Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Контрольная работа - Управление покупательским поведением в маркетинге - файл 1.docx


Контрольная работа - Управление покупательским поведением в маркетинге
скачать (876.8 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx877kb.04.12.2011 02:08скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: « Маркетинг »

Тема: Управление покупательским поведением в маркетинге.


Оглавление

 3

Введение. 4

1. 6

2.Особенности покупательского поведения. 7

1.Что такое покупательское поведение? 7

2.Классификация покупательского поведения в маркетинге. 8

3.Модели покупательского поведения. 10

4.Факторы, влияющие на покупательское поведение. 12

2.Принятие решений потребителями. 16

1.Процесс принятия решения о покупке. 16

2.2. Поведение покупателей по отношению к новинкам. 17

3. Методы управления покупательским поведением. 19

1.Мерчендайзинг. 19

2.Реклама. 22

3.3. Метод культурного кода. 23

3.4. Брендинг. 24

 25

3.5. Прочие инструменты управления поведением покупателей. 25

 28

Заключение. 29

 30

Список использованной литературы. 31


^



Введение.




Поколения Pepsi не существовало до тех пор,

пока Pepsi его не создала.

Ричард Тедлоу
Актуальность выбранной мною темы обуславливается тем, что работа с покупателем — анализ, прогноз, а по сути — управление его поведением — повседневная составляющая профессиональной деятельности каждого специалиста, занятого в сфере маркетинга. Необходимость знания целевого рынка, умения создавать новые сегменты рынка и сохранять существующие рынки растет сегодня не только для маркетинг-специалистов. Работа с потребителем становится все более актуальной для каждого участника рыночных отношений, прямо или опосредованно выносящего свой продукт на суд потребителя. Методом проб и ошибок российский бизнес постепенно осваивает аксиому рыночной экономики: результаты работы компаний и персон на рынке товаров, услуг, идей формируются в процессе взаимодействия с потребителем. Значимость потребителя и успех работы с ним постоянно и неуклонно. Работа с потребителем сегодня ведется в условиях революционного развития информационных технологий, постоянно усиливающейся глобальной конкуренции, растущей фрагментации спроса и дифференциации предложения. Это значит, что потребитель становится все более требовательным, а работа с ним — все более сложной, интересной и профессиональной.

Целью моей работы является изучение покупательского поведения, способы и методы влияния на потребителя с точки зрения маркетинга.

Отсюда задачами будут:

  1. Рассмотреть особенности покупательского поведения.

  2. Дать основную характеристику покупателя.

  3. Рассмотреть модели покупательского поведения и факторы, влияющие на него.

  4. Вкратце представить методы управления поведением покупателя.


  1. ^

    

  2. Особенности покупательского поведения.

    1. Что такое покупательское поведение?


Поведение покупателей вплетается в ткань наших жизней каждый день. Это происходит по-разному. При этом каждый из нас сталкивается с множеством серьезных проблем, требующих принимать те или иные решения. Независимо от того, решаем ли мы, какую специализацию выбрать, какую пищу съесть, какую одежду надеть, мы предпринимаем действия, которые являются предметом исследования потребительского поведения.

^ Поведение покупателей - совокупность форм, принципов, методов принятия решений и действий, направленных на оценку, приобретение и использование товаров и услуг, а также на удовлетворение нужд и потребностей с учётом меняющихся вкусов и предпочтений.1

В определение поведения потребителей включены три базовых вида действий — приобретение, потребление и избавление.

Приобретение — это действия, ведущие к покупке и включающие покупку или заказ продукта. Некоторые из этих действий включают поиск информации, касающейся особенностей продукта и выбора, оценку альтернативных продуктов или марок и собственно покупку. Аналитики поведения потребителей изучают эти типы поведения, включая то, как потребители совершают покупки — посещают ли они специализированные магазины, торговые центры или пользуются Интернетом? Другие вопросы могут касаться того, как потребители расплачиваются за продукты (наличными или по кредитной карте), вывозят ли они покупки самостоятельно или пользуются службой доставки, где они добывают информацию о продуктах и альтернативных магазинах и как торговые марки влияют на выбор продукта.

Потребление — это то, как, где, когда и при каких обстоятельствах потребители используют товары. Например, используют ли продукт полностью до стадии освобождения или некоторая его часть никогда не используется?

Освобождение — это то, как потребители избавляются от товара и упаковки. Аналитики могут исследовать поведение потребителей с экологических 

позиций: как потребители избавляются от упаковки или остатков товара? могут ли товары биологически разлагаться? могут ли они быть подвергнуты переработ- ке? Эти три вида действий отражены на рис. 1., где видно, сколь много различных переменных влияет на процесс поведения потребителей.2
Рис.1 Поведение потребителей.
    1. ^

      Классификация покупательского поведения в маркетинге.


Для того чтобы управлять поведением людей, необходимо не только изучать их с точки зрения потребителей, но и определить основную классификацию поведения потребителей, которая поможет сформировать правильное представление о потребителе и определить основные виды поведения потребителей в современных рыночных условиях.

Существует три основных признака, по которым можно классифицировать поведение потребителей и раскрыть сущность и значение этого поведения.

1. В зависимости от процесса или способа принятия решения о покупке поведение потребителей может быть:

  • 

  • запланированным - характеризуется определенным набором потребностей, нужд, вкусов и предпочтений на данный момент или период времени. При этом такое поведение потребителя зависит от влияния ценового фактора, то есть потребитель планирует свою потребительскую корзину и то количество денежных средств, которое будет израсходовано.

  • незапланированным или спонтанным - это поведение, на которое можно повлиять, используя разнообразные ценовые и неценовые факторы, находящиеся на рынке. Примером, могут случить покупки, осуществляемые в период праздников, дней рождений, в момент проведения сезонных распродаж (скидки) и т.д.

2. В зависимости от степени мотивации поведение покупателя может быть:

2.1 Мотивированным - поведение потребителя, которое определяется его мотивацией. Мотивация - это нужда, которая влияет на потребителя, его поведение и даже заставляет порой искать способы её удовлетворения, то есть побуждает к действию.

2.2 Немотивированным - поведение, на которое оказывает влияние психологический фактор или нейролингвальная психология. Нейролингвальная психология - это наука, позволяющая влиять на поведение людей, а во взаимосвязи с экономической дисциплиной - наука, позволяющая совершать немотивированные покупки.

3. В зависимости от спроса на товар, поведение потребителя может быть:

Отрицательным - поведение, которое формируется под действием отрицательного спроса. Отрицательный спрос характеризует состояние рынка, когда значительная его часть «не любит» продукт и может даже заплатить определенную цену за отказ от его использования.

Скрытым - поведение, которое формируется под действием скрытого спроса. Скрытый спрос характеризует состояние рынка, когда многие по

требители не удовлетворены существующими продуктами. Например, скрытый спрос на безвредные сигареты, на более экономичные автомо

били. В данном 

случае необходимо измерить величину потенциального спроса и разработать новый продукт, его удовлетворяющий.

^ Нерегулярное поведение - поведение, которое характеризуется нерегулярным спросом. Нерегулярный спрос характеризует сезонные, ежедневные и даже часовые колебания спроса. Например, спрос на услуги городского транспорта меняется в течение суток, меньшая загрузка музеев - в будни. Данный вид поведения потребителей формируется с помощью гибких цен, методов продвижения и других инструментов маркетинга.

Регулярное - поведение, при котором потребители с учётом изменения системы предпочтений, вкусов и нужд, а также в результате усиления конкуренции не меняют своего отношения к продукции, товарам, услугам в силу экономических, финансовых, культурных, мотивационных и других особенностей3.
    1. ^

      Модели покупательского поведения.


Анализируя поведение потребителей, надо быть очень осторожным в своих оценках. Как только вы начинаете думать, что понимаете потребителя, он удивляет вас своей иррациональностью. Но то, что кажется иррациональным менеджеру, является абсолютно разумным для потребителя. Поведение потребителя никогда не бывает простым, поскольку на него оказывает влияние множество факторов.

Ф. Котлер и Н.Б. Черных, предложили свои психологические модели покупательского поведения, которые включают в себя «черный ящик» покупателя и его личностные характеристики. Например, психологическая модель Н.Б. Черных свидетельствует, что сбытовые усилия фирм во взаимодействии с основными условиями окружающей потенциального покупателя среды, преломляясь через его личностные характеристики, оказывают влияние на процесс принятия решения покупателем и, в конечном итоге, определяют его реакцию на тот или иной товар.



Н.Б.Черных выделяет основные факторы окружающей среды, которые определяет одним понятием «черный ящик» покупателя.

Основные маркетинговые стимулы – так называемые четыре «р» (product, price, place, promotion)4: первые буквы английских названий основных маркетинговых мер воздействия на рынок: (товарная политика, ценовая политика, политика формирования каналов сбыта и товародвижения, политика продвижения, т. е. формирования спроса и стимулирования сбыта). В группу других стимулов включены основные факторы окружающей покупателя среды – экономические, технологические, политические и культурные. Все эти стимулы попадают в «черный ящик» покупателя, где они преобразуются в определенные решения, а именно: выбор товара, торговой марки, времени и объема покупки. «Черный ящик» покупателя состоит из двух отделений – личностные характеристики самого покупателя, влияющие на то, как он воспринимает воздействующие на него факторы окружающей среды, и самого процесса принятия решения о покупке.

Побудительные факторы маркетинга

Прочие раздражители

Товар
Цена
Методы распространения
Стимулирование сбыта

Экономические
Научно-технические
Политические
Культурные

|

"Черный ящик" сознания покупателя

Характеристики  покупателя

Процесс принятия решения покупателем

|

 

Ответные реакции покупателя

 
Выбор товара
Выбор марки
Выбор времени
Выбор объема покупки


Рис.2 Модель покупательского поведения.
    1. ^

      Факторы, влияющие на покупательское поведение.


На поведение покупателя при покупке товара большое влияние оказывают факторы культурного, социального, личного и психологического характера (рис.3).



Рис.3 Факторы, влияющие на покупательское поведение.

  1. Факторы культурного уровня оказывают самое большое и глубокое влияние на поведение потребителя.

  • Культура - основная первопричина, определяющая  потребности  и поведение человека. Человек с детства усваивает базовый набор ценностей, восприятий,  предпочтений, манер и поступков, характерный для его семьи и основных институтов общества.

  • Субкультура. Любая культура включает в себя более мелкие  составляющие, или  субкультуры,  которые  предоставляют своим членам возможность более конкретного отождествления и общения с себе подобными. (Например, по национальной принадлежности, религии, по географическому району и т.д.).

  • ^ Социальное положение. В каждом обществе существуют различные общественные классы - сравнительно стабильные группы в рамках общества, характеризующиеся наличием у их членов схожих ценностных представлений, интересов и поведения.

  1. 

  2. Факторы социального порядка. Поведение потребителя определяется также и факторами социального порядка, такими как референтные группы, семья, социальные роли и статусы.

  • ^ Референтные группы - группы, оказывающие прямое и особенно сильное влияние на поведение человека при личном контакте или косвенное влияние (семья, друзья, соседи и коллеги, общественные и религиозные организации, профсоюзы и т.д.).

  • ^ Роли и статусы. Индивид является членом множества социальных групп. Его положение в каждой из них можно охарактеризовать с точки зрения роли и статуса. Например, индивид является сыном, мужем и отцом и преуспевающим управляющим фирмой. Роль представляет собой набор действий, которых ожидают от индивида окружающие его лица. Каждой роли присущ определенный статус, отражающий степень положительной оценки данной роли со стороны общества. Роль управляющего фирмой имеет в глазах данного общества более высокий статус по сравнению с ролью сына. В качестве управляющего фирмой индивид будет покупать товары (одежду, обувь, автомобиль), которые отражают именно эту его роль и статус.

  1. Факторы личного порядка. На решениях покупателей сказываются факторы личного порядка, особенно такие как: возраст, пол, семейное положение, этап жизненного цикла семьи, род занятий, уровень доходов, образ жизни и тип личности.

  2. Факторы психологического порядка. На покупательском выборе индивида сказываются также основные факторы психологического порядка, такие как  мотивация, восприятие, усвоение, убеждения, отношения.

  • Мотивация. Мотив (или побуждение) - нужда, ставшая столь настоятельной, что заставляет человека искать пути и способы ее удовлетворения. Психологи разработали ряд теорий человеческой мотивации. Самые популярные  из них - теория З. Фрейда и теория А. Маслоу - предполагают совершенно разные выводы для деятельности по исследованию потребителей и маркетингу.

Фрейд считал, что люди в основном не осознают тех реальных психологических сил, которые формируют их поведение, что человек растет, 

подавляя при этом в себе множество влечений. Эти влечения никогда полностью не исчезают и никогда не находятся под полным контролем. Они проявляются в сновидениях, оговорках, невротическом поведении, навязчивых состояниях и т.д. Таким образом, человек не отдает себе полного отчета в истоках собственной мотивации.

А. Маслоу попытался объяснить, почему в разное время  людьми движут разные потребности. По степени значимости потребности располагаются в следующем порядке (рис.4):


Рис.4 Иерархия потребностей по А.Маслоу.

Человек стремится в первую очередь удовлетворить самые важные потребности. Как только ему удается удовлетворить какую-то важную потребность, она на время перестает быть движущим мотивом. Одновременно появляется побуждение к удовлетворению следующей по важности потребности.

  • Восприятие. Мотивированный человек готов к действию. Характер его действия зависит от того, как он воспринимает ситуацию. Два разных человека, будучи одинаково мотивированными, в одной и той же объективной ситуации могут действовать по-разному, поскольку по-разному воспринимают эту ситуацию, то есть они имеют избирательное восприятие.

  • ^ Избирательное искажение. Замеченные потребителем раздражители не обязательно воспринимаются им так, как это было задумано отправителем. Каждый человек стремится вписать поступающую информацию в рамки 

  • существующих у него мнений. Под избирательным искажением имеют в виду склонность людей трансформировать информацию, придавая ей личностную значимость.

  • Избирательное запоминание. Человек склонен запоминать информацию, поддерживающую его отношения и убеждения.

  • Усвоение. Человек усваивает знания в процессе деятельности. Усвоение - это определенные перемены, происходящие в поведении индивида под влиянием накопленного им опыта.

  • Убеждения и отношения. Посредством действий и усвоения человек приобретает убеждения и отношения. А они в свою очередь влияют на его покупательское поведение.

  • Убеждение - мысленная характеристика индивидом чего-либо. Убеждения могут основываться на реальных знаниях, мнениях или просто вере. Производителей, естественно, интересуют убеждения людей в отношении конкретных товаров. Из этих убеждений складываются образы товаров и марок.

  • Отношение. Почти ко всему - политике, одежде, музыке, еде и т.п. - человек имеет собственное отношение. Отношение - сложившаяся на основе имеющихся знаний устойчивая оценка индивидом какого-либо объекта или идеи, испытываемые к ним чувства и направленность возможных действий. Отношения позволяют индивиду сравнительно стабильно вести себя по отношению к схожим друг к другу товарам.
  1. ^

    Принятие решений потребителями.

    1. Процесс принятия решения о покупке.


Повседневная практика свидетельствует о том, что знание только модели изучения поведения потребителя оказывается недостаточным. Его необходимо дополнить знанием и умелым использованием модели принятия потребителем решения о покупке (рис.5.).

^ Процесс принятия решения о покупке - это процесс выбора альтернативных решений. Факт совершения необходимой покупки является лишь видимым результатом порой длительной борьбы желаний и сомнений, происходящих в 

сознании потребителя поиска информации и оценки вариантов, прежде чем он решится на приобретение товара.
Рис.5. Процесс принятия решения о покупке

Представленная на рис. 4. схема представляет полную модель принятия решения о покупке. Однако это не означает, что потребитель всегда проходит эти этапы при совершении покупки. В жизни бывает так, что некоторые из них пропускаются, либо меняется их последовательность.

Существует пять этапов, которые покупатель преодолевает на пути к принятию решения о покупке и ее совершению.

1.   Осознание проблемы. Процесс покупки начинается с осознания покупателем проблемы или нужды.

2.   Поиск информации. В поисках информации потребитель может обратиться к следующим источникам:
- личные источники (семья, друзья, соседи, знакомые);
- коммерческие источники (реклама, продавцы, упаковка, выставки и т.д.);
- общедоступные источники (средства массовой информации);
- источники собственного опыта (изучение, использование товара).



Потребитель получает наибольший объем информации о товаре из коммерческих источников. А самыми эффективными являются личные источники, то есть коммерческие источники обычно информируют, а личные - "узаконивают" информацию и (или) дают ей оценку.

  1. Оценка вариантов. Потребитель рассматривает данный товар как определенный набор его свойств. Разные потребители считают для себя актуальными разные свойства. Каждый конкретный потребитель обращает больше всего внимания на свойства товара, которые имеют отношение к его нужде. Однако намерение не всегда переходит в решение совершить покупку. Человек в той или иной степени бывает, подвержен влиянию других людей и непредвиденных обстоятельств, которые в самую последнюю минуту могут повлиять на решение о покупке. Кроме того, намерение совершить покупку может быть изменено и в результате изменений в личном или семейном бюджете, изменений в соотношении цены товара и ожидаемых выгод от его использования, перемен в статусе потребителя, экономических потрясений в обществе и т.п.

4.   Решение о покупке. Оценка вариантов приводит к ранжированию товаров в комплекте выбора. У потребителя формируется намерение совершить покупку наиболее предпочтительного товара.

5. Реакция на покупку. Степень удовлетворенности или неудовлетворенности потребителя совершенной покупкой формирует его реакцию. Все зависит от соотношения между ожиданиями потребителя и эксплуатационными свойствами товара. Если товар соответствует ожиданиям, то потребитель удовлетворен, если превышает их - потребитель весьма удовлетворен, если не соответствует им - потребитель не удовлетворен.
^

2.2. Поведение покупателей по отношению к новинкам.


Специфично поведение покупателей по отношению к новинке. Под новинкой понимается товар, который часть потенциальных клиентов воспринимает как нечто новое, а под ее восприятием понимается решение индивида стать регулярным пользователем товара.



Этапы процесса восприятия подразделяют на:
1) осведомленность – потребитель узнает о новинке, но не имеет о ней достаточной информации;
2) интерес – потребитель ориентирован на поиски информации о новинке;
3) оценка – потребитель решает, имеет ли смысл опробовать новинку;
4) проба – потребитель опробует новинку в небольших масштабах с тем, чтобы составить более полное представление о ее ценности;
5) восприятие – решение потребителя в полной мере и регулярно пользоваться новинкой.

Люди заметно отличаются друг от друга своей готовностью к опробованию новых товаров. Восприимчивость к новому - это степень сравнительного опережения индивидом остальных членов своей общественной системы в восприятии новых идей. Категории потребителей по времени восприятия ими новинок показаны на рис.6.

Рис.6 Категории потребителей по времени восприятия ими новинок.

Процесс такой восприимчивости существенно зависит от роли личного влияния - эффект, который производит сообщения о товаре, сделанное одним человеком, на отношение другого человека к этому товару или на вероятность совершения им покупки.

На темпы восприятия новинки особенно влияют пять ее характеристик:
1) сравнительное преимущество, т.е. степень ее кажущегося превосходства над существующими товарами;
^ 2) совместимость, т.е. степень соответствия принятым потребительским ценностям и опыту потребителей;
3) сложность, т.е. степень относительной трудности понимания ее сути и 

использования;
^ 4) делимость процесса знакомства с ней, т.е. возможность опробования ее в ограниченных масштабах;
5) коммуникационная наглядность, т.е. степень наглядности или возможности описания другим человеком результатов ее использования.
^

3. Методы управления покупательским поведением.

    1. Мерчендайзинг.


Мерчандайзинг — это система мероприятий, проводимых в микромире магазина и направленных на то, чтобы покупателю было удобно, приятно и выгодно совершать покупки.

Основными составляющими мерчандайзинга являются: упаковка, размещение товара, использование рекламной составляющей продвижения товара в корзину потребителя, ценовая политика. В своей совокупности все эти аспекты направлены на одно: сбыть товар. Механизм действия мерчандайзинга заключается в том, чтобы создать такую среду для покупателя, которая, воздействуя требуемым образом на его поведение, индуцирует в нем мотив к покупке.

Психологи установили, что чаще всего покупки совершаются не по заранее составленному перечню, а импульсивно — по принципу «пришел, увидел, купил». Исследования компании Point of Purchase Advertising Inctitute (POPAI) показывают, что твердо запланированных покупок всего 30%, 8-10% — альтернативные покупки и 60% — импульсные покупки. И даже если покупка товара предварительно запланирована, 7 из 10 покупателей принимают решение о выборе того или иного производителя непосредственно в торговом зале5.

Особенно сильно эффект импульсивности выражен в больших магазинах самообслуживания — обилие товаров оказывает гипнотизирующее воздействие на покупателей. Большую роль при этом играет внешний вид товара, его запах и 

цвет: маринады, фруктовые компоты в стеклянных банках, конфеты, пирожные, закуски составляют в общем более 70% таких покупок.

В мерчандайзинге существуют и другие методы гипнотизации покупателей. Резко повышают сбыт магазины, в которых дают попробовать товар (например, масло) или бесплатно угощают напитками (например, кофе). Стимулирует импульсные покупки и комплексная выкладка товара. Это значит, что в одном месте размещаются взаимосвязанные друг с другом товары. Так, товары могут выкладываться на основе тематической связи — рядом размещается все, что имеет отношение, например, к рыбалке или игре в гольф. Другой способ: товары каждого производителя располагаются отдельно и не смешиваются. Это удобно для покупателей, которые отдают предпочтение тому или иному брэнду. Очень эффективна выкладка на основе цветовой гаммы — цветовыми блоками. Это особенно важно для магазинов, продающих одежду или обувь: психологи установили, что вначале человек определяется с цветом, а потом уже решает, подходит ему данный фасон или нет.

^ Законы зрительного восприятия товара

1. Закон «Фигуры и фона». Суть этого закона — в ярком выделении одного объекта на фоне других. Человек всегда выделяет, «выхватывает» из окружения один объект, при этом другие окружающие объекты на какое-то время становятся фоном.

^ 2. Закон «Уровня глаз». В зоне наибольшей концентрации внимания человека находятся предметы, расположенные на уровне глаз, точнее, в зоне ± 20 см от уровня глаз взрослого человека среднего роста. Стоит ли говорить, что товар, расположенный на уровне глаз, продается намного лучше, чем на других полках.

^ 3. Закон «Мертвой зоны». Все, что видит вокруг себя неподвижно стоящий человек, называется зрительным полем. Предметы, попавшие в нижнюю часть зрительного поля, часто остаются без внимания. При этом левый нижний угол является самым неудачным — там взгляд человека останавливается реже всего. Соответственно, нижние полки как наименее осматриваемые должны занимать крупные упаковки (например, стирального порошка), товар целенаправленного спроса (бочонки пива или дешевые макаронные изделия) или товарный запас. По 

данным маркетинговых исследований в супермаркетах, на нижние полки приходится лишь 5% продаж.

^ 4. Закон «Группировки». Этот закон отражает особенности восприятия человека и особенности его мышления. Человеку легче воспринимать информацию, если она сгруппирована. В идеале товар должен объединяться в группы по нескольким основаниям одновременно, например по торговой марке, по виду товара, по весу/размеру упаковки, по цене. Главная задача — выложить товар так, чтобы покупатель мог легко в нем сориентироваться.

Типичный пример группировки в магазине одежды: предметы одной коллекции вывешены рядом: жакет, блузы, брюки, юбки, платье и куртка.

6. Закон «7 ± 2». Психологи говорят, что объем восприятия человека ограничен — в один момент времени он может «ухватить» и запомнить лишь пять-семь, максимум девять предметов. В магазине это число уменьшается до 3-5, ведь в процессе покупки покупатель выполняет несколько действий одновременно.

^ Законы зрительного восприятия цвета

Цвет оказывает на человека сильное эмоциональное воздействие. Не последнюю роль играют насыщенность цвета, его оттенки или сочетание с другим цветом. Яркие, насыщенные тона привлекают к себе внимание намного быстрее, чем бледные. Светлые оттенки более приятны глазу, чем темные. Но не стоит забывать, что восприятие человеком цвета и отношение к нему также зависят от того, что за материальный объект перед ним и какую функцию несет цвет. Восприятие системы освещения в магазине

Организация освещения является важной составляющей системы мерчандайзинга в магазине. Удачное освещение способствует повышению продаж, а неудачное — снижает продажи даже востребованного товара. Люди склонны устремлять свои взгляды на те предметы, которые хорошо освещены и, соответственно, хорошо видны.

Для разных групп товаров существуют рекомендации по организации освещения, помогающие создать наиболее комфортные условия для покупателей и показать товар в выгодном свете в буквальном смысле этого слова:



• хлеб, выпечка, торты — теплые золотистые оттенки света;

• молочные продукты, замороженные товары, рыба — холодные оттенки света подчеркнут охлажденность товара;

• мясопродукты — высокая степень цветопередачи, нейтральный белый свет;

• цветы, овощи, фрукты — высокая цветопередача, свет, близкий по спектру к солнечному, дадут ощущение свежести и сочности;

• одежда и обувь — самая высокая степень цветопередачи, высокий уровень общей освещенности, обязательно акцентное освещение;

• ювелирные магазины — акцентное освещение, множество источников света, различные приемы для разных металлов и камней;

• детские товары, игрушки — высокий уровень общей освещенности, теплые оттенки света.
    1. Реклама.


Эффективная реклама направлена сразу и на бессознательное, и на сознательное, то есть и на мысли, и на чувства, и на отношения, и на поведение человека. Такой подход изменяет отношение, видоизменяя поведение. Он воздействует, на покупателя со всех сторон - убеждает, заставляет, привлекает, вынуждает, приказывает исполнять пожелания продавца.

Наибольшее управление покупательским поведением происходит, когда рекламой занимаются известные дикторы телевидения. Образ таких людей воспринимается по ассоциации с психологическими установками, которые получал советский человек от партии и правительства через средства массовой информации. Такое явление очень хорошо закрепляется в мозгу на уровне рефлекса.

Реклама - это именно психологическое программирование людей. Парадокс мышления человека именно в том и состоит, что он лучше воспринимает и больше доверяет не той рекламе, которая, которая явно пытается воздействовать на него, а той, которая, казалось бы, только информирует.



Рекламные произведения, выполненные на высоком творческом уровне могут обладать большой художественной ценностью, эстетической выразительностью. Нередко они перерастают в образы-символы, воздействующие на духовный и эмоциональный мир человека и оказывающие влияние на формирование его убеждений, ценностных ориентацией эстетических образов. Выразительность и смысловая насыщенность рекламного произведения воздействуют на сознание человека, заставляя его не только ознакомиться с рекламным сообщением, но и принять рекламную идею в качестве руководства к действию.

Чтобы повысить степень вовлеченности потребителя в покупку определенного товара, производители используют четыре стратегии:

1. Они связывают использование продукта с решением какой-либо проблемы – например, зубная паста Colgate и профилактика кариеса.

2. Продукт привязывается к некой личной ситуации - к примеру, в рекламе кофе используется сюжет о том, что аромат утреннего кофе помогает потребителю стряхнуть остатки сна.

3. Разрабатывается рекламная кампания, вызывающая сильную эмоциональную реакцию на затронутые в ней темы личных ценностей или защиты «Я» потребителя.

4. Совершенствуется продукция (например, в пару к простому прохладительному напитку добавляется витаминизированный).
^

3.3. Метод культурного кода.


Основоположником «Метода Культурного Кода (КК)», принято считать американского психотерапевта Клотера Рапая. Культурный код - это способ сохранения и передачи информации, тип культурной памяти.

В зависимости от своеобразия культурного кода принято выделять три глобальных типа культуры: дописьменную, письменную и экранную.

На основе данных, полученных от фокус-групп необходимого сегмента потребителей, которые в той или иной пропорции есть в любой стране, регионе, городе и так далее, определяются основные ассоциации людей с продуктом или 

услугой. Полученные данные анализируются, подвергают статистической обработке и далее используются маркетологами и PR-подразделениями для продвижения конкретного товара или услуги.

Автор настаивает на том, что культурные коды статичны. Матрица, заложенная несколько веков назад, продолжает и сегодня определять мозги потребителей в той или иной национальной культуре.

Основатель метода Культурного Кода говорит, что если Вы найдете ключ к сознанию Вашего потребителя (слово или выражение, а затем и визуальная форма), с помощью КК своего сегмента покупателей, КК своего товара, и соответствия их друг другу, то можно убедить покупателя, что Вы предлагаете необходимую ему вещь.

3.4. Брендинг.


Практика изучения спроса показывает, что добиться внимания потребителя можно разными способами. Одни компании снижают цены на товар до минимального уровня, другие тратят значительные средства на рекламу, кто-то работает над повышением качества продукта. Но эти меры сложно назвать – они имеют кратковременный эффект и порой обходятся слишком дорого. Если же компания позиционирует себя как субъект коммерческой деятельности, нацеленный на развитие и расширение своего влияния в выбранном сегменте рынка, только профессиональный брендинг способен привести ее к вершинам успеха.

Конечная цель, которую преследует брендинг, это повышение уровня продаж. Достичь ее можно в том случае, если потребитель будет выделять предлагаемый продукт среди множества других, доверяя его качеству и отдавая предпочтение перед аналогичными продуктами. Брендинг – это искусство среди прочих маркетинговых инструментов, сочетающее в себе точный расчет и творческий подход, детально выверенные технологии с гарантированным успехом и учет психологических аспектов, побуждающих потребителя сделать выбор в пользу продвигаемого бренда.

^



3.5. Прочие инструменты управления поведением покупателей.


Журнал Inter Research опубликовал весьма интересный рейтинг — пять самых эффективных инструментов управления потребительским поведением во время экономического спада6.

  1. ^ Почти даром

На первом месте оказался проверенный временем прием — массовая реклама товаров-приманок. Торговец устанавливает заведомо заниженную цену на один-два товара, указывая ее во всех промо-материалах, включая также медийную и наружную рекламу. Чрезвычайно привлекательное предложение побуждает потенциального потребителя прийти в магазин. Там зачастую выясняется, что акционный товар уже продан (он, как правило, раскупается за несколько дней). Далее сотрудники торговой точки убеждают посетителя приобрести что-нибудь другое.

По информации Inter Research, массовая реклама дешевых товаров-приманок — не только самый действенный, но и наиболее распространенный во время кризиса инструмент стимулирования сбыта. Чаще других им пользуются ретейлеры, производители бытовой техники, одежды, обуви, косметики и парфюмерии.

  1. ^ Только для вас!

Вторую позицию в рейтинге занимают персональные скидки. По информации аналитиков Inter Research, в условиях кризиса индивидуальные ценовые предложения стали наиболее действенным инструментом стимулирования продаж. «Наша задача — добиться того, чтобы потребитель тратил больше, чем прежде, но при этом считал, что экономит, — иронизировал собственник сети отелей La Maison Жорж Аллер. — Создать такую иллюзию помогает правильно рассчитанная персональная скидка. Даже самые примитивные схемы формирования индивидуальных ценовых предложений — дисконт постоянного клиента (предоставляется после приобретения товаров и услуг на определенную сумму) и накопительная скидка (дисконт увеличивается после каждой покупки) — эффективнее обычных распродаж».

  1. 

  2. Условно дешевле

Замыкают первую тройку рейтинга самых эффективных во время кризиса инструментов управления потребительским поведением — условные распродажи. Суть этого промоприема сводится к тому, чтобы создать иллюзию резкого снижения цены там, где его не было. Существует множество вариаций этого рекламного трюка. Самая простая и распространенная в Восточной Европе — фальшивые исправления на ценниках. Речь идет о примитивном, но чрезвычайно действенном манипулятивном приеме, к которому часто прибегают продавцы одежды и аксессуаров. На ярлычке пишут две цены — завышенную и реальную. Первую перечеркивают, вторую выделяют как результат уценки. Покупатель воспринимает это как счастливую возможность приобрести вещь, которая при нормальной продаже была бы ему не по карману.

Иногда во время условной распродажи магазин анонсирует скидки 50–70%, не уточняя, о каких именно товарах идет речь. При этом в торговом зале акционные модели выставляют с ценниками, а остальные — без. Выглядит это так, будто скидки предоставляются на весь ассортимент. Некоторые клиенты узнают цену выбранных вещей только на кассе.
^



Заключение.



Специфика рынка потребительских товаров состоит в том, что эти рынки делятся на многочисленные сегменты, имеющие определенные категории покупателей со своими требованиями, вкусами, запросами, традициями, культурными особенностями, границами платежеспособного спроса. Именно потребитель, решая, что и где покупать, определяет, какие товары производить и какой бизнес будет успешным. Свобода выбора товаров покупателем в настоящее время особенно усилилась благодаря его мобильности и лучшей информированности при помощи рекламы, средств массовой информации, сети Интернет. Исследователи рынка изучают влияние многочисленных факторов на поведение покупателя при принятии им решения о покупке.

Управлять поведением покупателя, значит знать о движущих им мотивах, стимулах, уметь привлечь и удержать его внимание, создать благоприятную атмосферу для покупок.
^



Список использованной литературы.





  1. Блэкуэлл Р., Миниард П., Энджел Дж. Поведение потребителей. 10-е изд. / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2007. — 944 с.

  2. К. Гандерова, Журнал «РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция» №3/2009

  3. Рапай К. Культурный код: Как мы живем, что покупаем и почему: пер.с англ.-М. Альпина Бизнес Букс – 2008 - 167с.

  4. С.В. Сысоева, Мерчандайзинг как программирование поведения покупателя

  5. Федорец М. Н. Анализ потребителя как необходимая составляющая успешной работы на рынке // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2002. - № 1. - С. 16-18.

  6. www.reklamist.com

  7. www.business-master.com.ua



1 К.Гандерова , Журнал «РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция» №3/2009


2 Блэкуэлл Р., Миниард П., Энджел Дж. Поведение потребителей. 10-е изд. / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2007. — 944 с.


3 Журнал «РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция» №3/2009


4 Федорец М. Н. Анализ потребителя как необходимая составляющая успешной работы на рынке // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2002. - № 1. - С. 16-18.


5 по материалам www.business-master.com.ua


6 По материалам сайта www.reklamist.com




Скачать файл (876.8 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru