственных условиях развития России любое новое начинание подвергается воздействию множества факторов, которые могут оказывать на него негативное влияние. Чтобы избежать этого, необходимо непрерывно совершенствовать социально-педагогический профессионализм.
^

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ





  1. Основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.Ф.Басова. - М.: Академия, 2004. - 288 с.

  2. Павленок, П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Учебное пособие. / П.Д. Павленок. - М.: Дашков и К, 2004.

  3. Петренко, И.В. Профессия социальная работа // Полярная правда. - 2005. - № 31. - С. 9.

  4. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 427 с.

  5. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / Под ред. проф. П.Д. Павленка: Учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2005. - 236 с.

  6. Технология социальной работы: Учебник / Под ред. А.А.Чернецкой. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

  7. Холостова, Е.И. Генезис социальной работы в России: Учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2007. – 232 с.



1 Основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.Ф.Басова. - М.: Академия, 2004. С. 129

2 Основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.Ф.Басова. - М.: Академия, 2004. С. 133.

1 Технология социальной работы: Учебник / Под ред. А.А.Чернецкой. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. С. 232

1 Технология социальной работы: Учебник / Под ред. А.А.Чернецкой. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. С. 240

1 Основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.Ф.Басова. - М.: Академия, 2004. С. 145.

1 Основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.Ф.Басова. - М.: Академия, 2004. С. 145.

1 Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / Под ред. проф. П.Д. Павленка: Учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2005. С. 195

1 Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / Под ред. проф. П.Д. Павленка: Учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2005. С. 295

2 Петренко И.В. Профессия социальная работа // Полярная правда. 2005. № 31. С. 10.

1 Петренко И.В. Профессия социальная работа // Полярная правда. 2005. № 31. С. 10.

1Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России: Учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2007. С. 178.

1 Петренко И.В. Профессия социальная работа // Полярная правда. 2005. № 31. С. 12

1Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. - М.: Дашков и К, 2007. С. 186

2 Петренко И.В. Профессия социальная работа // Полярная правда. 2005. № 31. С. 13

1 Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / Под ред. проф. П.Д. Павленка. - М.: Дашков и К, 2005. С. 167.

2 Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / Под ред. проф. П.Д. Павленка. - М.: Дашков и К, 2005. С. 169.



Скачать файл (133 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru