Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции по Истории международных отношений 1945-наше время - файл 1.doc


Лекции по Истории международных отношений 1945-наше время
скачать (191.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc192kb.16.11.2011 09:14скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
1. Общая характеристика биполярной системы МО.


Систему МО, сложившуюся после Второй мировой войны, стали называть Ялтинско-Потсдамской. Само название весьма условно. Конференции «большой тройки» (лидеров СССР, США и Великобритании) в Ялте (4—11 февраля 1945 г.) и в Потсдаме (17 июля — 2 августа 1945 г.) лишь наметили общие контуры послевоенного устройства. Вместе с тем они приняли некоторые конкретные решения (например, по территориальным вопросам), которые пережили Ялтинско-Потсдамскую систему и сохраняют свою силу и по сей день.
Ялтинско-Потсдамская система МО базировалась на новом соотношении сил, сложившемся в результате Второй мировой войны. Наиболее характерным было усиление международных позиций США и СССР.

Германия была разгромлена и на некоторое время перестала существовать как независимое государство, Япония капитулировала и превратилась в оккупированную страну. Италия (с.6) была побеждена и утратила свое международное влияние. Франция переживала экономические и политические трудности и не могла более претендовать на ту ведущую роль, которую она играла до Второй мировой войны. Даже Великобритания, как это вскоре выявилось, вышла из войны ослабленной в финансовом и экономическом отношении, утратившей прочность и устойчивость своей империи.
Определяющее влияние СССР и США на всю Ялтинско-Потсдамскую систему МО придавало ей биполярный характер. Позднее СССР и США стали называть двумя сверхдержавами послевоенного мира. Они являлись гарантами новой системы МО.
Вместе с тем биполярность Ялтинско-Потсдамской системы не была абсолютной, СССР и США не могли контролировать все субъекты и события международной жизни. В 50-е годы деколонизация способствовала формированию движения неприсоединения. Первая конференция неприсоединившихся стран состоялась в 1961 г. в Белграде. Участники движения неприсоединения положили в основу своей внешней политики принципы неучастия в военных блоках, отказа от предоставления своей территории для размещения иностранных военных баз, ликвидации колониализма, мирного урегулирования международных вопросов, развития равноправного сотрудничества и мирного сосуществования. Это движение вынуждено было считаться с биполярным характером расстановки сил на международной арене.

В 60—70-е годы происходило становление новых центров силы: Западная Европа, Китай, затем Япония. Будучи не в состоянии конкурировать с СССР и США эти новые центры силы все же заставили считаться со своим возросшим весом в международных делах.
Тем не менее, именно США и СССР являлись двумя полюсами Ялтинско-Потсдамской системы, ее опорами. США вступили в послевоенный мир с неоспоримым преобладанием в экономике и финансовой сфере.

По ее окончании на долю США приводилось примерно половина мирового промышленного производства, около трети мирового экспорта товаров, более половины всего золотого запаса. (с.7)
Еще в июне 1944 г. конференция в Бреттон-Вудсе приняла решение о создании Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития, США получили определяющее влияние на деятельность этих международных финансовых институтов. Была создана Бреттон-Вудская система международных финансовых отношений. Она была ориентирована на преобладание доллара в международных расчетах и основывалась на свободном обмене доллара на золото по твердо установленному курсу: одна тройская унция золота за 35 долларов. Постепенно экономические и финансовые аспекты международных отношений приобретали все большее значение.
США обладали прекрасной армией, получившей опыт боевых действий, громадными военно-воздушными силами, военно-морским флотом, более могущественным, чем все остальные флоты мира вместе взятые. В июле 1945 г. Соединенные Штаты Америки провели успешное испытание ядерного устройства, а 6 и 9 августа сбросили первые атомные бомбы на японские города Хиросима и Нагасаки. Таким образом, США стали обладателем атомного оружия, они приобрели ядерную монополию, заметно усилившую их международные позиции.

К началу послевоенного периода вооруженные силы США находились в Западной Европе, включая западную часть Германии и Австрии, они оккупировали Японию, занимали Филиппины и ряд других островов в Тихоокеанском регионе, размещались в Китае и Южной Корее. В политико-идеологическом плане именно США рассматривались как оплот «западной демократии», как надежный бастион «свободного мира». Они выступали против тоталитарных режимов и против классического колониализма.
Соединенные Штаты Америки обладали громадным международным влиянием. Они внесли неоспоримый вклад в достижение победы над блоком агрессоров и военными, и экономическими усилиями (программа ленд-лиза). Президенты Ф.Д. Рузвельт и Г. Трумэн играли важную роль в «большой тройке». США могли опираться на прочный военно-политический союз с Великобританией. Именно США стали инициаторами создания Организации Объединенных Наций, (с.8) получили место постоянного члена Совета Безопасности ООН, смогли опираться на большинство голосов на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН.
Советский Союз вступил в послевоенный мир в ореоле основного победителя нацизма, важной силы в антигитлеровской коалиции

общий высокий уровень боеспособности Красной армии, одержавшей блистательные победы и овладевшей Берлином, не подвергался сомнению.
Советские войска к концу войны находились на территории Польши, Чехословакии, Венгрии, Румынии и Болгарии. Они приняли участие в освобождении Югославии и Албании, небольшой пограничной территории Норвегии. Красная армия оккупировала Восточную Германию и восточную часть Австрии. Советские представители выполняли контрольные функции в Финляндии. Советские войска находились в северной части Ирана, куда они вступили в августе 1941 г., чтобы пресечь деятельность прогерманских кругов в этой стране. На Дальнем Востоке силы Красной армии заняли южную часть Сахалина и Курильские острова, отходившие по решениям «большой тройки» к СССР; они находились в Северо-Восточном Китае и в северной части Кореи.
И.В. Сталин максимально использовал военно-политическую обстановку для достижения выгодных договоренностей с партнерами по антигитлеровской коалиции. Советское руководство отстояло возврат к границам СССР на июнь 1941 г., то есть закрепило включение в состав Советского Союза Западной Украины и Западной Белоруссии, Эстонии, Латвии, Литвы, Бессарабии и Северной Буковины, а также изменения границы с Финляндией после «зимней войны» 1939—1940-х годов. Оно даже получило некоторые новые территориальные приобретения: город Кенигсберг с прилегающей (с.9) территорией (ныне Калининград), район Петсамо на северном участке границы с Финляндией, Закарпатскую Украину (по договору между СССР и Чехословакией от 1945 г.), Южный Сахалин, Курилы. Западные союзники признавали право СССР на «зону безопасности» вдоль его европейских границ — имелось в виду создание в соседних странах дружественных Советскому Союзу правительств, ориентировавшихся на Москву во внешней политике.
К концу Второй мировой войны международное влияние Советского Союза заметно возросло. И. Сталин был полноправным участником встреч «большой тройки», вел интенсивную переписку с президентами США и главами правительств Великобритании. СССР заключил договоры о союзе (или дружбе) и послевоенном сотрудничестве и взаимопомощи с Великобританией, Францией, Чехословакией, Югославией, Польшей, Китаем. СССР стал одним из учредителей ООН и постоянным членом ее Совета Безопасности. Если до Великой Отечественной войны Советский Союз имел дипломатические отношения с 26 государствами, то к концу войны — уже с 52. В последний период войны СССР вместе с США и Великобританией играл главенствующую роль в решении проблем мировой политики и в немалой степени участвовал в определении дальнейшей судьбы ряда государств и народов.
Сталинское руководство использовало как инструмент своей международной деятельности коммунистическое движение.

Коммунисты вышли из войны с возросшим авторитетом и политическим весом как борцы против фашизма, как активнейшие участники движения Сопротивления. В странах Восточной и Юго-Восточной Европы коммунисты или сформировали правительства, или играли в них ведущую роль.

При асимметричности мощи и влияния СССР и США именно эти две державы заняли определяющее положение в Ялтинско-Потсдамской системе. Ее биполярность усиливалась наличием у обеих держав союзников и сателлитов. СССР и США сформировали под своей эгидой международные экономические организации, военно-политические блоки, пропагандистско-идеологические организации.
новые элементы появились в ситуации с 1957 г., с успешного запуска первого советского искусственного спутника Земли, когда Советский Союз наладил производство межконтинентальных баллистических ракет, способных поражать территорию США. Ядерное оружие стало инструментом «сдерживания»

Ядерные потенциалы оказывали стабилизирующее воздействие на Ялтинско-Потсдамскую систему международных отношений. Они способствовали предотвращению опасной эскалации конфликтов, ранее зачастую приводивших к войне.


^ 13. Проблемы контроля над ядерным вооружением.


СССР и США готовы были внести в свои отношения некоторые элементы кооперативной биполярности, то есть пойти на такие договоренности, которые закрепляли бы их положение гарантов Ялтинско-Потсдамской системы и вместе с тем уменьшали бы риск столкновения между ними. (с.140) В существовавшей системе международных отношений громадную роль играло ядерное оружие. К 1962 г. им обладали США (с 1945 г.), СССР (с 1949 г.), Великобритания (с 1952 г.), Франция (с 1960 г.), позднее к ним присоединился Китай (в 1964 г.).
С осени 1958 г. в Женеве проходили переговоры трех государств (СССР, США, Великобритании) о прекращении ядерных испытаний. Прекращение экспериментальных взрывов атомного и водородного оружия способствовало бы охране окружающей среды нашей планеты и ставило бы некоторые барьеры на пути дальнейшего усовершенствования оружия массового уничтожения. И СССР, и США были заинтересованы в заключении такого договора, ибо обе державы провели большое число экспериментальных взрывов, отработали технологию производства ядерного оружия и накопили его запасы. Однако американские представители настаивали на обязательном проведении инспекций по проверке запрещения испытаний на местах, а руководство советского военно-промышленного комплекса решительно возражало против допуска иностранных инспекторов на секретные объекты в СССР. Затем переговоры были перенесены в Комитет по разоружению (Комитет 18-ти), сформированный ООН в марте 1962 года. Однако расхождения американской и советской позиций и там не позволили добиться позитивного результата. Основные разногласия касались проверки запрещения подземных испытаний.
Тогда, 2 июля 1963 г., советское правительство заявило о своей готовности заключить соглашение о прекращении ядерных испытаний в атмосфере, космическом пространстве и под водой. В новой международной обстановке, сложившейся после Карибского кризиса, в ходе переговоров в Москве между представителями правительств СССР, США и Великобритании в июле 1963 г. удалось разработать и парафировать текст соглашения на основе предложений советской стороны.
5 августа министры иностранных дел трех государств подписали в Москве «Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой» между правительствами СССР, Великобритании и США. Участники Московского договора обязались «запретить, предотвращать и не производить любые испытательные взрывы ядерного оружия и любые другие ядерные взрывы» в атмосфере, за ее пределами, включая космическое пространство, под водой и в любой другой среде, если такой взрыв (с.141) вызывает выпадение радиоактивных осадков за пределами границ данного государства. Фактически Московский договор запрещал проведение ядерных испытаний в трех средах; в атмосфере, в космосе и под водой. Договор был бессрочным. Контроль за соблюдением договора обеспечивался национальными средствами участников.
Оставались разрешенными подземные ядерные взрывы Официальной причиной были трудности отличить эти взрывы малой мощности от сейсмических колебаний земной коры. На деле представители военно-промышленного комплекса стремились сохранить возможность осуществлять некоторые испытательные взрывы для проверки надежности существующих систем.
Московский договор не перекрывал все возможности для совершенствования ядерного оружия. Тем не менее, он стал позитивным международным соглашением. Договор способствовал улучшению состояния окружающей среды, прекратив ее опасное загрязнение. Он стал шагом к последующим договоренностям о контроле над вооружениями.
Договор о запрещении ядерных испытаний в трех средах вступил в силу 10 октября 1963 г. после обмена ратификационными грамотами между тремя его первоначальными участниками. В течение двух месяцев договор подписали более ста государств. К сожалению, в тот момент к договору отказались присоединиться Франция, Китай и некоторые другие государства, что ослабляло его действенность.
Следующий шаг к ограничению гонки вооружений был сделан в январе 1967 г. с подписанием СССР, США и Великобританией договора об использовании космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Договор предусматривал использование Луны и других небесных тел исключительно в мирных целях, а также запрещал вывод на космическую орбиту объектов с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения. Договоренности между СССР и США создавали более благоприятную обстановку для ограничения расползания атомного оружия. В 1967 г. был подписан договор Тлателолко о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке.
К лету следующего года в ходе многосторонних переговоров и консультаций был подготовлен Договор о нераспространении ядерного оружия. С 1 июля 1968 г. договор был открыт для подписания в Москве, Вашингтоне и Лондоне.
Существо договора состояло в том, что он безусловно и безоговорочно запрещал любую передачу — прямую или (с.142) косвенную — ядерного оружия или контроля над ним со стороны ядерного государства. Ядерное оружие запрещалось передавать «кому бы то ни было», то есть как отдельным неядерным странам, так и военным группировкам. Со своей стороны, подписавшие договор страны, не обладающие ядерным оружием, обязались не производить такого оружия и не принимать его от других государств.
Договор предусматривал мирное использование ядерной энергии. Соблюдение договора неядерными странами должно было контролироваться Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ), интернациональной организацией со штаб-квартирой в Вене, созданной в 1957 году. При заключении договора были определены порядок и формы этого контроля.
Договор 1968 г. заложил основы режима нераспространения ядерного оружия. Имелось в виду, что только пять государств — обладателей ядерного оружия — сохраняли право официально им владеть. В то же время подавляющее большинство других стран добровольно отказались от этого права. Вместе с тем договор включал обязательство вести дело к ядерному разоружению.
Договор о нераспространении заключался на 25 лет, после чего его участники должны были решить, продлевать ли его на новый срок или оставить в силе бессрочно.
То, что в 1968 г. удалось заключить договор о нераспространении, явилось успехом поисков компромиссов и взаимоприемлемых решений. Международный режим нераспространения ядерного оружия стал важной частью системы международных отношений.


^ 7. ВОЙНА В КОРЕЕ
С поражением Японии в войне Корея была освобождена. По межсоюзническим соглашениям, капитуляцию японских войск к
северу от 38 параллели принимали советские вооруженные силы, к югу — американские.
На севере страны стали проводиться социально-экономические реформы по образцу СССР, был взят курс на осуществление «народно-демократической революции». В политической жизни страны решающую роль стала играть компартия во главе с Ким Ир Сеном. На юге страны формировался прозападный режим авторитарного толка во главе с Ли Сын Маном. В результате в 1948 г. произошел раскол страны: на юге в мае была создана Республика Корея, на севере — в сентябре Корейская Народно-Демократическая Республика. Руководство и севера, и юга выступало за объединение страны, но на своих собственных условиях.

Создать объединенное временное правительство Кореи не удалось. Советское руководство все более явно брало курс на включение Северной Кореи в свою сферу влияния. В КНДР направлялись многочисленные советские советники, ей оказывалась экономическая и военная помощь. Несмотря на вывод с Корейского полуострова в 1948—1949 гг. советских и американских войск, напряженность в отношениях между двумя корейскими государствами возрастала. Они усиленно готовились к возможному вооруженному конфликту.
Ким Ир Сен стремился получить поддержку советского руководства для попытки объединения страны военной операцией Севера. предварительно развернуть партизанскую борьбу в Южной Корее.
Победа революции в Китае и заключение союзного договора между СССР и КНР существенно упрочили положение руководства КНДР. Советское руководство стремилось укрепить свои позиции на Дальнем Востоке и ослабить влияние США в регионе. январе 1950 г. США заключили с Южной Кореей соглашение о взаимной помощи в области обороны весной 1950 г. Сталин дал согласие на проведении наступательной военной операции против Южной Кореи. советский лидер обусловил свое согласие поддержкой этой акции со стороны Пекина.
руководство КНДР организовало полномасштабное наступление своих войск против Южной Кореи. Военные действия начались утром 25 июня 1950 года. Организаторы наступательной операции рассчитывали победоносно завершить ее за 3—4 дня, до вмешательства американцев, однако осуществить этот замысел не удалось. Вначале наступление северокорейских войск развивалось довольно успешно. К сентябрю в руках южнокорейцев оставалась только юго-восточная оконечность полуострова с городом Пусан.
Тем временем корейская война превратилась в серьезный международный кризис. Уже 25 июня по требованию США собрался Совет Безопасности ООН, квалифицировавший действия КНДР как агрессию — представитель СССР в этот период не участвовал в его работе в знак протеста против того, что место Китая в ООН оставалось за гоминьдановским правительством при непризнании КНР. 27 июня президент США Трумэн отдал приказ американским вооруженным силам оказать поддержку армии Южной Кореи. в тот же день Совет Безопасности ООН заявил о поддержке действий США. В обстановке холодной войны вооруженный конфликт в Корее неизбежно приобретал характер столкновения между Востоком (коммунизмом) и Западом во главе с США. С начала июля советская пропаганда приобрела ярко выраженный антиамериканский характер в связи с событиями в Корее, которые изображались как агрессия Юга против Севера.
30 июня Трумэн отдал распоряжение послать в Корею сухопутные войска США. 7 июля Совет Безопасности принял резолюцию о формировании сил ООН во главе с американским генералом Макартуром для помощи Южной Корее в отражении агрессии. Основу сил ООН составили войска США; кроме того, свои контингенты предоставили Великобритания, Франция, Турция, Австралия, Канада, Бельгия, Новая Зеландия, Таиланд, Филиппины — всего 14 государств. К началу сентября войска Южной Кореи и силы ООН остановили наступление армии Северной Кореи на юго-востоке полуострова. 15 сентября американцы успешно осуществили высадку мощного десанта с моря в районе Инчхона, в тылу северокорейских войск. Под угрозой окружения и разгрома армия Северной Кореи стала отступать. 28 сентября американцы и южнокорейцы вошли в Сеул, затем перешли границу КНДР и 19 октября взяли ее столицу — гор. Пхеньян. К концу октября северокорейские войска оказались прижаты к границе с Китаем, создалась угроза самому существованию КНДР.
В критической для руководства КНДР ситуации, сложившейся в октябре, оно обратилось за срочной помощью в Москву. Однако Сталин избегал прямого советского вмешательства в корейскую войну и переадресовал Ким Ир Сена в Пекин. В конце октября «китайские добровольцы» перешли пограничную реку Ялуцзян и вступили в боевые действия на стороне северных корейцев. СССР регулярно поставлял КНДР необходимое вооружение. В северокорейской армии имелись советские военные советники. Кроме того, под видом китайских добровольцев в Корею скрытно было направлено до 5 тыс. советских офицеров: летчиков, зенитчиков, артиллеристов, танкистов. Китайские и северокорейские войска при советской поддержке перешли в наступление и в январе 1951 г. вновь заняли Сеул. В этот критический момент войны генерал Макартур предложил применить в Корее атомное оружие. Вашингтон не пошел на применение в Корее атомного оружия. Оно оставалось скорее средством устрашения.
Летом 1951 г. линия фронта стабилизировалась в районе 38-й параллели, откуда и начались военные действия. Обе стороны убедились в невозможности добиться решающих военных успехов.
В июле начались переговоры о перемирии между командованием северокорейских и китайских войск, с одной стороны, (с.81) командованием сил ООН, с другой. К осени 1952 г. были согласованы решения по трем основным проблемам: 1) демаркационная линия должна была соответствовать линии фронта на момент прекращения боевых действий, после чего каждая из сторон отводила свои войска на 2 км, таким образом создавалась демилитаризованная полоса шириной 4 км.; 2) создавались две специальные комиссии по контролю за выполнением условий перемирия; 3) в течение трех месяцев предлагалось созвать политическую конференцию для мирного решения корейского вопроса и проблемы вывода иностранных войск. Оставалась нерешенной проблема репатриации военнопленных, так как КНДР добивалась передачи всех военнопленных, а американцы настаивали на учете собственных пожеланий лиц, попавших в плен. Окончательно соглашение о перемирии было выработано и заключено в июле 1953 г., северокорейских военнопленных передавалась третьей стороне.
Война в Корее не принесла победы ни одной из сторон. Военные действия в Корее подхлестнули гонку вооружений и на Западе, и на Востоке. Запад считал, что коммунизм сделал ставку на прямые вооруженные действия для расширения своего влияния. СССР и его союзники убедились, что США готовы использовать все имевшиеся в их распоряжении средства для защиты интересов Запада. Была продемонстрирована конкретная военно-политическая реализация американской доктрины «сдерживания». Более интенсивно пошел (с.82) процесс формирования и укрепления противостоявших военно-политических блоков.
Выявилась опасность подобных конфликтов, вовлечения в них великих держав. США и КНР прямо участвовали в военном конфликте, СССР скрывал участие своих военнослужащих в боевых действиях, хотя оно и имело место. Вместе с тем, Москва и Вашингтон сумели удержать конфликт на локальном уровне, не допустить его перерастания в большую войну.

^ 8. Итоги Сан-Францисской мирной конференции 1951.


Все же Советское правительство решило направить делегацию на созываемую 4 сентября в Сан-Франциско конференцию по мирному договору с Японией. При этом СССР стремился продемонстрировать желание иметь нормальные отношения с Японией и добиваться принятия советских предложений на мирной конференции.
Сан-Францисская мирная конференция проходила с 4 по 8 сентября 1951 года. В ней приняли участие 52 государства, включая США, Великобританию, СССР и другие. В конференции не принимали участия КНР, Индия, Бирма, ДРВ, КНДР и МНР. Советская делегация намеревалась представить свой проект мирного договора, но это оказалось невозможным. Тогда Москва решила предложить поправки к американо-британскому проекту, однако их даже не стали рассматривать.
8 сентября участники конференции подписали мирный договор с Японией, но СССР, Польша и Чехословакия отказались это сделать.
Сан-Францисский мирный договор положил конец состоянию войны между подписавшими его государствами и Японией, которой возвращался политический суверенитет.
Территориальные статьи предусматривали признание Японией независимости Кореи и лишения ее бывших японских мандатных территорий. Япония отказывалась от всяких претензий на Южный Сахалин, на Курильские острова, а также на остров Тайвань (Формозу), острова Пэнхуледао, Спратли и Парасельские.
Мирный договор предусматривал вывод с территории Японии всех оккупационных войск в течение 90 дней после вступления мирного договора в силу, но иностранные войска могли оставаться на территории Японии для обеспечения ее безопасности.
Сан-Францисский договор не давал четкого решения территориальной проблемы. По договору, Япония отказывалась от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, над которыми Япония приобрела суверенитет в результате Портсмутского договора 1905 года. Однако в договоре ничего не говорилось о том, что Япония передавала утраченные территории именно Советскому Союзу. Точно так же не уточнялась передача ряда островов (Пескадорские, Парасельские, Спратли и др.) Китаю. Подобная неопределенность создавала возможности для территориальных споров в будущем.
Не менее важным для Москвы было ее требование исключить всякую возможность размещения на территории Японии любых иностранных войск. Однако мирный договор позволял США сохранять свои войска в Японии для обеспечения ее безопасности по соглашению с правительством этой страны.
Эта акция ослабила позиции СССР в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Союзной державой в войне против Японии объявлялось лишь то государство, правительство которого подписало мирный договор.
В тот же день, 8 сентября 1951 г., был подписан Пакт безопасности между США и Японией, предоставивший американцам право размещать наземные, воздушные и морские силы в Японии и вблизи нее. Тем самым Япония была включена в орбиту Соединенных Штатов Америки, которые заметно усилили свое влияние в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).
Еще до мирной конференции, 1 сентября 1951 г., Австралия, Новая Зеландия и США подписали в Сан-Франциско так называемый Тихоокеанский пакт, который оформил военный союз, получивший название АНЗЮС. Договор предусматривал консультации в случае угрозы нападения и совместные военные действия при нападении на территорию, суда и самолеты одного из участников в районе Тихого океана.
Таким образом, военно-политическое противостояние было распространено и на АТР. Холодная война приобретала глобальный характер при всех ее региональных особенностях.
Одной из ее характерных черт был фактический раздел мира на сферы влияния.

Еще в августе 1951 г. США, Великобритания, Франция и Турция обратились к арабским странам с предложением войти в состав {♦} «Союзного средневосточного командования» НАТО, однако ААГ отклонила это предложение. В 1953 г. США вновь реанимировали эту идею, однако лишь Ирак отнесся к ней положительно. 24 февраля 1955 г. он подписал двусторонний ирако-турецкий Пакт о взаимном сотрудничестве, в соответствии с которым обе стороны приняли на себя коллективную ответственность за обеспечение безопасности и оборону региона. За этим последовало заключение аналогичных договоров Ирака с Ираном и Пакистаном, а также между последними двумя странами и Турцией. организации Багдадского пакта . Британия присоединилась к Багдадскому пакту через механизм британо-иракского соглашения от 4 апреля 1955 г., а США получили статус наблюдателя при новом блоке.

Под названием «Багдадский пакт» блок просуществовал до августа 1959 г. После того как в результате «иракской «революции» в 1958 г. (см. гл. 5) Ирак вышел из этой организации, Багдадский пакт был переименован в Организацию центрального договора (Central Treaty Organization, СЕНТО). Блок просуществовал до 1979 г., когда из него вышли Иран и Пакистан.


^ 10. Берлинские кризисы.

1. В феврале 1948 г. западные державы организовали сепаратную Лондонскую конференцию по германскому вопросу, в которой приняли участие представители США, Великобритании, Франции, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. Конференция проходила в два этапа: с 23 февраля по 6 марта и с 20 апреля по 1 июня. На первом этапе конференции были (с.37) продолжены переговоры о создании Тризонии. Было также принято решение о включении Западной Германии в «план Маршалла».
Фактически в ходе Лондонской конференции выявилась общность принципиального курса Запада в германском вопросе: подготовка к созданию западногерманского государства и включению его в западный блок. В ходе второго этапа Лондонской конференции были достигнуты договоренности о созыве к сентябрю 1948 г. западногерманского Учредительного собрания, о выработке им конституции и введении ее в действие к началу 1949 г. с завершением к этому времени создания западногерманского государства.. В марте 1948 г. в Москве был разработан план введения ограничений на коммуникациях Берлина с западными зонами оккупации.

18 июня 1948 г. командующие оккупационными войсками США, Великобритании и Франции сообщили маршалу В. Соколовскому о проведении с 20 июня денежной реформы в трех западных зонах.(23 была осуществлена). Предполагалось не распространять ее на западные сектора Берлина. В ответ 22 июня Соколовский известил западных командующих о проведении денежной реформы в советской зоне оккупации и в районе Большого Берлина. Советские власти потребовали включения всего Берлина в финансовую систему советской зоны оккупации. обе стороны сознательно шли на резкое обострение ситуации.
24 июня советские оккупационные власти полностью перекрыли наземные коммуникации между западными зонами оккупации и Берлином «по техническим причинам». Началась советская блокада Западного Берлина. В ответ западные державы (прежде всего США) организовали «воздушный мост» между западными зонами оккупации и Западным Берлином.
Денежная реформа была лишь поводом к кризису. Предполагалось, что осложнения вокруг Берлина заставят США, Великобританию и Францию быть более уступчивыми и отказаться от реализации их планов создания западногерманского государства. Москва добивалась постепенного включения всего Берлина в советскую зону оккупации. В июле—августе 1948 г. в Москве состоялись беседы И. Сталина и В. Молотова с представителями США, Великобритании и Франции о путях урегулирования Берлинского кризиса. Западные представители добивались отмены ограничений на коммуникациях между Берлином и западными зонами оккупации. советское руководство хотело добиться отказа США, Великобритании и Франции от подготовки к созданию западногерманского государства ,использования в Берлине валюты советской зоны оккупации и тем самым установлении советского контроля над финансово-экономической системой города.
Расчет делался на то, что зимой «воздушный мост» не сможет функционировать. Однако американские летчики и техники справились с поставленными задачами.
В середине февраля 1949 г. представителями США и СССР в ООН, по инициативе американской стороны, были начаты переговоры об урегулировании Берлинского кризиса. 4 мая в Нью-Йорке было достигнуто соглашение, по которому с 19 мая отменялись все ограничения в области связи, транспорта и торговли между Берлином и западными зонами Германии, а также между восточным и западными секторами Берлина. Западные державы, со своей стороны, согласились на созыв 23 мая 1949 г. в Париже еще одной сессии СМИД для рассмотрения проблем Германии и положения в Берлине.. Берлин остался расколотым городом с различными валютами.. Руководители стран Запада, прежде всего США, Упорно проводили курс на раскол Германии, на создание западногерманского государства и включение его в систему западных военно-политических блоков. 1 июля во Франкфурте-на-Майне состоялось совещание военных губернаторов западных зон с премьерами ландтагов (земельных правительств) Западной Германии, оно определило принципы будущей конституции. Для непосредственной подготовки ее проекта был создан Парламентский совет, который начал свою работу в Бонне под председательством Конрада Аденауэра.
8 апреля 1949 г. министры иностранных дел трех западных держав подписали вашингтонские соглашения по германскому вопросу:Меморандум об основных принципах, которыми руководствовались правительства Соединенных Штатов, Великобритании и Франции в осуществлении своих прав и своей ответственности после образования ФРГ ,«Оккупационный статут» и Соглашение, касающееся трехстороннего контроля. +государства оставляли за собой право контроля над ее разоружением, уровнем пром.производства, развитием Рура, внешними связями Западной Германии, ее внешней торговлей и др.
Вашингтонские соглашения завершили подготовку к созданию западногерманского государства. 8 мая 1949 г. представители земель Западной Германии (Парламентский совет) одобрили ее Основной закон. 23 мая, именно тогда, когда в Париже открывалась сессия Совета министров иностранных дел по германской проблеме, Парламентский совет провозгласил введение в действие западногерманской конституции.
В августе 1949 г. в западных оккупационных зонах Германии прошли выборы в бундестаг (палату парламента), который собрался вместе с бундесратом (органом представительства земель) 7 сентября в Бонне для избрания президента ФРГ и создания правительства — его возглавил К. Аденауэр. Тем самым создание ФРГ было завершено.
В советской зоне оккупации шла подготовка к созданию восточногерманского государства. Еще в декабре 1947 г. по инициативе Социалистической единой партии Германии (СЕПГ) — партии германских коммунистов, действовавшей в советской зоне — в Берлине был созван Немецкий народный конгресс за единство и справедливый мир. В марте 1948 г. в Берлине состоялся второй Немецкий народный конгресс, выдвинувший лозунг национальной самопомощи. Конгресс предложил провести общегерманский референдум по вопросу о единстве страны., с осени 1948 г. в советской зоне оккупации-проекта конституции восточногерманского государства, согласованного с советскими руководителями. Проект конституции ГДР был утвержден третьим Немецким народным конгрессом в мае 1949 г. и ориентировал на создание просоветского государства немецких трудящихся..
В связи с созданием ФРГ Правление СЕПГ 4 октября 1949 г. обратилось ко всем немцам с призывом сплотиться в Национальном фронте демократической Германии для борьбы за восстановление единства страны, заключение мирного договора, что предусматривало бы вывод оккупационных войск., 5 октября, Немецкий народный совет объявил о своем преобразовании в парламент — во временную народную палату, предусмотренную конституцией ГДР. Все эти акции осуществлялись при поддержке советских оккупационных властей. 7 октября Немецкий народный совет в качестве народной палаты парламента провозгласил создание ГДР и введение в действие ее конституции.

2. К концу 50-х годов два германских государства стали участниками противостоящих военно-политических блоков. Руководители ФРГ выступали за приобщение бундесвера к ядерному оружию. Деятели ГДР жаловались на возраставшие социально-экономические трудности. Поскольку граница между Восточным и Западным Берлином оставалась открытой, а сравнение жизненного уровня двух Германий было не в пользу ГДР, то с 1949 по 1961 г. страну покинули 2,6 млн. граждан.
Н. Хрущев в ноябре 1958 г. резко поставил вопрос о ненормальной ситуации в германском вопросе на митинге советско-польской дружбы. 27 ноября, советское правительство направило правительствам США, Великобритании и Франции ноту (ультиматум Хрущева), в которой содержалось требование в течение 6 месяцев подписать мирный договор с двумя германскими государствами. В случае отказа западных правительств советское руководство угрожало заключить сепаратный мирный договор с ГДР. В этом случае СССР передавал бы властям ГДР контроль над коммуникациями между Западным Берлином и ФРГ. Западный Берлин Хрущев предлагал превратить в «вольный демилитаризованный город».
Кремль добивался предотвращения доступа ФРГ к ядерному оружию. Вместе с тем он стремился укрепить международные позиции ГДР. Летом 1958 г. В.Ульбрихт призывал Н.Хрущева «действовать с позиции силы» для ответа империалистам. Начался процесс обмена мнениями по дипломатическим каналам, в ходе которого выяснилась полная неприемлемость советских предложений для западных держав. Для руководителей США принятие его предложений означало бы капитуляцию в германском вопросе.
Руководство ГДР наращивало давление на Москву, требуя от нее более решительных мер для вытеснения США, Великобритании, Франции, а также ФРГ из Западного Берлина советское руководство отложило решение герман вопроса до визита Н. Хрущева в США(сентябрь 1959 г.)
лидерам двух стран удалось договориться о встрече руководителей СССР, США, Великобритании и Франции в Париже весной 1960 г., там обсудить и германский вопрос. После советско-американской встречи Москва готова была сохранить прежнее существование двух германских государств, но без их доступа в какой-либо форме к ядерному оружию.Москва-сдержданная политика, но власти ГДР организовали инциденты в отношении официальных американских представителей, передвигавшихся в районе Большого Берлина. Во время встречи Хрущева с Ульбрихтом 30 ноября 1960 г. была достигнута договоренность о том, что власти ГДР не будут осуществлять односторонние акции в отношении Западного Берлина и представителей западных держав. Со своей стороны, Хрущев пообещал подписать мирный договор с ГДР в 1961 году.
В июне 1961 г. в Вене состоялась встреча Хрущева с новым президентом США Джоном Кеннеди, угрожая ядерным оружием. 3 августа 1961 г. состоялось заседание Политического консультативного комитета Варшавского договора В. Ульбрихт настойчиво призывал пойти на решительные меры в германском вопросе.
В итоге состоявшегося обсуждения было решено вновь отложить подписание мирного договора с ГДР, но осуществить меры по поддержке ее руководства. Секретное решение, принятое в результате обсуждения на заседании ПКК, было реализовано в ночь на 13 августа 1961 года. Все коммуникации между двумя частями города были перерезаны властями ГДР. Отныне проход и проезд из одной части города в другую осуществлялся только через специальные контрольно-пропускные пункты. Тем самым было закреплено существование двух германских государств (ФРГ и ГДР) и Западного Берлина в качестве особого образования, существовавшего на территории ГДР.
Со строительством стены завершилась наиболее острая фаза Берлинского кризиса.Фактически строительство Берлинской стены в той или иной степени устраивало всех участников кризиса. Хрущев подписал сепаратный мирный договор с ГДР. Берлинский кризис еще раз продемонстрировал стремление участников холодной войны избежать провоцирования большой «горячей войны», особенно в центре Европы. Фактически в Европе сложилось негласно признаваемое разделение на сферы влияния двух сверхдержав, ставшее важным элементом их глобального противостояния.


^ 14. Итоги шестидневной войны 1967г. И принципы урегулирования ближневосточн конфликта.


В 1966 Сирия и Египет подписали пакт о совместной обороне. В 1967 аналогичные соглашения были подписаны Египтом с Иорданией и Ираком. Египтом были предприняты конкретные меры - блокирован выход Израиля к Красному морю (22 мая 1967 президент Насер огласил свое решение о закрытии Аккабского залива для израильских и других кораблей, которые поставляли Израилю стратегические грузы). В развязывание войны большая вина была и Израиля, провозгласившего цель создания "Большого Израиля", который должен был включить территории ряда арабских стран. Война была неизбежной.
5 июня 1967 года части израильских войск под командованием генералов Таля, Иоффе и Шарона вторглись на территорию Египта, Сирии и Иордании, израильские бомбы обрушились на 25 египетских аэродромов и военную базу "Каира-вест" и Аль-Ариша. Египетские самолеты были уничтожены прямо на аэродромах. Израильское командование выбрало для нападения именно те несколько минут, когда происходила смена ночных и дневных дежурных, сидевших в кабинах самолетов. Эта операция "Фокус" готовилась заранее, и в ней кроме тель-авивских принимали участие и военные летчики США. Например, майор ВВС США Бу Ларсон позже на страницах прессы заявил, что в июне 1967 года 192 американских пилота прибыли в Израиль под видом туристов.

В ходе "шестидневной войны" существовало три фронта: на границах с Египтом, с Иорданией и с Сирией. К 7 июня 1967 года израильские танковые части заняли весь Синайский полуостров, принадлежавший Египту, подошли к Суэцкому каналу и захватили сектор Газа; только на Каир было совершено 12 воздушных налетов; целые колонны военных машин, растянувшиеся на 20 миль, были фактически уничтожены. На Иорданском фронте арабы также терпели жестокое поражение: с воздуха были уничтожены иорданские танковые части, занят Старый город в Иерусалиме, а затем Вифлеем, Хеброн и Иерихон, Наблуз, Раммалах и Дженин - таким образом Израиль захватил всю Иорданию к западу от реки Иордан.

На Сирийском фронте израильские танки и пехота сумели вторгнуться на значительную часть территории Сирии, заняли Голанские высоты и остановились всего лишь в 12 милях от Дамаска. В этот же день СССР разрывает дипломатические отношения с Израилем

В своей агрессии Израиль опирался на возможную поддержку шестого флота США.


Израильские войска в ходе 80-часовой операции "Голубь" одержали полную победу над войсками ОАР, Сирии и Иордании. Причинами такого поражения арабских стран были: уничтожение египетской авиации, оставившей без прикрытия вооруженные силы ОАР в открытой пустыне, недооценка сил и возможного характера действий Израиля, максимальная мобилизация Тель-Авивом всех людских и материальных ресурсов, западная помощь Израилю, разногласия в арабском мире и др.

Израильские войска захватили весь Синайский полуостров (с выходом на восточное побережье Суэцкого канала) и район Газы у Египта, западный берег реки Иордан и восточный сектор Иерусалима у Иордании и Голанские высоты у Сирии. Израиль никогда не согласится на прежние границы и будет добиваться установления "естественных границ".

Игнорируя решения ООН и общественное мнение, Израиль приступил к всестороннему освоению и эксплуатации оккупированных арабских территорий. Уже 16 июня на заседании кабинета министров Израиля было принято решение о создании комитета по планированию развития "новых территорий".

Сентябрь 67г. –Хартун-всеарабская конф.всех гос-в.Нет признанию Израиля,переговорам и миру с Израилем.

22 ноября 1967 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 242 "О политическом урегулировании ближневосточного конфликта и выводе израильских вооруженных сил с оккупированных арабских территорий". Однако правительство Израиля игнорировало эту резолюцию, а на всех изданных после "шестидневной войны" израильских картах в границу этого государства были включены захваченные территории. Таким образом мира не наступило. Более того, израильские самолеты продолжали совершать налеты на ОАР, а египетская армия - периодически наносить удары по израильским укреплениям восточнее Суэцкого канала. К 1970 году враждебность достигла высшего накала. В боевых полетах с территории Египта участвовали даже советские летчики, и дело фактически шло к столкновению двух сверхдержав. Только благодаря подписанному 7 августа 1970 года перемирию между Египтом и Израилем на Суэцком фронте этого столкновения удалось избежать.


^ 5. Образование НАТО, ее цели и принципы.+ 6. Раскол Европы на противостоящие блоки. Образование ОВД.


Осуществление плана Маршалла создало предпосылки для образования политического союза государств, принявших в нем участие. США активно выступали за формирование западного военно-политического блока. В начале 1948 г. руководители Великобритании и Франции решительно поддерживали заключение военного соглашения между США и Западной Европой и постоянное присутствие американских войск в Старом Свете. Новый военно-политический блок призван был противостоять Советскому Союзу и «коммунистической угрозе». Однако, как и в экономической сфере, Вашингтон предпочитал вначале осуществить военно-политическое объединение самих западноевропейских государств, мобилизовать их собственные усилия.
17 марта 1948 г. представители пяти названных государств Западной Европы подписали «Договор об экономическом, социальном и культурном сотрудничестве и о коллективной самообороне».

Сразу же после подписания Брюссельского пакта президент США Трумэн заверил его участников в готовности Соединенных Штатов оказать им всю необходимую помощь. Руководители Великобритании и Франции, со своей стороны, выступали за создание широкого военно-политического союза западных государств.

11 июня сенат США подавляющим большинством принял резолюцию Ванденберга, уполномочившую администрацию в мирное время заключать военно-политические союзы вне американского континента. В начале июля 1948 г. в Вашингтоне начались переговоры представителей США, Канады и Западного союза. Они обсуждали возможности американской военной помощи Западной Европе в свете резолюции Ванденберга. В конце октября 1948 г. министры иностранных дел Западного союза рассмотрели вопрос об обеспечении безопасности Северной Атлантики и единодушно высказались за заключение нового военно-политического союза с участием США и Канады. К концу года был выработан предварительный проект Североатлантического пакта и передан всем заинтересованным правительствам.
В феврале 1949 г. переговоры о создании Североатлантического пакта были закончены. 15 марта расширенное заседание Консультативного совета Западного союза с участием министров иностранных дел, министров обороны и министров финансов приняло предложенный ему текст без каких-либо поправок. 18 марта, задолго до его подписания, текст Североатлантического пакта был опубликован. «вооруженное нападение против одного из участников, совершенное в Европе или в Северной Америке, будет рассматриваться как нападение против всех Договаривающихся сторон.

Тем самым Североатлантический пакт предусматривал принцип коллективной самообороны. Вместе с тем он ограничивал возможность применения силы его участниками случаем вооруженного нападения на одного из них и очерчивал географический район действия договора.
Пакт предусматривал, что его участники «будут постоянно и эффективно поддерживать и увеличивать свою способность в отдельности и совместно противостоять вооруженному нападению, развивая свои собственные средства и предоставляя друг другу взаимную помощь» Для выполнения этих обязательств предусматривалось создание специальной организации, в частности, комитета обороны. Именно в соответствии с этими положениями договора была создана разветвленная структура НАТО и развернута широкая программа американской военной помощи ее европейским участникам.
Торжественная церемония подписания Североатлантического пакта состоялась 4 апреля 1949 г. в Вашингтоне. Его участниками первоначально стали 12 государств; Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Канада, Норвегия, ортугалия, США, Франция; в 1952 г. к пакту присоединились Греция и Турция, в 1955 г. — Федеративная Республика Германия.
Ее высшим органом стал Совет НАТО, состоящий из министров иностранных дел, обороны и финансов государств-членов. В периоды между заседаниями совета (2 раза в год) решения принимались постоянными представителями стран-участниц на основе равенства и единогласия. Был создан также генеральный административный секретариат, которому подчинялся ряд гражданских департаментов. Высшим военным органом НАТО стал Военный комитет, состоящий начальников генеральных штабов государств-членов. Он избирался 2 раза в год и вырабатывал рекомендации и принципиальные решения по военным вопросам. Между его сессиями эти функции возлагались на постоянных военных представителей. Было также создано несколько региональных командований НАТО, важнейшим из них стало командование для Европы.
Параллельно с текстом Североатлантического пакта было подготовлено соглашение об американской военной помощи его европейским участникам. Оно предусматривало поставки американского вооружения на сумму в 1 млрд. долл., пяти участникам Брюссельского пакта в 1949—1950 годах. Североатлантический пакт сразу же стал важнейшим фактором в политике западных государств и способствовал развертыванию гонки вооружений.
СССР в качестве «тотального врага» Соединенных Штатов и не предвидел конца кризисной конфронтации до тех пор, пока не произойдет изменений в хар-ре сов. Ситсемы. Создание Североатлантического пакта означало реализацию курса на тесный союз между США и Западной Европы. Оно стало важным этапом в осуществлении Вашингтоном политики «сдерживания» и одновременно раскола Европы на противостоящие военно-политические блоки.тации «до тех пор, пока не произойдет изменений в характере советской системы».


^ 9. Международные последствия деколонизации. не весь


Итоги Второй мировой войны означали существенное ослабление колониальной системы. Необходимо учитывать значение японской пропаганды и японских успехов в начале военных действий в Азии.. Поражение Франции в 1940 г., отступление Великобритании и США в Азии имело долговременное воздействие на всю систему колониальных владений. провозглашение участниками антигитлеровской коалиции права народов на самоопределение свободу и независимость,. В рамках Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений заметно ослабли позиции основных колониальных метрополий: Великобритании, Франции, Нидерландов, Бельгии.
Все эти факторы способствовали подъему национально-освободительного движения народов колоний и полуколоний после Второй мировой войны. При этом Великобритания в ряде случаев легче отказывалась от традиционных форм колониального господства по сравнению с другими колониальными державами. Объяснялось это более развитыми экономическими связями Британии с ее владениями. Кроме того, британцы более охотно прибегали к системе косвенного управления, опираясь на связанную с метрополией местную верхушку, формированию которой они способствовали.
Наиболее болезненно расставалась со своими колониальными владениями Франция. Ее экономические связи с колониями были менее развиты. К тому же французы предпочитали (с.105) использовать методы прямого управления через свой административный и военный аппарат.Вьетнам+Алжир В июле 1946 г. США пошли на предоставление независимости Филиппинам. Однако в 1946—1947 гг. американское правительство навязало Филиппинам ряд договоров и соглашений, обеспечивших США привилегии в финансовой, экономической и торговой сферах. По договору 1947 г. «о взаимной обороне» Соединенные Штаты получили право создавать на территории Филиппин свои военные базы.
Великобритания вынуждена была также предоставить независимость Бирме (ныне — Мьянма). В октябре 1947 г. в Лондоне был подписан англо-бирманский договор, юридически признавший государственную независимость Бирмы. Индия В августе 1945 г. была провозглашена независимость Индонезии, до войны являвшейся голландской колонией, а во время войны оккупированной японцами. Нидерланды сохранить колониальное господство в Индонезии. Вооруженный конфликт завершился в 1949 г. передачей Нидерландами суверенитета Республике Индонезия.
Вторая мировая война привела к подъему освободительного движения на Ближнем Востоке. Ближний Восток является важным узлом стратегических коммуникаций и занимает ключевое геополитическое положение на стыке Европы, Азии и Африки.
Бурные события войны в Северной Африке и на Ближнем Востоке способствовали росту национального самосознания народов арабских стран, их стремления к проведению самостоятельной политики на международной арене. В марте 1945 г. была официально учреждена Лига арабских государств, в которую вошли Египет, Ирак, Трансиордания, Сирия, Ливан, Саудовская Аравия, Йемен, а также представители Совета Палестины. Лига не стала региональным союзом государств, а превратилась в важный субъект международных отношений.
Подъем национально-освободительного движения происходил и на территории Палестины. На этой территории сходились исторические, религиозные, этнические и международно-политические противоречия. ЛН-мандат Вел на эту тер.(1920)В ноябре 1947 г. Генеральная Ассамблея ООН большинством голосов приняла решение о прекращении британского мандата на Палестину (он утрачивал силу с 15 мая 1948 г.), разделе ее территории и создании на ней двух независимых государств: арабского и еврейского. При этом Иерусалим выделялся в самостоятельную административную единицу с особым международным режимом. СССР голосовал за это решение.
14 мая 1948 г. было провозглашено создание независимого государства Израиль, на территориях отведенных евреям Организацией Объединенных Наций.Арабы. ^ ДВИЖЕНИЕ НЕПРИСОЕДИНЕНИЯ движение, объединяющее страны, провозгласившие основой своего внешнеполитического курса неучастие в военно-политических блоках и группировках. В 1992 г. в Движение неприсоединения входили 108 стран. К началу 1990-х годов состоялись конференции неприсоединившихся стран: в Белграде (Югославия, сентябрь 1961 г.; 25 государств), Каире (Египет, октябрь 1964 г.; 47 государств), Лусаке (Замбия, сентябрь 1970 г.; 54 государства), Алжире (сентябрь 1973 г.; 76 государств), Коломбо (Шри-Ланка, август 1976 г.; 86 государств, а также представители 29 стран, международных организаций и национально-освободительных движений в качестве наблюдателей и гостей), Гаване (Куба, сентябрь 1979 г.; 95 государств и национально-освободительных движений, а также представители 39 стран, международных организаций и национально-освободительных движений в качестве наблюдателей и гостей), Дели (Индия, декабрь 1983 г.; 97 государств и национально-освободительных движений, а также представители 41 страны, международных организаций и национально-освободительных движений в качестве наблюдателей и гостей), Хараре (Зимбабве, август - сентябрь 1986 г.; 100 государств и национально-освободительных движений), Белграде (Югославия, сентябрь 1989 г.; 102 государства), Джакарте (Индонезия, сентябрь 1992 г.; 108 государств). В 1954 году Чжоу Эньлай и премьер-министр Индии Дж. Неру разработали пять принципов мирного сосуществования («панча шила»), признанных и поддержанных затем руководителями 29 стран Азии и Африки на состоявшейся в апреле 1955 года Бандунгской конференции, кот состоялась 18-24.IV в Бан­дунге (Индонезия) по инициативе Индонезии, Бирмы, Индии, Пакистана и Цейлона (с 1972 - Шри Ланка). В Бандунгской конференции  приняли участие представи­тели 29 стран и территорий Азии и Африки.

Главное внимание -практической программы мирного сотрудничества государств Азии и Африки независимо от их социального, экономического и политического строя.

Обсуждение на Бандунгской конференции проблем борьбы с колониализмом, мирного сосуществования и экономического развития показало, что большинство азиатских и африканских народов реши­тельно выступает с позиций анти­империалистической борьбы, в поддержку политики мирного сосущест­вования. Декларацию о содействии всеобщему миру и сот­рудничеству было включено положе­ние о поддержке участниками Бандунгской конференции  принципов уважения основных прав че­ловека, а также целей и принципов Устава ООН; уважения суверенитета и территориальной целостности всех стран; признания равенства рас и наций; воздержания любой страны от нажима на другие страны, от интер­венции и вмешательства во внутрен­ние дела других стран, от использования соглашений о коллективной обороне в интересах какой-либо из великих держав; уважения права каждой страны на индивидуальную или коллективную оборону в соответствии с Уставом ООН; урегулирования всех между­народных споров мирными средст­вами; уважения справедливости и международных обязательств.


^ 17. Место России в постбиполярном мире.


Падение Берлинской стены в ноябре 1989 г. символизировало не только распад биполярной системы, но и переход к иной структуре международных отношений.

какая из двух тенденций мирового развития, наметившихся в постбиполярном мире, станет определяющей в XXI веке: тенденция к глобализации или к укреплению регионального плюрализма. трансформирование в один из двух вариантов «нового мирового порядка»:

  • ^ Однополярный мир: создание «единой производственной зоны и единого глобального рынка, в котором свободно перемещаются капиталы, товары и услуги», ограничение суверенитетов национальных государств, унификация нормативно-правового и социально-политического пространства на основе либеральной системы ценностей; международная безопасность (урегулирование региональных и локальных конфликтов) обеспечивается коллективными усилиями мирового сообщества, которые координируются «единственной сверхдержавой, имеющей глобальные преимущества по ключевым аспектам – военному, экономическому и политическому» (США);

  • ^ Многополярный мир: диверсификация полюсов экономического роста, укрепление внутрирегиональных экономических связей, усиление региональной интеграции; плюрализм социально-политических форм человеческого бытия, сохранение культурно-цивилизационного разнообразия планеты; равноправное взаимодействие суверенных национальных государств и их региональных объединений на мировой арене, где в качестве арбитра выступает демократическая международная организация, обеспечивающая всем международным акторам возможность участия в принятии глобальных политических решений (реформированная ООН).

В этих новых исторических условиях России предстоит заново определить оптимальную, с точки зрения её национальных интересов, стратегию по отношению к существующим (США, Западная Европа) и нарождающимся (Китай, Индия) мировым и региональным «центрам силы».

Теоретически, у постсоветской России есть три возможности. Первая:

  • Интеграция с Западной Европой. В этом случае России, скорее всего, придется принять однополярную концепцию в её американской трактовке и добровольно ограничить свой национальный суверенитет в пользу демократического мирового сообщества, возглавляемого США, получив в обмен шанс на полноправное вхождение в международные экономические и политические структуры (ВТО, Совет Европы менее жесткие варианты сотрудничества, в частности, в области безопасности, в последнее время часто обсуждаемые в России на высшем уровне (создание общеевропейской нестратегической системы ПРО).

Стратегия приоритетного сотрудничества с Западом под лозунгом «строительства общеевропейского дома», популярная во времена М.С. Горбачева, активно пропагандировалась российскими «атлантистами» (Козырев, Гайдар и др.) в начале 1990-х гг. и, казалось, была поддержана Вашингтоном; однако Россия и США подходили к этому вопросу с принципиально разных позиций. Соглашаясь на американское предложение «зрелого стратегического партнерства», российские политики предполагали, что таким образом будет положено начало глобальному «демократическому кондоминиуму» Москвы и Вашингтона, который придет на смену былому соперничеству; США же, по сути, предлагали России (как и Китаю в 1999 г.) принять их правила игры, став частью послушного Вашингтону «демократического мирового сообщества»

Усиление России, превращение её во влиятельную региональную державу для США в этой ситуации крайне нежелательно. Вашингтон намерен не допустить реинтеграции постсоветского пространства под эгидой РФ, поскольку для него «жизненно важно, чтобы на политической арене не возник соперник, способный господствовать в Евразии и, следовательно, бросающий вызов Америке». Поэтому рассчитывать на быстрый экономический подъем и усиление собственного политического влияния в случае тесного сотрудничества с Вашингтоном России сегодня не приходится. России следовало бы сегодня развивать более тесные связи с Европейским Союзом. ЕС не заинтересован в раскрытии богатого технологического потенциала России, ставящего под угрозу их собственное благополучие, и постараются не допустить реального экономического усиления возможного серьезного конкурента. российский военно-технический потенциал, при наличии политической воли со стороны европейских стран, может помочь уменьшить их зависимость от военного арсенала США и способен стать одним из факторов укрепления коллективной безопасности в Европе. РФ не обладает достаточными возможностями и конкурентоспособностью, чтобы претендовать на полноправное вхождение в западную техносферу в качестве одного из её «очагов» и занять сколь либо ощутимые позиции на европейском рынке.

второй вариант:

  • Дистанцирование от Запада. В середине 1990-х гг., в связи с провалом проамериканской политики Кремля, стала очевидна объективная невозможность быстрой интеграции полуразрушенной российской экономики в мировую, на чем настаивали «атлантисты». В эти годы особую популярность приобрела идея экономической кооперации в рамках СНГ и, шире, установления тесного экономического сотрудничества с развивающимися азиатскими странами, чьи рынки казались более доступными для российской технологической продукции, чем рынки развитых стран Запада.

Идеологическая составляющая проазиатской внешней политики активно разрабатывалась сторонниками «евразийского проекта» (Жириновский, Дугин), утверждающими приоритет «цивилизационных императивов» России, в силу естественных геополитических причин являющейся единственной державой на Евразийском континенте, способной стать центром интеграционных процессов, направленных на создание Евразийского Союза, противостоящего «атлантическому блоку».

Существовало два подхода к проблеме региональной интеграции: умеренный и радикальный. Сторонники радикального направления - открытие национального рынка западному капиталу= превращение России в аграрно-сырьевой придаток техноген. цивилизации. методов борьбы с «неоимпериа­лис­та­ми» -развитие региональных видов торговли, ограничение доступа развитых стран к национальным ресурсам периферии, установление высоких таможенных тарифов.

Второй, умеренный вариант региональной кооперации, установление тесных и взаимовыгодных экономических связей с такими динамично развивающимися государствами Евразии, как Китай и Индия, базирующихся на принципе международного разделения труда и взаимодополняемости экономик. Рф м бы развивать и экспортировать наукоёмкую продукцию в страны Азии

наиболее предпочтительным представляется третий путь:

  • Поиск оптимального внешнеполитического баланса, отвечающего реалиям многополярного мира., это официальная позиция российского МИДа, отраженная в Концепции внешней политики Российской Федерации, которая была утверждена Указом президента Российской Федерации в начале июля 2000 г. Подобная стратегия позволит России воспользоваться преимуществами тесных контактов как с Западом, так и с Востоком, не вступая при этом ни в какие альянсы и не беря на себя обременительных обязательств принимать чью-то сторону в случае возникновения каких-либо противоречий между её партнерами. При этом отношения как с Европейским Союзом, так и с азиатскими державами – Китаем, Индией, Японией и др. – в силу естественных геополитических причин останутся для России одним из наиболее приоритетных направлений её внешней политики.

С 1992 г. двусторонние отношения в рамках треугольника стабильно и уверенно развиваются, происходит регулярный обмен визитами на высшем уровне. В сентябре 1993 г. между Китаем и Индией было подписано Соглашение о поддержании мира и спокойствия вдоль линии фактического контроля. июнь 1994 г- Московская декларация о защите интересов многонациональных государств, апреле 1997 г., когда во время пребывания в Москве Президента КНР Цзян Цзэминя лидерами обоих государств была подписана двусторонняя Декларация о многополярном мире и формировании нового международного порядка, в которой отношения России и Китая были обозначены как «равноправное доверительное партнерство, В июле 2000 совместная Пекинская декларация, кульминацией усилий России по укреплению стратегического взаимодействия в рамках «треугольника» стало подписание во время октябрьского визита в Дели Президента России В.В. Путина российско-индийской Декларации о стратегическом партнерстве (2000 г

Таким образом, сегодня в Евразии формируется не новый военно-политический блок, ставящий под угрозу чью-либо национальную безопасность, а естественный геополитический союз, преследующий более комплексные и долгосрочные задачи, нежели простое противостояние «американскому гегемонизму».


^ 18.Региональные приоритеты российской внешней политики на современном этапе. Ближнее зарубежье. (не весь)

Ни одно из постсоветских государств не продемонстрировало способности к самостоятельному развитию и даже существованию.. За исключением Прибалтики, поддерживаемой и контролируемой Евросоюзом,.            Для обеспечения развития постсоветского пространства Россия должна контролировать его. Ключевой элемент совмещения контроля с развитием – переход в собственность российских государственных корпораций всей инфраструктуры и привлекательных активов постсоветского пространства в обмен на поставку энергоносителей по низким ценам, позволяющим развивать соответствующие производства.

            Для реализации соответствующего «большого размена» (собственность и фактически суверенитет в обмен на энергию) необходимо создание мощных пророссийских лобби и оппозиционных политических структур с молодыми привлекательными лидерами во всех странах постсоветского пространства.

            Стратегической целью является воссоединение в рамках единого государства России, Белоруссии и Казахстана, а затем и Украины как стран, экономики которых образуют единый комплекс, не способный к нормальному функционированию в разделенном состоянии. Весьма существенным является и невозможность создания полноценной границы России с этими странами, в то время как внешние границы Белоруссии и Украины в основном унаследованы от СССР, а граница Казахстана с остальными государствами Средней Азии частью обустроена, частью носит естественный характер и потому поддается обустройству относительно легко.

            Вкладом Казахстана явится во многом модернизированная элита, Украины – навыки стихийной демократии и самоуважение граждан, Белоруссии – некоррумпированные силовые структуры, России – средства и энергоносители.

            Объединенное государство может расширяться за счет присоединения к нему других государств, если это экономически целесообразно, однако изложенная конфигурация является минимально целесообразной.

            В стратегическом плане необходимо рассматривать не только русских, но и все население постсоветского пространства, обладающее русской или близкими к ней культурами, как разделенный народ (подобно разделенным немецкому и корейскому народам), объединение которого неизбежно и является стратегической целью российского государства.

задачей России является сохранение своего доминирования в Средней Азии и особенно в Казахстане. Систематическое вытеснение ее китайским влиянием, осуществляемое в том числе через Шанхайскую организацию сотрудничества, должно быть остановлено.

           , нельзя допустить реализации ни одного проекта строительства газопровода из Казахстана в обход территории России, так как такой газопровод вне зависимости от того, пойдет ли он на восток (в Китай) или на запад (по маршруту Баку-Тбилиси-Джейхан), неминуемо отсечет Россию от жизненно необходимого ей газа Туркмении и Узбекистана.

            Необходимо либо прекратить функционирование ^ Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), прямо нарушающего российское законодательство и создающего конкуренцию российской нефти, в том числе и в черноморских проливах, где она из-за политической позиции турецкого руководства становится недобросовестной, либо привести режим функционирования КТК в соответствие российскому законодательству.

            Следует сделать все возможное для прекращения функционирования трубопроводов по маршруту Баку-Тбилиси-Джейхан как нарушающих стратегические интересы России.

            Проблема непризнанных государств должна решаться с точки зрения интересов их населения. Попытки организации геноцида абхазов и осетин сделали невозможным пребывание Абхазии и Южной Осетии в составе Грузии. В то же время основную часть населения этих республик составляют граждане России,             Приднестровье занимает особое место, так как режим молдавских национал-демократов утратил власть еще в 1995 году, и в настоящее время между Молдавией и Приднестровьем не существует межнационального конфликта. Проблема локализована исключительно в политической плоскости и потому поддается соответствующему решению. Однако интересы России и населения Приднестровья при определенном поведении Евросоюза могут требовать независимости последнего, и в этом случае все необходимые меры должны быть приняты.

            При рассмотрении проблемы ^ Нагорного Карабаха не стоит забывать, что корни напряженности между армянами и азербайджанцами (которые в начале ХХ века считались еще ветвью турецкого народа) уходит в геноцид армян, проведенный младотурками. Попытка решения проблемы Нагорного Карабаха в отрыве от проблемы признания геноцида малоперспективна, как и любая попытка исправить следствие, не трогая причину.


^ 15 . Региональные и глобальные аспекты ближневосточного конфликта после 2 МВ

Вторая мировая война привела к подъему освободительного движения на Ближнем Востоке. Этот регион представлял большую важность с точки зрения запасов природных ресурсов — нефти. Кроме того, Ближний Восток является важным узлом стратегических коммуникаций и занимает ключевое геополитическое положение на стыке Европы, Азии и Африки.
способствовали росту национального самосознания народов арабских стран, их стремления к проведению самостоятельной политики на международной арене. В марте 1945 г. была официально учреждена Лига арабских государств, в которую вошли Египет, Ирак, Трансиордания, Сирия, Ливан, Саудовская Аравия, Йемен, а также представители Совета Палестины. Лига не стала региональным союзом государств, превратилась в важный субъект международных отношений.
Подъем национально-освободительного движения происходил и на территории Палестины. На этой территории сходились исторические, религиозные, этнические и международно-политические противоречия. До завершения Первой мировой войны Палестина входила в состав Оттоманской империи, а затем стала подмандатной территорией Великобритании. Население Палестины было неоднородным: большинство составляли арабы, меньшинство — евреи. При этом сионистское движение, сформировавшееся в конце XIX в., выступало за создание в Палестине еврейского государства, которое стало бы отечеством для всех евреи». И хотя по своей сути этот лозунг был неверным (Палестина была заселена в основном арабами), он приобретал все большую популярность.
Великобритания проводила в Палестине политику лавирования между арабами и евреями. К концу Второй мировой войны приток еврейских поселенцев в Палестину резко возрос как следствие массового уничтожения евреев нацистами (примерно 6 млн. человек), депортаций и переселений. Британские власти проводили двойственную политику: они ограничивали приток еврейских переселенцев и вместе с тем играли на противоречиях между арабами и евреями.
Обстановка в Палестине все более накалялась. И арабские, и еврейские организации выступали против продолжения британского управления Палестиной, но в то же время нарастала вражда между ними: происходили столкновения, вооруженные стычки. Арабы могли опираться на поддержку соседних арабских государств. Евреи создали ряд нелегальных боевых организаций, успешно осуществляли диверсионно-террористические акты. Наиболее известным из них стал взрыв в июле 1946 г. гостиницы «Царь Давид» в Иерусалиме, где размещалось командование британских войск в Палестине и некоторые британские правительственные учреждения.
В условиях дальнейшего осложнения обстановки британское правительство в 1947 г. заявило об отказе продлевать свой мандат на управление Палестиной. Арабы категорически возражали против образования на территории Палестины еврейского государства и добивались предоставления независимости единому арабо-еврейскому государству, в котором арабы составляли бы численное большинство.
Специальная комиссия ООН, изучавшая положение в Палестине, пришла к выводу о целесообразности раздела ее территории на два государства: арабское и еврейское. Это решение поддерживали США и СССР, стремившиеся потеснить Великобританию на Ближнем Востоке. В ноябре 1947 г. Генеральная Ассамблея ООН большинством голосов приняла решение о прекращении британского мандата на Палестину (он утрачивал силу с 15 мая 1948 г.), разделе ее территории и создании на ней двух независимых государств: арабского и еврейского. При этом Иерусалим выделялся в самостоятельную административную единицу с особым международным режимом. СССР голосовал за это решение.
14 мая 1948 г. было провозглашено создание независимого государства Израиль, на территориях отведенных евреям Организацией Объединенных Наций. Советский Союз одним из первых признал Государство Израиль де-юре.
Арабские государства не признали Израиль и не смирились с его существованием на земле Палестины. Сразу же после провозглашения государства Израиль соседние арабские государства начали войну на его уничтожение. В антиизраильскую коалицию вошли Египет, Сирия, Ливан, Транс Иордания, Ирак, а также арабский Совет Палестины. Наиболее активной силой стал Арабский легион, обученный и вооруженный британцами. На первом этапе коалиция арабских государств одержала некоторые военные успехи. Однако еврейские вооруженные организации с воодушевлением сражались за существование национального государства, они привлекли квалифицированные военные кадры. Кроме того, Советский Союз на первом этапе войны оказал Израилю помощь вооружением — оно поставлялось через Чехословакию.
В результате первая арабо-израильская война завершилась в феврале 1949 г. победой Израиля. Он получил более 70% территории бывшей Палестины. Западный берег реки Иордан перешел к Трансиордании, которая стала называться Иорданией. Сектор Газа был занят Египтом. Иерусалим оказался разделенным на две части: большую западную — израильскую, восточную — арабскую. Палестинское арабское государство так и не было создано. Между израильским государством и его арабскими соседями так и не было установлено признанных границ, а лишь линии перемирия.
Первая арабо-израильская война закрепила не только существование государства Израиль, но и вражду между ним и арабскими соседями. Соглашения о перемирии, заключенные в феврале — июле 1949 г. с отдельными арабскими государствами, так и не превратились в мирные договоры. Война породила проблему палестинских беженцев — около 900 тыс. человек покинули свои родные места и временно обосновались в соседних арабских государствах. Израиль поощрял массовую иммиграцию евреев из арабских стран, прежде всего Ирака и Йемена, а затем и Марокко. К 1951 его население выросло в два раза. Резолюция ООН о возвращении беженцев к своим очагам и о выплате остальным компенсации не была выполнена. Сложнейшим стало положение в разделенном Иерусалиме, где концентрировалась враждебность между двумя общинами. Обе враждующие стороны готовились к дальнейшей борьбе.

К началу 1950-х годов Израиль добился поступления жизненно необходимой для него помощи из Германии и США. В «холодной войне» Израиль занял сторону США. В мае 1950 США, Франция и Великобритания издали декларацию, предупредив против применения силы с целью изменения границ Израиля, и обещали свое содействие в поддержании военного паритета Израиля с соседними арабскими государствами.


Скачать файл (191.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru